Становление школы с этнокультурным компонентом
Ж. А. Мугалова
Миссией
образования является формирование нравственного, образованного, трудолюбивого,
физически и духовно развитого, способного к саморазвитию и творчеству, любящего
свой край и свое Отечество гражданина. При ее достижении необходимо учитывать
экономические, политические, демографические, социально − нравственные
факторы негативного содержания. К сожалению, переходный период преобразований в
России привнес в молодежную среду ценности, противоположенные общечеловеческим:
хорошее стало плохим и наоборот.
Перед
педагогическим коллективом средней общеобразовательной школы №2 города Тутаева
(директор - Ирина Михайловна Гаврилова) возникла проблема воспитания молодого
поколения в современных непростых условиях. Для ее разрешения было принято
решение о создании системы школьного образования с этнокультурным компонентом с
целью возрождения народной культуры воспитания учащихся как преемников,
носителей и продолжателей этнокультурных традиций. Этнокультурный компонент
базисного учебного плана во многом дает возможность более полно представить
богатство национальной культуры, уклад жизни народа, его историю, язык и
литературу, традиции социальной нормы поведения, духовные цели и ценности.
Опора на этнокультурные ценности при организации учебно-воспитательного
процесса преследует определенную цель - взять из опыта прошлого то, что
способствует требованиям современности и будущего, не пытаясь при этом обойти
негативные моменты нашей жизни, наоборот, выявить их причины для того, чтобы не
повторить в будущем ошибок нашего времени.
Прошел
год с начала работы педагогического коллектива по системе школьного образования
с этнокультурным компонентом. Работа шла по нескольким направлениям:
создавались классы с углубленным изучением истории и литературы, вносили
отдельные дополнения в стандарты образования по многим дисциплинам, проводились
открытые и интегрированные уроки; уделялось большое внимание воспитанию
учащихся на исторических традициях города и района; с целью повышения
теоретического и методического уровня учителей проводились педагогические
советы, посвященные различным аспектам этнокультурного образования,
педагогические чтения, семинары. В апреле этого года была проведена районная
научно-практическая конференция по данной проблеме.
Проведенный
комплекс мероприятий способствовал уточнению принципиальных положений концепции
школьного образования с этнокультурным компонентом, накоплению теоретического и
практического опыта педагогическим коллективом школы. Стержнем изучения русской
культуры является изучение русского языка через его историю, связь с
литературой и культурой. Последовательное приобщение учащихся к родной
литературе позволяет им понять самих себя, свой социально −
психологический склад, свою сущность. Это поможет воспитать образованного,
творческого человека, готового к осмысленной деятельности в условиях
современной цивилизации. Уроки истории позволяют ученикам рассматривать историческое
прошлое не только как сухой или занимательный материал, а через призму
человеческих судеб жителей города и района, способствуют эмоциональному
сопереживанию, помогают правильно сопоставлять особенности развития России и ее
вовлеченность в мировое историческое, экономическое и культурное пространство.
На
уроках иностранного языка учащиеся имеют возможность сопоставить запас знаний
по истории и культуре народов России, города и района с представлением о
менталитете и культуре других наций.
Изучение
других предметов призвано пробудить у учеников интерес к истокам русской культуры,
формированию национальных обычаев и обрядов, воспитать гордость за отечественную
науку и культуру.
На
уроках биологии дети учатся видеть красоту родной природы, на уроках химии, физики
рассматривают развитие науки как интернационального явления, результата взаимодействия
наук разных стран и народов, узнают подробности о великих корифеях российских
наук. На уроках математики при составлении задач используется богатейший материал
из истории, литературы и культуры русского народа.
В
рамках этнокультурного компонента учащиеся получают возможность не только
узнать о декоративно-прикладном искусстве русского народа, но и освоить
технологию некоторых промыслов (русская резьба по дереву, кружевоплетение,
вышивание, лоскутное мастерство).
Педагоги
средней общеобразовательной школы №2 г. Тутаева могут поделиться опытом проведения
интегрированных уроков не только в стенах школы, но также в музее, библиотеке,
на природе. Уже проводились такие уроки, как русский язык - музыка - ИЗО (учителя
С. Н. Смирнова, О. Г. Третьякова, Е. Г. Шведенко), алгебра - экономика (И. Б. Чумичева,
С. В. Радчук), геометрия - физика (И. Б. Чумичева, В. М. Гаврилов), иностранный
язык - музыка - ИЗО (Л. Н. Ружникова, Е. Г. Шведенко, О. Г. Третьякова), немецкий
- английский языки (Л. Н. Ружникова, Л. А. Васильева).
