Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Развитие ключевых компетентностей будущих педагогов профессионального обучения как педагогическая проблема

Развитие ключевых компетентностей будущих педагогов
профессионального обучения как педагогическая проблема

Жукова Марина Николаевна, ст. преподаватель кафедры
"Информатика, теоретическая механика и ОНИ" Волгоградской ГСХА

В
Концепции модернизации российского образования определено, что "значение
образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и
общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала".

Мы
считаем, что развитие ключевых компетентностей будущих педагогов
профессионального обучения способствует повышению их уровня образованности;
необходимо для успешной жизни (уверенность в себе, личные достижения,
самореализация, саморазвитие), способности и готовности осуществлять
продуктивную деятельность на благо социума.

Компетентностный
подход обновления содержания образования направлен на развитие компетентностей
учащихся на основе принципов фундаментальности, универсальности,
интегративности, вариативности, практической направленности.

В
процессе разработки компетентностного подхода исследователи уточняют основные
понятия: "компетенция", "компетентность".

Английский
психолог Дж. Равен определяет компетентность, как специфическую способность
эффективного выполнения конкретных действий в предметной области, включая
узкопредметные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления,
понимание ответственности за свои действия. Он выделяет "высшие
компетентности", которые предполагают наличие у человека высокого уровня
инициативы, способности организовывать людей для выполнения поставленных целей,
готовности оценивать и анализировать социальные последствия своих действий.

Зимняя
И. А. трактует "компетентность" как основывающийся на знаниях,
интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной
жизнедеятельности человека. В противопоставление, "компетенция"
рассматривается как не пришедший в "употребление" резерв "скрытого",
потенциального".

А.
В. Хуторской рассматривает понятие "компетенция" как совокупность
качеств, которые требуются для функционирования в конкретной области
деятельности. Компетентность - "уже состоявшееся личностное качество
(совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной
сфере", т. е. владение "учеником соответствующей компетенцией".

По
мнению Э.Ф. Зеера, компетентность предполагает не столько наличие у специалиста
значительного объема знаний и опыта, сколько умение актуализировать накопленные
знания и умения в нужный момент использовать их в процессе реализации своих
профессиональных функций.

В.
В. Сериков определяет компетентность как "способ существования знаний,
умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению
воспитанником своего места в мире".

Анализируя
исследовательский опыт, получаем, что для компетентного специалиста, необходимы
знания как "ключевые сущности, отражающие единство мира и концентрирующие
в себе реальность познаваемого бытия", развитие обобщенных умений, навыков
и личностного опыта в различных областях деятельности человека, способности и
готовности их применять.

В.
Н. Введенский характеризует проявление ключевой компетентности "не только
в решении узко-профессиональных задач, но и в том, как человек воспринимает,
оценивает, понимает мир за пределами своей профессии".

Разработчики
проекта "Модернизация образования: перспективные разработки" выделили
в качестве ключевых компетентностей следующие: коммуникативную компетентность и
компетентность в решении проблем (выявление причин проблемы, предложение идеи
её решения с подбором адекватных средств) А. Каспржак.

Авторы
международного проекта "Определение и отбор ключевых компетентностей"
отнесли к ключевым компетентностям: автономное рефлексивное действие,
интерактивное использование средств, участие в работе неоднородных групп,
критическое мышление, решение задач.

Ключевые
компетентности характеризуются тем, что они позволяют решать сложные
нестандартные задачи - разные задачи одного поля (полифункциональность), задачи
из предметных областей человеческой деятельности (междисциплинарность и
надпредметность), что требует от специалиста высокого уровня развития
умственных и познавательных способностей (многомерность) - интеллектуальная
компетентность.

При
переходе к информационному обществу, характеризующемуся постоянным ростом
объема знаний (информации), все более важным для педагога становится
ориентироваться в информационных потоках - обладать информационной
компетентностью. Для эффективной обработки информации, решения профессиональных
задач используют компьютерные технологии, которые стали неотъемлемой частью
современного общества и оказывают существенное влияние на процессы обучения и
систему образования в целом. Будущий педагог как полноценный член общества,
активно участвующий в социальной жизни - социальная компетентность.

Для
будущего педагога профессионально значимы педагогическое общение, способности
эмоционально-волевой сферы, включаемые в коммуникативную и эмоциональную
компетентности. Владение и применение навыков целеполагания, планирования,
прогнозирования, привлечение адекватных методов, способов определяют
педагогическую компетентность.

И.
Д. Фрумин считает адекватными для развития ключевых компетентностей проектную
работу и различные индивидуализированные формы обучения.

Реализация
педагогической деятельности требует развития ключевых компетентностей -
интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной, социальной, педагогической,
что стимулирует профессиональное само-развитие, самосовершенствование,
реализацию творческого потенциала.
Список литературы

1.
Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и
реализация - М.,2002.

2.
Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования //
Высшее образование сегодня, 2003. N 5.

3.
Хуторской А. В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения - СПб.:
Питер, 2004. - 541 с.: ил. - (Серия "Учебное по-собие").

4.
Фрумин И. Д. компетентностный подход как естественный этап об-новления
содержания образования. // Проблемы модернизации системы образования для новой
экономики России - М.: Препринт WP5/2002/04 Серия WP5 Новая экономика - Новое
обще-ство - Новое государство.

5.
В. А. Болотов, В. В. Сериков "Компетентностная модель: от идеи к
образовательной программе" //Педагогика, 2003 г. № 10.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.eidos.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Отчет по учебной практике по механизации и электрификации сельскохозяйственного производства
Реферат 10. Журналы регистрации:  вводного инструктажа (оформляется перед приемом на работу) + программа вводного инструктажа, утвержденная руководителем предприятия
Реферат Государственная казна. Ее содержание, значение, правовые основы функционирования
Реферат Не спешите в аптеку за Виагрой!
Реферат Смокинг
Реферат Проблема человека в философии софистов и Сократа
Реферат Любовь в поэтическом сознании стихотворцев 18 века.
Реферат The Road Beneath My Feet Essay Research
Реферат Womens Rights Essay Research Paper Equality should
Реферат Виробництво хлібобулочних виробів ЗАТ "Пролісок"
Реферат Решение задач по генетике с использованием законов Г.Менделя
Реферат Огрубление русского языка в СМИ
Реферат Диагностика креативности школьников и ее учет в педагогической деятельности учителя
Реферат Аспірантів та студентів які беруть участь у роботі Міжнародної науково-практичної інтернет-конференції викладачів, аспірантів та студентів «маркетинг-дайджест»
Реферат Методи прийняття рішень у сфері управління нематеріальних активів