Реферат по предмету "Военное дело"


Местность, как элемент военной обстановки

УРАЛЬСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО ЗНАМЕНИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А. М. ГОРЬКОГО
ВОЕННАя КАФЕДРА
ТАКТИЧЕСКАя ПОДГОТОВКА
|"УТВЕРЖДАЮ" | | |НАЧАЛЬНИК ВОЕННОЙ КАФЕДРЫ | | |ПОЛКОВНИК ДРОБОТОВ | | |"_____" _____________________2001г. | |
ПЛАН
ПРОВЕДЕНИя ЗАчета по тактической подготовке
|ТЕМА: 18. |Местность, как элемент боевой обстановки. |
| |Обсуждена на заседании цикла | | |"______"______________2001г. | | |Протокол №____ |
г. Екатеринбург
2001г.
I.ПЛАН (последовательность) изучений темы.
ТЕМА 18. МЕСТНОСТЬ, КАК ЭЛЕМЕНТ БОЕВОЙ ОБСТАНОВКИ. Учебные в воспитательные цели:
1. Ознакомить студентов с предметом и задачам военной топографии.
2. Изучить требование боевых уставов в отношении изучения местности.
3. Воспитывать у студентов уверенность в действиях на местности.
ВРЕМя: 2 час.
МЕСТО: Класс.
МЕТОД: Практические занятия.
Учебно-материальное обеспечение:
1. Макет местности.
2. Графопроектор.
3. Кодопозитивы.
литература
Учебник: "Военная топографии" – Бубнов.
"Военная топографии" –Николаев.
"Пособие по подготовке офицеров запаса"
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕмЕНИ
|№ пп |Учебные вопросы |Время |Прим. |
I. Введение
5 мин.
II. Основная часть:
80 мин.
1. Предмет и задачи военной топографии.
2. местность и её значение в бою. Требование боевых
уставов в отношении изучения и использования
местности
3. Тактические свойства местности, основные её
разновидности и влияние на действия подразделений в
бою. Сезонные изменения тактических свойств
местности.
III. Заключительная часть.
5 мин.
II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.
Данную тему отрабатывать методом рассказа с показом на макете местности и одновременным практическим изучением местности на макете. Занятие проводится в классе со взводом студентов.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ,
• Принять доклад.
• Проверять наличие студентов на занятии.
• Объявить тему и учебные цели занятия.
1 УЧЕБНЫЙ ВОПРОС.
Предмет и задачи военной топографии.
Объявить учебный вопрос. Рассказать его по элементам. Показать на макете местности. Спросить 1-2 студентов по макету, как усвоили материал.
2 УЧебный ВОПРОС.
Местность и её значение в бою.
Требование боевых уставов в отношении изучения и использования местности.
Преподаватель объясняет вопрос. Доказывая отдельные участки местности. На макете и на учебной карте заставляет студентов определить степень значение данного участка местности для ведения различных видов боевых действий. Указывает студентам на ошибки. Подводит итог вопроса.
3 УЧебный ВОПРОС
Тактические свойства местности, основные её разновидности и влияние на действие подразделений в бою. Сезонные изменения тактических свойств местности. Преподаватель объясняет вопрос. Показывает отдельные участки местности на макете и на учебной карте. Студенты практически на макете местности, по карте дают оценку местности на указанных участках, Указывать студентам на ошибки.
III ЗАКЛЮчИТЕЛЬНАя ЧАСТЬ.
1. Напомнить студентам тему и учебные цели занятия.
2. Указать на недостатки и объявить оценки. 3. Дать задание на С/П. 4. Ответить на вопросы.
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
I УЧЕБНЫЙ ВОПРОС
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ВОИНСКОЙ ТОПОГРАФИИ
Местность – один из основных и постоянно действующих факторов боевой обстановки, существенно влияющих на боевую деятельность войск. Особенности местности, оказывающие влияние на организацию, ведение боя и применение боевой техники, называются ее тактическими свойствами. К основным из них относятся ее проходимость и условия ориентировки, маскировочные и защитные свойства, условия наблюдения и ведения огня.
