Реферат по предмету "Психология"


Исследование взаимосвязи агрессивности и самооценки юношей

ТЕМА
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ АГРЕССИВНОСТИ
И САМООЦЕНКИ ЮНОШЕЙ

Введение
Актуальностьисследования. В настоящее время изучение связи между агрессивностью какличностной особенностью и самооценкой в юношеском возрасте представляетсянаиболее перспективным.
Агрессивностькак свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта. У каждогочеловека существует свой оптимальный или желательный уровень агрессивности –это так называемая полезная агрессия, назначение которой является обеспечениебезопасности субъекта на личностном уровне.
Когда жеэтот уровень превышает оптимальный, можно говорить о появлении повышеннойагрессивности, что свидетельствует о недостаточной эмоциональнойприспособленности человека к тем или иным социальным ситуациям. У людей сданным уровнем агрессии формируется установочное отношение к себе как ксильному, умелому. В свою очередь это порождает общую установку на уверенностьв себе. Типичным проявлением заниженной самооценки является повышеннаяагрессивность, выражающаяся в склонности не испытывать беспокойство в самыхразных жизненных ситуациях. Очевидно, имеющие такую самооценку, находятся впостоянном психическом перенапряжении, которое выражается в состояниинапряженного ожидания неприятностей, нарастающей, несдерживаемой раздражительности,эмоциональной неустойчивости.
Изучениемданной проблемы занимались такие ученые как Бороздина Л.В., Румянцева Т.Г., 3.Фрейд, Д. Доллард, К. Лоренц, Л. Берковец, Д. Зиллманн, А. Басс, У. Джеймс идругие отечественные и зарубежные психологи. Для начала выясним, что же такоесамооценка и агрессивность.
Самооценка – оценка личностью самойсебя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядруличности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценкизависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность,требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценкавлияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие еголичности.
Самооценкатесно связана с уровнем притязаний человека, т.е. степени трудности целей,которые они ставят перед собой. Расхождение между притязаниями и реальнымивозможностями человека ведет к тому, что его поведение становится неадекватным(возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др.).
Агрессивность– устойчивая черта личности, проявляющаяся в деструктивном поведении,противоречащим нормам и правилам сосуществования людей в обществе.
Данныекачества личности, мы исследовали у студентов. Юношеское «Я» еще не определено,расплывчато, оно нередко переживает как смутное беспокойство или ощущениевнутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растет потребностьв общении и одновременно повышается его избирательность, потребность вуединении.
Цельисследования: изучитьвзаимосвязь агрессивности и самооценки у юношей.
Задачиисследования:
1. Изучить состояние исследуемойпроблемы в теоретических источниках.
2.Рассмотреть сущность, виды и особенности агрессивности и самооценки в юношескомвозрасте.
3.Провести экспериментальное исследование.
4. Анализи интерпретация результатов практического исследования.
Гипотеза привысоком уровне агрессивности у юношей наблюдается заниженная самооценка.
Объектисследования: студентыюношеского возраста колледжа.
Предметисследования: связьмежду агрессивностью как личностной особенностью, и самооценкой студентовюношеского возраста.
Теоретическаязначимость работы состоит в том. Что нами была рассмотрена проблема взаимосвязиагрессивности и самооценки в юношеском возрасте с счетом имеющихся данных впсихологической литературе.
Практическаязначимость работы состоит в том, что полученные результаты экспериментальногоисследования могут быть использованы педагогами, психологами при работе состудентами средних специальных учебных заведений.
Структураработы состоит из введения, одной теоретической главы, одной практическойглавы, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Глава 1.Теоретические аспекты проблемы взаимосвязи агрессивности и самооценки вюношеском возрасте
1.1 Психологияагрессии: виды, компоненты, основные теоретические подходы
Проблема агрессивностиявляется предмет большого числа психологических работ: как у нас в стране, таки за рубежом. К настоящему времени различными авторами предложено множествоопределений агрессий.
Вобыденном сознании «агрессия» ассоциируется со множествомразнообразных действий, которые нарушают физическую или психологическуюцелостность другого человека (или группы людей), наносят ему материальный ущерб,препятствуют осуществлению его намерений, противодействуют его интересам или жеведут к его уничтожению (Хекхаузен, 1986). С позиции науки можно выделитьнесколько определений понятия «агрессия», охватывающих почти всестороны изучения этого конструкта на сегодняшний день:
• агрессияпонимается как акт присвоения, насильственного овладения материальными илиидеальными объектами (в т.ч. властью над другими людьми). В рамках этогопредст0вления о человеке судят как об агрессивном, если он имеет стремление клидерству и власти.
• в рамкахповеденческого подхода (сюда относят и представителей фрустрационного направления– Бервовита, Фишбаха) можно выделить два определения согласно одному из них,предложенному Бассом (Buss, 1961),агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другимлюдям. Второе определение содержит следующее положение (Feshbach, 1964 и др.): чтобы действия былипризнаны агрессивными, они должны включать в себя намерения обиды иоскорбления;
• Зиллманн(Zillmann, 1979) понимает агрессию только какпопытку нанесения другим телесных или физических повреждений. Он считает, чтоагрессия обусловлена возбуждением, т.е. состоянием, которое можно наблюдать(1983);
• большинствомзападных специалистов в области социальных наук принимается следующе5_определение:«Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление илипричинение вреда другому живому существу, не желающему подобногообращения» (Бэрон, Ричардсон, 1997, стр.26);
• вотечественной психологии, наряду с вышеперечисленными составляющими понятия«агрессия» (такими как намерение обиды и оскорбления, ущерб и др.),включается также и социальный аспект. Ниже представлены два определения, вкоторых делается попытка охватить все сферы проявления агрессии:
а) агрессия– целенаправленное разрушительное, наступательное поведение, нарушающее нормы иправила сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения(одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям ивызывающее у них психический дискомфорт, отрицательные переживания состояниястраха, напряженности, подавленности (Семенюк, 1991; Ениколопов, 1994);
б) агрессия(агрессивность) – системное социально-психологическое свойство, котороеформируется в процессе социализации человека и которое описывается тремягруппами факторов: субъективными (внутриличностными, характеризующимипсихологическую деятельность агрессора), объективными (характеризующими степеньразрушения объекта и причинения ему вреда) и социально-нормативными, оценочнымифакторами, такими как морально-этические нормы или уголовный кодекс.
Обагрессии говорят тогда, когда совершаются определенные действия, причиняющиеущерб кому — или чему-либо, а об агрессивности – в случае готовности индивида ктаким действиям, которую обусловливает восприятие и интерпретация поведениядругого соответствующим образом, т.е. агрессивность понимается как свойстволичности (Реан, 1996).
Такимобразом, анализируя все приведенные определения можно констатировать что,во-первых, агрессия понимается и очень узко (как нанесение другим повреждений),и очень широко, не различаясь с агрессивностью («системное социально-психологическоесвойство»); во вторых, нет единого знаменателя: существует несколько группподходов, где понимание агрессии, зачастую совершенно различно; в-третьих (какследствие), слабо разработана методическая база.
Различныеисследователи выделяют следующие виды агрессии.
АрнольдБасс описал агрессию на основании трех шкал: физическая вербальная, активная — пассивная,прямая-  непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые,на его взгляд, подпадает большинство агрессивных действий.
Он же, атакже Фишбах и Хартуп (Buss,1961; Fechbach, 1964 и др.) выделяют еще два видаагрессии: враждебную и инструментальную. Враждебная (гневная) агрессияосуществляется с целью нанесения вреда или страдания объекту нападения.Инструментальная агрессия – эти действие, которое является средством достиженияопределенной цели.
Джорж иКоти (1987) предложили использовать термин «реактивная» и«проактивная» агрессия. Реактивная агрессия предполагает возмездие в ответ наосознанную угрозу. Проактивная агрессия, как и инструментальная, порождаетповедение (например, принуждение, влияние, запугивание), направленное наполучение определенного позитивного результата для агрессора (Бэрон, Ричардсон,1997).
Многиеавторы, как было указано выше, разводят понятия «агрессии» какспецифической формы поведения человека и «агрессивности» какпсихического свойства личности. Агрессия рассматривается как процесс(действие), агрессивность – как некоторая структура (Ениколопов, 1994).
В литературе, посвященной изучениюагрессии, часто указывают на состояние враждебности, которое может служитьимпульсом к возникновению агрессивного поведения. Враждебность всегданаправлена на определенный объект. Она выражается чувством возмущения, обиды иподозрительности. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередколюди могут находиться во враждебных и даже антагонистических отношениях, однаконикакой агрессивности не проявлять. Бывает и агрессивность без враждебности,когда обижают людей, к которым никаких чувств не питают.
Агрессиюрассматривают не только как поведение, но и как психическое состояние, выделяяего познавательный, эмоциональный и волевой компоненты (Семенък, 1991).
Познавательныйкомпонент заключается в ориентировке, которая требует понимание ситуация,нахождения объекта для нападения и идентификации своих наступательных средств.Некоторые психологи считают основным возмутителем агрессии угрозу, полагая, чтопоследняя вызывает стресс, а агрессия является уже реакцией на стресс. Однакодалеко не всякая угроза вызывает агрессивное состояние, а с другой стороны,отнюдь не всегда агрессивное состояние провоцируется угрозой (Семенюк, 1991).
Вэмоциональном компоненте агрессивного состояния выделяется гнев. Часто человек,на всех этапах агрессивного состояниям (при подготовке агрессии, в процессе ееосуществления, при оценке результатов) переживает сильную эмоцию гнева, иногдапринимающего форму аффекта, ярости. Но Эе всегда агрессия сопровождаетсягневом, и не всякий гнев приводит к агрессивности. Совсем неверно> было бысчитать каждый гнев провоцирующим агрессию. Существует «бессильный» гнев прифрустрации, когда нет никакой возможности снять барьер, стОяЉий на пути к цели.Так и тогда подростки переживают гнев по отношению к старшим, но этот гневагрессией даже в словесной форме не выражается (Семенюк, 1991).
Можновыделить несколько теоретических подходов к пониманию агрессии.
1. Психоаналитическийподход. Агрессия понимается в психоаналитической литературе очень широко. Онаможет включать в себя физическое или вербальное действие; сознательные илибессознательные желания напряженности, специфический тип психической энергии иидею инстинкта смерти. У З.Фрейда агрессия рассматривается как реакция наблокирование или разрушение либидозных импульсов; агрессивное поведение нетолько врожденное, берущее начало из встроенного в человеке инстинкта смерти,но также и неизбежное, поскольку, если энергия Танатоса («влечения ксмерти») не будет обращена во вне, это вскоре Яриведет к разрушению самогоиндивидуума
Внешнеепроявление эмоций, сопровождающих агрессию, может вызвать разрядкуразрушительной энерги8 и, таким образом, уменьшить проявление более опасныхдейст2ий (В психотерапевтической практике это называется «входомгнева» («агрессии»)) (Фрейд, 1992).
Ккомпл5ксному, много аспектному, систематическому агрессивности С.Ф. Сиротки (1956)предполагает подойти через метапсихологию З. Фрейда, которая включает а себя топографический,динамический, структурный, гХнетичесКий, экономический и адаптивный подходы(Фрейд, 1991):
—   топогрРфическийподход в анализе агрессивности может быть выражен в качественной частнойоценке_содержания агрессивных фантазий, образов, реализованных в различногорода проекциях и В поведении, обусловленного этими проекциями;
—   динамическийподход позволяет выявлять фиксации влечений и их динамическую составляющую,раскрывать симптомы как: отражение судьбы влечений;
—   экономическийподхоД веОсит в оценку а3рессивностШ понимание путей реализации аффективногопотенциала и позволяет выстраивать вероятностную модель существования и путем агрессивныхреакций. Структурная оценка агрессивности, в той или иной мере, позволяет говоритьо структурной самоподчиненности форм проявления агрессивности, их взаимосвязидруг с другом, об их иерархической и функциональной специфичности.
—  генетическийподход к агрессивности дает возможность качественно определить травматическийсмысл переживаемых в настоящем агрессивных состояний.
—   адаптивныйподход включает классификацию нарушений поведения, состоящей их четырех субтипов:несоциалазированное, агрессивное поведение: социализированное
—    неагрессивное;социализированние, агрессивное; социализированное, неагрессивное.
Эволюционныйподход. В рамках одного из направлений данного подхода, а именноэтмлогич5ского, началом агрессии считается врожденный инст8нкт борьбы засуществование, который присутствует у людей так же, как и у всех других существ(Лоренц, 1994). К.Лоренц считал, что агрессивная энергия генерируется в организмеспонтанно, непрерывно, накапливаясь с течением времени. Развертывание явноагрессивных действий является совм5стмой функцией 1) количества накопленнойагрессивной энергии и 2) наличие стимулов, облегчающих разрядку агрессии.
Сторонникиэволюционного подхода есть и у нас в стране (Назаретян, 1995); в то же времяприсутствуют и критики, которые противопоставляют эволюционномуэтико-гуманистический подход (Реан, 1996). Агрессия – причинение вреда другомучеловеку – расценивается здесь как зло, как поведение, противоречащеепозитивной сущности людей. Отсутствие такой сущности – пагубно и должно бытьустранено, так как блокирует самоосуществление личности (Реан, 1996).
3. Фрустрационныйподход. Теория «фрустрации-агрессии» была предложена Доллардом ссоавторами (Dollard et al., 1939). Агрессия определялась ими как «акт»,целью которого является вред некоторой личности или объекту, а фрустрация – кактакое условие, которое возникает, когда целенаправленные реакции испытываютпомехи. Фрустрация всегда приводит к агрессии, а агрессия всегда являетсярезультатом фрустрации. Однако, проведенные экспериментальные исследования неустановили жесткой связи между фрустрацией и агрессией.
Наиболее значительным изменениям этатеория обязана Л. Берковицу (Berkowitz, 1962). Именно он ввел понятие «гнев» как эмоциональноевозбуждение в ответ на фрустрацию. Агрессия, по его мнению, не всегда бывает доминирующейреакцией на фрустрацию и при определенных условиях может быть подавлена. Вконцепцию «фрустрации-агрессии» он внес три существенные поправки:
а)фрустрация не обязательно реализуется в агрессивных действиях, но онастимулирует готовность к ним;
б) дажепри готовности агрессия не возникает без соответствующих посылов – средовыхстимулов, связанных с актуальными или предшествующими факторами, провоцирующимизлость, или с агрессией в целом;
в) выходиз окружающей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у индивидапривычку к подобным действиям (Berkowitz, 1962).
В болеепоздних работах Л. Берковиц подверг пересмотру положения своей теории, сделавакцент на эмоциональных и познавательных процессах. В соответствии с егомоделью образования новых когнитивных связей, фрустрация или другие агрессивныестимулы (боль, жара и т.д.) провоцирует агрессивные реакции путем образованиянегативного аффекта. В редакции 1989 года теория Л. Берковица гласит, чтопосылы к агрессии вовсе не являются обязательным условием для возникновенияагрессивной реакции (Бэрон, Ричардсон, 1997).
4. Теорияпереноса возбуждения Д. Зиллманна. По мнению данного автора агрессияобусловлена возбуждением, т.е. состоянием, которое можно наблюдать и измерять.Возбуждение имеет отношение к раздражению симпатической нервной системы, чтонаходит выражение в различных соматических реакциях, таких как учащение пульса,повышение артериального давления и т.п. Возбуждение от одного источника можетпереноситься (накладываться) на другой, тем самым усиливая или уменьшая силуэмоциональной реакции. В более поздних работах Д. Зиллманн (1988, 1990) утверждал,что возбуждение непосредственно взаимосвязано с познанием: оба компонентавлияют друг на друга. При очень высоких уровнях возбуждения снижениеспособности к познавательной деятельности может приводить, в том числе, кагрессивному поведению, т.к. дезинтеграция когнитивного процесса создаст помехуторможению агрессии. При умеренном возбуждении сложные когнитивные процессыбудут разворачиваться в направлении ослабления агрессивных реакций (Бэрон,Ричардсон, 1997).
5. Поведенческийподход. Его представителями являются А.Бандура и А. Басс.
СогласноА. Бандуре (Bandura, 1973) исчерпывающий анализповедения требует учета трех моментов:
1)способов усвоения агрессивных действий:
2)факторов, провоцирующих их появление;
3) условий,при которых они закрепляются.
