Королевство
Аютая
В семидесяти
километрах к северу от Бангкока находится маленький провинциальный городок
Аютая. Тот, кто впервые оказывается здесь, обычно бывает поражен тем
количеством красно-кирпичных развалин, которыми буквально напичкан город. Ступы
и дворцы, храмы и стены, непонятные руины, остатки крепостных стен, их размеры
и формы, все говорит здесь о том, что это обломки великой цивилизации.
Под новый 1768 г., видимо, в качестве
подарка, бирманские войска внезапно осадили город и разрушили практически до
основания столицу величайшего тайского королевства Аютая. Это, наверное, был
единственный случай в истории, когда в конце XVIII века с землей сравняли одну
из крупнейших мировых столиц, после чего ей уже не удалось возродиться. 800 000
тысяч жителей были уничтожены, угнаны в рабство или оставлены без крова.
Оказались разграблены более четырехсот храмов и монастырей. Все ценное было
вывезено в Бирму. Король пал в сражении. В общем, наступил локальный конец
света в отдельно взятом сиамском королевстве.
Никто не мог
предположить такого исхода четыреста лет назад в 1351 г., когда коронованный
недавно под именем Раматхибоди I, чиангсенский князь У Тонг основал новую
столицу нового королевства. Старую столицу поразила эпидемия холеры. Он долго
искал подходящее место, на какое-то время задержался в Накхонпатхоме, но в
конце концов решил заложить город у слияния двух рек - Чаопраи и Лопбури. Место
оказалось настолько удачным, что Аютая, именно так был назван город, стала
стремительно развиваться. Она оказалась на пересечении торговых путей Индии,
Китая и Японии. А это означало приток денег, товаров и иностранцев. Все они
имели в Аютае свои кварталы. В XV веке появились первые европейцы - португальцы
и голландцы. Пик европейского влияния пришелся на годы правления короля Нарая,
который считался другом Людовика XIV. Город жил, развивался и богател. В
результате получилась очень красивая, многоликая и самобытная столица.
Аютая даже
заслужила прозвище восточной Венеции. Дело в том, что еще раньше в целях
обороны на севере прорыли канал: город оказался на острове. И, как оказалось,
не зря. Очень скоро начался период практически непрерывных войн с Бирмой. В
середине XVI века центральная и южная Бирма объединились при короле
Добершведхе. При его приемнике, великом полководце Байнауне воинственным
бирманцам удалось дойти до северного Вьетнама и Лаоса. Кроме того, они
предприняли поход в Аютаю и со второй попытки в 1569 году взяли город. Правда,
в этот раз Аютае удалось уцелеть. Город был слегка разграблен, но сохранился.
Захватчики лишь срыли городские укрепления, стены и башни. На трон посадили
послушного, как думали, короля Камарачу, что в переводе значит король кармы.
Под предлогом
защиты от постоянных набегов воинственных кхмеров Камарача стал потихоньку
укреплять город. Он возвел более мощные крепостные стены из кирпича,
модернизировал армию. В течение 15 лет его политика была направлена на восстановление
былого могущества страны. Правда, сам он не мог предпринимать активных действий
против Бирмы, поскольку там, в Рангуне на положении почетного пленника 8 лет
находился его сын - будущий национальный герой Сиама и король Нарасуан. Со
временем последний был отпущен на родину, где стал выдающимся военачальником.
Его даже неоднократно призывали в Бирму для совместных военных операций против
мятежников.
Однажды он был
вновь вызван для подавления восстания в северной Бирме. Нарасуан трезво оценил
ситуацию, увидел, что бирманская столица оголена и, не долго думая, двинул свои
войска на нее. Но сходу город он взять не смог. Пришлось отступать и давать
арьергардные бои. Бирманцы не осмелились углубляться на территорию Аютаи.
Правда, позже был послан экспедиционный корпус, который Нарасуан легко разбил.
В честь той первой победы, кстати, и был возведен Храм великой победы.
Через некоторое
время Нарасуан сменил своего отца на троне. Считается, что именно он вернул
утраченную свободу Аютае, которая в общей сложности была столицей Сиама 416 лет
и видела более тридцати королей. Причем иногда у власти оказывались совершенно
случайные люди. Например, храм Ват Рачабурана был построен в честь воцарения
одного из них.
В 1424 г. умер
король Индра. У него было три сына. После смерти отца в борьбу за престол
вступили старший Ай и средний И. Младший - Чайнатх ни на что не претендовал и
остался в стороне от борьбы за престол, но именно ему и суждено было стать
правителем Аютаи. Старшие братья решили выяснить, кто будет правителем, в ходе
традиционной дуэли на слонах. Битва произошла на одном из мостов через
многочисленные столичные каналы. В ходе поединка слоны свалились с моста в
воду, и оба наследника погибли под их тушами. Так совершенно неожиданно для
себя Чайнатх стал наследником престола великой державы. Он кремировал тела
своих братьев, похоронил вместе и построил на этом месте гигантскую ступу.
В 1957 г.
погребальную камеру вскрыли грабители. Были похищены золотые украшения и
похоронные предметы. Факт мародерства заставил тайское правительство заняться
раскопками всерьез. Тогда здесь и начались серьезные археологические работы.
Перед тем как в
город ворвались бирманцы, маленький отряд в 500 человек под командованием
отважного генерала Таксина пробил брешь в кольце осаждавших и вырвался из
обреченной Аютаи. Через полгода Таксин объявил себя королем, собрал мощную
армию и семь лет спустя смог разгромить бирманские войска. Новой столицей
возрожденного сиамского государства Таксин решил сделать Бангкок, а вернее
Тонбури, - левый берег реки Чаопрая. Но Аютае это уже не помогло. Город лежал в
развалинах, и восстановить его было выше человеческих сил. К тому же опасность
нападения врага все еще была очень велика. Бывшая столица огромной тайской
империи превратилась со временем в обычный провинциальный городок, улицы
которого продолжают удивлять заезжих иностранцев грандиозными руинами некогда
великой цивилизации.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.world.ru/