Реферат по предмету "Международные отношения"


ОБСЕ (кратка справка)

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) (Справка) ОБСЕ - общеевропейская организация, занимающаяся вопросами безопасности, в состав которой входят 55 государств-участников. Организация, являющаяся региональным соглашением в контексте главы 8 Устава ООН, создана в качестве главного инструмента для раннего предупреждения, предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного восстановления в


Европе. ОБСЕ ведет свое происхождение с момента создания в начале 1970-х гг. Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в качестве многостороннего форума для ведения диалога и переговоров между Востоком и Западом. Хельсинкский заключительный акт 1975 г. зафиксировал основные принципы поведения государств-участников СБСЕ по отношению к своим гражданам, а также в отношениях между собой. До 1990 г. СБСЕ функционировало в виде серии встреч и конференций, на которых вырабатывались


нормы и обязательства, периодически проводилось рассмотрение их выполнения. Поворотным моментом в его деятельности стала Парижская встреча на высшем уровне 1990 г. В Парижской хартии для новой Европы перед СБСЕ была поставлена задача внести свой вклад в управление процессом исторических перемен в Европе и дать ответ на новые вызовы, возникающие после окончания холодной войны. Для решения этих задач было создано несколько учреждений и институтов, проведение встреч поставлено


на регулярную основу, а работа Совещания приобрела более систематизированный характер. В ноябре 1990 г. на переговорах в рамках процесса СБСЕ было выработано важное соглашение по контролю над вооружениями - Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). На Будапештской встрече на высшем уровне в 1994 г. было принято решение о переименовании


СБСЕ в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Это придало работе Организации новый политический импульс и одновременно стало отражением того пути институционального развития, который был пройден ею с момента окончания холодной войны. На Лиссабонской встрече на высшем уровне в 1996 г. была осуществлена дальнейшая проработка вопроса о ключевой роли ОБСЕ в деле укрепления безопасности и стабильности во всех их измерениях.


Итоги этой встречи стимулировали принятие на Стамбульской встрече на высшем уровне 1999 г. Хартии европейской безопасности, которая предусматривает совершенствование оперативных возможностей Организации. Кроме того, в Стамбуле 30 государств-участников ОБСЕ подписали пересмотренный Договор об обычных вооруженных силах в Европе. Сегодня ОБСЕ занимает уникальное место среди европейских институтов безопасности.


Оно определяется широтой членского состава, ее всеобъемлющим подходом к безопасности и инструментами предотвращения конфликтов, глубоко укоренившейся традицией открытого диалога и формирования консенсуса, а также наличием отлаженных механизмов сотрудничества. Подход ОБСЕ к обеспечению безопасности носит всесторонний характер и основан на сотрудничестве. Организация занимается широким кругом вопросов, связанных с упрочением безопасности, включая контроль


над вооружениями, превентивную дипломатию, меры укрепления доверия и безопасности, права человека, наблюдение за выборами, а также экономическую и экологическую безопасность. Институты ОБСЕ Встречи на высшем уровне - Главы государств и правительств государств-участников ОБСЕ проводят оценку положения в регионе ОБСЕ и вырабатывают новые основные направления деятельности. Последняя встреча состоялась в 1999 г. в Стамбуле, в ходе которой были приняты


Хартия европейской безопасности и Декларация Стамбульской встречи на высшем уровне. На Лиссабонской встрече в 1996 г. была принята Декларация о Модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы 21 века, утверждены "Основы контроля над вооружениями" и "Развитие повестки дня Форума по взаимодействию в области безопасности".


