Реферат по предмету "История"


Земская реформа XIX века

/>Содержание
Введение… 3
1. Предпосылки Земской реформы… 7
1.1. Состояние местногохозяйства и управления в 40—60-е годы XIX века… 7
2.1. Значение революционнойситуации и отмены крепостного права для проведения Земской реформы… 13
2. Земская реформа 1864 года… 20
2.1. Основные положения иособенности реформы… 20
2.2. Общественная оценкареформы… 25
3. Историческое значениеЗемской реформы… 29
Заключение… 31
Список использованныхисточников и литературы… 33
Введение
Конституция Российской Федерации (1993 года) признала и гарантировалаправо граждан России на местное самоуправление. Таким образом, завершился“виток истории” и, будем надеяться, развитие местного самоуправления в нашейстране будет проходить поступательно и по восходящей. Для такого утвержденияесть основания и тема Земской реформы в наше время становится всё болееактуальной.
Действительно, местное самоуправление относится к достижениям всегочеловечества. Усовершенствованное за сотни лет своего развития, впитавшее всебя опыт и исторические традиции, местное самоуправление стало неотъемлемойпринадлежностью повседневной жизни всех цивилизованных стан.
Местное самоуправление — самостоятельная и под свою ответственностьдеятельность населения по решению непосредственно или через органы местногосамоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, егоисторических и иных местных традиций. Так сегодня трактует этот институт властиобщероссийский закон.
С различными историческими периодами, в различных странах менялисьинтересы населения, формировались новые традиции, возникали новые вопросыместного значения, но непреходящим оставался главный интерес — благоприятныеусловия жизни человека.
Создание таких условий — водопровода и дорог, общественного транспорта иличной безопасности, и много другого — является целью местного самоуправления.
Каков бы ни был размер территории и численность населения государства,решать многие важнейшие для людей вопросы являлось и является проблемой для“центра”, как бы он не назывался — король или президент, правительство илипарламент.
Для решения любых вопросов — местных и общегосударственных — нужны, впервую очередь, денежные средства, которых всегда и везде бывает мало. Именноэти обстоятельства вынуждали правителей вводить или соглашаться на местноесамоуправление — передавая деньги, а точнее — право их зарабатывать ирасходовать на местах, что приводило к кардинальному изменению отношений междувластью и обществом.
Не была исключением и Россия, где первая наиболее последовательнаяобщегосударственная реформа местного — земского и городского — самоуправлениядатируется 1864 годом.
В России дворянам издавна было предоставлено право управлять своимиместными делами в каждой губернии самостоятельно, через выборных людей. У нихбыл свой опыт самоуправления и для них было ясно, что править местными деламивсех губерний из Петербурга одинаково нельзя, что чиновники не в состояниизнать все местные условия, что эти условия могут хорошо знать только местныелюди, из которых необходимо делать выбор “хороших хозяев” и только им можнопоручить общественные дела. А выбор этот могут сделать сами жители каждойгубернии и каждого уезда.
Но не только опыт сословного самоуправления “голосовал” за введениесамоуправления. На решение правительства оказал решающее, как нампредставляется, влияние налоговый фактор, который и был одной из основныхпричин введения местного самоуправления.
Распространение системы управления государственными крестьянами на всюстрану не решило бы главного и самого трудного для правительства вопроса — оземских сборах и повинностях.
Но дело не только и не столько в том, что были найдены новые объектыналогообложения или применены новые способы их исчисления. За этим, казалосьбы, заурядным фактом — налоги повышали всегда и везде — кроется целая цепьсобытий, которые играют немаловажную роль в историческом и экономическомразвитии России.
Основанием для размера налогообложения была принята ценность и доходностьимущества. Главным же, можно сказать — конечным результатом было осознаниенаселением одной непреложной истины: недвижимость — земля, дом, фабрика иличто-то иное — должна “работать” и приносить прибыль. Можно относиться к своейсобственности по принципу “пусть будет, как есть”, но налоги придется платить“как должно”.
Осознание налогоплательщиками этой простой в общем-то истины, а такжеизменение их хозяйственной психологии, причем за очень короткий срок,несомненно, следует отнести к положительным результатам деятельности земств. Крезультатам, на первый взгляд, незаметным, но сыгравшим значительную роль вэкономическом развитии страны. Применение новых методов хозяйствования, лучшееиспользование собственного имущества всем населением вело к увеличениюналогооблагаемой базы и, естественно, земских сборов.
Именно это и есть главные результаты самостоятельной и под своюответственность деятельности населения по решению местных вопросов.Самостоятельная деятельность заключалась в том, что земские учреждения самизарабатывали средства для решения своих — местных дел. Такая деятельность былане только самостоятельной, но и «под свою ответственность». С 1864 года земствопостепенно вводится в 34 губерниях европейской части России.
Вопрос о  причинах,  вызвавших  создание  земских учреждений, долгое времяне ставился как отдельная проблема. Общее признание в русской буржуазной наукеполучила мысль о том, что земская реформа была естественным следствием отменыкрепостного права и что те условия, которые привели к крестьянской реформе, вконечном счете определили и необ­ходимость реформы земской. Высказывалась идругая мысль, признававшая основной причиной введения земства сознаниенеобходимости коренного переустройства совершенно не­удовлетворительной системыуправления земскими повинно­стями. Так полагал земский деятель и публицист В.Ю. Скалон, так думал профессор К. Д. Кавелин, таково же было мнение Н. Н.Авинова[1].
Разумеется, признание непригодности дореформенных ме­стных учреждений иуправления земскими повинностями нельзя считать причиной переустройства их наначалах само­управления. Оно было распространено уже в начале Крым­ской войны,между тем земская реформа начала проводиться в 1864 году.
Значительный шаг вперед в объяснении вопроса делали Б. Б. Веселовский иН. И. Иорданский, поскольку они нахо­дили основную движущую пружину земскойреформы в от­мене крепостного права. Без сомнения, отмена крепостного правапредопределила возможность и необходимость всех дальнейших буржуазныхпреобразований, и все же не она была главной причиной введения земскихучреждений[2].
Из работ посвящённых вопросу Земской  реформы и земству можно особо выделитьтруды Гармизы В.В., Герасименко Г.А., Абрамова В.Ф[3].В них наиболее полно освящены вопросы причин и предпосылок Земской реформы,форм и методов проведения и реализации реформы, показана значимость Земскойреформы, подчёркнута роль земства.
Источники по данной теме можно разделить на следующие группы:
1) официальные документы общегосударственного и местного значений;
2) эпистолярные источники;
3) источники, относящиеся к периодической печати.
При написании данной работы была поставлена цель – проанализироватьсущность и значимость Земской реформы 1864 года.
Исходя из общей цели, были выделены конкретные задачи, на основаниикоторых строится содержание работы. К ним относятся:
 1) определение предпосылок реформы (при выделении состояния местногохозяйства и управления в 40-60-е гг. XIX в., анализе роли революционной ситуации и отмены крепостногоправа);
2)  анализ содержания Земской реформы 1864 г., что заключается вхарактеристики основных положений реформы и оценки её современниками;
3) определение исторической значимости реформы для России.
1. ПредпосылкиЗемской реформы1.1. Состояние местного хозяйства и управления в40—60-е годы XIX века
Устройство земского самоуправления вызывалось и определялосьпотребностями капиталистического развития страны, развития земледелия,промышленности, торговли, путей сооб­щения, ростом народонаселения.Экономическое развитие уве­личило старые потребности, выдвинуло новые. Оно усложни­лои умножило административные деда. Бюрократическая, чиновничья администрация,чуждая местным потребностям и  интересам, уже не могла в новых условиях растущего буржуазного хозяйства сколько-нибудь удовлетворительно обес­печить этипотребности. При наличии сравнительно развитой промышленности, сельскогохозяйства и торговли уже нельзя было мириться с отсутствием или непригодностьюпутей сообщения, систематическими неурожаями, низкой агрикультурой, падежамискота, почти сплошной неграмотностью населения.
Капитализм требовал серьезного улучшения местного хозяй­ства.
После отмены крепостного права развитие промышленно­сти и торговли несразу пошло в гору. Одной из причин этого были многочисленные недостатки ворганизации местного хо­зяйства. Между тем внутренний рынок после реформы 1861года начал расширяться. В. И. Ленин считал важней­шим условием развитиявнутреннего рынка разложение кре­стьянства на сельскохозяйственный пролетариати крестьян­скую буржуазию. С одной стороны, указывал Ленин, кре­стьяне-беднякии батраки меньше потребляют, но больше по­купают, а с другой стороны,крестьянская буржуазия создает внутренний рынок двояким путем: за счет средствпроизвод­ства — во-первых («рынок производительного потребления»), и за счетвозросшего личного потребления—во-вторых[4].
Меры для развития торговли и промышленности могли принимать толькоправительственные учреждения. Открытие ярмарок и торгов, учреждение фабрик изаводов, устройство пристаней и верфей всецело зависело от разрешения губерна­тораи губернского правления, а в известных случаях допускалось только с утверждениемцентральной власти. Выставки мануфактурных изделий и произведений сельскогохозяйства могли открываться только после утверждения министром внутренних делили министром государственных имуществ. Сбор сведений и предположений оразвитии местного хозяйства предоставлялся почти исключительно губернатору. Этаси­стема бюрократической опеки совершенно подавляла ча­стную инициативу ивызывала постоянные жалобы на затруд­нительные формальности и проволочки при возбужденииходатайств о заведении торговых или промышленных пред­приятий.
Успех всех мероприятий по развитию торговли и промыш­ленности зависелвсецело от губернских властей. Но прави­тельственные чиновники не торопилисьразрешать вопросы, связанные с торговлей и промыслами. Дальнейшее развитиехозяйства наталкивалось на косную и бездеятельную чинов­ничью среду.Создавалось противоречие между капиталисти­ческим развитием и тормозящим эторазвитие бюрократиче­ским аппаратом царского самодержавия. Передача местногохозяйственного управления из рук бюрократии в руки обще­ственных сил казаласьестественным выходом. Разумеется, ме­стное самоуправление при сохранениицаризма не могло лик­видировать это противоречие; оно могло лишь несколько егоослабить и разрядить напряженную обстановку.
Особенно большим препятствием дальнейшему капитали­стическому развитиюбыло негодное состояние путей сообще­ния. К концу 50-х и к началу б0-х годовпоявились новые до­роги  шоссе, но их эксплуатация была крайне затруднена из-заплохой организации дорожной повинности. К тому же не­редко дороги проводилисьбез всякого учета экономических потребностей местности.
Дороги находились на попечении уездной полиции и содер­жалисьнатуральной, повинностью крестьянского населения. По мере проведения новыхдорог тяжесть этой повинности для крестьян еще более увеличивалась.Естественно, что последние всеми способами уклонялись от подводной и дорожнойповин­ности и плохо ее исполняли.
Скверные дороги задерживали капиталистическое развитие, приносили прямые убыткикупцам и промышленникам, но местные правительственные власти были бессильнымиулуч­шить дорожное хозяйство. Комиссия, рассматривавшая отчет министерствапутей со­общения за 1862—1863 годы, пришла к заключению о совер­шеннойневозможности строительства шоссе на государствен­ный счет и о необходимостипередать это дело в руки местных земских учреждений[5].
Насколько отражалось негодное состояние дорожного хо­зяйства на торговлеи общем благосостоянии населения, вид­но из того, что в одно и то же время (всередине 50-х годов) четверть овса продавалась в степных губерниях за 20— 25коп. серебром, а в Петербурге или в Риге — за 4—5 руб. серебром, то есть в 20раз дороже. Кубическая сажень дров в лесных местах северной России стоила 30коп., а в Одес­се—30 руб[6].
Такая пестрота в ценах крайне затрудняла товарообмен. Тяжелыетранспортные условия вызывали вздорожание това­ров. При огромных пространствахРоссии и удаленности потребляющих центров от сырьевых, производственных районовулучшение путей сообщения становилось государственной необходимостью.Министерство внутренних дел было вынуждено признать, что «уездные дорожныекомиссии… ровно ничего не делают, за редкими исключениями»[7].
Неурожаи были постоянным бедствием в царской России, но в дореформеннуюэпоху они поражали сельское хозяйство особенно часто и в особенно широкихразмерах. Официальные цифры урожайности завышены и вообще произвольны. Единойгосударственной системы статистики в дореформенной России не было.
Подавляющее большинство современников не понимало связи голодовок скрепостническим землевладением и причи­ну низкого уровня земледелия видело вбюрократическом управлении. Местное самоуправление казалось им панацеей от всехзол. Это было понятной реакцией многих представи­телей господствующего классана бюрократический гнет Ни­колая I. Систематические неурожаи создавалибескормицу для скота. От голода и от эпидемий чумы, сибирской язвы, ящура,воспаления легких, оспы и других болезней падали ежегодно десятки и даже сотнитысяч голов скота.  Положение не улучшилось и после отмены крепостного права. Вотчете министерства внутренних дел Валуев приво­дил цифры падежей скота вначале 60-х годов. В докладе указывалось, что значительный падеж имел место в35 губер­ниях. Особенно поражали скот эпидемические заболевания — чума,сибирская язва. Валуев сообщал, что для изыскания мер против «поваль­ныхболезней скота был учрежден при министерстве внутрен­них дел особый комитет «обулучшении ветеринарной части». За 1861—1863 годы комитет, по словам министравнутренних дел, составил проекты о преобразовании ветеринарной части в империи,об улучшении ветеринарных училищ, о мерах к огра­ничению падежей. Однако Валуевне мог ничего сказать о ре­зультатах работы этого комитета. Проектысоставлялись, но падежи скота продолжались. Неурожаи и голодовки создалиположение, при котором продовольственный вопрос не сходил с повестки днязаседаний комитета министров.
Отчет министра внутренних дел Валуева за 1861, 1862 и 1863 годыпоказывает, в каком состоянии находилось продо­вольственное дело в этот период.Оказывается, что в сельских запасных магазинах в 1861 году содержалось 11899000че­твертей зерна, в 1862 году—11 160000 четвертей, в 1863 го­ду—11035000четвертей[8],то есть после отмены крепостного права происходит беспрерывное снижение общегоколичества запасного хлеба, причем это снижение в 1863 году в сравне­нии с 1861годом достигло 864000 четвертей. Валуев был вы­нужден признать, что помещики,из которых выбирались попечители запасных магазинов, обязанные так или иначепрокормить своих крестьян надо заботились о действитель­ном состоянии запасов.Были примеры, что не существовало не только хлеба, но и самих магазинов.
Дела по управлению народным продовольствием находи­лись частью в ведениигубернском комиссии народного продо­вольствия, частью у министерствагосударственных имуществ. К концу 50-х годов царское правительство быловынуждено признать полную непригодность всей продовольственной организации.
Признавая несостоятельность организации продовольствен­ного дела, министрвнутренних дел Валуев в своем докладе царю указывал на необходимость «коренных.преобразований» в этой области в соответствии с вводимым началомвсесословности и образованием земских учреждений.
Бедствия от неурожаев и голода, от падежей скота и пло­хих дорог дополнялисьеще одним постоянным злом — многочисленными и опустошительными пожарами.Средняя цифра  убытков от пожаров в губерниях составляла 10 миллионов рублей вгод. Для борьбы с пожарами в селениях особенно необходим был противопожарныйинвентарь, соответствующие инструкции, организация страхования от огня, нужнобыло распространение кирпичного и черепичного производства на местах. Царскоеправительство было не в силах удовлетворить все эти потребности.
В тяжелом состоянии находилось медицинское дело. Оно было. сосредоточенов двух ведомствах. Больницами в уездных и губернских городах ведали учрежденныееще во второй половине XVIII века приказы общественного призрения. В селах государственныхкрестьян медицинскую помощь должно было оказывать ведомство государственныхимуществ и уделов.
Население фактически не пользовалось медицинской помощью. Больницыприказов общественного призрения были организованы так скверно, что жители избегалипользоваться  ими; Только в особых случаях, при тяжелом ранении или отравлении,крестьяне обращались в больницы. Нередко в од­ном терапевтическом отделении«лечились» и заразные, и хи­рургические, и душевнобольные. Естественно, что больницы,как правило, пустовали.
Амбулаторная помощь в царской России в начале 60-х го­дов совершенноотсутствовала. Часто уезд обслуживал один врач — заведующий городскойбольницей. 
В результате почти повсеместного отсутствия медицинской помощи в царскойРоссии свирепствовали самые страшные за­болевания: чума, холера, оспа,сибирская язва, тиф, сифилис, дизентерия, «злая корча» (эпилепсия). Особенныеопустоше­ния приносили чума и холера. Чума появлялась неоднократно в южныхпричерноморских районах, в Бессарабии и на Кав­казе. Массовые заболевания чумойимели место в 1807, 1808, 1812, 1819, 1828, 1839, 1841, 1843 и в дальнейшиегоды.
Вследствие недостатка медицинской помощи, прежде всего при родах, числоумиравших в первый год младенцев состав­ляло третью часть общего количестваумиравших за год, тогда как в других странах смертность младенцев составлялачетвер­тую и пятую часть общего числа.
Такая смертность населения являлась серьезным препят­ствием для капиталистическогоразвития. Растущая промыш­ленность требовала многочисленных кадров  рабочейсилы, значительной резервной армии труда. Государству нужна быламногомиллионная армия, которой не угрожали бы по­вальные эпидемии. Запущенностьмедицинского дела была вопиющей, но царская бюрократия не была способначто-либо изменить в этом отношении.
Приказы общественного призрения влачили самое жалкое существование.
Весьма важным препятствием капиталистическому разви­тию страны, усилениювоенной и промышленной мощи госу­дарства была неграмотность широких масснаселения.
Капитализм не мог успешно развиваться при почти пого­ловной неграмотностисельского населения. Государство нуж­далось в сильной, дисциплинированной,хорошо обученной армии. Крымская война показала важность этого дела. Ново­бранцыиз крестьян из-за отсутствия элементарного образо­вания плохо осваивалисолдатское дело. Сколько-нибудь зна­чительный подъем сельского хозяйства былнемыслим без известного знакомства с данными агрономии и ветеринарии, безумения пользоваться сельскохозяйственными машинами, применять усовершенствованныеспособы обработки полей, выращивать лучшие породы скота, предупреждать егоэпиде­мии и т. д. Нельзя было успешно развивать промышленность, внедрять новыемашины при отсутствии элементарных техни­ческих знаний.
Распространение образования становилось очень важной потребностьюкапиталистического развития, тем более необ­ходимой после отмены крепостногоправа, когда крестьянство приобрело права и получило возможность заводитьторговые и промышленные предприятия, заключать всякого рода сделки, предъявлятьиски и т. д. Между тем даже само правитель­ство, как явствует из отчетаминистерства народного просве­щения за 1866 год, признавало,  что до введенияземских учреждений в России почти не было сельских школ .
Если при крепостном праве бывали случаи, когда отдель­ныепомещики-филантропы заводили школы для своих кре­стьян, то после отменыкрепостного права и этих школ не стало. Лишь в немногих селенияхгосударственных и удельных крестьян существовали сельские школы. Высочайшиеповеления и указы царского правительства об улучшении дела начального народногообразования оказыва­лись безуспешными. Царская бюрократия не могла удовле­творитьэту насущную потребность капиталистического разви­тия страны.
Более всего упреков и нареканий вызывала организация управления земскимиповинностями. Все земские повинности разделялись на денежные и натуральные.Денежные повинно­сти в свою очередь, по уставу 1851 года, подразделялись нагосударственные, губернские и частные (сословные). Дела по земским повинностямсоставляли: 1) определение их размера (составление сметы); 2) раскладкаденежных земских повин­ностей; 3) сбор и расходование денежных сумм; 4)отчетность по этим действиям.
На исполнение многочисленных местных (земских) нужд взимались такназываемые земские сборы. Они все время росли. За 45 лет, с 1814 по 1860 год,они увеличились почти в 6 раз. Вся тяжесть сборов ложилась исключительно наодних крестьян.
Кроме тяжелых земских сборов на плечи крестьян ложи­лись другие различныеповинности, исполнявшиеся натурой: исправление дорог, поставка подвод,снабжение квартирами войск. Натуральные повинности были тяжелейшей формойкрепостной зависимости эксплуатируемого населения России того времени. Управлениенатуральными повинностями находилось в ру­ках местной полиции — земскихисправников и становых при­ставов. Губернские учреждения не заботились о них, аполи­ция, занятая другими обязанностями, формально относилась к делу. Приисполнении натуральных повинностей господство­вал полный произвол местныхвластей. Никакой уравнительности в раскладке повинностей между уездами не суще­ствовало.
Таким образом, дореформенное уездное и губернское хозяйство и управлениенаходилось в. 40—60-х годах XIX века в совершенно расстроенном состоянии.Урожайность была низкой и не обнаруживала тенденция к подъему. Хлебные за­пасныемагазины почти везде были пусты, а продовольствен­ные капиталы расхищалисьпомещиками. Дороги и мосты в большинстве случаев были непригодны для езды.Частые и опустошительные пожары разоряли крестьян и приносили громадные убыткисостоятельным элементам. Стеснительные формальности и бюрократическая волокитамешали проявле­нию частной инициативы, заведению торговых и промышлен­ныхпредприятий, открытию ярмарок и базаров. Обороты ярмарочной торговли былинеудовлетворительны. Больницы содержались так, что «болез­ни в них усиливались,а не излечивались». Свирепствовали эпидемии. Смертность в отдельных местахпревышала рождае­мость. Сельские школы существовали только на бумаге. На­чальногообразования фактически не было.
Личный состав чиновников, на которых лежало управле­ние, был ниже всякойкритики. В историческом обзоре дея­тельности комитета министров сообщаетсямножество случаев жалоб населения на губернаторов, на злоупотребления чинов­ников,на медленное и неправильное, течение дел. Во всех гу­берниях лежали груды бумагс нерешенными вопросами. Состав губернаторов не улучшился и в царствование Але­ксандраII.
Крестьянская реформа устраняла главное препятствие стоявшее на путикапитализма, — крепостное право. Но оста­валось другое препятствие, с которымкапитализм не: мог ми­риться и устранение которого было исторической необходи­мостью,— сословное, бюрократическое уездное и губернское управление. До тех пор, покаоно целиком оставалось в руках царских чиновников и безвластных представителейдворянского сословия, ни о каком подъеме местного хозяйства не могло быть иречи. Передача его выборным представителям всех сословий являлась насущнойпотребностью капиталисти­ческого развития.2.1. Значение революционной ситуации и отменыкрепостного права для проведения Земской реформы
Потребность в создании органов местногосамоуправления вполне назрела, как выше показано, еще до отмены крепо­стногоправа. Но при его сохранении осуществление земской реформы было невозможно.Более 20 миллионов крепостных, лишенных гражданских прав, не могли приниматьучастие в каких бы то ни было общественных делах, даже непосред­ственнокасающихся их быта. Все государственные, централь­ные и местные учрежденияпокоились на основе крепостного права и были проникнуты сословным,крепостническим духом. В тех условиях, в которых жило крепостное население Рос­сии,даже ограниченное самоуправление было немыслимо.
