Общая характеристика развития детей старшего
дошкольного возраста
Лаврентьева М. В.
В
старшем дошкольном возрасте (5,5 – 7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка
в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной,
сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро
прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные
изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг
шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга
взрослого человека. Организм ребенка в период от 5,5 до 7 лет свидетельствует о
готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития,
предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с
систематическим школьным обучением.
Старший
дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот
период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы
деятельности и поведения.
В
этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая
структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в
уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других,
"взрослые" дела, быть "взрослым"; потребность в признании
сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным
формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах
деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в
соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.); возникает
новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок
усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил
поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои
непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так
как "надо" (хочется посмотреть "мультики", но мама просит
поиграть с младшим братом или сходить в магазин; не хочется убирать игрушки, но
это входит в обязанности дежурного, значит, это надо делать и т. д.).
Старшие
дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся
менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является
дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни.
До
семи лет малыш поступает в соответствии с актуальными для него в данный момент
переживаниями. Его желания и выражение этих желаний в поведении (т.е. внутреннее
и внешнее) представляют собой неразделимое целое. Поведение ребенка в этих
возрастах можно условно описать схемой: "захотел — сделал". Наивность
и непосредственность свидетельствуют о том, что внешне ребенок такой же, как и
"внутри", его поведение понятно и легко "читается"
окружающими. Утрата непосредственности и наивности в поведении старшего
дошкольника означает включение в его поступки некоторого интеллектуального
момента, который как бы вклинивается между переживанием и действием ребенка.
Его поведение становится осознанным и может быть описано другой схемой:
"захотел — осознал — сделал". Осознание включается во все сферы жизни
старшего дошкольника: он начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое
отношение к ним и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты
собственной деятельности и т.д.
Одним
из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего
социального "Я", формирование внутренней социальной позиции. В ранние
периоды развития дети еще не отдают себе отчета в том, какое место они занимают
в жизни. Поэтому осознанное стремление измениться у них отсутствует. Если новые
потребности, возникающие у детей этих возрастов, не находят реализации в рамках
того образа жизни, который они ведут, это вызывает неосознанный протест и
сопротивление.
В
старшем дошкольном возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем,
какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные
возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы
занять новое более "взрослое" положение в жизни и выполнять новую,
важную не только для него самого, но и для других людей деятельность. Ребенок
как бы "выпадает" из привычной жизни и применяемой к нему
педагогической системы, теряет интерес к дошкольным видам деятельности. В
условиях всеобщего школьного обучения это прежде всего проявляется в стремлении
детей к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой
деятельности ("В школе — большие, а в детском садике — только малыши"),
а также в желании выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя
какие-то их обязанности, стать помощником в семье.
Появление
такого стремления подготавливается всем ходом психического развития ребенка и
возникает на том уровне, когда ему становится доступным осознание себя не
только как субъекта действия, но и как субъекта в системе человеческих
отношений. Если переход к новому социальному положению и новой деятельности
своевременно не наступает, то у ребенка возникает чувство неудовлетворенности [1,
с. 72].
Ребенок
начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется
внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям
новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания,
формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и
неудаче в деятельности (одним свойственно стремление к успеху и высоким
достижениям, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных
переживаний).
Под
словом "самосознание" в психологии обычно имеют в виду существующую в
сознании человека систему представлений, образов и оценок, относящихся к нему
самому. В самосознании выделяют две взаимосвязанные составляющие:
содержательную — знания и представления о себе (Кто я?) — и оценочную, или
самооценку (Какой я?).
Содержательный
и оценочный аспекты самосознания являются единым неразделимым целым. Всякое
суждение о себе, всякое самоописание в той или иной мере включают и самооценку.
Представления о своих индивидуальных качествах, возникая, сразу же обрастают и
определенным отношением к себе.
В
процессе развития у ребенка формируется не только представление о присущих ему
качествах и возможностях (образ реального "Я" — "какой я
есть"), но также и представление о том, каким он должен быть, каким его
хотят видеть окружающие (образ идеального "Я" — "каким бы я
хотел быть"). Совпадение реального "Я" с идеальным считается
важным показателем эмоционального благополучия.
Оценочная
составляющая самосознания отражает отношение человека к себе и своим качествам,
его самооценку.
Положительная
самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и
положительного отношения ко всему, что входит в представления о самом себе.
Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное
отношение к своей личности.
В
старшем дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии — способности
анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и
действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей старшего
дошкольного возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и
привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и
непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.
Заниженная
самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в
развитии личности.
Особенности
поведения детей старшего дошкольного возраста с различным типом самооценки:
Дети
с неадекватно завышенной самооценкой очень подвижны, несдержанны, быстро
переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое
дело до конца. Они не склонны анализировать результаты своих действий и
поступков, пытаются решать любые, в том числе весьма сложные, задачи
"сразу". Они не осознают своих неудач. Эти дети склонны к демонстративности
и доминированию. Они стремятся всегда быть на виду, афишируют свои знания и
умения, стараются выделиться на фоне других ребят, обратить на себя внимание.
Если они не могут обеспечить себе полное внимание взрослого успехами в
деятельности, то делают это, нарушая правила поведения. На занятиях, например,
они могут выкрикивать с места, комментировать вслух действия воспитателя,
кривляться и т.д.
Это,
как правило, внешне привлекательные дети. Они стремятся к лидерству, но в
группе сверстников могут быть не приняты, так как направлены, главным образом,
"на себя" и не склонны к сотрудничеству.
К
похвале воспитателя дети с неадекватно завышенной самооценкой относятся как к
чему-то само собой разумеющемуся. Ее отсутствие может вызвать у них недоумение,
тревогу, обиду, иногда раздражение и слезы. На порицание они реагируют
по-разному. Одни дети игнорируют критические замечания в свой адрес, другие
отвечают на них повышенной эмоциональностью (криком, слезами, обидой на
воспитателя). Некоторых детей одинаково привлекают и похвала и порицание,
главное для них — быть в центре внимания взрослого.
Дети
с неадекватно завышенной самооценкой нечувствительны к неудачам, им свойственны
стремление к успеху и высокий уровень притязаний.
Дети
с адекватной самооценкой склонны анализировать результаты своей деятельности,
пытаются выяснить причины ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешены,
быстро переключаются с одной деятельности на другую, настойчивы в достижении
цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, общительны и дружелюбны. В
ситуации неудачи пытаются выяснить причину и выбирают задачи несколько меньшей
сложности (но не самые легкие). Успех в деятельности стимулирует их желание
попытаться выполнить более сложную задачу. Этим детям свойственно стремление к успеху.
Дети
с заниженной самооценкой нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы,
скованны в движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой
момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Эти дети
тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее
отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при
эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с
заниженной самооценкой кажется медлительным. Он долго не приступает к
выполнению задания, опасаясь, что не понял, что надо делать и выполнит все
неправильно; старается угадать, доволен ли им взрослый. Чем более значима
деятельность, тем труднее ему с ней справиться. Так, на открытых занятиях эти
дети показывают значительно худшие результаты, чем в обычные дни.
Детям
с заниженной самооценкой свойственно стремление избегать неудач, поэтому они
малоинициативны, выбирают заведомо простые задачи. Неуспех в деятельности чаще
всего приводит к отказу от нее.
Эти
дети, как правило, имеют низкий социальный статус в группе сверстников,
попадают в категорию отверженных, с ними никто не хочет дружить. Внешне это
чаще всего малопривлекательные дети.
Причины
индивидуальных особенностей самооценки в старшем дошкольном возрасте обусловлены
своеобразным для каждого ребенка сочетанием условий развития.
В
одних случаях неадекватно завышенная самооценка в старшем дошкольном возрасте
обусловлена некритичным отношением к детям со стороны взрослых, бедностью
индивидуального опыта и опыта общения со сверстниками, недостаточным развитием
способности осознания себя и результатов своей деятельности, низким уровнем
аффективного обобщения и рефлексии. В других — формируется в результате
чрезмерно завышенных требований со стороны взрослых, когда ребенок получает
только отрицательные оценки своих действий. Здесь самооценка выполняет защитную
функцию. Сознание ребенка как бы "выключается": он не слышит
травмирующих его критических замечаний в свой адрес, не замечает неприятных для
него неудач, не склонен анализировать их причины.
Несколько
завышенная самооценка наиболее свойственна детям, стоящим на пороге 6-7 лет.
Они уже склонны анализировать свой опыт, прислушиваются к оценкам взрослых. В
условиях привычной деятельности — в игре, на спортивных занятиях и т.д. — они
уже могут реально оценивать свои возможности, их самооценка становится
адекватной. В незнакомой ситуации, в частности, в учебной деятельности дети еще
не могут правильно оценить себя, самооценка в этом случае завышена. Считается,
что завышенная самооценка дошкольника (при наличии попыток анализа себя и своей
деятельности) несет в себе позитивный момент: ребенок стремится к успеху,
активно действует и, следовательно, имеет возможность уточнить представления о
себе в процессе деятельности.
Заниженная
самооценка в этом возрасте встречается значительно реже, она основана не на
критичном отношении к себе, а на неуверенности в своих силах. Родители таких
детей, как правило, предъявляют к ним завышенные требования, используют только
отрицательные оценки, не учитывают их индивидуальных особенностей и
возможностей. По мнению ряда авторов, проявление в деятельности и поведении
детей седьмого года жизни заниженной самооценки является тревожным симптомом и
может свидетельствовать об отклонениях в личностном развитии.
Самооценка
играет важную роль в регуляции деятельности и поведения человека. В зависимости
от того, как оцениваются индивидом собственные качества и возможности, он
принимает для себя те или иные цели деятельности, формируется то или иное отношение
к успехам и неудачам, тот или иной уровень притязаний [1, с. 83].
Что
оказывает влияние на формирование самооценки и представлений ребенка о себе?
Выделяют
четыре условия, определяющие развитие самосознания в детском возрасте:
1)
опыт общения ребенка со взрослыми;
2)
опыт общения со сверстниками;
3)
индивидуальный опыт ребенка;
4)
его умственное развитие[1, с. 91].
Опыт
общения ребенка со взрослыми является тем объективным условием, вне которого
процесс формирования детского самосознания невозможен или сильно затруднен. Под
влиянием взрослого у ребенка накапливаются знания и представления о себе,
складывается тот или иной тип самооценки. Роль взрослого в развитии детского
самосознания заключается в следующем:
-
сообщение ребенку сведений о его индивидуальных личностных особенностях;
-
оценка его деятельности и поведения;
-
формирование ценностей, социальных нормативов, с помощью которых ребенок
впоследствии будет оценивать себя сам;
-
формирование умения и побуждение ребенка к анализу своих действий и поступков и
сравнению их с действиями и поступками других людей.
На
протяжении всего детства ребенок воспринимает взрослого как непререкаемый
авторитет. Чем младше ребенок, тем некритичнее он относится к мнениям взрослых
о себе. В раннем и младшем дошкольном возрасте роль индивидуального опыта в
формировании самосознания ребенка невелика. Знания, полученные этим путем,
нечетки и неустойчивы и легко игнорируются под воздействием оценочных суждений
взрослого.
К
старшему дошкольному возрасту знания, полученные в процессе деятельности,
приобретают более устойчивый и осознанный характер. В этот период мнения и
оценки окружающих преломляются через призму индивидуального опыта ребенка и
принимаются им лишь в том случае, если нет значительных расхождений с его собственными
представлениями о себе и своих возможностях. Если же есть противоречие мнений,
ребенок явно или скрыто протестует, обостряется кризис 6-7 лет. Очевидно, что
суждения старшего дошкольника о себе часто бывают ошибочными, так как
индивидуальный опыт еще недостаточно богат и возможности самоанализа ограничены
[1, с. 91].
В
отличие от конкретных представлений, полученных на индивидуальном опыте, знания
о себе, приобретенные при общении со взрослыми, носят обобщенный характер.
Обозначая словом то или иное индивидуальное качество ребенка, окружающие тем
самым относят его к той или иной категории людей. Если мама говорит дочери:
"Ты красивая девочка", — тем самым она как бы имеет в виду, что дочь
относится к определенной группе девочек, обладающих набором привлекательных
характеристик. Словесное обозначение индивидуальных особенностей ребенка
обращено прежде всего к его сознанию. Осознаваясь ребенком, суждения взрослых
становятся его собственными знаниями о себе. Образ себя, внушаемый ребенку
взрослыми, может быть как положительным (ребенку говорят о том, что он добрый,
умный, способный), так и отрицательным (груб, неумен, неспособен). Негативные
оценки взрослых закрепляются в детском сознании, оказывают неблагоприятное
влияние на формирование его представлений о себе[1, с. 92].
Наиболее
значимое влияние на формирование детской самооценки оказывают родители.
Представление о том, каким должен быть ребенок (родительский образ ребенка),
формируется еще до рождения малыша и определяет стиль воспитания в семье. Во-первых,
руководствуясь собственными представлениями о том, каким должен быть ребенок,
родители оценивают его реальную деятельность и поведение. Усвоенные от взрослых
оценки становятся собственными оценками ребенка. В определенном смысле можно
сказать, что ребенок оценивает себя так, как его оценивают окружающие, и прежде
всего родители. Во-вторых, родители и другие взрослые формируют у него
определенные личностные ценности, идеалы и эталоны, на которые следует
равняться; намечают планы, которые необходимо выполнить; определяют стандарты
выполнения тех или иных действий; называют общие и частные цели. Если они
реалистичны и соответствуют возможностям ребенка, то достижение целей,
реализация планов, соответствие стандартам способствуют формированию позитивного
образа "Я" и положительной самооценки. Если же цели и планы
нереалистичны, стандарты и требования завышены, то неуспех приводит к потере
веры в себя, формированию заниженной самооценки и негативного образа
"Я".
Для
ребенка одинаково вредны и отсутствие критики со стороны взрослого
(вседозволенность) и чрезмерная строгость, когда замечания взрослого в адрес
ребенка носят исключительно негативный характер. В первом случае к концу
дошкольного возраста формируется неадекватно завышенная, а во втором случае —
заниженная самооценка. И в том, и в другом случае не развивается способность
анализировать, оценивать и контролировать свои действия и поступки [1, с. 92].
Опыт
общения со сверстниками также оказывает влияние на формирование детского
самосознания. В общении, в совместной деятельности с другими детьми ребенок
познает такие свои индивидуальные особенности, которые не проявляются в общении
со взрослыми (умение устанавливать контакты со сверстниками, придумать
интересную игру, выполнять те или иные роли и т.д.), начинает осознавать
отношение к себе со стороны других детей. Именно в совместной игре в дошкольном
возрасте происходит выделение ребенком "позиции другого", как
отличной от своей собственной, снижается детский эгоцентризм [1, с. 100].
В
то время как взрослый на протяжении всего детства остается недосягаемым
эталоном, идеалом, к которому можно лишь стремиться, сверстники выступают для
ребенка в качестве "сравнительного материала". Поведение и действия
других детей (в сознании ребенка "таких же, как он") как бы вынесены
для него вовне и потому легче осознаются и анализируются, чем свои собственные.
Для того чтобы научиться правильно оценивать себя, ребенок должен сначала
научиться оценивать других людей, на которых он может смотреть как бы со
стороны. Поэтому не случайно в оценках действий сверстников дети более
критичны, чем в оценках самого себя.