Теориясоциального научения (часто рассматриваемую в рамках поведенческого подхода) А.Бандуры изучает агрессию как социальное поведение, включающее в себя действия,за которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннего научения (Bandura, 1973). Эмпирические данныесвидетельствуют о том, что наказание может способствовать как подавлениюагрессии, так и ее стимуляции, включая овладение формами агрессивных действий.
Одним изродоначальников поведенческого подхода является Арнольд Басс. С его точкизрения, фрустрация – это блокирование процесса инструментального поведения. Онвводит понятие «атака» – акта, доставляющего организму враждебныестимулы. При этом атака вызывает сильную агрессивную реакцию, а фрустрация –слабую (Buss, 1961). А. Басс указал на четырефактора, от которых зависит сила агрессивных привычек.
1. Частотаи интенсивность случаев, в которых индивид был атакован, фрустрирован,раздражен.
2. Частотадостижения успеха путем агрессии приводит к сильным атакующим привычкам. Успехможет переживаться внутри и вызывать резкое ослабление гнева; он может быть ивнешним, выражающимся в устранении какого-либо препятствия или достижениевознаграждения.
3.Культурные и субкультурные нормы, усваиваемые человеком могут облегчитьразвитие у него агрессивности.
4.Темперамент, т.е. характеристики поведения, которые появляются в начале жизни иостаются относительно неизменными. К переменным темперамента, влияющим наразвитие агрессивности, А. Басс относит импульсивность, интенсивность реакции,уровень активности и независимости. По мнению автора, независимость связана состремлением к самоуважению и защите от группового давления. Важным компонентомнезависимости является также и непослушание (Buss, 1961).
Агрессивностьи агрессивное поведение
Началоизучения психологических механизмов агрессивности связано с именем ЗигмундаФрейда, выделившего два фундаментальных инстинкта – инстинкт жизни (созидательноеначало в человеке, Эрос, проявляющееся, в частности, в сексуальном влечении) и инстинктсмерти (Танатос – начало разрушительное, с которым и связываетсяагрессивность). Отсюда и агрессивность как неотъемлемое свойство человеческойприроды. Накапливающаяся энергия «агрессивного драйва» время от времени должнаполучать «разрядку» во вспышках агрессивности (это психоаналитические теорииагрессивности). Психоаналитики считают, что для того, чтобы не произошлонеконтролируемого насилия, неконтролируемой реализации агрессивности, нужно,чтобы агрессивная энергия постоянно разряжалась (наблюдениями за жестокимидействиями, разрушением неодушевленных предметов, участием в спортивныхсостязаниях, достижением позиций доминирования, власти и пр.).
Естьтеория, которая уподобляет агрессивность человека агрессивности животных иобъясняет это чисто биологически – как средство выжить в борьбе с другимисуществами, как средство защиты и утверждения себя, своей жизни черезуничтожение или победу над соперником (это – логическая теория агрессивности).В этом смысле мужчина как активный защитник своей жизни (и жизни сородича)биологически запрограммирован на агрессивность. Таким образом, этологирассматривают агрессивное поведение человека как спонтанную врожденную реакцию.Эта точка зрения нашла свое выражение в работах К. Лоренца. Согласно Лоренцу,природа человеческой агрессивности инстинктивна, так же как и механизм,запрещающий умерщвлять себе подобных. Но Лоренц допускает возможность регуляциичеловеческой агрессивности и возлагает надежды на воспитание. Усилениеморальной ответственности людей за свое будущее. Но другие этологи считают, чтолюди при всем своем желании не могут осуществлять контроль над проявлениямисвоей агрессивности и поэтому войны, убийства, агрессивные стычки неизбежны. И,в конце концов, человечество погибнет от своей агрессивности в ядерной войне.
Наиболееизвестным представителем поведенческого подхода к агрессии является АрнольдБасс. Он определяет фрустрацию как блокирование процесса желательного поведенияи вводит понятие атаки – акта, поставляющего организму враждебные стимулы. Приэтом атака вызывает сильную агрессивную реакцию, а фрустрация – слабую. Бассуказал на ряд факторов, от которых зависит сила агрессивных привычек:
• частотаи интенсивность случаев, в которых человек был атакован, фрустрирован,раздражен. Люди, которые получали много гневных стимулов, будут с большейвероятностью реагировать агрессивно, чем те, которые получили меньше такихстимулов;
• частоедостижение успеха путем агрессии приводит к закреплению агрессивных привычек.Успех может быть внутренним (резкое ослабление гнева, удовлетворенность) либовнешним (устранение препятствия или достижение желаемой цели либовознаграждения). Выработавшаяся привычка к агрессии, атаке может делатьневозможным для человека различение ситуаций, в который нужна или не нужнаагрессия – он везде и всюду склонен реагировать агрессивно;
•культурные и субкультурные нормы, усваиваемые человеком, могут облегчитьразвитие у него агрессивности (с детства видит агрессивные мультики и фильмы,усваивает нормы агрессивности);
• влияеттемперамент человека: такие качества темперамента, как импульсивность,интенсивность реакций, уровень активности, провоцируют закрепление агрессивныхформ поведения и формирования агрессивности как черты личности;
•стремление к самоуважению, к защите от группового давления, стремление кнезависимости вызывает первоначально тенденцию к непослушанию, а затем,встречая сопротивления окружающих, провоцирует человека к проявлениюагрессивных форм поведения (8, стр. 400).
А. Бандураподчеркивал, что если человек с детства видит примеры агрессивного поведениялюдей, особенно родителей, то в силу подражания он обучается агрессивнымдействиям. Исследования показали, что агрессивные мальчики воспитывалисьродителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие – они могливести себя покорно дома, но по отношению к ровесникам и посторонним людямпроявляли больше агрессивности, чем их товарищи, у которых в семье была иная,мирная ситуация. Именно поэтому ряд исследователей считает физическое наказаниеребенка – моделью агрессивного поведения, передаваемого ребенку взрослыми.Наказание может быть эффективным только при соблюдении таких условий, какпозитивное отношение наказывающего к наказываемому и принятие наказываемым нормнаказывающего.
Фишбахвыделяет инструментальный вид агрессии, когда она используется в качествесредства достижения какой-либо цели, причем причинение ущерба не являетсяцелью, а лишь средством воздействия. Враждебная агрессия, по мнению Фишбаха,направлена на причинение боли и ущерба жертве, ее можно рассматривать вкачестве агрессии во имя агрессии.
Кнастоящему времени различными авторами предложено много определений агрессии:во-первых, под агрессией понимается сильная активность, стремление ксамоутверждению, внутренняя сила, дающая возможность человеку противостоятьвнешним силам (Ф. Аллан); во-вторых, под агрессией понимаются акты и реакциивраждебности, атаки, разрушения, проявления силы в попытке нанести вред илиущерб другому человеку, объекту или обществу (X. Дельгадо).
В настоящеевремя все больше утверждается представление об агрессии как мотивированныхвнешних действиях, нарушающих нормы и правила сосуществования, наносящих вред,причиняющих боль и страдание людям.
Не менеесущественно рассматривать агрессию не только как поведение, но и какпсихическое состояние, выделяя познавательный, эмоциональный и волевойкомпоненты. Познавательный компонент заключается в понимании ситуации какугрожающей, в видении объекта для нападения. Некоторые психологи, например,Лазарус, считают основным возбудителем агрессии угрозу, полагая, что угрозавызывает стресс, а агрессия уже является реакцией на стресс. Но далеко невсякая угроза вызывает агрессию, и не всегда агрессивное состояниепровоцируется угрозой.
Важен иэмоциональный компонент агрессивного состояния – здесь, прежде всего,выделяется гнев: часто при подготовке и в процессе осуществления агрессиичеловек испытывает сильную эмоцию гнева, ярости. Но не всегда агрессиясопровождается гневом и не всякий гнев приводит к агрессии. Эмоциональныепереживания недоброжелательности, злости, мстительности также частосопровождают агрессивные действия, но они далеко не всегда приводят к агрессии.Волевой компонент агрессивного действия четко выражен: присутствуетцелеустремленность, настойчивость, решимость, инициативность, смелость.
Агрессивность– свойство личности,заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств дляреализации своих целей. Агрессия – проявление агрессивности в деструктивныхдействиях, целью которых является нанесение вреда тому или иному лицу.Агрессивность у различных лиц может иметь различную степень выраженности -отпочти полного отсутствия до предельного развития. Вероятно, гармонически развитаяличность должна обладать определенной степенью агрессивностью. Потребностииндивидуально развития и общественной практики должны формировать в людяхспособность к устранению препятствий, а подчас и к физическому преодолениютого, что противодействует этому процессу. Полное отсутствие агрессивности приводитк податливости, неспособности занять активную жизненную позицию. Вместе с темчрезмерное развитие агрессивности по типу акцентуации начинает определять весьоблик личности, превращает ее в конфликтную, неспособную на социальнуюкооперацию, а в своей крайнем выражении является патологией (социальной иклинической): агрессия утрачивает рационально-избирательную направленность и становитсяпривычным способом поведения, проявляясь в неоправданной враждебности,злобности, жестокости, негативизме.
Агрессивныепроявления могут являться: 1) средством достижения определенной цели, 2)способом психологической разрядки, замещения блокированной потребности, 3)самоцелью, 4) способом удовлетворения потребности в самореализации исамоутверждении.
Такимобразом, агрессивность человека неоднородна, варьирует от слабой до крайнейстепени, различна по своей модальности и назначению. Можно выделить параметрыагрессивности различной модальности, отличающиеся: 1) интенсивностью агрессии,ее жестокостью; 2)направленностью на конкретное лицо либо вообще на всех людей;3) ситуативностью или устойчивостью агрессивных тенденций личности.
Разновидностиповедения с точки зрения агрессивности:
1)антиагрессивность –негативное отношение к любым агрессивным проявлениям человека, который всегдастарается примириться с людьми, считает для себя невозможным бить слабого,женщину, детей, калеку; в случае конфликта считает, что лучше уйти, стерпетьили обратиться в милицию, обороняется лишь при явном физическом нападении;
2) интринсивнаяагрессия, мотивированная удовлетворением, получаемым от выполненияусловно-агрессивной деятельности (игры, борьба, соревнования), не имеющая целипричинения вреда. Таким образом, спорт является социально приемлемой формойпроявления агрессивных тенденций человека, своеобразной разрядкой агрессии, атакже формой самоутверждения, повышение социального статуса и полученияматериальных благ (для профессиональных спортсменов);
3) агрессивностьнедифференцированная – несильное проявление агрессии, выражающееся в раздражительностии скандалах по любому поводу и с самыми различными людьми, во вспыльчивости,резкости, грубости. Но эти люди могут дойти до физической агрессии и дажепреступления на семейно-бытовой почве;
4) агрессивностьлокальная или импульсивная – агрессия проявляется, как непосредственная реакцияна ситуацию конфликта, человек может словесно оскорбить противника (вербальнаяагрессия), но допускает и физические средства агрессии, может ударить, избить ит.п. Степень общего раздражения выражена меньше, чем в предыдущем подтипе;
5) условная,инструментальная агрессия, связанная с самоутверждением, например вмальчишеской возне;
6) агрессивностьвраждебная – устойчивые эмоции злости, ненависти, зависти, человек своювраждебность проявляет открыто, но не стремится к столкновению сторон, реальнаяфизическая агрессия может быть и не очень выраженной. Ненависть может бытьнаправлена на конкретное лицо, посторонние незнакомые люди могут вызывать утакого человека раздражение и злобу без всякого повода. Возникает желаниеунизить другого человека, чувствуя к нему презрение и ненависть, но этимдобиться уважения окружающих. В драках хладнокровен, в случае победы вспоминаетдраку с удовольствием. Свою агрессию может вначале сдерживать, а потом мстит разнымиспособами: клеветой, интригами, физической агрессией). В случае перевеса сил ивероятности безнаказанности может дойти до убийства. В целом к людям относитсявраждебно;
7) инструментальнаяагрессия – для достижения какой-либо значимой цели;
8) жестокаяагрессия – насилие и агрессия как самоцель, агрессивные действия всегдапревышают действия противника, отличаются излишней жестокостью и особойзлостностью: минимальный повод и максимальная жестокость. Такие люди совершаютособо жестокие преступления;
9) психопатическаяагрессия – жестокая и часто бессмысленная агрессия, повторяющиеся акты агрессии(агрессивный психопат, «маньяк-убийца»);
10) агрессияпо мотиву групповой солидарности – агрессия ил даже убийство совершается вследствие стремленияследовать групповым традициям, утвердить себя в глазах своей группы, желаниеполучить одобрение своей группы, показать свою силу, решительность, бесстрашие.Этот вид агрессии часто проявляется в группах подростков;
11) сексуальнаяагрессия различной степени – от сексуальной грубости до изнасилования илисексуального издевательства и убийства. Фрейд писал, что сексуальностьбольшинства мужчин содержит в себе примесь агрессии, желания подчинять.Психологи констатировали, что выраженные компоненты агрессивности присутствуютв эротических фантазиях, а отчасти и в сексуальном поведении мужчин. Но естьгруппа мужчин, которые могут испытать сексуальное возбуждение и удовольствие вслучае действительной агрессии, насилия, избиения, унижения женщины.
1.2 Самооценка: сущность и уровень притязаний
Традиционно, в психологии,основателем изучения проблемы самооценки человека считается Уильям Джеймс. Всамооценке он видит только самодовольство субъекта или же, наоборот,недовольство собой. В его понимании самооценка является эмоциональным компонентом.
В настоящее время можно выделить триподхода к тому, чем является самооценка и как она представлена в самосознаниииндивида.
1. Самооценка является частьюконцепции «Я», обозначаемой как «эмоционально-ценностное»отношение к себе (Берне, 1986; Столин, 1983; Соколова, 1989; Wylie, 1979 и мн.др.). В рамках этогоподхода авторы, как правило, либо отождествляют самооценку сэмоционально-ценностным отношением (ЭЦО) к себе, либо определяют ее как частьЭЦО, часто отождествляя с самоуважением (Пантилеев, 1991). Такое представлениеявляется наиболее распространенным.
2. Самооценка понимается каккогнитивная подструктура (или схема), которая обобщает прошлый опыт личности иорганизует, структурирует новую информацию о «Я», т.е. фиксируетзнание субъекта о себе (Кон, 1978; Тульчинский, 1996). Самооценка – это образ«Я» субъекта.
3. Наименее распространенным являетсяподход, при котором самооценка не сводится ни к образу «Я», ни кэмоционально-ценностному отношению к себе. По мнению Л.В.Бороздиной (1992),самооценка отвечает на вопрос: чего стоит то, что Я имею? Что это значит?Самооценка — это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чемон обладает, но это не констатация имеющегося потенциала, а именно оценка его сточки зрения определенной системы ценностей. (6, с. 162).
Таким образом, до сих пор ни вотечественной, ни в зарубежной литературе нет общепринятого определения понятия«самооценка». В общем виде понятие самооценки можно сформулироватьтак:
Самооценка – это оценка личностью самой себя,своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей.Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она взначительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям.(15, с. 125).
Самооценка – ценность, значимость,которыми наделяет себя человек как целиком, так и отдельные стороны своейличности, деятельности, поведения. Основу самооценки составляет системаценностей индивида.
Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияяна поведение, развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Отражаястепень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, самооценка создаетоснову для восприятия собственного успеха или неуспеха, для уровня притязаний.
Различают общую и частную самооценку.Частной самооценкой будет, например, оценка каких-то деталей своей внешности,отдельных черт характера. В общей, или глобальной самооценке отражаетсяодобрение или неодобрение, которое переживает человек по отношению к самомусебе.
Человек может оценивать себяадекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения).Самооценка может быть высокой и низкой, различаться по степени устойчивости,самостоятельности, критичности (10, с. 55).
Достаточно высокая, устойчиваясамооценка (которая при необходимости может меняться под влиянием новойинформации, приобретенного опыта, оценок окружающих, смены критериев, и т.п.)является оптимальной для развития и для продуктивной деятельности. И наоборот,отрицательное влияние на человека оказывает как чрезмерно устойчивая негибкаясамооценка, так и сильно колеблющаяся, неустойчивая.
Самооценка формируется на базе оценококружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на основесоотношения реального и идеального представлений о себе.
Сохранение сформировавшейся,привычной самооценки становится для человека потребностью. С этим связан рядважных самооценочных феноменов, таких, как дискомфорт успеха или аффектнеадекватности (т.е. игнорирование факта своего неуспеха и стремление сохранитьсложившуюся высокую самооценку) (24, с. 86).
Процесс формирования глобальнойсамооценки противоречив и неравномерен. Это обусловлено тем, что частныеоценки, на основе которых формируется глобальная самооценка, могут находитьсяна разных уровнях устойчивости и адекватности. Кроме того, они могут по-разномувзаимодействовать между собой: быть согласованными, взаимно дополнять другдруга или противоречивыми, конфликтными. В глобальной самооценке отражаетсясущность личности (29, с. 254).
Итоговым измерением Я, формой существования глобальной самооценкиявляется самоуважение личности.
Самоуважение – устойчивая личностная черта, иподдержание его на определенном уровне составляет важную заботу личности.Самоуважение личности определяется отношением ее действительных достижений ктому, на что человек претендует, какие цели перед собой ставит.
Совокупность таких целей образуетуровень притязаний личности. В его основе лежит такая самооценка, сохранениекоторой стало для личности потребностью (14, с. 126).
Уровнем притязаний называют уровень образа «Я», проявляющийсяв степени трудности цели, которую человек ставит перед собой.
Уровень притязаний – это тот практический результат,которого субъект рассчитывает достичь в работе. В своей практическойдеятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которыесогласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению, нормализации.
Как фактор, определяющийудовлетворенность или неудовлетворенность деятельностью, уровень притязанийимеет большое значение для лиц, ориентированных на избежание неудач, а не надостижение успехов. Существенные изменения в самооценке появляются в томслучае, когда сами успехи или неудачи связываются субъектом деятельности сналичием или отсутствием у него необходимых способностей.
В случае успеха уровень притязанийобычно повышается, человек проявляет готовность решать более сложные задачи,при неуспехе – соответственно, снижается. Уровень притязаний личности вконкретной деятельности может быть определен довольно точно.
Поведение тех людей, которыестремятся к успеху, и тех, кто старается избегать неудач, существенноразличается. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собойопределенные положительные цели, достижение которых однозначно расцениваетсякак успех. Они изо всех сил стараются добиться успеха. Человек активновключается в деятельность, выбирает соответствующие средства и способы, с тем,чтобы кратчайшим путем достигнуть цели (25, с. 174).
Противоположную позицию занимаютлюди, мотивированные на избежание неудач. Цель их деятельности не в том, чтобыдобиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Все их действия в первуюочередь направлены именно на реализацию этой цели. Для таких людей характернынеуверенность в себе, неверие в возможность достичь успеха, боязнь критики.Любая работа, и особенно та, которая чревата возможностью неудачи, вызывает уних отрицательные эмоциональные переживания. Поэтому человек не испытываетудовольствия от своей деятельности, тяготиться ею, избегает ее. Обычно врезультате он оказывается не победителем, а побежденным. Психологи пришли квыводу, что уровень своих притязаний личность устанавливает где-то междучересчур трудными и чересчур легкими задачами и целями – так, чтобы сохранитьна должной высоте свою самооценку (19, с. 69).
Следовательно, функции самооценки исамоуважения психической жизни личности состоят в том, что они выступаювнутренними условиями регуляции поведения и деятельности человека. Благодарявключению самооценки в структуру мотивации деятельности личность постоянносоотносит свои возможности, психические ресурсы с целями и средствами деятельности.
У людей с завышенной и заниженной самооценкойвозникают трудности общения (26, с. 279).
Человек, с завышенной самооценкой,считающий себя намного умнее других и тем более намеренно это подчеркивающий,неминуемо вызывает раздражение окружающих. Неадекватное самомнение,подчеркивание своих достоинств, надменность, пренебрежение к другим –неиссякаемый источник негативизма окружающих.
Нередко приходится общаться с людьми, которые из-занеадекватно высокой самооценки ревниво-завистливо относятся к успехамсослуживцев. «Самый худший и злобный вид зависти: зависть к умственномупревосходству», – утверждал Г. Филдинг (1, с. 58). Когда чьи-то способности иуспехи не сопровождаются скромностью, они провоцируют и негативное отношениеокружающих. Завышенная самооценка способствует обидчивости, нетерпимости кмалейшим замечаниям (правда, бывает и другая крайность: человек с высоты своего«Я» даже серьезную критику не принимает близко к сердцу). Человек с неадекватновысокой самооценкой потенциально конфликтен в ситуациях, когда речь заходит овознаграждениях и поощрениях за труд. Несовпадение ожидаемой и реальной наградзакономерно выливается в обиду и зависть, которые накапливаются и, наконец,прорываются резким обвинением в чей-либо адрес (2, с. 45).
Низкая самооценка может быть обусловлена многимипричинами. Иногда человек перенимает ее в детстве у своих родителей, так и неразобравшихся со своими личностными проблемами, в других случаях она развиваетсяу ребенка из-за плохой успеваемости в школе, что, в свою очередь, являетсярезультатом неблагоприятных условий для занятий дома или недостаточноговнимания родителей. На самооценке ребенка могут пагубно отразиться как насмешкисверстников, так и чрезмерный критицизм со стороны взрослых.
1.3. Психологическаяхарактеристика юношеского возраста
В юношеском возрасте активноразвивается возможность независимых моральных суждений, которая обуславливаетотносительно независимое (по сравнению с более ранними периодами: детство,отрочество) формирование системы ценностей. Однако юноши и девушки стараютсяуже согласовывать ее с общепринятыми образцами (в отличие от подростков). По мнениюЭ. Берна: «Юность – это возраст, когда большинство молодых людей мечетсяот сценария к антисценарию и обратно. Юноша может стараться исполнятьродительские предписания, но потом восставать против них и в результатеобнаружить, что он следует сценарной программе». Но все же юность – этовремя, когда человек впервые ощущает возможность самостоятельного выбора.
В отличие от ребенка, принимающегоправила поведения, юноша уже начинает осознавать их относительность, но еще невсегда знает, с чем нужно их соотносить. Простая ссылка на авторитеты его ужене удовлетворяет. Разрушение авторитетов становится психологическойпотребностью, предпосылкой собственного морального и интеллектуального поиска.Пока своя система ценностей не сложилась, юноша легко поддается моральномурелятивизму: если все относительно, значит, все дозволено, все, что можно понять,можно оправдать и т. д.
Важное место в формированииценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте является отношение кродительским планам относительно будущего образа жизни юноши. В данном случаенаиболее часто встречаются два варианта: некритичное принятие родительскихпланов или же не менее некритичное отвержение их. Это часто происходит не из-занесогласия, осознанного расхождения собственных и родительских планов набудущее, а просто из свойственного всем юношам чувства противоречия.
В юношеском возрасте происходитпереориентация сознания с внешнего контроля на внутренний самоконтроль. По С.Л. Рубинштейну проблема самосознания есть, прежде всего, проблема определениясвоего способа жизни. Предельно обобщая, можно выделить два способасуществования человека. Первый из них – это жизнь, не выходящая за пределынепосредственных связей, в которых живет человек. Здесь весь человек находитсявнутри самой жизни: всякое его отношение – это отношение к отдельным явлениямжизни, а не к жизни в целом. Второй способ существования связан с появлениемценностно-смыслового определения". Переориентация сознания сильно зависитот социальных и культурных условий. Внутренний самоконтроль входит вопределение психологически взрослой, зрелой личности и является необходимымусловием верной оценки как жизни в целом, так и отдельных ее составляющих.
Юношеский возраст характеризуетсяактивным формированием, так называемого чувства взрослости, которое являетсяпоказателем определенного уровня самосознания ребенка и играет важную роль приформировании ценностных ориентаций личности в этот период. Юноша стремитсязанять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве членаобщества, определить себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности наряду спониманием своего места и назначения в жизни.
Основным психическимпроцессом, который обуславливает формирование ценностных ориентаций в юношескомвозрасте, является развитие самосознания. По мнению некоторых исследователей,главным условием формирования ценностных ориентаций личности являетсядостаточно высокий уровень рефлексии, осознанного жизненного опыта ипроизвольного поведения, который характерен для юношеского возраста.
Развитие самосознания вюношеском возрасте – это процесс, контролируемый, определяемый постояннымприобретением личностью социального опыта в условиях расширения диапазонадеятельности и общения. Термины «поиск себя», «открытие Я», которыеупотребляются в психологической литературе по вопросам юношеского возраста(35), звучат интроспективно-индивидуалистически. Кажется, будто весь этот поискобращен внутрь себя и имеет чисто субъективное направление. Но при всейинтимности этого процесса его содержание отчетливо социально и имеетмировоззренческий смысл, который с возрастом становится все более явным.
Совершающееся в юностиоткрытие внутреннего мира сопряжено с переживанием его как ценности. Открытиесебя как неповторимо уникальной личности неразрывно связано с открытиемсоциального мира, в котором этой личности предстоит жить. Юношеская рефлексияесть, с одной стороны, осознание собственного «я» («Кто я?», «Какой я?»,«Каковы мои способности?», «За что я могу себя уважать?»), а с другой –осознание своего положения в мире («Каков мой жизненный идеал?», «Кто моидрузья и враги?», «Кем я хочу стать?», «Что я должен сделать, чтобы и я сам, иокружающий мир стали лучше?»). Первые, обращенные к себе вопросы ставит, невсегда сознавая это, уже подросток. Вторые, более общие, мировоззренческие вопросыставит юноша, у которого самоанализ становится элементом социально-нравственногосамоопределения.
По мнению отечественныхпсихологов, основным новообразованием в юношеском возрасте становится такойпсихологический феномен как самоопределение, который возникает в 14-15 лет ипродолжает интенсивно формироваться в дальнейшем.
В зарубежной психологии в качествеаналога понятия «самоопределение» выступает категория «психосоциальнаяидентичность», разработанная и введенная в научный оборот американским ученымЭриком Эриксоном. Центральным моментом, сквозь призму которого рассматриваетсястановление личности в юношеском возрасте, по Эриксону, является, «нормативныйкризис идентичности». Главной задачей, которая встает перед индивидом в юности,по Эриксону, является формирование чувства идентичности в противовес ролевойнеопределенности личностного «я». Юноша должен ответить на вопросы: «Кто я?» и «Каковмой дальнейший путь?». В поисках личной идентичности человек решает, какиедействия являются для него важными, и вырабатывает определенные нормы дляоценки своего поведения и поведения других людей. Этот процесс связан также сосознанием собственной ценности и компетентности. Главной опасностью, которой,по мнению Эриксона, должен избежать молодой человек в этот период, являетсяразмывание чувства своего «я», вследствие растерянности, сомнений в возможностинаправить свою жизнь в определенное русло.
В юношеском возрасте перед личностьювстают фундаментальные задачи социального и личностного самоопределения. Юношуи девушку волнуют многие серьезные вопросы: как найти свое место в жизни, выбратьдело в соответствии со своими возможностями и способностями, в чем смысл жизни,как стать настоящим человеком и многие другие. Самоопределение есть определениесвоего положения в мире, оно направлено не столько внутрь личности, сколькововне. Но на вопросы, кем быть и что делать, не ответить без предварительнойоценки себя и своих возможностей.
Самоопределение неразрывносвязывается с такой существенной характеристикой старшего подросткового и юношескоговозрастов, как устремленность в будущее, которая проявляется в формированииюношами и девушками жизненных планов. Устремленность в будущее становитсяосновной направленностью личности в юношеском возрасте и проблема выборапрофессии, дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания интересов
С одной стороны, жизненный план –результат обобщения и укрупнения частных целей, которые ставит перед собойличность, следствие интеграции и иерархизации ее мотивов вокруг устойчивогоядра ценностных ориентаций, подчиняющих себе частные, преходящие стремления. Сдругой стороны, это итог конкретизации и дифференциации целей и мотивов. Измечты, где все возможно, и идеала как абстрактного, иногда заведомонедосягаемого образца постепенно формируется более или менее реалистический,нацеленный на действительность план деятельности. Жизненный план связывается ссистемой целей, где конечная цель представляет собой как идеал, понимаемый какценность.
Главная трудность юношеской рефлексиисостоит в том, чтобы правильно совместить то, что А. С. Макаренко называлближней и дальней перспективой. Ближняя перспектива – это непосредственнаясегодняшняя и завтрашняя деятельность и ее цели. Дальняя перспектива –долгосрочные жизненные планы, личные и общественные. Их совмещение даетсямолодому человеку не без труда. Молодежь любит помечтать об отдаленном будущем,но вместе с тем хочет быстрого получения осязаемых результатов, немедленногоудовлетворения своих желаний. Способность отсрочить непосредственноеудовлетворение, трудиться ради будущего – один из главных показателей морально– психологической зрелости.
Самоопределение личности, согласно А.В. Петровскому – это сознательный акт выявления и утверждения собственнойпозиции в проблемных ситуациях. Интенсивность процесса самоопределения в юностисвязана с потребностью занять внутреннюю позицию взрослого человека,актуализируемую в молодых людях окончанием школы, их невольной «обращенностью вбудущее». Самоопределение предполагает фундаментальную внутреннюю перестройку личности.В общих чертах оно необходимо включает в себя оценку своего прошедшего (т.е.остающегося позади детства) и настоящего с учетом тех планов и целей, которыесвязываются с будущим, и рассмотрение будущего в его реальной связи с прошлым инастоящим.
В.Ф. Сафин и Г.П. Ников считают, чтосамоопределение «заключается в формировании у индивида осознания цели и смыслажизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесениясвоих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых кнему со стороны окружающих и общества». Основными критериями границ и этаповсамоопределения «следует считать уровень понимания личностью смысла жизни,смену воспроизводящего вида деятельности и полноту уровня соотнесенности «хочу»– «могу» – «есть» – «требуют» у конкретной личности».
Л.И. Божович дает различные трактовкисамоопределения: это «выбор будущего пути, потребность нахождения своего местав труде, в обществе, в жизни», «поиск цели и смысла своего существования», «потребностьнайти свое место в общем потоке жизни». В своей более поздней работе Л.И. Божовичхарактеризует самоопределение как личностное новообразование старшего школьноговозраста, связанное с формирование внутренней позиции взрослого человека, сосознанием себя как члена общества, с необходимостью решать проблемы своегобудущего.
Ценностно-смысловая природаличностного самоопределения в юношеском возрасте в наиболее общей формепроявляется в поисках смысла жизни. Заинтересованность глобальными проблемамисмысла жизни вообще и собственного существования в частности являетсясущественной характеристикой формирующегося самоопределения. Помимо того, чтоэти проблемы волнуют юношей и девушек, они еще широко ими обсуждаются – сосверстниками и теми взрослыми, которых они считают заслуживающими их доверия. Наличиеинтереса к смыслу жизни и его активное обсуждение свидетельствует об активноидущем процессе самоопределения; их отсутствие – об его искажении.
Важной особенностью личностногосамоопределения современных юношей и девушек, что процесс самоопределенияпроходит в условиях нестабильности общества в целом и кризиса привычных норм иценностей. Дело тут не только в отсутствии норм социального поведения, а в том,что сегодня они не образуют четко структурированных нормативных моделей. В результатек возрастным трудностям самоопределения, в той или иной мере присущим всемюношам и девушкам, добавляются трудности объективные, вызываемые сложностьюориентировки молодых людей в постоянно меняющемся, нестабильном мире.
Таким образом, центральнымпсихическим процессом в юношеском возрасте является личностное самоопределение,которое связано с формированием ценностно-смысловой сферы личности,становлением системы ценностных ориентаций личности. В основе личностногосамоопределения в юношеском возрасте лежит потребность формирования единойсмысловой системы, в которой соединяются обобщенные представления о мире и обобщенныепредставления о самом себе. Личностное самоопределение есть активноеопределение своей позиции относительно общественно выработанной системыценностей, определение на той основе смысла своего собственного существования.

Выводы по первой главе
В результате анализа теоретическойчасти можно сделать следующие выводы.
1. Агрессивностьу разны лиц может иметь различную степень выраженности – от почти полногоотсутствия до предельного развития. В определенной ситуации человек можетпроявлять разные виды агрессивности.
2. Юношакак активный защитник своей жизни биологически запрограммирован наагрессивность.
3. Личностьпостоянно соотносит свои возможности, психические ресурсы с целями и средствамидеятельности, благодаря включению самооценки в структуру мотивациидеятельности.
4. Улюдей с завышенной или заниженной самооценкой возникают трудности в общении.
5. Полноеотсутствие агрессивности приводит к податливости, неспособности занять активнуюжизненную позицию. Таким образом, можно говорить о том, что агрессивность (вразной степени) необходима человеку.

Глава 2. Экспериментальноеисследование взаимосвязи агрессивности и самооценки
2.1 Описание этапов и выборкиэкспериментального исследования
Исследование осуществлялось в триэтапа. На каждом этапе, в зависимости от решаемых задач и условий проведенияработы, применялись соответствующие методы исследования:
1 этап – Анализ научно-практическойлитературы по теме исследования, выдвижение гипотезы практическогоисследования.
2 этап – Организация и проведениеисследования.
3 этап – Количественная икачественная обработка результатов исследования, формулировка выводов.
В исследовании принимали участие 30студентов «Магнитогорского государственного профессионально-педагогическогоколледжа» (МГППК) за период с 09.02.2009 г. по 16.03.2009гг.
Возраст исследуемых 18-19 лет.
2.2 Методы и методикиэкспериментального исследования
В соответствии с целью, задачами игипотезой, в нашем исследовании использовались следующие методы исследования:
1) метод беседы;
2) метод наблюдения;
3) тестирование;
4) математические методы (коэффициенткорреляции Пирсона).
Для исследования были использованыследующие методики:
1. ОпросникБасса-Дарки «Изучение агрессивности».
2. Методикадиагностики агрессивности А. Ассингера.
3. ТестС.А. Будасси «Нахождение количественного выражения уровня самооценки».
Все методики, использованные длядиагностики валидны и надежны, что не дает сомневаться в точности результатовисследования.
Рассмотрим используемые висследовании методики.
Опросник Басса-Дарки
Цель: исследование уровняагрессивности. Опросник позволяет определить, какой вид агрессивной иливраждебной реакции преобладает у данного человека. Опросник состоит из 75утверждений, на которые испытуемый отвечает «Да» или «Нет».
А. Басс и А. Дарки выделили различныевиды агрессивных и враждебных реакций:
Физическая агрессия (нападение) – использованиефизической силы против другого лица.
Косвенная агрессия – агрессия, которая окольными путяминаправлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), а также агрессия, котораяни на кого не направлена – взрывы ярости в форме крика, топанья ногами, битьякулаками по столу (характеризуется не направленностью и неупорядоченностью).
Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшемвозбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
Негативизм – оппозиционная мера поведения, обычнонаправленная против авторитета или руководства; это поведение может нарастатьот пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов иобычаев.
Обида – зависть и ненависть к окружающим,обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимыестрадания.
Подозрительность – недоверие и осторожность по отношениюк людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как черезформу (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья,ругань).
Угрызения совести, чувство вины – влияние чувства вины на проявлениеформ поведения, которые обычно запрещаются (нормами общества). Этот пунктвыражает степень убеждения обследуемого в том, что он является плохим человеком,совершающим неправильные поступки.
При обработке ответы оцениваются повосьми вышеперечисленным шкалам.
Методика диагностики агрессивности А.Ассингера
Цель: изучение агрессивности.
Методика А. Ассингера позволяетопределить, достаточно ли испытуемый корректен в отношениях со сверстниками, илегко ли им общаться с ним. В данной методике представлены 20 утверждений, гдеиспытуемый выбирает более подходящий ему ответ. При обработке полученные баллысуммируются.
Если количество набранных баллов 35 именее, «Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью всобственных силах и возможностях. Это, конечно, не значит, что Вы как травинкагнетесь под любым ветерком… И все же побольше решительности Вам не помешает!»
Если количество набранных баллов36-44, «Вы умеренно агрессивны, но вполне успешно идете по жизни, поскольку вВас достаточно здорового честолюбия и самоуверенности».
Если количество набранных баллов 45 иболее, «Вы излишне агрессивны и при этом нередко бываете неуравновешенным и чрезмерножестоким по отношению к другим людям. Вы надеетесь добраться до управленческих«верхов», рассчитывая на собственные методы, и добиться успеха, жертвуяинтересами домашних, окружающих. Поэтому Вас не удивляет неприязнь сверстников,но при малейшей возможности Вы стараетесь их за это наказать».
Тест С.А. Будасси «Нахождениеколичественного выражения уровня самооценки»
Цель: количественное исследованиесамооценки личности.
В тесте испытуемому предложен списокиз 48 слов, обозначающих свойства личности, из которых необходимо выбрать 20, внаибольшей степени характеризующих эталонную личность.
Далее из двадцати отобранных свойствличности необходимо построить эталонный ряд d1 в протоколе исследования, где на первых позициях располагаютсянаиболее важные, с точки зрения испытуемого, положительные свойства личности, апоследние – наименее желательные, отрицательные.
Из отобранных испытуемым ранеесвойств личности строится субъективный ряд d2, в котором располагаются данные свойства по мере убывания ихвыраженности. Результат заносится в протокол исследования.
Цель обработки результатов –определение связи между ранговыми оценками качеств личности, входящими впредставление «Я идеальное» и «Я реальное».
Мера связи устанавливается с помощьюкоэффициента ранговой корреляции. Для подсчета коэффициента необходимо вн6ачаленайти разности рангов d1– d2 по каждому качеству, полученные значения возвести в квадрат(d1– d2)2 и подсчитать суммуквадратов разности рангов S d2. Затем определяется коэффициент корреляции(показатель уровня самооценки личности) по формуле:
R=1-0,00075×Sd2
Заниженная самооценка определяется,если R=0,1; 0,2; 0,3.
Адекватная самооценка – если R=0,4; 0,5; 0,6.
Завышенная самооценка – если R=0,7; 0,8; 0,9.
R=1 – самооценка завышена по невротическомутипу.

2.3 Описание и анализ результатов
В ходе практического исследованияметодики Басси-Дарки были получены результаты, которые представлены в Приложении1.
Таблица 1
Средние значения результатов юношейпо методике Басса-Дарки Физическая агрессия Косвенная агрессия Склонность к раздр. Негативизм Обида Подозрительность Вербальная агрессия Чувство вины Среднее 7,43 4,77 6,57 3,13 4,83 5,83 8,63 5,83 Стандартное отклонение 1,87 1,79 1,85 1,28 1,62 1,84 2,04 1,91
/>
Гистограмма 1
По данным гистограммы видно, чтоюноши, чаще всего используют вербальную агрессию для своей защиты (8,63 балла)– выражение негативных чувств как через форму (крик), так и через содержаниесловесных ответов (угрозы).
На втором месте у юношей стоитиспользование физической силы, нападение на противника (7,43), с цельюпричинить зло или ущерб кому-то. Далее склонность – к раздражению, проявлениювспыльчивости, резкости и грубости (6,57).
Юноши подозрительны, убеждены в том,что кто-то готов причинить им вред (5,83), проявляют недоверие и осторожностьпо отношению к людям. Представителям сильного пола свойственно осознаниечувства вины определенных форм поведения (5,83), убеждение в том, что поступаютзло и наличие угрызений совести. Юноши менее обидчивы, завистливы, проявляютменьше гнева (4,83) на весь мир за действительные или мнимые страдания.
Юношам практически не свойственноиспользование косвенной агрессии (4,77), как агрессии, которая окольным путемнаправлена на другое лицо, – злобные сплетни, шутки, так и агрессия, которая нина кого не направлена – взрыв ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами,битье кулаками по столу и т.д. (4,77). Сплетни, крик – это не для них. Данныйтип агрессии ни на кого не направлен. Юноши меньше всего прибегают к негативнымформам поведения (3,13); это поведение может нарастать от пассивногосопротивления до активной борьбы против устоявшихся обычаев и законов.
Мы также использовали методику А.Ассингера и результаты представлены в Приложении 2.
Таблица 2 Показатели по методикеагрессивности АссингераУровень Чел % Высокий 8 26,6 Средний 20 66,7 Низкий 2 6,7

/>
Диаграмма 1
Мы видим, что большинствореспондентов имеют средний уровень агрессивности, что свидетельствует об ихумеренной предрасположенности к эмоциональным отрицательным реакциям наразличные жизненные ситуации, несущие угрозу для их Я. Каждый четвертыереспондент имеет высокий уровень агрессивности, т.е. враждебное отношение кокружающим с намерением причинить вред.
Помимо этого, мы также использовалитест С.А. Будасси и результаты представлены в Приложениях 3, 4.
Таблица 3 Показатели по тесту С.А.БудассиУровень Кол-во человек % завышенная 6 20 адекватная 16 53,3 заниженная 8 26,7

Уровень самооценки
/>
Диаграмма 2
Таким образом, мы видим, чтобольшинство респондентов имеет адекватную самооценку, т.е. они видят идостоинства, и недостатки своей личности, не склонны преувеличивать ни ту, нидругую стороны.
