Тувинцы
Самоназвание
тувинцев - тыва. В прошлом в отношении тувинцев использовались этнонимы сойоты,
сойоны, урянхайцы. Территория расселения: республика Тыва - 198,4 тыс. чел.
(1989 г.). Живут также в Монголии (25 тыс. чел.), в Синьцзян-Уйгурском авт.
р-не Китая (3 тыс. чел.). Численность: 1931 г. - 64,9 тыс. чел. в
Танну-Тувинской республике;
Численность
в Российской Федерации: 1989 г. - 206,2 тыс. чел. Общая численность тувинцев в
1989 г. - 235 тыс. чел.
Тувинцы
делятся на две этнографические группы: западные тувинцы (горно-степные р-ны
западной, центральной и южной Тувы) и восточные, или тувинцы-тоджинцы
(горно-таежная часть северо-восточной и юго-восточной Тувы). Тувинцы-тоджинцы
составляют около 5 % всех тувинцев. Для тувинцев характерен центральноазиатский
монголоидный расовый тип.
Тувинский
язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. Тувинский язык имеет
диалекты: центральный, западный, юго-восточный, северо-восточный (тоджинский).
Письменность тувинцев создана на основе русской графики.
Религия:
буддизм ламаистской ветви, шаманизм. Верующие тувинцы в основном
буддисты-ламаисты, сохраняются также добуддийские культы, шаманизм. В
образовании тувинской этнической общности приняли участие различные по своей
лингвистической принадлежности группы древних аборигенов Сибири, родственных
современным самодийцам, кетам, монголам и тюркам.
Основным
видом хозяйственной деятельности тувинцев являлось кочевое скотоводство.
Главными районами его распространения были сухие степи центральной и
юго-западной Тувы. Здесь в качестве подсобной отрасли хозяйства в ограниченных
размерах практиковалось также и земледелие. Тувинцы степных районов разводили
овец, крупный рогатый скот, лошадей, коз и верблюдов.
У
тувинцев-тоджинцев северных и северо-восточных лесных районов Тувы
преобладающими отраслями хозяйства были охота и связанное о ней верховое
оленеводство. Оленеводство северо-восточных районов Тувы имело пастбищный
характер. Основной земледельческой культурой тувинцев было просо, которое
высеивали недалеко от последней зимней стоянки.
Рыболовство
являлось важным подспорьем, главным образом, в хозяйства лесных районов. Рыбу
ловили при помощи сетей, удочек с деревянными крючками, били острогой.
Хозяйство тувинцев имело натуральный характер и почти не было связано с рынком.
У
тувинцев степных районов жилищем служила войлочно-решетча-тм юрта, подобная
бурятской. Такие же юрты были характерны и для монголов, южных соседей бурят и
тувинцев. У тувинцев таежных районов жилищем служил конический шалаш
-"алачик", подобный эвенкийскому чуму. Зимой он покрывался оленьими
шкурами, летом - покрышками, сшитыми из бересты, или кусками коры лиственницы.
Традиционная
одежда тувинцев имела много общего с одеждой соседних бурят. У них также для
мужского и женского комплекса одежды наиболее характерной частью был длинный
халат с запахом на правую сторону и двумя застежками (на плече и под мышкой),
подпоясанный матерчатым кушаком. Мужской и женский костюмы различались
головными уборами и украшениями. У тувинцев-тоджинцев основным материалом для
одежды служили шкура и замша. Местами у них сохранялась одежда, напоминающая
промысловую одежду эвенков.
В
пищевом рационе тувинцев основное место принадлежало молочно-кислым и мясным
продуктам. Особой любовью пользовался напиток, приготовленный из заквашенного
коровьего молока - "хойглак", а также различные виды продуктов из
створоженного молока (коровьего, оленьего, овечьего, козьего). Мясо большой
частью употребляли в вареном виде, приготовляли мясные и кровяные колбасы.
Зимой варили мясную похлебку, добавляя в отвар просо или сушеные клубни сараны.
Поджаренные зерна проса ели с чаем, из проса варили каши. Чай пили с молоком,
сливками, сыром и солью.
В
социальной жизни существенное значение имели так называемые аальные общины -
семейно-родственные группы, включавшие обычно от трех до пяти-шести семей
(семья отца и семьи его выделившихся женатых сыновей с детьми), которые
кочевали совместно, образуя устойчивые группы аалов, причем в летнее время они
объединялись в более крупные соседские общины. Преобладала малая моногамная
семья, хотя до 1920-х гг. среди богатых скотовладельцев встречались и случаи
многоженства. Сохранялся институт калыма.
В
верованиях тувинцев сохраняются остатки древнего семейно-родового культа,
который проявляется главным образом в почитании домашнего очага. У тувинцев
сохранился шаманизм. Для шаманистких представлений характерно трехчастное
деление мира. До недавнего времени сохранялись отдельные черты промыслового
культа, в частности проведение у восточных тувинцев "медвежьего
праздника". Официальная религия тувинцев - ламаизм - в последние годы
переживает возрождение. Вновь создаются ламаистские монастыри с монахами,
получающими образование в религиозных центрах буддизма. Все чаще проводятся религиозные
праздники.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru