Алгоритмический язык Паскаль
Программа на Р записывается в виде последовательности символов:
1. заглавные и прописные латинские буквы; 2. арабские цифры; 3. знаки препинания ( : ; , . ); 4. знаки операций.
Арифметические операции правила их записи.
Знаки операций: *, /, -, +, div, mod
(a div b) частное от деления а на b
(a mod b) остаток,
после деления а на b.
(а,b-целые).
a div b= [pic] a mod b =a-((a div b)*b)
17 div 3 = 5 17 mod 3 = 2 8 div 2 = 4 8 mod 2 = 0 1 div 5 = 0
1 mod 5 = 1
При выполнении арифметических операций соблюдаются следующие правила:
1. Все знаки проставляются a b a*b;
2. Два знака не могут следовать один за другим n/-2 n/(-2);
3. Соблюдается иерархия выполнения арифметических операций: стандартные функции;div, mod; *, /; +, -;
4. Изменить иерархию можно только с помощью скобок.
Типы переменных.
Переменные на языке Паскаль задаются своими именами (63 символа).
Целочисленные переменные.
Shortint - короткие целые числа (1 байт). (-128 [pic]127)
Longint - удвоенные целые числа (4 байта). (-231[pic]231-1)
Integer - обычные целые числа (2 байта). (-32768[pic]32767)
Word - целые положительные числа (2 байта). (0[pic]65535)
Byte - целые короткие положительные числа (1 байт). (0[pic]255)
Верхнее граничное значение целочисленных переменных задано в Паскале как
константа и имеет соответствующее имя: Maxint = 32767 (215-1) Maxlongint =
231-1
Логический тип.
Boolean - логические переменные (1 байт) могут принимать 2 значения:
5. True (истина)
6. False (ложь)
Логические переменные могут использоваться только в логических выражениях.
Над ними можно выполнять только 2 операции:
7. равно (=)
8. не равно () Для идентификаторов имеет место:
False
Над логическими переменными возможны следующие операции:
And (и) Or (или) Not (не)
Ord (false) = 0 Ord (true) = 1
Символьный тип.
Chor - служит для хранения одного символа (1 байт)
(буква, цифра, знаки препинания, специальные символы, непосредственно код).
Значения символьных переменных задаются в апострофах - “ А”, “9”.
Строковый тип.
String - строковые переменные (255 байт).
Это строка [pic]символов заключенных в апострофах.
Вещественный тип.
Real - служит для хранения вещественных чисел (6 байт)
(11 знаков после запятой).
Могут быть заданы в форме с:
1. фиксированной точкой 9. 0,5; +5,0; -133,15
плавающей точкой 1200 = 120,0 Е+1 = 12,0 Е+2 = 1,2 Е+3 = 12000,0 Е-1 (показатель степени [pic]38) Используется для изображения очень больших или очень маленьких чисел.
Стандартные функции.
[pic]sin (x) sin x (вещ.) cos (x) cos x (вещ.) arctg(x) arctg x (вещ.) exp (x) ex (вещ.) ln (x) ln x (вещ.) pi (x) 3.14 (вещ.) abs (x) [pic] (вещ.) sqr (x) x2 (вещ.) sqrt (x) [pic] (вещ.) trunc (x) целая часть числа,дробная остается без округлен.
(цел) trunc (3.7) = 3 trunc (3.1) = 3 trunc (-3.7) = -3
frag (x) дробная часть числа (вещ.)
int (x) ближайшее наименьшее целое число (цел.) int (3.4) = 3 int (3.7) = 3 int (-3.4) = -4
round (x) ближайшее целое число (матем округ-е) (цел.) round (3.14) = 3 round (3.74) = 4 round (-3.14) = -3
random (x) генератор случайных чисел (вещ.) от 0 до x; если x – отсутствует, диапазон чисел
0[pic]1
odd (x) возвращает TRUE, если x - число нечетное
(лог.)
Аргументом стандартной функции может быть переменная, константа, выражение,
стоящее справа от имени в скобках. Воспринимается в радианах для
тригонометрических функции.
Структура программы на Паскале.
Программа – это последовательность инструкций компьютеру приводящих к
конечному результату за конечное число шагов.
Программа, написанная на алгоритмическом языке, переводится на язык
машинных команд:
program ;
;
; begin ; end. Зарезервированные слова:
10. program – всегда первый;
11. begin – начало;
12. end – конец.
- присваивается составителем программы (строится по правилам переменных).
Описательная часть программы.
13. Все переменные, используемые в программе должны быть описаны.
Описание начинается со служебного слова var .
program ff;
var
i, n: integer; x,y,z: real;
begin;
.........
end.
Список переменных от типа отделяется “:”, одно описание от другого – “;”, список переменных – “,”.
Метки в программе описываются с помощью служебного слова: label.
Константы : const.
Пользовательский тип данных: type.
Исполнительная часть программы.
Отдельные инструкции, входящие в программу, называются операторами.
Операторы отделяются один от другого – “;”.
Бывают трех типов:
14. пустой оператор;
15. простой оператор;
16. составной оператор.
Составной оператор:
begin ; ; … end;
Операторы Паскаля.
Оператор присваивания.
“: =” – знак присваивания.
: = ;
[pic][pic] Читается одиноково.
Пример:
[pic]; [pic] [pic]
Паскаль не допускает смешенных выражений. Слева – вещественное, справа -
целое выражение (допустимо).
Если в выражении есть хотя бы одна вещественная переменная, все выражение
будет вещественным.
Операторы ввода-вывода.
READ ()
имя оператора ввода;
список переменных, разделенных запятыми.
WRITE ()
имя оператора вывода;
список переменных вывода, разделенных запятыми.
READLN (a, b, c) - после вода значений a, b и c курсор перемещается на
следующую строку.
WRITELN - без списка вывода можно использовать для пропуска строк при
оформлении вывода результатов.
В операторе WRITE можно использовать формат вывода значений переменных.
Writeln ( ’_ a = ’ , a:8:3, ’_ b = ’, b:4);
при a = 341.154, b = 2
_ a = _ 341.154 _ b = _ 144
при a = 1.3, b = 144
_ a = _ _ _ 1.300 _ b = _ 144
Program _ prim;
сlrscr - оператор гашения экрана;
var a, b: integer; x ,y: real;
begin writeln (’ введите a, b ’); readln ( a, b); x: = a + b; y: = a/b; writeln (’ x = ’, x:8:3, ’_ _ ’, ’y = ’, y:8:3)
end.
Ключевые слова горят ярче, чем весь текст прогаммы.
Операторы условия и перехода.
Строки программы на Паскале не нумеруются. Отдельные строки в программе
могут иметь метки, к которым можно переходить.
Метки должны быть описаны с помощью ключевого слова label N1, N2 … ;
в описательной части программы.
N1, N2, … - идентификатор или целое число (положительное) (0[pic]9999).
Оператор: GO TO N; -передает управление строке с меткой N.
program pr;
label 3;
var x, y: real;
begin
3: readln (x, y); go to 3;
end.
Оператор: IF THEN P1 [ ELSE P2 ]; если то иначе (не
обязательная часть) - логическое выражение ;
P1, P2 - простой или составной операторы.
По этому оператору:
если - "истинно", то выполняется P1 (true);
- " ложно", то выполняется P2 (false).
Если ELSE - отсутствует и - "ложно", то управление передается
следующему оператору.
Распечатать наибольшее из двух чисел:
IF a>b THEN write (a) ELSE write (b).
Вычислить значение функции:
Y =[pic]
If x>=0 then y:= sin(x) else y:= - sin(x);
Логические выражения могут быть сложными, составленными с помощью
логических операций: AND (и) OR (или) NOT (не). [pic]
IF (a>b) and (a>c) THEN writeln (’a = ’, a)
IF a0 THEN
IF ( m div n)>n THEN m: =
m-n
ELSE m: = m
+ n;
ELSE - всегда относится к ближайшему оператору IF.
Если n>0 и (m div n)>n будет выполнено m: = m-n.
Если n>0, но (m div n)[pic]n будет выполнено m: = m + n.
Если n[pic]0 - переход к следующему оператору.
Задача:
Вычислить: y=[pic]
Program fun;
var x, y: real;
begin writeln (’введите x’); readln (x); if x>90 then writeln (’функция не определена’) else begin if x