Слово "Алгоритм" происходит от algorithmi - латинского написания имени аль-
Хорезми, под которым в средневековой Европе знали величайшего математика из
Хорезма (город в современном Узбекистане) Мухаммеда бен Мусу, жившего в 783-
850 гг. В своей книге "Об индийском счете" он сформулировал правила записи
натуральных чисел с помощью арабских цифр и правила действий над ними
столбиком. В дальнейшем алгоритмом стали называть точное предписание,
определяющее последовательность действий, обеспечивающую получение
требуемого результата из исходных данных. Алгоритм может быть предназначен
для выполнения его человеком или автоматическим устройством. Создание
алгоритма, пусть даже самого простого, - процесс творческий. Он доступен
исключительно живым существам, а долгое время считалось, что только
человеку. Другое дело - реализация уже имеющегося алгоритма. Ее можно
поручить субъекту или объекту, который не обязан вникать в существо дела, а
возможно, и не способен его понять. Такой субъект или объект принято
называть формальным исполнителем. Примером формального исполнителя может
служить стиральная машина-автомат, которая неукоснительно исполняет
предписанные ей действия, даже если вы забыли положить в нее порошок.
Человек тоже может выступать в роли формального исполнителя, но в первую
очередь формальными исполнителями являются различные автоматические
устройства, и компьютер в том числе. Каждый алгоритм создается в расчете на
вполне конкретного исполнителя. Те действия, которые может совершать
исполнитель, называются его его допустимыми действиями. Совокупность
допустимых действий образует систему команд исполнителя. Алгоритм должен
содержать только те действия, которые допустимы для данного исполнителя.
Объекты, над которыми исполнитель может совершать действия, образуют так
называемую среду исполнителя. Для алгоритмов, встречающихся в математике,
средой того или иного исполнителя могут быть числа разной природы -
натуральные, действительные и т.п., буквы, буквенные выражения, уравнения,
тождества и т.п.
Данное выше определение алгоритма нельзя считать строгим - не вполне ясно,
что такое "точное предписание" или "последовательность действий,
обеспечивающая получение требуемого результата". Поэтому обычно формулируют
несколько общих свойств алгоритмов, позволяющих отличать алгоритмы от
других инструкций.
Такими свойствами являются:
Дискретность (прерывность, раздельность) - алгоритм должен представлять
процесс решения задачи как последовательное выполнение простых (или ранее
определенных) шагов. Каждое действие, предусмотренное алгоритмом,
исполняется только после того, как закончилось исполнение предыдущего.
Определенность - каждое правило алгоритма должно быть четким, однозначным и
не оставлять места для произвола. Благодаря этому свойству выполнение
алгоритма носит механический характер и не требует никаких дополнительных
указаний или сведений о решаемой задаче.
Результативность (конечность) - алгоритм должен приводить к решению задачи
за конечное число шагов.
Массовость - алгоритм решения задачи разрабатывается в общем виде, то есть,
он должен быть применим для некоторого класса задач, различающихся только
исходными данными. При этом исходные данные могут выбираться из некоторой
области, которая называется областью применимости алгоритма.
На основании этих свойств иногда дается определение алгоритма, например:
“Алгоритм – это последовательность математических, логических или вместе
взятых операций, отличающихся детерменированностью, массовостью,
направленностью и приводящая к решению всех задач данного класса за
конечное число шагов.” Такая трактовка понятия “алгоритм” является неполной
и неточной. Во-первых, неверно связывать алгоритм с решением какой-либо
задачи. Алгоритм вообще может не решать никакой задачи. Во-вторых, понятие
“массовость” относится не к алгоритмам как к таковым, а к математическим
методам в целом. Решение поставленных практикой задач математическими
методами основано на абстрагировании – мы выделяем ряд существенных
признаков, характерных для некоторого круга явлений, и строим на основании
этих признаков математическую модель, отбрасывая несущественные признаки
каждого конкретного явления. В этом смысле любая математическая модель
обладает свойством массовости. Если в рамках построенной модели мы решаем
задачу и решение представляем в виде алгоритма, то решение будет “массовым”
благодаря природе математических методов, а не благодаря “массовости”
алгоритма.
Разъясняя понятие алгоритма, часто приводят примеры “бытовых алгоритмов”:
вскипятить воду, открыть дверь ключом, перейти улицу и т. д.. : рецепты
приготовления какого-либо лекарства или кулинарные рецепты являются
алгоритмами. Но для того, чтобы приготовить лекарство по рецепту,
необходимо знать фармакологию, а для приготовления блюда по кулинарному
рецепту нужно уметь варить. Между тем исполнение алгоритма – это бездумное,
автоматическое выполнение предписаний, которое в принципе не требует
никаких знаний. Если бы кулинарные рецепты представляли собой алгоритмы, то
у нас просто не было бы такой специальности – повар.
Правила выполнения арифметических операций или геометрических построений
представляют собой алгоритмы. При этом остается без ответа вопрос, чем же
отличается понятие алгоритма от таких понятий, как “метод”, “способ”,
“правило”. Можно даже встретить утверждение, что слова “алгоритм”,
“способ”, “правило” выражают одно и то же ( т.е. являются синонимами ),
хотя такое утверждение, очевидно, противоречит “свойствам алгоритма”.
Само выражение “свойства алгоритма” некорректно. Свойствами обладают
объективно существующие реальности. Можно говорить, например, о свойствах
какого-либо вещества. Алгоритм – искусственная конструкция, которую мы
сооружаем для достижения своих целей. Чтобы алгоритм выполнил свое
предназначение, его необходимо строить по определенным правилам. Поэтому
нужно говорить не о свойствах алгоритма, а о правилах построения алгоритма,
или о требованиях, предъявляемых к алгоритму.
Первое правило – при построении алгоритма прежде всего необходимо задать
мно-жество объектов, с которыми будет работать алгоритм. Формализованное (
закодирован-ное ) представление этих объектов носит название данных.
Алгоритм приступает к работе с некоторым набором данных, которые называются
входными, и в результате своей рабо-ты выдает данные, которые называются
выходными. Таким образом, алгоритм пре-образует входные данные в выходные.
Это правило позволяет сразу отделить алгоритмы от “методов” и “способов”.
Пока мы не имеем формализованных входных данных, мы не можем построить
алгоритм.
Второе правило – для работы алгоритма требуется память. В памяти
размещаются входные данные, с которыми алгоритм начинает работать,
промежуточные данные и выходные данные, которые являются результатом работы
алгоритма. Память является дискретной, т.е. состоящей из отдельных ячеек.
Поименованная ячейка памяти носит на-звание переменной. В теории алгоритмов
размеры памяти не ограничиваются, т. е. счита-ется, что мы можем
предоставить алгоритму любой необходимый для работы объем памяти.
В школьной “теории алгоритмов” эти два правила не рассматриваются. В то же
время практическая работа с алгоритмами ( программирование ) начинается
именно с реализации этих правил. В языках программирования распределение
памяти осуществляется декларативными операторами ( операторами описания
переменных ). В языке Бейсик не все переменные описываются, обычно
описываются только массивы. Но все равно при запуске программы транслятор
языка анализирует все идентификаторы в тексте программы и отводит память
под соответствующие переменные.
Третье правило – дискретность. Алгоритм строится из отдельных шагов
(действий, операций, команд). Множество шагов, из которых составлен
алгоритм, конечно.
Четвертое правило – детерменированность. После каждого шага необходимо
указывать, какой шаг выполняется следующим, либо давать команду остановки.
Пятое правило – сходимость ( результативность ). Алгоритм должен завершать
работу после конечного числа шагов. При этом необходимо указать, что
считать результатом работы алгоритма.
Итак, алгоритм – неопределяемое понятие теории алгоритмов. Алгоритм каждому
определенному набору входных данных ставит в соответствие некоторый набор
выходных данных, т. е. вычисляет ( реализует ) функцию. При рассмотрении
конкретных вопросов в теории алгоритмов всегда имеется в виду какая-то
конкретная модель алгоритма.
Любая работа на компьютере – это есть обработка информации. Работу
компьютера можно схематически изобразить следующим образом:
[pic]
“Информация” слева и “информация” справа – это разные информации. Компьютер
воспринимает информацию извне и в качестве результата своей работы выдает
новую информацию. Информация, с которой работает компьютер, носит название
“данные”.
Компьютер преобразует информацию по определенным правилам. Эти правила
(операции, команды ) заранее занесены в память компьютера. В совокупности
эти правила преобразования информации называются алгоритмом. Данные,
которые поступают в компьютер, называются входными данными. Результат
работы компьютера – выходные данные. Таким образом, алгоритм преобразует
входные данные в выходные:
[pic]
Теперь можно поставить вопрос: а может ли человек обрабатывать информацию ?
Конечно, может. В качестве примера можно привести обычный школьный урок:
учитель задает вопрос ( входные данные ), ученик отвечает ( выходные данные
). Самый простой пример: учитель дает задание – умножить 6 на 3 и результат
написать на доске. Здесь числа 6 и 3 – входные данные, операция умножения –
алгоритм, результат умножения – выходные данные:
[pic]
Вывод : решение математических задач – частный случай преобразования
информации. Компьютер ( по-английски означает вычислитель, на русском языке
– ЭВМ, электронная вычислительная машина ) был создан как раз для
выполнения математических расчетов.
Рассмотрим следующую задачу.
Длина класса 7 метров, ширина – 5 метров, высота – 3 метра. В классе 25
учеников. Сколько кв. м площади и сколько куб. м воздуха приходится на
одного ученика ?
Решение задачи:
1. Вычислить площадь класса :
7 х 5 = 35
2. Вычислить объем класса :
35 х 3 = 105
3. Вычислить, сколько квадратных метров площади приходится на одного ученика :
35 : 25 = 1,4
4. Вычислить, сколько куб. метров воздуха приходится на одного ученика :
105 : 25 = 4,2
Ответ : на одного ученика приходится 1,4 кв. метров площади и 4,2 куб. метров воздуха.
Если теперь убрать вычисления и оставить только “действия”, то получим
алгоритм – перечень операций, которые необходимо выполнить, чтобы решить
данную задачу.
Получается, что при решении любой математической задачи мы составляем
алгоритм решения. Но прежде мы сами и выполняли этот алгоритм, то есть
доводили решение до ответа. Теперь же мы будем только писать, что нужно
сделать, но вычисления проводит не будем. Вычислять будет компьютер. Наш
алгоритм будет представлять собой набор указаний ( команд ) компьютеру.
Когда мы вычисляем какую-либо величину, мы записываем результат на бумаге.
Компьютер записывает результат своей работы в память в виде переменной.
Поэтому каждая команда алгоритма должна включать указание, в какую
переменную записывается результат. Алгоритм решения нашей задачи будет
выглядеть так :
1. Вычислить площадь класса и записать в переменную S.
2. Вычислить объем класса и записать в переменную V.
3. Вычислить, сколько квадратных метров площади приходится на одного ученика и записать в переменную S1.
4. Вычислить, сколько куб. метров воздуха приходится на одного ученика и записать в переменную V1.
5. Вывести на экран значения переменных S1 и V1.
Теперь остается только перевести команды алгоритма с русского языка на
язык, понятный компьютеру, и получится программа. Программирование – это
есть перевод алгоритма с “человеческого” языка на “компьютерный” язык.
Трактовка работы алгоритма как преобразования входных данных в выходные
естественным образом подводит нас к рассмотрению понятия “постановка
задачи”. Для того, чтобы составить алгоритм решения задачи, необходимо из
условия выделить те величины, которые будут входными данными и четко
сформулировать, какие именно величины требуется найти. Другими словами,
условие задачи требуется сформулировать в виде “Дано ... Требуется” – это и
есть постановка задачи.
Алгоритм применительно к вычислительной машине – точное предписание,
т.е. набор операций и правил их чередования, при помощи которого, начиная с
некоторых исходных данных, можно решить любую задачу фиксированного типа.
Виды алгоритмов как логико-математических средств отражают указанные
компоненты человеческой деятельности и тенденции, а сами алгоритмы в
зависимости от цели, начальных условий задачи, путей ее решения,
определения действий исполнителя подразделяются следующим образом: . Механические алгоритмы, или иначе детерминированные, жесткие (например алгоритм работы машины, двигателя и т.п.); . Гибкие алгоритмы, например стохастические, т.е. вероятностные и эвристические.
Механический алгоритм задает определенные действия, обозначая их в
единственной и достоверной последовательности, обеспечивая тем самым
однозначный требуемый или искомый результат, если выполняются те условия
процесса, задачи, для которых разработан алгоритм.
Вероятностный (стохастический) алгоритм дает программу решения задачи
несколькими путями или способами, приводящими к вероятному достижению
результата.
Эвристический алгоритм (от греческого слова “эврика”) – это такой
алгоритм, в котором достижение конечного результата программы действий
однозначно не предопределено, так же как не обозначена вся
последовательность действий, не выявлены все действия исполнителя. К
эвристическим алгоритмам относят, например, инструкции и предписания. В
этих алгоритмах используются универсальные логические процедуры и способы
принятия решений, основанные на аналогиях, ассоцияциях и прошлом опыте
решения схожих задач.
Линейный алгоритм – набор команд (указаний), выполняемых последовательно во
времени друг за другом.
Разветвляющийся алгоритм – алгоритм, содержащий хотя бы одно условие, в
результате проверки которого ЭВМ обеспечивает переход на один из двух
возможных шагов.
Циклический алгоритм – алгоритм, предусматривающий многократное повторение
одного и того же действия (одних и тех же операций) над новыми исходными
данными. К циклическим алгоритмам сводится большинство методов вычислений,
перебора вариантов.
Цикл программы – последовательность команд (серия, тело цикла), которая
может выполняться многократно (для новых исходных данных) до удовлетворения
некоторого условия.
На рисунке продемонстрированы в условных обозначениях схемы основных
конструкций алгоритмов:
а). линейного алгоритма;
б,в,г). разветвляющихся алгоритмов (б-ответвление, в-раздвоение, г-
переключение);
д,е,ж). циклических алгоритмов (д,ж-проверка в начале цикла, е-проверка в
конце цикла).
Вспомогательный (подчиненный) алгоритм (процедура) – алгоритм, ранее
разработанный и целиком используемый при алгоритмизации конкретной задачи.
В некоторых случаях при наличии одинаковых последовательностей указаний
(команд) для различных данных с целью сокращения записи также выделяют
вспомогательный алгоритм.
На всех этапах подготовки к алгоритмизации задачи широко используется
структурное представление алгоритма.
Структурная (блок-, граф-) схема алгоритма – графическое изображение
алгоритма в виде схемы связанных между собой с помощью стрелок (линий
перехода) блоков – графических символов, каждый из которых соответствует
одному шагу алгоритма. Внутри блока дается описание соответствующего
действия.
Графическое изображение алгоритма широко используется перед
программированием задачи вследствие его наглядности, т.к. зрительное
восприятие обычно облегчает процесс написания программы, ее корректировки
при возможных ошибках, осмысливание процесса обработки информации.
Можно встретить даже такое утверждение: “Внешне алгоритм представляет собой
схему – набор прямоугольников и других символов, внутри которых
записывается, что вычисляется, что вводится в машину и что выдается на
печать и другие средства отображения информации “. Здесь форма
представления алгоритма смешивается с самим алгоритмом.
Принцип программирования “сверху вниз” требует, чтобы блок-схема поэтапно
конкретизировалась и каждый блок “расписывался” до элементарных операций.
Но такой подход можно осуществить при решении несложных задач. При решении
сколько-нибудь серьезной задачи блок-схема “расползется” до такой степени,
что ее невозможно будет охватить одним взглядом.
Блок-схемы алгоритмов удобно использовать для объяснения работы уже
готового алгоритма, при этом в качестве блоков берутся действительно блоки
алгоритма, работа которых не требует пояснений. Блок-схема алгоритма должна
служить для упрощения изображения алгоритма, а не для усложнения.
При решении задач на компьютере необходимо не столько умение составлять
алгоритмы, сколько знание методов решения задач ( как и вообще в математике
) . Поэтому изучать нужно не программирование как таковое ( и не
алгоритмизацию ), а методы решения математических задач на компьютере.
Задачи следует классифицировать не по типам данных, как это обычно делается
(задачи на массивы, на символьные переменные и т. д. ), а по разделу
“Требуется”.
В информатике процесс решения задачи распределяется между двумя субъектами
: программистом и компьютером. Программист составляет алгоритм ( программу
), компьютер его исполняет. В традиционной математике такого разделения нет
, задачу решает один человек, который составляет алгоритм решения задачи и
сам выполняет его. Сущность алгоритмизации не в том, что решение задачи
представляется в виде набора элементарных операций, а в том, что процесс
решения задачи разбивается на два этапа : творческий ( программирование ) и
не творческий ( выполнение программы ). И выполняют эти этапы разные
субъекты – программист и исполнитель
В учебниках по информатике обычно пишут, что исполнителем алгоритма может
быть и человек. На самом деле алгоритмы для людей никто не составляет ( не
будем забывать, что не всякий набор дискретных операций является алгоритмом
). Человек в принципе не может действовать по алгоритму. Выполнение
алгоритма – это автоматическое, бездумное выполнение операций. Человек
всегда действует осмысленно. Для того, чтобы человек мог выполнять какой-то
набор операций, ему нужно объяснить, как это делается. Любую работу человек
сможет выполнять только тогда, когда он понимает, как она выполняется.
Вот в этом – “ объяснение и понимание” – и кроется различие между понятиями
“алгоритм” и “способ”, “метод”, “правило”. Правила выполнения
арифметических операций – это именно правила ( или способы ), а не
алгоритмы. Конечно, эти правила можно изложить в виде алгоритмов, но толку
от этого не будет. Для того, чтобы человек смог считать по правилам
арифметики, его нужно научить. А если есть процесс обучения, значит, мы
имеем дело не с алгоритмом, а с методом.
При составлении алгоритма программист никому ничего не объясняет, а
исполнитель не пытается ничего понять. Алгоритм размещается в памяти
компьютера, который извлекает команды по одной и исполняет их. Человек
действует по другому. Чтобы решить задачу, человеку требуется держать в
памяти метод решения задачи в целом, а воплощает этот метод каждый по-
своему.
Очень ярко эта особенность человеческой психологии – неалгоритмичность
мышления – проявилась в методичесом пособии А. Г. Гейна и В. Ф. Шолоховича.
В пособии излагаются решения задач из известного учебника. Решения задач
должны быть представлены в виде алгоритмов. Однако авторы пособия понимают,
что если просто написать алгоритм решения задачи, то разобраться в самом
решении будет трудно. Поэтому они сначала приводят “нечеткое изложение
алгоритма” ( т. е. объясняют решение задачи ), а затем пишут сам алгоритм.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Нестеренко А. В. ЭВМ и профессия программиста.
М., Просвещение, 1990.
2. Брудно А. Л., Каплан Л. И. Московские олимпиады по программированию.
М., Наука, 1990.
3. Кузнецов О. П., Адельсон-Вельский Г. М. Дискретная математика для
инженера.
М., Энергоатомиздат, 1988.
4. Гейн А.Г. и др.. Основы информатики и вычислительной техники.
М., Просвещение, 1994.
5. Информатика. Еженедельное приложение к газете “Первое сентября”. 1998, №
1.
6. Радченко Н. П. Ответы на вопросы выпускных экзаменов. – Инфоматика и
образование, 1997, №4.
7. Касаткин В.Н. Информация, алгоритмы, ЭВМ. М., Просвещение, 1991.
8. Каныгин Ю. М., Зотов Б. И. Что такое информатика ?
М., Детская литература, 1989.
9. Гейн А. Г., Шолохович В.Ф. Преподавание курса “Основы информатики и
вычислительной техники” в средней школе. Руководство для учителя.
Екатеринбург, 1992.
10. Извозчиков В.А. Информатика в понятиях и терминах.
11. Газета «Информатика», №35, 1997г.
12. Л.З. Шауцуков Основы информатики в вопросах и ответах.