Реферат по предмету "Социология"


Изменяющаяся социальная идентичность белорусов: гендерный подход

Изменяющаяся социальная идентичность белорусов: гендерный подход Белорусский госуниверситет, Минск, Беларусь Определение социальной идентичности так или иначе фиксирует, чем одна большая социальная группа отличается от другой. Гендерная идентичность предполагает ответ на вопрос: что отличает мужчин и женщин как представителей своей социальной группы? Какой само-образ складывается в сознании представителей гендерной группы?

Каждый человек обладает многими видами идентичности, которые, как правило, формируются независимо от сознания человека, посредством его отнесения к тем или иным группам. Социокультурная идентичность - важная характеристика не только отдельного человека, но и всей социальной общности как части нации, народа в целом. Принадлежность к определенной социальной общности и типу культуры придает людям уверенность, создает у них чувство безопасности и социальной защищенности.

Кроме того, она обеспечивает определенный доступ к социальным сетям, помогает накоплению и использованию социального и культурного капитала. Устойчивая социальная идентичность помогает преодолеть кризисные состояния в семье и обществе, а, следовательно, является важным фактором, непосредственно воздействующим на социальное развитие страны и ее будущее. Напротив, дестабилизация идентичности - показатель нестабильности общества. Актуальность исследования гендерного аспекта изменения социальной идентичности белорусского

народа определяется важностью этого процесса как для теоретического осмысления нынешнего периода развития нашей страны, так и для оценки тенденций и направленности происходящих в ней изменений. Практическая значимость подобного исследования состоит в возможности определить господствующие типы идентичности и поведенческих отношений граждан Беларуси, а также показать, каким образом изменение представлений о собственной гендерной идентичности может повлиять на политические и экономические процессы в

Беларуси. В основе социокультурной идентичности населения лежат доминирующие в тот или иной период времени смысложизненные ценности мировоззренческого характера. Поэтому для характеристики происходящих изменений в современной белорусской идентичности должна быть проанализирована базисная система ценностей белорусов, а также выявлены различные факторы, воздействующие на ее трансформацию. Поскольку на этапе постсоветской трансформации произошел естественный распад прежней,

социалистической системы ценностей, постольку очевидно, что он напрямую повлиял и на перемены в социокультурной идентичности людей, и особенно тех социальных групп, чья социализация проходила уже в постсоветских условиях. К настоящему времени в ряде постсоветских стран уже проведены междисциплинарные исследования, на основе которых появились работы, раскрывающие проблему трансформации идентичности населения, включая гендерную. Так, в России хорошо известны исследования, посвященные широкому спектру гендерных перемен

в жизни современных россиян. Трансформация национально-государственной и политической идентичности россиян находится в фокусе политологов, культурологов и социологов [1, 2]. На Украине также были рассмотрены проблемы новой национальной, культурной и гендерной идентичности украинцев [3]. Что касается Беларуси, то у нас такого рода концептуальных философско-социологических работ нет. Вместе с тем назрела потребность в выявлении доминирующих типов социокультурной идентичности

в современной Беларуси, их отличий от типов, имевших место в предшествующий (советский) этап развития нашей страны, а также их национальной специфики по сравнению с российскими и украинскими типами гендерной идентичности. Для характеристики нынешнего этапа развития Беларуси в качестве теоретико-методологического фундамента анализа можно опереться на концепции, презентирующие современные процессы трансформации: теорию социокультурной травмы

Петра Штомпки [4], весьма эффективно объясняющую дестабилизирующее социально-психологическое воздействие на постсоветское население радикальных перемен 1989-1991 гг теорию посткоммунистической трансформации бывших социалистических стран [5; 6], которая объясняет постсоветские социально-политические изменения в рамках глобальных проблем мирового развития, теории изменения ценностей [7], соединяющие глобальные и национальные изменения ценностей и дающие им междисциплинарное объяснение.

Такой подход позволит решить фундаментальные задачи осмысления социальной трансформации белорусского общества в понятиях социокультурной и гендерной идентичности, обосновать практические направления в целенаправленном формировании новой социокультурной идентичности белорусского населения, соответствующей современной концепцией белорусской государственности. Сравнительная характеристика социокультурной идентичности современных белорусов с идентичностью народа

на предшествующем (советском) этапе развития нашего общества поможет разобраться, какие составляющие идентичности изменяются быстрее, а какие не подвержены прямому воздействию. Данное исследование покажет, в какой мере в Беларуси применимы модели социокультурной и гендерной идентичности, разработанные западными учеными. Основная гипотеза состоит в том, что ключевым фактором в постсоветской трансформации социокультурной идентичности в Беларуси, определяющим ее типы, современное состояние и

перспективы на ближайшее будущее, является уникальное советское социальное и культурно-политическое наследие. В результате этого многие показатели современного социокультурного развития Беларуси, включая социокультурную идентичность разных половозрастных групп населения, разделяемые ими базовые ценности, также существенно отличаются от "идеальных показателей" западных моделей трансформации социокультурной идентичности. У белорусов имеются существенные различия и по сравнению

с трансформацией социокультурной и гендерной идентичности украинцев и россиян. Вопрос в том, насколько велика жизнеспособность нынешних типов социальной идентичности населения Беларуси, с учетом половозрастных различий отдельных групп. Ответ на этот вопрос позволит выявить в структуре трансформирующегося общества те половозрастные группы, у которых преобладают так называемые "стабилизирующие" формы идентичности, наряду с группами,

в идентичности которых имеют место "дестабилизирующие" показатели. Таким образом может быть прослежена связь разных форм девиантного поведения (включая отклонения, не подпадающие под наказание, но оказывающие значительное воздействие на социетальное развитие) и гендерной идентичности белорусов. Список литературы 1. Малинкин А.Н."Новая российская идентичность": исследование по социологии знания //

Социологический журнал. 2001. № 4. 2. Силласте Г. Г. Гендерная социология: состояние. Проблемы. Перспективы // Социологические исследования. 2004. № 9. 3. Социокультурные идентичности и практика. Под ред. А.Ручки (на укр. яз.). К 2002. 4. Штомпка П. Социология социальных изменений. М 1996. 5. Восточная

Европа 90-х гг. Формирование новых социальных структур // Социология. РЖ. М 1999, № 3. 6. Лапин Н.И. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России // Мир России. 2003. № 4. 7. R.Inglehart, M.Basanez, J.Diez-Medrano, e.a. (eds.). Human Beliefs and Values. Mexico, 2004



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.