Коряки
Численность
- 9242 человека. Язык - чукотско-камчатская группа палеоазиатской семьи языков.
Расселение - Корякский автономный округ Камчатской области.
Живут
на северо-востоке России. Письменность существует с 1931 г. на латинской, а с
1936 г. - на русской графической основе.
К
началу контакта с русскими в ХVIII в., они делились на кочевых и оседлых,
распадавшихся, в свою очередь, на несколько обособленных групп: карагинцы,
алюторцы, паренцы, каменцы и т.п. Кочевые были расселены во внутренних районах
Камчатки и прилегающей материковой части, оседлые (береговые) - на восточном и
западном побережьях Камчатки, в районе Пенжинской губы и п-ова Тайгонос.
В
хозяйстве оседлых сочетались зверобойный промысел, рыболовство, сухопутная
охота и собирательство. Морской зверобойный промысел - основное занятие коряков
Пенжинской губы (итканцев, паренцев и каменцев) также играл важную роль у
алюторцев, апукинцев и карагинцев, в меньшей степени у паланцев. Основными
орудиями были гарпун, сети.
Для
кочевых коряков (чавчувенов) было характерно крупнотабунное оленеводство с
численностью стада от 400 до 2000 голов. Основными орудиями труда пастухов были
аркан v длинная веревка с петлей для ловли оленей, посох и палка в виде
бумеранга, с помощью которой собирали отбившуюся часть стада. Зимой кочевые
охотились на пушных зверей.
Зимним
и летним жилищем кочевых коряков была каркасная переносная яранга.
Преобладающим типом жилища у оседлых коряков была полуземлянка длиной до 15,
шириной до 12 и высотой до 7 м. В начале ХIХ в. под влиянием русских поселенцев
у паланцев, карагинцев, апукинцев и коряков северо-западного побережья
Охотского моря появились бревенчатые избы русского типа.
Одежда
была глухого покроя. Оленеводы шили ее в основном из оленьих шкур, приморские
наряду с оленьими использовали шкуры морских животных.
Основной
пищей оленных коряков было мясо оленя, которое ели чаще в вареном виде,
употребляли также кору ивы и морскую капусту. Береговые жители питались мясом
морских зверей, рыбой. С ХVIII в. появились покупные продукты: мука, рис,
сухари, хлеб и чай. Мучную кашу варили на воде, крови оленя или тюленя, а
рисовую кашу ели с тюленьим или оленьим жиром.
Основной
социальной единицей являлась большая патриархальная семейная община, объединявшая
близких родственников по отцовской линии, а у оленных иногда и отдаленных
родственников.
В
начале ХХ в. происходит разрушение патриархально-общинных отношений среди
оседлых коряков. Вызвано это переходом к индивидуальным видам хозяйственной
деятельности: добыче мелкого морского зверя, пушной охоте, рыболовству и
развитию в конце ХIХ в. оленеводства у алюторцев, отчасти паланцев.
Главные
праздники оседлых коряков ХIХ v начала ХХ вв. посвящены промыслу морских
животных. Основные их моменты - встреча и торжественные проводы пойманных
животных. Главный осенний праздник кочевых коряков - коянайтатык -
"перегонять оленей", устраивался после возвращения стад с летних
пастбищ. После зимнего солнцестояния оленеводы устраивали праздник возвращения
солнца, включающий гонки на оленьих упряжках, борьбу, бег с палками,
набрасывание аркана на движущуюся по кругу цель, подъем по обледенелому столбу.
Были
развиты также обряды жизненного цикла (свадьбы, рождение детей, похороны,
поминки). Болезнь и смерть, для защиты от которой совершали различные
жертвоприношения, обращались к шаманам, пользовались амулетами, приписывали
вредоносной деятельности злых духов, представления о которых нашли отражение в
похоронно-поминальной обрядности.
Основными
жанрами повествовательного фольклора являются мифы и сказки (лымныло),
исторические предания и легенды (панэнатво), а также заговоры, загадки, песни.
Наиболее широко представлены мифы и сказки о Куйкыняку (Куткыняку) - Вороне.
Музыка
представлена пением, речитированием, горлохрипением на вдохе и выдохе,
исполнением на инструментах. К лирическим песням относят "именную
песню" и "родовую песню", имеющие местные и семейные напевы.
Общее
корякское название музыкальных инструментов - г`эйнэчг`ын. Это же слово
обозначает и духовой инструмент, похожий на гобон, с пищиком из пера и конусным
раструбом из бересты, и флейту из растения борщевик с наружной щелью, без
игровых отверстий, и пищалку из пера птицы, и трубу из бересты. Кроме того,
имеются манковая пищалка, свисток, пластинчатый варган, круглый бубен с плоской
обечайкой и внутренней крестовидной рукояткой с позвонками на скобе с
внутренней стороны обечайки, различные бубенчики, колокольчики, вихревой
аэрофон - пропеллер-жужжалка и др.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru