Ительмены
Ительмены
- один из древнейших, но, к сожалению, малочисленных народов Севера. Анализ
археологических раскопок на Камчатке показал, что самым ранним памятникам
ительменской культуры 5200 лет. Самоназвание "ительмен", производное
от "итэнмэн" (живущий).
Наиболее
обоснованные сведения о численности ительменов в конце XVII-XVIIIвв. дал
Б.О.Долгих: в 1697 г. численность ительменов равнялась 12 680 чел., а в 1738 г.
- 8448 чел.
У
ительменов из-за малой численности нет своей автономии, живут они
преимущественно в Корякском АО. В 1950-х г. в связи с укрупнением колхозов
началось сселение ительменов. Жители Сопочного, Морошечного и Утхолока
переселились в Ковран, жители Аманино, Напаны и Седанки Оседлой - в Тигиль. В настоящее
время основная масса ительменов живет в селах Ковран, Тигиль, Палана и
Хайрюзово.
Язык
ительменов не похож ни на какой другой, однако по некоторым признакам
исследователи относят его вместе с чукотским и корякским к северо-восточной
группе палеоазиатских языков, хотя у ительменского много своих особенностей,
своеобразия и отличий.
Ительмены
были в первую очередь типичными речными рыболовами. Все другие промыслы
(сухопутная и морская охота) играли в их жизни второстепенное значение. Второе
по значимости место в производственной деятельности ительменов занимала
заготовка разных дикорастущих трав и корней - одни употреблялись в пищу, другие
применялись в народной медицине, третьи использовались для вязания сетей,
плетения циновок и других предметов быта. Для ительменов характерна
комплексность хозяйства.
Поселения
ительменов в начале XVIII века соответствовали семейным общинам. Расселялись
они на одной реке и были связаны кровным родством и единством рыболовных
угодий. Обычно все родственники жили в одной полуземлянке. Названия большинства
острожков соответствовали названиям рек, на которых они располагались.
Организатором всего населения острожка являлся старейшина. В его юрте
принимались все решения, регулирующие внутреннюю жизнь острога, обсуждались все
общественно-значимые дела, здесь проводились празднества жителей острога.
По
представлениям ительменов, все предметы и явления природы наделены духами,
которые живут собственной жизнью. Степень почитания тех или иных духов была в
прямой зависимости от степени их предполагаемого влияния на материальное
благополучие человека. Особо почитали дух моря, дающего основной продукт
питания - рыбу; в честь него устраивали праздник "очищения " в
ноябре. Культ огня при этом выступал как святыня. Собирательство нашло отражение
в верованиях ительменов в форме установки столбов - идолов в местах промысла.
Мир ительмены считали вечным, души - бессмертными. Создателем народа,
первопредком они считали Ворона (Кутха).
Одним
из видов религиозных воззрений был фетишизм. Мужчины и женщины носили амулеты в
виде идолов. Существовал у ительменов и шаманизм, хотя шаманы не имели
обрядовой одежды и атрибутов.
Огромную
роль играли всякого рода поверья и приметы: так, весной нельзя разбирать старые
дома и балаганы, в которых много юкольной моли, последнюю боится рыба и может
уйти из реки. Категорически запрещалось спасать утопающего или засыпанного
снежной лавиной, так как считалось, что тем самым лишаются желаемой пищи духи
воды и гор.
Традиционные
верования ительменов были обусловлены их образом жизни, социальной организацией
и экологической средой.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru