Реализация сети в операционной системе Linux
Глеб Пахаренко
Рассмотрим
подробнее что происходит с пакетом при попадании в нашу машину. Сначала он
обрабатывается драйвером аппаратуры(сетевой карты и т.д) если пакет
предназначен нам то он посылается на выше лежащий уровень - сетевой там
определяется для кого он предназначен: нам или кому-то другому, для этого
просматривается кэш маршрутизации, если там нет маршрута то Forwarding Information
Base (FIB), если пакет предназначен другому компьютеру то ядро шлёт его на
соответствующее устройство (сетевую карту) ,если нам ,то через транспортный и
вышележащие уровни приложению. Обмен данными между приложением и ядром
осуществляется через абстракцию сокета. В Линухе используется BSD сокеты.
Рассмотрим
поподробнее структуру пакета
Ключ
к быстрому обмену данными в использовании структуры sk_buf и передачи на
вышестоящие уровни только указателя на неё
описание
структуры лежит в linux/skbuff.h
её поля
struct sk_buff {
/* These two members must be first.
*/
struct sk_buff * next; /* Next
buffer in list */
struct sk_buff * prev; /* Previous
buffer in list */
struct sk_buff_head * list; /* List
we are on */
struct sock *sk; /* Socket we are
owned by */
struct timeval stamp; /* Time we
arrived */
struct net_device *dev; /* Device we
arrived on/are leaving by */
/* Transport layer header */
union
{
struct tcphdr *th;
struct udphdr *uh;
struct icmphdr *icmph;
struct igmphdr *igmph;
struct iphdr *ipiph;
struct spxhdr *spxh;
unsigned char *raw;
} h;
/* Network layer header */
union
{
struct iphdr *iph;
struct ipv6hdr *ipv6h;
struct arphdr *arph;
struct ipxhdr *ipxh;
unsigned char *raw;
} nh;
/* Link layer header */
union
{
struct ethhdr *ethernet;
unsigned char *raw;
} mac;
struct dst_entry *dst;
/*
* This is the control buffer. It is
free to use for every
* layer. Please put your private
variables there. If you
* want to keep them across layers
you have to do a skb_clone()
* first. This is owned by whoever
has the skb queued ATM.
*/
char cb[48];
unsigned int len; /* Length of
actual data */
unsigned int data_len;
unsigned int csum; /* Checksum */
unsigned char __unused, /* Dead
field, may be reused */
cloned, /* head may be cloned (check
refcnt to be sure). */
pkt_type, /* Packet class */
ip_summed; /* Driver fed us an IP
checksum */
__u32 priority; /* Packet queueing
priority */
atomic_t users; /* User count - see
datagram.c,tcp.c */
unsigned short protocol; /* Packet
protocol from driver. */
unsigned short security; /* Security
level of packet */
unsigned int truesize; /* Buffer
size */
unsigned char *head; /* Head of
buffer */
unsigned char *data; /* Data head
pointer */
unsigned char *tail; /* Tail pointer
*/
unsigned char *end; /* End pointer
*/
void (*destructor)(struct sk_buff
*); /* Destruct function */
#ifdef CONFIG_NETFILTER
/* Can be used for communication
between hooks. */
unsigned long nfmark;
/* Cache info */
__u32 nfcache;
/* Associated connection, if any */
struct nf_ct_info *nfct;
#ifdef CONFIG_NETFILTER_DEBUG
unsigned int nf_debug;
#endif
#endif /*CONFIG_NETFILTER*/
#if defined(CONFIG_HIPPI)
union{
__u32 ifield;
} private;
#endif
#ifdef CONFIG_NET_SCHED
__u32 tc_index; /* traffic control
index */
#endif
};
там
же содержится масса полезных функций для работы с sk_buff. все протоколы используют ету структуру добавляя заголовки своего
уровня
Маршрутизация
Уровень
IP использует
3 структуры для маршрутизации FIB где хранятся все маршруты routing cache где находятся
наиболее часто используемые neibour table список компьютеров физически соединенных с данным
FIB содержит
32 зоны по одной на каждый бит ip адреса каждая зона содержит точки входа для хостов и сетей которые
задайтся данной маской подсети 255.0.0.0 имеет 8 значащих бит и поэтому в восьмой
зоне 255.255.255.0 в 24 зоне
файл /proc/net/route содержит FIB
routing cache хэш-таблица
которая содержит до 256 цепочек маршрутов если подходящий маршрут не найден в кэше
то он добавляется туда из FIB устаревшие записи по истечении некоторого времени удаляются содержимое
кэша можно увидеть в /proc/net/rt_cache
Инициализация
сети
главные
настройки сети в дистрибутиве RedHat
(Mandrake) лежат в /etc/sysconfig/network ,/etc/sysconfig/network-scripts/ifcfg-eth0 и тд...
содержимое
моих файлов (не в virtual mashine редхате а на нормальной машине Mandrake-8.2 где соответственно нет никаких
сетевых карт)
/etc/sysconfig/network
NETWORKING=yes
FORWARD_IPV4=false
HOSTNAME=freeland.linux
DOMAINNAME=linux
/etc/sysconfig/network-scripts/ifcfg-lo
DEVICE=lo
IPADDR=127.0.0.1
NETMASK=255.0.0.0
NETWORK=127.0.0.0
# If you're having problems with
gated making 127.0.0.0/8 a martian,
# you can change this to something
else (255.255.255.255, for example)
BROADCAST=127.255.255.255
ONBOOT=yes
NAME=loopback
Очень
полезной программой является ifconfig синтаксис которой подробно рассмотрен в мануале
[20:16][pts1]/etc/sysconfig/network-scripts
[root]
#ifconfig
lo Link encap:Local Loopback
inet addr:127.0.0.1 Mask:255.0.0.0
UP LOOPBACK RUNNING MTU:16436
Metric:1
RX packets:3242 errors:0 dropped:0
overruns:0 frame:0
TX packets:3242 errors:0 dropped:0
overruns:0 carrier:0
collisions:0 txqueuelen:0
RX bytes:227644 (222.3 Kb) TX
bytes:227644 (222.3 Kb)
не
менее полезна команда route
#route
Kernel IP routing table
Destination Gateway Genmask Flags
Metric Ref Use Iface
127.0.0.0
* 255.0.0.0 U 0 0 0 lo
её
назначение ,а также многих других описано в Linux Network Administrator Guide
Соединения
В
этой части мы подробно рассмотрим сокеты и всё что с ними связано
Когда
процесс создаёт сокет то он пустой потом система определяет маршрут к удалённому
хосту и вносит эту информацию в сокет. После этого пакеты направляются на нужное
устройство
Есть
два типа сокетов BSD сокеты которые включают как член INET cокеты BSD сокеты описываются
структурой struct socket в linux/net.h
struct socket
{
socket_state state;
unsigned long flags;
struct proto_ops *ops;
struct inode *inode;
struct fasync_struct *fasync_list;
/* Asynchronous wake up list */
struct file *file; /* File back
pointer for gc */
struct sock *sk;
wait_queue_head_t wait;
short type;
unsigned char passcred;
};
struct proto_ops {
int family;
int (*release) (struct socket
*sock);
int (*bind) (struct socket *sock,
struct sockaddr *umyaddr,
int sockaddr_len);
int (*connect) (struct socket *sock,
struct sockaddr *uservaddr,
int sockaddr_len, int flags);
int (*socketpair) (struct socket
*sock1, struct socket *sock2);
int (*accept) (struct socket *sock,
struct socket *newsock,
int flags);
int (*getname) (struct socket *sock,
struct sockaddr *uaddr,
int *usockaddr_len, int peer);
unsigned int (*poll) (struct file
*file, struct socket *sock, struct poll_table_struct *wait);
int (*ioctl) (struct socket *sock,
unsigned int cmd,
unsigned long arg);
int (*listen) (struct socket *sock,
int len);
int (*shutdown) (struct socket
*sock, int flags);
int (*setsockopt) (struct socket
*sock, int level, int optname,
char *optval, int optlen);
int (*getsockopt) (struct socket
*sock, int level, int optname,
char *optval, int *optlen);
int (*sendmsg) (struct socket *sock,
struct msghdr *m, int total_len, struct scm_cookie *scm);
int (*recvmsg) (struct socket *sock,
struct msghdr *m, int total_len, int flags, struct scm_cookie *scm);
int (*mmap) (struct file *file,
struct socket *sock, struct vm_area_struct * vma);
ssize_t (*sendpage) (struct socket
*sock, struct page *page, int offset, size_t size, int flags);
};
наиболее
важные поля
*
struct
proto_ops *ops указывает на
протокольно зависимые функции
struct inode на inode файла сокета
struct sock* на инет сокет
INET net/sock.h struct sock
struct sock {
/* Socket demultiplex comparisons on
incoming packets. */
__u32 daddr; /* Foreign IPv4 addr */
__u32 rcv_saddr; /* Bound local IPv4
addr */
__u16 dport; /* Destination port */
unsigned short num; /* Local port */
int bound_dev_if; /* Bound device
index if != 0 */
/* Main hash linkage for various
protocol lookup tables. */
struct sock *next;
struct sock **pprev;
struct sock *bind_next;
struct sock **bind_pprev;
volatile unsigned char state, /*
Connection state */
zapped; /* In ax25 & ipx means
not linked */
__u16 sport; /* Source port */
unsigned short family; /* Address
family */
unsigned char reuse; /* SO_REUSEADDR
setting */
unsigned char shutdown;
atomic_t refcnt; /* Reference count
*/
socket_lock_t lock; /*
Synchronizer... */
int rcvbuf; /* Size of receive
buffer in bytes */
wait_queue_head_t *sleep; /* Sock
wait queue */
struct dst_entry *dst_cache; /*
Destination cache */
rwlock_t dst_lock;
atomic_t rmem_alloc; /* Receive
queue bytes committed */
struct sk_buff_head receive_queue;
/* Incoming packets */
atomic_t wmem_alloc; /* Transmit
queue bytes committed */
struct sk_buff_head write_queue; /*
Packet sending queue */
atomic_t omem_alloc; /*
"o" is "option" or "other" */
int wmem_queued; /* Persistent queue
size */
int forward_alloc; /* Space
allocated forward. */
__u32 saddr; /* Sending source */
unsigned int allocation; /*
Allocation mode */
int sndbuf; /* Size of send buffer
in bytes */
struct sock *prev;
/* Not all are volatile, but some
are, so we might as well say they all are.
* XXX Make this a flag word -DaveM
*/
volatile char dead,
done,
urginline,
keepopen,
linger,
destroy,
no_check,
broadcast,
bsdism;
unsigned char debug;
unsigned char rcvtstamp;
unsigned char use_write_queue;
unsigned char userlocks;
/* Hole of 3 bytes. Try to pack. */
int route_caps;
int proc;
unsigned long lingertime;
int hashent;
struct sock *pair;
/* The backlog queue is special, it
is always used with
* the per-socket spinlock held and
requires low latency
* access. Therefore we special case
it's implementation.
*/
struct {
struct sk_buff *head;
struct sk_buff *tail;
} backlog;
rwlock_t callback_lock;
/* Error queue, rarely used. */
struct sk_buff_head error_queue;
struct proto *prot;
#if defined(CONFIG_IPV6) || defined
(CONFIG_IPV6_MODULE)
union {
struct ipv6_pinfo af_inet6;
} net_pinfo;
#endif
union {
struct tcp_opt af_tcp;
#if defined(CONFIG_INET) || defined
(CONFIG_INET_MODULE)
struct raw_opt tp_raw4;
#endif
#if defined(CONFIG_IPV6) || defined
(CONFIG_IPV6_MODULE)
struct raw6_opt tp_raw;
#endif /* CONFIG_IPV6 */
#if defined(CONFIG_SPX) || defined
(CONFIG_SPX_MODULE)
struct spx_opt af_spx;
#endif /* CONFIG_SPX */
} tp_pinfo;
int err, err_soft; /* Soft holds
errors that don't
cause failure but are the cause
of a persistent failure not just
'timed out' */
unsigned short ack_backlog;
unsigned short max_ack_backlog;
__u32 priority;
unsigned short type;
unsigned char localroute; /* Route
locally only */
unsigned char protocol;
struct ucred peercred;
int rcvlowat;
long rcvtimeo;
long sndtimeo;
#ifdef CONFIG_FILTER
/* Socket Filtering Instructions */
struct sk_filter *filter;
#endif /* CONFIG_FILTER */
/* This is where all the private
(optional) areas that don't
* overlap will eventually live.
