Содержание.
Введение.
I. Учет поступления материалов.
1 Документация по учету поступления материалов.
2 Учет поступления материалов.
3 Порядок учета неотфактурованных поставок.
II. Учет расходов материалов.
1 Учет расходов материалов.
2 Документальное оформление расхода материалов.
Заключение.
Список используемой литературы.
Учет поступления материалов.
1 Документация по учету поступления материалов.
Поступление материалов на предприятие контролирует отдел маркетинга,
который следит за выполнением поставщиками договорных обязательств,
предъявляет им претензии по качеству и недостачам материалов, разыскивает
грузы, если они своевременно не прибыли на предприятие.
Материалы на склад доставляет экспедитор. Если обнаруживается недостача
или порча груза, составляется акт не право представления претензий к
транспортной организации или поставщику.
В момент сдачи экспедиторам материалов на склад материально
ответственное лицо проверяет соответствие количества, качества и
ассортимента поступивших материалов документам поставщика.
Одни из них отражают количество отправленного груза (спецификации,
отвесы, накладные), другие - качество (сертификаты, удостоверения и т. п.). При полном соответствии количества фактически поступивших ценностей
документам поставщика материально ответственное лицо выписывает приходный
ордер (ф. № М-4).
В случае централизованной доставки материалов автотранспортом со склада
поставщик выписывает товарно-транспортную накладную (ф. № М-5 и М-6) в
четырех экземплярах: а) покупателю - для оприходования материалов вместо приходного ордера; б) поставщику - для списания ценностей; в) для начисления заработной платы водителям автотранспорта; г) для предъявления в банк на оплату; акт о приемке материалов (ф.№М-7) применяется для оформления
поступивших материальных ценностей без платежных документов и в случае
расхождений с данными сопроводительных документов поставщика. Акт
составляется приемной комиссией с обязательным участием представителя
незаинтересованной организации, заведующего складом и представителя отдела
снабжения предприятия. Составляется акт в двух экземплярах: первый -
передается в бухгалтерию предприятия как основание для бухгалтерских
записей на счетах и расчета сумм недостач или излишков; второй - поступает
в отдел маркетинга для предъявления претензий поставщику или сообщения ему
о представлении платежного требования на излишки. Наличие акта исключает
выписку приходного ордера.
Приходные документы составляются в день поступления материалов.
Кроме перечисленных документов составляются накладные - требования на
отпуск материалов (ф. № М-11) при внутреннем перемещении материалов со
склада на склад. Материально ответственное лицо, выписывает накладные в
двух экземплярах; один цеху, другой складу - для их оприходования.
2 Учет поступления материалов.
Производственные запасы материалов пополняются за счет их поставок
предприятиями поставщиками или прочими организациями на основе договоров. В
договорах предусматривается: наименование материалов, количество, цена,
срок поставки, порядок расчетов с поставщиками, способ транспортировки,
санкции за несоблюдение условий договора, порядок приемки. Предприятия -
поставщики на отгруженную продукцию выписывают платежные требования-
поручения и счета-фактуры, передают их или пересылают почтой покупателю,
последние передают их в свой банк для оплаты. Оперативный учет выполнения
договорных обязательств на предприятии осуществляет отдел маркетинга,
поэтому платежные требования-поручения и счета-фактуры в первую очередь
поступают в этот отдел или финансовый. Там поверяют соответствие их
договорам, регистрируют в журнале учета поступающих грузов (ф. № М-1),
делают отметку в книге учета выполнения договоров и акцептуют, т.е. дают
согласие на оплату. После регистрации платежные документы получают
внутренний номер (регистрационный) и передаются в бухгалтерию предприятия
для оплаты, а квитанция и товарно-транспортная накладная передаются в
экспедиционный отдел для получения и доставки груза. По мере поступления
груза на склад выписывается приходный ордер, затем при реестре сдается в
бухгалтерию, где таксируется и прикладывается к платежному документу. По
мере оплаты банком этого документа бухгалтерия получает выписку из
расчетного счета о списании денежных средств в пользу предприятия -
поставщика.
В течении отчетного месяца бухгалтерия предприятия получает платежные
документы поставщиков, акцептованные отделом маркетинга, принимает
приходные ордера и приемные акты складов, получает выписки из расчетного и
прочих счетов предприятия. Это позволяет заключить расчеты, закончить их
введу выполнения каждой стороной своих обязательств.
3 Порядок учета неотфактурованных поставок.
Неотфактурованными считаются поставки, по которым материальные ценности
поступили на предприятие без платежного документа. На складе приходуют их,
выписывается приемный акт, который при реестре поступает в бухгалтерию.
Здесь материалы по акту расцениваются по учетным ценам, записываются в
журнал-ордер №6 как ценности, поступившие на склад, в этой же сумме
относятся на сумму материалов в акцепт. Неотфактурованные поставки
регистрируются в журнале - ордере №6 в конце месяца ( в графе Б "Номер
счета" ставится буква Н), когда возможность получения платежного документа
в данном месяце отпала. Оплате в отчетном месяце они не подлежат, так как
основанием для оплаты банком являются платежные документы (которые
отсутствуют). По мере поступления платежных документов на эту поставку в
следующем месяце они акцептируются предприятием оплачиваются банком и
регистрируются бухгалтерией в журнале - ордере №6 в свободной строке по
группе материалов и в графе " акцепт" в сумме платежного требования, а по
строке сальдо ранее записанная сумма по учетным ценам сторпируется тоже по
группе и в графе " акцепт".
Учет расходов материалов.
1 Учет расходов материалов.
Учет и контроль за расходованием товарно-материальных ценностей - одна
из важных задач бухгалтерского учета.
Все первичные документы на расход и отпуск материалов группируются
бухгалтерией в разрезе синтетических счетов, субсчетов, мест использования
и направление затрат. В течении отчетного месяца их движение учитывается по
учетным ценам, а по окончании месяца после расчета процентов и сумм
транспортно - заготовительных расходов или отклонений по фактической
стоимости. Таким образом данные образующие фактическую себестоимость
поступивших материалов, в бухгалтерском учете отражаются в разных журналах-
ордерах (№ 1, 3, 6, 7, 10/1, израсходованных и отпущенных на сторону
материалов записывают в журналах-ордерах № 10 и 10/1 и в главной книге.
2 Документальное оформление расхода материалов.
Материалы со складов и из кладовых отпускаются для производства
строительных и монтажных работ, на хозяйственные нужды.
Отпускаются материалы со складов и из кладовых только с разрешения
определенных должностных лиц. Одной из основных задач материального учета
является предварительный и последовательный контроль за расходованием
материалов на производстве.
Цель предварительного контроля - не допускать отпуска материалов в
производство сверх количества, предусмотренного нормами на заданный объем
работ. Такой контроль осуществляется по лимитно-заборным картам. Лимитно-
заборные карты - это своего рода разрешение на постепенный отпуск в течение
месяца материалов на производство. Лимитирование расхода материалов
производится плановым или производственным отделом при составлении месячных
оперативных планов участков производителей работ. Лимитно - заборная карта
выписывается каждому производителю работ в двух экземплярах на один или
несколько видов материалов (номенклатурных номеров). Карта регистрируется в
реестре, после чего один экземпляр передается производителю работ, а второй
на склад. Реестр карт передается в бухгалтерию. Отпуск материалов со склада
производится только после предъявления экземпляра лимитно - заборной карты,
находящийся у прораба. Отпущенное количество материалов записывается в
обоих экземплярах карты и подтверждается подписью получателя ( на
экземпляре, находящимся на складе) и заведующего складом ( на экземпляре
получателя). Таким образом, лимитная карточка это накопительный расходный
документ. По окончании месяца оба экземпляра лимитно - заборных карт
поступают в бухгалтерию, где они сверяются и таксируются. Материалы не
требующиеся повседневно , отпускают по разовым требованиям, выписываемым в
двух экземплярах начальником участка, начальником цеха или производителем
работ.
В лимитно - заборных картах и требованиях указывается целевое
назначение материалов (шифр учетного объекта, статья расхода и т. д.).
Склад может отпускать только те материалы и в таких количествах которые
указаны в лимитно- заборной карте или требованиях. Замена материала не
разрешается. Отпуск материалов не в тех количествах, которые указаны в
требованиях, допускается только в тех случаях когда это вызывается
состоянием упаковки, габаритами, тарой и т. п.
А сейчас я хочу описать счета на которых учитывают состояние
производственных запасов, т. е. тех материальных ценностей, которые
расходуются за один цикл производства ( сырье, материалы и т. п.).
Счет 10 "Материалы".
Предназначен для регистрации информации о наличии и движении
принадлежащих предприятию сырья, материалов, топлива, запасных частей и
т.п. ценностей.
Материалы учитываются на счете 10 "Материалы" по фактической
себестоимости их приобретения или учетным ценам. Фактическая себестоимость
приобретения или заготовления материалов складывается из стоимости по ценам
приобретения и расходов по заготовке и доставке этих ценностей на
предприятие. При этом бухгалтеру крайне важно знать перечень расходов,
включаемых в "законный" состав расходов по заготовке и доставке материалов
на предприятие - этот перечень регулируется соответствующими нормативными
актами. При участии материалов по учетным ценам разница между стоимостью
ценностей по этим ценам и фактической себестоимостью приобретения ценностей
отражается на счете 16 "Отклонения в стоимости материалов".
К счету 10 "Материалы" Могут быть открыты субсчета:
10/1 - "Сырье и материалы";
10/2 - "Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали";
10/3 - "Топливо";
10/4 - "Тара и тарные материалы";
10/5 - "Запасные части";
10/6 - "Прочие материалы";
10/7 - "Материалы, переданные в переработку на сторону";
10/8 - "Строительные материалы".
В зависимости от принятой предприятием организации учета, поступление
материалов может быть отражено с использованием счетов 15 "Заготовление и
приобретение материалов".
Аналитический учет по счету 10 "Материалы" ведется по местам хранения
материалов и отдельным их наименованием (видом, сортам, размерам и т.д.).
Это позволяет в любой момент проверить их наличие и стоимость. Счет 10
активный, он отражает вложение средств в материалы сырье.
заключение
В заключении хотелось бы отметить, что учет поступления и расходов
материалов является одним из важнейших условий успешной работы предприятия,
т.к. своевременное осуществление расчетов с поставщиками материалов,
систематический контроль за выявлением излишних и неиспользуемых
материалов, правильное и своевременное документирование по движению
материальных ценностей все это отражается на процессе производства и
реализации получении дохода. При их соблюдении можно добиться успеха в
управлении предприятием.
Список используемой литературы.
Козлова Е.Н., Парашутин Н. В., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. "Бухгалтерский
учет" 1996 г.
Нидлз Б., Андерсон Х., Колдуэлл Д. "Принципы бухгалтерского учета" /под
ред. Я.В. Соколова 2-е издание.
Щадилова С.Н. "Основы бухгалтерского учета".
П. И. Злобин "Бухгалтерский учет в строительстве".