Реферат по предмету "Военное дело"


Ориентирование по карте в движении

Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации
Хабаровский государственный педагогическийуниверситет.
Военная кафедра
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Ориентирование по карте в движении»
Выполнил: Копцев Д.А.
Руководитель:
г. Хабаровск 2001 г.

План
 TOC o «1-4» ВВЕДЕНИЕ… PAGEREF_Toc531885111 h 3
1. СУЩНОСТЬ ОРИЕНТИРОВАНИЯ… PAGEREF_Toc531885112 h 5
2.  ПОДГОТОВКА К ОРИЕНТИРОВАНИЮ… PAGEREF_Toc531885113 h 8
2.1  Изучение местности по карте… PAGEREF_Toc531885114 h 8
2.2 Определение масштаба карты… PAGEREF_Toc531885115 h 10
3. ОРИЕНТИРОВАНИЕ В ПУТИ… PAGEREF_Toc531885116 h 12
3.1 Движение по азимутам… PAGEREF_Toc531885117 h 14
3.1.1  Подготовка данных длядвижения по азимутам… PAGEREF_Toc531885118 h 14
3.1.2  Движение по азимутам… PAGEREF_Toc531885119 h 17
3.1.3  Обход препятствий… PAGEREF_Toc531885120 h 19
3.1.4  Нахождение обратного пути… PAGEREF_Toc531885121 h 20
3.1.5  Точность движения по азимутам… PAGEREF_Toc531885122 h 21
4.  ОСОБЕННОСТИ ОРИЕНТИРОВАНИЯ ПРИДВИЖЕНИИ В РАЗЛИЧНЫХ  УСЛОВИЯХ… PAGEREF_Toc531885123 h 23
5.  ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПОТЕРЯННОЙОРИЕНТИРОВКИ… PAGEREF_Toc531885124 h 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.… PAGEREF_Toc531885125 h 29
ВВЕДЕНИЕ
Местность — один из основных ипостоянно действующих фак­торов боевой обстановки, существенно влияющий набоевую дея­тельность войск. Особенности местности, оказывающие влияние на организацию,ведение боя и применение боевой техники, назы­ваются ее тактическимисвойствами. К основным из них относятся ее проходимость и условияориентирования, маскиро­вочные и защитные свойства, условия наблюдения и веденияогня.
При выполнении боевых задач — каждый военнослу­жащийдолжен уметь быстро и правильно сориентироваться на местности, изучить ее  и оценивать ее тактические свойства.
Этому учит военная топо­графия, предметом которой являютсяспособы изучения и оценки местности, ориентирования на ней и производства поле­выхизмерений при подготовке и ведении боевых действий.
Важнейшим источником получения информации о топографи­ческихэлементах местности  -  их взаимном положении, координа­тах,размерах, очертаниях и других количественных и качествен­ных показателях — служат топографические карты.
Наряду с использованием карт и аэроснимков местность изу­чаетсятакже путем непосредственного ее осмотра и выполнения полевых измерений. Чащевсего такие измерения приходится де­лать при ориентировании, определении местоположенияцелей и других объектов, ведении огня и т. п.
Все офицеры, изучив курс военной топографии, обязаны хо­рошознать свойства карт и аэроснимков и уметь:
-   
-   
-   
-     
В ходе выполнения данной курсовой работы автор совершенствуетсвои знания о работе с картой на местности, в частности, ориентировании в движении.
1. СУЩНОСТЬ ОРИЕНТИРОВАНИЯ
Ориентироваться на местности в боевых условиях – этозначит определить свое местоположение и нужное направление движения илидействий относительно сторон горизонта, окружающих объек­тов местности,расположения своих войск и войск противника. Сущность ориентирования составляеттри основных элемента:
-   
-   
-   
Важнейшая задача ориентирования — нахождение и выдержи­ваниезаданного направления движения в любых условиях обстановки: в ходе боя, в разведке,при совершении марша.
Все действия командира подразделения неизбежно связаны сориентированием на местности. Без ориентирования немыслимы постановка боевыхзадач подразделениям и огневым средствам, целеуказание, нанесение на картурезультатов разведки против­ника и местности и управление подразделениями входе боя.
Умение быстро и безошибочно ориентироваться на местности влюбых условиях является одним из важнейших элементов поле­вой выучки офицеров.Ориентирование на местности не эпизодиче­ское мероприятие в работе командира.Оно должно осуществ­ляться систематически самим командиром и личным составомподразделения под его руководством, как при подготовке, так и в ходе выполнениябоевой задачи.
В основе ориентирования лежит умение выбирать на местностиориентиры и использовать их как маяки, указывающие нужные направления, пункты ирубежи.
Изучение и запоминание незнакомого участка местности сле­дуетвсегда начинать с выбора трех-четырех наиболее приметных ориентиров. Надохорошо запомнить их внешний вид и взаимное положение, чтобы в дальнейшем можнобыло по ним в любом пункте опознать местность и определить свое место­положение.При передвижении ориентиры выбирают по направ­лению пути, последовательнонамечая их по мере выхода в новые районы.
Ориентироваться на местности можно различными способами.Командиры подразделений ориентируются преимущественно по карте. По ней ониопределяют свое местонахождение, опознают окружающие местные предметы и элементырельефа и устанавливают местоположение наблюдаемых целей и других объектов.Солдатам и сержантам ориентироваться приходится главным об­разом по ориентирами с помощью компаса. Для выхода в нужный пункт командир указывает им азимутнаправления движения и ориентиры по маршруту движения. Эти данные командирподраз­деления готовит обычно по карте.
Для ориентирования на местности, бедной ориентирами, в крупныхнаселенных пунктах и в районах, где произошли сущест­венные измененияместности, выгодно использовать аэроснимки. Подробное изображение нааэроснимках очертаний местных пред­метов и мелких деталей, не помещаемых накарте, и другие осо­бенности, свойственные фотографическому изображению, позво­ляютв большинстве случаев точно определять на них свое место­положение и наблюдаемыхобъектов, выбирать ориентиры на пути движения и контролировать правильностьвыдерживания намечен­ного маршрута.
Для надежного и точного ориентирования в любых условиях местностии погоды — в лесу, пустыне, при плохой видимости -  на вооружении многих боевых машин имеетсяспециальная так называемая навигационная аппаратура. Она позволяет в любоймомент знать координаты местонахождения машины и дирекционный угол направления движения.
Для того чтобы безошибочно определять свое местоположениеи положение наблюдаемых объектов и правильно осуществлять целеуказание,необходимо уметь определять на местности расстояния до объектов и направленияна них.
2.  ПОДГОТОВКА КОРИЕНТИРОВАНИЮ
Подготовка к ориентированию включает в зависимости от об­становкиполностью или частично следующие мероприятия:
-        
-        
-        
-        
Маршрут движения и прилегающая к нему полоса местности изучаютсяпо карте с привлечением по возможности всех других имеющихся материалов (аэроснимков,разведывательных данных и пр.). 2.1  Изучение местности покарте
Изучая маршрут, надо уяснить характеристику дорог иособенности местности, по которой он пролегает, установить на­личие и характермостов, придорожных сооружений и других объектов местности, являющихсяориентирами. Особенно внима­тельно должны быть изучены участки в местахповоротов маршрута, на перекрестках и развилках дорог, а также при въездах внаселенные пункты и выездах из них.
Для того чтобы маршрут движения четко выделялся на карте,его поднимают и выделяют объекты местности, легко опознавае­мые в условияхпредстоящего движения (объекты гидрографии, переезды через железные дороги, отдельныестроения и т. п.). В районах, бедных ориентирами, а также при значительныхизмене­ниях местности по сравнению с картой контролировать правиль­ностьдвижения часто помогает рельеф. Даже относительно не­большие подъемы и спускиможно легко заметить как днем, так и ночью. Поэтому элементы рельефа, которыеможно использовать для ориентирования, целесообразно поднять на картеутолщением или оттенением горизонталей.
Маршрут на карте разбивается на участки длиной 5 или 10 кми его протяженность подписывается нарастающим итогом. При этом учитываетсякоэффициент перехода от линий, измеренных по карте, к действительным их размерам. 
Например, если коэффициент, определенный по таблице Приложения1, равен 1.10,  то для того, чтобы накарте масштаба 1:100000 разбить маршрут на 10-километровые участки, откладываютотрезки по 9 см.
При подготовке к движению в лесу, в пустынной местности ив других условиях, неблагоприятных для ориентирования, опре­деляют иподписывают на карте магнитные азимуты направле­ний движения, чтобы можно было,если потребуется, быстро пе­рейти к ориентированию в пути по компасу. Магнитныеазимуты направлений движения определяются и подписываются на картах также в техместах, где легко сбиться с намеченного маршрута из-за большого количествавстречающихся по пути перекрестков и развилок дорог.
Когда имеется достаточно времени, наиболее важные особен­ностимаршрута следует запомнить: основное направление пути относительно сторонгоризонта, надежные ориентиры на маршруте (крупные населенные пункты, реки, переездычерез железные до­роги и т. п.) и характер ориентиров у развилок дорог, гдеизме­няется направление движения. Знание на память маршрутов дви­жения особенноважно для командиров подразделений, выделенных в разведку или в состав воздушногодесанта. 2.2 Определение масштаба карты
Масштаб карты — одна из важнейших ее характеристик. Он определяетстепень уменьшения линий на карте относительно горизонтальных проложений соответствующихим линий на местности.
Масштаб указан на каждом листе карты под южной (нижней) сторонойрамки в числовом (численный масштаб) и графическом (линейный масштаб) виде(Рисунок 1).
1:50 000
в 1 сантиметра 500 метров

Рисунок 1. Обозначениемасштаба на карте.
Численный масштаб в общем виде, т. е. безотносительно ккакой-либо определенной системе линейных мер, обозначается на картах в видеотношения 1: М, где М — число, указывающее, во сколько раз уменьшены длинылиний на местности при изобра­жении их на карте. Так, масштаб 1:50000 означает,что любой единице длины на карте соответствует 50000 таких же единиц на местности.
Для практического использования при измерениях по карте численныймасштаб, кроме того, представляют именованным чис­лом, указывая непосредственновеличину масштаба, т. е. расстояние на местности, соответствующее
 1 см карты. Так, для 1:50 000 картывеличина масштаба равна 500 м.
Отсюда следует, что длина линии на местности равна произве­дениювеличины масштаба на длину отрезка (k), измеренную на карте в сантиметрах. Например,отрезку 3,95 см на карте масш­таба 1:100 000 соответствует на местности расстояниеd==1 км  Х 3,95 = 3,95 км.
3. ОРИЕНТИРОВАНИЕ В ПУТИ
Непременным условием правильности выдерживания направ­лениядвижения является непрерывность ориентирования, т. е. по­стоянное знание своегоместонахождения на маршруте относи­тельно ближайшего выбранного ориентира и конечногопункта движения. На поле боя это осуществляется по ориентирам, указаннымнепосредственно на местности и заранее хорошо изучен­ным. При совершении жемарша на незнакомой местности марш­рут выдерживают преимущественно по карте.Для этого во время движения следят за ориентирами, расположенными вдоль марш­рута,и периодически — за показаниями спидометра. По этим данным фиксируют на картесвое продвижение.
Начиная движение по маршруту, на исходной точке записываютпоказание спидометра и время начала движения, сличают карту с местностью иопределяют направление пути. Во время движения, к карте обязательно обращаютсяпри подходе к перекрестку или развилке дорог. За 200 — 400 м до поворота маршрутанеобходимо указать водителю место предстоящего поворота и направлениедальнейшего движения, например: «На опушке леса поворот на­право по грунтовойдороге».
Если на местности намеченного ориентира не окажется, тоследует установить свое местоположение по другим мест­ным предметам и  деталям рельефа, обозначенным на карте, и,лишь убедившись в правильности движения, продолжать путь.
Особенно внимательно надо сличать карту с местностью в ме­стах,вызывающих сомнение в правильности ориентирования: при движении по населенномупункту и выходе из него, на перекрест­ках и развилках дорог и т. п.
В таких случаях правильное на­правление движенияустанавливают с помощью компаса, пользуясь магнитными азимутами, записанными накарте при подготовке к движению.
Наибольшие трудности в выдерживании заданного маршрута возникаютпри обходе зон пожаров, завалов, затопления и участков заражения. В этихслучаях необходимо, прежде всего, воз­можно точнее определить свое местоположениена карте и запи­сать показание спидометра. Затем, изучив характер местности,наметить путь обхода препятствия и поднять на карте ориентиры, которыевстретятся на этом пути, В условиях ограниченной види­мости обходитьпрепятствия целесообразно по просекам, вдоль рек, линий электропередач и подругим линейным ориентирам. При движении на местности, бедной ориентирами,когда на ма­шине имеется гирополукомпас, путь обхода недоступных зон вы­годнонаносить на карту, определяя для этого азимут направления каждого колена путипо гирополукомпасу, а его длину — по спидометру.
При движении по шоссейным дорогам для ориентирования можнопользоваться путевыми дорожными знаками (указателями наименований пунктов ирасстояний до населенных пунктов, пере­валов и пр., маршрутными марками,указывающими номера дорог, километровыми столбами). Однако в боевых условияхэто надо делать весьма осторожно: противник может переставить их или заменитьдругими указателями с ложными надписями.
К наблюдению за ориентирами в пути, особенно при движенияночью, нужно привлечь водителя и членов экипажа. Для этого, если позволяет обстановка,перед началом движения их надо оз­накомить с маршрутом и намеченнымиориентирами, особенно с теми, по достижении которых должно меняться направлениедви­жения. Это облегчит командиру подразделения выдерживание на­меченногомаршрута движения.3.1 Движение по азимутам
Движение, в процессе которого выдерживание направленияпути и точный выход в намеченный пункт производятся с" помо­щью компаса(гирополукомпаса) и промера пройденного расстоя­ния, называется движением поазимутам.
Движение по азимутам применяется в лесу, пустыне, степи ив других районах, бедных ориентирами, а также при действии вне дорог ночью и вусловиях плохой видимости, когда сличение кар­ты с местностью не обеспечиваетуверенный выход в заданный пункт. К движению по азимутам прибегают также командирымелких подразделений и групп при отсутствии у них карты.
Данные, необходимые для движения по азимутам, готовятся покарте или аэроснимку.3.1.1 Подготовка данных для движения по азимутам
Подготовка данных для движения по азимутам включает: вы­бормаршрута и ориентиров вдоль него, определение магнитные азимутов и расстоянийпо каждому участку пути — от одного по­ворота (ориентира) до другого — и оформлениеэтих данных так, чтобы ими было удобно пользоваться в пути.
Начертание маршрута и количество выбираемых на нем ориен­тировзависят от характера местности, задачи и условий предстоя­щего движения.Главное требование к маршруту состоит в том, чтобы он обеспечивал быстрый, а вбоевых условиях и скрытый выход в назначенный район. Поэтому желательно, чтобыон про­ходил по участкам, удобным для движения, был укрытым от на­земного ивоздушного наблюдения противника и имел достаточное количество ориентиров дляконтроля правильности движения.
Если позволяет местность, то точки поворотов маршрута сле­дуетвыбирать у таких ориентиров, на которые можно уверенно выйти даже в том случае,когда направление движения выдер­живается недостаточно точно. Такимиориентирами могут быть точки пересечения линейных объектов или характерные детали площадных объектов, находящихсяпоблизости от прямой, соеди­няющей исходную и конечную точки маршрутов(пересечение про­секи с электролинией, стык дорог, выступ поляны и т. д.).
Направление движения по компасу (гирополукомпасу) не мо­жетбыть выдержано безошибочно, а иногда даже при незначи­тельном отклонении от нужногонаправления движения можно пройти мимо ориентира и не заметить его. Чтобы этоне, случи­лось, в ряде случаев целесообразно выходить не сразу на ориен­тир, асперва на заранее выбранную промежуточную точку, нахо­дящуюся поблизости, а отнее уже к ориентиру.
Проиллюстрируем это на примере (рисунок 2). Если научастке пути от стыка дорог (точка А) до дома лесника в качестве пово­ротнойточки маршрута- выбрать угол поляны (точка 5), то при отклонении в процесседвижения влево имеется опасность прой­ти мимо нее. Поэтому в данном случаецелесообразно в качестве поворотной точки маршрута выбрать промежуточную точкуС, на­ходящуюся на границе поляны, ближе к ее середине, на расстоя­нии  длины АВ. Движение от точки А до точки С будет осуществляться поазимуту, от точки С до точки В — погранице поляны, а от точки В до домалесника — вновь по азимуту. Путь при этом удлиняется незначительно, но затообеспечивается более уверенное выдерживание маршрута.
                
Рисунок 2.  Выборпромежуточной точки для уверенного выхода к ориентиру
Выбранные ориентиры поднимают на карте (обводя их круж­ками)и соединяют прямыми линиями. Те линии, которые не пере­секают ни одной вертикальнойлинии координатной сетки, выгодно сразу же продолжить до пересечения сближайшей из них, с тем чтобы в дальнейшем удобнее было измерять дирекционныеуглы. Для каждого участка маршрута измеряют по карте дирекционный уголнаправления движения и переводят его в магнитный азимут. После этого измеряютрасстояние между выбранными ориенти­рами. Если движение будет совершаться пешимпорядком, метры переводят в пары шагов или подсчитывают бремя, необходимое дляпрохождения каждого участка (например, при движении на лыжах).
Магнитные азимуты и расстояния записывают на карте противсоответствующего участка пути.
В том случае, когда карты в пути не будет, составляютсхему маршрута. Для этого на карту накладывают восковку или лист писчей бумагии на них простым карандашом копируют линию маршрута и ориентиры, находящиеся напути движения и по сто­ронам. На схеме подписывают магнитный азимут направлениякаж­дого колена пути и его длину и наносят направление магнитного меридиана.
На коротких и несложных для ориентирования маршрутах, а такжев учебных целях вместо схемы можно составить таблицу.3.1.2 Движение по азимутам
При движении по азимутам на каждой поворотной точке марш­рута,начиная с исходной, находят на местности по компасу нужное направление пути идвигаются по нему, измеряя пройденное рас­стояние шагами, а при движении намашине — с помощью спидо­метра. Для того чтобы точнее выдержать это направление,вы­бирают на нем какой-либо вспомогательный ориентир. Достигнув его, намечаютследующий промежуточный ориентир и продолжают движение к нему. На поворотнойточке эти действия повторяют. И так до конца маршрута. В качествевспомогательного ориен­тира ночью можно использовать какое-либо небесноесветило. При этом надо иметь в виду, что оно перемещается по небесному своду, иесли не учитывать этого и не проверять по компасу через каж­дые 10 — 15 минправильность движения, то можно значительно уклониться в сторону.
При движении по открытой, но бедной ориентирами местности- направление можно выдерживать по створу. Для этого, наме­тив по компасу вначале движения направление пути и передви­гаясь по нему, оставляют позади себячерез известные промежутки какие-нибудь створные знаки (забитый в землю кол,веху) и затем, оглядываясь на эти знаки, следят, чтобы направление движения неуклонялось от створной линии. При движении по мягкому грунту и снежному полюстворные знаки может заменить след собственного движения (следы гусениц иликолес машины, лыжня).
При наличии карты правильность выдерживания маршрута движенияпо азимутам на участках между его поворотными точ­ками даже в закрытой илибедной ориентирами местности можно хоть изредка контролировать по характерурельефа и встречаю­щимся на пути местным предметам. Поэтому при движении по азимутам,особенно на большое расстояние, надо обязательно пользоваться картой.
Если подразделение двигается по азимутам пешимпорядком,  то целесообразно одного изсолдат назначить направляющим (азимутчиком) с задачей правильно выдерживатьнаправление дви­жения по компасу, и одного-двух солдат для измерения шагамипройденного расстояния.
При вождении машины по гирополукомпасу вначале опреде­ляютдирекционный угол или магнитный азимут продольной оси машины. Это может бытьсделано по дирекционному углу направ­ления на ориентир, видимый с точкистояния, или по компасу.
Для определения дирекционного угла продольной оси машиныее устанавливают на точку, с которой виден какой-либо удален­ный ориентир,обозначенный на карте. С помощью башенного уг­ломера или прицела совмещают продольнуюось машины с на­правлением на этот ориентир. Дирекционный угол направления наориентир определяют по карте и устанавливают на шкале гирополукомпаса. Вместонаправления на ориентир можно использовать какую-либо линию местности (прямолинейныйучасток дороги, просеку, линию электропередачи и пр.).
Для определения магнитного азимута продольной оси машиныпо компасу отходят от нее вперед или назад на 50 — 60 м и изме­ряют компасомазимут направления вдоль одного борта машины, а затем вдоль другого и из двух результатовберут среднее.
После того как на шкале гирополукомпаса установили дирек­ционныйугол (магнитный азимут) продольной оси машины, ее разворачивают так, чтобы уиндекса шкалы установился отсчет, равный дирекционному углу (магнитномуазимуту) направления на первую поворотную точку, освобождают арретир и начинаютдвижение. Машину ведут так, чтобы на протяжении всего участка пути доследующего ориентира сохранялся отсчет у индекса, соот­ветствующий установленномукурсу. Дойдя до поворота и убедив­шись в правильности движения, машинуразворачивают так, чтобы против индекса встал отсчет, равный дирекционному углуочеред­ного участка маршрута, и двигаются по этому направлению.
Для контроля и уточнения показаний гирополукомпаса в про­цесседвижения используют обозначенные на карте линейные ори­ентиры. При отсутствиитакой возможности через каждые 1,5 — 2 ч движения в одной из поворотных точекдирекционный угол про­дольной оси машины определяют теми же способами, что и наисходной точке.3.1.3  Обходпрепятствий
Если при движении по азимуту на открытой местности встре­титсязначительное препятствие, то поступают следующим обра­зом. На противоположнойстороне препятствия в направлении дви­жения замечают какой-либо ориентир, наглаз определяют до него расстояние и прибавляют его к длине пройденного пути.После этого, обойдя препятствие, подходят к выбранному ориентиру и, определивпо компасу (гирополукомпасу) направление прерван­ного пути, продолжают движение.
 На закрытойместности или в условиях ограниченной видимо­сти обход препятствий можносовершать по компасу следующим образом (рисунок 3):
 -  дойдя до препятствия (точка 7), замечаютотсчет спидомет­ра, определяют по компасу азимут нового направления движениявдоль препятствия вправо или влево и продолжают движение по этому ази­муту,измеряя расстояние до края пре­пятствия (точка 2);
 -  в точке 2,записав пройденное расстояние между точками 1и 2 и определив.направление по первона­чальному азимуту, делают поворот идвижутся на точку 3, (конец препят­ствия), также измеряя расстояние;
 -  придя в точку 3, движутся влево (вправо)- по обратному азимуту направления 1 — 2 до тех пор, пока не будет пройденпуть, равный расстоя­нию между точками 1и 2, до точки 4;
-  в точке 4, определив направле­ние попервоначальному азимуту, про­должают движение по нему, прибавив к пройденномудо препятствия рас­стоянию длину отрезка 2- 3 (ши­рину препятствия).

Рисунок 3. Обход препятствия.3.1.4 Нахождение обратного пути
В ряде случаев бывает необходимо, выйдя в намеченныйпункт, вернуться обратно по тому же пути. Чтобы легче найти обратный путь, надостараться запоминать важнейшие особенности местно­сти по маршруту, особенно вместах его поворота, на развилках дорог, и направления обхода встречающихся препятствий.Полезно также по ходу движения оставлять какие-либо знаки на деревьях идорогах. В том случае, когда движение совершается по азиму­там, при возвращениипо маршруту надо прямые азимуты переве­сти в обратные.3.1.5 Точность движения по азимутам
Точность движения по азимутам зависит от ошибок измеренияпройденного расстояния и ошибок выдерживания заданного на­правления. Источникиэтих ошибок весьма разнообразны.
При из­мерении расстояний ими являются: уклонения всторону от пря­молинейного направления при обходе препятствий, встречающихся напути, недостаточно точный учет влияния рельефа, погрешности в показанияхспидометра (при  пешем движении неточновыверенная  длина шага) и др. Как показываетпрактика, расстояние, из­меренное до ориентира на местности, как с помощьюспидометра, так и шагами, в большинстве случаев больше расстояния, изме­ренногопо карте. Ошибка измерения расстояния при движении по азимутам составляет в среднем2 — 3% пройденного пути.
В закрытой местности на точность движения по азимутам ос­новноевлияние оказывает неточность выдерживания направления. Даже при самых благоприятныхусловиях невозможно точно уста­новить на местности заданное направление:неизбежна ошибка от­счета по компасу (гирополукомпасу) и определения дирекционногоугла (азимута) продольной оси машины. Ошибка в 1° вызывает боковое смещениеоколо 20 м на каждый километр пройденного расстояния.
Если ошибку ориентирования по компасу считать равной 5°,то боковое смещение в пути составит около 100 м на каждый километр расстояния.Поэтому если, пройдя положенное расстояние, не встретят указанный ориентир, тоего следует искать поблизости в пределах окружности, радиус которой равен при­мерно пройденногорасстояния.
4.  ОСОБЕННОСТИОРИЕНТИРОВАНИЯ ПРИ ДВИЖЕНИИ В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ
В крупном населенном пункте основная задача выдерживаниямаршрута состоит в том, чтобы безошибочно и быстро выйти на дорогу, по которойпроходит дальнейший путь движе­ния. Потеря ориентировки в городе ведет к образованиюпробок, а в ряде случаев, к необходимости разворота колонны машин на узкихулицах для следования в обратном направлении, на что тре­буется значительноевремя.
Маршрут движения через крупный населенный пункт обычно намечаютпо главным и магистральным улицам. Такие улицы четко выделяются на карте всехмасштабов, а их продолжением часто бывают шоссейные дороги, подходящие кгороду. Количе­ство поворотов маршрута должно быть по возможности минималь­ными выбирают их в таких местах, где имеются легко опозна­ваемые ориентиры; мосты,путепроводы, переезды через железные дороги, стадионы и т. п.
Выбор маршрута движения по населенному пункту и его вы­держиваниезначительно облегчается при использовании плана (фотоплана, фотосхемы) города.На таких планах с большой под­робностью отображаются все особенности планировкинаселенных пунктов и имеющиеся в них ориентиры.
При движении через населенный пункт непрерывно контроли­руютправильность выдерживания намеченного маршрута, подсчи­тывая число пройденныхкварталов. Места поворотов маршрута надо определять заранее и предупреждать оних водителя.
В лесистой местности выдерживание маршрута, прохо­дящегопо грунтовым дорогам и просекам, требует умения безо­шибочно распознавать наместности те из них, по которым про­ходит путь, выбранный по карте. При этомследует учитывать, что лесные дороги часто бывают малонаезжены и трудноразли­чимына местности, а часть их может быть вообще не показана на картах. Вместе с темможно встретить не обозначенные на карте хорошо наезженные временные дороги,служащие для вывоза леса и сена.
В качестве ориентиров в лесу обычно используют: просеки,пе­рекрестки, и развилки дорог, мосты, реки и ручьи, пересекающие маршрут,поляны, вырубки, границы молодых посадок и лесных питомников, резко выраженные формыи детали рельефа (овраги, лощины, высоты).
Просеки прорубаются во взаимно перпендикулярных направле­ниях,как правило, с севера на юг и с востока на запад. В пере­сечении просек между собой,с дорогами и реками устанавлива­ются квартальные столбы, на гранях которыхподписываются но­мера кварталов. В России и странах бывшего СССР нумерация кварталов производится впределах лесничества с северо-запада рядами в направлении к юго-востоку. Номеракварталов подписываются на картах мас­штаба 1: 25000 — 1: 100000.
Особенности ориентирования в пустыне и степи определяютсямалой обжитостью, бездорожьем, однообразием пу­стынно-степных пространств с ихмаловыразительными формами рельефа и очень небольшим количеством местныхпредметов, ко­торые можно использовать в качестве ориентиров, пылеватостьюгрунтов, которая резко ухудшает видимость. В качестве ориенти­ров в пустынеиспользуют дороги и караванные пути, курганы и другие элементы рельефа, выделяющиесяпо своим разме­рам или форме, колодцы, русла высохших рек, оазисы и соору­жения,связанные с религиозными культами (мазары, курганы, обо и др.).
Выдерживание направления при движении вне дорог в пу­стынно-степнойместности осуществляется главным образом по компасу, небесным светилам иудаленным ориентирам, а также по различным местным признакам, в частности понаправлению господствующих ветров и по связанным с этим расположению и формедюн. Для обозначения направления наступления в пустыне применяют постановкусветовых ориентиров и створов.
Наиболее уверенно и точно выдержать заданный маршрут в пустыннойместности можно с помощью навигационной аппара­туры.
На местности, подвергшейся значительным разрушениям, создаютсясложные условия для выдерживания на­меченного маршрута. Это объясняется нетолько тем, что трудно воспользоваться ориентирами, так как карта не соответствуетдей­ствительному состоянию местности, но и тем, что в районах мас­совыхразрушений часто приходится сходить с намеченного марш­рута для обхода зонзавалов, затоплений и поиска мест преодоле­ния рек, глубоких лощин и другихестественных препятствий, так как значительная часть мостов, путепроводов,дамб, тоннелей бу­дет уничтожена. Помимо того, в этих районах войсками прокла­дываютсяновые дороги и колонные пути, которые ошибочно можно принять за дороги,показанные на карте.
Встретив на маршруте участок, движение по которому невоз­можно,надо тщательно сличить местность с картой, определить; на ней место схода с маршрутаи записать показание спидометра в этой точке. Это же сделать и после того, какобход препя


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «Менеджмент производственного бизнеса (предпринимательство)»
Реферат Moby DickInnocent Or EvilInnocent Side Essay Research
Реферат Ельцин миф политик человек
Реферат Философское знание средних веков
Реферат Валовый внутренний продукт как важнейший показатель российской экономики
Реферат My View About Fantasy Essay Research Paper
Реферат Завоювання Київської Русі монголо-татарами
Реферат Дитрих, Отто
Реферат Алифатические нитросоединения
Реферат особенности финансов организации малого бизнеса
Реферат Современные представления о мегамире
Реферат Словообразования и словосложения в английском языке
Реферат Розвиток швидкості у військовослужбовців
Реферат Необходимость дальнейшего образования конституционных судов и пути совершенствования судопроизводства
Реферат Анализ финансового состояния организации по данным финансовой отчетности 2