*/
union {
void *destruct_hook;
struct unix_opt af_unix;
#if defined(CONFIG_INET) || defined
(CONFIG_INET_MODULE)
struct inet_opt af_inet;
#endif
#if defined(CONFIG_ATALK) ||
defined(CONFIG_ATALK_MODULE)
struct atalk_sock af_at;
#endif
#if defined(CONFIG_IPX) ||
defined(CONFIG_IPX_MODULE)
struct ipx_opt af_ipx;
#endif
#if defined (CONFIG_DECNET) ||
defined(CONFIG_DECNET_MODULE)
struct dn_scp dn;
#endif
#if defined (CONFIG_PACKET) ||
defined(CONFIG_PACKET_MODULE)
struct packet_opt *af_packet;
#endif
#if defined(CONFIG_X25) ||
defined(CONFIG_X25_MODULE)
x25_cb *x25;
#endif
#if defined(CONFIG_AX25) ||
defined(CONFIG_AX25_MODULE)
ax25_cb *ax25;
#endif
#if defined(CONFIG_NETROM) ||
defined(CONFIG_NETROM_MODULE)
nr_cb *nr;
#endif
#if defined(CONFIG_ROSE) ||
defined(CONFIG_ROSE_MODULE)
rose_cb *rose;
#endif
#if defined(CONFIG_PPPOE) ||
defined(CONFIG_PPPOE_MODULE)
struct pppox_opt *pppox;
#endif
#ifdef CONFIG_NETLINK
struct netlink_opt *af_netlink;
#endif
#if defined(CONFIG_ECONET) ||
defined(CONFIG_ECONET_MODULE)
struct econet_opt *af_econet;
#endif
#if defined(CONFIG_ATM) ||
defined(CONFIG_ATM_MODULE)
struct atm_vcc *af_atm;
#endif
#if defined(CONFIG_IRDA) ||
defined(CONFIG_IRDA_MODULE)
struct irda_sock *irda;
#endif
#if defined(CONFIG_WAN_ROUTER) ||
defined(CONFIG_WAN_ROUTER_MODULE)
struct wanpipe_opt *af_wanpipe;
#endif
} protinfo;
/* This part is used for the timeout
functions. */
struct timer_list timer; /* This is
the sock cleanup timer. */
struct timeval stamp;
/* Identd and reporting IO signals
*/
struct socket *socket;
/* RPC and TUX layer private data */
void *user_data;
/* Callbacks */
void (*state_change)(struct sock
*sk);
void (*data_ready)(struct sock
*sk,int bytes);
void (*write_space)(struct sock
*sk);
void (*error_report)(struct sock
*sk);
int (*backlog_rcv) (struct sock *sk,
struct sk_buff *skb);
void (*destruct)(struct sock *sk);
};
Эта
структура очень широко используется и имеет много hacks зависящих от
конфигурации как видим для каждого протокола здесь найдется местечко
Сокеты
проходят через процесс маршрутизации только один раз для каждого маршрута. Они содержат
указатель на маршрут struct sock-
>dst_cache* и вызывают ip_route_connect (net/route.h) для нахождения маршрута информация записывается
в dst_cache и сокет дальше
использует её не повторяя операции поиска маршрута пока не случится что-то необычное
в этом и есть смысл connect
Установление
соединения
Рассмотрим
стандартный пример
/*
look up host */
server = gethostbyname(SERVER_NAME);
/* get socket */
sockfd = socket(AF_INET,
SOCK_STREAM, 0);
/* set up address */
address.sin_family = AF_INET;
address.sin_port = htons(PORT_NUM);
memcpy(&address.sin_addr,server->h_addr,server->h_length);
/* connect to server */
connect(sockfd, &address,
sizeof(address));
socket создаёт
обект сокета определенного типа и инициализирует его также делает дефолтовские очереди
(incoming,outgoing,error,backlog) и заголовок TCP
connect определяет
маршруты вызывая протокольно зависимые функции (tcp_v4_connect(),udp_connect()) net/socket.c
asmlinkage long sys_connect(int fd,
struct sockaddr *uservaddr, int addrlen)
{
................................
err = sock->ops->connect(sock,
(struct sockaddr *) address, addrlen,
sock->file->f_flags);
..........................
}
int sock_create(int family, int
type, int protocol, struct socket **res)
{
.....................................
//cоздаем протокольно зависимый сокет!
//--------------------------------------
if ((i =
net_families[family]->create(sock, protocol))
{
sock_release(sock);
goto out;
}
.................
}
Функции
Socket
Проверяем
ошибки
Выделяем
память
Ложим
сокет в список inode
Устанавливаем
указатели на протокольно зависимые части
Сохраняем
данные про тип и параметры сокета
Устанавливаем
сокет в положение закрыт
Инициализируем
очереди пакетов
Connect
Проверяем
ошибки
Определяем
Маршрут
Проверяем
кэш
Смотрим
в FIB
Создаем
новую запись в таблице маршрутизации
Заполняем
её и возвращаем
Сохраняем
указатель на запись маршрутизации в сокете
Вызываем
протокольно зависимую функцию connect
Устанавливаем
сокет в соединенный
Также
надо не забыть закрыть сокет
Close вызывает sock_close in socket.c
void sock_release(struct socket
*sock)
{
if (sock->ops)
sock->ops->release(sock);
...........................
