Реферат по предмету "География"


Хваршины

Хваршины

Хваршины,
народ в Рос. Федерации. Численность - 2 тыс. чел. Все переписи населения
включали их в состав аварцев. Говорят на хваршинском языке с небольшими
диалектными особенностями в каждом селе. Распространены также аварский,
русский, тиндинский языки.

Письменность:
на основе арабской графики с кон. 18-нач. 19 вв., на основе русской графики на
авар. яз.- с 30-х гг. 20 в. Верующие - мусульмане-сунниты. Живут в Дагестане, в
юго-восточной части высокогорного Цумадинского района, вдоль ущелья,
образованного р. Хваршинка, притоком р. Андийское Койсу, в 7 поселениях
(Хварши, Хонох, Верхнее и Нижнее Иихоквари, Квантлада, Сантлада, Хвайни). Около
70% Хваршинов живeт на равнине - в Хасавюртовском и Кизилюртовском районах.

Предполагается,
что с древнейших времeн до позднего средневековья Хваршины входили в состав
военно-политического союза Ди-до. Впоследствии ненадолго вошли в состав
общества Богоз (Тинди). К началу 19 в. отделились, образовав Хваршинский союз
сельских обществ (общество Хварши). После реформ 60-х гг. 19 в. вошли в состав
Тиндальского наибства. В 1944 были принудительно переселены в Веденский район
Чечни. В 1957 часть вернулась в полуразрушенные селения, часть переехала в
равнинные районы Дагестана.

Осн.
занятие Хваршинов - яйлажное скотоводство, главным образом - овцеводство.
Существовало богарное плужное земледелие на склонах гор. Пахотное орудие -
древнейший горский плуг - баруц. Сеяли ячмень, пшеницу, рожь, просо. Из
технических культур выращивали лeн-кудряш, из овощных - тыкву, морковь.
Промыслы -производство сукна и особых ворсистых одеял (цахъала), паласов,
вязание шерстяных носков, сапог, валяние войлока, изготовление деревянной
мебели, кухонной утвари, долблeных бочек и ульев. Получили развитие пчеловодство,
бортничество и охота.

В
связи с тем, что существуют проблемы занятости мужского населения, Хваршины
уезжают на сезонные работы в др. районы Дагестана (в осн. в ногайские степи для
сбора репчатого лука и возделывания бахчевых культур).

Семья
- малая. Существовали левират, сорорат. Развиты были обряды сватовства, обычай
умыкания в разл. разновидностях (уводом, прикосновением, снятием платка с
головы и т.н.). Большую роль играли гостеприимство, куначество, обычаи
взаимопомощи и кровной мести.

Мужской
костюм состоял из рубахи (гуд), штанов, распашного бешмета, черкески; в зимнее
время надевались разновидности овчинных шуб (къочора), овчинные куртки,
войлочные накидки (бутнус къочора); популярны были и андийские бурки. Головным
убором служили белые или чeрные овчинные папахи. Наиболее распространeнной
обувью были шерстяные вязаные сапоги с войлочной простeганной подошвой и
усечeнным носком, орнамент - мелкий тeмный рисунок по белому полю. Бытовали
также войлочные сапоги (зунгеба), полуботы из сыромятной кожи (хъурхель),
чувяки (мугу-ры), кожаные полусапожки (уйлят1у), а также обувь с деревянной
подошвой и кожаным верхом без задников (хъваркине-ба).

Украшением
костюма служил кожаный ремень с серебряными бляшками, на котором справа висели
пистолет (тапанча) и серебряная коробочка (гъутугъ) с нутряным жиром для
смазывания рук, слева - кинжал. На большом пальце правой руки носили серебряную
печатку, на запястье мужчины и женщины обязательно носили браслет из чeрного
войлока.

Голову
мужчины брили наголо, отпускали усы, женатые мужчины - небольшие бороды. Одним
из основных элементов женского костюма было платье-рубаха туникообразного
покроя с боковыми клиньями, прямыми вшивными рукавами без ластовиц и разрезом
на груди. С конца 19 в. молодые женщины надевали поверх платье на кокетке, а
девушки - отрезное платье, при-сборенное или в складку. Обязательным для всех
видов платья остался (у пожилых женщин - и в наше время) красный трeхметровый
кушак, подпоясанный в два оборота; концы его опускались спереди или сбоку.
Зимой носили овчинные шубы.

Вторым
основным элементом женской одежды были штаны - прямые и очень широкие за счeт
квадратного клина в верхней части. Низ штанин обязательно украшался тремя
полосками грубого шeлка зелeного, красного и чeрного цветов. В тeплое время
года штаны носили навыпуск, зимой заправляли в обувь. В качестве головных
уборов бытовали два вида чухту и платок.

Устное
народное творчество двуязычно: пословицы, поговорки, загадки, мифы, легенды,
сказки, песни, плачи и др. передавались на хваршинском и аварском языках.
Издавна почти в каждом селении были образованные люди, которые свободно владели
арабским языком. Сохранились домусульманские верования, связанные с тотемизмом,
культом предков, обожествлением объектов природы и еe сил.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Система подготовки бухгалтеров в Российской Федерации
Реферат Iv ежегодная аналитическая конференция «Фармацевтический рынок Украины. Итоги-2008, прогнозы-2009». Часть I [06. 03. 2009 20: 13]
Реферат Анализ и прогнозирование конъюнктуры рынка ценных бумаг
Реферат Acquainted With The Night Essay Research Paper
Реферат Особенности культуры средневековой московской Руси
Реферат Применение технических средств искусственного интеллекта в измерениях
Реферат Tennis A Sociological Perspective Essay Research
Реферат Финансовое планирование на РУП БелТАПАЗ
Реферат Собівартість продукції стада великої рогатої худоби
Реферат Проектирование производственного здания каркасного типа
Реферат Творчество Евгения Викторовича Тарле
Реферат Что есть истина?
Реферат Сгущенный разум человечества Эстетические и внеэстетические характеристики канона
Реферат Программная модель 32-разядной МЭВМ фирмы Motorola
Реферат Разработка мероприятий по совершенствованию сбытовой политики и организации товародвижения на пр