Характеристика поведения и психического отражения на
стадии перцептивной психики
Вторая
стадия развития психики – перцептивная.
Тип
среды – среда отношений между предметами (одни предметы – условие нахождения
других).
Содержание
отражения – предметное восприятие.
Форма
отражения – образы предметов.
Форма
поведения – навык, условный рефлекс, операция.
На этой стадии внешняя объективная действительность
отражается в виде образов. Восприятие – отражение предметов ситуаций в целом в
форме образов, перцептивное отражение
. У животных появилось восприятие, а
была лишь чувствительность (и ощущение и восприятие – сенсорные процессы).
Усложнение форм отражения: появляется память, активное поведение.
Если
собаку поставить в условия, аналогичные опыту с американским сомиком, то она
сразу напрямую отправится к пище. Воздействие, на которое направлена ее
деятельность уже не сливается с воздействием со стороны преграды, оба выступают
раздельно друг от друга. От первого зависят направление и конечный результат
деятельности, от второго – способ ее осуществления. Такая сторона деятельности,
отвечающая условиям, в которых дан побуждающий ее предмет называется операцией.
Выделение в деятельности операций показывает, что воздействующие на животного
свойства, прежде как бы рядоположенные для него, начинают разделяться по
группам на свойства, характеризующие предмет, на который направлена деятельность
и на свойства предметов, определяющие сам способ деятельности, т.е. операцию.
Окружающая действительность отражается в форме более или менее расчлененных
образов отдельных вещей.
Навык
– это форма индивидуального прижизненного опыта, формируется на основе
инстинктивного поведения. В навыке доминирует индивидуально изменчивое
поведение (факультативное научение), но наряду с оставшимся инстинктивным
поведением.
Различия
между навыком и инстинктом
Критерий
Инстинкт
Навык
возникновение
врожденная форма поведения
приобретенная в ходе жизни
осуществление
Универсальный поведенческий акт
Машинообразно (алгоритм)
Индивидуальный способ поведения
Изменчивость поведения (зависит
от условий ситуации)
Новая
форма поведения – навык - различие между результатом и условиями его
достижения. Навык - такой поведенческий акт, который строится, формируется по
ходу выполнения при изменении условий - это значит, что есть представление о
программе выполнения, об ориентировке. Навык - гибкое, активное приспособление к
среде. В навыке операций больше чем в инстинкте, где она всего одна, выбор
зависит от условий и ситуаций.
Навык
формируется постепенно, в результате проб и ошибок; закрепляется при повторении
как конкретная последовательность движений. Навык можно перенести, использовать
в новых условиях.
Научение
– механизм образования навыка.
Три
вида научения:
Классическое
(Уотсон, Павлов).
Оперантное
(Скиннер, Торндайк).
Когнитивное
(Толмен).
Поведение
субъекта - совокупность операций, в зависимости от условий используются
необходимые. По Леонтьеву, операция – способ достижения конечного результата,
зависящий от условий среды. Двигательную операцию можно назвать единицей
навыка.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://flogiston.ru/