}
а
та через цепочку вызовов протокольнозависимую функцию
Дополнительные функции
void inet_sock_release(struct sock
*sk) -net/ipv4/af_inet.c
назвние
говорит за себя + хороший комментарий Алана Коха
fib_lookup() - include/net/ip_fib.h
возвращает
маршрут .Написана русским -Кузнецов!
fn_hach_lookup net/fib_hash.c
возвращает маршрут по адресу
inet_create net/ipv4/af_inet.c
создает сокет
inet_release
ip_route_connect
вызывает
ip_route_output для определении адреса назначения
ip_route_output
ip_route_output_slow
rt_intern_hash
полезные для маршрутизации функции
sock_close()
sock_create()
sock_init_data net/core/sock.c инициализирует основные поля сокета
sock_release net/socket.c
sys_socket
tcp_close net/ipv4/tcp.c
устанавливает флаг FYN
tpc_connect net/ipv4/tpc_output.c
сохдает
пакеты для соединения с установленным размером окна
и
соответствующими битами, ложит пакет в очередь и выpывает
tcp_transmit_skb
чтоб послать пакет
tcp_transmit_skb
-заполняет заголовок пакета и передает его
на уроветь IP
tcp_v4_connect()
вызывает ip_route_connect
создает
соединительный пакет и вызывает tcp_connect
udp_close
udp_connect
Обмен данными
Эта
часть описывает процесс обмена данными между различными уровнями ядра и сети
Когда приложение отправляет данные то оно пишет в сокет тот в своб очередь
определяет свой тип и вызывает соответствующую функцию,та передает данные
протоколу транспортного уровня(tcp,udp) функции етого уровня создают структуру
sk_buff,копируют в неё данные заполняют заголовок своего уровня,считают
контрольную сумму и шлют на уровень IP.Там дописывается заголовок
ip,checksum,возможно пакет фраг менторуется и шлётся на xmit очередь сетевого
девайса ,тот посылает пакет в сеть.
dev_queue_xmit() - net/core/dev.c
spin_lock_bh()
-блокируем девайс
если
у него есть очередь
calls
enqueue() добавляем пакет
calls
qdis() пробуждаем девайс
else calls dev->hard_start_xmit()
calls spin_unlock_bh() освобождаем девайс
DEVICE->hard_start_xmit() - зависит от
девайса,
drivers/net/DEVICE.c
в
общем проверяет открыто ли устройство
посылает
заголовок
говорит
системной шине послать пакет
обновляет статус
inet_sendmsg() - net/ipv4/af_inet.c
int inet_sendmsg(struct socket
*sock, struct msghdr *msg, int size,
struct scm_cookie *scm)
{
struct sock *sk = sock->sk;
/*биндим сокет. */
if (sk->num==0 &&
inet_autobind(sk) != 0)
return
-EAGAIN;
вызываем
функцию протокола чтоб послать данные
return sk->prot->sendmsg(sk,
msg, size);
}
ip_build_xmit - net/ipv4/ip_output.c
(604)
calls sock_alloc_send_skb() выделяем память
=заголовочек=
if(!sk->protinfo.af_inet.hdrincl)
{
iph->version=4;
iph->ihl=5;
iph->tos=sk->protinfo.af_inet.tos;
iph->tot_len = htons(length);
iph->frag_off = df;
iph->ttl=sk->protinfo.af_inet.mc_ttl;
ip_select_ident(iph,
&rt->u.dst, sk);
if (rt->rt_type != RTN_MULTICAST)
iph->ttl=sk->protinfo.af_inet.ttl;
iph->protocol=sk->protocol;
iph->saddr=rt->rt_src;
iph->daddr=rt->rt_dst;
iph->check=0;
iph->check =
ip_fast_csum((unsigned char *)iph, iph->ihl);
err = getfrag(frag, ((char
*)iph)+iph->ihl*4,0, length-iph->ihl*4);
}
calls
getfrag() копируем данные у юзера
returns rt->u.dst.output() [=
dev_queue_xmit()]
ip_queue_xmit() -
net/ipv4/ip_output.c (234)
cмотри
маршрут
достраиваем
ip заголовок
фрагментирум
если надо
adds IP checksum
calls skb->dst->output() [=
dev_queue_xmit()]
qdisc_restart() -
net/sched/sch_generic.c (50)
вырываем
пакет из очереди
calls
dev->hard_start_xmit()
обновляем
статистику
if
если ошибка опять стввим пакет в очередь
sock_sendmsg() - net/socket.c (325)
проверяем права и всё такое
calls scm_sendmsg() [socket control
message]
шлёмс данные
calls
sock->ops[inet]->sendmsg() and destroys scm
>>> sock_write() -
net/socket.c (399)
calls socki_lookup() accоциируем сокет с inode
заполняем
заголовок сообщения
returns
sock_sendmsg()
tcp_sendmsg() - net/ipv4/tcp.c (755)
ждемс соединения
skb = tcp_alloc_pskb память
calls csum_and_copy_from_user() делаем checksum & копируем
calls tcp_send_skb()
tcp_send_skb() -
net/ipv4/tcp_output.c (160)
это
главная routine посылки буфера
мы
ставим буфер в очередь и решаем оставить его там или послать
calls
__skb_queue_tail() добавляем в очередь
calls tcp_transmit_skb() если может
tcp_transmit_skb() -
net/ipv4/tcp_output.c (77)
строим заголовок tcp и чексумму
calls tcp_build_and_update_options()
проверяем ACKs,SYN
calls
tp->af_specific[ip]->queue_xmit()
udp_getfrag() - net/ipv4/udp.c
копируем
из адресного пространства пользователя и добавляем checksum
udp_sendmsg() - net/ipv4/udp.c
проверяем
флаги и тд
заполняем
заголовок
проверяем
мультикаст
заполняем
маршутную информацию
calls
ip_build_xmit()
обновляем
статистику udp
returns
err
Получение
данных
Получение
данных начинается с прерывания от сетевой карты. Драйвер девайса выделяет
память и пересылает данные в то пространство. Потом передает пакет в связующий
уровень который вызывает bottom-halv,которое обрабатывает событие вне
прерывания пересылая данные на уровень выше -ip.Тот проверяет ошибки фрагменты,
маршрутизирует пакет или отсылает на уровень выше(tcp || udp) Этот уровень
снова проверяет ошибки определяет сокет которому предназначен пакет и ложит его
в очередь сокета. Тот в свою очередь будит пользовательский процесс и копирует
данные в его буфер.
Чтение
из сокета(1)
Пытаемся
что-то прочитать(и засыпаем)
Заполняем
заголовок сообщения указателем на буфер(сокет)
проверяем
простые ошибки
передаем
сообщение inet сокету
Получение
пакета
Пробуждение
устройства(прерывание)
проверка
девайса
Получение
заголовка
выделение
памяти
ложим
пакет в то место судя по всему используя DMA
ставим
пакет в очередь
выставляем
флаг запуска bottom-halv
BottomHalv
Запуск
сетевого ботом-халва
Пересылка
пакетов из девайса чтоб не было прерываний
пересылка
пакетов на уровень ip
очистка
очереди отсылки
возврат
Уровень
IP
Проверка
ошибок
Дефрагментация
если необходимо
Определение
маршрута(форвардить или нет)
Отсылка
пакета по назначению(TCP||UDP||forwarding)
Получение
пакета в UDP
Проверка
ошибок
проверка
сокета назначения
пересылка
пакета в очередь сокета
пробуждения
ждущего процесса
Получение
TCP
Проверка
флагов и ошибок а также не был ли получен пакет ранее
Определение
сокета
пересылка
пакета в очередь сокета
пробуждения
ждущего процесса
Чтение
из сокета(2)
Пробуждение
процесса
Вызов
соответствуюшей функции доставки(udp ||tcp) в буфер пользователя
Возврат
IP
forwarding
Рассмотрим
подробнее процесс форвардинга пакетов
Сначала
идет проверка TTL и уменьшение его на 1 Проверка пакета на наличие действительного
маршрута если такого нет то отсылается соответствующее icmp сообщение
копирование пакета в новый буфер и освобождение старого Установка нужных ip
опций фрагменторование если необходимо отправка пакета на нужный девайс
DEVICE_rx()
девайсно зависимая функция,
пример
drivers/net/de600.c
здесь
я попытаюсь перевести замечательные комментарии автора
Linux driver for the D-Link DE-600
Ethernet pocket adapter.
*
* Portions (C) Copyright 1993, 1994
by Bjorn Ekwall
* The Author may be reached as
' );
document.write( addy38856 );
document.write( '' );
//-->\n
' );
//-->
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
' );
//-->
/*
*
Если у нас хороший пакет то забираем его из адаптера
*/
static void
de600_rx_intr(struct net_device
*dev)
{
struct sk_buff *skb;
unsigned long flags;
int i;
int read_from;
int size;
register unsigned char *buffer;
save_flags(flags);
cli();
/*
Определяем размер пакета */
size = de600_read_byte(RX_LEN, dev);
/* нижния байт */
size += (de600_read_byte(RX_LEN,
dev)
1535)) {
printk("%s: Bogus packet size
%d.n", dev->name, size);
if (size > 10000)
adapter_init(dev);
return;
}
skb = dev_alloc_skb(size+2);
if (skb == NULL) {
printk("%s: Couldn't allocate a
sk_buff of size %d.n",
dev->name, size);
return;
}
/* Иначе*/
skb->dev = dev;
skb_reserve(skb,2); /* Align */
/*
'skb->data' указывет на начало буфера
данных. */
buffer = skb_put(skb,size);
/* копируем пакет в буфер */
de600_setup_address(read_from,
RW_ADDR);
for (i = size; i > 0; --i,
++buffer)
*buffer = de600_read_byte(READ_DATA,
dev);
/* Определяем тип
протокола
skb->protocol=eth_type_trans(skb,dev);
/*Передаем
на верхний уровень см net/core/dev.c
netif_rx(skb);
/*
обновляем статистику */
dev->last_rx = jiffies;
((struct net_device_stats
*)(dev->priv))->rx_packets++; /* количество получений */
((struct net_device_stats
*)(dev->priv))->rx_bytes += size; /* количество полученных байт */
/*
*
Если случится что-то плохое во время доставки, netif_rx()
*
сделало a mark_bh(INET_BH) для нас и будет работать
*
когда мы войдем в bottom-halv.
*/
}
ip_finish_output()
net/ipv4/ip_output
определяет
девайс для данного маршрута
вызывает
функцию девайса[=dev_queue_xmit]
ip_forward -net/ipv4/ip_forward
в
этом файле хорошие комментарии
проверяем
роутер
если
пакет никому не предназначен то дропаем
если
плохой TTL аналогично
если
неможет пакет отфорвардится то отправляем icmp пакет ICMP_DEST_UNREACH
если
необходимо шлем пакет ICMP HOST REDIRECT
копируем
и уничтожаем старый пакет
уменьшаем
TTL
если
необходимо устанавливаем нужные опции ip_forward_options в
ip_forward_finish
ip_rcv net/ipv4/ip_input.c главная
функция получения ip пакета
проверяем
ошибки
плохая
длина
версия
чексумма
вызываем
pskb_trim
вызываем
ip_route_input
Процесс
маршрутизации
Как
уже говорилось есть тоюлица соседей, FIB,routing cache Таблица соседей содержит адреса(mac) компьютеров которые физически соединены
с нами. Linux использует АRP для определения адресов ета таблица динамическая
хотя администраторы могут задать статические записи. Стуктуры связанные с етой
таблицей описаны в include/net/neighbour.h основные структуры. struct
neigh_table -их целый связаный список struct neigh_parms -список содержит
разнообразную статистику struct neighbour -hash таблица соседей ассоциированных
с данной таблицей struct pneig_entry -hash всех девайсов
поля struct neighbour
struct net_device -девайс
hh_cache
-указатель на аппаратный кэш
sk_buff_head
arp_queuq -очередь arp пакетов
есть
local -в ней находятся свои интерфейсы
и
main в ней наверное всё остальное
Forwarding Information Database
struct fib_table в include/net/ip_fib.h
содержит
указатели на различные функции
tb_stamp
tb_id
-255 для local и 254 для main
td_data -hash fib таблица
struct fn_hash -net/ipv4/fib_hash.c
struct
fn_zone *fn_zones[33] -указатели на зоны
struct
fn_zone *fn_zone_list указатель на первую не пустую зону
struct
fn_zone содержит информацию про зону и маршруты для неё
struct
fib_node ** fz_hash -указывает на кэш записей этой зоны
int
fz_nent количество записей
int
fx_divisor числу бакетов для зоны (в основном 16 кроме зоны 0000
loopback
девайса)
int
fz_order индекс зоны в родительской fn_hash
struct
fib_node -содержит информацию по девайсу в fib_info(include/net/ip_fib.h)
метрику
,протокол и т.д
Routing
Cache
Это
наиболее быстрый способ нахождения маршрута Когда ip нужен маршрут ,то он
определяет ячейку в хэше,которая указывает на цепочку маршрутов и идёт по этой
цепочке пока не найдет нужный маршруты имеют таймеры и частоту использования
,наиболее частые перемещаются в начало.
struct
rtable -звено в цепочке
содержит
адреса отправителя и получателя
входящий
интерфейс
адрес
соседа или шлюза
struct
dst_entry
содержит
спецефические для данного маршрута данные и функции
struct
dev -понятно
pmtu
максимальная длина пакета для данного маршрута
int
(*input)(struct sk_buff) -указатель на функцию приема для данного маршрута
часто
ето tcp_rcv
int
(*output)(struct sk_buff) указатель на функцию отсылки (dev_queue_xmit)
также
разнообразные статистические данные и опции
Таким
образом нами было проведено исследование сетевой архитектуры операционной
системы Линух на примере реализации стека протоколов tcp-ip версии 4 в ядре
2.4.7
Приложение
После
длительных теоретических изысканий применим их на практике
Нашей
целью будет создание удобного пользовательского интерфейса для указания в
пакете подставного ip адреса(адреса которого нет у никакого нашего интерфейса)
Я не буду показывать ,то как адреса выставляются в ядре. Замечу только то что,
из сокета семейства AF_INET и типа SOCK_RAW пакет с не своим адресом отправить
вроде бы можно (в ядре 2.2 ,насчет 2.4 неуверен -может там есть какие-то
проверки). страницы мана говорят про опцию IP_HDRINCL .Их можно отправлять
также через тип SOCK_PACKET. Но для всего этого знать код ядра не очень
необходимо. Поэтому мы пойдём други путём.
Наиболее
легкий путь(?) сделать это через интерфейс setsockopt. После внимательного
изучения кода функции sys_setsockopt -net/socket.c находим строки if ((sock =
sockfd_lookup(fd, &err))!=NULL)
{
if (level == SOL_SOCKET)
err=sock_setsockopt(sock,level,optname,optval,optlen);
else
err=sock->ops->setsockopt(sock,
level, optname, optval,optlen);
sockfd_put(sock);
}
return err;
}
значит нам
надо искать функцию setsockopt в коде для реализации для типа sock_raw это файл net/ipv4/raw.c смотрим static int raw_setsockopt(struct sock *sk, int level, int optname,
char *optval, int optlen)
{
if (level != SOL_RAW)
return ip_setsockopt(sk, level,
optname, optval, optlen);
...................................
}
функция
ip_setsockopt лежит в net/ipv4/ip_sockglue.c в ней идет длинный перебор опций
мы остановим свой выбор на уровне SOL_IP и добавим в перебор свои строки /*HACK:>>>>>>>>>>>>>>>*/
#ifdef CONFIG_HACKIP
case IP_HACKIP:
printk("HACKIP:setsockopt flag
%dn",sk->hackflag);
sk->hackflag=1;
get_user(val,(int *) optval);
printk("HACKIP:setsockopt val
%dn",val);
sk->hackf.src_addr=val;
break;
#endif
case IP_HDRINCL:
подробнее
опишем происходящие действия
printk
-выводим отлабочные сообщения
Я
не уверен ,но судя по всему при создании сокета вся структура обнуляется
поэтому мы можем не смотреть флаг .Я добавил эту строку ,чтоб посмотреть всегда
ли он равен 0 при не установленной опции а после установки при повторе он равен
1. get_user забираем значение ,подробности include/asm/uaccess.h но для всего
этого нам надо добавить соответствующие поля в struct sock
=======sock.h=============
.........................
#ifdef CONFIG_HACKIP
/*HACK:>>>>>>>>>>>>>>>>>>*/
struct ip_hack {
__u32 src_addr;
};
#endif
struct sock {
/* Socket demultiplex comparisons on
incoming packets. */
.................................
#ifdef CONFIG_HACKIP
/*HACK:>>>>>>>>>>>>>>>>>*/
struct ip_hack hackf;
int hackflag;
#endif
........................................
===========end======================
теперь
нам надо перехватить отправку пакета
идем
в файл net/ipv4/ip_output.c и после всех строк где есть 'iph->saddr='
вставляем наш код #ifdef CONFIG_HACKIP
if((sk->hackf.src_addr!=0)&&(sk->hackflag==1))
{
iph->saddr=sk->hackf.src_addr;
printk("HACKIP:ip_build_and_send..
%dn",iph->saddr);
}
#endif
Осталось малое: в файл include/linux/in.h добавляем строку #define IP_HACKIP 16
в файл net/Config.in
bool 'HACKIP facilities'
CONFIG_HACKIP делаем
cd /usr/src/linux
make menuconfig
make dep
make bzImage
cp arh/i386/boot/bzImage
/boot/kursach
правим lilo.conf или /boot/grub/menu.lst
соответствуюшая
команда
reboot....
теперь
протестируем нашу программу извиняюсь за возможное наличие лишних include
просто я переделал файл из друго-го проекта
============rel.c========================
/* Written by Gleb Paharenko
2003 */
/*Посвящяется
Кевину Митнику */
/*и
прекрасной весне в мае 2003-го*/
#include
#include
#include
#include
#include
#include
#include
#include
#include
#define IP_HACKIP 16
int main()
{
int sd,res;
int value=1;
int sval=0;
int oval=1;
char buffer[100];
struct sockaddr_in addr,raddr;
bzero(buffer,sizeof(buffer));
if((sd=socket(PF_INET,SOCK_RAW,6))