ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕРАБОТКИ МОЛОКА
1.1. Состав и структура молочной промышленности
1.2. Продукция, вырабатываемая молочной промышленностью
1.3. Межотраслевые связи молочной промышленности
1.4. Состояние и перспективы развития молочной промышленности на примере Республики Мордовия
2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Основная характеристика предприятия
2.2. Основные производственные фонды молочной промышленности и улучшение их использования
2.3. Оборотные фонды предприятия
2.4. Экономическая эффективность использования основных и оборотных фондов и экономические показатели
2.5. Структура валовой и товарной продукции
2.6. Каналы поставок, реализации молока и молочной продукции
3. ПЛАНИРОВАНИЕ. РЕГУЛИРОВАНИЕ МОЛОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА, РЫНКА МОЛОКА И МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Курсовой проект содержит 35 страниц, 14 таблиц, 25 источников.
Перечень ключевых слов: пищевая промышленность, молочная промышленность, молочные продукты, товаропроизводители, экономические показатели, основные и оборотные фонды.
Объект исследования: маслодельный завод.
Цель работы: дать анализ деятельности предприятия, определить основные направления и методы государственного регулирования в условиях в условиях рыночной экономики.
Методы исследования: метод статистического анализа, метод моделирования социально – экономических процессов.
Полученные результаты: определена роль государства в молочной промышленности, дан анализ причинам изменения в формах и методах государственного регулирования российской экономики, дана оценка ресурсного потенциала в Республике Мордовия.
Область применения: курс «Организация сельскохозяйственного производства».
ВВЕДЕНИЕ
Экономика промышленности – одна из социально – экономических наук, предметом изучения которой является производственные отношения (необходимая сторона общественного производства, развивающая в соответствии с действием объективных экономических законов). Основой развития общественного производства является материальное производство, в процессе которого создаются материальные блага. Пищевая промышленность, как особая сфера материального производства в своем развитии отличается от сельского хозяйства, транспорта, строительства, торговли.
Пищевая промышленность состоит из многих отраслей, между которыми имеются материально – технические различия, определяемые характером выпускаемой продукции, видами перерабатываемого сырья и потребляемых материалов, разнообразием техники и технологии производства, что обуславливает особенности межотраслевых связей, темпы развития отраслей, структуру себестоимости продукции, основных и оборотных фондов, специфику типов и размеров предприятия, их специализацию и др.
Молочная промышленность, как отдельная отрасль пищевой промышленности представляет собой совокупность многих производств. Эта отрасль материального производства также имеет ряд отличительных особенностей. В курсовой работе покажу роль молочной промышленности на отдельных этапах развития общества, формы воспроизводства основных и оборотных фондов, рассмотрю факторы и пути экономного использования сырья, топлива и других материальных ресурсов, материально – техническое снабжение и сбыт продукции, вопросы кадров, производительности труда, цен и себестоимости, рентабельности.[12]
Изучение молочной промышленности позволит будущим специалистам понять специфические формы проявления экономических законов в молочной промышленности и факторы, обеспечивающие рост производства продукции с наименьшими затратами общественного труда с целью наиболее полного удовлетворения потребностей населения в продуктах питания.
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕРАБОТКИ МОЛОКА
1.1 Состав и структура молочной промышленности
Пищевая промышленность делится на ряд отраслей:
Отрасль промышленности – это совокупность предприятий, специализирующихся на производстве однородной продукции, объединенных по следующим признакам:
-одинакового экономического назначения продукта;
-однородности потребляемого сырья;
-общности технической базы и технологических процессов;
-профессиональных особенностей кадров и специфичных условий работы.
Главным признаком, лежащим в основе отнесения предприятий к определенной отрасли промышленности, является однородность вырабатываемой основной массы продукции. В основе такой классификации лежат принцип назначения производимой продукции, вид добываемого и обрабатываемого сырья, и характер технологического процесса.
В классификации предусмотрено 16 отраслей промышленности: пищевая промышленность, цветная металлургия, черная металлургия и другие.
В свою очередь каждая отрасль включает ряд специализированных. Так пищевая включает 31 отрасль, в том числе сахарную, мясную, молочную промышленность и другие. Специализированные отрасли промышленности подразделяются на под отрасли и отдельные виды производства. Под отрасль отличается от отрасли масштабами выпускаемой продукции, количеством предприятий и производственными связями с другими отраслями промышленности. Под отрасль входит в состав определенной специализированной отрасли.[23]
Виды производства отличаются от под отрасли тем, что у них нет специализированной материально – технической базы и обособленного производства продукции в масштабе отрасли. Вид производства еще характеризуется выработкой однородной продукции, специфической технологией и организацией производства и труда, и особенностями применяемого оборудования. Каждый вид производства на основе, выпускаемой продукции, перерабатываемого сырья и применяемой техники делится на отдельные специализированные производства.
Так предприятие по выпуску цельномолочных продуктов включает производство пастеризованного и стерилизованного молока, кисломолочных продуктов, творога, сливок, сметаны, творожных продуктов, мороженного, предприятия по выработке молочных консервов – производство – молочных консервов с сахаром и без сахара, производство сухих молочных продуктов и заменителей цельного молока (ЗЦМ). Производство сыра включает производство натуральных и плавных сыров.
Классификация молочной промышленности по видам производств позволяет рационально осуществлять техническую политику, оптимально планировать объемы выработки по видам продукции, а так же научно – обосновывать рациональную внутриотраслевую структуру. Внутриотраслевая структура молочной промышленности характеризуется удельным весом объема производства продуктов по видам к общему объему производства в целом по отрасли.
Определение внутриотраслевой структуры в динамике способствует выявлению изменения удельного веса производства тех продуктов, которые в большей степени удовлетворяют потребности населения. Внутриотраслевая структура позволяет проследить повышение удельного веса продукции, вырабатываемой из вторичного сырья (производство сухого обезжиренного молока, ЗЦМ, молочного сахара). Повышение удельного веса подобной продукции свидетельствует о более полном использовании основного вида сырья.
Внутриотраслевая структура изменяется под влиянием следующих факторов:
а) формирование в динамике спроса населения на пищевую продукцию определенного вида, который в основном определяется производством традиционной продукции улучшенного качества;
б) глубины комплексной переработки сырья, которая характеризуется выходом и сбором вторичного сырья;
в) рациональная его переработка.
1.2 Продукция вырабатываемая молочной промышленностью
Молочная промышленность производит продукцию пищевого, технического и медицинского назначения. Основой производства трех основных видов продукции являются виды и свойства перерабатываемого сырья (молоко).При переработке молока в зависимости от вырабатываемой основной продукции (масло, сыры, творог и т.д.), получают различное вторичное сырье (обезжиренное молоко, молочную сыворотку и т.д.). Состав и свойства обезжиренного молока и сыворотки таковы, что их перерабатывают в различные пищевые, технические продукты и животные корма.
Ценность молочных продуктов заключается в том что они содержат необходимые для питания человека белки, жиры, углеводы, минеральные вещества и витамины. Белки, содержащиеся в молочных продуктах, относятся к исходным материалам для построения важнейших элементов организма – тканей, ферментов, гормонов. Полноценность белка определяется также его аминокислотным составом.
По содержанию и соотношению аминокислот белок является более полноценным в питании человека по сравнению с белками растительного происхождения. Важной составной часть молочных продуктов является жир, содержание которого зависит от вида животных, упитанности, характера кормов и вида продукции. Высокую биологическую ценность имеет молочный жир, являющихся одним из важнейших продуктов питания.
В настоящее время молочная промышленность вырабатывает более 2000 видов изделий. По данным Госкомстата, производство на душу населения составило молока – в 2000 году 216 т; 2001 году 222 т.[13]
1.3 Межотраслевые связи молочной промышленности
Развитие молочной промышленности осуществляется при определенных производственных связях с другими отраслями народного хозяйства и в первую очередь с животноводством. В последние годы в системе государственной молочной промышленности ежегодно в среднем перерабатывают около 60 процентов молока. В последние годы молочная промышленность влияет на развитие животноводства, предъявляемая определенные требования к нему по объему и качеству закупаемого сырья. Производя различные животные корма, ЗЦМ для выпойки телят, ацидофильную молочную сыворотку и другую продукцию, эта отрасль способствует увеличению кормовых ресурсов страны. Молочная промышленность связана с транспортом и играет важную роль в развитии всех его видов (железнодорожного, водного автотранспорта). Объем перевозок грузов молочной промышленности является частью общего грузооборота транспортных организаций, что способствует развитию их материально – технической базы.
Молочная промышленность связана также с такими отраслями народного хозяйства, которые обеспечивают ее электрической и тепловой энергией, оборудованием, материалами, выпускаемыми химической промышленность и другими отраслями промышленности. По сбыту готовой продукции молочная промышленность связана – с кондитерской, хлебопекарной, макаронной промышленностью, с предприятиями общественного питания и другими отраслями.
По сбыту продукции для народного потребления молочная промышленность непосредственно связана с предприятиями государственной и кооперативной торговли и общественного питания. В различном товарообороте молочные продукты составляют 1/4 часть.
Вместе с тем темпы увеличения различного товарооборота по молочным продуктам существенно влияют на темп развития молочной промышленности, так как сбыт продукции – основное условие расширенного производства отрасли.
1.4 Состояние и перспективы развития молочной промышленности на примере Республики Мордовия
Молоко является биологической жидкостью сложного состава, оно содержит все питательные вещества – белки, жиры, углеводы, минеральные соли и витамины. Все его питательные вещества легко усваиваются организмом. Обеспеченность населения молоком и молочными продуктами главная задача государства. Главную роль играют работники скотоводства, дающие 1/3 часть валовой продукции сельского хозяйства и половины продукции ферм. Основными производителями молока являются сельхозпредприятия. На примере Республики Мордовия выделяют 3 группы товаропроизводителей молока: сельхозпредприятия, личные подсобные хозяйства населения и крестьянско – фермерские хозяйства. Когда в 1997 году был взят курс правительством республики на закупку молока у населения, это выдвинуло личные подсобные хозяйства на первое место по производству. В 2001 году оно составило 52,7 процента.[1]
Но нужно учитывать тот факт, что производство молока в сельхозпредприятиях стало увеличиваться, но численность голов скота уменьшается. Сельхозпредприятия занимают 2 место по производству молока (46%), а третье принадлежит крестьянско – фермерским хозяйствам (1,3%). Увеличение валового надоя молока в сельхозпредприятиях получено за счет роста продуктивности коров, вызванных улучшением обеспеченности скота кормами и повышением их качества. Средний удой по России составил 2,5 тонны. Однако в Республике Мордовия он лишь превысил 2 тонны. Однако снижение поголовья не обеспечивает прироста объемов молока. Увеличение валового надоя в сельхозпредприятиях и снижение его внутрихозяйственного расхода обусловили рост реализации молока в Республике Мордовия составили 36,5 тысяч тонн молока (2001 год). Но в целом РМ на 100 процентов обеспечивает себя молоком.
Перерабатывающие предприятия увеличили производство всех основных видов продукции, в том числе молока (43%) и сыр (14%). В РМ перерабатывающие предприятия вырабатывают цельномолочную продукцию производят для местного потребления. Но продукция передовых хозяйств идет и за пределы республики: Москву, Нижний Новгород, Рязань и другие области. Москва является перспективным торговым партнером, крупным потребителем, туда отгружено более 20 процентов масла и более 40 процентов сыра. Так же перерабатывающие предприятия производят комбинированное масло, на производство которого требуется меньше молока.[13]
В товарной структуре импорта наблюдается сокращение поставок молока при значительном увеличении объемов импорта сливочного масла и сыра. Так как цены на импортное сливочное масло в 2001 году были ниже, то его закупка увеличилась. Снижение объемов импорта сухого молока связано с сокращением экспортных поставок стран ЕС, что привело к увеличению цен на него в 2001 году в 1,5 раза. Основным поставщиком молока и сливочного масла на российский рынок была Украина. Значительную долю в импортных поставках сливочного масла занимает Белоруссия (24%). Гуманитарная помощь и товарный кредит представили США (42%) и Германия (19%). В товарной структуре экспорта значительную долю занимает сыр. Изменение цен на молоко на внутреннем рынке в 2001 году носило четко выраженный характер. Увеличение было с января по март и после августа, а с апреля по июль – снижение. Цена 1 килограмма колебалась с 4,5 рублей до 5 рублей. Увеличение объемов отечественного производства молочной продукции и в связи с этим спрос на сырье со стороны перерабатывающей промышленности, способствовавшей росту цен первичной реализации молока. Оптовые цены производителей и розничные цены на большинство видов молочной продукции были ниже предыдущего года. Увеличение розничных цен на сливочное масло связано с увеличением на рынке «мягкого» масла, которое пользуется спросом у малообеспеченных слоев населения.[17]
В результате полученных данных потребление молока молоко - продуктов на душу населения составило в 2001 году 222 килограмма. Если тенденция роста доходов населения сохранится спрос на молочные продукты будут расти.
2 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Основная характеристика предприятия
Муниципальное унитарное предприятие Маслодельный завод «Краснослободский» находится по адресу Республика Мордовия город Краснослободск, переулок больничный дом 8. Ф.И.О. руководителя: Салазанов Александр Евгеньевич. Ф.И.О. куратора: Борисова Елена Васильевна. Организационно – правовая форма: МУП. МУП основан в 1932 году. В 1992 году была проведена реконструкция, в результате которой была пущена в эксплуатацию маслолиния. В 2000 году в результате приобретения нового оборудования был пущен в эксплуатацию цех по производству технического казеина.[16]
Проектная мощность МУП Маслодельный завод «Краснослободский» производство:
1.Масло животное 4 тонны / в смену;
2.Цельномолочная продукция 9,5 тонн / в смену;
3.Казеин технический 0,5 тонны / в смену.
Основные виды, вырабатываемой продукции:
1.Масло крестьянское;
2.Цельномолочная продукция;
3.Казеин технический.
Объем промышленного производства за 2002 год составил 44690 тысяч рублей. Объем реализации за 2002 год – 44018 тысяч рублей. Годовое количество поступившего сырья (2002 год) – 9634 тонны, в том числе от населения 2075тонн. Выход товарной продукции с 1 тонны сырья 4639 рублей. Численность работающих 92 человека, среднемесячная заработная плата – 1185 рублей. Балансовая прибыль за 2002 год – 243 тысячи рублей. Себестоимость товарной продукции 40775 тысяч рублей. Выручка от реализации 41018 тысяч рублей. Затраты на 1 рубль товарной продукции равно 0,99 рублей. Размер уставного капитала – 104079 рублей. Производственная рентабельность – 0,6%.
Наиболее рентабельным являются:
-казеин технический, удельный вес которого составляет 30 процентов в общем объеме производства;
-цельномолочная продукция – удельный вес составляет 35 процентов от общего объема производства.
МУП Маслодельный завод «Краснослободский» является одним из ведущих промышленных предприятий района и занимает 70 процентов от общего объема производства продукции, работ и услуг Краснослободского района и 5 процентов от общего объема производства АПК РМ.
2.2 Основные производственные фонды молочной промышленности и улучшение их использования
Рост основных производственных фондов на предприятии одновременно сопровождается изменением их структуры.
Структура основных производственных фондов представляет собой отношение различных групп и видов основных производственных фондов (в процентном выражении) к их сумме.
Важное значение имеет изучение изменения структуры основных производственных фондов. Основные производственные фонды условно подразделяют на активную и пассивную части.[19]
К активной части относят те группы, которые непосредственно участвуют в производственном процесс и прямо влияют на увеличение выпуска продукции (машины и оборудование). Пассивная часть основных производственных фондов создает соответствующие условия организации производства (здания, сооружения, передаточные устройства). Рациональное изменение структуры основных производственных фондов характеризуется повышением процентного соотношения их активной части, особенно по машинам и оборудованию.
Структура основных производственных фондов предприятия приведены в таблицах.
Таблица 2.2.1 – Стоимость основных фондов предприятия (тысяч рублей)
Наименование показателя
Годы
2000
2001
2002
Здания
Сооружения
Машины и оборудования
Транспортные средства
Производственный и хозяйственный инвентарь
4448
686
1730
496
101
4448
686
2156
583
101
372
686
233
583
101
Итого
7461
7974
7433
Таблица 2.2.2 – Структура основных производственных фондов, процентах к итогу по годам (тысячах рублей)
Наименование показателя
Год
2000
Удельный вес, %
Год
2001
Удельный вес, %
Год
2002
Удельный вес, %
Здания
Сооружения
Машины и оборудование
Транспортные средства
Производственный и хозяйственный инвентарь
Итого
4448
686
1730
496
101
7461
59,61
9,19
23,18
6,65
1,35
100
4448
686
2156
583
101
7974
55,78
8,6
27,03
7,31
1,26
100
3728
686
2335
583
101
7433
50,15
9,23
3141
7,84
1,35
100
Из данных таблиц видно, что стоимость основных средств уменьшается, что говорит о необходимости обновления основных фондов предприятия.[6]
Особенностью структуры основных производственных фондов молочной промышленности является то, что «Здания» составляют наибольший процент по сравнению с другими группами.
Доля машин и оборудования сравнительно ниже, так как последние 10 –15 лет структура основных производственных фондов имеет сравнительно стабильный характер. Это положение объясняется особенностями технологического процесса производства молочных продуктов, механизации и автоматизации, специализации и концентрации, географического размещения, строительства новых и реконструкции действующих фондов предприятия. Так в молочной промышленности большое значение в производственном процессе занимают также операции, как замораживание и размораживание, охлаждение и созревание, хранение продуктов.
Эти особенности технологического процесса предопределяют необходимость иметь на предприятиях дополнительные площади, стоимость которых входит в группу «Здания» (холодильники, хранилища). Поэтому при характеристике структуры основных производственных фондов, следует выделять из группы «Здания» ту часть фондов, которая является составным элементом производственного процесса.[2]
Несмотря на особенности формирования основных фондов молочной промышленности, в этой отрасли наблюдается некоторый сдвиг в структуре в сторону повышения процентного соотношения по рабочим машинам и особенно по автоматизированному оборудованию и вычислительной технике.
2.3 Оборотные фонды предприятия
К оборотным средствам предприятия относятся:
- Запасы: сырье, материалы (молоко); готовая продукция и товары для перепродажи (масло, цельномолочная продукция, казеин).
- Дебиторская задолженность: прочие дебиторы, покупатели и заказчики.
- Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям.
- Денежные средства: расчетные счета. Отразим стоимостные показатели, представим в виде таблицы.
Таблица 2.3.1 – Стоимость оборотных фондов предприятия (тысяч рублей)
Наименование показателя
Годы
2000
2001
2002
1.Запасы:
в том числе:
-сырье, материалы и другие ценности
-готовая продукция и товары для перепродажи
2.Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям.
3.Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидается более чем в течение 12 месяцев после отчетной даты):
-покупатели и заказчики
-прочие дебиторы
4.Денежные средства.
Итого
796
736
60
58
1357
386
110
2222
1179
1131
48
128
3702
150
180
4520
1164
1028
142
261
3539
3
21
4985
Из таблицы видно, что оборотные средства предприятия из года в год используются эффектно. Следовательно само предприятие еще может выйти на современный уровень, если продукция будет пользоваться спросом.[7]
2.4 Экономическая эффективность использования основных и оборотных фондов и экономические показатели
Один из важнейших факторов повышения эффективности производства – это наиболее рациональное использование основных и оборотных фондов. Более эффективное использование основных и оборотных фондов означает сокращение овеществленного в них труда, переносимого на единицу изготавливаемой продукции; улучшение их использование ведет к росту производительности труда. Для определения использования основных и оборотных фондов применяются показатели, выраженные в натуральных, условно – натуральных, стоимостных единиц выпускаемой продукции, а так же в коэффициентах. Чтобы исчислить показатели основных и оборотных фондов используем данные из отчета, представим их в таблице.
Таблица 2.4.1 – Стоимостные показатели (тысяч рублей)
Наименование показателя
Годы
2000
2001
2002
Стоимость ВП
Среднегодовая стоимость основных фондов
Годовая сумма амортизационных отчислений
Прибыль (убыток) стоимость основных и оборотных фондов
28907
28167
2260
8497
33537
32889
2510
11071
41018
40775
2831
9741
Важными показателями являются фондоотдача и фондоемкость. Фондоотдача характеризуется выпуском продукции, приходящимся на 1 рубль основных производственных фондов. Фондоемкость, обратный показатель фондоотдачи.
Данные представим в таблице.
Таблица 2.4.2. Основные показатели основных фондов предприятия по годам (копейки).
Показатели
Годы
2000
2001
2002
Фондоотдача
Фондоемкость
102
97
102
98
100
99
Существует еще несколько показателей: фондоворуженности, энерговооруженности, годовая норма алгоритмизации, норма прибыли.
Фондовооруженность это соотношение среднегодовой стоимости основных фондов на среднесписочную численность работников.[8]
Таблица 2.4.3 – Количество работающих (человек).
Годы
Количество работающих
2000
2001
2002
92
90
92
Таблица 2.4.4 – Показатели: фондовооруженности по годам (рублей / человек), энерговооруженность (кВт. чел)
день
Показатель
Годы
2000
2001
2002
Фондовооруженность
Энерговооруженность
306,16
21,70
365,43
22,50
443,20
22,17
Энерговооруженность, показателей характеризующей связь затрат живого труда с производственным потреблением энергии.
Расход энергии за год, рассмотрим в таблице.
Таблица 2.4.5 – Расходы энергии по годам (кВт)
Годы
Расход энергии
2000
2001
2002
728456
739421
744566
Из этих работающих женщин:
– 2000 год –32 человека,
– 2001 год – 35 человек,
– 2002 год – 38 человек.
Специалистов – 7 человек, включая директора.
Еще 2 показатель: – норма амортизации, который находится соотношением годовой суммы амортизационных отчислений на стоимость основных фондов, выраженную в процентах.
– норма прибыли, которая находится соотношением прибыли к стоимости основных и оборотных фондов, выраженная в процентах.[16]
Данные показатели отразим в таблице.
Таблица 2.4.6 – Показатели: норма амортизации и норма прибыли
(в процентах)
Показатели
Годы
2000
2001
2002
Норма амортизации
Норма прибыли (убытка)
8,02
2,75
7,63
0,47
7,00
0,33
2.5 Структура валовой и товарной продукции
Данные о структуре валовой и товарной продукции мы представим в таблицах.
Таблица 2.5.1 – Структура валовой продукции за 2000 – 2002 годы (тонны)
Наименование продукции
Годы
2000
2001
2002
масло крестьянское
масло шоколадное
масло топленое
молоко фляжное 2,5%
380
0,3
10,5
78
403
0,5
10,9
68
415,5
0,6
11,2
75
молоко в полиэтиленовых пакетах 2,5%
сметана 15%
кефир в полиэтиленовых пакетах
Йогурт в тетра – пак 2,5%
210,4
9,8
69,7
9,5
214,2
10,1
7,3
9,8
217,1
10,6
72,2
10
Снежок в тетра – пак 2,5%
Творог обезжиренный
Казеин технический
Молоко топленное 1% фасованное
Ряженка 1% фасованная
Отгрузка молока
Обрат возвращенный
Ряженка 2,5% фасованная
8,4
15,7
–
18,6
3,3
367,4
450
0,4
8,8
16
160
19,3
3,5
379,2
510
0,7
9,1
16,6
162,4
19,9
3,8
388,6
500
0,9
Из данной таблицы видно, что выпуск продукции увеличивается с годами, так как выпускаемая продукция пользуется спросом в районе, хотя качество требует лучшего.[8]
Таблица 2.5.2 – Структура товарной продукции за 2000 – 2002 год
(тысяч рублей)
Наименование продукции
Годы
2000
2001
2002
масло крестьянское
масло шоколадное
масло топленое
молоко фляжное 2,5%
молоко в полиэтиленовых пакетах 2,5%
25676,60
16,5
525
411,372
1262,4
27214,59
27,5
545
358,632
1285,2
28075,33
33
616
395,550
1302,6
сметана 15%
сметана 20%
кефир в полиэтиленовых пакетах
Йогурт в тетра – пак 2,5%
Снежок в тетра – пак 2,5%
Творог обезжиренный
Казеин технический
196,0
7348
383,35
95
57,27
261,18
–
202,0
7584
386,65
98
60,00
266,17
11137,44
212,0
7772
397,1
100
62,05
276,15
11304,50
Молоко топленное 1% фасованное
Ряженка 1% фасованная
Отгрузка молока
Обрат возвращенный
65,1
9,75
1837
405
67,5
10,15
1896
459
69,6
11,02
1943
450
Итого
38549,52
51597,88
53019,95
Но так как продукция требует новой технологии, а для этого нужно финансирования. Выпускаемая продукция – продукция настоящего времени.
Предприятие является хозрасчетным, хотя рентабельность совсем низкая.
Молоко сдаваемое сельхозпредприятиями возвращается обратно в виде обрата. А молоко на селения – либо продукцией, либо деньгами. Еще сдается молоко населением для получения паев.
2.6 Каналы поставок и реализации молока и молочной продукции
К каналам поставок относятся: СХПК, сельсоветы и население города и природа. Большую часть молока сдают СХПК и сельсоветы. Приведем данные о них в таблице.
Таблица 2.6.1 – Наименование сельхозпредприятий и количество сданного ими молока по годам (тоннах).
Наименование сельхозпредприятий
Годы
Удельный вес,% (2002 год к 2000 году)
2000
2001
2002
1
2
3
4
5
СПХК «Красный пахарь»
СПХК «Селищенский»
СПХК «Восход»
СПХК «Победа»
СПХК «Новокарыинский»
СПХК «Старосиндровский»
СПХК «Совхоз - техникум»
СПХКСовхоз «Краснослободский»
173215
395205,4
495350
625315,7
385215,2
621315,2
6855,9
50320
184316
454358,6
467315,2
705415,6
399402,3
750430,2
6925,4
46534,2
190317,9
498801,9
489176,4
784817,9
40100,62
854656,2
7488,6
48368,2
109,9
126,2
99
125,5
105
137,5
109,2
96,12
Сельсоветы
Ефаевский
Шаверский
Зайцевский
Гуменский
Куликовский
Старо – Горяшинский
Красноподгорный
Старозубаревский
Морд – Паркинский
Селищенский
200110
105407,6
20318
101410
2023155
51403
78310
38027
151412
215325
175324
110503
15327
100548
208403
48302
68453
35411
128312
198416
186580
108320,3
17926,7
90976,6
206029,7
58256
77378,2
36065,3
133262
200550
93,2
102,7
88,2
89,7
101,8
113,3
98,8
95
88
93,13
Продолжение таблицы 2.6.1
1
2
3
4
5
Слободские Дубровки
Чукольский
Старо – Рябинский
Ново – Карыинский
Ново – Зубаревский
Старо – Синдровский
Колопинский
Сивинский
г. Краснослободск
Староавгурский
101324
110312
30219,0
118219
58403
51395
28412
35412
141415
5548
100517
91416
31240,3
110310
56308
41315
31219
31214
112313
8219
97432
92413
33634,0
114356
59272
46335
30113
37216
123917
8413,7
96,15
84
111,3
96,7
101,5
90,15
106
105,1
87,6
151,6
Цельномолочную продукцию реализуют на основании договоров в магазины города Саранска, Фонд – развитие села, в магазин Краснослободска. Масло крестьянское реализуют сельхозпредприятиями и на бартер в города: Москву, Нижний Новгород, Самару и организациям района в счет – расчета.[16]
3 ПЛАНИРОВАНИЕ. РЕГУЛИРОВАНИЕ МОЛОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА, РЫНКА МОЛОКА И МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ
Для дальнейшего усовершенствования технологии производства цельномолочной продукции, снижения себестоимости, увеличения прибыли, повышения коэффициента глубины переработки, улучшения качества выпускаемой продукции, необходима частичная замена устаревшего оборудования производственного цеха, который за время эксплуатации с 1984 года неоднократно подвергалось капитальному ремонту и непригодно для дальнейшей эксплуатации.
При замене оборудования и приобретении линии по производству творожной массы:
1.Ежегодный прирост объема реализации составил 103,9 процента.
2. Прибыль увеличится в 3,4 раза.
3. Платежи в бюджет возрастут в 3.4 раза.
Для достижения поставленной цели необходимо приобрести:
- пастеризационную трубчатую установку марки Т- 10УН;
- сепаратор – сливкоотделитель;
- пластинчатый охладитель;
- маслообразователь пластинчатый;
- универсальную пастеризационную ванну;
- автомат по розливу цельномолочной продукции в полиэтиленовые пакеты;
- гомоинизатор;
- автомат по розливу цельномолочной продукции в пюр-пак пакеты;
- линию по производству творожной массы.
Поставщики и производители оборудования: ООО Плавский минизавод «Смычка», ООО «Уралконтраст» город Ижевск.
Таблица 3.1 – Инвестиционные затраты по проекту (миллионы рублей)
№
Наименование предприятия
Стоимость
(млн. руб.)
Сроки проведения (годы)
дата начала
дата окончания
1.
Техническое перевооружение цеха
6,0
2003
2007
№
Наименование продукции
Всего
В том числе по годам
Масло крестьянское
Цельномолочная продукция
Молоко фляжное 2,5%
Молоко в полиэтиленовых пакетах 2,5%
Кефир в полиэтиленовых пакетах 2,5%
Молоко топленое в полиэтиленовых пакетах
Ряженка в пюрпак 1%
Снежок в пюрпак 2,5%
Йогурт в пюрпак 2,5%
Таблица 3.2 – План производства и реализации продукции по проекту в натуральном выражении (тонны)
Из данной таблицы мы видим какой объем продукции получит предприятие в последующие годы, если установит новое оборудование. В перспективе предприятие имеет шансы на будущее стабильное развитие.[8]
В настоящее время уже не остается сомнений в том, что общая стратегия формирования рыночной экономики АПК в РФ должна исходить из сочетания саморегулирования рынка, в основе которого лежит спрос, предложение, свободная конкуренция, и регулирующих рычагов.
Проведенный нами полный анализ рынка молока и молочной продукции в Республике Мордовия показал, что механизм регулирования рынка, направленный на обеспечение прибылей товаропризводителей для введения расширенного воспроизводства, поддержания потребления населением молочных продуктов на уровне медицинских норм и по приемлемым ценам, создание условий для конкуренции и ограничения монополизма не был создан, а саморегулирование, на которое возлагали столько надежд, привело к негативным результатам. Аналогичная ситуация сложилась в целом по Российской Федерации.
За годы реформ в молочном подкомплексе сложилась ситуация, когда отсутствие государственного вмешательства и единых методических подходов к ценообразованию привело к неконтролируемому росту цен на средства производства и тарифы. В тоже время переработчики молока жестко регулировали цены на молоко и молочную продукцию. Пытаясь контролировать уровень цен, государство в 1995 году ввело гарантированные цены на основные производственные товары, но бюджет не смог профинансировать реализацию цен, и поэтому они использовались только в качестве ориентировочных. Принимаемые правительством Республики Мордовия меры по улучшению расчетов с сельхозпроизводителями также не решили проблемы. Политика цен на рынке молока и молочной продукции должна стать ведущим направлением государственного регулирования.[14]
При этом установление паритетности обмена между сельскохозяйственной и промышленной продукцией требует использования следующих подходов:
- государственного регулирования цен и тарифов естественных монополий;
- учета и возмещения реальных затрат основной массы сельских товаропроизводителей с учетом уровня общественно необходимых затрат;
- жесткий контроль за формированием цен предприятиями-монополистами производящими материально-технические средства для села.
Мировой опыт показывает, что в условиях диспаритета цен на сельскохозяйственную промышленную продукцию роль государственного регулирования возрастет. В развитых странах более половины средств государственной помощи селу направляют, используя политику цен. По 25 развитым странам (ОЭСР) поступления из бюджета в 9 раз превышает выплаты сельским хозяйствам государству.
Ситуация, складывающаяся на рынке молока и молочной продукции, требует создания гибкого и эффективного ценового механизма с целью обеспечения расширенного воспроизводства для сельхозпроизводителей и высокого уровня потребления молокопродуктов населением. В систему регулирования должны входить минимально гарантированные, свободные и договорные цены. Законодательную основу для внедрения системы государственного регулирования рынка молока и молочной продукции на основе минимально гарантированных цен создает Федеральный закон «О государственном регулировании сыропромышленного производства».
Свободные цены призваны способствовать развитию производства молока на основе устойчивого финансового положения сельских производителей, которые имеют право по своему усмотрению реализовать продукты по ценам, определяемым уровнем затрат, а также соотношением спроса и предложения.
Договорные цены, являющиеся разновидностью свободных цен, устанавливают на основе предварительного заключенных соглашений между поставщиками-товаропроизводителями и заказчиками или их посредниками. При определении уровня договорных цен следует учитывать платежеспособный спрос населения на реализуемую продукцию.
Особо важно обосновать уровень гарантированных цен, которые должны выступать гарантом доходности и стимулировать развитие производства молока.
В базу гарантированной цены следует включать:
- материальные затраты, исходя из прогноза оптовых цен и тарифов на материально-технические ресурсы и предоставляемые услуги и оплату труда работников;
- прибыль, которая закладывается в цены на молоко, рентабельность, обеспечивающую расширенное воспроизводство;
- в течение года гарантированные цены необходимо индексировать в соответствии показателями инфляции.
Чтобы повлиять на ситуацию в молочном скотоводстве, в республике выплачиваются дотации производителям молока.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия ежегодно разрабатываются ставки дотаций на животноводческую продукцию.
В соответствии с постановлением Правительства РМ выплата дотаций производится всем хозяйствам, производящим и реализующим продукцию, отвечающую требованиям государственного стандарта, в региональные и федеральные продовольственные фонды на контрактной основе или по договорам поставщиков с потребителями независимо от форм собственности и учтенную органами государственной статистики в объемах закупок. Дотации по молоку выплачиваются ежемесячно при росте надоя нарастающим итогом к предыдущему году при условии сохранения поголовья коров на начало года.
Если учитывать и выплаченные налоги самими производителями молока, то суммы дотаций на наш взгляд необходимо увеличивать. Учитывая важность отрасли в обеспечении продовольственного рынка, целесообразно изыскать дополнительные резервы для этого и увеличить ставки дотаций, в большей степени дифференцировав их по продуктивности. Необходимо отметить, что Министерство сельского хозяйства и продовольствия РМ должно перечислять денежные средства районным управлениям сельского хозяйства, которые в свою очередь переводят на расчетные счета непосредственных товаропроизводителей. На практике ситуация складывается иначе. Министерство сельского хозяйства и продовольствия перечисляет начисленные суммы дотаций на погашение кредитов, в том числе товарных кредитов 1994-1995 годы в Мордовскую продовольственную корпорацию.
По-моему мнению необходимо менять порядок выплаты дотаций, а именно в целях большей заинтересованности сельскохозяйственных товаропроизводителей перечислять дотации с Министерства финансов непосредственно на их расчетные счета.[20]
Главным условием повышения эффективности производства молока и его конкурентоспособности является рост продуктивности коров. Чем выше надои, тем ниже себестоимость молока. Поэтому перспективное развитие молочного производства не столько за увеличением поголовья коров, сколько за повышением их продуктивности. В этом случае задача сокращения лучшего генофонда, дальнейшего их совершенствования и создания новых более продуктивных пород является наиболее актуальной, поэтому первоочередная финансовая и прочая поддержка должна быть направлена ведущим племзаводам, научным учреждениям, осуществляющим селекционную работу.
Племенных животных в хозяйства нужно продавать по ценам как и товарный скот, разницу компенсировать за счет бюджета. Необходимо полноценное финансирование из федерального и регионального бюджетов научно-исследовательских работ по ветеринарии и кормопроизводству.
В числе мер, направленных на преодоление кризиса в молочном подкомплексе, важное место принадлежит регулированию и обеспечению нормального воспроизводства на предприятиях этого подкомплекса.
Разорившиеся в ходе экономических реформ большинство сельскохозяйственных предприятий практически не могут обновлять изношенную технику и старые технологии, приобретать племенной скот, осуществлять селекционно-племенную работу и основная роль в обеспечении вопроизводственного процесса принадлежит расширению государственных инвестиций в сельское хозяйств и молочное скотоводство, а также прямое субсидирование отраслей животноводства. Необходимо предоставление сельхозпроизводителям целевых кредитов под ставку не более 3-6 процентов. Не лучшим образом обстоят дела и в инвестиционных процессах в молочной промышленности, что особенно негативно учитывая, что отрасль способна к самофинансированию при благоприятном макроэкономическом климате. Несмотря на активизацию субъектами рынка внешнеэкономической деятельности и попытки привлечения инвестиций из-за рубежа, зарубежные производители молокоперерабатывающих технологий из-за внутренней нестабильности имеющей место в нашей стране, не торопятся осуществлять вливание инвестиций в молочную промышленность России и республики. В этих условиях главной задачей государственной инвестиционной политики должно явиться формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного сектора, привлечению частных отечественных и иностранных инвестиций для перевооружения перерабатывающих предприятий. С этой целью нужно ввести страхование частных отечественных и иностранных инвестиций от коммерческих и политических рисков.
Необходимо создать условия для заинтересованности самих предприятий промышленности в инвестициях и в новых технологиях, для этого полностью освободить от налогообложения прибыль направляемую на капитальные вложения и укрепления сырьевой базы молокоперерабатывающих предприятий.[11]
В современных условиях одной из наиболее жизнеспособных форм инвестирования в техническое переоснащение и модернизацию молочной промышленности может стать поставка предприятиям высокоэффективного технологического оборудования на основе долгосрочной аренды (лизинга) с рассрочкой платежей на 3-5 лет.
В настоящее время в России, в условиях, когда ситуация в финансовой сфере остается сложной эта форма инвестирования становится удобной. Лизингополучателю не требуется мобилизовать значительный свободный капитал для первоначальных вложений. Проще решается проблема залога – им служит само оборудование, которое при нарушении договора может быть отозвано лизингодателем. Лизинг невозможно использовать не по назначению, как кредит, что снижает инвестиционные риски.
Государственная поддержка для повышения технического уровня производства в перерабатывающих отраслях АПК должна осуществляться в виде целевого выделения финансовых средств на лизинговые операции для приобретения продукции машиностроения. Это позволит осуществить единую техническую политику в молочной отрасли, проводить высокоэффективную модернизацию отдельных приоритетных производств и технологических процессов.
Для стимулирования поставок по импорту материально-технических ресурсов (тароупаковочные материалы, запасные части и узлы к импортному оборудованию) необходимых для производства молочной продукции на отечественных предприятиях, целесообразно осуществлять их с минимальными размерами пошлин. Таможенные пошлины должны обеспечить 10-15 процентов превышение уровня цен импортной продукции над стоимостью аналогичной отечественной продукции. Одна из важных задач регулирования рынка молока и молочной продукции – увеличение ее потребления населением, а следовательно покупательского спроса населения на эту продукцию. В подъеме молочного производства – существенную роль играет развитие федеральной и республиканской системы поддержки доходов населения и значит его платежеспособного спроса. Малоимущим и пенсионерам бюджет должен обеспечивать пособия и пенсии не ниже прожиточного минимума, как это в развитых странах мира.
Реализуя политику государственного регулирования, необходимо учитывать принцип взаимодополняемости механизмов регулирования, поскольку любой механизм имеет свои плюсы и минусы и может воздействовать на проблемы экономики равнонаправленно.
В целом система государственного регулирования рынка молока и молочной продукции должна представлять собой единый комплекс мер состоящий из ценового, финансово-кредитного, социального, налогового рычагов воздействия, а также мер по селективной поддержке товаропроизводителей, направленных на выполнение разработок, программ развития молочного подкомплекса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дан анализ ситуации молочной промышленности: в целом и на отдельном предприятии. Отмечены положительные сдвиги предприятия. Очерчен круг задач, которые предстоит решить в будущие годы. Названы меры по дальнейшей стабилизации и развитию данной отрасли: увеличение бюджетных ассигнований, поиск инвесторов, расширение товарных закупок и интервенций, протекционизм и т.д. Особое внимание уделить обучению руководителей и специалистов вопросом управления в рыночных условиях, организации внутрихозяйственных и договорных отношений, маркетингу. В области внешнеэкономической деятельности следует совершенствовать механизмы защиты отечественных товаропроизводителей на внутреннем продовольственном рынке от импорта продукции, производителей в достаточных объемах в стране.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Агропромышленный комплекс Мордовии его формирование и развитие. – Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2001 – 364с.
2. Богатин Ю.В. Экономическая оценка качества и эффективности работы предприятия. – М.: Изд-во стандартов, 1991 –214с.
3. Габ В.И. Оценка эффективности функционирования промышленных производств. – Киев: Выс. шк., 1989 – 158с.
4. Галушкина Н.А., Мазияк Ф.И. Экономика, Организация и планирование масло – жирового производства. – М.: Агропромиздат, 1989.
5. Гасогнов А.Г. Резервы увеличения производства молока и молочных продуктов. Агропромиздат, 1990.
6. Годовой отчет 2000 год.
7. Годовой отчет 2001 год.
8. Годовой отчет 2002 год.
9. Денискин В.В. Основы экономического прогнозирования в пищевой промышленности: (Уч - к. пос-е по спец-ти ЭУАП) – М. Колос 1993.
10. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Уч – к: М.: Инфра – М, 1998.
11.Зинина Л.Г. Формирование и развитие молочно – продуктивного подкомплекса АПК, специализированного молока и молочных продуктов. – Саранск: ИМУ, 2001.
12. Краснов С.Е. Экономика мясной и молочной промышленности. - М.: Агропромиздат, 1990. – 319с.
13.Мания А.И., Харцкаев М.С. Продовольственная ситуация в России.// Пищевая промышленность. 2001 №7.
14.Михалев А. Курсом новой агропродовольственной политики // АПК: Экономика, управления. 2002 №4 С.3-13.
15.Организация, планирования и управление деятельностью предприятия: Учеб. Для экон. спец. Вузов. / Под ред. Бухаля С.М. – Киев. Высш. Школа, 1989.
16.Первичная бухгалтерская документация.
17.Рожкова А.Н. Молочная промышленность Республики Мордовия. // Молочная промышленность. 2002 №4
18.Русак Н.А. Экономический анализ деятельности перерабатывающих предприятий АПК: Справочное пособие. М. Агропромиздат, 1990
19. Савицкая Г. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК. – Учеб. – Минск: МГ «Экоперспектива», 1998. – 494с.
20. Шукшина З. Эффективность качества производства и реализации молока. // АПК: Экономика, упраления 1997. № 7. с.4.
21.Экономика: Учебник. / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Изд – во, «БЕК», 1995. – 632с.
22.Экономика и организация промышленного производства: Учеб. – метод. пособие. / Под ред. Диличева. – М.: Мысль, 1994. – 315с.
23.Экономика пищевой промышленности. / Под ред. Василенко О.В., С.В. Донсковой. – М.: Агропромиздат, 1989. – 398с.
24.Экономика пищевой промышленности: Учеб. для вузов по спец – ти ЭУАП. / Под ред. Комелюка С.А., Киев. Высш. Школа, 1990.
25.Экономика предприятия: Учебник для студентов вузов, обучающихся по эконом. спец – ти. / Под ред. В.Я. Горфинкеля, Швогндара. М.: Юнити – Дана, 2001 – 718с.