О качествах человека и качестве образования
В.А.Лавриненко
Истинный показатель цивилизации - не уровень богатства и не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной..
Р.У.Эмерсон
Опровергая миф о неизбежном и позитивном характере
развития, ученые утверждают, что вопрос о будущем человечества является
открытым, а история цивилизации зависит от качеств человека. В условиях
глобального экологического кризиса у человека нет другого качества как
интеллект, который вкупе с нравственным началом может сохранить цивилизацию и
направить социальные процессы в русло безопасного развития.
Условия для интеграции интеллекта и нравственности
создаются в системе образования. Современная модель образования сформировалась
в условиях, когда индустриальное общество вступило в фазу массового потребления
и высокие темпы развития экономики стали опережать ответные действия людей по
разумному природопользованию.
Настоящий этап развития цивилизации характеризуется
тем, что общество массового потребления требуется преобразовать в новое
общество с иной моралью. Человечеству необходимо сформировать новую систему
ценностей, основу которой составит многообразие культур.
Ведущим принципом и главной проблемой развития
современной цивилизации становится опережающее развитие качеств человека.
Философия жизни человека 21 века - непрерывное
образование.
Система образования должна адекватно реагировать на
качественные изменения в обществе.
Философией образования становится учебно -
исследовательская деятельность, прогнозирование и проектирование.
Без исследовательской работы студенческая жизнь не
может быть полноценной. Занятия наукой дают хороший шанс пытливым студентам
войти в интеллектуальную элиту, от усилий которой во многом зависит
устойчивость развития нашего общества.
Разработка современных технологий требует создания в
системе образования условий для воспитания в человеке способности производить,
распространять и применять нововведения (инновации). Развитие инновационной
способности человека - основной путь реформирования системы образования.
В настоящее время Чувашский университет находится в
поиске методов воспитания и обучения интеллигенции, способной принимать
разумные и нравственные решения в технологически развитом обществе. Сообщество
ученых и студентов Чувашского университета строит свою работу на основе
деятельностной модели образования. Главное звено в системе образования -
исследовательский коллектив. Главная цель - формирование у человека
экологического сознания.
Период с 1990 по 2000 гг. объявлен Генеральной
Ассамблеей ООН десятилетием защиты окружающей среды. Состояние окружающей среды
зависит не только от природоохранных, экономических и демографических мероприятий,
но,в первую очередь, от экологического сознания человека. Ведущую роль в
формировании экологического сознания призвана сыграть система образования,
интегрирующая в себе комплекс знаний о мире.
В настоящее время обсуждается три основных подхода к
экологическому образованию:
- естественнонаучный (учения о ноосфере В.И.
Вернадского, о природных территориальных комплексах В.В.Докучаева, о
биогеоценозах В.Н.Сукачева) связан с поисками ответов на вопрос, как сохранить
устойчивость природных систем;
- экономический, в основе которого находится поиск в
сфере экономики возможностей сохранения ресурсов и восстановления среды;
- аксиологический, связанный с формированием системы
ценностей, в которой экологические вопросы занимают первое место.
Эти подходы следует рассматривать как три составные
части экологического образования. Обществу необходимы люди, грамотные в области
науки, технологии, экологии и общественных явлений одновременно.
Представляется, что подобная квалификация позволит им принимать разумные решения
в технологически развитом обществе и обеспечить устойчивое развитие
цивилизации. На пороге 21 в. разумным становится то, что спасает природу.
Основная задача интеллектуальной элиты - утвердить в обществе приоритет
экологических проблем. Общество должно быть ориентировано на создание условий
для здоровой и гармоничной жизни.
Многоуровневость формирования экологического сознания
(детский сад - школа - вуз - учреждение) требует от человека постоянного
самосовершенствования. Вклад университета - формирование глобального
экологического сознания. "Мыслить глобально, действовать локально" -
девиз, достойный воплощения в стенах университета.
Вся работа ученых направлена на главное - на
восстановление индивидуального мышления человека, подавленного в настоящее
время средствами массовой информации и коммуникации.
Для достижения этой цели предлагается строить работу
творческих коллективов студентов и преподавателей, опираясь на следующие
принципы:
- демократизм - возможность для всех желающих развить
свои творческие способности;
- гуманизм - способность рассматривать всё через
интересы человека;
- элитарность - возможность отбора людей по
интеллектуально-нравственным критериям, а не классово-сословным;
- фундаментальность - способность находить, понимать и
осваивать в течение всей жизни новые блоки информации, адекватно отражающие
действительность;
- многоуровневость - способность к постоянному
самосовершенствованию, когда человек восходит к вершинам творчества шаг за
шагом, задерживаясь или останавливаясь на уровне, соответствующем его
возможностям;
- индивидуализация - условие развития наиболее сильных
сторон таланта;
- изучение проблем и ценностей - условие интеграции
гуманитарной, социальной, естественнонаучной и технической подготовки
специалиста;
- взаимодействие с позиций различных наук и культур -
условие для прогнозирования событий и принятия разумных и нравственных решений;
- сочетание либерального и утилитарного подходов к
образованию - необходимое условие саморазвития системы научного творчества
студентов и учащейся молодежи;
- проектирование и управление - условия опережающего
развития качеств человека и технологий;
- множественность критериев и решений задач -
необходимые условия для формирования мировоззрения, адекватно отражающего
действительность.
При организации научно - исследовательской работы
студентов необходимо иметь в виду, что интеллектуальный уровень человека
оценивается не столько знаниями и умениями, сколько способностью творческого
решения возникающих задач.
Сознавая, что проблемы человека и его взаимодействия с
окружающей средой занимают главное место в системе научного образования,
студенческое научное общество Чувашского университета приступило к реализации
проекта под названием "Человек и ноосфера". Научные исследования в
рамках этого проекта дают возможность интегрировать усилия специалистов
различных факультетов с целью формирования у студентов и преподавателей
мировоззрения, адекватно отражающего действительность. Современный мир требует
применения таких методов познания, которые учитывают не только
технико-экономические и политико-правовые аспекты, но и множество других
обстоятельств, в том числе этических и эстетических.
Проект "Человек и ноосфера" призван
стимулировать разработку философии образования, базирующейся на убеждении, что
человек является не царем природы, а частицей космоса и составляет с иными
существами одно целое.
Диспуты и конференции, проводимые в рамках проекта
"Человек и ноосфера", должны подвести каждого из его участников к
осознанию, что уровень развития человека не достиг достаточной высоты, что он
может развиваться в направлении к сфере разумной жизнедеятельности - к
ноосфере.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.chuvsu.ru