Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Трудовая мобильность учителей и проблема сокращения педагогических кадров

Трудовая мобильность учителей и проблема сокращения
педагогических кадров

Комаров
М.С., профессор, д.фил.наук, научный руководитель лаборатории Социологии педагогического
труда Института педагогики и психологии при ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, Горшков
В.Ю., заведующий той же лабораторией, Андрамонов М.В., научный сотрудник той же
лаборатории

Основная
цель социологического исследования – выяснить отношение учителей к возможному
процессу сокращения кадров в системе образования, которые, как известно,
произойдет в ближайшие годы в связи с резким падением рождаемости в начале 90-х
годов, степени, готовности учителей к этой ситуации. Наряду с этим ставилась
задача определить психологические реакции и возможные последствия сокращения
педагогических кадров. Предпринималась также попытка определения путей и
способов трудоустройства учителей в случае сокращения кадров не только в сфере
образования, но и в других областях.

С
этой целью был проведен анкетный опрос учителей Ярославской области. В опросе
приняли участие 295 человек, из них 119 учителей сельских школ
Гаврилов-Ямского, Любимского и Первомайского районов, городские педагоги
представлены учителями общеобразовательных школ города Ярославля.

В
анкете, разработанной коллективом лаборатории, содержится несколько блоков,
связанных с заявленными ранее целями и задачами исследования. Первый блок
содержит вопросы, относящиеся к удовлетворению избранной профессией и удовлетворенностью
различными аспектами трудовой деятельности (отношение с коллегами и
администрацией, заработная плата, преподаваемый предмет, взаимоотношения с
детьми, результаты собственного труда, возможность использования передовых
технологий).

Второй
блок вопросов касался степени информированности учителей о возможном сокращении
учительских кадров, их представлений о том, кто должен заниматься
трудоустройством учителей. Основной блок вопросов анкеты затрагивал главную
исследовательскую проблему – отношение учителей к сокращению кадров, новому
трудоустройству, желанию учителей получить переподготовку и овладеть смежной
или новой профессией.

Следующий
блок вопросов имел вспомогательное значение, сюда были включены вопросы
относительно намерения учителей уйти из школы, мотивы подобных намерений и
поиски другой работы. Эти вопросы можно рассматривать в качестве контрольных,
т.е. направленных на выявление искренности суждений респондентов об
удовлетворенности работой, их психологической готовности к сокращению кадров.

Заключительный
раздел анкеты – “паспортичка” включал в себя вопросы, относящиеся к
половозрастной дифференциации учителей, стажу работы в школе (предполагалось,
что именно этот фактор оказывает самое сильное влияние на удовлетворенность
трудом и отношение к ситуации сокращения кадров), преподаваемых предметов и
квалификационной категории.

Обсуждение
результатов

Первый
вопрос анкеты носил вводный характер и имел своей целью установить контакт с
респондентом и получить информацию о том, какое учебное заведение закончили
респонденты. Полученные данные свидетельствуют о том, что 78% учителей школ
области обучались в ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 13% закончили Костромской
пединститут, более 6% окончили педагогический колледж. Чуть больше 2% - ЯрГУ
им. Н.П.Демидова. Эти цифры лишний раз говорят о том, что основным поставщиком
учительских кадров области является ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, а вклад
классического университета ЯрГУ более чем скромен.

Если
взять распределение этого показателя по возрастным группам, то оказывается, что
среди лиц, старше 50 лет, подавляющее большинство – более 90%, получили высшее
образование в ЯГПИ и около 8% - в КПИ. Среди молодых учителей в возрасте до 30
лет доля лиц, окончивших ЯГПУ, несколько ниже, но тоже достаточно высоко –
более 70%, закончивших КПИ чуть выше средней цифры – 18%, педагогический
колледж – 11%. А вот выпускников ЯрГУ среди молодых преподавателей нет совсем!

Хотя
вопросы удовлетворенности учителей области своим трудом изучались коллективом
лаборатории и в предыдущие годы1, тем не менее мы посчитали необходимым вновь к
ним вернуться в контексте данного исследования, в соответствии с поставленными
целями и задачами выяснить, в какой мере этот фактор влияет на отношение
учителей к возможному сокращению кадров, возможные психологические реакции,
новому трудоустройству и желанию получить переподготовку по смежной
специальности.

Учитель
и школа (Социологические аспекты педагогического труда) Ярославль. 1999.

Согласно
полученным данным, подавляющую часть учителей – более 90%, можно считать
удовлетворенными избранной профессией. Такой высокий процент объяснить
нетрудно, т.к. профессиональный отсев происходит на стадии трудоустройства
молодых учителей. Только половина, окончивших педагогические вузы,
трудоустраиваются на работу в школы, остальные идут в другие сферы. Учителя
старших возрастных групп, составляющих костяк учительских коллективов, как
правило, работают уже по призванию и “прирастают к школе всей душой”,
воспринимают школу, как “родной дом”. Это утверждение подтверждается и данными
социологического опроса: среди педагогов старше 50 лет доля лиц, “вполне
удовлетворенных” избранной профессией, намного выше, чем среди учителей, кто
моложе 30 лет: около 90% и 40% соответственно. В когорте учителей молодого
возраста велика прослойка тех, кто “скорее удовлетворен, чем неудовлетворен” –
54%, тогда как среди учителей старших возрастных групп подобная доля лиц
составляет всего-навсего 8%. Но в той и другой возрастных группах учителей
отсутствуют учителя, которые “совершенно не удовлетворены” своей профессией.
Приведенные факты свидетельствуют о том, что подавляющая часть учителей школ г.
Ярославля и области трудятся в школе в соответствии со своим профессиональным
призванием.

Более
конкретная информация об удовлетворенности трудом учителей школ была получена в
ответах на вопрос о том, “какими сторонами школьной жизни Вы удовлетворены в
большей степени”. Полученные ответы подтверждают факты, установленный в ходе
предыдущих исследований лаборатории, что преподаватели в наибольшей степени удовлетворены
содержательными и профессиональными аспектами труда – педагогического общения и
педагогической деятельностью. 73% респондентов заявили, что в наибольшей
степени их удовлетворяют взаимоотношения с детьми, а 72% удовлетворены
преподаваемым предметом. Другим существенным аспектом педагогического общения –
взаимоотношениями с коллегами удовлетворены 56% респондентов. Но вот другие
значимые аспекты школьной жизни, также серьезным образом влияющие на
удовлетворенность трудом и организационный климат в школе, такие как отношение
с администрацией школ, результатами труда (читай – учебой и успеваемостью
учащихся), взаимоотношениями с родителями учащихся (это тоже существенная часть
педагогического общения) – они оцениваются педагогами как вызывающие меньшую
удовлетворенность, соответственно – 16%, 12% и 9,2%. Обращает на себя внимание
такой факт: удовлетворенность возможностью использования передовых технологий
высказали лишь 22% учителей школ. Стало быть, только примерно 1/5 учителей
позитивно оценивает внедрение “передовых технологий”. Нет ничего удивительного
в том факте, что 98% опрошенных нами учителей высказали неудовлетворенность
уровнем зарплаты, которая, как известно, в 2-3 раза ниже, чем в среднем по
области.

В
старших возрастных группах, для которых характерна высокая приверженность к
школе и идеалам образования, доля лиц, удовлетворенных преподаваемым предметом,
чуть выше, чем среди молодых преподавателей – 83% против 70%. Среди молодых
преподавателей удовлетворенность от взаимоотношений с детьми среди молодых
преподавателей даже чуть выше, чем у “старших товарищей” – 84% и 71%
соответственно. Вероятно, что у молодежи меньше скептицизма и больше романтики
от работы с детьми.

Что
же касается отношения к передовым технологиям, то здесь проявляется удивительное
единодушие, в обеих возрастных группах положительно расценивают их
использование лишь 21% опрошенных.

Следующий
вопрос анкеты касался информированности учителей о возможном сокращении
учительских кадров в связи с падением рождаемости в стране и низкой
наполняемостью классов. Нам хотелось узнать, владеют ли учителя подобной
информацией. Оказывается, что да. Подавляющая часть учителей – 95% обладают
информацией о возможном сокращении учительских кадров, и лишь 4% не владеют
такой информацией. При этом учителя старших возрастных групп информированы на
все 100%, тогда как их молодые коллеги лишь на 95%. Высокую степень
информированности учителей о предстоящем сокращении педагогических кадров
следует расценивать как положительный факт, так как она может служить симптомом
того, что учителя области в той или иной форме готовятся к возможным изменениям
в кадровой политике Департамента и других органов управления образованием, и
можно предполагать, что они будут менее болезненно воспринимать и переживать происходящее.

Представляют
определенный интерес ответы учителей на вопрос о том, “Кто, по Вашему мнению,
должен заниматься вопросом трудоустройства учителей в случае сокращения
учительских кадров?” Ответы на поставленный вопрос распределились следующим
образом:




Органы управления образованием
(Департамент, Гороно, Роно)





- 68%







Администрация школ





- 8,5%







Муниципальные (районные) службы
занятости





- 21%







Каждый о себе должен
самостоятельно позаботиться





- 12%






Различия
в ответах между представителями старших и младших возрастных групп не
представляются существенными. Так, доля первых, посчитавших, что
трудоустройство учителей входит в обязанность органов образования, несколько
выше, чем у вторых – 79% и 66% соответственно.

Полученные
данные свидетельствуют о том, что подавляющая часть учителей – 68%, полагают,
что забота об их трудоустройстве в случае сокращения должна лечь на плечи
органов управления различных уровней, в том числе и администрации школ – 8,5%.
Не забывают опрошенные учителя и о специальных муниципальных службах занятости:
более 20% заявили, что эти службы должны заниматься трудоустройством учителей,
если начнется сокращение учительских кадров в школе. По данному вопросу почти
нет расхождений между учителями молодого возраста и их старшими коллегами – 18%
и 21% соответственно. А вот мнение о том, что “каждый о себе должен
самостоятельно позаботиться”, вызвало некоторое расхождение в оценках между
ними: 11% из первой возрастной группы и 17% из второй ответили на него
утвердительно. Вероятно, эти различия в оценках вызваны неравенством в
социальном статусе молодых учителей и их старших коллег: первые еще только
начинают свою профессиональную карьеру, и, как им кажется, вправе рассчитывать
на помощь органов управления, а вторые готовятся к уходу на пенсию и смотрят на
эту проблему с позиций уже давно определившихся в жизни людей и признают
необходимость определенной личной инициативы в решении этого вопроса.

Полученные
данные интересны в двух отношениях. Во-первых, они свидетельствуют о том, что
учительский контингент, впрочем как и другие категории трудящихся, все еще
живут идеями патернализма, полагая, что государственно-административные органы
обязаны проявлять “отеческую” заботу о своих гражданах. Такого рода установки
сформировались в годы строительства социализма в СССР, и до сих пор продолжают
жить в сознании многих социальных групп. Во-вторых, ответы на указанные выше
вопросы недвусмысленно указывают на то, что органы управления образованием
области в первую очередь несут ответственность за социальную защиту учительских
кадров, ибо люди по-прежнему ориентированы на социальную поддержку со стороны
государственных и муниципальных органов.

Основная
содержательная часть вопросов анкеты посвящена конкретным вопросам, связанным с
возможным сокращением учительских кадров, отношением учителей к этим проблемам,
психологической готовности к возможному уходу из школы, ориентациям на новое
трудоустройство и переквалификацию.

При
изучении этих проблем нам хотелось вначале узнать о том, какая часть учителей
школ обладает дополнительной специальностью, не связанной с педагогической
деятельностью и работой в школе – наличием профессиональных навыков в
какой-либо специальности или какими-то самостоятельными трудовыми навыками,
второй профессией и т.д. Подобная информация представляется весьма ценной, т.к.
она позволяет прогнозировать возможность самостоятельного трудоустройства в
случае сокращения учительских кадров и минимизирует риск отрицательных
последствий – психологических стрессов и переживаний.

Полученные
данные говорят о том, что примерно 1/4 респондентов обладает дополнительной
специальностью, и, вероятно, что именно эта группа учителей имеет шанс в случае
увольнения из школы заново самостоятельно трудоустроиться и пережить эту
жизненную коллизию с наименьшими психическими потерями. Однако, большая часть
учителей – 70% не обладают дополнительными специальностями, и, по всей
видимости, увольнение с работы представителей этой группы и новое
трудоустройство будут переживаться гораздо болезненнее, чем в первой группе.
Если обратиться к различным возрастным категориям, то здесь наблюдается
следующая картина. Среди молодых учителей в возрасте до 30 лет 45% обладают
дополнительной специальностью, среди учителей старшей возрастной группы
соответствующая доля гораздо ниже – чуть более 8%. Столь существенные
расхождения могут быть объяснены тем обстоятельством, что современные
педагогические вузы, как правило, готовят специалистов по двум специальностям –
основной и дополнительной. Например, история и иностранный язык, математика и
информатика и т.д. Учителя старших возрастных групп, получившие в свое время
высшую профессиональную подготовку только по одной специальности, в данной
ситуации оказываются в несравненно более сложном положении, чем их молодые
коллеги.

Однако,
ответы респондентов на следующий, пожалуй, самый важный вопрос анкеты о том,
как они отреагируют на сокращение кадров, если оно коснется лично каждого, не
подтверждают ранее сделанные предположения о зависимости этой реакции –
психологической готовности уйти из школы от возраста или наличия дополнительной
профессии, которые, напомним, тесно связаны. Ответы респондентов на вопрос
“Если сокращение кадров в образовании коснется лично Вас, как Вы отнесетесь к
этому?” распределились следующим образом:




это будет для меня лишь поводом
для того, чтобы уйти из школы и заняться более стоящим делом





- 5,1%







это будет для меня неприятно,
но в этом нет ничего трагического, буду искать работу в другом месте





- 57%







это станет для меня подлинной
трагедией. Буду сильно переживать, не зная, что предпринять





- 36%







не ответили на вопрос





- 2,4%






Анализ
этих данных показывает, что доля лиц, психологически готовых покинуть школу
(второй вариант ответа) в случае сокращения кадров, значительно выше, чем можно
было ранее предполагать, основываясь на информации о дополнительных профессиях,
которыми обладает лишь 1/4 респондентов. Вероятно, что столь высокий процент
учителей, психологически готовых к ситуации сокращения кадров, может быть
объяснен и некоторыми другими, ранее обнаруженными фактами, в значительной
степени высокой степенью информированности учителей школ области и города о
грядущем сокращении (напомним, что таковыми являются около 95%), ну и, конечно,
необходимо принимать во внимание общую сложную социально-экономическую ситуацию
в стране.

Вместе
с тем, следует подчеркнуть, что весьма высокий процент учителей, психологически
готовых к уходу из школы, несомненно имеет в качестве своей важнейшей
предпосылки неудовлетворенность педагогов некоторыми существенными сторонами
школьной жизни, в первую очередь, здесь следует назвать крайне низкую
заработную плату, низкий престиж учительского труда, давно установленный факт
высокой нервной напряженности, присущей учительскому труду, и обнаруженную в
нашем исследовании неудовлетворенность результатами своего труда.

Среди
молодых учителей, как и следовало ожидать, доля лиц, психологически готовых к
уходу из школы, значительно выше, чем у представителей старших возрастных групп
– 68% и 54% соответственно. Разительными являются и реакции указанных групп на
первый из поставленных вопросов: 17% молодых преподавателей готовы уйти из
школы с тем, чтобы “заняться настоящим делом”, тогда как среди учителей старших
возрастных групп только 3,6% готовы пойти на такой шаг. А вот численность той
группы учителей, для которых уход из школы может стать подлинной трагедией
среди разных возрастных групп существенно не различима: 26% учителей старше 50
лет и 25% тех педагогов, возраст которых не превышает 30 лет. Вероятно, это как
раз те преподаватели школ, которые характеризуются высокой степенью
приверженности к школе, ценностям образования, и для которых учительский труд –
самое главное в жизни. Хотелось бы обратить внимание на то обстоятельство, что
среди молодых преподавателей эта “группа риска” весьма значительна, составляет
около 1/4 , хотя мы ранее отмечали, что среди них велика доля тех, кто обладает
дополнительной специальностью и, казалось бы, не должны были бояться утратить
место в школе.

Следующий
вопрос анкеты касался перспектив трудоустройства. На вопрос о том, в какой
сфере Вы хотели бы трудоустроиться, если сокращение кадров коснется лично Вас,
ответы распределились следующим образом:




предпочел бы остаться в сфере
образования, работая в других образовательных учреждениях





- 61%







в социальной сфере (культура,
медицина, обслуживание и др)





- 13%







в сфере управления





- 9,5%







в промышленности





- 2%







в бизнесе





- 7,8%







в бухгалтерии





- 0%







в статистическом отделе





- 0,3%







МВД





- 0,3%







в домашнем хозяйстве





- 0,3%







не ответили на вопрос





- 7,1%






Возрастные
различия при ответе на данный вопрос не выявили существенных расхождений между
представителями различных возрастных групп учителей. Так, первую альтернативу –
“остаться в сфере образования, работая в других образовательных учреждениях”
предпочли 63% учителей старших возрастных групп и 57% молодых учителей,
социальную сферу выбрали 8% первых. Но по остальным предложенным альтернативам
различия более значимые, молодые преподаватели дружно проигнорировали почти все
сферы деятельности, кроме социальной. Туда пойти работать выразили желание
почти 20%, тогда как среди педагогов старшей возрастной группы лишь 8%.
Вероятно, эти различия связаны с наличием у первой группы дополнительной
специальности, которую представляют в настоящее время педагогические вузы.

При
изучении перспектив трудоустройства учителей области и города нас интересовала
возможность использования для решения этих проблем имеющихся в области
образовательных учреждений, занимающихся повышением квалификации – ИПК,
спецфакультетов ЯГПУ им К.Д.Ушинского и др.

Полученные
ответы на вопрос о желании получить переподготовку по смежной специальности
свидетельствуют о том, что численность желающих достаточно весома –
примерно38%, хотя можно было бы ожидать более высокой цифры. Напомним, что доля
учителей, психологически готовых покинуть школу в случае сокращения кадров,
гораздо выше – 59%. В то же время 23% опрошенных заявили, что они не имеют
желания пройти переподготовку по смежной специальности в ИПК, ЯГПУ или
каком-либо другом учебном заведении. Еще более удивительно то, что 35%
респондентов вовсе не думали о такой перспективе. Этот факт в какой-то мере
противоречит ранее полученным данным о том, что 95% учителей обладают
информацией о грядущем сокращении учительских кадров в связи с падением
рождаемости и низкой наполняемостью классов. Вероятнее всего, что вышеназванная
цифра об учителях, не думающих о переподготовке специальности, может в большей
мере относиться к старшим возрастным группам, демонстрирующим высокую степень
идентификации со школой. Однако, существенных различий в ответах между молодыми
учителями – 29% и их старшими коллегами – 25% мы не обнаружили. Возрастной
фактор достаточно резко проявляется в самом желании пройти переподготовку по
смежной специальности: если среди учителей старше 50-ти лет таких желающих
совсем немного – 13%, то среди молодых – 64%. Соответственно, и отказов пройти
переподготовку среди представителей первой группы больше, чем второй – 42%
против 7%.

Изучая
вопросы трудоустройства учителей, их желания приобрести новую специальность, мы
не могли не поинтересоваться и более общей проблемой, а именно: нет ли у
педагогов желания получить новую специальность, не связанную с педагогикой.
Утвердительно на такой вопрос ответили 48% респондентов, и почти столько же
дали отрицательный ответ. Распределение ответов по возрастам говорит о том. что
среди молодых учителей подобное желание выражено гораздо сильнее, чем в старших
возрастных группах – 71% против 17%. Это свидетельствует о том, что молодые
преподаватели более мобильны, чем их старшие коллеги и готовы довольно
решительно поменять профессию, даже пойти на получение совершенно новой
специальности.

Отдельный
комплекс вопросов анкеты был направлен на выяснение искренности ответов
респондентов, содержащихся в первой ее части. Так, учителям предлагалось
ответить на вопрос о том, были ли у них намерения уйти из школы. Примерно треть
опрошенных – 31% ответили на этот вопрос утвердительно, а 66% отрицательно. Эти
данные говорят о том, что действительно подавляющая часть педагогов школы удовлетворена
своим трудом и избранной профессией.