Умелое использование тактических свойств местности способствует наиболее эффективному применению оружия и боевой техники, скрытности маневра и внезапности ударов противника. Следовательно, при выполнении боевых задач каждый военнослужащий должен уметь быстро и правильно изучить местность и оценить её тактические свойства.
Этому учить специальная военная дисциплина - военная топография, предметом которой являются способы изучения и оценки местности, ориентирования на ней и производства полевых измерений при подготовке и ведении боевых действий.
Характер местности определяется её рельефом, расположенными на ней местными предметами и другими географическими объектами. Эти элементы принято называть топографическими элементами местности.
Важнейшим источником получения информации о топографических элементах местности – их взаимном положении, координатах, размерах, очертаниях и других качественных и количественных показателях - служат топографические карты.
Особую группу составляют данные местности, изображение которых отсутствует на топографических картах. К ним относятся различные изменения местности - разрушения, завалы, затопления и т.п., а также инженерные сооружения - мосты, переправы, колонные пути, заграждения и др., создаваемые войсками при подготовке и в ходе боевых действий. Эти изменения могут значительно влиять на тактические свойства местности, особенно на условия проходимости и ориентирования. Главным источником получения данных о таких объектах, не изображаемых на топографических картах, служат аэроснимки местности, изготовляемые в ходе боевых действий, и специальные карты.
Наряду с использованием карт и аэроснимков местность изучается также путем непосредственно её осмотра и выполнения полевых измерений. Чаще всего такие измерения приходится делать при ориентировании, определении местонахождения целей и других объектов, ведении огня и т.п.
В содержание военной топографии входят, таким образом, способы изучения и оценки тактических свойств местности, ориентировании на ней по топографическим и специальным картами, а также приемами полевых измерений.
Военная топография как военно-научная дисциплина входит составной частью в военную науку. В своем развитии она наиболее тесно связана с тактикой, с теорией и практикой топогеодезического обеспечения боевых действий войск, а также с картографией и другими смежными с ней техническими дисциплинами (геодезией, фототопографией и др.).
Тактика, основываясь на природе и закономерностях боя, исследует формы подготовки и ведения боевых действии, она разрабатывает также основные принципы и наиболее эффективные способы использования особенностей местности при решении боевых задач.
С ростом боевых возможностей и постоянно возрастающей насыщенностью войск все более совершенными средствами вооруженной борьбы, изменяются и повышаются требования к изучению, оценке и способам ориентирования на ней, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к картам, аэроснимкам, а также к техническим средствам и методам полевых измерений.
Теория топогеодезического обеспечения, исходя из современного характера боевых действий, исследует вопросы обеспечения штабов и войск топографическими и специальными картами, геодезическими данными, а также фотодокументами, содержащими сведения о местности. Она определяет формы подготовки и способы боевого применения частей и подразделений топографической службы.
Одной из важнейших задач военной топографии - изыскивать наиболее рациональные способы работы с картами (аэроснимками) в различных условиях боевой обстановки, эффективные приемы полевых измерений и своевременно вносить коррективы в накопленный опыт, используя при этом достижения тактики, теории топогеодезического обеспечения, картографии, геодезии и других дисциплин.
Отсюда метод военной топографии как военно-научной дисциплины, применяемый для решения указанной задачи, заключается, в первую очередь, в сборе и изучении опыта использования карт и аэроснимков, его анализа и обобщений на основе теоретических положений тактики о влиянии местности на действия войск и применение боевой техники.
Чем богаче опыт, тем достовернее истина, тем эффективнее способы, принципы и положения, раскрываемые военной топографией.
II. УЧЕБНЫЙ ВОПРОС.
1. СВЯЗЬ ВОЕННОЙ ТОПОГРАФИИ С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ ВОЕННОЙ НАУКИ.
Местность как один из элементов боевой обстановки изучается тактикой, оперативным искусством и другими отраслями военной науки, каждой из них применительно к своей задаче.
ТАКТИКА, например, разрабатывает вопросы теории и практики подготовки и ведения боевых действий подразделения, частями и соединениями, подробно изучает при этом влияние местности на организацию и ведение боя. Исходя из этого она указывает основные принципы и наиболее эффективные способы использования местности при решении боевых задач.
ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНОЕ дело рассматривает местность и ее свойства применительно к задачам инженерного обеспечения боевых действий. Оно разрабатывает инженерные способы и средства изменения естественных условий местности, облегчающие действия своих войск и всемерно затрудняющие действия противника.
ВОЕННАЯ ГЕОГРАФИЯ всесторонне изучает условия и возможности различных стран и театров военных действий в том числе и местность. Изучая строение земной поверхности, естественные рубежи и преграды, гидрографию, дорожную сеть и другие важнейшие объекты местности, она представляет о них конкретные данные, которые необходимо учитывать при подготовке и ведении боевых действий в том же районе.
ВОЕННАЯ ТОПОГРАФИЯ использует данные тактики и других отраслей военной науки о влиянии местности на действия войск и на применение различных видов оружия и боевой техники для разработки вопросов топографической подготовки войск и топогеодезического обеспечения боевых действий. Данные разрабатываемые военной топографией, в свою очередь используются другие дисциплины и отрасли военной науки при решении вопросов, связанных с изучением и использованием местности.
2. МЕСТО И РОЛЬ ВОЕННОЙ ТОПОГРАФИИ
В СИСТЕМЕ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЙСК.
Как учебная дисциплина военная топография является одной из важнейших составных частей боевой подготовки офицеров, сержантов и рядового состава всех родов войск.
В тесной связи с другими предметами обучения войск, особенно с тактикой, огневой и инженерной подготовкой, военная топография вооружает командиров и солдат необходимыми топографическими знаниями и навыками, умелое применение которых способствует повышению боевой активности войск и достижению успехов в бою.
Многие вопросы военной топографии, например, ориентирование на местности при вхождении войск, производство полевых измерений при разведке, подготовка исходных данных для ведения огня и т.п., органически входят в задачи тактической, огневой и специальной подготовке войск, что находит соответствующее отражение в войсковых уставах и направлениях.
Таким образом, топографическая подготовка командиров и солдат должна осуществляться не только на занятиях по этому предмету, но закрепляться и непрерывно совершенствоваться в процессе подготовки по другим дисциплинам, особенно на полевых занятиях и войсковых учениях.
Боевые действия могут развертываться на любой местности, в любое время года и в любую погоду. Общие указания по действиям войск в различных условиях местности содержаться в уставах и наставлениях. Однако уставные документы не могут подробно характеризовать разновидности и свойства местности, которые командиры обязаны учитывать при ведении боя.
III УЧЕБНЫЙ ВОПРОС
I. ТАКТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МЕСТНОСТИ.
Особенности данной местности, оказывающие то или иное влияние на организацию, ведение боя и применение боевой техники, называются ее тактическими свойствами. К основным из них относятся проходимость местности для боевых и транспортных машин, ее защитные маскировочные и другие свойства.
|Тактические свойства местности: |Основные топографические элементы, | | |определяющие свойства местности. | |1 |2 | | |Дороги, мосты и переправы, рельеф, | |Проходимость местности |почвогрунт, растительный покров: | | |наличие и характер преград и | | |естественных препятствий (рек, | | |оврагов, болот) | | |Рельеф, растительный покров, особенно| |Маскировочные свойства |леса, населенные пункты: их значение | | |в качестве естественных масок | | |(закрытий) от наземного и воздушного | | |наблюдателя; наличие и характер | | |скрытых подступов, т.е. не | | |наблюдаемых со стороны противника | | |путем подхода к намеченным пунктам и | | |объектам действий. | | |Рельеф, леса, туннели и другие | | |подземные сооружения, прочные | |Защитные свойства |(кирпичные, каменные, железобетонные)| | |строения, особенно подвальные | | |помещения; их значение в качестве | | |укрытий от ядерного и других видов | | |оружия. | | |Отдельные местные предметы и | |Свойства, влияющие на условия |характерные элементы рельефа, | |ориентирования |отчетливо выделяющиеся среди других | | |объектов по своему внешнему виду или | | |положению на местности, удобные для | | |использования в качестве ориентиров. | | |Рельеф, растительный покров, особенно| |Свойства, влияющие на условия |леса и кустарников, почвогрунт; в | |наблюдения и ведения огня. |населенных пунктах – наиболее высокие| | |и прочные здания с подвальными | | |помещениями, особенно расположенные | | |на перекрестках улиц и площадях; | | |наличие и характер естественых | | |рубежей и господствующих над | | |окружающей местностью участков | | |(командных высот), использование | | |которых обеспечивает наиболее | | |благоприятные условия для наблюдения | | |за противником и ведения огня, а в | | |обороне вынуждает наступающего | | |противника подниматься вверх по | | |склонам. |
2. ТАКТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РАЗНОВИДНОСТЕЙ МЕСТНОСТИ.
В тактическом отношении местность обычно подразделяется: a) По степени пересеченности и изрезанности ее реками, каналами, озерами, балками, и тому подобными препятствиями, ограничивающими свободу передвижения и маневра войск – на пересеченную (сильно-, средне-
,слабопересеченную)и непересеченную. b) По степени ее закрытости возвышениями рельефа и местными предметами
(лесами, рощами, населенными пунктами), затрудняющими просматривание местности, образующими маски от наблюдения и укрытия от поражающих средств противника – на открытую, полузакрытую и закрытую.
Типичными примерами сильнопересеченной местности являются горные и высокогорные районы, районы сильно развитого овражно-балочного рельефа, характерного для некоторых степных и лесостепных областей, а также озерно- речные районы.
Силнопересеченная местность отмечается густой сетью труднопреодолимых препятствий, значительно ограничивающих её доступность не только для боевых и транспортных машин, но и для подразделений, передвигающихся в пешем порядке. Наличие таких препятствий требует выполнения значительных работ по инженерному оборудованию местности и применению специальных средств, облегчающих их преодоление. Такая местность усиливает оборону и значительно затрудняет наступление.
Пересеченная местность, изобилующая резко выраженными складками рельефа, является наиболее выгодной в отношении защиты от ядерного и других видов оружия. Она облегчает маскировку и затрудняет наблюдение, особенно наземное. Чем больше складок рельефа, чем они глубже и резче выражены, тем в большей степени местность обладает указанными выше свойствами, особенно при наличии лесного покрова.
Среднепересеченная местность в отличии от сильнопересеченной имеет также сплошную, но более редкую сеть препятствий, большинство из которых без особых трудностей может преодолеваться на гусеничном ходу.
Местность с незначительными или редко встречающимися препятствиями, большинство из которых сравнительно легко преодолевается как гусеничными, так и колесными машинами, относится к слабопересеченной.
Местность всех этих видов может быть в различной степени открытой и закрытой.
К открытой относится более или менее ровная безлесная местность, лишенная значительных естественных масок и укрытий. По сравнению с другими типами она имеет наименее благоприятные по своим маскировочным и защитным свойствам. На такой местности затрудняются организации противоядерной защиты, противотанковой и противовоздушной обороны, скрытное передвижение войск, размещение и маскировка элементов боевых порядков. Вместе с тем открытая местность, обеспечивая хороший кругозор и обстрел, способствует повышению эффективности огня стрелкового оружия и артиллеристского огня. При соответствующем грунте она почти повсеместно доступна для всех видов транспортных и боевик машин, тем не менее наступать или располагаться для обороны на открытой равнине не выгодно, особенно если противник находится в более благоприятных условиях местности. На такой местности для передвижения и действия войск особенно важно использовать ночное время и условия плохой видимости.
К закрытой местности относятся главным образом лесные районы хорошо укрывающие войска и боевую технику не только от наземного, но и от воздушного наблюдения, а также горные районы и районы с густой сетью населенных пунктов. На такой местности облегчаются скрытое передвижение и маневрирование войск, организация противотанковой и противовоздушной обороны, но зато сильно затрудняются ориентирование, целеуказание, ведение всех видов огня и взаимодействие войск.
К полузакрытой относится местность, на которой закрытые пространства составляют около половины всей площади.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.