Организация ранней помощи детям с неврологической
патологией в условиях коррекционного центра
В.А. Жарова
Сегодня
в Ярославле каждый четвертый-пятый ребенок после рождения переводится в
отделение патологии новорожденных (около тысячи детей в год). Это дети,
испытавшие острую или хроническую гипоксию, имеющие внутриутробные инфекции,
выраженную дезадаптацию различного генеза. Из 4500 детей, рожденных в Ярославле
в 2002 году, таких детей 1068, что составляет 23,7%. Эти синдромы у детей могут
не иметь органической природы, но без коррекции ведут к формированию
минимальной мозговой дисфункции. При ранней и систематизированной реабилитации
нормализация состояния нервно-психического развития к году происходит примерно
у 20% детей, к двум годам еще у 40%, 30% детей нуждается в более длительной
работе с ними, которая к трем-семи годам позволяет преодолеть соматическое
нездоровье и плохую обучаемость. Значительное отставание в развитии
констатируют обычно не более чем у 10% детей. Проблема ранней диагностики и
коррекции развития обусловлена рядом противоречий:
-
с одной стороны, увеличением числа новорожденных с неврологической патологией,
с другой стороны, недостаточностью специальных психолого-педагогических,
социальных и медицинских учреждений;
-
с одной стороны, приоритетом медицинских служб, с другой стороны, отсутствием
ранней психолого-педагогической и социальной поддержки детям с неврологической
патологией;
-
с одной стороны, педагогической неграмотностью большинства родителей, с другой
стороны, отсутствием системы психолого-медико-педагогических консультаций и
специальных учреждений, обеспечивающих квалифицированными рекомендациями специалистов;
-
с одной стороны, необходимостью раннего выявления детей с неврологической
патологией, с другой стороны, отсутствием системы раннего обнаружения детей
группы риска.
-
с одной стороны, достаточным количеством издаваемой литературы по раннему
возрасту, с другой - невозможностью ее использования без консультации
специалистов.
Анализ
зарубежных и отечественных статистических данных и имеющихся программ
сопровождения детей раннего возраста показал острую необходимость и возможность
разработки и апробации системы коррекционной помощи детям раннего возраста с
неврологической патологией.
Мы
предполагаем, что ранняя психолого-педагогическая помощь позволит ослабить или
предотвратить последствия неврологической патологии, если:
-
организация и содержание программы коррекционной помощи будут соответствовать
потребностям ребенка с неврологической патологией и его семьи;
-
при реализации содержания программы сотрудники центра и родители будут готовы
работать междисциплинарной командой;
-
сотрудники центра, родители, медицинские работники и общественность осознают
значимость ранней помощи детям с неврологической патологией и будут иметь готовность
к работе с детьми раннего возраста;
-
родители, получившие помощь в кор-рекционном Центре, будут активно
реализовывать в жизнь полученные знания и умения, добиваться положительной
динамики в развитии ребенка;
-
организация, содержание и структура программы будут строиться с учетом как общедидактических
принципов, так и специальных.
К
специальным принципам мы относим следующие:
-
Принцип добровольности предполагает добровольное обращение родителей в Центр за
оказанием помощи ребенку и семье.
-
Принцип конфиденциальности: предусматривает нераспространяемость информации о
семье и особенностях ребенка за рамки Центра и не используется в дальнейшей
работе с семьей другими организациями без согласия родителей.
-
Принцип семейно-центрированности позволяет предоставить малышу возможность
обретения раннего социального опыта взаимодействия с матерью и другими членами
семьи, необходимого для дальнейшего социально-эмоционального развития при
взаимодействии сотрудников центра и родителей.
-
Принцип междисциплинарности обеспечивает психолого-медикопедагогиче-ское
сопровождение ребенка и семьи, осуществляемое при взаимодействии специалистов
Центра, действующих в соответствии с технологиями межпрофессионального
сотрудничества.
-
Принцип гуманистической направленности педагогического процесса требует принять
ребенка как полноправную личность с индивидуальными особенностями развития,
способствовать максимальной реализации его возможностей, а также уважать
личность родителей, проникнуться их ощущениями и переживаниями.
-
Принцип рефлексивной позиции предусматривает систематический самоанализ,
адекватность самооценки специалистов, способность к оптимальному принятию
решений. - Принцип информативности обеспечивает родителей и членов семьи
достоверной и надежной информацией о развитии ребенка, о разнообразии средств,
форм, методов и приемов коррекционно-педагогичес-кого воздействия.
В
настоящее время есть предпосылки для решения проблемы стимуляции и коррекции
развития детей раннего возраста, одной из которых является наличие
теоретико-методологической базы, которая позволяет приступить к ее решению.
Теоретико-методологическую основу нашей работы составляют основополагающие
положения культурно-исторической концепции психического развития Л.С.
Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина и др., концепция деятельности А.Н.
Леонтьева и др., концепция о генезисе общения М.И. Лисиной, идеи интегративной
теории раннего развития Дж. Болби, Д. Винникот, М. Айн-сворт, Д.Д. Штерн, идеи
раннего выявления и коррекции отклонений в развитии В.И. Лубовского, Е.А.
Стребелевой, Е.В. Кожевниковой, Н.П. Лемке, Л.И. Леуши-ной, Р.Ж.
Мухамедрахимова и др.
Организация
ранней помощи в условиях коррекционного Центра требует определения особого
содержания, структуры и формы оказания психолого-медико-педагогической и
социальной помощи детям раннего возраста с неврологической патологией.
Отличительной
чертой нашей системы коррекционного воздействия является интеграция
социально-психологических, педагогических и терапевтических программ ранней
помощи, где центром работы является психическое и соматическое здоровье,
развитие личности ребенка с неврологической патологией при непосредственном участии
родителей, особенно матери, поскольку материнское общение имеет решающее
значение для раннего психического и соматического здоровья.
Основной
целью коррекционного Центра является создание условий для ранней стимуляции и
коррекции развития детей с неврологической патологией.
Для
решения поставленной цели нами определены следующие задачи:
-
Разработать гибкую систему функционирования Центра исходя из потребностей семьи
и общества (домашнее визитирование 0-1 мес.; консультационная группа; группа
кратковременного пребывания от 1 мес. до 1 года; кор-рекционные группы от 1 до
3 лет; общеобразовательные группы от 3-7 лет).
-
Мотивировать родителей и членов семьи на активное участие в воспитании и
обучении собственного ребенка, раскрывать значимость психолого-медико-педагогической
работы для стимуляции развития ребенка (предусматривается организация занятий,
семинаров, дискуссионных групп, тренингов для вхождения семьи в работу Центра,
которые проводятся не только специалистами, но и родителями, имеющими опыт воспитания
детей с особенностями развития).
-
Выявить внутрисемейные отношения, диагностировать типы воспитания, осуществлять
коррекционную работу.
-
Разработать и апробировать различные методы раннего выявления, диагностирования
психомоторных нарушений и оценки уровня развития ребенка.
-
Оказывать психолого-медико-педагогическую помощь детям раннего возраста с
неврологической патологией и семье.
Для
реализации этой задачи необходимо:
-
обеспечение согласованности и координации разных специалистов;
-
создание индивидуальных программ развития, различных форм организации занятий в
условиях групп кратковременного пребывания, консультационной группы и в
коррекционных группах;
-
обучение родителей и других членов семьи навыкам взаимодействия с ребенком и
методам специальной педагогической работы, обеспечивающей в дальнейшем успешную
интеграцию и адаптацию ребенка в общеобразовательной группе дошкольного
учреждения;
-
создание специальных условий для самостоятельной коррекционной работы родителей
с детьми в группе кратковременного пребывания;
-
создание научно-методической базы (литература, видеоматериалы, методические
рекомендации, программы, развивающие коррекционные игры, дидактические пособия,
инструментарий для обследования детей), предназначенной для родителей и
специалистов;
-
обеспечение активного и эффективного включения матери, семьи ребенка в
коррекционно-развивающий процесс.