С отменой крепостного права разрушался фундамент старого здания царскойадминистрации. Третья часть населения России получала известные гражданскиеправа, могла более легко вступать в буржуазные отношения, приобретала непо­средственныйинтерес к местным хозяйственным делам. Есте­ственно, что она должна былаполучить хотя бы некоторое право голоса в этих делах. Дальнейшее существованиесословных учреждений местного управления теряло всякий смысл.
Таким образом, только отмена крепостного права обеспе­чилавозможность проведения земской реформы и она же опре­делила безотлагательнуюнеобходимость этой реформы.
Непосредственная связь крестьянской реформы с рефор­мойместного управления сознавалась и в правительственных кругах. Но от сознаниянеобходимости преобразования местного управления до его осуществления, было ещёдалеко. Правительство не торопилось вводить земское, выборное от всех со­словийсамоуправление. На первых порах оно ограничилось образованием крестьянскихучреждений. Они были призваны для того, чтобы, создав видимостьсамостоятельного сельского управления, усилить зависимость крестьян от местнойадмини­страции и обеспечить исправное исполнение повинностей в пользу помещикови государства. Для этого были образованы сельские и волостные сходы, на которыхизбирались: сельский староста, сборщик податей, волостное правление, волостнойстаршина и волостной суд. Вопросы, которыми они занима­лись, касались, главнымобразом, отбывания всякого рода повинностей, раскладки и сбора податей. Этобыли сословные учреждения, созданные правительством с фискальной целью.Ограниченные в своей компетенции крестьянские учреждения находились в полнойзависимости от местной администрации и полиции.
Создавая так называемые мировые учреждения, самодер­жавиестремилось обеспечить «спокойное» проведение в жизнь крестьянской реформы винтересах государства и помещиков. Мировые посредники должны были содействоватьподписанию уставных грамот между помещиками и крестьянами. Это была их главнаяфункция. Кроме того, в их обязанности входило утверждение в должности выборныхлиц крестьянского управ­ления. Мировые посредники могли отменять постановлениякрестьянских сходов; они рассматривали всевозможные жа­лобы крестьян как надолжностных лиц, так и на помещиков.
В своей практической деятельности мировым посредникампервого призыва пришлось столкнуться со множеством вопро­сов, касавшихсяместного хозяйственного управления. Некото­рые из них содействовали устройствусельских школ, кредит­ных, ссудно-сберегательных товариществ, страхованию сель­скихстроений от огня и т. д. Эти и многие другие вопросы широко обсуждались насъездах мировых посредников, по­добно тому как они ставились потом в земскихсобраниях. Мировые посредники отражали интересы царского самодер­жавия ипомещичьего класса в целом. Но они были призваны вводить в жизнь буржуазную поее основному содержанию реформу. Поэтому в отдельных случаях им приходилосьвсту­пать в столкновение с наиболее рьяными крепостниками.
В обстановке массового революционного движения начала60-х годов мировые посредники по самому роду своей дея­тельности и условиям еедолжны были лавировать, а порою для видимости и принимать сторону крестьян. Этонужно бы­ло правительству в целях «умиротворения» сельского населе­ния,отвлечения крестьян от революционных выступлений. Этот «социальный заказ»самодержавия и старались выпол­нять мировые посредники так называемого «первогопризыва». Естественно, что некоторые из них навлекали на себя гневкрепостнически настроенного дворянства. Но и власти вскоре стали выражатьнедовольство мировыми посредниками. Изве­стная независимость их от бюрократиивызывала раздражение многих губернаторов, враждебно относившихся косуществлению реформ.
Характеризуя отдельные проявления революционной ситуа­ции конца 50-х —начала 60-х годов, В. И. Ленин указывал также и на «… коллективные отказы дворян— мировых посред­ников применять такое «Положение»...»[9].Институт мировых посредников, созданный царским самодержавием для прове­денияугодной ему реформы, но более или менее самостоятель­ный в своей деятельности, лишенныйбюрократического харак­тера, разрешавший вопросы местного хозяйственногозначения, имел в себе элементы тех учреждений, которые были созданы позднееземской реформой. Царская бюрократия не могла примириться с существованиемэтого института, претендовав­шего на независимость. Мировые посредники и ихсъезды не могли превратиться в органы земского самоуправления. После 1863 годадеятельность мировых посредников совершенно утратила былое значение.
Таким образом, отмена крепостного права, будучи важной предпосылкойсоздания земства, не могла автоматически привести к образованию земскихучреждений. Основной и ре­шающей причиной, вызвавшей эту реформу, былореволюцион­ное движение в стране.
Ленин подчеркивал обусловленность всякой более или ме­неесерьезной реформы, в условиях самодержавия и капита­лизма, революционнымдвижением. Реформу, проводимую господствующим классом, он всегда рассматривалкак побочный продукт революционной борьбы.
Крестьянская реформа оказалась недостаточной уступ­кой— она не внесла успокоения, а вызвала новый взрыв воз­мущения народа. Лишивкрестьян лучшей части их земельных наделов, оставив их в сущности подчиненнымипомещикам, крестьянская реформа породила волну народных восстаний. Отсюданеобходимость новых реформ, новых уступок.
Царское правительство не по доброй воле опубликовалозакон о земских учреждениях. Для него это была вынужден­ная уступка, уступка, спомощью которой предполагалось укрепить самодержавие, уступка, вызваннаяреволюционным натиском.
В 1859 — 1861 годах в России сложилась обстановка,кото­рую В. И. Ленин характеризовал как революционную ситуацию. В статье «КрахII Интернационала» он указы­вал на три признака, определяющие революционнуюситуацию.
«I) Невозможность для господствующих классовсохранить в неизмененном виде свое господство; тот или иной кризис «верхов»,кризис политики господствующего класса, создаю­щий трещину, в которуюпрорывается недовольство и возму­щение угнетенных классов. Для наступленияреволюции обычно бывает недостаточно, чтобы „низы не хотели", а тре­буетсяеще, чтобы „верхи не могли" жить по-старому. 2) Обо­стрение, вышеобычного, нужды и бедствий угнетенных клас­сов. 3) Значительное повышение, всилу указанных причин, акгивности масс, в „мирную" эпоху дающих себяграбить спо­койно, а в бурные времена привлекаемых, как всей обстанов­койкризиса, так и самими, «верхами», к самостоятельному историческому выступлению»[10].
Все три признака были налицо в России в 1859—1861 го­дах. В работе«Гонители земства и Аннибалы либерализма» Ленин раскрыл сущность революционнойситуации, сложив­шейся тогда в России. Он указывал на оживление демократи­ческогодвижения в Европе, на брожение в Польше и недо­вольство царской власгью вФинляндии, на требование поли­тических реформ «всей печатью и всемдворянством», на рас­пространение по всей России «Колокола» и могучую пропо­ведьЧернышевского, «… умевшего и подцензурными статьями воспитывать настоящих революционеров»,на появление про­кламаций, возбуждение крестьян, студенческие беспорядки»[11].
Ленин обращал внимание также и на тот факт, что «самый сплоченный, самыйобразованный и наиболее привыкший к по­литической власти класс — дворянство»обнаружил стремле­ние ограничить самодержавную власть.
Крестьянские массы и революционные демократы, выра­жавшие их интересы,вели самоотверженную борьбу против крепостничества, помещиков и самодержавия.
В то же время в обстановке назревавшей революционной ситуацииобразованные и либерально настроенные предста­вители имущих классов, враждебныереволюции, стали все настойчивее выражать недовольство проводимой царем поли­тикойи требовать политики более гибкой и осторожной. Уже с начала царствованияАлександра II в большом ко­личестве распространялись рукописные записки скритикой государственного строя и проектами преобразований. Это было одно изпроявлений кризиса верхов. Недовольство охватило все дворянство и даже частьсанов­ной бюрократии.  Будущий министр внутренних дел, тогда курляндский губернатор,Валуев в своей «Думе русского» дал острую критику системы государственногоуправления, надеясь путем исправления «непорядков» сохранить и укрепить основыстарого порядка. Стремление дворянства к ограничению самодержавной вла­стинашло свое отражение в записке камергера Безобразова (1859), в записках графаОрлова-Давыдова и симбирского депутата Шидловского. Все трое высказывалитребование, чтобы дворянству было предоставлено право участвовать в центральномгосударственном управлении. Записка Безобра­зова была написана в резком,развязном тоне и привела Александра II в бешенство. Царь испещрил запискусвоими гневными замечаниями, а в конце приписал: «Он вполне убе­дил меня вжелании подобных ему учредить у нас олигархи­ческое правление»[12].Конституционные стремления дворянства с еще большей определенностью выявилисьпосле отмены крепостного права в постановлениях дворянских собраний.
Особую ненависть возбуждала к себе царская бюрократия. В этом отношениихарактерна записка известного впослед­ствии русского политического эмигрантакнязя П. В. Долго­рукова «О внутреннем состоянии России», написанная в нояб­ре1857 года[13].По-видимому, она произвела впечатление на выс­шие правительственные круги, ибобыла распространена в многочисленных копиях.   Записка начинается с восхвалениянового царствования. Долгоруков перечисляет «либеральные» мероприятия прави­тельства,а затем задается вопросом: почему же в стране гос­подствует всеобщеенедовольство? Причина, по его мнению, заключается в том, что «между царем инародом стоит дурная и злонамеренная администрация — легион воров, известныйпод названием бюрократии, который заслоняет народ от царя, а царя от народа, обманываети обкрадывает обоих».
Долгоруков полагал, что самодержавное устройство Рос­сии должно бытьсохранено, но административный строй не­обходимо изменить как можно скорее.
«… Необходимо спешить с переменами в устройстве адми­нистративном,—писал он,— потому что здание русской адми­нистрации ветхо и гнило; оноподточено растлением нравов и неуважением к закону, если не поспешитьпереустройкою его, то при первой сильной буре оно рухнет, разрушится и страш­наяреволюция разразится над Роосиею...»[14].Предложенный Долгоруковым план преобразования сво­дился к освобождению крестьянс землей за выкуп, к устрой­ству выборного, всесословного местногосамоуправления и к другим частичным изменениям административного строя. Запискуего пронизывает ненависть аристократа к бюрократии и страх перед грядущейреволюцией. В подобной оценке царской бюрократии сходились тогда многие.
Милютин признавал, что обстановка внутри страны нака­лена до предела, ноне считал положение правительства опас­ным на данной стадии. Предотвратитькризис, по его мнению, возможно, для этого нужны своевременные уступки. Осуще­ствлениевыборного начала для местной администрации должно было, по мнению Милютина,явиться такой «уступ­кой», которая привлечет к царскому правительству фронди­рующеедворянство, ослабит оппозицию и «обессилит крайние мнения».
Таковы были убеждения этого просвещенного царского бюрократа.
Позднее, в своей записке о земских учреждениях, поданной весной 1862 годав совет министров, при обсуждении там первоначального проекта земской реформыМилютин еще бо­лее отчетливо формулировал эту мысль, сравнивая земство с клапаномпаровой машины, через который будет уходить чрезмерно накопившийся в стране духнедовольства.
Добиваясь у правительства уступок, либеральные дворяне мечтали о таком«освобождении» России, которое сохранило бы и монархию, и землевладение, ивласть помещиков. Каки­ми бы резкими ни казались их требования реформ,бюрократическое царское правительство могло до поры до времени с этимитребованиями не считаться.
Действительную опасность для самодержавия представ­ляло только массовоереволюционное движение.
Крестьянская реформа 19 февраля 1861 г. не только не внесла никакогоуспокоения в массы народа, а напротив, вы­звала еще более широкое и ocтpoe возмущение крестьян, еще болееактивные формы классового протеста. Крестьянское движение в ответ на реформуприняло все­российский характер.
С весны 1861 года усилилось студенческое движение. В Петербурге и вМоскве происходили демонстрации студен­тов.
Жестокие кара­тельные меры царизма не приводили к успокоению. В усло­вияхреволюционной обстановки царизм не мог уже в неизме­ненном виде сохранить своегосподство. «Верхи» пережива­ли кризис и не могли более управлять по-старому.Для сохра­нения власти царизма становилось недостаточно применение одних толькорепрессий. Наряду с репрессиями приходилось идти на уступки, на «безвредные длясамодержавия и для эксплуататорских классов реформы». Земская ре­форма и былауступкой самодержавия, отбитой у царизма революционным движением.
Создание выборного, всесословного местного самоуправле­ния былоисторически необходимой потребностью буржуазного развития страны. В условияхкрепостного права подобная ре­форма была неосуществима. Отмена крепостногоправа соз­давала необходимую предпосылку для проведения земской ре­формы, нопоскольку введение земства означало передачу ча­сти прав правительства местномунаселению, самодержавие не могло добровольно согласиться на такую уступку.Только революционная обстановка, грозившая привести к- революции, заставилацаризм пойти на введение земского само­управления.
«Итак, — писал Ленин, — земская реформа была однойизтехуступок, которые отбила у самодержавного правительства волна общественноговозбуждения и революционного на­тиска»[15].
2. Земскаяреформа 1864 года2.1. Основные положения и особенности реформы
1 января 1864 года было принято «Положение о губернских и уездных земскихучреждениях». Его предполагалось ввести в 33 губерниях, а в дальнейшемраспространить действие Положения на Архангельскую и Астраханскую губернии, 9западных губерний, Прибалтийскую, Бессарабскую области, Царство Польское.
Все места, ведавшие до 1864 года делами о земских повинностях,общественном призрении, народном продовольствии (квартирные комитеты, дорожныекомиссии, комиссии народного продовольствия, больничные советы), упразднялись.Из ведения дворянского самоуправления изымались все дела, относящиеся кместному хозяйству губерний и уездов.
В систему земских учреждений входили:
—   Земскиеизбирательные съезды, задача которых ограничивалась избранием один раз втри года земских гласных (т.е. выборных членов городских собраний);
—   Земские собрания;
—   Земские управы.
1. Земские избирательные съезды являлись первым элементом системыземских учреждений. Система земского представительства основывалась на принципевсесословности. Выборы в земские учреждения проводились на трех избирательныхсъездах – от трех избирательных курий. Курии были следующие:
курия уездных землевладельцев – состояла в основном издворян-помещиков. Право голоса на съезде уездных землевладельцев получалиобладатели земельного ценза, ценза недвижимости или определенного годовогооборота капитала. Земельный ценз устанавливался отдельно для каждой губернии взависимости от состояния помещичьего землевладения. Например, во Владимирскойгубернии он составлял 250 десятин, в Вологодской – 250-800 десятин, вМосковской – 200 десятин. Ценз недвижимости и годовой оборот капиталаустанавливались размером в 15 и 6 тысяч соответственно. Уездные землевладельцыс меньшим цензом участвовали в выборах через уполномоченных;
городская курия – в ней участвовали лица с купеческимисвидетельствами, владельцы торгово-промышленных заведений с оборотом не менее 6тысяч рублей в год и определенным объемом недвижимости;
сельская курия – в ней не был установлен имущественный ценз, нобыла введена система трехступенчатых выборов: крестьяне, собравшиеся наволостной сход, назначали своих выборщиков и посылали их на собрание, котороеизбирало земских гласных (в уездное земское собрание).
Единственный из трех съездов – крестьянский – носил чисто сословныйхарактер, что лишало возможности участия в нем лиц, не входящих в составсельского общества, прежде всего сельской интеллигенции.
На съездах уездных землевладельцев и городских избирательных съездах могливыбирать гласных только от «своих», в то время как сельским выборщикамразрешалось выбирать от себя в качестве гласных и землевладельцев, неучаствовавших в этой курии, и местных священнослужителей.  Лишены былиизбирательного права лица моложе 25 лет; лица, находящиеся под уголовнымследствием или судом; опороченные по суду или общественному приговору;иностранцы, не присягнувшие на подданство России.
2. Земские собрания – второй элемент системы земских учреждений.Земские собрания формировались на избирательных съездах. Земское собраниеизбиралось один раз в три года, собиралось регулярно раз в гол, но есливозникали чрезвычайные обстоятельства, то чаще. Председателем земскогособрания, как правило, становился предводитель дворянства. Уездные земскиесобрания находились в определенной зависимости от губернских и  самостоятельнорешали следующие вопросы:
ü  раскладка внутриуезда государственных и губернских сборов, которая была возложена законом илираспоряжением правительства на уездные учреждения;
ü  составлениепредварительных предположений для губернских смет о размерах и способахисполнения в уезде повинностей, отнесенных к разряду губернских, представлениеозначенных предположений в губернское земское собрание;
ü  предоставлениегубернским земским учреждениям местных сведений и заключений по предметамхозяйства;
ü  разрешение наоткрытие торгов и базаров;
ü  отнесение проселочныхи полевых дорог в разряд уездных, а также уездных дорог в разряд проселочных,изменение направления уездных земских дорог;
ü  содержаниебечевников, представление через начальника губернии ходатайств об отнесении поуважительным причинам содержания бечевников за счет казны;
ü  местные распоряженияи надзор по указаниям губернской управы в пределах уезда по устройствугубернских путей сообщения, по исполнению потребностей сообщения и взаимномустрахованию; представление губернскому земскому собранию отчета осоответствующих действиях.
К исключительной компетенции губернских земских учреждений относилось:
ü  разделение на уездныеи губернские: земских зданий, сооружений, путей сообщения, повинностей,заведений общественного призрения, а также изменения в этом разделении;
ü  дела об открытииновых ярмарок и о перенесении или изменении сроков существующих;
ü  дела об открытииновых пристаней на судоходных реках и о перенесении уже существующих;
ü  представление черезначальника губернии ходатайств о перенесении по уважительным причинам земскихдорожных сооружений в разряд государственных;
ü  дела по взаимномуземскому страхованию имущества от огня;
ü  раскладка междууездами сумм государственных сборов, возложенная на земские учреждения позакону или особому высочайшей властью утвержденному распоряжению правительства;
ü  рассмотрение иразрешение затруднений, могущих встретиться в утверждении смет и раскладок    уездных сборов;
ü  рассмотрение жалоб надействия земских управ.
Положение 1864 года не содержало четкого определения функций земств.Основной их задачей считалось упорядочение выполнения земских повинностей. Встатье 2 Положения содержался перечень занятий для земств, в принципевозможных, но не всегда обязательных. К ним относились:
ü  заведованиеимуществом, капиталами и денежными сборами земства, земскими благотворительнымизаведениями;
ü  попечение «о развитиинародного продовольствия», местной торговли и промышленности;
ü  управление взаимнымземским страхованием имущества;
ü  участие в попечении онародном образовании и народном здравии (в хозяйственном отношении);
ü  раскладкагосударственных денежных сборов, разверстка которых возложена на земство;
ü  взимание ирасходование местных сборов.
3. Земские управы были исполнительными органами  земскихучреждений. Их личный состав избирался на первом заседании земского собраниянового созыва. Чиновники местных казенных палат, уездных казначейств, лицадуховного звания были лишены этого права.
Губернская управа состояла из 6 членов и председателя, выбиралась на тригода. Кандидатура председателя губернской управы утверждалась министромвнутренних дел.
Уездная управа состояла из председателя и двух членов, кандидатурапредседателя утверждалась губернатором.
В обязанность управ входило выполнение распоряжений земских собраний.Кроме того их обязанности включали:
ü  составлениегубернских смет, раскладок и отчетов;
ü  подготовка нужных собраниюсведений и заключений;
ü  надзор запоступлением земских доходов и расходованием земских сумм;
ü  представление в судеинтересов земства по имущественным делам;
ü  распоряжение сразрешения губернатора о своевременном созыве и об открытии земских собраний.
В обязанности губернских управ входило еще и рассмотрение жалоб науездные управы, а также образование канцелярий при них.
Важным принципом деятельности управ была гласность. Положение 1864 годапредусматривало,   что все сметы, раскладки, отчеты управ, а также результатыревизий печатаются для всеобщего сведения в «Губернских ведомостях». До 1866года материалы собраний и управ печатались без предварительной цензуры, заисключением постановлений, нуждавшихся в утверждении губернатора.
В 1867 году был принят закон, запрещавший любые сношение между земствамиразных губерний, даже по общим делам управления. Все печатные издания былиподчинены цензуре губернатора. Было установлено, что отчеты земских управдолжны печататься с разрешения губернатора и в количестве, не превышающем числогласных.   Таким образом, местное население полностью утратило возможностьконтролировать деятельность земских учреждений. Складывались ситуации, когдавновь избранные в собрании гласные не могли ознакомиться с тем, как работали ихпредшественники. 
Правительство, опасаясь влияния земских учреждений, ограничило ихкомпетенцию узким кругом чисто хозяйствен­ных дел, из пределов которых земства неимели права выходить. Отделив хозяйственную область от общей админи­страции,правительство раздробило местное управление между различными коронными иземскими учреждениями, что пагубно отражалось на всем ходе местнойдеятельности. Часто одна и та же область местных дел была в ведении различныхинстанций. Земства могли, например, нанять помещение для школы и взять на себяее содержание, но не имели права, по закону, руководить обучением в этой школе,не могли состав­лять программы, контролировать учебно-воспитательный про­цесс,так как это считалось функцией государственных органов.
Несмотря на эти ограничения и столь надежный состав земских учреждений,правительство, предоставив им заботу о местном хозяйстве, лишило ихсамостоятельности даже в указанных пределах. Земские учреждения не имели своихисполнительных   органов, не обладали   принудительной властью; они должны былидействовать только через поли­цию. Они были лишены права общаться друг сдругом, были  поставлены под строгую опеку и контроль губернатора и ми­нистравнутренних дел, которые могли приостановить любое постановление земскихсобраний.
Но и в таком урезанном виде земства внушали опасение самодержавию.Поэтому земская реформа была введена не одновременно и не повсеместно. Введениеземских учреждений началось с февраля 1865 года и растянулось на длительныйсрок. К концу 70-х годов земства были введены только в 35 губерниях Российскойимперии.
«Итак,— писал В. И. Ленин,— земство с самого начала было осуждено на то,чтобы быть пятым колесом в телеге русского государственного управления,колесом, допускаемым бюрократией лишь постольку, поскольку ее всевластие не на­рушалось,а роль депутатов от населения ограничивалась го­лой практикой, простымтехническим исполнением круга за­дач, очерченных все тем же чиновничеством»[16].
2.2. Общественная оценка реформы
Как был встречен новый закон?
Революционные демократы дали ему резко отрицательную оценку. Онисовершенно правильно и вполне последовательно в духе своих революционныхвзглядов отказывались призна­вать в Положении о земских учрежденияхдействительное самоуправление.
«Новые Положения, — писал А. И. Герцен, — до такой сте­пенимизерны, неискренни, скудны, сшиты на живую нитку из французских лохмотьев,сбивчивы, жалки, тощи, пусты, что удивили самого г. Каткова»[17].
Резкой критике подверг земскую реформу и Н. П. Огарев. В трех статьях«Колокола» он дал обстоятельный разбор По­ложения о земских учреждениях.Народу, — писал он, — нуж­на земля и воля. «Землю при освобожденииправительство у народа урезало. Волю оно заменяет положением о земскихучреждениях». Но нельзя, полагал Огарев, составить закон о местномсамоуправлении без всякого участия выборных от земства в его разработке.«Подобная бюрократическая вы­думка никого не удовлетворит… И эту штукуразными просе­лочными, газетными дорогами хотят нам выдать за нечто вро­де конституции!»[18].
Огарев указывал на стеснение самостоятельности земских учрежденийгубернаторским контролем, утверждением предсе­дателя уездной и губернскойуправы губернатором и мини­стром внутренних дел, обязательным председательствомв зем­ских собраниях предводителей дворянства.
Огарев указывал на противоречия в статьях закона о зем­ских учреждениях,из которых одна исключала другую. Со­поставляя эти противоречивые статьи, онпришел к выводу, что в них преобладают те, которые направлены против само­управления,и что в результате осуществления закона земские учреждения не смогутдействовать самостоятельно. Противоречивые статьи Положения, как доказывалОгарев, и качественно настолько не равносильны, что совершенно подчиняют праваземства правительственному произволу, так что в пользу земских учрежденийостаются только статьи, не имеющие значения, и «… Положение» является неучреждением новой гражданской свободы в России, а учреждением, которое сделаноради тщеславия, чтобы удивить Европу правительст­венным либерализмом. Деятельностьземских учреждений будет, по мнению Ога­рева, равна нулю. Все их распоряжения иисполнение этих распоряжений не выйдут из произвола центральной и местнойправительственной администрации.
Но Огарев находил в земстве и положительные элементы. Земство, по егомнению, возбуждает в обществе потребность развивать выборное начало,прирожденное русскому уму. Оно дает некоторую возможность протеста противправительствен­ного произвола. Протест против произвола и выборное начало будутрасти, требуя преобразования «нулевых» земских учреж­дений в областныезаконодательные собрания, требуя замены губернаторской власти и чиновничестваисполнительной вла­стью областных управ так, чтобы и законодательная и испол­нительнаявласть — были власти, основанные на общественном выборном начале, а не наадминистративном произволе.
Огарев советовал воспользоваться земскими учреждениями как зародышем, изкоторого может развиться в дальнейшем настоящая конституция.
Подцензурные передовые журналы, издававшиеся в Рос­сии, не могливысказать свое отношение к земству столь от­кровенно, как это сделали Герцен иОгарев в заграничной вольной русской печати. «Современник» ограничился переда­чейсодержания Положения о земских учреждениях, воздерживаясь от всяких к немукомментариев. «Русское слово» от­казывалось решать в положительном смысле вопросо том, привьются ли к жизни новые учреждения. Это будет зависеть от того,писало «Русское слово», в какое отношение поставит себя к земствуадминистративная власть и насколько окажется способным гимн общество овладетьтеми правами, которые ему даны.,
В революционно-демократической художественной лите­ратуре 60-х годовтакже ярко отражалось отрицательное от­ношение к земской реформе. В написанномв Сибири «Про­логе» Н. Г. Чернышевский писал: «Все наши реформы, как произведенные,так и предстоящие — мишура, о которой и го­ворить не стоит». П. В. Успенскийвысмеивал попытки царской бюрократии преодолеть хозяйственный застой, бедностьи невежество сельского населения всякого рода культурнической деятельностью.Прежде чем заводить школы для крестьян, пи­сал он, следовало бы подумать об ихжелудках. В сатире «Но­вое по-старому» он осмеял земскую реформу, как чуждое на­родудело, искусно обнажив перед читателем помещичью при­роду земства. «Без полногоразрушения невозможно возрождение»3,— писал Н. В. Успенский[19].
Совершенно противоположную оценку встретила земская реформа у буржуазныхлибералов. В статье «По поводу губерн­ских и уездных земских учреждений» К. Д.Кавелин привет­ствовал новый закон как «событие громадной важности»,составляющее «эпоху в развитии русской общественной жиз­ни». «Указ 1 января1864 года, — писал он, — одна из самых светлых точек в современном русскомзаконодательстве… Это семя, из которого, при благоприятных обстоятельствах,может со временем развиться многоветвистое дерево», — славосло­вил этот типичныйпредставитель буржуазного либерализма по адресу правительства.
Кавелин отказывался от какой бы то ни было критики новогозакона. «Мы убеждены, что сделано все, что нужно, и больше делать неследовало… Мы считаем Положение 1 ян­варя одним из самых обдуманных,выношенных, зрелых и со­знательных плодов того направления, в котором теперьдви­гается наша жизнь и наше законодательство»[20].
Военный министр Д. Милютин, резко критиковавшийпроект правительства за сохранение сословного начала и куриальную структуруизбирательной системы, когда появился закон о земских учреждениях, подчеркнул всвоих записках благоже­лательное отношение к нему общества и выразил своеудовле­творение этой реформой, видя в ней школу будущего представительногоуправления.
Несколько более умеренную позицию в оценке земских учреждений занялКатков, проект которого не получил признания даже дворянского общества,напуганного революционным движением. В номере 9-м «Московских ведо­мостей»(1864) он писал: «Учреждения, создаваемые под влиянием каких бы то ни былоформул, взятых не из жизни, поражают бесплодием существующие силы и порождаютсилы фальшивые, от которых добра не бывает». Свою критику Кат­ков не решился,однако, прямо отнести к Положению о земских учреждениях, предоставляя этосделать читателю. Проводя заключительную черту под статьей, он объявил о выходенового закона, заявив при этом, что обсуждать его «было бы и неуместно», таккак только жизнь будет для него пробой. Но в № 11 своей газеты Катков счелнужным расшар­каться перед правительством. Он заявил, что земство имеет«особенную важность» не своими учреждениями, а всесослов­ным началом, накотором оно построено[21].
И. Аксаков не питал преувеличенных надежд в связи с появлением новогозакона. 21 января 1864 года он писал: «Земские учреждения реши­тельно непроизводят никакого впечатления. Общество как-то оскорблено темипредосторожностями, какими обставлен этот дар — довольно скудный»[22].Но тот же Аксаков воздал в пе­чати хвалу усердию составителей закона,поблагодарив правительство «за уничтожение юридических и сословных перего­родок…и за уравнение прав крестьян и помещиков».
В общем, либералы, забыв о своих недавних претензиях и спорах, принялиПоложение о земских учреждениях с пол­ным удовлетворением. Такое изменение в ихотношении к земской реформе объясняется классовой природой либера­лизма. В. И.Ленин писал, что либералы боятся движения масс и последовательной демократиибольше, чем реакции. Пока революционное, демократическое движение представлялоопасность, они требовали реформ, разрабатывали проекты, вы­носили на своихсобраниях осуждающие правительство поста­новления, подавали царю адреса. Ностоило реакции временно победить, как успокоенные ничтожной уступкой либералына­чали наперебой благовестить самодержавию.
3.Историческое значение Земской реформы
Без сомнения, земства сыграли выдающуюся роль в поднятии культурногоуровня русской деревни в распространении гра­мотности среди крестьян. Не менеевелика и роль земства в развитии здравоохранения в Европейской России. Земскиеболь­ницы были открыты для всех слоев крестьянства, до этого прак­тическилишенного какой бы то ни было медицинской помощи. Самоотверженный труд врачей,которые часто отказывались от выгодной столичной практики, чтобы лечитькрестьян в провин­циальном захолустье, — тема особого исследования.
Менее результативными были экономические мероприятия земства. «Едва линайдется, — справедливо писал Б. Б. Веселовский, — какая-либо другая областьземской деятельности, столь богатая всевозможными начинаниями и вместе с темстрадав­шая до последнего времени такой поразительной бессистем­ностью, какобласть экономических мероприятий»[23].В основе этих мероприятий лежал аграрный вопрос. В 1880 г. голод, резкоеухудшение экономи­ческого положения крестьян большинства губерний европейскойчасти страны поставили аграрный вопрос как центральный на очередной сессииземских собраний.
Широкое распространение в земствах получила организация мелкогопоземельного кредита для содействия сельским общи­нам в покупке и аренде земли.Многие земства организовывали ссудосберегательные товарищества, кустарныеартели, выдава­ли продовольственные и денежные пособия голодающим кресть­янам,ходатайствовали о понижении платимых крестьянами вы­купных платежей, о заменеподушной подати всесословным подоходным   налогом, о содействии переселениюкрестьян… Но все эти меры не в состоянии были коренным образом облег­читьположение деревни. Определенную роль здесь, конечно, сыграла нехватка земскихсредств (источники поступления ко­торых, как указывалось выше, былиограничены), но главное, на наш взгляд, все же заключалось не в этом. За редкимисклю­чением даже самые либерально настроенные земские деятели были помещиками,которым претила сама мысль о переделе земель или, как выразился один из идеологоврусского либера­лизма К. Д. Кавелин, о «поощрении крестьянского землевладе­нияза счет крупного». Тем не менее, не следует сбрасывать со счетов и эту сферудеятельности земства. Особенно хотелось бы сказать о земской статистике,благодаря которой впервые было проведено детальное обследование русскойдеревни, охватившее 4,5 млн крестьянских дворов.
Деятельность земских учреждений в России не ограничива­лась толькокультурно-хозяйственными вопросами. Они стремились играть роль и в политическойжизни страны. По своей при­роде новые органы местного всесословногосамоуправления не­избежно тяготели к центральному самоуправлению, к парла­ментскимформам государственного устройства. Поэтому в рам­ках земства в России возниклов пореформенный период оппо­зиционное самодержавию политическое течение,получившее в исторической литературе название земского либерального движения.Американский журналист Джордж Кеннан, несколько раз посетивший Россию, посвятилрусским либералам специаль­ный очерк, в котором, в частности, писал:«Единственный базис, на который они могли опереться, был тот, который давалсясамим учреждением земств, так как они, будучи членами законом утвержденнойкорпорации, были призваны правительством в качестве уполномоченных от на­селения»[24].И действительно, русские либералы верили, что  за упорядочением местногосамоуправления и весь государственный строй подвергнется преобразованию иправительство призовет земских представителей на более важ­ные посты в областиправительственной деятельности.
История земского либерализма — это составная часть исто­рии российскоголиберализма. Стоит сосредоточить внимание на первом выступлении земства наполитической арене, которое относится к концу 1870-х годов. Именно в этотпериод наметились основные пункты политической программы земского либерализма:расширение сферы деятельности земства посредством передачи ему адми­нистративно-политическихфункций на местах и распростране­ния принципов самоуправления на верхние этажигосударствен­ного устройства России, а также обеспечение элементарныхгражданских свобод — личности, слова, печати, собраний и т. д.
 
Заключение
В первой половине XIX века сформировались социально-политическиепредпосылки для буржуазных  реформ в России. Крепостное право сдерживалоразвитие рынка и крестьянского предпринимательства.
Местное управление в дореформенный период строилось в полном соответствиис системой крепостнического хозяйствования. Центральной фигурой в нем оставалсяпомещик, сосредоточивший в своих руках экономическую, политическую иадминистративно-судебную власть над своими крестьянами.
Дореформенная система местного самоуправления отражала преимущественно интересы дворянско-помещичьего класса. Преобладал принцип бюрократизма ицентрализма, не учитывающий нужд местного населения.
Проведение крестьянской реформы потребовало неотложной  перестройкисистемы местного управления. Главная цель правительства была сосредоточить какможно больше полномочий в руках дворян-помещиков.
Данная земская реформа не сформировала стройной и централизованнойсистемы.
В ходе ее реализации не было создано  органа, возглавляющего икоординирующего работу всех земств.
Реформа не создала также и низшего звена, которое могло бы замкнутьсистему земских учреждений – волостного земства. Попытки многих земскихсобраний на своих первых сессиях поставить этот вопрос были пресеченыправительством. Не решившись сделать земства исключительно дворянскимучреждением, правительство законодательным путем все же внедрило в руководствоземств представителей этого сословия: председателями земских собраний сталипредводители  губернского и уездного дворянства.
Отсутствие достаточных  материальных средств и собственногоисполнительного аппарата усиливало зависимость земств от правительственныхорганов.
Все же земствам удалось внести значительный вклад в развитие местногохозяйства, промышленности, средств связи, системы здравоохранения и народногопросвещения.
Земства стали своеобразной политической школой, через которую прошлимногие представители либерального и демократического общественных направлений.В этом плане земскую реформу можно оценивать как буржуазную по своему характеру.
Реформы, проведённые Александром II, были серьёзным политическим шагом,позволившим значительно ускорить темпы экономического развития России и сделатьпервые   шаги по пути демократизации политической жизни общества. Однако этирешения были половинчатыми как по объективным  причинам (невозможность мгновенного внедрения развитых капиталистических форм в экономику и политику), так и по  субъективным (боязнь ослабления самодержавной власти).
Буржуазные реформы60-70-х годов не  могли  быть  решительными и   последовательными  потому, чтогосподствующим классом было феодальное дворянство,  мало заинтересованное  вбуржуазных преобразованиях и своей замене.
Списокиспользованных источников и литературы
1.   Абрамов В.Ф. Российское земство: экономика, финансы, культура. М., НИКА,1996.
2.   Буржуазные реформы в России второй половины XIX в. Воронеж, Изд-во Воронежского ун-та, 1988.
3.   Быстренко В.И. История государственного управления и самоуправления вРоссии: учебное пособие. – М., Инфра-М; Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ, 1997.
4.   Великие реформы в России. 1856-1874/ Под ред. Л.Г. Захаровой и др. М.,Изд-во МГУ, 1992.
5.   Гармиза В.В. Подготовка земской реформы 1864 года. М., Изд-во МГУ, 1957.
6.   Герасименко Г.А. Земское управление в России. М., Наука, 1990.
7.   Ленин В.И. Полн. собр. соч. тт. 4, 5, 21, 26.
8.   России: История XIX века.М., Новь, 1998.
9.   Российское законодательство. М., 1985.
10.  ТатищевС.С. Император Александр II: Его жизнь и царствование.М., Чарли, Алгоритм, 1996.
11.  ЧернухаВ.Г. Внутренняя политика царизма с середины 50-х до начала 80-х годов XIX в./ Под ред. Р. Ганелина. Л.,Наука, 1978.
12.  ЭйдельманН.Я. Революция сверху в России. М., Книга Б.Г., 1989.
13.  ЯковлевА.И. Александр II и его эпоха. М., Знание, 1992.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.