Эфиопия
Федеративная Демократическая Республика Эфиопия
Площадь:
1,1 млн. км2.
Численность
населения: около 60 млн. человек (1999).
Государственный
язык: амхарский.
Столица:
Аддис-Абеба (около 2,5 млн. жителей, 1999).
Государственный
праздник: День Свободы (28 — 29 мая, с 1991 г.).
Денежная
единица: быр.
Член
ООН с 1945 г., ОАЕ и др.
Государство
расположено на Эфиопском нагорье, окруженном равнинами. Сбросовая долина как бы
рассекает его. Граничит с Эритреей и Джибути на северо-востоке, с Сомали — на
востоке и юго-востоке, с Кенией — на юго-западе и Суданом — на западе. Выхода к
морю не имеет. Самая высокая вершина — Рас-Дашан (4620 м). Крупнейшее озеро —
Тана, здесь берет начало река Аббай (Голубой Нил).
Орошаемое
муссонными дождями Эфиопское нагорье — оазис среди пустынь. Север и восток
нагорья — единственная в Тропической Африке древняя область пахотного
земледелия, местами с искусственным орошением. Во второй половине XX в. начали
выращивать чай, тропические фрукты, арбузы, дыни, помидоры, картофель,
виноград.
Единственная
железная дорога связывает Аддис-Абебу с портом Джибути. Основной вид транспорта
— автомобильный, на втором месте — воздушный.
Около
половины населения принадлежит к эфиосемитским народам, немногим меньше — к
кушитским и омотским.
Самый
многочисленный из эфиосемитских народов — амхарцы (около 20 млн. человек). Они
живут в северной части (округ Амхара), а также во всех городах, включая
Аддис-Абебу. Амхарский язык — наиболее литературно развитый из языков Эфиопии.
Второй по численности эфиосемит-ский народ — тыграйцы (около 6 млн. человек).
Они населяют округ Ты-грай на севере страны и соседнюю часть Эритреи. Много
тыграйцев живет в Аддис-Абебе и других городах. Народ гураге (около 1 млн.
человек), культурно близкий к амхарскому, сконцентрирован к югу от столичного
района. Гураге говорят на двух близкородственных языках, распадающихся на
многие диалекты. Харари (около 40 тыс. человек) живут в городе Харэр, где
составляют ядро населения. Этот маленький народ отличается всеобщей
грамотностью. Многие из них говорят на нескольких языках: харарском, амхарском,
арабском и др. Амхарцы, тыграйцы и харари имели в прошлом развитые феодальные
общества и уже давно сложились в народности. На их языках еще до XX в. существовала
письменность. Оромо (свыше 22 млн. человек) — самый многочисленный из народов
Эфиопии и кушитских народов. В основном оромо сосредоточены в одноименном
округе, но территориальные группы этого народа разбросаны в разных районах
Эфиопии, заселенных ими еще в XVI в. На севере большинство из них —
крестьяне-пахари, на юге — кочевники или полукочевники: разводят овец, коз,
крупный рогатый скот, верблюдов или ослов. Среди этой части оромо сохранилось
деление на племена (в XIX в. — около 100), а также остался такой древний
общественный институт, как организация сверстников по поколениям (не
обязательно одного возраста): каждые 8 лет однажды сорганизованная группа
сверстников переходит на новую социальную ступень (система гада). На ступени
неженатых воинов группа устанавливает законы племени, активно участвует в
управлении, является ударной военной силой; на более высокой ступени — заводит
семьи и семейные хозяйства, на следующей — формирует совет старейшин и т. д. В
системе управления племенем свою роль играют и вожди-жрецы, и колдуны. Вне этой
системы — низшие касты.
Второй
по численности кушитский народ Эфиопии и Северо-Восточной Африки в целом —
сомалийцы (около 1,5 млн. человек только в Эфиопии), живут в основном на
юго-востоке; близкородственные им по языку и культуре афары (около 1 млн.
человек) — на востоке, в пустынях и полупустынях. Лишь немногочисленные группы
кушитских народов занимаются кочевым и полукочевым скотоводством и разводят
верблюдов. Большинство из них сочетают скотоводство с земледелием и ведут
оседлый образ жизни. Оседлыми земледельцами являются и кушитские этносы группы
сидамо (собственно сидамо, камбата, тимбаро, алаба, хадья и другие, общей
численностью около 0,7 млн. человек), а также консо (свыше 100 тыс. человек).
Им близки по культуре, общественному строю и религии омотские народы (валяйта,
куло, конта, гофа, кафа, гимира и др.). В отдаленном прошлом кушитские народы
населяли и север. Теперь там отдельными островками среди амхарцев и тыграйцев
сохранились группы агау, а также фалаша — эфиопские иудаисты, многие из которых
выехали в Израиль.
Широко
распространены касты — касты ремесленников (например, кузнецов, жены которых —
горшечницы), касты кожевников, касты охотников и рыболовов (хотя сами эфиопы в
основном не едят ни рыбы, ни мяса диких животных), касты музыкантов и
сказителей.
Несмотря
на все различия между отдельными народами, Эфиопия и Эритрея образуют
культурную общность. Например, у большинства эфиопов — сходный национальный
костюм: характерная форма штанов, рубах, пояс и шамма — подобие римской тоги.
Оригинальна
общеэфиопская кухня: острые соусы, сырое парное мясо, большие лепешки из
пшеничной и теффовой муки, домашнее пиво и медовуха.
Древние
праздники годового цикла — общие для разных народов Эфиопии: их отмечают и
христиане, и язычники, и даже часть мусульман. Так, конец сезона больших дождей
(в сентябре), когда зацветает желтыми цветами особый кустарник, отмечается
таким общим праздником. После церковного богослужения сооружаются костры на
площадях, люди поют и пляшут с эфиопскими свечами в руках. Эти свечи — длинные
(больше метра) сплетенные фитили, пропитанные воском. И кустарник, и праздник
на всех языках Эфиопии называется «мэскэль» («крест»). Популярный праздник
водосвятия празднуется у источников. Эфиопский календарь — очень древний и
общий у разных народов Эфиопии (у мусульман он сосуществует с лунным исламским
календарем); он тот же, что и у египетских коптов, но только названия месяцев —
оригинальные.
По
сравнению с арабскими странами и Сомали общественная культура народов Эфиопии
отличается большей свободой нравов.
Крупнейший
город, главный центр образования, науки и культуры Аддис-Абеба (буквально
«Новый цветок») был основан в 1884 г. От первых 50 лет истории города
сохранились несколько каменных зданий, в том числе старый императорский дворец,
греческая, армянская, старая католическая церкви, постройки русских инженеров:
старое посольство России, бывшая русская церковь, один из мостов. Большая часть
городских зданий построена в 60 — 90-е гг. XX в. Основные магистрали — широкие
проспекты с современными кварталами. В некоторых постройках отражены древние
эфиопские архитектурные элементы. За фасадом проспектов — немощеные улочки из
одноэтажных мазанок, где бродят куры и козы. Здесь пищу готовят во дворах или
прямо на улице, разжигая костры из эвкалиптовых дров, которые доставляют
вязанками, навьючив на ослов. Большинство жителей Аддис-Абебы — вчерашние
сельчане или их дети, выходцы из всех этносов. Здесь находятся университет,
научные институты, музеи, библиотеки, театры, кинотеатры, штаб-квартира ОАЕ,
Дом Африки. В городе и окрестностях много церквей различных конфессий, мечети,
несколько госпиталей и клиник и крупнейший в Африке базар «Маркадо», где можно
купить все — от монет Аксума и императоров Менелика и Хайле Селассие до
видеотехники. Аддис-Абеба — крупнейший в Эфиопии центр промышленности (пищевой,
текстильной, швейной, кожевенной, строительной).
Харэр
(около 40 тыс. жителей) в XVI — XIX вв. был столицей мусульманского
государства. Окруженная стеной старая часть города — типичный мусульманский
город. Среди достопримечательностей — бывшая мечеть, превращенная в XIX в. в
церковь, католический собор, дом французского поэта А. Рембо.
Дыре-Дауа
(около 120 тыс. жителей) — транспортный узел, центр торговли и промышленности
(текстильной, пищевой). В городе — железнодорожные мастерские.
Гондэр
(около 100 тыс. жителей) — к северу от озера Тана. Был в 1636 — 1868 гг.
столицей Эфиопии, теперь главный город округа Амхара, центр пищевой
промышленности.
Бахр-Дар
— центр пищевой, текстильной, марганцевой промышленности, расположен к югу от
озера Тана. К югу и востоку от Аддис-Абебы находятся промышленные города Акаки.
Моджо (текстильная промышленность), Уонджи (бумажно-картонная), Назрет, или
Адама (тракторосборочная). Все они тесно связаны со столицей Эфиопии.
Природа
исключительно разнообразна — от заснеженных зимой гор до жаркой каменистой
пустыни Афар. Нагорье занимает 1/3 страны (1500- 2500 м).
Характерны
амба — столовые горы с плоскими вершинами и отвесными склонами. Климат — субэкваториальный.
Количество осадков — от 150 - 600 до 1500 - 1800 мм в год. Среднемесячная
температура + 13...+35° С. В горах юго-запада — самый влажный в Эфиопии климат.
Здесь под высокими пальмами, маслинами, фиговыми и другими деревьями растут
дикие кофейные деревца. Больше половины территории — саванны и полупустыни.
Обилие дикорастущих цветов. Фауна чрезвычайно богата. Помимо обычных для Африки
видов животных есть и эндемичные: зебра Греви, несколько видов обезьян,
сэменская лисица, дикий сомалийский осел и др.
B
I тысячелетии до н. э. на север Эфиопии переселились народы южно-аравийской
цивилизации, было создано государство. В I — VIII вв. здесь процветало
Аксумское царство (христианское — с середины IV — VI в.). Позднее в Эфиопии
сложилась система христианских, мусульманских, иудаистских и других государств
во главе с христианским императором. В XIX в. Эфиопская империя отстояла свою
независимость, но в 1936 — 1941 гг. была захвачена Италией. В 1942 — 1974 гг.
на территории Эфиопии — абсолютная монархия, в 1974 — 1991 гг. был установлен
коммунистический режим.
Эфиопская
ортодоксальная церковь существует с середины IV в. У нее свой священный язык —
геэз (древнеэфи-опский), свои святые, особые праздники, своеобразная церковная
архитектура. Необычно и то, что в церквях исполняют обряды под музыку и
аккомпанемент барабанов. Эфиопский ислам также оригинален: представлены три
ветви суннизма, есть свои места паломничества. Около половины населения —
христиане (в большинстве — прихожане эфиопской православной церкви). Около 45%
— мусульмане-сунниты.
Многочисленные
памятники всемирно-исторического значения находятся в Аксуме — главном
религиозном центре христианской Эфиопии. Среди них — стелы с надписями царя
Эзаны (IV в.), самые высокие в мире обелиски, выточенные в форме многоэтажных
дворцов, древняя цистерна, собор гробницы царей. В округе Тыграй сохранились
раннесредневековые церкви, в том числе пещерные; южнее, в Лалибэле, — 11
монолитных церквей (около XII в.), в Гондэре — императорские дворцы и церкви
XVII — XVIII вв. Места паломничества — старинные монастыри в Тыграе, на берегах
озер Тана и Хайк, а в центральной и южной Эфиопии — монастыри, связанные с
именем святого Тэкле-Хайманота. Харэр знаменит памятниками исламской
цивилизации. Древние скульптуры (начиная с середины I тыс. до н. э.), изделия
из бронзы, иконы и рукописные книги с миниатюрами хранятся в музеях и
библиотеках Аддис-Абебы и в старинных монастырях.
Эфиопия
— федеративная республика с двухпалатным парламентом и президентом, наделенным
обширными полномочиями. Состоит из 10 национальных округов и городов
федерального подчинения — Аддис-Абебы и Дыре-Дауа.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.stranymira.msk.ru