Квантовый скачок - от сопротивления, к
сверхпроводимости
(заметки о квантовой психологии и тренинге по
расширению сознания)
Копонев Сергей Викторович
В
настоящее время постепенно складывается новая психология, новая парадигма –
холистическая или квантовая, одна из самых интересных и вдохновляющих парадигм
и психологий со времен Абрахама Маслоу.
Где-то
начиная с 1970 года, мы с упоением наблюдаем постепенную де-фрейдизацию психологии.
Сначала пришла "экзистенциальная психология" Виктора Франкла, которая
возникла из его опыта в фашистских концлагерях и была основана на признании
того, что психическое и физическое здоровье человека зависит от его чувства
цели и предназначения. Приблизительно в то же время английские и американские
читатели узнали о Цюрихской школе экзистенциальных психологов под руководством
Людвига Бинсвангера, который подчеркивал необходимость того, чтобы
психоаналитик входил "внутрь" невроза пациента и прекращал вносить
собственные предубеждения. Исходным моментом "Психосинтеза"
Ассаджиоли было признание того, что у человека есть сердцевина бытия,
"глубинное -Я", и что осознавая свои творческие возможности, человек
может продвинуться к "сверхсознанию". Маслоу тоже решительно
отказался от фрейдовских механистических взглядов на человека и говорил о
"высших пиковых переживаний человеческого сознания". По всей
видимости, суть таких переживаний, эти внезапные вспышки силы и полнейшего
счастья, характерны для всех здоровых людей. Карл Роджерс признал центральную
важность самооценки, идея которой к тому же была оригинально разработана
Натаниелем Брендоном.
В
некотором смысле все эти разработки возвращаются к наблюдению, сделанному
Уильямом Джеймсом в его небольшой книге "О жизненных резервах".
"Человек ... обычно живет глубоко внутри своих границ; у него есть
разнообразные способности, которые он обыкновенно не использует", и что
центральная проблема человека - заядлая привычка неполноценности по отношению к
нашему полному "я". Так что пока Фрейд старался доказать, что человек
гораздо беспомощнее, чем мы предполагаем и полностью роботизирован своими
детскими комплексами, Джеймс и его последователи старались показать, что
человек гораздо сильнее, чем он считает, и что исцеление его неврозов зависит
от того, научится ли он понимать это. Здесь уместно вспомнить высказывание
Сатьи Бабы, в котором на вопрос …. “чем вы отличаетесь от нас?”, он ответил
“Тем, что я знаю, что я Бог, а вы не знаете”.
Одна
из самых интересных недавних разработок - техника "фокусировки"
Юджина Джендлина. По сути, это обучение пациента заглядывать внутрь себя,
стараться "сфокусировать" суть своего несчастья и выразить её
словами. Хотя это явно похоже на "лечение выговариванием" Фрейда, эту
технику естественно использует и каждый писатель - особенно поэт: он учится
изливать свои проблемы на бумагу, и исключать их из своей системы. Многие школы
психотерапии сосредоточиваются на объединении "частей" индивида.
Например, скажем, ваша часть как ребенка, делает вид, что все в порядке, и
ведет себя так, чтобы мама вас любила. А другая часть очень злится и всегда
старается доказать неправоту мамы. Обычные психотерапевтические подходы
поощрили бы злого ребенка внутри выразить себя, а услужливого ребенка перестать
во всем угождать маме. Или две эти части могли бы быть
"переосмыслены" как механизмы выживания и роста, содержащие ресурсы,
которые можно использовать во взрослой жизни. Возможно, ваше стремление
доказать неправоту вашей матери в дальнейшем привело вас к развитию хороших
деловых качеств. Некоторые терапии заявили бы, что если данное
психоэмоциональное состояние будет "признано" как часть личности, то
проблема (какой бы она ни была) будет решена. В большинство форм психотерапии
входят попытки создать "новое" убеждение поверх старого
проблематичного, предполагая и оценивая, что лучше иметь "хорошую"
программу, убеждение, или решение, чем "плохую" программу, убеждение,
или решение.
Новые
квантовые подходы к психотерапии создают уровни понимания, которые приводят индивида
к тому, чтобы пережить ситуацию не как конфликтующие части, а как взаимосвязь.
В вышеприведенном примере, взрослый мог бы научиться наблюдать реакции под
названиями "Услужливый ребенок" и "Злой ребенок" как
созданные наблюдателем реальности, которые были созданы в ответ на какие-то
переживания с матерью. По-новому же, в конечном счете, цель в том, чтобы
пережить во всех реакциях общую основополагающую взаимосвязь. Когда пережит
больший контекст, конкретные реакции начинают терять свою определенность и
важность.
Поэтому
квантовый подход не подчеркивает объединение ложных "я" раннего
детства; он не занимается переосмыслением травм как ресурсов; и он не
перепрограммирует убеждения. Квантовая психология, прежде всего, интересуется
тем, кто находится за рамками всех частей, всех травм, всех ложных
"я". Действительно, чистое переживание квантового сознания не
направлено на объединение чего-то; оно направлено на осознание и переживание
основополагающего единства, так сказать, основополагающего отсутствия или
взаимодействия всех частей. Именно в этом основополагающем переживании единства
можно пережить настоящую целостность, и именно она является контекстом для
всего остального. Что еще может быть важнее того контекста, который уже
существует. Это вопрос осознания того, что есть, а именно общего единства, в
котором мы все участвуем. Это то пространство, где проблемы исчезают, и
появляетесь вы. Другими словами, вы становитесь неизменным фоном, а проблемы,
психологические или эмоциональные, рассматриваются как вечно меняющийся
передний план. Короче говоря, предыдущая психология интересуется передним
планом, квантовая психология интересуется фоном. Это не означает отрицания
переднего плана, а, в конечном счете, единство переднего плана и фона.
Доквантовая
психотерапия подчеркивает целостное или подлинное "я". Когда
добавляется квантовая точка зрения, терапевтическая цель расширяется за пределы
объединения одиночного "я", охватывая взаимоотношения с большим
космосом. Корни старой психотерапии лежат в решении проблем, тогда как
квантовые подходы выявляют, что проблемы вызваны чувством отделенности и дают
возможность пережить на опыте основополагающую взаимосвязь.
И
еще, можно было бы подумать, что в психологии нет "оригинальности".
Психология - это все-таки наука о душе, и каждый, кто может аккуратно думать и
наблюдать, неизбежно поймет те же основополагающие истины. Но оказалось все не
так просто. Квантовая психология шагнула дальше логического понимания и
предлагает нам не понимание, а чистый опыт, ощущение.
Что
может быть особенно интересным в квантовой психологии - это подход к глубинным
истинам в том же духе, как и у многих "религиозных аутсайдеров".
Очевидно, что, как и для Святого Августина, Якоба Беме, Уильяма Блейка, Джорджа
Фокса, Блеза Паскаля, Шри Рамакришны и Аурабиндо для квантовой психологии
проблема "личного спасения" есть почти физически неотложный вопрос.
И, в конце концов, появилось очертание истины, что "наблюдатель не только
наблюдает и осознает, что проходит через ум и тело, но и является творческим
источником этого". Это достаточно легко понять. Просто энергично потрите
глаза, потом закройте веки и постарайтесь наблюдать плавающие цветные пятна.
Ваше наблюдение меняет пятна, когда вы стараетесь их рассмотреть. Гуссерль
назвал этот эффект "преднамеренностью". Ст. Волинский предпочитает
говорить о принципе неопределенности Гейзенберга, в котором наблюдатель влияет
на наблюдение субатомных частиц. И это, в свою очередь, приводит нас к
разработке техники "выхода за рамки создающего наблюдателя", и достижения
того, так называемого "состоянием без состояния". Происходит
осознание истинности идеи Бома о "неявном порядке", который лежит в
основе явлений, и который формирует "неразрывную целостность, соединяющую
нас всех".
В
основе квантовой психологии раскрыто основа мистического переживания. Оно
описано, например, в книге Франклина Миррел - Вольфа "Проходы к
пространству": "Затем с открытыми глазами ... я извлек субъективность
- "Я ЕСТЬ" (или Атман) - из всеобщего многообразия объективного
сознания. Я сосредоточился на нем. Естественно, я обнаружил, что с
относительной точки зрения есть "темнота" и "пустота". Но я
осознал это как абсолютный свет и полноту, и что я являюсь “Этим”. И это
вызвало у Миррел - Вольфа то, что он назвал "неземным наслаждением",
чувство чистой радости и свободы, продолжавшееся много дней.
Так
что можно сказать, что реальная цель психотерапии - раскрыть самый глубокий
уровень собственной личности, и осознать "Ты есть то", "Тат твам
аси". Результатом этого переживания будет чувство полнейшего восторга и
облегчения, свободы от "ложного я", которое окутало нас, как удав.
Будда пережил это состояние сидя в медитации под деревом Бодхи, Христос после
40-дневного пребывания в пустыне, святой Павел по дороге в Дамаск, Рамакришна
пережил это ощущение, когда он начал совершать самоубийство, вонзая меч в свою
грудь. Даже Грэм Грин, один из самых мрачных писателей нашего времени, пережил
что-то очень похожее, когда он играл в русскую рулетку с револьвером и ударник
щелкнул по пустому гнезду барабана. Но конечно, этот метод не рекомендуется для
общего пользования.
Тогда
как же это можно сделать? Вот здесь квантовая психология в лице основателей (Д.
Чопра, С. Волинский и др) показывает результат своих самонаблюдений. Были
разработаны ряд упражнений - суть тренингов по квантовой психологии, дающий
возможность любому человеку "работающему над собой" достичь
соответствующих результатов.
Один
из самых важных результатов наблюдений в квантовой психологии - это что все
наши психические состояния, по сути, состоят из форм энергии. Мы считаем
некоторые из форм - удовольствие, свободу - хорошими, а другие - страдание,
вину - плохими. Но осознать их как просто формы энергии, значит, извлечь
"ложное я" из ситуации, и убрать "двойной тупик". В этом
отношении особенно рекомендуется упражнение - "Живущая пустота", и
упражнение под названием "Головоломка Эйнштейна", в котором конфликт
(в данном случае, сохранять отношения или разорвать их) рассматривается как
частицы в пространстве, а затем пространство рассматривается как состоящее из
того же вещества, что и частицы (как сказал Эйнштейн). В результате
"конфликт исчезает".
Что
занятно в тренинге по квантовому сознанию - так это чувствовать, как блестящий
ум радуется своей способности решать проблемы. Мы искренне радуемся насчет
собственных озарений и как они к нам пришли; мы начинаем говорить с открытостью
людей, которым нечего скрывать. Так что, выполняя упражнения, сам тренинг
становится для нас бодрящим и терапевтическим переживанием. Если взять какую-то
аналогию, то можно сравнить наше продвижение в тренинге к постепенной потере
внутреннего сопротивления, от сильного внутреннего напряжения расколотого я, к
полному ощущению сверхпроводимости. Мы начинаем испытывать чувство собственной
свободы - то, что Бакминстер Фуллер имел в виду, когда заметил: "Я как бы
становлюсь глаголом".
Каждая
психотерапия - это попытка "составить карту души". Аналогии вроде
принципа Гейзенберга - это просто разновидность "координатной
системы", которая помогает нам взять собственный курс. Уильям Джеймс
предпочитал начинать с аналогии жизненных резервов, рассматривая душу как
аккумулятор, который может разрядиться. Гурджиев предпочитал аналогию со сном и
пробуждением. Франкл видел это как проблему "закона обратного
усилия".
Что
радует в квантовой психологии - это то, что еще раз доказано, что хорошая
исходная "система координат" или “картография сознания” может дать
нам возможность разобраться с проблемой, и вызвать здоровое чувство свободы,
способности человеческого ума решить любую проблему. Так квантовая психология,
в лице своих основателей, обнаружила новый и очень оригинальный способ дать нам
осознать одну из самых парадоксальных истин насчет человеческой реальности -
что точнее говорить, не "У меня есть свобода", а "Я - свобода".
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.sciteclibrary.ru