Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Психофизиологическое состояние учеников пятых классов в динамике учебного года

Психофизиологическое
состояние учеников пятых классов,
обучающихся по гимназической и общеобразовательной программе в динамике учебного
года.

Фуксина Т.Н., Новоселова Е.И.

В последние годы наблюдается тенденция снижения здоровья
детей, занимающихся в школе с дифференцированным обучением (Александрова и др.,
1994) , что усугубляется на фоне гиподинамии, значительного нервно-эмоционального
напряжения и неблагоприятной экологической обстановки, которая в первую очередь
влияет на психофизиологические характеристики (Медведев и др.,1998). Сердечно-сосудистая
система является наиболее реактивной системой организма, реагирующей на небла- гоприятные
воздействия. Она обеспечивает приспособление к различным условиям и находится в
тесной взаимосвязи с психологическими показателями (Блинова и др., 1994): возбудимость,
доминантность, беспечность, самоконтроль, напряженность, которые в свою очередь
влияют на адаптационные реакции (Березин, 1988). Важным фактором, изменяющим функциональное
состояние организма школьников, с которым сталкиваются ученики при переходе из младшей
школы в среднюю, являются новые формы обучения. Поэтому, целью наших исследований
явилось сравнительное изучение функционального состояния организма и личностных
особенностей пятиклассников гимназического и общеобразовательного классов в динамике
учебного года. Было обследовано 50 "условно здоровых" учеников 10-12 лет
школы-гимназии № 61 г Уфы. Регистрировались одномоментно артериальное давление
(в мм. рт. ст.): систолическое (САД) и диастолическое (ДАД), частота сердечных сокращений
(ЧСС, уд/мин), измерялись рост (см) и вес (кг). Рассчитывались: минутный объем крови
(МОК, мл), индекс напряженности миокарда (ИНМ), коэффициент экономичности и адаптационный
потенциал системы кровообращения (КЭК и АП) (Антропова, 2000), коэффициент выносливости
(КВ), вегетативный индекс Кердо (ВИК). Личностные особенности оценивались по тесту
Кеттела (Рогов Е. И., 1999). Обследование показало, что у учеников гимназического
класса, выявлены, по сравнению со школьниками, обучающимися по обычной программе,
достоверно более высокие показатели САД, ДАД, ИНМ, АП, ВИК в течение всего года
(табл. 1). Максимальные значения артериального давления, АП, ИНМ, КЭК, ЧСС, ВИК
в обоих классах зафиксированы в феврале и обнаружена тенденция к повышению их в
течение учебного года. Аналогичные данные по этим же показателям были получены для
детей 10-12 лет М.В. Антроповой (2000) и А.А. Айдаралиевым с сотр. (1988), и, по
их мнению это является показателем роста нервно-психического напряжения, может характеризовать
наступление состояния утомления и более напряженную работу сердечно-сосудистой системы
школьников в середине учебного года. ЧСС меняется раньше, чем наступает процесс
утомления и является информативным показателем в анализе состояния организма (Агаджанян
Н.А., 1997). В наших исследованиях в динамике учебного года она достоверно повышается
к февралю, а к маю достоверно понижается. Стойкое повышение ДАД, наблюдаемое нами
при обследовании в течение всего года, свидетельствует о большей гиподинамии и вызывает
наклонность к системному спазму мелких сосудов (Калюжная, 1973). Достоверное понижение
значений МОК к концу года можно рассматривать как проявление принципа экономичности
системы кровообращения (Тимощук Г. И и др., 1995). Функциональная проба выявляет
резервные возможности организма, вызывая сдвиг в артериальном давлении, и характер
сдвига является информативным показателем в оценке состояния сердечно-сосудистой
системы. Максимальное время восстановления ЧСС, артериального давления в обеих группах
было зафиксировано в начале учебного года, что характеризует напряженное состояние
организма в период вхождения в учебный процесс. Об этом так же свидетельствует наибольший
% УП в сентябре месяце (табл. 1).



Расчет ВИК показал выраженную активацию симпатического
отдела ВНС в течение учебного. Наибольший уровень симпатикотониии выявлен в феврале.
Достоверных различий в показателях деятельности центральной гемодинамики между мальчиками
и девочками одного класса обнаружено не было. Преобладающими чертами личности у
пятиклассников являются добросовестность, открытость, ответственность, дружелюбие,
высокие мыслительные способности (рис. 1).



Психологическое обследование, проведенное со школьниками
показало, что в общеобразовательном классе ребята более жизнерадостны, ответственны,
ранимы, менее эмоционально устойчивы. К концу года у них повышается возбудимость,
импульсивность и напряженность, доминантность достигает максимума в феврале и к
концу года снижается. В гимназическом классе в течение года наблюдается снижение
мягкосердечности и рост импульсивности. Наивысший уровень невротизации у учеников
обоих классов отмечается в феврале. Выявлены достоверные взаимосвязи (при р
0,05) между уровнем невротизации в пределах нормы и ВИК (r = 0,5) в сентябре, КВ
(r = -0,6), КЭК(r = -0,6), АП (r = -0,5) в мае; интеллекта с САД (r = 0,6), ЧСС
(r = -0,5), КВ (r = 0,7), КЭК (r = -0,6) в мае; мягкосердечности с САД (r =
-0,5), ИНМ (r = -0,5), КЭК(r = -0,6) в сентябре и МОК (r = 0,7) в мае; силы Я с
ДАД (r = -0,5) и ВИК (r = 0,5) в феврале. В начале и середине учебного года корреляционных
взаимосвязей выявлено меньше, чем в конце. Таким образом в динамике учебного года
наблюдается рост напряжения функционального состояния сердечно-сосудистой системы
в обеих группах с максимальными показателями в феврале. Организм детей, обучающихся
в гимназическом классе функционирует напряженнее. Выявлены различия в личностных
характеристиках между учащимися гимназического и общеобразовательного классов. В
обеих группах выявлена зависимость большего количества показателей состояния сердечно-сосудистой
системы от личностных особенностей к концу учебного года.
Список литературы

1. Айдаралиев А. А., Баевский Р. М., Барсеньева А. П. И
др. Комплексная оценка функциональных резервов организма. Фрунзе, 1988, с. 11.

2. Агаджанян Н. А., Руженкова Ю И., Старшинов В.П., Ермакова
Н В., Куцов Г.М., Радыш И.В. Особенности адаптации сердечно-сосудистой системы юношеского
организма..//Физиология человека, 1997, т. 23, № 1,с. 93-97.).

3. Александрова Л.А., Кругликова О.С., Симзяева Е.Н. Особенности
физического развития и сердечно-сосудистой системы школьниц и студенток с отклонениями
в состоянии здоровья. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции
с участием зарубежных ученых. 8-9 июня 2000г., г Бирск, С.72-75

4. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация
человека. - Л.: Наука. 1988. - 270.

5. Блинова Н.Г., Мирзаханова Р.М., Жуков Ю.В., Тарасова
О.Л., Ботин С.В., Шабашева С. Индивидуальные функциональные особенности детей младшего
школьного возраста в зависимости от гармоничности их физического развития. // Физиология
человека. 1994. Т.20. №5. С.46-50.

6. Калюжная Р. А. Физиология и патология сердечнососудистой
системы детей и подростков М., 1973. 325с

7. Медведев В.И. Взаимодействие физиологических и психологических
механизмов в процессе адаптации. // Физиология человека. 1998. Т. 24. №4. С.
7-13.

8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога:
Учебное пособие: в двух кн. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.
Кн. 1. С.26.

9. Тимощук Г. И., Мальцева Л. Н., Короткевич В. Н. Количественный
подход к оценке психофизиологического состояния здоровья учащихся гимназии. // Физиология
человека. Т. 21. № 1. 1995. С. 110-114.

Для подготовки данной работы были использованы материалы
с сайта http://www.bashedu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Статическое моделирование систем
Реферат Тактико-психологические приемы допросов
Реферат ХАССП критические контрольные точки
Реферат Активізація пізнавальної діяльності шляхом впровадження інтерактивних технологій
Реферат Компетентностно-ориентированные задачи в процессе обучения математике учащихся основной школы
Реферат Особливості міокардіальної ендотеліальної дисфункції та дисліпідемії при ішемічній хворобі серця
Реферат Автор – мифтахов зубаер Мударисович, (биолог) фотосинтетическая теория возникновения жизни
Реферат Графические редакторы (пакеты трехмерного моделирования)
Реферат Разработка эффективной системы энергоснабжения на основе возобновляемых источников энергии туристической
Реферат Понятие сплоченности коллектива. Эффективность взаимодействия руководителя с подчиненными
Реферат Управление "человеческим капиталом" в условиях спада деловой активности
Реферат Правила ведения переговоров
Реферат Бой у Мерзбаха
Реферат Маркетинговые стратегии
Реферат Субєкти аграрного права та їх класифікація