-
отработка способов организации сопровождения детей после выхода из программы.
Работа
коррекционного Центра ранней психолого-медико-педагогической помощи детям с
неврологической патологией строится по следующим направлениям:
1
направление представляет собой надомную работу с ребенком, имеющим
неврологическую патологию, от рождения до 1 месяца. Специалист приходит в семью
1-2 раз в неделю. Содержание его работы включает в себя различные формы
стимуляции психомоторного развития и обучение родителей способам ухода и
общения с новорожденным ребенком, оказание семье консультативных услуг.
Занятия
с ребенком проводятся совместно с родителями, главный приоритет отводится
матери. Родителям дают советы о том, что они должны делать в период между
посещениями; знакомят с целью, принципами и задачами коррекционного центра;
составляется договор между родителями и Центром; записываются данные о семье и
ребенке. В дальнейшем специалист составляет отчеты о посещении семьи, ведет
записи, составляет карту индивидуального развития ребенка. Эти сведения
используются для сотрудничества с участковым педиатром, невропатологом и
позволяют корригировать педагогический процесс.
По
истечении одного месяца ребенка по результатам наблюдений, коррек-ционной
работы дефектолога, осмотра педиатра и невропатолога могут направить либо в
консультативную группу коррекционного Центра, либо в группу кратковременного
пребывания, либо вывести из программы коррекционного воздействия под наблюдение
участкового педиатра.
2
направление работы представляет собой создание и организацию постоянно
действующей медико-психолого-педагогической консультационной группы для детей
раннего возраста от 1 мес. до 3 лет с неврологической патологией.
В
состав консультационной группы включаются все специалисты коррекционного
центра: психолог, логопед, дефек-толог, педагог-дошкольник, врач ЛФК, педиатр,
невропатолог и другие.
На
консультацию в коррекционный Центр могут обратиться родители детей раннего
возраста с неврологической патологией:
а)
по направлению участкового врача-педиатра или невропатолога детской
поликлиники;
б)
самостоятельно, по собственному желанию - родители, проживающие в данном районе.
Специалисты
консультационной группы осуществляют единовременное наблюдение, обследование
ребенка, выявляют его особенности и возможности, составляют индивидуальную
программу развития, определяют ведущего специалиста и реализуют эту программу.
3
направление представляет собой создание группы кратковременного пребывания,
основная функция которой заключается в создании специальных условий для
формирования у ребенка раннего возраста с неврологической патологией
возрастных, типичных видов деятельности, а также осуществляется коррекцион-ная
работа с целью последующей интеграции этих детей в общеобразовательные
дошкольные учреждения.
4
направление работы представляет собой создание постоянно действующих групп
компенсирующего вида для детей с неврологической патологией в возрасте от
одного до трех лет [2].
Деятельность
коррекционного центра направлена на реабилитацию детей раннего возраста (с
рождения до 3 лет) с неврологическими отклонениями.
Центр
ранней психолого-медико-педагогической помощи детям с неврологической
патологией организуется на базе муниципального дошкольного образовательного
учреждения детского сада № 5 г. Ярославля в тесном сотрудничестве с детской
поликлиникой муниципального управления здравоохранения клинической больницы №
2.
Создание
Центра в общеобразовательном дошкольном учреждении, на наш взгляд, является
наиболее перспективным направлением оказания помощи и поддержки семье и ребенку
с неврологической патологией. Это обусловлено возможностью организации плавного
перехода ребенка, воспитывающегося в семье, из программы
коррекционно-развивающего воспитания и обучения в программу общеобразовательной
группы этого же детского сада.
Список литературы
1.
Аксенова Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как
одного из приоритетных направлений специальной коррекционной педагогики //
Дефектология. 2002. №5 С. 15-21.
2.
Дети с ограниченными возможностями: Проблемы и инновационные тенденции в
обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и
специальная психология» / Сост. Соколова Н.Д., Калинникова Л.В. М.: ГНОМ и Д.,
2001. С. 110-141.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru