Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Принципы правового регулирования малого бизнеса: сравнительный анализ

Всоответствии с Законом Республики Молдова «О поддержке и защите малого бизнеса»от 20.05.94 №. 112 были определены основные принципы, направления, виды и формыподдержки малых предприятий, гарантии и способы их защиты независимо от видовсобственности, организационно-правовых форм хозяйствования, отраслевойпринадлежности и иной специфики их деятельности. То есть, в нем впервые вреспублике определены некоторые принципы, статус приоритетов поддержки малогобизнеса, критерии отнесения субъектов хозяйственных субъектов к мелкому илималому предприятию, независимо от отраслевой принадлежности.
Вчастности, к мелкому предприятию относятся хозяйственные субъекты сосреднегодовой численностью занятых — от 1 до 19 человек, а к малому — от 20 до75 человек. Причем законодатель не установил количественные критерии длясредних предприятий. Интересно, что в Российской Федерации значительно позже (в1995 г.) также были изменены количественные критерии малого предприятия всторону уменьшения: в промышленности, строительстве и на транспорте малымсчитается предприятие, использующее до 100 человек, в научно-технической сфере– до 60 человек, в оптовой торговле – до 50 человек и в сторону увеличения – врозничной торговле и бытовом обслуживании населения – до 30 человек, в другихотраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.
Многиеколичественные и качественные критерии, которые применяются на Западезаконодатели и в Молдове (в большей степени), и в Российской Федерации неиспользуют, то есть эти критерии не получают правовой оболочки; идет процесссокращения, приватизации крупных предприятий в мелкие и средние предприятия.Причем малые предприятия в основном существуют как бы сами по себе, то есть, несвязаны с крупным бизнесом за редким исключением из этого факта; мелкие исредние фирмы чиновники «экспроприировали», «прихватизировали»через подставных лиц бывшие бюрократизированные крупные социалистическиегосударственные предприятия и, в конечном счете, вытеснили пролетариат каккласс; не определен статус рискового (венчурного) бизнеса и его сторон(новатор, руководитель рискофирмы и инвестор), то есть бизнеса, в основекоторого лежит способность предпринимателей аккумулировать финансовые средстваразличных источников для завершения научно-технических проектов, потенциальнооцениваемых как высокоприбыльные.
ВГосударственной программе поддержки малого бизнеса на 1999-2000 годы*предусмотрен Раздел 1. «Разработка и совершенствование законодательнойбазы».
*См.: Приложение N 1 к Постановлению Правительства Республики Молдова «ОГосударственной программе поддержки малого бизнеса на 1999-2000 годы от 5августа 1999г № 750.
Вэтом разделе, зафиксировано, что продолжится процесс совершенствования правовойбазы, позволяющей упростить и облегчить процедуру регистрации малых и мелкихпредприятий, выдачу лицензий для осуществления предпринимательскойдеятельности, участие малых предприятий в поставках собственной продукции длягосударственных нужд.
Вэтих целях предусмотрено разработать законы об обществах с ограниченнойответственностью, о поддержке и развитии малого бизнеса (в новой редакции), овнесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Молдова в частиналогообложения и учета результатов хозяйственной деятельности. Будет начатоизменение законодательства, в частности налогового, в целях предотвращенияухудшения положения предпринимателей. На наш взгляд этого недостаточно, чтобыохватить все проблемы правового регулирования малого предпринимательства.
Возникаетвопрос: каким образом и способом в настоящее время можно сформировать базуправового регулирование малого бизнеса и на каких принципах должны базироватьсяего основные институты?
Следуетотметить, что в отдельных высокоразвитых государствах имеется целая серия нетолько общих законов, регулирующих предпринимательство в целом, а такжеспециальных законов, на основе которых в этих странах получил развитие малыйбизнес. Проследим эволюцию развития этого законодательства в некоторых из этихстран по имеющимся у нас отдельным источникам.
Так,например, еще в 1953 году, президент Эйзенхауэр подписал Закон о малом бизнесе(Зяблюк И.Г. Государство и малый бизнес США.М.,1987, с. 73), согласно которомусоздавалось новое независимое правительственное ведомство — Администрациямалого бизнеса (АМБ). Этот закон поставил перед АМБ три главные цели:
1)обеспечить финансовую поддержку мелким и средним предприятиям, если таковая дляних недоступна из других источников;
2)содействовать в получении госзаказов;
3)предоставлять технические и консультативные услуги по вопросам управления. Воисполнение этого закона при АМБ создавался Совет по ссудной политике в составеруководителя АМБ (председатель), министров торговли и финансов или предложенныхими чиновников из своих министерств, которые затем назначались президентом»по совету и с согласия сената". На этот орган возлагались полномочияопределять общую политику АМБ в деле оказания финансовой помощи предприятияммалого бизнеса.
В1977 году был разработан более обширный по содержанию билль под названием«Закон о национальной политике для малого бизнеса», который затемстал одним из титулов (разделов) другого комплексного законопроекта «Онациональной инвестиционной политике для малого бизнеса» (Там же). Ондолжен был включать следующее:
1)санкционированную законом всеобъемлющую систему государственных контрактов натовары и услуги;
2)более простую и устойчивую систему налогообложения, по которой большинствовновь появившихся фирм получали бы льготный налоговый режим на первые пять летсуществования;
3)приоритетное участие малого бизнеса в деле передачи технологии, патентов инаучно-технической информации;
4)новые стимулы для участия банков и других финансовых институтов вфинансировании малого бизнеса;
5)поощрение предприятия малого бизнеса на совместное участие в более масштабных,сложных и рисковых проектах посредством создания консорциумов, кооперативов идр.;
6)предпочтительную ориентацию на малый бизнес при сдаче в аренду или продажегосударственной недвижимой собственности, сырья и других материалов;
7)решительное применение антитрестовских и других законов, призванных сдерживатьантиконкурентную практику;
8)специальные компенсации по расходам на заработную плату для новых фирм в первыепять лет их существования с целью поощрять занятость, создание рабочих мест иустойчивой рабочей силы в секторе малого бизнеса.
Однакоэтот законопроект не был принят, а на его базе был введен 2 июля 1980 годаЗакон о развитии малого бизнеса и как его самостоятельная часть — Закон обэкономической политике для малого бизнеса (Там же), который состоит всего издвух статей. Первая статья провозглашает политику в отношении малого бизнеса:«Конгресс провозглашает, что федеральное правительство твердопридерживается политики использования всех разумных средств, сообразных собщими целями национальной экономической политики этой страны и сохранения еесистемы свободного конкурентного предпринимательства, для чего создать частномусектору стимулы, которые помогут гарантировать, что достаточный капитал поконкурентным ценам доступен малому бизнесу». Вторая статья этого законаобязывает президента ежегодно направлять конгрессу доклад о положении малогобизнеса.
Законо развитии малого бизнеса (титул четвертый) обязал Администрацию малого бизнесаразработать и поддерживать систему базовой экономической информации о маломбизнесе для того, чтобы снабжать конгресс и правительство сведениями обэкономических условиях существования мелких и средних предприятий. С этой цельюАдминистрация малого бизнеса должна регулярно публиковать национальные и, вмеру выполнимости, региональные экономические показатели малого бизнеса потаким параметрам, как: занятость; количество и типы предприятий; появлениеновых фирм и банкротства; продажи и новые заказы; капиталовложения; экспорт;слияния и поглощения.
Наосновании всех этих показателей АМБ обязан также ежегодно публиковать доклад сосравнительным анализом и интерпретацией исторических тенденций развития малогобизнеса.
Кконцу 1980 года были одобрены и подписаны следующие законы США, регулирующиемалый бизнес: о гибком регулировании; о сокращении отчетности; о равном доступек органам правосудия; о реформе патентного права; о расширенном участии малогобизнеса в экспортной торговле; о стимулирующем инвестировании малого бизнеса(Зяблюк И.Г. Указ. соч. с.106).
В1982 году был принят Закон о развитии научно-технической деятельности малогобизнеса (Там же), а в 1986 году — Закон о передаче технологии. Последний,является также специальным законом, направленным на регулирование правовыхотношений в области передачи технологий соответствующих структур иуниверситетов малому бизнесу.
