Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Онтология и психология жизнедеятельности человека

Онтология и психология жизнедеятельности человека

Описание
психологической многомерности человека, различных образов человеческой
субъективности предполагает предварительное выяснение вопроса о способе жизни
(бытия, существования) человека, об условиях и предпосылках становления его
внутреннего мира.

Зафиксируем
первое достаточно очевидное, но фундаментальное основание онтологии человека:
ребенок рождается и живет в системе реальнопрактических, хотя и разнородных
связей с другими людьми (первоначально —с матерью, затем —с близкими,
впоследствии —с дальними). Усиливая эту мысль, можно постулировать: нигде и
никогда мы не можем увидеть человека до и вне его связи с другими —он всегда
существует и развивается в сообществе и через сообщество. Случаи его социальной
изолированности и обособленности подтверждают это правило —в своем крайнем
выражении они просто гибельны для человека.

Другое,
эмпирически легко обнаруживаемое обстоятельство, состоит в том, что человек
есть существо сознательное и деятельное. Сознательная деятельность есть форма
бытия и способ существования человека. С.Л.Рубинштейн писал: “Наличие сознания
и действия есть фундаментальная характеристика человеческого существования в
мире”.

Но
человек живет также и общественной жизнью, значит, человеческая деятельность
—это совместная деятельность, в ходе которой люди вступают в общение и
взаимодействие друг с другом. Совместный характер деятельности вынуждает
индивидов обмениваться информацией, согласовывать индивидуальные цели и планы
действий, подчинять их общим задачам, добиваться взаимопонимания.

Совместность
(общение и взаимодействие с другими) , деятельность, сознание составляют
онтологические основания человеческого способа жизни. Эти основания
взаимополагают друг друга, но не сводимы одно к другому, каждое из них имеет
специфическое содержание. Деятельность с самого начала предполагает сознание в
качестве своего необходимого момента (например, постановка цели) , а сознание,
в свою очередь, предполагает в качестве своей предпосылки социальную связь (в
частности, сознание немыслимо без языка, а язык —изначально социальное
явление).

Таким
образом, все три стороны целостной человеческой реальности (субъективности) или
способа бытия человека (общность, деятельность, сознание) являются здесь
одновременно и следствиями, и предпосылками. На ранних этапах как фило?, так и
онтогенеза этот способ нерасчленен: здесь все во всем. А потому и
психологический анализ должен изначально быть ориентирован на целостность
человеческого способа бытия или типа жизнедеятельности.
Связь шкал опросника Леонгарда и теста Филлипса:
Прикладное исследование

Цель
исследования : на основании имеющегося эмпирического материала для данной
категории старшеклассников выявить особенности взаимосвязи шкал личностных
опросников: опросника Леонгарда и теста школьной тревожности Филлипса.

Задачи
исследования : 1. Выявить особенности взаимосвязи.

2.
Выявить способы практического применения полученных знаний.

Предмет
исследования : личностные особенности старшеклассников.

Объект
исследования : учащиеся 10-х классов шк. №95.

Исследование
. В психологическом исследовании приняло участие 85 человек - учащихся 10-х
классов школы №95 15-16 лет. Обследование проводилось групповым методом в
дневное время с применением опросника Леонгарда (адаптированный вариант) и
теста школьной тревожности Филлипса.

Параметры,
вынесенные в процедуру корреляционного анализа. Опросник Леонгарда:
гипертимность, застревание, эмотивность, педантичность, тревожность,
циклотимность, демонстративность, возбудимость, дистимичность,
экзальтированность. Тест Филлипса: общая тревожность, общая тревожность в
школе, переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении
успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не
соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость
стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителем.

В
результате проведения корреляционного анализа методом Пирсона была получена
корреляционная матрица (см. таблицу). Всего было получено 78 значимых
коэффициентов корреляции, из них 57 - значимых с вероятностью > 0,99 и 33 -
с вероятностью > 0,999.

В
результате анализа данной корреляционной матрицы можно прийти к следующим выводам.


Выводы
:

1.
Наиболее тесно связаны между собой шкалы теста Филлипса. Если учесть то, что
все шкалы теста положительно коррелируют с общей тревожностью, то становится
очевидным, что тесная связь объясняется влиянием на все шкалы именно общей тревожности.


2.
Тесная связь существует и между тревожностью по Леонгарду и шкалами теста
Филлипса, что подтверждает родство данных шкал.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта
http://www.troek.net/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.