Развитие ключевых компетентностей будущих педагогов
профессионального обучения как педагогическая проблема
Жукова Марина Николаевна, ст. преподаватель кафедры
"Информатика, теоретическая механика и ОНИ" Волгоградской ГСХА
В
Концепции модернизации российского образования определено, что "значение
образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и
общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала".
Мы
считаем, что развитие ключевых компетентностей будущих педагогов
профессионального обучения способствует повышению их уровня образованности;
необходимо для успешной жизни (уверенность в себе, личные достижения,
самореализация, саморазвитие), способности и готовности осуществлять
продуктивную деятельность на благо социума.
Компетентностный
подход обновления содержания образования направлен на развитие компетентностей
учащихся на основе принципов фундаментальности, универсальности,
интегративности, вариативности, практической направленности.
В
процессе разработки компетентностного подхода исследователи уточняют основные
понятия: "компетенция", "компетентность".
Английский
психолог Дж. Равен определяет компетентность, как специфическую способность
эффективного выполнения конкретных действий в предметной области, включая
узкопредметные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления,
понимание ответственности за свои действия. Он выделяет "высшие
компетентности", которые предполагают наличие у человека высокого уровня
инициативы, способности организовывать людей для выполнения поставленных целей,
готовности оценивать и анализировать социальные последствия своих действий.
Зимняя
И. А. трактует "компетентность" как основывающийся на знаниях,
интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной
жизнедеятельности человека. В противопоставление, "компетенция"
рассматривается как не пришедший в "употребление" резерв "скрытого",
потенциального".
А.
В. Хуторской рассматривает понятие "компетенция" как совокупность
качеств, которые требуются для функционирования в конкретной области
деятельности. Компетентность - "уже состоявшееся личностное качество
(совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной
сфере", т. е. владение "учеником соответствующей компетенцией".
По
мнению Э.Ф. Зеера, компетентность предполагает не столько наличие у специалиста
значительного объема знаний и опыта, сколько умение актуализировать накопленные
знания и умения в нужный момент использовать их в процессе реализации своих
профессиональных функций.
В.
В. Сериков определяет компетентность как "способ существования знаний,
умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению
воспитанником своего места в мире".
Анализируя
исследовательский опыт, получаем, что для компетентного специалиста, необходимы
знания как "ключевые сущности, отражающие единство мира и концентрирующие
в себе реальность познаваемого бытия", развитие обобщенных умений, навыков
и личностного опыта в различных областях деятельности человека, способности и
готовности их применять.
В.
Н. Введенский характеризует проявление ключевой компетентности "не только
в решении узко-профессиональных задач, но и в том, как человек воспринимает,
оценивает, понимает мир за пределами своей профессии".
Разработчики
проекта "Модернизация образования: перспективные разработки" выделили
в качестве ключевых компетентностей следующие: коммуникативную компетентность и
компетентность в решении проблем (выявление причин проблемы, предложение идеи
её решения с подбором адекватных средств) А. Каспржак.
Авторы
международного проекта "Определение и отбор ключевых компетентностей"
отнесли к ключевым компетентностям: автономное рефлексивное действие,
интерактивное использование средств, участие в работе неоднородных групп,
критическое мышление, решение задач.
Ключевые
компетентности характеризуются тем, что они позволяют решать сложные
нестандартные задачи - разные задачи одного поля (полифункциональность), задачи
из предметных областей человеческой деятельности (междисциплинарность и
надпредметность), что требует от специалиста высокого уровня развития
умственных и познавательных способностей (многомерность) - интеллектуальная
компетентность.
При
переходе к информационному обществу, характеризующемуся постоянным ростом
объема знаний (информации), все более важным для педагога становится
ориентироваться в информационных потоках - обладать информационной
компетентностью. Для эффективной обработки информации, решения профессиональных
задач используют компьютерные технологии, которые стали неотъемлемой частью
современного общества и оказывают существенное влияние на процессы обучения и
систему образования в целом. Будущий педагог как полноценный член общества,
активно участвующий в социальной жизни - социальная компетентность.
Для
будущего педагога профессионально значимы педагогическое общение, способности
эмоционально-волевой сферы, включаемые в коммуникативную и эмоциональную
компетентности. Владение и применение навыков целеполагания, планирования,
прогнозирования, привлечение адекватных методов, способов определяют
педагогическую компетентность.
И.
Д. Фрумин считает адекватными для развития ключевых компетентностей проектную
работу и различные индивидуализированные формы обучения.
Реализация
педагогической деятельности требует развития ключевых компетентностей -
интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной, социальной, педагогической,
что стимулирует профессиональное само-развитие, самосовершенствование,
реализацию творческого потенциала.
Список литературы
1.
Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и
реализация - М.,2002.
2.
Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования //
Высшее образование сегодня, 2003. N 5.
3.
Хуторской А. В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения - СПб.:
Питер, 2004. - 541 с.: ил. - (Серия "Учебное по-собие").
4.
Фрумин И. Д. компетентностный подход как естественный этап об-новления
содержания образования. // Проблемы модернизации системы образования для новой
экономики России - М.: Препринт WP5/2002/04 Серия WP5 Новая экономика - Новое
обще-ство - Новое государство.
5.
В. А. Болотов, В. В. Сериков "Компетентностная модель: от идеи к
образовательной программе" //Педагогика, 2003 г. № 10.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.eidos.ru