1.1, Понятие и основные направления инвестиционной политики
Построение в Украине суверенного независимого демократического,
социального, правового государства возможно лишь при условии наличия
современной рыночной экономики. Такая экономика должна быть ориентирована
на удовлетворение потребностей человека, а не своих собственных, что было
присуще экономике Советского Союза. Преобладание так называемой группы «А»
над группой «Б» привело к перекосам в социальной политике, что с
демократизацией общества требовало изменений не только в социальной сфере,
но и в экономике. Поднятие и динамическое развитие последней невозможно без
приведения ее инфраструктуры в соответствие с современными требованиями
природоохранного законодательства, ресурсосбережения, эргономичности. Это,
в свою очередь, невозможно для привлечения инвестиций как внутренних так и,
в большей мере, иностранных.
Необходимый общий объем инвестиций в экономику составляет свыше 40 млрд.
долл. США За последние годы ежегодные иностранные инвестиции не превышают
300 млн. долл., что свидетельствует о неблагоприятном инвестиционном
климате на Украине и о не взвешенной инвестиционной политике, отсутствии
надлежащего механизма обеспечения гарантий инвесторам. Более того,
наметилась стойкая тенденция к снижению объема иностранных инвестиций,
которая побуждает к разработке эффективного законодательства и
инвестиционной политики и безоговорочного их выполнения.
Его разработка и принятие идет в сложных условиях и при наличии
противостояния. С одной стороны, иностранный инвестор навязывает свои
требования и правила, которые ущемляют интересы Украины. А со второй
стороны, известное и удачно реализованное в Китае правило Дэн Сяо Пина: «Не
важно какой масти кошка лишь бы она исправно ловила мышей» и реалии той же
экономической ситуации в Украине заставляют идти на уступки иностранным
инвесторам. Такая полярность интересов понуждает не только вырабатывать
стабильную инвестиционную политику с ее стратегией и тактикой, по и
неукоснительно и последовательно ее реализовывать в законодательстве и в
практической деятельности. Инвестиционная политика является составной
мастью инвестиционного процесса.
Инвестиционная политика определяется на микро уровне и определяется
каждым инвестором самостоятельно. В то же время должен быть и макро уровень
такой политики, которая формируется в государстве и определяет его место в
экономических процессах и непосредственно сказывается на характере, видах
инвестиций и объектах инвестирования. Инвестиционная политика определяется
как система хозяйственных решений, которые определяют объем, структуру и
направление капитальных вложений, которые обеспечивают рост и обновление
фондов.
При этом необходимо различать инвестиционную политику государства
(макро уровень) и инвестиционную политику инвестора (микро уровень).
Последняя включает в себя определение цели инвестора и объема инвестируемых
средств, анализ рынка ценных бумаг, формирование портфеля ценных бумаг,
просмотр инвестиционного портфеля, оценку его эффективности. Оба уровня
тесно связаны между собой. Однако реализуются они самостоятельно в
зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы и цели.
С введением в Украине самоуправления инвестиционную политику формируют
и отдельные регионы. Это проявляется в инициировании создания специальных
свободных экономических зон, развитии и поддержке коммунального
предпринимательства или коммунального хозяйства, в том числе и социальной
инфраструктуры.
Инвестиционная политика Украины определена рядом нормативных актов. Однако
наиболее полно свое выражение нашла в утвержденной постановлением Кабинета
Министров Украины «Концепции регулирования инвестиционной деятельности в
условиях рыночной трансформации экономики» от 1 июня 1995 г. № 384. В ее
преамбуле отмечается, что ограниченные финансовые ресурсы Украины не дают
возможности обеспечить на этапе реформирования экономики структурные
изменения в областях народного хозяйства и строительства жилья и объектов
социально-культурного назначения в объемах, необходимых для удовлетворения
потребностей населения. Тем самым подчеркнуто и выделено два направления
инвестиционной политики: в предпринимательство и в социальную сферу.
Разгосударствление экономики, значительное падение объемов производства
создали проблемы формирования доходной части государственного бюджета и
бюджетов органов местного самоуправления за счет внутренних государственных
источников. Если структурные изменения возможно провести в более менее
определенные сроки, то изменения в социальной сфере в силу объективных и
субъективных причин требуют значительного времени. Изменение формы
собственности и методов хозяйствования приводит к невозможности субъектов
предпринимательства в дальнейшем содержать социальную инфраструктуру. Она
передается в ведение государства или органов местного самоуправления.
Вследствие этого социальная сфера становится бременем для бюджета и
соответственно для источников его формирования. Затраты па содержание такой
сферы получили название социальных инвестиций. Впрочем, в литературе идея
социальных инвестиций критикуется.