Такая самооценка позволяет имотносится к себе критически, правильно соотносить свои силы с задачами разнойтрудности и с требованиями окружающих. Адекватная самооценка являетсянеобходимым условием формирования личности.
Анализируя полученные данные, мывидим некоторую взаимосвязь уровня агрессивности с самооценкой, а именно уреспондентов с низким уровнем самооценки наблюдаются, как правило, высокийуровень агрессивности.

Выводы по второй главе
1. После проведенного намиисследования, мы можем говорить о том. Что юношам присуще различные видыагрессивности. Проявления этой агрессивности также отличаются друг от друга.Значимыми факторами являются: обстановка, определенная ситуация, типтемперамента человека, пол человека, отношения с окружающими его людьми и т.д.
2. Как уже было описано выше:агрессивность юношей начинается с их подозрительности, проявления недоверия иосторожности по отношению к людям.
3. По полученным ранее результатам мыможем с уверенностью говорить о том, что у юношей преобладает вербальная и физическаяагрессии.
Полученные данные свидетельствуют оналичии прямой статистической связи между уровнем агрессивности и самооценкой.
агрессивностьповедение самооценка

Список использованной литературы
1. АверинВ.А. Психология детей и подростков: учеб. пособие В.А. Аверин. – 2-е изд.перераб. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. – 379 с.
2. АлфимоваМ.В., Трубников В.И. Психогенетика агрессивности Вопросы психологии. – 2000. –№6. – С. 112-123.
3. БандураАльберт. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейныхотношений / А.Бандура, Р. Уолтерс. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС,1999. – 512 с.
4. БэронР., Агрессия Р. Бэрон, Д.Ричардсон. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 352с. (Серия «Мастера психологии»).
5. Глуханюк Н.С. Общаяпсихология: учебное пособие для вузов Н.С. Глуханюк, С.Л.Семенова, А.А. Печеркина.– М.: Академический проект; Ектеринбург: Деловая книга, 2005. – 368 с.
6. Елисеев О.П.Практикум по психологии личности / О.П.Елисеев. – 2-е изд., испр. и перераб. –СПб.: Питер, 2006. – 512 с.: ил. – (Серия «Практикум по психологии»).
7. Зимняя И.А.Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А.Зимняя. – М.: «ЛОГОС»,2005. – 384 с.
8. Кон И.С.Психология ранней юности: книга для учителя / И.С.Кон. – М.: Просвещение,1989. – 255 с.
9. Крыжко В.В.Писхология в практике менеджера образования В.В. Крыжко, Е.М. Павлютенков. –СПб.: КАРО, 2002. – 304 с.
10. Майерс Д.Социальная психология / перев. с англ. – СПб.: Питер, 1997. 688 с.: ил.
11. Методическоепособие для кураторов академических групп младших курсов сост. Е.В. Осипчукова,А.М. Нигаматуллина под ред. А.В.Понамарева. – Ектеринбург: УГТУ-УПИ, 2002. –112 с.
12. Мудрик А.В.Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов под ред. В.А. Сластенина. –М.: Издательский центр «Академия», 1999. –184 с.
13. Мухина В.С.Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник длястудентов вузов В.С.Мухина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр«Академия», 1998. – 456 с.
14. Ожегов С.И. Толковыйсловарь русского языка С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – М.: Азбуковник, 1997. – 944с.
15. Педагогика:учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей подред. П.И. Пидкасистого. педагогическое общество Росии, 1998.
16. Педагогика ипсихология высшей школы: учебное пособие. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2002. – 544с.
17. Петровский А.В.Психология / А.В.Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Издательский центр«Академия», 2002. – 512 с.
18.  Практикумпо общей, экспериментальной и прикладной психологии: учеб. пособие В.Д. Балин,В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др. Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева.– СПб.: Издательство «Питер». – 560 с.
19. Психология: учебникдля гуманитарных вузов под ред. В.Н.Дружинина. СПб.: Питер, 2001. – 656 с.:ил. – (Серия «Учебник нового века»).
20. Психология ипедагогика: учебное пособие для студентов технических вузов под ред.В.С.Кукушкина. – М.: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2005.– 624 с.
21. Психологическиетесты / под ред. А.А.Карелина. – в 2-х т. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 362 с.
22. Райгородский Д.Я.Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие Д.Я. Райгородский.– Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2004. – 672 с.
23. Рогов Е.И.Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие Е.И.Рогов.– М.: ВЛАДОС, 1996. – 529 с.
24. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. – В 2-х т. / АПН СССР. – М.:Педагогимка, 1989. – Т.!.. – 485 с.
25.  РумянцеваТ.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии //Вопросыпсихологии. – 1991. – №1. – С. 81-87.
26.  РумянцеваТ.Г. Агрессия и контроль Вопросы психологии. – 1992. – №№5-6. – С. 35-40.
27. Рыданова И.И.Основы педагогики общения И.И. Рыданова. – Мн.: Беларусская наука, 1998. – 319с.
28.  СеменюкЛ.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условияего коррекции: учеб. пособие Л.М. Семенюк. – М.: Московскийпсихолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 96 с.
29. Слободчиков В.И.Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитиесубъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов В.И. Слободчиков,Е.И. Исаев. – М.: Школьная пресса, 2000. – 416 с.: ил.
30.  Словарьпсихолога-практика / Сост. С.Ю.Головин. – Мн.: Харвест, М.: ACT,2001. – 976 с. – (Библиотека практической психологии).
31. Словарь посоциальной педагогике: учебное пособие для студ. высш. учеб. завед. Авт.-сост.Л.В. Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368 с.
32. Соснин В.А. Социальнаяпсихология: учебник В.А.Соснин, Е.А. Красникова. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2005. –336 с. – (Профессиональное образование).
33. Столяренко Л.Д.Основы психологии Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 672 с.(Высшее образование).

Приложение 1
Диагностика состояния агрессииопросник Басса-Дарки№ п/п Физическая агрессия Косвенная агрессия Склонность к раздражению Негативизм Обида Подозрительность Вербальная агрессия Чувство вины 1 6 4 5 2 6 9 5 8 2 8 5 9 5 8 7 6 9 3 8 6 6 4 3 4 10 3 4 4 3 2 2 4 6 7 6 5 1 6 4 2 6 6 7 6 8 7 6 4 4 5 12 7 7 8 5 9 3 6 6 7 9 8 9 6 8 3 5 6 12 6 9 8 7 5 4 5 5 10 4 10 9 6 7 5 4 6 9 6 11 9 5 7 3 4 5 11 5 12 5 8 8 4 6 9 8 6 13 7 3 7 2 3 4 7 2 14 10 5 8 3 5 3 9 6 15 6 2 9 4 5 7 9 7 16 9 3 7 3 5 7 8 8 17 9 5 8 2 4 3 9 5 18 6 1 5 4 4 6 9 4 19 7 6 8 5 7 8 9 8 20 8 6 8 4 3 8 2 21 8 3 5 3 4 7 10 8 22 9 6 7 4 3 5 11 7 23 9 5 6 4 4 4 9 6 24 6 1 4 3 7 5 7 6 25 6 6 8 3 7 8 11 7 26 9 3 3 2 2 2 6 3 27 9 3 7 3 4 8 5 4 28 8 5 5 5 7 8 7 4 29 7 5 9 3 5 6 10 6 30 7 7 7 2 8 7 12 6

Приложение 2
Оценка агрессивности по методике А.Ассингера№ п/п Количество баллов 1 40 2 43 3 38 4 44 5 39 6 50 7 41 8 47 9 43 10 39 11 47 12 44 13 40 14 53 15 44 16 44 17 47 18 43 19 35 20 40 21 43 22 47 23 38 24 41 25 35 26 38 27 36 28 43 29 45 30 46

Приложение 3
Количественное выражение уровнясамооценки по методики Будасси№ п/п Коэффициент 1 0,3 2 0,3 3 0,7 4 0,5 5 0,2 6 0,4 7 0,3 8 0,2 9 0,4 10 0,4 11 0,2 12 0,4 13 0,2 14 0,7 15 0,6 16 0,7 17 0,3 18 0,6 19 0,5 20 0,5 21 0,4 22 0,7 23 0,7 24 0,4 25 0,4 26 0,5 27 0,8 28 0,4 29 0,6 30 0,4


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.