Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Воспитание толерантности у школьников как функция деятельности классного руководителя

Воспитание толерантности у школьников как функция
деятельности классного руководителя

Л.В. Байбородова

Категория
толерантности может быть рассмотрена с разных позиций: как этико-философское
понятие, как принцип взаимоотношений между последователями разных
идеологических концепций, убеждений и верований, как метод
социально-политических решений и действий и т.д. Выделяют разные формы
толерантности - личная, общественная, проявляющаяся в морали, нравах,
менталитете, сознании, государственная, отраженная в законодательстве,
политической практике (А.П. Мчедлов).

Основой
толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии
другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения,
сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности
и культуры представителей другой национальности и веры.

В
то же время толерантность вовсе не означает безразличие к любым взглядам и
действиям. Так, например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием,
унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека. Нельзя мириться в
том случае, если искажаются научные данные или сведения, экспериментально доказанные.

Если
невозможно однозначно оценить, что лучше, что оптимальнее, где истина, то
целесообразно уважительно и спокойно отнестись к инакомыслию, оставаясь при
своих убеждениях.

Толерантность
- интегрированное качество. Если она сформирована, то и проявляется во всех
жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. В то же время, опыт
показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими,
знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или
национальности. В этой связи, на наш взгляд, можно говорить о межличностной,
социальной, национальной толерантности и веротерпимости. Межличностная
толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку; социальная - к
конкретной группе, обществу; национальная - к другой нации; веротерпимость - к
другой вере. Безусловно, все эти аспекты должны быть учтены при планировании
работы, направленной на воспитание толерантности у учащихся.

Происшедшие
в России и других странах СНГ резкие перемены в экономике и политике значительно
осложнили межнациональные отношения населяющих их народов. Рост национального
самосознания, усиливающееся внимание к сохранению и развитию национальных
культур и языков, к возрождению народных традиций, религиозных верований
приводят в такой многонациональной стране как Российская Федерация к
межэтническим и межнациональным конфликтам. В этой связи особое внимание
классному руководителю необходимо обратить на воспитание терпимого отношения к
представителям других наций.

Национальная
толерантность в словарях трактуется как специфическая черта национального
характера, духа народов, неотъемлемый элемент структуры менталитета,
ориентирующий на терпимость, отсутствие или ослабление реакции на какой-либо
фактор в межнациональных отношениях. Таким образом, межнациональная
толерантность - это свойство личности, которое проявляется в терпимости к
представителям другой национальности (этнической группы) с учетом ее
менталитета, культуры, своеобразия самовыражения.

При
организации воспитательного процесса необходимо исходить из объективных
процессов, которые сегодня составляют сердцевину национальных отношений как на
мировой арене, так и внутри многонациональных обществ. Глобальное образование
предусматривает включение в учебные планы школы таких направлений педагогической
деятельности, как воспитание у учащихся интереса и уважения к культурам народов
мира, развитие навыков системного подходы к изучению мировых процессов,
воспитание признания равноправными и равноценными различные точки зрения на
мировые явления ( З.Т. Гасанов).

Глобальное
образование призвано воспитывать у учащихся чувство и сознание ответственности
за настоящее и будущее мира, в котором они живут. Оно исходит из того, что
предрассудки по отношению к чужим культурам (да и к своей собственной)
возникают из-за отсутствия у людей знаний о народах и их отношениях, о
национальных культурах и традициях.

Опыт
взаимодействия национальных культур богат, он складывался веками. Перед
классными руководителями стоит задача приобщить учащихся к культурам и
традициям различных национальностей, корректировать воздействие на детей
социально-этнических факторов и формировать у них чувство и сознание граждан
мира. При этом следует, естественно, учитывать избирательность интересов
школьников, специфику региона, географию проживания населения.

На
всех этапах работы с коллективом, где представлены разные национальности,
независимо от возраста учащихся классному руководителю необходимо продумать
практические меры, чтобы детям легче было преодолеть в себе национальную
замкнутость, эгоизм, ориентироваться на повышение культуры общения всего
ученического коллектива, использовать его возможности для противодействия
вредным националистическим влияниям.

Важную
роль в приобщении к культурам, решении проблем взаимопонимания и взаимообогащения,
повышения культуры межнационального общения играет язык. Развитие национальных
языков является сегодня одной из приоритетных задач государственной политики
Российской Федерации. В разных регионах страны к ее решению подходят
по-разному, но общим для всех является сохранение языков как основы
жизнедеятельности и культуры этносов, гармонизация межнациональных отношений.

Изучение
языков представляет собой один из наиболее действенных путей воспитания в духе
терпимости и взаимопонимания. Ведь лишь владение языком иной культуры открывает
возможность для ее всестороннего и достоверного понимания.

Необходимо
особое внимание обратить на воспитание исторической памятью, правдой о
становлении и развитии нашего многонационального государства, что приобретает
особую важность для установления объективной истины, формирования личной
позиции. В педагогическом аспекте единство исторического знания и культуры
обозначает незыблемость межкультурных и межнациональных связей, способствует
взаимопониманию и взаимообогащению народов.

Большую
ценность для учащихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с
представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета,
обрядов, быта, одежды, искусства, художественных промыслов, праздников. Важно,
чтобы классный руководитель не только проявлял компетентность в этих вопросах,
но и использовал накопленные знания в воспитательной работе, во время беседы,
посещения учащимися краеведческих и литературных музеев, различных национальных
культурных центров, театров, выставок, фольклорных концертов, просмотров
фильмов национальных студий и т.д..

Из
всех средств, влияющих на формирование человека, особая роль отводится
воспитательным средствам народной педагогики. Народная педагогика представляет собой
совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в
устном народном творчестве, обычаях, традициях, детских играх и игрушках.

Могут
быть созданы исследовательские группы школьников по изучению конкретных
вопросов, связанных с культурой разных народов. Знать как можно больше о других
народах - это основа формирования культуры межнациональных отношений в любом
возрасте.

Игра
- важнейшая сфера жизнедеятельности детей, которая вместе с трудом, познанием,
искусством, спортом обеспечивает необходимые эмоциональные условия для
формирования национального сознания, культуры межнациональных отношений
учащихся.

Учащиеся
старших классов могут стать организаторами игры для начальных классов, что
будет способствовать актуализации и более глубокому усвоению знаний. В играх
учащиеся не только обогащают свои знания, но и приобретают практические умения
и навыки, необходимые в жизни, учатся общаться.

Педагогическая
практика подтверждает целесообразность использования народных игр в качестве
одного из основных средств воспитания культуры межнационального общения.

Дети
могут совершать очное и заочное путешествие в историю родного края, знакомиться
с интересными людьми, народными умельцами, проводить конкурсы юных талантов,
заниматься поисковой работой, добрыми делами (акты милосердия, операция
«Забота»).

Можно
дифференцировать содержание работы по классам. Так, в 1-ом классе дети
знакомятся с народным фольклором, посещают музеи, театры. Этот этап можно
завершить праздником сказочных героев. Во 2-ом классе учащиеся глубже изучают
творчество национальных поэтов и писателей, знакомятся с историей своего края,
участвуют в поисковой работе, проводят «Город веселых мастеров». Этап
завершается игрой «Поле народных чудес». В 3 -ем классе дети продолжают
знакомиться с культурой, литературой и искусством своего народа. Проводят
беседы «Кто это? Что это?», путешествия «Их именами названы улицы нашего
города», выставки народного творчества, организуют концерты для жителей
микрорайона, встречаются с творческой интеллигенцией, участвуют в экспедиции
«Мой край родной».

В
5-7 классах - основу составляет организация жизнедеятельности учащихся, поиск и
пропаганда новых интересных и полезных дел, которые развивают и обогащают
знания учащихся о родном крае, национальной культуре. Главное - это
деятельность, направленная на развитие творческих способностей детей,
воспитание патриотических и интернациональных чувств, формирование умений в
области национальной культуры, стимулирование познавательного интереса к языку,
истории, литературе, культуре. В то же время в виде заочных путешествий дети
знакомятся с жизнью, традициями других народов.

Для
старшеклассников привлекательным может быть КВН, аукцион народных мудростей,
содержание которого опирается на народные традиции: нравственный этикет,
религиозные праздники, традиции семьи, народные промыслы. Так, например, в
форме сюжетно-ролевой игры, в творческой форме могут быть представлены
«Английская семья», «Японская семья», «Еврейская семья», «Русская семья»,
«Белорусская семья», «Молдавская семья» и т.д. В активной форме они изучают
народные и семейные праздники, традиции народов, живущих рядом, историю
собственного народа, его духовную жизнь и культуру.

Межнациональная
толерантность тесно связана с веротерпимостью, которую также необходимо воспитывать
у молодого поколения. Сегодня, часто бесцеремонно, в духовную жизнь российских
граждан вторгаются различные, в том числе и зарубежные, религиозные
организации. Согласно статье 14 Конституции РФ наше государство - светское,
никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или
обязательной. В другой статье (28-ой) о Свободе совести говорится о том, что
«каждому гарантируется свобода совести вероисповедания, включая право
исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не
исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и
иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Таким
образом первая статья запрещает обязательность и государственный характер
религии, вторая разрешает ее свободно выбирать и распространять не зависимо от
места жительства или должности человека. Следовательно, это должен учитывать
классный руководитель. Тем более, что в 29 статье Конституции о свободе
информации говорится о праве свободно искать, получать, производить и
распространять информацию любым законным способом, о запрете цензуры. В то же
время существует запрет на пропаганду религиозной нетерпимости или религиозного
превосходства.

Однако
следует заметить, что не все религиозные объединения заслуживают толерантного
отношения, особенно, когда речь идет о религиозных культах экстремистской
направленности. Некоторые из них («Дети бога», «Свидетели Иеговы» и др.),
имеющие скандальную славу на Западе, зарегистрированы в нашей стране и
пополняют свои ряды за счет российской молодежи. Деятельность этих организаций
должна рассматриваться с позиции их негативного влияния на семью, детей,
молодежь. Здесь воспитывается человек-винтик религиозной организации,
отвергающий родную семью, традиции, свой народ.

По
мнению М.Л. Мчедлова, возможность создания религиозных организаций должна
определяться правовыми критериями: религиозная ли эта организация; наблюдаются
ли в ее деятельности посягательства на основные права личности, не препятствует
ли она выполнению гражданских обязанностей своими последователями и т.д. Он
отмечает, что воспитание религиозной толерантности сегодня осложняется
негативными историческими традициями, многоконфессиональным и полиэтническим
составом населения, наличием межрелигиозных противоречий, амбициозной политикой
ряда религиозных руководителей, несовершенством законодательства, определенной
индифферентностью общественного мнения.

Действительно,
указанные обстоятельства усложняют деятельность педагогов по воспитанию
веротерпимости у детей, однако очень многое зависит от каждого учителя, от его
личной позиции в решении этой проблемы, от профессионализма в подходе к данному
вопросу в учебной и внеучебной работе.

Как
в этой связи относится к изучению религии в школе? Вероятно, целесообразно
детям давать знания о различных религиях, что позволит обеспечить свободный
осознанный выбор религии или отказ от всех ее разновидностей. Ознакомившись со
всем культурным достоянием, ученик способен выработать в себе доброжелательное
отношение к любому другому религиозному или мировоззренческому подходу.

Можно
предложить в плане воспитания у школьников веротерпимости специальный курс по
истории религий народов России, включив в него, прежде всего, изучение религии
своего народа, во-вторых, ознакомление подростков с верованиями других этносов,
проживающих в России. При этом важно, чтобы чужая вера освещалась как
мировоззрение, составляющее основу национальной культуры, когда определяются,
особенно на ранних этапах развития общества, ценностные ориентации, образ жизни
и ментальность народа.

Сегодня,
как никогда, возрастает значение моральной ответственности, социальной позиции
самого педагога. Дети стали активнее, свободолюбивее. Это требует изменения
отношений между педагогами и детьми. Учителя должны личным примером показать
образец гражданственности, гуманного, уважительного отношения к людям
независимо от их национальности, вероисповедывания.

Для
проведения целенаправленной работы по воспитанию толерантности классному руководителю
целесообразно составить программу работы с коллективом на основе изучения
отношений в классе, особенностей учащихся и их семей, учитывая возраст детей.
Так, для ориентира можно предложить один из вариантов программы для подростков
(10-14 лет, 5-9 классы), составленный А.А. Погодиной.

Возможно
проведение воспитательной работы по двум направлениям в каждом классе: первое -
изучение объекта, в отношении которого формируется толерантность; второе -
развитие основных составляющих толерантности и взаимодействия. Предлагается
начать воспитательную работу по формированию толерантности к своей личности (5
класс). Осознав себя, ученики переходят к пониманию себя как субъекта семейной
культуры, деятельность классного руководителя направлена на изучение семейной
самобытности, формирование толерантного взаимодействия в семье (6 класс). Затем
акцент делается на освоение культуры Малой Родины, своего этноса, а также на
осмысление себя толерантным участником этой культуры: только человек уважающий
свою культуру, будет уважать культуру других (7 класс). Далее предлагается
работать над пониманием мультикультурности пространства России и формировать
толерантность к представителям народов России (8 класс). Завершающий этап (9
класс) - постижение идей культуры мира и определение стратегии толерантного
взаимодействия в мировом культурном пространстве. Соответственно тематику
классных часов можно представить следующим образом.

5
класс

1.
Понимание себя: «Познай самого себя». Классные часы: «Мое хобби»; «Я сам»;
«Всегда ли я хороший?»

Игровая
программа: « Самый, самый, самый», «Гинесс-шоу».

2.
Принятие себя. Классные часы: «Учись властвовать собой»; «Хотеть - наполовину
мочь». Тренинговые занятия: «Комплименты», «Диалог с самим собой».

6
класс.

Ярославский
педагогический вестник. 2002. № 4 (33)

1.
Я как член семьи. Классные часы: «История моего имени»; «Слово о моем роде»;
«Семейная реликвия». Праздник именин, праздник бабушек и внуков.

2.
Семейный лад. Классные часы: «Домашний очаг»; «Почитать родителей - первый закон
природы»; «Этика семейного общения»; «Кодекс семьи». Коллективное творческое
дело «Вместе стар и млад, так и в семье лад». Праздник братьев и сестер.

7
класс

1.
Малая Родина. Культура моего народа. Классные часы: «Я родом из…»; «История
моей улицы»; «Все мы соседи»; «Традиции и обычаи моего народа». Коллективное
творческое дело «Вот эта улица, вот этот дом»; Праздник «Родной край»; «Ярмарка
народной игры». Игровая программа «Ключ к пониманию».

2.
«Солнце светит всем». Классные часы: «Легко ли быть не таким»; «Терпимое отношение
к людям»; «Атмосфера доверия и доброжелательности»; «Основы бесконфликтного общения».
Коллективное творческое дело «Мир нашему дому». Праздник «Всегда все вместе».
Игровая программа «Пойми меня».

8
класс

1.
Культурно-национальное пространство России. Классные часы: «Великая святорусская
земля, а везде солнышко»; «Великие сыны России». Тренинг «Моя твоя не понимает,
или Премудрости общения». Коллективное творческое дело «Фольклорный
калейдоскоп»; Праздник «С любовью в сердце о России»; Викторина «Литературная
Россия».

2.
Феномен российской конкордации. Классные часы: «Где не тронешь Россию - всюду
рана»; «Менталитет - зеркало нации»; «Проблемы национального взаимодействия»; Тренинг
«Эмпатия - основа благоприятного общения». Коллективное творческое дело
«Общение без границ». Викторина «Культура отношений».

9
класс

1.
Культура мира. Классные часы: «Человек - созидающий или разрушающий»; «Грани сходства»;
«Диалог культур»; Коллективное творческое дело «Мировое соглашение».

2.
«Помни, что ты человек!» Классные часы: «Жизнь дана на добрые дала»; «Возведем
мосты, разрушим стены»; «Кодекс мира». Праздник «Будем вместе дружить».
Викторина по правам человека «Имею право». Безусловно основу целенаправленной работы
по воспитанию толерантности должна составлять организация совместной
деятельности и общения детей, где проявляется и формируется толерантность
ребенка. Этой проблеме будет посвящена статья в следующем номере журнала
«Ярославский педагогический вестник».
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.