Если
имеют место трудности в общении со сверстниками, то ребенок постоянно находится
в состоянии напряженного ожидания насмешек или других недоброжелательных проявлений
в свой адрес. Это приводит, в свою очередь, к повышенной нервозности и
утомляемости, постоянным конфликтам с детьми.
Нередко
причиной конфликтов в детском коллективе является неумение детей понимать и
учитывать переживания и чувства других людей [1, с. 101].
Одно
из важнейших условий развития самосознания в дошкольном возрасте — расширение и
обогащение индивидуального опыта ребенка. Говоря об индивидуальном опыте, в
данном случае имеют в виду совокупный результат тех умственных и практических
действий, которые ребенок сам предпринимает в окружающем предметном мире.
Различие
между индивидуальным опытом и опытом общения состоит в том, что первый
накапливается в системе "ребенок — физический мир предметов и
явлений", когда ребенок действует самостоятельно вне общения с кем-либо,
тогда как второй формируется благодаря контактам с социальной средой в системе
"ребенок — другие люди". При этом опыт общения тоже индивидуален в
том смысле, что он является жизненным опытом индивида.
Индивидуальный
опыт, полученный в конкретной деятельности, является реальной основой для
определения ребенком наличия или отсутствия у него определенных качеств, умений
и возможностей. Он может слышать каждый день от окружающих, что у него есть те
или иные способности, или, что у него их нет, однако это не является основой
формирования правильного представления о своих возможностях. Критерием наличия
или отсутствия каких-либо способностей является в конечном счете успех или
неуспех в соответствующей деятельности. Путем прямой проверки своих сил в
реальных условиях жизни ребенок постепенно приходит к пониманию границ своих
возможностей.
На
начальных этапах развития индивидуальный опыт выступает в неосознанной форме и
накапливается в результате повседневной жизни, как побочный продукт детской
активности. Даже у старших дошкольников их опыт может осознаваться лишь
частично и регулирует поведение на непроизвольном уровне. Знания, полученные
ребенком на индивидуальном опыте, более конкретны и менее эмоционально
окрашены, чем знания, приобретенные в процессе общения с окружающими людьми.
Индивидуальный опыт — главный источник конкретных знаний о себе, составляющих
основу содержательного компонента самосознания.
Сказанное
не означает, что развитие детского самосознания представляет собой некую "робинзонаду"
и независимо от социального окружения. В то же время справедливо отметить, что
в процессе воспитания взрослые часто недооценивают значение собственной
активности ребенка и ее роль в формировании детской личности. Для того чтобы представления
ребенка о себе были более полными и разносторонними, не следует чрезмерно
ограничивать его активность: бегая, прыгая, забираясь на высокие горки,
дошкольник познает себя. Необходимо предоставить ему возможность попробовать
свои силы в различных видах деятельности: рисовании, конструировании, танцах,
спортивных занятиях. Роль взрослого в формировании индивидуального опыта
ребенка заключается в том, чтобы обратить внимание дошкольника на результаты
своих действий; помочь проанализировать ошибки и выявить причину неудач;
создать условия для успеха в его деятельности. Под воздействием взрослого
накопление индивидуального опыта приобретает более организованный,
систематический характер. Именно старшие ставят перед ребенком задачи осознания
и вербализации своего опыта.
Таким
образом, влияние взрослых на формирование детского самосознания осуществляется
двумя способами: непосредственно, через организацию индивидуального опыта
ребенка, и опосредованно, через словесные обозначения его индивидуальных
качеств, вербальную оценку его поведения и деятельности.
Важным
условием формирования самосознания является умственное развитие ребенка. Это
прежде всего способность осознавать факты своей внутренней и внешней жизни,
обобщать свои переживания.
Если
в ранние периоды развития восприятие ребенком своих действий и действий других
людей имеет непроизвольный характер и в результате ребенок неосознанно
подражает поведению окружающих, то в старшем дошкольном возрасте наблюдение
становится целенаправленным и осознанным. У дошкольника достаточно хорошо
развита память. Это первый возраст, лишенный детской амнезии. Тот факт, что
ребенок начинает помнить последовательность событий, в психологии называют
"единством и тождеством "Я"". Следовательно, уже в этом
возрасте можно говорить о некоторой целостности и единстве самосознания.
В
старшем дошкольном возрасте возникает осмысленная ориентировка в собственных
переживаниях, когда ребенок начинает осознавать свои переживания и понимать,
что значит "Я радуюсь", "Я огорчен", "Я сердит",
"Мне стыдно" и т.п. Более того, старший дошкольник не только осознает
свои эмоциональные состояния в конкретной ситуации (это может быть доступно и
детям 4-5 лет), возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение. Это
значит, что если несколько раз подряд он испытывает неудачу в какой-то ситуации
(например, неправильно ответил на занятии, был не принят в игру и т.п.), то у
него возникает негативная оценка своих возможностей в этом виде деятельности
("Я это не умею", "У меня так не получится", "Со мной
никто не хочет играть"). В старшем дошкольном возрасте формируются
предпосылки рефлексии — способности анализировать себя и свою деятельность.
Рассмотренные
условия (опыт общения со взрослыми и детьми, опыт индивидуальной деятельности и
умственное развитие ребенка) оказывают неодинаковое влияние на развитие
детского самосознания в различные возрастные периоды.
В
младшем дошкольном возрасте ведущую роль в формировании самосознания ребенка
играет опыт общения со взрослыми. Индивидуальный опыт в этом возрасте еще очень
беден, недифференцирован, слабо осознается ребенком, а мнение сверстников
полностью игнорируется.
В
среднем дошкольном возрасте взрослый остается для ребенка абсолютным
авторитетом, обогащается индивидуальный опыт, расширяется объем знаний о себе,
полученных в различных видах деятельности. Значительно возрастает влияние
сверстников, в ряде случаев ориентация на мнение группы детей оказывается
ведущей. (Всем родителям, например, известны случаи отказа надеть что-то,
потому что над этим смеются дети в детском саду). Это период расцвета детского
конформизма.
В
старшем дошкольном возрасте ребенок имеет относительно богатый собственный
опыт, обладает способностью наблюдать и анализировать действия и поступки
других людей и свои собственные. В привычных ситуациях и знакомых видах
деятельности оценки окружающих (детей и взрослых) принимаются старшим
дошкольником только в том случае, если они не противоречат его личному опыту.
Такое сочетание факторов развития самосознания характерно не для всех детей,
фактически достигших старшего дошкольного возраста, а только для тех, общий
уровень психического развития которых соответствует переходному периоду —
кризису семи лет.
Как
развивать самосознание ребенка, формировать правильное представление о себе и
способность адекватно оценивать себя, свои поступки и действия?
1.
Оптимизация родительско-детских отношений: необходимо, чтобы ребенок рос в
атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным
особенностям, заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности в его
достижениях; вместе с тем — требовательности и последовательности в
воспитательных воздействиях со стороны взрослых.
2.
Оптимизация отношений ребенка со сверстниками: необходимо создать условия для
полноценного общения ребенка с другими; если у него возникают трудности в
отношениях с ними, нужно выяснить причину и помочь дошкольнику приобрести
уверенность в коллективе сверстников.
3.
Расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка: чем разнообразнее
деятельность ребенка, чем больше возможностей для активных самостоятельных
действий, тем больше у него возможностей для проверки своих способностей и
расширения представлений о себе.
4.
Развитие способности анализировать свои переживания и результаты своих действий
и поступков: всегда положительно оценивая личность ребенка, необходимо вместе с
ним оценивать результаты его действий, сравнивать с образцом, находить причины
трудностей и ошибок и способы их исправления. При этом важно формировать у
ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших успехов,
у него все получится[1, с. 120].
Список литературы
1.
Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону,
Феникс, 2005.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru