Отзыв и рецензия как оценочные высказывания учащихся
Т.В. Тарасова
Работа
по развитию речи учащихся - обязательная часть школьного курса русского языка.
Эта работа многоаспектна. В частности, она предполагает последовательную
подготовку к сочинениям различных жанров с учетом возрастных особенностей
школьников конкретного класса, специфики каждого жанра, взаимосвязи, отношений
преемственности между жанрами в рамках программного обучения [8,9]. Необходимо
различать понятия «жанр», «речевой жанр» и «жанр школьных сочинений». Первые
два понятия являются лингвистическими, последнее принадлежит теории и практике
обучения русскому языку. Традиционно для раскрытия содержания термина «жанр» в
лингвистике используется определение, данное М.М. Бахтиным: «Жанром называется
форма организации речевого материала, выделяемого в рамках того или иного
функционального стиля, вид высказываний, создающийся на основе устойчивых,
повторяющихся …моделей и структур в речевой ситуации» [7. C. 56]. Под «речевым
жанром» понимается «класс текстов, традиционно использующихся для достижения
определенных коммуникативных целей общения в конкретных условиях общения» [11.
C. 28]. Жанром в методике преподавания русского языка называют разновидности
самостоятельных высказываний (сочинений) учащихся. На начальном этапе обучения
(5-8 классы) под «жанрами школьных сочинений» подразумеваются самостоятельные
высказывания учащихся в соответствии с функционально-смысловыми типами речи,
положенными в их основу [2]. Это сочинения-описания, сочинения-повествования,
сочинения-рассуждения. Обучение жанрам школьных сочинений в старших классах
ведется в соответствии с жанрами конкретного функционального стиля. При этом
школьная практика обращает внимание на основные особенности конкретного жанра,
на наиболее типичные, повторяющиеся его элементы. В старших классах школьники
овладевают учебными высказываниями, которые соответствуют таким жанрам
публицистического стиля, как отзыв, рецензия, статья, заметка, репортаж;
официально-делового - автобиография, заявление, характеристика; научного -
доклад, реферат, тезисы, конспект [2. C. 3-49].
С
1968 года отзыв и рецензия - традиционные жанры школьных сочинений. Они очень
тесно связаны между собой. Обучение отзыву ведется в 5-7 классах [3]. Как этап
подготовки к сочинению-рецензии отзыв изучается в 8-9 классах [4. C. 30]. Отзыв
рассматривается как содержательно-структурный элемент сочинения-рецензии,
создаваемого учащимися старших классов [13].
Вопрос
об особенностях подготовки учащихся к сочинению-отзыву в методической
литературе рассмотрен достаточно подробно. Системе работы над
сочинением-отзывом посвящены диссертационное исследование и журнальные
публикации Г.А. Богдановой. Включение «Рецензии на рассказ писателя ХХ века» в
список тем экзаменационных сочинений вызвало появление в методической
литературе как по русскому языку, так и по литературе большого количества новых
работ, посвященных особенностям обучения школьников рецензии.
Сопоставим
отзыв и рецензию для выявления преемственности в работе над ними. Главным в
отзыве является выражение эмоционально-оценочного, личностного отношения к
предмету речи. Рецензия как жанр школьного сочинения отличается от рецензии
«как периферийного жанра научного стиля, в котором происходит сближение
научного стиля с газетно-публицистическим» [12]. Как пишет Т.А. Калганова, в
рецензии обычно сообщается «информация о содержании книги, композиции, поднятые
в ней проблемы, критический разбор и оценка книги, ее темы, идейного
содержания, языка и стиля, указывается значение в ряду других работ писателя,
раскрывается ее роль в литературном процессе и обществе» [5]. Учащимся даже
выпускных классов не по силам написать рецензию, в которой бы присутствовали
все вышеуказанные «компоненты». Рецензия как жанр школьного сочинения включает
в себя только некоторые из них (примерный план рецензии на сочинение, на книгу,
на театральную постановку). В школьной практике речь идет о подготовке
старшеклассников к написанию «сочинения в жанре, близком к рецензии» [13. C.
160]. На этапах подготовки к сочинению-рецензии в старших классах используются
также такие понятия, как «отзыв-рецензия», «отзыв с элементами рецензии»,
«отзыв, близкий к рецензии». При этом чем больший объем литературоведческих
знаний привлекается автором, чем глубже проводится анализ литературного
произведения, тем сочинение становится ближе к собственно рецензии.
В
методической литературе под рецензией как жанром школьного сочинения понимается
«отзыв, критический разбор, оценка художественного или научного произведения»
[13. C. 160]; «отзыв, разбор и оценка нового художественного, научного или
научно-популярного произведения» [6. C. 12].
Коммуникативная
цель отзыва и рецензии - дать оценку предмету речи. Любое задание на уроках
русского языка и на уроках литературы, связанное с созданием самостоятельного
высказывания (будь то устный или письменный ответ на вопрос, сочинение-описание
природы (картины, внешности, архитектурного памятника), сочинение-рассуждение),
так или иначе ориентирует учащихся на выражение собственного мнения
(одобрения-неодобрения, согласия-несогласия, положительной - нейтральной -
отрицательной оценки факта). Однако именно сочинение-отзыв и сочинение-рецензия
как жанры учебных высказываний специально ориентированы на решение такой задачи
обучения, как «совершенствование оценочной деятельности учащихся» [3. C. 32]. В
связи с этим сочинение-отзыв и сочинение-рецензия могут быть выделены в
специальную группу «оценочных высказываний учащихся». (Заметим, что в
лингвистике рецензия как речевой жанр относится к «оценочно-критическому типу
текстов» [11. C. 29]).
С
отзывом и рецензией как образцами оценочных высказываний учащиеся встречаются
не только на уроках подготовки к сочинениям. Речь учителя, оценивающего устные
(краткие и развернуты) ответы, письменные работы школьников содержит примеры
оценочных высказываний. В литературе «оценочное высказывание учителя»
определяется как «устный речевой жанр, коммуникативная цель которого оценить
ответ ученика, выразить отношение к содержанию и форме высказывания (иногда к
личности ученика), побудить его к действию» [7. C. 132]. Под оценочным
высказыванием учащихся понимается речевой жанр (устный и письменный, доступный
в каждом конкретном случае), коммуникативной целью которого является отклик,
критический разбор и оценка предмета речи (литературного произведения,
произведения искусства). Отзыв и рецензия школьников - его разновидности. Таким
образом, оценочный характер высказываний мы рассматриваем как основной признак
сочинения-отзыва и сочинения-рецензии.
Следует
различать способы реализации оценки в сочинении-отзыве и в сочинении-рецензии
(т. е. особенности включения оценки в структуру высказывания, особенности ее
аргументации).
В
лингвистике существует большое количество определений понятия «оценка». Под
оценкой понимается «отношение говорящего к предмету речи» (О.С. Ахманова);
«суждение о ценностях» (Е.М. Вольф); «субъективное выражение значимости
предметов и явлений окружающего мира для нашей жизни и деятельности» (Т.А.
Вендина). Обучение умению создавать оценочные высказывания, т.е. использовать
оценочные слова и выражения в школьных сочинениях, связано, в первую очередь, с
формированием умения выражать свое отношение к предмету речи. Поэтому в нашей
работе мы используем определение понятия «оценка», данное О.С. Ахмановой [1. C.
305].
Оценочные
высказывания (в том числе и принадлежащие учащимся) включают в себя две
составляющих: оценочную и информационную [1. C. 41]. Информационная
составляющая может быть представлена описанием или повествованием, оценочная
составляющая представлена рассуждением. Их соотношение в сочинении-отзыве и в
сочинении-рецензии неодинаково.
Повторим,
цель отзыва - поделиться впечатлением, например, о прочитанном, привлечь
внимание к произведению литературы или искусства. Отзыв - этап постижения
текста - «эмоциональное погружение в текст» [10. C. 152], по определению Е.
Романичевой, очень важен. Это попытка разобраться в собственных чувствах,
вызванных прочитанным произведением, рассуждение о своих переживаниях,
настроении. Поэтому в содержание отзыва включаются только те элементы, которые
затронули автора лично, вызвали в его душе отклик. Субъективный подход в выборе
содержания отзыва раскрывает нам не существенные стороны литературного произведения,
а личность автора отзыва. Из отзыва мы узнаем о жизненной позиции автора
сочинения, его личностных качествах, отношении к тем или иным сторонам жизни,
нашедшим воплощение в литературном произведении. Оценочная составляющая в
отзыве имеет большее значение, чем информационная. Оценка, сформулированная в
начале сочинения-отзыва в виде тезиса, аргументируется в основной части. При
этом доказательства, раскрывающие мысли и чувства автора сочинения, носят
эмоционально-оценочный характер.
Рецензия
создается не только для того, чтобы поделиться впечатлением от прочитанного.
Цель рецензии - дать аргументированное истолкование и оценку
идейно-художественного своеобразия произведения. Рецензент старается раскрыть
смысл названия (аллюзии, ассоциации), описывает способ организации
повествования (особенности композиции произведения), ставит перед собой задачу
охарактеризовать художественный конфликт и проследить его динамику в развитии
сюжета. Автор сочинения-рецензии особое внимание уделяет мастерству писателя в создании
и раскрытии характеров персонажей, выражении авторской позиции, особенностям
стиля и метода художника слова. Все утверждения рецензент подкрепляет
убедительными примерами из текста. Поэтому более важной будет информационная
составляющая. Т.И. Синдеева рассматривает способы включения оценки в структуру
высказывания. Оценка в структуру сочинения-рецензии может быть включена так: 1)
оценочное предложение находится вначале, далее следует его раскрытие,
доказательство; 2) предложения-рассуждения являются аргументами,
предвосхищающими, подводящими к оценочному выводу; 3) рассуждение состоят из
цепи оценочных и теоретических высказываний, находящихся в
причинно-следственных отношениях [11. C. 42]. В отличие от сочинения-отзыва в
сочинении-рецензии аргументы, раскрывающие высказанную авторскую оценку, могут
не иметь эмоционально-оценочного оттенка.
Итак,
работа над отзывом и рецензией как оценочными высказываниями, с одной стороны,
позволит обогатить словарный запас и грамматический строй речи учащихся средствами
выражения оценки. С другой стороны, обучение отзыву и рецензии даст возможность
совершенствовать умение употреблять средства выражения оценки в речи, то есть
создавать оценочные высказывания.
Список литературы
1.
Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Советская энциклопедия,
1969.
2.
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программа по русскому языку к
учебникам для 5-9 классов // Программы по русскому языку для
общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Русский язык. 5-9 / Сост. Л.М.
Рыбченкова. М.: Дрофа, 2002. С. 3-49.
3.
Богданова Г.А. Отзыв о самостоятельно прочитанном художественном произведении
как вид ученического сочинения // Русский язык в школе.1984. №1. С. 32-37.
4.
Богданова Г.А. Отзыв и рецензия (Материалы к факультативному курсу «Теория и
практика сочинений разных жанров») // Русский язык в школе. 1985. №4. С. 29-34.
5.
Калганова Т.А. Выпускное сочинение в 11 классе // Литература в школе. 1995. №
2.
6.
Котельникова С.А. Аннотация — отзыв — рецензия — эссе // Русский язык в школе.
1998. № 1. С. 12-18.
7.
Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. Изд. 2-е, испр. и доп. / Под
ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков. М.: Флинта.
Наука, 1998. С. 56.
8.
Программы по русскому языку для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев:
Русския язык. 5-9 кл. / Сост. Л.М. Рыбченкова. М.: Дрофа, 2002. 160 с.
9.
Программно-методические материалы: Русский язык. 10-11 классы / Сост. Л.М.
Рыбченкова. М.: Дрофа, 2002. 192 с.
10.
Романичева Е. Рецензия? Рецензия … Рецензия! / Я иду на урок литературы.
Готовимся к экзаменационному экзаменационному сочинению. 11 класс. М., 2001.
11.
Синдеева Т.И. Некоторые особенности композиционно-речевой организации жанра
«научная рецензия» // Функциональные стили в преподавании иностранных языков.
М.: Наука, 1982.
12.
Троянская Е.С. Научное произведение в оценке автора рецензии (К вопросу о
специфике жанров научной литературы) // Научная литература: язык, стиль, жанры.
М.: Наука, 1982. С. 67-81.
13.
Штильман С. Еще раз про рецензию // Я иду на урок литературы. Готовимся к
экзаменационному сочинению. 11 класс. М.: 2001. С. 159-167.