Другой
вопрос также носил контрольные функции, касался причин респондентов уйти из
школы, если подобные намерения имели место. Постановка этого вопроса также была
связана с выяснением искренности суждений респондентов по начальным вопросам
анкеты, в частности, удовлетворенности различными сторонами труда. Ответы на
данный вопрос свидетельствуют о том, что значительная часть учителей не
связывали свои намерения об уходе из школы с какими-либо существенными и
неприятными событиями на работе. Однако, более 40% респондентов признались в
том, что на подобные намерения заметное влияние оказывает низкая зарплата. Как
и следовало ожидать, этот фактор наиболее сильно проявляется у молодых
специалистов – 47% из них подтвердили, что низкая зарплата вызывает у них
намерение покинуть школу. У их старших коллег, зарплата которых значительно
выше, этот фактор оказывает гораздо меньшее воздействие на мотивацию ухода из
школы – только 25%.

Другие
факторы, названные в анкете – отношение с администрацией школы, взаимоотношение
в коллективе, фактически не играют существенной роли: 5% респондентов связывают
свои намерения об уходе из школы с отношениями с администрацией, а менее 1% - с
отношениями с коллегами по работе. Приведенные данные интересны прежде всего
тем, то они не подтверждают широко расхожего мнения о конфликтности в
учительской среде, или, точнее говоря, уровень конфликтности не так уж велик,
поскольку он не побуждает педагогов к уходу из школы.

Следующий
вопрос, также имеющий контрольные функции, относился к намерениям учителей,
собравшихся покинуть школу, заниматься поисками другой работы. 40% опрошенных
заявили о том, что они такими поисками не занимались, а 22% признались в том,
что предпринимали подобные действия. По возрастным группам ответы различаются
таким образом: среди педагогов старших возрастных групп поисками работы
занималась незначительная часть – 4%, среди молодых учителей гораздо больше –
почти 30%.

Из
числа вопросов, включенных в паспортичку, представляет интерес следующая
информация. Из полученных ответов явствует, что 90% респондентов женщины, более
20% это молодые специалисты в возрасте до 30 лет, лиц пенсионного возраста
примерно 10%, стаж работы до 10 лет имеют 27% респондентов, от 10 до 20 лет – около
30%, свыше 20 лет – 41%. Высшую квалификационную категорию имеют 10%
опрошенных, первую категорию – почти 30%, вторую – 41%.

Подводя
краткие итоги проведенного социологического опроса, можно с уверенностью
утверждать, что, несмотря на высокую степень информированности учителей о
грядущем сокращении педагогических кадров, определенную психологическую
готовность к этому событию, подавляющая часть учительского корпуса будет тяжело
переживать этот процесс, и не столько по причинам сложности нового трудоустройства,
сколько в силу большой привязанности к работе, школе, любимой профессии, детям.
Если же рассуждать с больших высот государственных интересов, то предстоящее
сокращение учительских кадров (если не будут найдены эффективные амортизирующие
механизмы, способные сохранить учительские коллективы и кадровый потенциал)
может нанести серьезный урон политике образования в целом, в том числе и
перспективе повышения качества образования, негативным образом затронет
образовательные интересы многих социальных групп общества.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 2-я Международная конференция «Освоение шельфа: шаг за шагом», Конференция «Традиционные сферы природопользования на Севере России»
Реферат Выбор терапии при соматизированных депрессиях
Реферат Проблемы совершенствования порядка установления, начисления и взимания процентов по кредитам в коммерческих банках (на материалах АКБ «Украина»)
Реферат Философия, круг ее проблем и роль в жизни общества
Реферат История развития древнерусского государства в лицах великих князей
Реферат Открытый перелом голени, первая медицинская помощь
Реферат Вплив дитячо-батьківських відносин на рівень тривожності у дітей молодшого шкільного віку
Реферат Нефтеперерабатывающая промышленность
Реферат Історична довідка
Реферат Apostle Paul Essay Research Paper The Apostle
Реферат А. Я. Варга канд психол наук, с н. с. Нцпз рамн, заведующая специализацией системной семейной психотерапии иппиП
Реферат Издержки производства и реализация продукции
Реферат Деньги как капитал Капитал и прибавочная стоимость
Реферат Аннотация программы учебной дисциплины «История международных отношений и внешней политики России» Направление 032000. 62 «Зарубежное регионоведение»
Реферат Семантические закономерности лексико-семантической группы "жилище" в русском и казахском языках