Что дает человеку речь
Смирнова Е. О.
Наверное,
самое важное и впечатляющее событие в развитии детей раннего возраста – это
овладение речью. С каким нетерпением обычно ждут родители появления первых слов
ребенка! Как хочется, чтобы это маленькое, жизнерадостное существо скорее стало
говорящим, и понимающим! Ребенок, научившийся говорить, уже становится
полноценным человеком, с которым можно нормально общаться. Но речь – это не
только возможность разговаривать. Овладение речью производит целую революцию во
внутренней, психической жизни малыша. Это событие перестраивает все психические
процессы – и восприятие окружающего (оно становится осмысленным и осознанным),
и мышление, которое становится речевым, и чувства, и желания, которые теперь
могут быть выражены в словах. Речь позволяет ребенку управлять своим
поведением, думать и фантазировать, строить воображаемые ситуации и осознавать
свое поведение. Именно овладение речью дает мощный толчок для интенсивного развития
не только общения, но и всех сторон психики ребенка.
Столь
магическим действием речь обладает в силу того, что она освобождает ребенка от
ситуативной связанности. Зависимость от окружающих вещей постепенно слабеет, и
маленький человек начинает строить свой достаточно устойчивый и уникальный
внутренний мир. В этом внутреннем мире живут его представления, оценки, планы,
воспоминания, стремления, намерения, стихи, песенки сказки и многое другое. И
все это существует в форме слов, высказываний, предложений. Именно речь
позволяет малышу приобщиться к человеческой культуре, а значит стать человеком.
Но
разве нельзя думать и воображать без слов? Ведь у человека есть множество
средств, чтобы передать свои чувства и желания, отношения. Это и улыбки, и
крики, и жесты и разнообразная мимика. Неужели нельзя полноценно жить и
общаться, не разговаривая? А как же люди, лишенные слуха (глухонемые)?
Дело
в том, что речь – это не только слова, произнесенные в слух. Это прежде всего
сознание человека, которое существует только на основе языка. В отличие от
любого другого сигнала (мимики, крика, вокализации и пр.) слово – это знак,
которые всегда несет общечеловеческое значение. Для того, чтобы передать
какое-то содержание другому, нет иного пути, кроме отнесения этого содержания к
общему и известному для всех людей (конечно, в рамках данного языка и данной
культуры) классу предметов или явлений. Когда малыш называет какой-то предмет
(например, мячик) словом, он уверен, что для всех окружающих взрослых этот
предмет имеет тоже название, что все мы вместе знаем (со-знаем), что данная
вещь является именно мячиком. При этом не так уж важно какого размера и цвета
этот мячик, а важно что это игрушка, которую нужно катать или бросать, поэтому
данный предмет смело можно отнести к разряду мячиков. Обозначая любой предмет
словом, ребенок относит его к определенной группе предметов, а из этого уже
следует, что он осуществляет обобщение. Даже самое первое и простое слово
ребенка это уже не просто звук, но и обобщение, т.е. работа мысли. При чем
такое обобщение осуществляется не на основе случайных воспринимаемых признаков,
а на основе общечеловеческого, культурного опыта. Чашка, стол или часы могут
быть совершенно разной величины, цвета или формы, и хотя эти признаки наиболее
очевидны и казалось бы бросаются в глаза, они не играют никакой роли для
определения и обозначения этих предметов, для отнесения их к конкретным
группам. И только совместное знание (сознание) культурного значения этих
предметов, т.е. для чего они нужны и как ими пользоваться, позволяет нам смело
назвать их соответствующими словами и быть уверенными, что другие нас поймут.
Конечно, такое понимание возможно только в том случае, если система знаков (или
язык), у нас общий. Любой язык (в том числе и язык глухонемых, основанный на
жестах) – это сложная система знаков, позволяющий обозначить абсолютно все
явления внешнего и внутреннего мира, а следовательно выразить и осознать их.
Поэтому, овладевая языком, ребенок овладевает знаковой системой, которая
становится мощным средством сознания, мышления, управления собой и, конечно же
общения.
Ребенок
овладевает речью в общении со взрослым. Первая функция речи – это высказывание,
сообщение и понимание, т.е. коммуникация. Общение непременно требует
соответствующей системы средств, позволяющей передать свои мысли и переживания,
и понять своего партнера. Но, как мы пытались показать, даже самое примитивное
речевое общение уже содержит в себе обобщение, а значит связано с развитием
сознания и мышления ребенка. Поэтому своевременное и правильное овладение речью
имеет чрезвычайное значение для общего развития ребенка. Однако, именно
проблема задержки речевого развития у детей является одной из наиболее
распространенной на сегодняшний день.
В
последние годы и родители, и педагоги часто жалуются на то, что дети начинают
поздно говорить, разговаривают плохо и мало, их речь бедна и примитивна.
Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского
сада. Такая картина наблюдается, к сожалению, не только в нашей стране, но и во
всем мире. За последние 20 лет число речевых нарушений выросло более чем в 6
раз. Чаще всего это связано с неблагоприятной семейной обстановкой, в которой
растет ребенок, с неправильно выстроенной тактикой воспитания взрослого.
Воспитание не должно ограничиваться необходимым уходом за ребенком. Ребенку
необходимо активное, интенсивное общение со взрослым: совместные игры,
прогулки, беседы, занятия. В данном случае очень важно "качество"
общения, а не количество.
Учитывая
важность и глобальность данной проблемы, необходимо подробнее остановиться на
этапах речевого развития, чтобы понять, что могут сделать родители для
своевременного и полноценного становления речи ребенка.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/