Культура
русского народа формировалась в тесном взаимодействии с культурами других народов.
Поэтому, делая акцент на этнокультурные традиции русского народа, нельзя упускать
из виду и связи ее с культурами других народов, забывать о существовании в России
других, кроме русских, народов.
При
определении места религии в учебно-воспитательном процессе педагогический коллектив
школы, являющейся государственной, руководствуется в первую очередь государственными
актами. Вмешательство религиозных организаций в направленность и содержание
образования в государственных школах недопустимо, а религиозное образование и
пропаганда вероучения должны быть вынесены за пределы деятельности светской
школы.
Придерживаться
этого положения необходимо и по другой причине. Учащиеся школы являются детьми
последователей разных религий, а также неверующих, и внимание к религии одного
русского народа, вернее, ее большей части, - православию, способно не только
вызвать недовольство у определенной части учеников и их родителей, но и ведет к
разделению учеников по религиозному принципу, их взаимному отчуждению.
Однако
религии уделяется внимание в образовательном процессе. Все конфессии оказали большое
влияние на формирование и развитие этнических культур, поэтому в соответствующих
разделах учебных планов речь идет о такой роли всех религий.
Овладение
учащимися знаниями о различных вероисповеданиях может сыграть большую роль в
воспитании толерантности в религиозном и национальном вопросах.
В
связи с этим в учебный план был введен предмет «Основы православной культуры» (5кл).
Он стал одним из первых спецкурсов в рамках становления новой школы.
В
3-х, 4-х классах дети изучают «Народоведение». Целью этого курса является восстановление
утраченных связей современного человека с культурой своего народа.
С
курсом «Русская народная сказка» в 1 классе знакомит своих учеников Е. Н.
Войтенюк.
Учителя
2-х классов приобщают своих ребят к нравам и обычаям русского народа на уроках
«Народные игры».
На
факультативных занятиях по «Романоведению» в 4-х, 6-х классах педагоги знакомят
учащихся с историей родного края.
Любовь
к родному языку прививают педагоги своим второклассникам на занятиях по предмету
«Речевая культура»; обучают новой технологии третьеклассников педагоги на факультативе
«Изонить».
В
5-7-х классах введен новый курс: «Самосовершенствование развития личности», а восьмиклассники
знакомятся с курсом «Русская художественная культура». Для девочек 6-8-х
классов педагог Е. В. Христова ведет факультативный курс «Русский быт».
В
7-х классах введен курс факультативных занятий «Светочи России»; выпускникам преподаются
русская литература и фольклор.
Введение
вышеперечисленных 14 новых дисциплин в учебный план - весомый вклад во внедрение
системы образования с этнокультурным компонентом. Учителя, работающие по этим
спецкурсам, и все, кто вводит этнокультурный компонент в свои образовательные программы,
накапливают, обобщают и обогащают свой опыт. Администрация школы приветствует и
поощряет их профессиональность, активность, инициативу, творческий поиск.
Этнокомпонент
составляет следующее соотношение в учебном плане:
-
в начальной школе от 20-30%;
-
5-8 классы - от 10-15%;
-
9-11 классы - от 6-30%.
Конечно,
это немало, но, по мнению учителей школы, подлинно национальной, с учетом всех
вышеуказанных факторов, школа может стать лишь тогда, когда национальный аспект
будет пронизывать все без исключения учебные предметы.
Средняя
общеобразовательная школа №2 г. Тутаева находится на первом этапе работы по
внедрению системы школьного образования с этнокультурным компонентом. Прошедший
учебный год в новом режиме убеждает - такая задача выполнима. Оказалось, что
при желании учителя, его готовности отойти от наработанных годами штампов и
стереотипов можно добиться много.
По
мнению педагогического коллектива, для того, чтобы учебно-воспитательный
процесс соответствовал задачам системы образования с этнокультурным
компонентом, понадобится не менее 3-4 учебных годов. Быть, а не казаться школой
с этнокультурным компонентом - вот цель, которую они поставили перед собой.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru