«Высота планки» при постановке учебных целей как один
из факторов успешности обучения
Липчанская Мария Анатольевна, педагог кафедры
естествознания ЦДО «Эйдос»
Здорово,
когда у человека есть возможность все жизненно важные решения принимать самому.
Однако в жизни, особенно в жизни ребенка, такая возможность выпадает редко.
Гораздо чаще мы сталкиваемся с ситуациями, когда собственные планы и потребности
человек вынужден согласовывать с целями, поставленными перед ним извне. В
системе образования такими «извне задаваемыми целями» являются Государственные
стандарты, политика школы, методические предпочтения и планы педагога и т.д., и
т.п.
В
связи с этим возникает вопрос: как влияет «высота планки», поставленной перед
ребенком в извне заданных целях, на успешность его обучения?
Я
считаю, что при соблюдении определенных условий, только «высокие» (т.е.
представляющие субъективную трудность) цели способны обеспечить качественные
изменения в развитии учащихся и педагогов.
Что
же это за условия?
Первое:
субъект, ставящий цели, отвечает и за создание условий для их достижения.
Например,
если государство поставило перед системой среднего образования цель –
формирование у выпускников информационной культуры, то государство же должно
позаботиться об обеспечении школ необходимой для этого техникой и другими
ресурсами (методическими, материальными).
Учитель,
который поставил цель сформировать определенный навык у 100% учащихся класса,
должен быть готов организовать работу с учетом индивидуальных особенностей
каждого из этих 100% детей.
Ученик,
решивший получить в школе определенный статус (стать отличником, победить в
интеллектуальном или творческом конкурсе) тем самым берет на себя обязательства
отдавать учебе больше времени и сил, чем те, кто довольствуется
удовлетворительными оценками.
Второе:
учитель должен быть готов по ходу работы вносить коррективы в свою
деятельность. Такая необходимость появляется, когда цели учителя кажутся
ученикам слишком трудными, а желание преодолевать трудности у них не возникает.
Для разрешения подобной конфликтной ситуации надо согласовать извне задаваемые
цели с целями ученика. В принципе, это можно сделать несколькими способами.
Первый
– снижение требований (снижение планки).
При
таком подходе легко дойти (и многие доходят!) до абсурда, когда деятельность
учителя сводится к созданию тотальной «ситуации успеха», которая, вообще-то,
должна играть не образовательную, а мотивационную роль, т.е. придавать детям
силы, которые нужны для того, чтобы без страха приступить к освоению нового
сложного материала.
Такой
подход «усыпляет» и детей, и учителя, а в будущем чреват жестокими
разочарованиями – появлением отличников, сдающих на тройки ЕГЭ, выпускников
вузов, которые не могут устроиться на работу, т.к. работодателей не устраивает
их квалификация, и т.п.
Второй
вариант поведения – игнорирование проблемы (игнорирование факта, что у детей
есть свои потребности, отличные от потребностей педагога).
Это
вообще педагогический тупик. Если в предыдущем случае до поры до времени
сохраняется хотя бы психологический комфорт, то при игнорировании проблемы
конфликта интересов у детей не будет ни знаний, ни хороших человеческих
отношений с учителем.
Тем
не менее, к большому сожалению, такие ситуации случаются: иногда приходится
сталкиваться с педагогами, которые всю ответственность за результаты обучения
готовы сложить на учащихся, и искренне полагают, что они «… не виноваты, что в
классе учатся одни лодыри и тупицы…».
По
сути, это вообще не рассуждения педагога.
И,
наконец, вариант номер три – попытка изменить ситуацию (разрешить конфликт) без
внесения существенных корректив в цели. Что же тогда менять?
Во-первых,
методику работы с материалом.
В
изменении методики можно выделить следующие конкретные направления работы:
1.
Детализация алгоритмов выполнения заданий; предоставление образцов и примеров
выполнения заданий, в том числе творческих. При этом образцы творческих работ
служат не для формирования стереотипного подхода к работе (хотя такой риск
есть), а для оказания психологической поддержки нерешительным учащимся –
наличие образцов доказывает, что задание выполнимо и к нему можно найти свой
подход.
2.
Уточнение и расширение списка критериев оценки творческих работ. При этом
происходит «озвучивание» тех критериев, которые учитель раньше не осознавал, но
учитывал при выставлении оценки (и такое бывает!). Эта работа дает результаты,
полезные и для ученика, и для учителя. Учителю она позволяет отрефлексировать
свою деятельность, уточнить какие-то методические особенности работы с
материалом. Ученик, изучив критерии, по которым его будут оценивать, сможет
увидеть, о чем вообще можно размышлять и на что обращать внимание, выполняя
работу.
3.
Увеличение количества способов представления материала, расширение списков
основной и дополнительной литературы. Пожалуй, этот пункт даже не нуждается в
комментариях. Понятно, что представление одного и того же материала несколькими
способами повышает эффективность его донесения до детей с различными ведущими
репрезентативными системами, разными типами мышления и памяти.
Второй
важный момент работы – это психологический настрой учащихся на достойную
встречу трудностей. Здесь можно выделить несколько моментов.
1.
Необходимо объяснить детям, что наличие трудностей – это нормально, и это
признак того, что ребенок занимается действительно серьезной работой.
В
качестве иллюстрации того, как можно построить подобный разговор с ребенком,
приведем два фрагмента беседы научного руководителя с учениками, приступающими
к работе над научным проектом.
Вариант
первый – относительно спокойный и сдержанный:
«Вообще-то,
научная работа – это не детское дело. Более того, эта деятельность не по плечу
и многим взрослым. И я уважаю вас за то, что вы решились посвятить свое время и
силы столь серьезному и нелегкому делу. Уверена, что вы достойно отреагируете
на те трудности и проблемы, которые время от времени будут перед вами
возникать, и никакие временные неудачи не заставят вас отказаться от начатого
дела. Со своей стороны могу обещать, что не оставлю вас без помощи и поддержки,
за которой вы всегда можете обратиться».
Вариант
второй – более экстремальный:
«По
моим расчетам, вы не должны понимать примерно 70% из всего, что я вам говорю,
поэтому я абсолютно спокойно отреагирую на ситуацию, в которой вы будете
обращаться за дополнительными разъяснениями по поводу 70% инструкций и заданий.
Более того, отсутствие такого количества вопросов заставит меня думать, что вы
не понимаете вообще ничего, и к тому же не пытаетесь разобраться в возникших
проблемах. Так что имейте в виду: я очень жду, что вы будете спрашивать меня
обо всем, что кажется вам непонятным в работе, так часто, как это вам
понадобится. Кстати, необходимость самим формулировать вопросы поможет вам
быстрее разобраться в материале и включиться в работу…»
Практика
показывает, что подобные беседы, проводимые время от времени, придают детям
силы и уверенность в том, что ситуация под контролем, и все возникающие у них
проблемы вполне разрешимы.
2.
Иногда возникает необходимость в коррекции самооценки ребенка.
Сегодня
это очень большая проблема. Нравственным воспитанием подростков в массовой
школе часто никто не занимается, и в результате психологические новообразования
подросткового возраста (стремление к взрослости, к лидерству) становятся не
ступенькой к психологической зрелости, а именно новообразованиями – «раковыми
опухолями», постепенно разрушающими личность. Итог – огромное количество детей
с патологически завышенной самооценкой.
Необходимо
объяснять детям, что желание всегда и везде «ездить на белом коне», болезненное
отношение к малейшим неудачам никого не красит. По-настоящему сильный человек
должен уметь и падать, и вставать после падения.
Ребенок
с завышенной самооценкой нацелен не на решение проблемы, а на поддержание
своего безупречного имиджа. И если поддержание имиджа требует не связываться с
трудно достигаемыми целями, то ребенок сделает все от него зависящее, чтобы
избавиться от необходимости двигаться к этим целям.
3.
Для нерешительных, робких детей важную роль может сыграть демонстрация примеров
работ, выполненных их предшественниками, изучавшими данный предмет в прошлом
учебном году, или раньше. Знакомство с творчеством ровесников позволит детям
лично убедиться, что проблемы решаемы, и, возможно, вдохновит их на собственные
трудовые подвиги.
Сотрудничество
учителя и учащихся при достижении учебных целей – это многогранное и сложное
явление. Мы рассмотрели лишь один из его аспектов – коррекцию деятельности
учителя, обеспечивающую достижение учениками целей, представляющих для них
субъективную трудность.
Предложенные
подходы, конечно, не обеспечивают 100%-ного решения проблемы, однако они
позволяют значительно увеличить процент учащихся, достигающих в учебе определенных
успехов.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://eidos.ru/