Такимобразом, в США уже действует 12 законов (кроме того, еще 2 проекта такихзаконов было разработано, но по тем или иным причинам они не были приняты).Перечислим их еще раз в хронологической последовательности:
1.Закон о малом бизнесе (1953 год);
2.Закон о предоставлении гарантий по ссудам в затруднительных обстоятельствах(1971 г.);
3.Проект Закона о национальной политике для малого бизнеса (1977 г.);
4.Проект Закона о национальной инвестиционной политике для малого бизнеса (1977г.);
5.Закон 95-507 (1978 г.) (регулирует предоставление различных закупочныхконтрактов для малого бизнеса);
6.Закон о развитии малого бизнеса (1980 г.);
7.Закон об экономической политике для малого бизнеса (1980);
8.Закон о гибком регулировании (1980 г.);
9.Закон о сокращении отчетности (1980 г.);
10.Закон о равном доступе к органам правосудия (1980 г.); 11. Закон о реформепатентного права (1980 г.); 12. Закон о расширенном участии малого бизнеса вэкспортной торговле (1980 г.);
13.Законо стимулирующем инвестировании малого бизнеса (1980 г.);
14.Законо развитии научно-технической деятельности малого бизнеса (1982 г.); 15.Закон опередаче технологий (1986 г.).
Правовоеположение малых предприятий (мелких и средних) в другой из самых развитых странмира — Японии, регулируется системой базового и специальных законов о статусемелкого предприятия и льготах для него (всего таких законов 12). Действуюттакже положения о льготах для мелких фирм в налоговом, внешнеторговом иотраслевом законодательстве (Развитие и поддержка мелких и средних предприятийв Японии. — М., 199О.- с. 25). Имеется также специальный Закон содействиясубконтрактным мелким и средним предприятиям (1970 г.), регулирующийсубподрядные отношения и входящий в систему антимонопольного законодательства.С 1986 года действует Временный закон о структурной конверсии бизнеса и осодействии малым и средним предприятиям (Роль малого бизнеса в экономикепромышленно развитых стран. – М ,1992.- с. 18.).
Правовойстатус дочерних фирм регулируется коммерческим кодексом — японским вариантомзакона о предприятии.
Антимонопольноезаконодательство и коммерческий кодекс обеспечивают защиту юридическисамостоятельных мелких и средних предприятий.
Например,головная компания может распоряжаться частью прибыли дочерней только в пределахсвоих дивидендов на вложенный капитал. Головная компания не несет рискадочерней, то есть не отвечает за ее убытки. При банкротстве дочерней фирмы ееобязательствами распоряжается суд.
Антимонопольныйзакон Японии защищает право филиала иметь иные источники финансирования иформирования производственных программ. Головная компания не может заставитьфилиал иметь дело только с ней или вынудить его заниматься деятельностью, незафиксированной в уставе.
Головнаякомпания, если она не полный собственник, а — совладелец филиала, можетпотребовать ревизию деятельности филиала только по суду.
Японскоезаконодательство не только ограничивает контроль собственников, но иустанавливает ответственность за договорные отношения. Исключение составляют заказына уникальную продукцию, не имеющую аналогов. Давление заказчика на исполнителя(необоснованные скидки с договорной цены, навязывание особых условий и т.д.)пресекаются государственной защитой субподрядчика. Эта защита обеспечиваетсяУправлением мелких и средних предприятий и Комиссией по справедливым сделкам,проводящей расследование и имеющей право возбуждения дела в суде.
Отсутствиеподобного законодательства в Республике Молдова поощряющего малый бизнеспрепятствует развитию последнего.
Кключевым вопросам, заслуживающим приоритетного внимания для предпринимательствав целом, в том числе и малого, относятся нормы гражданского, торгового идоговорного права развитых стран, законодательства об обеспеченных сделках(Европейский банк реконструкции и развития подготовил типовой закон обобеспеченных сделках), законодательство о труде, не дающее односторонних выгодкрупным предприятиям, защита интеллектуальной собственности и более полноезаконодательство о конкуренции и компаниях, торговых товариществах и др.
Норешающим фактором в области развития законодательства о малом бизнесе дляРеспублики Молдова должно быть наличие определенного количества соответствующихспециальных законов. Кроме них необходимо иметь также четкие процедуры,обеспечивающие их «встраивание в общее законодательство опредпринимательстве, которое находится (по сравнению с развитыми странами) напервоначальной стадии развития. Республика по сути дела еще и не приступила кразработке главных рыночных кодексов: нового гражданского и торгового.
Какпри этом использовать опыт других государств? Какие законы необходимо принять(общие для предпринимательства в целом и специальные для малого бизнеса)? Вкакой хронологической последовательности необходимо их вводить? Какиедействующие законы и подзаконные акты необходимо отменить или скорректировать,чтобы малый бизнес и предпринимательство получили свое развитие более быстрымитемпами, чем, например, в США?
Длятого чтобы ответить на эти и вопросы необходимо прежде всего сформулироватьпринципы правового регулирования малого бизнеса, а затем обосновыватьнеобходимость разработки некоторых общих, но в особенности, специальных законовдля становления и развития малого бизнеса в Республике Молдова.
Нанаш взгляд можно выделить следующие принципы правового регулирования малогобизнеса:
I.Принципы определяющие цели-средства:
1.Обеспечение финансовой поддержки мелким и средним предприятиям, если таковаядля них недоступна из других источников.
2.Содействие малым предприятиям в получении госзаказов.
3.Предоставление малому бизнесу технических и консультативных услуг по вопросамуправления.
4.Проведение национальной политики для малого бизнеса и национальнойинвестиционной политике для малого бизнеса. Этот принцип должен был включатьследующее:
1)санкционированную законом всеобъемлющую систему государственных контрактов натовары и услуги;
2)более простую и устойчивую систему налогообложения, по которой большинствовновь появившихся фирм получали бы льготный налоговый режим на первые пять летсуществования;
3)приоритетное участие малого бизнеса в деле передачи технологии, патентов инаучно-технической информации;
4)новые стимулы для участия банков и других финансовых институтов вфинансировании малого бизнеса;
5)поощрение предприятия малого бизнеса на совместное участие в более масштабных,сложных и рисковых проектах посредством создания консорциумов, кооперативов идр.;
6)предпочтительную ориентацию на малый бизнес при сдаче в аренду или продажегосударственной недвижимой собственности, сырья и других материалов;
7)решительное применение антимонопольных и других законов, призванных сдерживатьантиконкурентную практику;
8)специальные компенсации по расходам на заработную плату для новых фирм в первыепять лет их существования с целью поощрять занятость, создание рабочих мест иустойчивой рабочей силы в секторе малого бизнеса
II.Принципы организационные-правовые: гибкого правового регулирования малогобизнеса; обеспечения сокращения отчетности; обеспечения равного доступа корганам правосудия; реформы патентного права для малого бизнеса; расширенногоучастии малого бизнеса в экспортной торговле; стимулирующего инвестировании вмалый бизнес; предоставления гарантий по ссудам в затруднительныхобстоятельствах; расширенного участия малого бизнеса в экспортной торговле;стимулирования инвестирования в малый бизнес; развития научно-техническойдеятельности малого бизнеса; передачи технологий малому бизнесу крупнымипредприятиями.
III.Принципы, защищающие малый бизнес: ограничения контроля собственников;установления ответственности за договорные отношения. Давление заказчика наисполнителя (необоснованные скидки с договорной цены, навязывание особыхусловий и т.д.) должны пресекаться государственной защитой субподрядчика. Этазащита могла бы обеспечиваться вновь созданными для этого органами — Управлением мелких и средних предприятий Республики Молдова при ПравительствеРМ и Комиссией Правительства РМ по справедливым сделкам, проводящейрасследование и имеющей право возбуждения дела в суде.
IV.К ключевым принципам заслуживающим приоритетного внимания дляпредпринимательства в целом, в том числе и малого, относятся: развитие нормгражданского, торгового и договорного права, законодательство об обеспеченныхсделках (Европейский банк реконструкции и развития подготовил типовой закон обобеспеченных сделках), законодательство о труде, не дающее односторонних выгодкрупным предприятиям, защита интеллектуальной собственности и более полноезаконодательство о конкуренции и компаниях, торговых товариществах и др.
V.Принцип наличия определенного количества соответствующих, специальных законовдля малого бизнеса. Кроме них необходимо иметь также четкие процедуры,обеспечивающие их „встраивание в общее законодательство опредпринимательстве, которое находится (по сравнению с развитыми странами) напервоначальной стадии развития.
Есликакой-то принцип из вышеупомянутых не будет реализован, то правовоерегулирование, на наш взгляд будет не полным, то есть в законодательстве будетпробел. Поэтому и для того, чтобы осуществить реализацию этих принципов вреспублике Молдова, необходимо определить в комплексе всю систему правовогорегулирования малого бизнеса.
Малыйбизнес – это объект регулирования многих отраслей права и законодательства.Ведь развитие научно-технического прогресса через малый бизнес как основупредпринимательства непосредственно затрагивает развитие многих отраслей праваи, прежде всего тех, которые регулируют общественные отношения, складывающиесяпод влиянием положительных и отрицательных факторов научно-техническойреволюции. Все эти отрасли уже сейчас претерпевают существенные изменения,связанные с необходимостью учета указанных факторов или целесообразностирегулирования качественно новых общественных отношений.*
*См.: Лебедев В.Ю. Селекция в системе права и законодательства. – Закон и жизнь,1993, № 6, с. 23.
Наиболеехарактерно и рельефно это проявляется при регулировании малогопредпринимательства, поскольку оно подпадает под воздействие многих отраслейправа и законодательства. Например, в книге, написанной известными российскимиучеными С.А. Зинченко, Д.Ю. Шапсуговым и С.Э. Корхом “Предпринимательствои статус его субъектов в современном российском праве» (См.: ЗинченкоС.А., Шапсугов Д.Ю., Корх С.Э. Предпринимательство и статус его субъектов всовременном российском праве. – Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 1999, 200с.),исследуются с общетеоретических и практически-прикладных позиций отношенияпредпринимательства в системе российского права. Центральное место отведеноправовому статусу предпринимателя и его реализации на конституционном,гражданско-правовом, административно-правовом и других отраслевых уровнях.Раскрывается межотраслевая природа предпринимательских отношений как предметаправового регулирования, и в этой связи показываются сложности законодательногозакрепления их по частям в отдельных отраслях права (гражданском, финансовом,налоговом и др.).
Вноситсяпредложение об усилении в Основном Законе РФ публичных начал при закрепленииотношений предпринимательства. Выявляются особенности правового статусасубъектов предпринимательства в отношениях с органами публичной власти,позволяющей признать за предпринимателями в этих субоординационных отношенияхне только обязанности, но и определенные права.
Черезвсю работу проходит идея о необходимости закрепления отношенийпредпринимательства в основополагающем федеральном законе типа Кодекса опредпринимательстве. На его базе могла бы формироваться согласованная системаправовых актов о данной сфере деятельности (подчеркнуто нами – В.И.) (См.:Информация о новых книгах. Хозяйство и право,2000, № 3, с.119. Как мы ужезнаем, малый бизнес – составная часть предпринимательства, бизнеса инеотъемлемая часть экономики. Поэтому задача государства – создать с помощьюразличных отраслей права и правовых средств условия для функционирования всехвидов бизнеса. Так, целью антитрестовского (антимонопольного) законодательстваявилась защита мелкого и среднего бизнеса от посягательств монополий,гарантирование экономической свободы всех и каждому отдельному предпринимателю.Налоговое законодательство и льготы для мелких предприятий являются такжеформой общего воздействия государства, которая может способствовать развитиюбизнеса, а может препятствовать этому, в зависимости от общих целей и задач,заложенных в налоговой системе и налоговом законодательстве, которые почтицеликом состоят из норм административного права.
