Беседа как метод получения психологической информации
Беседа
позволяет выявить индивидуально-психологические особенности личности:
склонности, интересы, вкусы и другое.
Сущность
беседы является вспомогательным средством для дополнительного освещения
изучаемой проблемы. Беседа всегда должна быть планово организованна в
соответствии с задачами исследования. Вопросы, задаваемые в беседе, могут
представлять собой как бы задания направленные на выявление качественного
своеобразия изучаемого процесса, но при этом такие задания должны быть
максимально естественным и нестандартны. Будучи таковой беседа не должна носить
шаблнно-стандартный характер, она всегда должна быть максимально идеализирована.
Наблюдение как метод получения психологической
информации
Наблюдение
относится к одному из основных эмпирических методов психологического
исследования, состоящее в преднамеренном и целенаправленном восприятии
психических явлений с целью отыскания смысла этих явлений, который
непосредственно не дан. Существуют различные приемы и методики наблюдения за
поведенческими реакциями человека, позволяющие опытному наблюдателю проникнуть
во внутренний смысл тех или иных внешних проявлений.
Существуют
различные приемы и способы наблюдения и интерпретация различных поведенческих
реакций людей, по которым можно судить о типологических чертах характера,
особенностях интеллектуальной сферы человека, степени эмоциональной
возбудимости и пр.
В
целом метод наблюдения называют еще "спланированным восприятием",
используется при изучении личности работников, характера взаимоотношений в
трудовом коллективе, его социально-психологического климата. Результаты
наблюдений могут быть представлены в виде дневниковых записей или по специально
разработанной схеме, а также фиксироваться в особом протоколе. Более надежными
будут данные наблюдения, записанные с помощью технических средств, а потом
коллективно проанализированные участниками исследования. Основное достоинство метода
заключается в том, что он представляет данные о реальном, естественном
поведении и деятельности работников, а не их мнение об этом.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.troek.net/