Совет министров иностранных дел (СМИД) является центральным директивным и руководящим органом, который рассматривает все вопросы и принимает соответствующие решения. Встречи СМИД проводятся не реже одного раза в год, ближе к концу срока полномочий каждого Председателя. Очередной СМИД состоится в Порту 6-7 декабря 2002 г. Руководящий Совет на уровне директоров политических департаментов


МИД, заседает не реже 2 раз в год, один раз в качестве Экономического Форума в Праге. Отвечает как за общий контроль, руководство и координацию деятельности ОБСЕ, так и за подготовку и выполнение решений СМИД; обсуждает и формулирует руководящие принципы в области политики и общего планирования бюджета. Постоянный Совет (ПС) отвечает за повседневную оперативную деятельность


ОБСЕ. Его работой руководит представитель Действующего Председателя. Члены - постоянные представители государств- участников - собираются еженедельно (четверг). Постоянный Совет проводит консультации и принимает решения по всем вопросам, касающимся ОБСЕ, может созываться при чрезвычайных обстоятельствах. Форум по сотрудничеству в области безопасности (ФСБ) - состоит из постоянных представителей делегаций


государств-участников ОБСЕ и проводит заседания еженедельно для переговоров и консультаций по конкретным мерам укрепления безопасности и стабильности в регионе ОБСЕ. Основными задачами форума являются: ведение переговоров по контролю над вооружениями, разоружению и мерам доверия; • регулярные консультации и тесное сотрудничество по вопросам безопасности; • снижение опасности возникновения конфликтов; • проведение ежегодных совещаний по оценке выполнения мер доверия


и безопасности, • проведение семинаров по военным доктринам. ФСБ несет ответственность за реализацию мер доверия и укрепление безопасности, обеспечивает обмен информацией в этой области, проводит ежегодные совещания по оценке, готовит семинары по разработке военной доктрины. Парламентская Ассамблея (ПА) образована в 1991 г. Встречи проходят раз в год. Секретариат находится в


Копенгагене. С 16 июля 2002 г. Президентом Ассамблеи является Брюс Джордж (Великобритания). Действующий Председатель (ДП) осуществляет общее руководство оперативной деятельностью. Им является министр иностранных дел государства, председательствующего в ОБСЕ. Председатель назначается на один год и в своей деятельности опирается на помощь: -Тройки, в состав которой входят предыдущий, нынешний и следующий председатели (в 2002 г.


Румыния, Португалия и Нидерланды); -специальных групп, которые могут создаваться для оказания дополнительной помощи, в частности, в области предотвращения конфликтов и регулирования кризисов; -личных представителей, назначаемых ДП с конкретным мандатом. С 6 апреля 2002 г. пост ДП занимает Министр иностранных дел Португальской Республики А. Мартинш да Круш. Генеральный Секретарь назначается


СМИД сроком на три года и выступает в качестве представителя ДП. В функции ГС входит руководство структурами и операциями ОБСЕ. Является главным административным должностным лицом. С июня 1999 г. этот пост занимает Ян Кубиш (Словакия). Верховный Комиссар по делам национальных меньшинств выполняет функции выявления и содействия скорейшему


устранению межэтнической напряженности. Назначается на три года. Штаб-квартира находится в Гааге. С 1 июля 2001 г. этот пост занимает Рольф Экеус (Швеция). Секретариат находится под руководством Генерального Секретаря и состоит из четырех отделов: отдел обеспечения деятельности Действующего председателя; Центр по предотвращению конфликтов, который занимается обеспечением деятельности


ОБСЕ в области раннего предупреждения, предотвращения конфликтов и регулирования кризисов, а также оперативной поддержкой миссий, обеспечивает функционирование базы данных и сети связи; отдел обслуживания конференций; административно-бюджетный отдел; отделение в Праге, которое ведет архивы ОБСЕ и распространяет документацию. Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) представляет собой структуру, отвечающую за содействие обеспечению прав человека, развитию демократии и утверждению


верховенства закона. Служит форумом по проведению совещаний и семинаров экспертов по выполнению обязательств в области человеческого измерения. БДИПЧ обеспечивает организационные рамки для обмена информацией о развитии демократических институтов и проведении выборов в государствах-участниках ОБСЕ. Является центром по обмену информацией, служит контактным пунктом для связи с неправительственными организациями, оказывает поддержку миссиям ОБСЕ в области человеческого измерения и мероприятиям по


осуществлению программы координированной помощи. Обеспечивает экспертную помощь и подготовку специалистов по конституционным и правовым вопросам. Штаб-квартира находится в Варшаве. С 1997 г. по ноябрь 2002 г. Директором БДИПЧ является Жерард Студманн (Швейцария). Представитель ОБСЕ по свободе СМИ - осуществляет помощь правительствам государств-членов в развитии свободных и независимых


СМИ на основе принципов ОБСЕ. С 1998 г. этот пост занимает Фреймут Дуве (ФРГ). Миссии ОБСЕ служат целям предотвращения конфликтов и регулирования кризисов. Их мандат предусматривает налаживание контактов с местными представителями и развитие диалога с заинтересованными сторонами. В настоящее время имеют мандаты, следующие миссии: • Албания; • Босния и Герцеговина; • Хорватия; • Югославия; •


Беларусь; • Грузия; • Косово; • бывшая Югославская Республика Македония; • Молдова; • Таджикистан. Органы, связанные с ОБСЕ Суд по примирению и арбитражу учрежден согласно Конвенции по примирению и арбитражу в рамках ОБСЕ, вступившей в силу в декабре 1994 г. Задачей Суда является урегулирование споров посредством примирения.


Расположен в Женеве. Совместная консультативная группа (СКГ) учреждена в 1990 г. государствами-участниками ДОВСЕ для содействия достижению целей и осуществлению положений Договора. СКГ занимается вопросами, связанными с соблюдением положений, рассматривает меры, направленные на повышение его жизнеспособности и эффективности, принимает решения по техническим аспектам и рассматривает спорные вопросы. Консультативная комиссия по открытому небу (ККОН).


Создана в целях содействия выполнению Договора по открытому небу от 1992 г. Занимается выработкой режима проведения наблюдательных полетов над территорией государств-участников с целью повышения транспарентности и открытости, облегчения проверки выполнения существующих соглашений в области контроля над вооружениями. Политическая связь между ККОН и ОБСЕ зафиксирована в специальной декларации от 1992 г. http://www.mfa.kz/russian/osce_spr.htm


Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) - до конца 1994 г. известная как Совещание по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (СБСЕ) - общеевропейская организация, занимающаяся вопросами безопасности, в состав которой входят 55 государств-участников, расположенных на географическом пространстве от Ванкувера до Владивостока. Основание для возникновения ОБСЕ (СБСЕ) было заложено на межправительственном совещании всех европейских государств,


США и Канады в первой половине 1970-х гг. Совещание завершилось подписанием 1 августа 1975 г. Хельсинкского Заключительного Акта, в котором отразилось стремление тридцати трех европейских государств, США и Канады к сотрудничеству независимо от политических, экономических и социальных систем на основе уважения прав и свобод человека. Государства-участники решили содействовать укреплению мира и взаимопониманию между народами путем развития контактов между людьми, обмене информацией, сотрудничества и обменов в


области культуры, образования. Кроме того, ОБСЕ, являющаяся региональным соглашением в смысле главы VIII Устава ООН, была создана в качестве главного инструмента в своем регионе для раннего предупреждения, предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного восстановления в Европе. Подход ОБСЕ к обеспечению безопасности носит всесторонний характер и основан на сотрудничестве. Она занимается широким кругом вопросов, связанных с упрочением безопасности, включая контроль над вооружениями,


превентивную дипломатию, меры укрепления доверия и безопасности, права человека, наблюдение за выборами, а также экономическую и экологическую безопасность. Все государства, участвующие в деятельности ОБСЕ, имеют одинаковый статус, а решения принимаются на основе консенсуса. ОБСЕ имеет особый статус. С одной стороны, принимаемые в ее рамках решения имеют преимущественно политический, а не юридический характер.


Однако, с другой стороны, ОБСЕ обладает признаками международной организации: постоянными органами, постоянной штаб-квартирой и учреждениями, постоянным штатом, постоянными финансовыми ресурсами и полевыми отделениями. Большинство инструментов, решений и обязательств ОБСЕ оформлено на юридическом языке, однако их осуществление требует применения стандартных методов права международных договоров. Так, ни сам Заключительный акт 1975 года, ни документы последующих встреч


и совещаний СБСЕ/ОБСЕ не являются в юридическом смысле международными договорами и не носят обязательного характера для государств. Документы СБСЕ/ОБСЕ являются источниками международного права, формулируют его принципы, но по сути дела это только политические (не международно-правовые!) обязательства, т. е. не дают возможности привлечь к судебной ответственности, в отличие от Европейской Конвенции или Международных пактов. Хотя


ОБСЕ был учрежден Суд по примирению и арбитражу в Женеве. Государства-участники, подписавшие Конвенцию по примирению и арбитражу, могут выносить на рассмотрение Суда споры с целью их урегулирования в рамках Арбитражного трибунала или Примирительной комиссии. В 1999 году Постоянный совет постановил принять под эгиду ОБСЕ Пакт о стабильности в Юго-Восточной Европе. Вместе с тем, тот факт, что обязательства


ОБСЕ не имеют обязательной юридической силы, не умаляет их эффективности. Будучи подписанными на самом высоком политическом уровне, они имеют такое же высокое значение, как и международные договоры в рамках международного права. Более того, ОБСЕ - это единственная организация по безопасности в Европе, являющаяся главным инструментом для раннего предупреждения, предотвращения конфликтов, урегулирования


кризисов и постконфликтного восстановления в Европе. Все это делает ОБСЕ уникальной организацией, и она занимает особое положение по сравнению с другими организациями и учреждениями в Европе. Права человека Вопросы защиты прав человека, рассматриваемые ОБСЕ, формируют часть так называемого человеческого измерения ОБСЕ. Этот термин был официально введен в 1989 году в


Заключительном Документе Венской Встречи и применяется как общий термин для всех вопросов, касающихся прав человека и фундаментальных свобод, человеческих контактов и других вопросов гуманитарного характера, считающихся подпадающими под юрисдикцию данной организации. Кроме того, термин охватывает вопросы, связанные с демократией, демократическими институтами и правопорядком. Обязательства в области человеческого измерения, возникшие в рамках


ОБСЕ, можно охарактеризовать как всеобъемлющие и далеко идущие, иногда даже "проникающие" по своему характеру. ОБСЕ не только создала стандарты в "традиционной" сфере гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав, она также явилась зачинщицей многих начинаний в гуманитарной области, выходящих далеко за пределы достигнутого в традиционных документах по правам человека. Так, в документах ОБСЕ содержится большое количество правил, традиционно относящихся к внутренним


делам государств, а именно, к их политическому устройству. В рамках ОБСЕ было четко и недвусмысленно решено, что защита прав человека и основанная на плюралистической демократии политическая система неразделимы. Другим примером "проникающего" характера норм ОБСЕ может служить факт, что страны-участницы ОБСЕ пришли к соглашению о запрете принципа невмешательства во внутренние дела государства в области человеческого измерения (см. преамбулу к


Документу Московской Встречи Конференции по Человеческому Измерению СБСЕ в октябре 1991). Характерным элементом человеческого измерения ОБСЕ является глубоко детализированный характер многих принятых обязательств. Хорошим примером в этом отношении являются детализированные правила, касающиеся условий работы иностранных журналистов в связи со свободой выражения, а также несколько положений о "человеческих контактах"


(воссоединение семей, браки между гражданами различных государств, туризм, и пр.), равно как и обязательства, связанные с выдачей выездных документов, обусловленные принципом свободы перемещения. Значимость национального уровня Выполнение обязательств ОБСЕ происходит на национальном уровне каждой участвующей страны через их учет при решении внутренних вопросов. Эти обязательства являются своего рода руководством для законодателей этих стран, предопределяя


содержание законов, необходимых для их выполнения. Органы управления страной, национальные трибуналы и административные власти должны принимать во внимание эти обязательства при использовании существующих норм, правовых включительно. Механизмы обеспечения соблюдения обязательств человеческого измерения В рамках ОБСЕ была создана все более совершенствующаяся система надзора за соблюдением обязательств


ОБСЕ. Эта система частично функционирует отлично от процедур, предусмотренных правовыми документами по правам человека. Осуществление процедур ОБСЕ характеризуется, в частности, большей гибкостью, которую, однако, не следует приравнивать к эффективности системы. Специфический механизм мониторинга в системе человеческого измерения ОБСЕ общеизвестен как "механизм человеческого измерения".


Этот механизм состоит из 2 основных элементов: Венского механизма и Московского механизма, причем последний отчасти представляет собой дальнейшее развитие первого. Вместе взятые, они составляют стабильную систему надзора за соблюдением обязательств в сфере человеческого измерения. Основа Венского механизма, который состоит из 4 этапов, была заложена в Венском Заключительном Документе 1989 года. Впоследствии он получил дальнейшее развитие, в особенности


на Конференциях по человеческому измерению в Копенгагене (1990) и Москве (1991) и на Последующей Встрече в Хельсинки (1992). В настоящее время этот механизм состоит из 4 элементов: • обмен информацией и письменный ответ на запросы и на представления, высылаемые членам ОБСЕ другими участниками ОБСЕ по вопросам, связанным с человеческим измерением, в возможно более короткие сроки, но не более 10


дней; обычно такие связи поддерживаются через дипломатические каналы; • проведение двусторонних встреч с другими участниками организации по их просьбе для обсуждения проблем человеческого измерения, включая конкретные ситуации и особые случаи с целью их разрешения; время и место таких встреч должно быть определено как можно быстрее по обоюдному согласию, как правило в течение одной недели после даты получения просьбы; в ходе двусторонних встреч, страны ОБСЕ должны избегать вопросов и тем, не связанных с предметом обсуждения,


если только обе стороны не изъявили на то желания; местом проведения таких встреч может быть БДИПЧ (Бюро Демократических Институтов и Прав Человека); • любая страна-участница ОБСЕ, которая считает это необходимым, может привлечь внимание других участников по дипломатическим каналам или через БДИПЧ к тем или иным ситуациям и вопросам человеческого измерения; • любая страна-участница ОБСЕ, которая считает это необходимым, может делиться информацией об обменах информацией и


ответах на свои запросы, информацию и представления о результатах двусторонних встреч, включая информацию о ситуациях и конкретных случаях, на встречах ОБСЕ, особенно на Совещаниях Глав, на обзорных конференциях, которые проводятся каждые два года и на исполнительных встречах. Венский механизм является такой постоянно действующей системой надзора, которая напоминает процедуру рассмотрения межгосударственных жалоб; если в страну, в рамках данного механизма, поступил запрос на


информацию от любой из стран ОБСЕ, она обязана представить ответ на такой запрос; она также обязана удовлетворить последующую просьбу о двусторонней встрече. К недостаткам Венского механизма относится отсутствие санкций в случае доказательства нарушения обязательств по человеческому измерению и требование консенсуса при принятии решений ОБСЕ. Исходя из последнего, нельзя предпринимать действия против воли государства, которого такое решение


может касаться. Следовательно, эффективность Венского механизма во многом зависит от политического давления. Существенным недостатком Венского механизма является недостаток элемента независимости: механизм функционировал лишь на межправительственном уровне. Этот недостаток был "исправлен" на Московской Встрече Совещания по человеческому измерению (СБСЕ) в 1991. На Московской Встрече Венский механизм был дополнен системой миссий независимых экспертов или докладчиков


в области человеческого измерения ОБСЕ. Данная система, которую часто называют Московским механизмом, очень усложнена. Она включает 5 отдельных процедур, которые могут использоваться независимо друг от друга для учреждения миссий докладчиков или экспертов. Две из них связаны с Венским механизмом: • после первой или второй фазы применения Венского механизма страна-инициатор может предложить другому государству пригласить миссию экспертов;


• если другое государство отказывается это сделать, просящая сторона может инициировать отправку миссии экспертов против воли другого государства, при условии, что такая инициатива находит поддержку еще 5 государств ОБСЕ. Таким образом, в рамках Венского механизма была создана возможность проведения независимой экспертизы случаев нарушения обязательств человеческого измерения. Далее, Московский механизм включает 3 другие процедуры, которые можно использовать для учреждения миссий.


Эти процедуры, не связанные с применением Венского механизма, таковы: • добровольное приглашение миссии экспертов страной ОБСЕ; o решение Совещания Глав об учреждении миссии экспертов или докладчиков; o учреждение "чрезвычайной миссии" докладчиков в случаях "особо серьезной опасности", с целью выполнения положений человеческого измерения. Эти миссии должны состоять из независимых экспертов, выбранных из списка, в котором находятся до 3 экспертов, назначенных каждым государством


ОБСЕ. Система миссий экспертов или докладчиков в сфере человеческого измерения стала первым отклонением от до сего времени строго межправительственных процедур надзора ОБСЕ. Мандаты таких миссий могут разниться в соответствии с той процедурой, согласно которой такие миссии возникли. Вообще можно отметить, что полномочия миссий экспертов шире полномочий миссий докладчиков. Полномочия последних в основном сводятся к сбору фактов и оказанию консультативных услуг или предложений


относительно пути разрешения обсуждаемых вопросов. Миссии экспертов имеют более широкий мандат, целью которого является облегчение процесса разрешения конкретного вопроса или проблемы, относящихся к человеческому измерению ОБСЕ. Для достижения данной цели такие миссии могут собирать информацию и, "насколько это целесообразно, предоставлять свои хорошие офисы и посреднические услуги для поддержания диалога и сотрудничества между


заинтересованными сторонами". Только Совещание Глав (или Постоянный Совет) имеет право выносить решения по поводу принятия последующих мер. В этом случае применим принцип консенсуса (с единственным, преимущественно теоретическим, исключением консенсус-минус один). Помимо механизма человеческого измерения, для контроля над соблюдением требований человеческого измерения были разработаны и другие процедуры и средства: • любой, относящийся к человеческому


измерению, вопрос может быть поднят на встречах самых разных политических органов ОБСЕ, в особенности Постоянного Совета, Совещания Глав и Министерских органов, а также на ежегодных исполнительских встречах ОБСЕ; • вопросы человеческого измерения могут решаться апелляцией к общим механизмам ОБСЕ, таким, как различного рода процедуры мирного улаживания спорных вопросов (МУСП) или


Берлинский чрезвычайный механизм. Вместе с тем, важно понимать, что ОБСЕ не имеет механизмов рассмотрения индивидуальных жалоб на нарушения каких-либо прав и основных свобод человека и их защиты международно-правовыми средствами. Одновременно это не лишает НПО возможностей обращения в структуры ОБСЕ и привлечение ее внимания к фактам (ситуациям) нарушения прав человека в той или иной стране и


объединения усилий для обеспечения прав человека.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Поведение человека в экстремальных условиях
Реферат Проектування нової вузлової дільничної станції
Реферат Усна народна творчість українців
Реферат Смысл названия поэмы Н. В. Гоголя Мертвые души
Реферат Hawaiian Volcanoes Essay Research Paper Hawaiian VolcanoesViewing
Реферат Отчет о производственной практике в Королевском городском суде МО
Реферат Анализ учебно-воспитательной работы средней общеобразовательной школы с углублённым изучением иностранного языка при посольстве россии во франции 2010 2011 учебный год
Реферат Лесков
Реферат 1. Сущность налогов и их функции
Реферат Centralization Of Control In Medieval Europe Essay
Реферат А. П. Оценка кредитоспособности индивидуального заемщика
Реферат Рынок информационно-маркетинговых услуг
Реферат Первый Континентальный конгресс
Реферат Инфляция и ее экономические и социальные последствия
Реферат Лекции по автоматике