Нормыгражданского, коммерческого и договорного права, законодательство обобеспеченных сделках (Европейский банк реконструкции и развития подготовилтиповой закон об обеспеченных сделках), трудовое законодательство, не дающееодносторонних выгод крупным предприятиям, нормы (гражданского иадминистративного права), регулирующие защиту интеллектуальной собственности изаконодательство о конкуренции и компаниях, торговых товариществах и др. такжев какой-то своей части регулируют отдельные правоотношения, прямо или косвенносвязанные с малым предпринимательством.
Некоторыеавторы справедливо отмечают, что в гражданском праве существует несколько вариантовсоотношения и моделей взаимодействия публично- и частноправовых начал. Ониучитывают не только характер выражаемого интереса (частный либо публичный), нои иные факторы, прежде всего метод регулирования общественных отношений:«сотрудничество» частноправовых форм; внедрение частноправовых началв публично-правовую материю, когда публичные отношения начинают все болеешироко регулироваться с использованием отдельных элементов частноправовогометода; замена частноправового регулирования публично-правовым в некоторыхмассивах внешнеэкономических отношений; конкретное воздействие публичных начална гражданско-правовые формы (принудительные договоры); выполнение равнозначныхфункций (частноправовых и публичных начал) в процессе гражданско-правового регулирования;когда публичный акт порождает либо прекращает гражданские правоотношения; когдачастноправовые формы выполняют публичные функции; когда в частноправовоерегулирование могут «встраниваться» отдельные элементыпублично-правового воздействия на субъектов гражданского права и их отношения(подчеркнуто нами – В.И.) (См.: Бублик В. Правовое регулированиепредпринимательства: частные и публичные начала//Хозяйство и право, 2000, № 9,с.12-22).
Например,М.И. Кулагин (Кулагин М.И. Предпринимательство и право: опыт Запада: Избранныетруды. – М., 1997, с. 18-19) отметил, что с помощью техники юридического лицареализуется необходимость в юридическом механизме концентрации и централизациикапитала, то есть оформление коллективных интересов. Однако в современномгражданском праве феномен юридического лица используется и для решенияпубличных задач, являясь (вместе с институтом государственной регистрации)способом государственного санкционирования допуска того или иного субъекта кучастию в обороте.
Сприменением института юридического лица осуществляется публичный контроль задеятельностью участников хозяйственного оборота. Этот институт – материальнаяоснова обеспечения бюджетного интереса в процессе налогообложения результатоввыгодонаправленной деятельности; он реализует статистический интересгосударства в отношении хозяйствующих субъектов (Бублик В. Указ. соч., с.14)
Внекоторых массивах внешнеэкономических отношений, в целом относящихся кпредмету гражданско-правового регулирования, с учетом их повышенной значимостидля национальных интересов частноправовое регулирование в максимальном объемезаменяется публично-правовым. Например, специфика поставок на внешний рынокроссийской военной продукции и особенности правового статуса российскихучастников данных экспортных операций (производителей военной техники игосударственных торговых посредников) определяются императивными предписаниями,имеющими нецивилистический характер. Такое регулирование сформировало публичныйадминистративно-правовой режим внешнеторговой деятельности специфическихтоваров, удовлетворяющих материальные потребности иностранных государств,обусловленные интересами их национальной безопасности и суверенитета.Субъективное право в этих отношениях есть элемент, производный от обязанности,а не выполняющий самостоятельную функцию удовлетворения интересауправомоченного лица. Подобные правоотношения нехарактерны для общей«ткани» гражданско-правового регулирования, являются вкраплениями,отражающими взаимодействие гражданского права с административным (подчеркнутонами – В.И) (Подробно об этом см.: Бублик В. Указ. соч. с.13 (с.12-22).
.Всеэто относится и к правовому регулированию малого бизнеса.
Такимобразом, к законодательству, регулирующему малое предпринимательство следуетотнести нормы тех отраслей права, которые направлены на реализациювышеупомянутых принципов.
Ведущийнаучный сотрудник Института философии, социологии и права АН Молдовы, докторправа  Василий Игнатьев
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.yurclub.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.