Централизованное управление экономикой со стороны государства в современных
условиях недопустимо, что отражено и в Конституции Украины, и в разделе III
Закона Украины «О предпринимательстве». Больше того, принимаются меры по де
регулированию экономики, уменьшению прямого вмешательства министерств и
ведомств в управление экономикой, расширению полномочий органов местного
самоуправления по развитию экономики, уменьшению бремени содержания
социальной инфраструктуры на бюджет. Но государство не может отказаться от
своих обязательств относительно обеспечения достойных человека условий
проживания, в том числе, по реализации социальных программ, развитию и
поддержке приоритетных направлений предпринимательства.
В связи с тем меняются формы государственного управления экономикой.
Вместе с тем администрирование соответственно концепции административной
реформы приводит управление путем издания нормативных актов и обеспечения
эффективного контроля за их выполнением. Инвестиционная политика Украины является элементом инвестиционного
процесса (Основу инвестиционного процесса в современных условиях составляет
пять этапов:
1.Выбор инвестиционной политики. 2Анализ рынка ценных бумаг.
3.Формирование портфеля цепных бумаг.
4.Пересмотр портфеля ценных бумаг.
5. Оценка эффективности портфеля ценных бумаг В тоже время для Украины, как
и для большинства других стран СНГ, характерно наличие внебиржевого и
поэтому мало контролируемого рынка ценных бумаг, что искажает реальную
ситуацию на фондовом рынке. Кроме этого процесс акционирования еще не
завершен и рынок ценных бумаг еще не сформирован) и строится с учетом
реальной экономической ситуации, перспектив привлечения инвестиций и их
эффективного использования с целью трансформации экономики и создания
благоприятной среды для притока инвестиций, обеспечение здоровой
конкуренции, реализации программы структурной перестройки экономики
Украины, определения приоритетов в использовании инвестиций. На первом
этапе суть такой политики состоит привлечении инвестиций, а на втором - в регулировании инвестиционных
потоков, на третьем - реальное обеспечение прав и гарантий инвесторов.
Впрочем, что не означает оторванности решения одной задачи от другой. Они
взаимосвязаны. Процесс привлечения и реализации инвестиций не может быть
стихийным и тоже |требует регулирования.
Государственная инвестиционная поддержка предоставляется
преимущественно для развития приоритетных направлений в экономике,
первоочередными из (которых признаны:
- развитие топливно-энергетического комплекса |и внедрения энерго- и
ресурсосберегающих технологий;
- социальная сфера, расширение и наращивание объемов производства товаров широкого потребления и услуг для населения, а также конкурентоспособной продукции, которая поставляется на экспорт;
- развитие агропромышленного комплекса;
- ускорение развития медицинской и микробиологической промышленности;
- преодоление последствий Чернобыльской катастрофы.
Эти приоритеты направлены на экономический прорыв в традиционных для
Украины сферах производства с дальнейшим выходом продукции отечественного
товаропроизводителя на мировой рынок. Это означает, что эта политика
направлена не на вывоз капитала за границу, а на ввоз и оставление в
Украине. Так, по оценкам отечественных экспертов, ежегодно в Украину
ввозится автомобилей на 1,5 млрд. (гривень, что равняется ежегодному объему
иностранных инвестиций. С реализацией программы «Украинский автомобиль»
значительная часть этих средств останется в Украине и будет инвестировать
ее экономику. Но широко разрекламированный упомянутый инвестиционный проект
страдает существенными недостатками и не учитывает субъективного фактора, а
потому фактически провален. К тому же не учтена общая тенденция развития
мирового автомобилестроения, где по оценкам специалистов в ближайшее время
останется несколько крупных автомобильных компаний, которые вытеснят
мелкие. И как бы нам не хотелось сохранить программу «Украинский
автомобиль» у нее будущего нет вследствие существенного технического и
технологического отставания.
Инвестиционная политика должна строится с учетом реалий экономического
положения, наличных природных и трудовых ресурсов, климата,
геополитического положения, существующей рыночной инфраструктуры и других
факторов.
1.2. Принципы государственной инвестиционной политики.
Принципы государственной инвестиционной политики предусмотрены
Концепцией регулирования инвестиционной деятельности в условиях рыночной
трансформации экономики.
Любая целеустремленная деятельность, в том числе и инвестиционная политика,
должна быть последовательной и не зависеть от изменения конкретных
политиков, правительства, и т.п. Стержень этой политики определяют ее
принципы, которые предопределяют те или другие конкретные решения и
механизм реализации, обеспечивают их прогнозирование, последовательность,
преемственность. Поэтому, безусловно принципы государственной политики
определяются самим характером и формой государства, стабильностью его
политической и социальной основы, общей направленностью экономических и
социальных процессов.
Принципы составляют своеобразную основу той или другой деятельности и
определяют ее глобальное направление. Государственная инвестиционная
политика Украины строится на принципах:
- последовательной децентрализации инвестиционного процесса;
- увеличение части внутренних (собственных) средств субъектов
хозяйствования в финансировании инвестиционных проектов;
- перенесение центра тяжести из безвозвратного | бюджетного
финансирования в производственной сфере на кредитование;
- выделение бюджетных средств, преимущественно для реализации
государственных приоритетов, программ (проектов), направленных на
осуществление структуктурной перестройки экономики, по адресному принципу;
- финансирование объектов, строительство которых вновь начинается за
счет бюджетных средств, как правило, на конкурсной основе;
- предоставление преимуществ в завершении начатых строений,
техническому переоснащению и реконструкции действующих предприятий;
- осуществление соответствующими государственными органами контроля за
целевым использованием централизованных инвестиций;
- расширение смешанного финансирования инвестиционных проектов;
- усовершенствование нормативной и правовой базы с целью увеличения объемов
привлечения инвестиций;
- внедрение системы страхования инвестиций.
Государственные принципы в дальнейшем могут быть детализированы для тех
или других регионов, в особенности для тех, где устанавливаются свободные
экономические зоны. Соответственно это дает возможность для определения и
реализации региональных инвестиционных программ.
Реализация государственной инвестиционной политики должна
осуществляться на основе:
- экономически обоснованных нормативов амортизационных отчислений и
создания отраслевых и межотраслевых фондов амортизации;
- выпуска ценных бумаг под конкретные проекты для более широкого
привлечения средств предприятий и населения, расширения ипотечного
кредитования, привлечения материальных, финансовых и других ресурсов
внебюджетных и инновационных фондов, страховых компаний, коммерческих
банков, внутренних инвестиционных займов;
- эффективного использования иностранных инвестиций кредитных линий и
кредитов международных финансовых организаций и т.п. Осуществить это без
наличия соответствующей действительной самостоятельности в
предпринимательской деятельности крайне тяжело, а даже и в ряде случаев
невозможно. Для этого должен быть налажен надлежащий механизм
инвестиционной политики.
1.3. Механизм инвестиционной политики
В Концепции намечен и механизм реализации инвестиционной политики.
Механизм инвестиционной политики охватывает собою конкретные решения
относительно реализации инвестиций. Он включает в себя направление средств
государственного бюджета и финансирования капитального строительства
непосредственно органам государственного управления, в том числе на
производственное строительство - лишь в случае исчерпания других источников
финансирования. Хотя Законом Украины «О предпринимательстве» и
предусмотрена государственная поддержка субъектов предпринимательства, в
том числе и обеспечение материально-техническими иными ресурсами, которые
централизованно распределяются государством, но лишь при условии выполнения
предпринимателем работ и поставок для государственных нужд. В других
случаях при наличии постоянного дефицита государственного бюджета такая
материальная поддержка является скорее исключением и относится к нерыночным
механизмам.
Реализация инвестиционной политики невозможна без наличия взвешенного
подхода к проведению налоговой политики, направленной на стимулирование
инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования. В противном случае
капитал «уходит» от налогов, в том числе путем его тенизации. Так, по
данным МВД Украины почти любая, даже легально работающая коммерческая
структура, часть своей деятельности, а иногда и значительную ведет
нелегально. По экспертным оценкам более 50 процентов экономической
деятельности в Украине имеет теневой характер Механизм инвестиционной
политики в зависимости от отрасли народного хозяйства и цели может
видоизменятся. Так в строительстве предусмотрено создание условий для
формирования экономически обоснованных договорных цен и усиления
государственного контроля за их внедрением.
Безусловно, что на рынке инвестиций должна быть здоровая конкуренция,
отсутствовать протекционизм как со стороны государства, так и со стороны
других заинтересованных сторон, например органов местного самоуправления.
Так, в связи с подписанием контракта по АО ЗАЗ ряд финансовых и
коммерческих учреждений мира обвиняют Украину в протекционизме относительно
корейской компании «DAEWOO», в том числе, в создании благоприятных
«тепличных» условий ее деятельности на автомобильном рынке Украины. Не
напрасно запрет ввоза на территорию Украины для эксплуатации автомобилей
свыше 5 лет под давлением украинских потребителей, которые ориентированы на
автомобили европейского производства, вскоре был отменен и на сегодня
установлен относительно автомобилей старше 8 лет.
Значительное внимание уделяется организации и обеспечению надлежащего
функционирования внутреннего инвестиционного рынка в границах действующих
законов, других нормативных актов, международных договоров и соглашений.
Специально с этой целью предусмотрено и создание Украинского
государственного банка реконструкции и развития для решения проблемы долго-
и среднесрочного финансирования и кредитования инвестиционных проектов
приоритетного значения. Фактически создана нормативная база для рынка
создания и функционирования ценных бумаг, ведется отработка механизмов его
деятельности. Особое место в механизме инвестиционной политики принадлежит
законодательству. Без него невозможно эффективно решить указанные
направления государственной инвестиционной политики. Инвестиционное
законодательство в основном выполняет регулятивную функцию. Но не менее
важными при осуществлении инвестиционной политики являются
охранительная, воспитательная, информативная и превенентивная функции.
Инвестиционное законодательство является залогом стабильности экономики
государства и создания достойных человека условий жизни.