Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Что дает человеку речь

Что дает человеку речь

Смирнова Е. О.

Наверное,
самое важное и впечатляющее событие в развитии детей раннего возраста – это
овладение речью. С каким нетерпением обычно ждут родители появления первых слов
ребенка! Как хочется, чтобы это маленькое, жизнерадостное существо скорее стало
говорящим, и понимающим! Ребенок, научившийся говорить, уже становится
полноценным человеком, с которым можно нормально общаться. Но речь – это не
только возможность разговаривать. Овладение речью производит целую революцию во
внутренней, психической жизни малыша. Это событие перестраивает все психические
процессы – и восприятие окружающего (оно становится осмысленным и осознанным),
и мышление, которое становится речевым, и чувства, и желания, которые теперь
могут быть выражены в словах. Речь позволяет ребенку управлять своим
поведением, думать и фантазировать, строить воображаемые ситуации и осознавать
свое поведение. Именно овладение речью дает мощный толчок для интенсивного развития
не только общения, но и всех сторон психики ребенка.

Столь
магическим действием речь обладает в силу того, что она освобождает ребенка от
ситуативной связанности. Зависимость от окружающих вещей постепенно слабеет, и
маленький человек начинает строить свой достаточно устойчивый и уникальный
внутренний мир. В этом внутреннем мире живут его представления, оценки, планы,
воспоминания, стремления, намерения, стихи, песенки сказки и многое другое. И
все это существует в форме слов, высказываний, предложений. Именно речь
позволяет малышу приобщиться к человеческой культуре, а значит стать человеком.

Но
разве нельзя думать и воображать без слов? Ведь у человека есть множество
средств, чтобы передать свои чувства и желания, отношения. Это и улыбки, и
крики, и жесты и разнообразная мимика. Неужели нельзя полноценно жить и
общаться, не разговаривая? А как же люди, лишенные слуха (глухонемые)?

Дело
в том, что речь – это не только слова, произнесенные в слух. Это прежде всего
сознание человека, которое существует только на основе языка. В отличие от
любого другого сигнала (мимики, крика, вокализации и пр.) слово – это знак,
которые всегда несет общечеловеческое значение. Для того, чтобы передать
какое-то содержание другому, нет иного пути, кроме отнесения этого содержания к
общему и известному для всех людей (конечно, в рамках данного языка и данной
культуры) классу предметов или явлений. Когда малыш называет какой-то предмет
(например, мячик) словом, он уверен, что для всех окружающих взрослых этот
предмет имеет тоже название, что все мы вместе знаем (со-знаем), что данная
вещь является именно мячиком. При этом не так уж важно какого размера и цвета
этот мячик, а важно что это игрушка, которую нужно катать или бросать, поэтому
данный предмет смело можно отнести к разряду мячиков. Обозначая любой предмет
словом, ребенок относит его к определенной группе предметов, а из этого уже
следует, что он осуществляет обобщение. Даже самое первое и простое слово
ребенка это уже не просто звук, но и обобщение, т.е. работа мысли. При чем
такое обобщение осуществляется не на основе случайных воспринимаемых признаков,
а на основе общечеловеческого, культурного опыта. Чашка, стол или часы могут
быть совершенно разной величины, цвета или формы, и хотя эти признаки наиболее
очевидны и казалось бы бросаются в глаза, они не играют никакой роли для
определения и обозначения этих предметов, для отнесения их к конкретным
группам. И только совместное знание (сознание) культурного значения этих
предметов, т.е. для чего они нужны и как ими пользоваться, позволяет нам смело
назвать их соответствующими словами и быть уверенными, что другие нас поймут.
Конечно, такое понимание возможно только в том случае, если система знаков (или
язык), у нас общий. Любой язык (в том числе и язык глухонемых, основанный на
жестах) – это сложная система знаков, позволяющий обозначить абсолютно все
явления внешнего и внутреннего мира, а следовательно выразить и осознать их.
Поэтому, овладевая языком, ребенок овладевает знаковой системой, которая
становится мощным средством сознания, мышления, управления собой и, конечно же
общения.

Ребенок
овладевает речью в общении со взрослым. Первая функция речи – это высказывание,
сообщение и понимание, т.е. коммуникация. Общение непременно требует
соответствующей системы средств, позволяющей передать свои мысли и переживания,
и понять своего партнера. Но, как мы пытались показать, даже самое примитивное
речевое общение уже содержит в себе обобщение, а значит связано с развитием
сознания и мышления ребенка. Поэтому своевременное и правильное овладение речью
имеет чрезвычайное значение для общего развития ребенка. Однако, именно
проблема задержки речевого развития у детей является одной из наиболее
распространенной на сегодняшний день.

В
последние годы и родители, и педагоги часто жалуются на то, что дети начинают
поздно говорить, разговаривают плохо и мало, их речь бедна и примитивна.
Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского
сада. Такая картина наблюдается, к сожалению, не только в нашей стране, но и во
всем мире. За последние 20 лет число речевых нарушений выросло более чем в 6
раз. Чаще всего это связано с неблагоприятной семейной обстановкой, в которой
растет ребенок, с неправильно выстроенной тактикой воспитания взрослого.
Воспитание не должно ограничиваться необходимым уходом за ребенком. Ребенку
необходимо активное, интенсивное общение со взрослым: совместные игры,
прогулки, беседы, занятия. В данном случае очень важно "качество"
общения, а не количество.

Учитывая
важность и глобальность данной проблемы, необходимо подробнее остановиться на
этапах речевого развития, чтобы понять, что могут сделать родители для
своевременного и полноценного становления речи ребенка.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Эволюция философских взглядов Л. Н. Толстого
Реферат Построение графика функции различными методами самостоятельная работа учащихся
Реферат Особенности прокурорского надзора за исполнением законов при рассмотрении уголовных дел
Реферат Психологические портреты детей в рассказах А. П. Чехова "Гриша", "Детвора".
Реферат Історія народу вмирає тільки тоді, коли в душі кожної людини настає забуття. Минули епохи кривавих походів, народних противостоянь, воєнних лихоліть
Реферат Прoeктувaння iнфoрмaцiйнoї систeми для рoбoти з aвтo
Реферат Разработка многопользовательской информационной системы для автоматизации работы книжного интернет-магазина
Реферат Характер просветительского образа в произведении Г Филдинга История Тома Джонса найденыша
Реферат Оценка достоинств и недостатков высшего образования в Российской Федерации. Перспективы и сложности медицинского образования. Оценка достоинств и недостатков подготовки в ММА им. И.М.Сеченова.
Реферат Газеты малым тиражом
Реферат Павел Иванович Мельников-Печерский
Реферат Каббала и естественные науки Сравнительный анализ в рамках общей концепции
Реферат Шпоры по Истории первый курс (ЧГУ)
Реферат Организация фестивальной деятельности в новых экономических условиях
Реферат Реализация прав человека в социально-правовом государстве