Реферат по предмету "Прочее"


Отчет РАЙПО

СОДЕРЖАНИЕ 1. Обязательная часть программы практики 1. Предприятие на пути к рынку 2. Научно-технический прогресс на предприятии 3. Управление предприятием 4. Планирование 5. Организация труда и производства 2. Индивидуальная часть программы практики 29 Блок «Управление» 29 Приложение 1.ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ


ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ 1. Предприятие на пути к рынку Смолевичское районное потребительское общество - добровольное объединение граждан, проживающих (работающих) в Смолевичском районе Минской области Республики Беларусь, созданное 01.11.1995 года в соответствии с решением общего собрания учредителей, по территориальному признаку на основе объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях


удовлетворения материальных и иных потребностей его членов. Смолевичское районное потребительское общество, зарегистрировано решением Миноблисполкома от 19.04.2002 года № 238 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 600048660. Общество является юридическим лицом, некоммерческой организацией, созданной в форме потребительского кооператива, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках


и иных небанковских кредитно-финансовых организациях, печать с его полным наименованием, штампы. Общество на добровольной основе входит в Минский областной союзпотребительских обществ и Белорусский республиканский союз потребительских обществ. Место нахождения Общества: 222210, Республика Беларусь, Минская область, г. Смолевичи, ул. Советская, д. 133.


В состав Общества входят: - Обособленное структурное подразделение «Хозтовары»; - Обособленное структурное подразделение «Продтовары». - Смолевичскнй Кооппром; - Смолевичский Общепит Основными целями Общества являются удовлетворение материальных (имущественных) и иных потребностей членов Общества, обслуживаемого населения. Основными задачами


Общества являются; - организация розничной и оптовой торговли, общественного питания; - закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств И промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья, вторичных материальных ресурсов, других видов продукции и сырья; - производство сельскохозяйственной продукций, пищевых продуктов, - непродовольственных товаров, продукции производственно-технического назначения; -оказание платных


услуг населению; - организация рынков для торговли товарами; - осуществление внешнеэкомической деятельности; -осуществление иных видов деятельности, не запрещенных действующим законодательством Республики Беларусь. В организации применяется книжно-журнальная форма ведения бухгалтерского учёта. В бухгалтерии создано пять групп: группа учета товаров и тары, группа по учету ОСНОВНЫХ средств, инвентаря и автотранспорта, группа по начислению зарплаты и учета рабочего времени,


финансовая группа. В организации учет автоматизирован по следующим счетам: 50 "Касса", 51 "Расчетный счет", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 01 "Основные средства", 10 "Материалы". Остальные участки учета не автоматизированы. Главной задачей предприятия является хозяйственная деятельность,


направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов коллектива и интересов собственников имущества предприятия. В целях обеспечения полного своевременного удовлетворения населения в товарах народного потребления и услугах, высокой культуры торгового обслуживания, сохранности государственной собственности, соблюдение режима экономии и максимального увеличения показателей финансово-хозяйственной деятельности, Смолевичского райпо осуществляет следующие виды деятельности:


1.Организует розничную и оптовую торговлю промышленными и продовольственными товарами, а также продукцией общественного питания. 2.Осуществляет внешнеэкономическую деятельность, включает бартерные сделки, контракты. 3.Осуществляет через ломбард услуги по хранению предметов домашнего потребления и личного пользования, в том числе изделия из драгоценных металлов, выдает ссуды под залог этих предметов. 4. Оказывает услуги по ответственному хранению товаров народного потребления всем субъектам хозяйственной


деятельности и другие бытовые услуги населению. 5.Организует производство товаров народного потребления. 6. Приобретает ценные бумаги, патенты, лицензии, торговые знаки и торговые марки, брокерские места и иные имущественные права (в том числе на использование изобретений, «ноу-хау») 7. Осуществляет любого вида хозяйственную деятельность, если она не запрещена законодательными актами РБ. Рассмотрим финансово-хозяйственную деятельность, которая осуществляется на предприятии:


1. Смолевичского райпо совершает со всеми субъектами хозяйственной деятельности сделки и другие юридические акты, в том числе купли – продажи, подряда, аренды, перевозки, совместной деятельности и т.д. 2.Самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса населения на товары народного потребления, работы, услуги и необходимости получения прибыли, обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышение личных доходов его работников.


3.Заключает договора, контракты, бартерные сделки со всеми субъектами хозяйствования на производство, поставку, оптовую и розничную продажу товаров, оказание услуг и другие хозяйственные договора. 4.Укрепляет материально-техническую базу предприятия. Эффективно использует производственные мощности, основные фонды и оборотные средства. 5.Обеспечивает рентабельную работу предприятия, устанавливает порядок распределение прибыли, самостоятельно


устанавливает виды, размеры и направления использования фондов и резервов предприятия, системы и размеры оплаты труда, а также другие виды доходов работников. 6.Решает вопросы научно-технического прогресса. Разработки и применения новой техники и технологии, внедрения научной организации труда. 7. Совершенствует организацию торговли, проводит работу по развитию торговой рекламы. 8.Обеспечивает сохранность товарно-материальных ценностей.


Осуществляет оперативный бухгалтерский учет результатов своей деятельности. Представляет статистическую отчетность. 9.В пределах, установленных законодательством, имеет право продавать и передавать другим предприятиям, организациям и учреждениям, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять бесплатно во временное пользование принадлежащие ему здания, сооружения, торговые и производственные площади, оборудование, транспортные средства, инвентарь и другие материальные ценности.


10.Обеспечивает для всех работников безопасные условия труда, использование ими прав и социальных льгот, предусмотренных законодательством, а также дополнительные льготы в пределах заработанных средств, направляемых на потребление. 11.Участвуют в торгах, конкурсах, аукционах, в организации выставок, представляет гарантии. Источниками формирования имущества предприятия являются: 1.Доходы от реализации товаров 2.Доходы от неторговой деятельности, ломбарда и услуг за хранение товаров.


3.Поступление от платных услуг населению 4.Доходы от ценных бумаг 5.Поступление за аренду 6.Добровольные взносы, дары, поступления от предприятий, кооперативов, организаций, частных лиц, как в Республики Беларусь, так и за рубежом, вклады дольщиков. 7.Кредиты банков и других кредиторов. Основные показатели деятельности Смолевичского райпо пред¬ставлены в та6лице 1.1 Таблица 1.1


Показатели деятельности Смолевичского райпо за 2004 - 2005 гг. Показатели Ед изме- рения 2004г. 2005 г. Откло¬нение (+ ) Темп роста,% 1 . Выручка-нетто от реализации товаров (продукции и услуг): 1. 1. в действующих ценах тыс.р. 14555923 17948989 13393066 123,31 1.2. в сопоставимых ценах тыс.р. 14555923 14256544 -299379 97,94 2. Себестоимость реализации 2.1. сумма тыс.р.


14666803 18206852 +3540049 124,14 2.2. в процентах к выручке от реализации % 100,76 101,44 +0,68 100,67 3, Прибыль от реализации товаров (продукции, услуг) 3.1. сумма тыс.р. -110880 -257863 -146983 232,56 3.2. в процентах к выручке от реализации % -0,76 -1,44 -0,68 189,47 4. Внереализационные и другие доходы тыс.р. 153557 411432 +257875 267,93 5. Внереализационные и другие расходы тыс.р. 10838 120676 +109838 !


113,45 1 6. Прибыль отчётного периода тыс.р. 31839 32893 + 1054 103,31 7. Налог из прибыли и другие обязательные платежи тыс.р 44204 61936 +17732 140, 1 1 8. Рентабельность продаж % 0,22 0,18 -0,04 81,82 9. Среднегодовые товарные запасы тыс.р. 1409011 1769243,5 +360232,5 125,57 1 0 Время обращения товаров (9/2.1*360) дни 34.58 34,98 +0,40 101,16 Окончание таблицы 1.1 Показатели Ед. изме¬рения 2004 г 2005 г


Откло¬нение (+ ) Темп роста. % 11 . Скорость обращения товаров (2. 1/9) раз 10,41 10,29 -0,12 98,85 12 Среднеголовая стоимость основных производственных фондов тыс. р. 2640572 3522386,5 -872814,5 132,94 1 3 . Фондоотдача ( 1 . 1/ 1 2) руб. 5,49 5,10 -0,39 92,90 14. Среднесписочная числен -ность работников чел. 519 724 + 205 139,50 15. Производительность труда:


15. I в действующих ценах (1.1/14) тыс. р. 28046 24791 -3255 8839 I5. 2 В сопоставимых ценах (1.2/14) тыс. р. 28046 19691 -8355 70,21 16Затраты на оплату труда тыс. р. 1584189 1922467 -338278 121,35 17. Средняя заработная плата на одного работника тыс. р. 3052 2655 -397 86,99 Из расчётов таблицы 1.1 видно, что показатели деятельности Смолевичского райпо ухудшились. Отрицательными моментами деятельности исследуемого предприятия являются:


снижение выручки в сопоставимых ценах, получение убытка от реализации продукции, рост себестоимости реализации более высокими темпами, чем рост выручки от реализации продукции, снижение рентабельности продаж и скорости обращения товарных запасов при увеличении периода их оборота, производительности труда в сопоставимых и действующих ценах, одинадцатикратный рост внериализационных расходов. Положительной оценки заслуживают: рост абсолютной суммы прибыли отчетного периода (хотя он связан исключительно


с ростом внериализационных доходов, а не прибыли от основной деятельности), снижение производительности труда в действующих и сопоставимых ценах более низкими темпами, чем средней зарплаты, рост суммы внериализационных доходов. В целом эффективность хозяйствования Смолевичского райпо снизилась в 2005 г. по сравнению с 2004 г. Это непосредственно связано с тяжёлым экономическим положением с стране, однако многое зависит и от самого предприятия. Поэтому руководству следует разумно и взвешенно использовать имеющееся ресурсы,


применять рыночные методы хозяйствования, искать действенные пути выхода из сложившейся ситуации. Показатели деловой активности Смолевичского райпо проанализируем в таблице 1.2. Таблица 1.2. Информация о динамике показателей деловой активности Смолевичского райпо за 2004-2005 г.г. Показатели 2004 2005 Темп роста, % 1. Среднегодовая стоимость совокупного капитала:


5009510,5 7096526 141,66 1.1. внеоборотных активов 2719222 3657162,5 134,49 1.2. оборотных активов 2290288,5 3429363,5 150,17 1.2.1. запасов 1409011 1769243,5 125,57 1.2.2. дебиторской задолженности (с.210+с.230+с.240)/2 625458 1035769 165,60 1.2.3. денежных средств 87942,5 81424,5 92,59 1.3 Собственного капитала 261349-4 3468461,5 132,71 1 .3.1 Собственного оборотного капитала -188608 -225797 119,72 1.4, краткосрочных обязательств. 2393316,5 3625165,5 151,46 1 .4. 1 . кредиторской задолженности 1925255,5 2864507 148,79 1.4.2, краткосрочных


кредитов и займов 502891,5 782059 155,51 2 Выручка-нетто от реализации товаров 14555923 17948989 123,31 3. Полная себестоимость реализации товаров 14666803 18206852 124,14 4 Оборачиваемость в днях 4. 1 . внеоборотных активов (с. 1 . 1 хЗб0/с.2) 67,25 73,35 109,1 4.1. оборотных активов (с1.2х360/с.2) 56,64 68,78 121,4 4.2. запасов(с.1.2.1хЗбО-с.З) 34,58 34,98 101,16 4.3. дебиторской задолженности (с.


1.2.2*360/с.2 15,47 20,77 134,26 4.4 денежных средств (с 1 2,3х360/с.2) 2.18 1.63 74,77 4.5. собственного оборотного капитала (с.1.3.1.х360/с.2) -4,66 -4,53 97,21 4.6. краткосрочных обязательств (с. 1,4х360-Н;.2) 59,20 72,71 122,82 4.7. кредиторской задолженности (с. 1,4. 1 х 360/с.2) 47,62 57,45 120,64 4.8. краткосрочных кредитов и займов (с.1.4.2х360/с.2) 12,44 15,69 126,13 I 4.9. продолжительность операционного цикла (С.4.2+ с.4.3) 50,05 55,75 111,39 •.


4 10 Продолжительность финансового цикла (с.4.9-с.4.7) 2,43 -1,70 - 5, Оборачиваемость в разах: 5.1. совокупного капитала (с.2/с.1) 2,91 2,53 86,94 5,2. внеоборотных активов (с.2/с. 1.1) 5,35 4,91 91,78 5,3. оборотных активов (с. 2/с 1. 2) 6,36 5,23 82,23 5,4. запасов (с.З/с. 1 .2. 1 ) 10,41 10,29 98,85 Окончание таблицы 1.2 Показатели 2004 2005 Темп роста, % 5.5. дебиторской задолженности (с-2-^с.


1 .2.2) 23,27 17,33 74,47 5.6, денежных средств (с.2+с. 1.2.3) 1б5;52 220,44 133.18 5.7. собственного оборотного капитала (с.2+с.1.3,1) -77,18 -79,49 102,99 5.8. краткосрочных обязательств (с^с. 1.4) 6,08 4,95 81,4! 5.9. кредиторской задолженности (с.2-^.1. 4.1) 7,56 6,27 82,93 5.10. краткосорочных кредитов и займов (с.2/с. 1.4.2) 28,94 22,96 79,30 5. 11 собственного капитала (с.2/с. 1 3) 5,57 5,17 92,82 Из таблицы 1.2 видно, что абсолютные суммы показателей в основном выросли, за


исключением суммы денежных средств, что говорит о снижении способности организации быстро рассчитываться по своим долгам. Оборачиваемость большей части показателей замедлилась (оборотных активов, запасов, краткосрочных обязательств и кредитов, собственного оборотного капитала, дебиторской и кредиторской задолженности и внеоборотных активов), а ускорилась лишь оборачиваемость денежных средств. В целом наблюдается замедление оборачиваемости совокупного капитала, что заслуживает отрицательной


оценки и отвлекает средства из оборота Смолевичского райпо. Показатели ликвидности и платёжеспособности Смолевичского райпо представлены в таблице 1.3. Таблица 1.3. Показатели ликвидности и платёжеспособности Смолевичского райпо за 2004 -2005 гг. Показатели 2004 г. 2005 г. Темп роста, % 5.5. дебиторской задолженности (с-2-^с.


1 .2.2) 23,27 17,33 74,47 5.6, денежных средств (с.2+с. 1.2.3) 1б5;52 220,44 133.18 5.7. собственного оборотного капитала (с.2+с.1.3,1) -77,18 -79,49 102,99 5.8. краткосрочных обязательств (с^с. 1.4) 6,08 4,95 81,4! 5.9. кредиторской задолженности (с.2-^.1. 4.1) 7,56 6,27 82,93 5.10. краткосорочных кредитов и займов (с.2/с. 1.4.2) 28,94 22,96 79,30 5. 11 собственного капитала (с.2/с. 1 3) 5,57 5,17 92,82 Показатели Ед. изме¬рения 2004 г 2005 г


Отклонен ие (+ ) Темп роста, % 1 . Оборотные активы, в том числе: тыс.р. 3050656 3828071 +777415 125,48 1.1. денежные средства тыс.р. 116250 46599 -69651 40,09 1.2. ценные бумаги тыс.р. - - - - 1.3. средства в расчётах тыс.р. 505110 101.9897 +514787 201,92 1.4. расходы будущих периодов тыс.р. 13385 34127 -20742 254,96 2. краткосрочные обязательства, в том числе тыс.р.


3196463 4053868 .857405 126,82 2. 1. доходы будущих периодов тыс.р. - - - 2.2 резервы предстоящих расходов тыс.р. - - - 2.3. фонды потребления тыс.р. -42801 - +42801 - Окончание таблицы 1.3. Показатели Ед изме¬рения 2004 2005 Отклонен ие (+ ) Темп роста, % 3. Оборотный капитал (с.1-с.2+ +с.2.2+с.2.3) тыс.р. -188608 -225797 -37189 119,72 4 Коэффициенты ликвидности: раз 4.1. абсолютной (( с.


1.1+с. 1.2)/(с.2- -с2.1 с.2.2 с.2.3.)) раз 0,036 0,011 -0,025 30,56 4.2. промежуточной ((с. 1.1+с. 1.2+ +с. 1.3)/(с,2-с.2. 1-с.2.2-с.2.3) раз 0,192 0,263 +0,071 136,98 4.3. общей (стр. 1+стр.2) раз 0,954 0,944 -0,010 98,95 4. 4. текущей ((с. 1-с. 1.4)/(с.2-с.2. 1- -с2.2-с.2.3)) раз 0,938 0,936 -0,002 99,79 5, Коэффициент платежеспособности (стр. 3+стр.2) раз -0,059 -0,057 +0,002 96,61 6.


Доля собственных средств, участвующих в формировании оборотных активов (стр З/стр.1) раз -0,062 -0,059 +0,003 95,16 Показатели ликвидности анализируемой организации свидетельствуют о слабом его финансовом состоянии. В организации очень незначительные суммы денежных средств, поэтому коэффициент - абсолютной ликвидности далек от его нормативного уровня (0,20 - 0,25). Кроме того, наблюдается его снижение в 2005 году по сравнению с 2004.


Низкое значение коэффициента абсолютной ликвидности говорит о невысокой мобильности оборотных активов Смолевичского райпо, о его низкой способности обеспечивать краткосрочные платежи денежными средствами. Промежуточный коэффициент ликвидности также ниже его нормативного значения(0,7-1,0), хотя он несколько возрос (+0,071) Снижение коэффициента покрытия, который и так значительно ниже нормативного (>2) говорит о снижении границы безопасности при любом возможном снижении рыночной стоимости текущих активов,


вызванном непредвиденными обстоятельствами, способном остановить или прекратит] поток денежных средств. Остальные коэффициенты также характеризуются снижением в 2005 г. Хотелось бы заострить внимание на отрицательном значении показателя собственных оборотных средств, которое в условиях нормальной рыночной экономики представляется невозможным. Причинами такого положения являются: получение убытка от реализации продукции, повышение её себестоимости,


в результате чего образовался недостаток источников самофинансирования организации. Показатели рентабельности Смолевичекого райпо проанализируем в таблице 1.4. Из таблицы 1.4 видно, что показатели рентабельности Смолевичского райпо ухудшились в 2005 году В организации следует добиваться предотвращения получения убытков от реализации продукции, по возможности следует сокращать затраты по реализации, избегать внереализационных


потерь и расходов. В целом эффективность хозяйствования Смолевичекого райпо несколько ухудшилась по сравнению с предыдущим периодом, ко безнадёжным его положение назвать нельзя. В современных тяжёлых условиях хозяйствования организация работает с прибылью, с улучшением некоторых показателе» оборачиваемости и ликвидности. Это позволяет надеяться на то, что при разумном хозяйствовании организация может добиться гораздо лучших


показателем своей деятельности. Таблица 1.4 Показатели рентабельности Смолевичского райпо за 2004 - 2005 гг. Показатели 2004 2005 Отклонение (+ ) Темп роста, % 1 Прибыль (убыток) отчётного периода, тыс р 31839 32893 + 1054 103,31 2. Валюта баланса (среднее значепие), тыс.р. 5009510,5 7096526 +2087015,5 141,66 3. Выручка от реализации, тыс.р. 14555923 17948989 +3393066 123,31 4.


Коммерческие расходы, тыс.р. 2823802 3372827 +549025 1 19,44 5. Собственный капитал (среднее значение), тыс.р. 2613494 3468461,5 +854%7,5 132,71 6 Рентабельность, коэффициенты 6.1. активов (с. 1/с2) 0,64 0,46 -0,18 71,88 6.2 продаж (с. 1/с3) 0,22 0,18 0,04 81,82 6.3. коммерческих расходов (с.1/с.4) 1,13 0,98 -0,15 86,73 6.4. ресурсов (с.1/(с.2+с.4)) 0,41 0,31 -0,10 75,61 6.5. капитала (с.


1/с. 5) 1,22 0,95 -0,27 77,87 Основными поставщиками являются белорусские предприятия, изделия которых пользуются устойчивым спросом у покупателей. Ежедневная, кропотливая работа с промышленностью позволила довести реализацию отечественных товаров до 75% в общем объеме то¬варооборота. Вместе с тем для более полного удовлетворения покупательского спроса проводится работа по вовлечению в товарооборот товаров, ко¬торые не производятся в


Беларуси. Налаживаются связи по поставкам товаров из стран ближнего зарубежья, в т.ч. России, Молдавии, Украи¬ны, Прибалтики. В основном, это спорттовары, сувениры, керамические изделия, резиновая обувь, радиотовары и другие. Всего удельный вес указанных товаров составляет примерно 25%. 1.2.Научно-технический прогресс на предприятии Организация и разработка научно – исследовательских работ проводится на предприятии для повышения качества оказываемых услуг и сокращения затрачиваемого


времени работников РАЙПО на оказание услуг. В основном меры, принимаемые, для улучшения технического обеспечения работы предприятия связаны с модернизацией и обновлением оргтехники и средств связи отдела по продажам. В начале 2005 года для офиса РАЙПО была установлена локальная сеть для всех пользователей через центральный сервер с коммутаторами (пользователи подключены по принципу звезда) Имеется выход в Интернет и доступ к электронной почте.


Во всех офисах предприятия установлена специальная программа электронной почты, которая обеспечивает очень высокую скорость доставки почты внутри общей системы. Так же в 2005 году была установлена новая телефонная сеть на основе мини-АТС. Ее преимуществом является то, что эта связь цифровая и позволяет соединять друг с другом всех абонентов простым нажатием клавиши. Постепенно идет переоснащение рабочих мест более современной офисной техникой.


На всех рабочих местах установили новые персональные компьютеры на базе процессора Pentium – 4, что позволяет ускорить обработку: - информации и установить более современные версии; - операционных систем. Кроме этого все рабочие места оснащены мониторами последнего поколения – LCD. Они намного компактнее обычных мониторов, что обеспечивает более рациональное использование всей площади рабочего стола. Принтеры везде установлены струйные и постепенно заменяются на лазерные, для


того чтобы обеспечить высокий уровень печати различных документов а так же прайс-листов, предназначенных для клиентов РАЙПО. Для оптимизации использования рабочего времени и удобства сотрудников предприятия в каждом офисе установлены такие дополнительные виды оргтехники, как сканеры, ксероксы. Для поддержания жизненного уровня и компенсации работникам предприятия роста потребительских цен в 2005 году неоднократно повышалась заработная плата работающих.


Повышению заработной платы способствует так же применяемая система доплат и надбавок к тарифным ставкам и окладам работников, система премирования. С целью повышения производительности труда, эффективности производства, внедрения достижений науки и техники предприятие постоянно совершенствует систему подготовки и повышения квалификации кадров. В правилах внутреннего трудового распорядка установлено, что каждый работник обязан пройти обучение (инструктаж) по вопросам охраны труда и техники безопасности.


Различают следующие виды инструктажа: • Вводный инструктаж проводится со всеми вновь принятыми на работу. • Первичный инструктаж проводится на рабочем месте с каждым работником индивидуально с наглядным показом безопасных приёмов и методов труда. • Повторный инструктаж проводится не реже одного раза в 6 месяцев с целью закрепления и проверке знаний по охране труда. • Внеплановый инструктаж проводится в тех случаях, когда на предприятии установлено новое оборудование,


при нарушениях работниками инструкций, при перерывах в работе, по требованиям органов надзора и контроля. • Целевой инструктаж может проводиться в связи с выполнением разовых работ, с ликвидацией последствий стихийных бедствий, аварий, при проведении экскурсий на предприятиях торговли. К мероприятиям по охране труда, проводимых на данном предприятии относятся: Обучению техминимуму, санитарно-гигиеническое обучение, семинары по охране труда для руководителей


и специалистов, периодическая аттестация рабочих мест, пропаганда безопасных условий труда, информация о передовом опыте и т.д. Правила по технике безопасности разрабатываются отдельно по каждой профессии и утверждаются директором Смолевичского райпо. Эти правила включают в себя: общие требования к безопасности, требования к безопасности перед началом работы, при выполнении работ, в аварийных ситуациях, по окончании работ. Широко используются такие формы обучения, как производственно-технические курсы, курсы целевого


назначения, краткосрочные семинары. Осуществляется детальное ознакомление обучающихся работников, а так же вновь поступающих с требованиями, предъявляемыми к качеству выпускаемой продукции. В соответствии с потребностями направляются специалисты и руководители на курсы, семинары по изучению новой техники, технологии, менеджмента и т.д. Среди руководящих сотрудников все имеют высшее образование. Все производственные рабочие имеют специальное профессиональное образование и квалификацию, соответствующую


выполняемой работе. Количественный и качественный анализ кадров свидетельствует о том, что их образовательный уровень, опыт работы, квалификация позволяет успешно решать сложные задачи, стоящие перед предприятием в современных условиях. В РАЙПО используется повременно-премиальная и контрактная формы оплаты труда. Повременно-премиальная форма предусматривает выплату оклада и тарифные ставки, а также премии при соблюдении условий предусмотренных в положении о премировании.


В РАЙПО действует система премирования по которой предусматриваются следующие виды премий: - премия за основные результаты хозяйственной деятельности (за выполнение плана товарооборота – 50% идет на издержки обращения); - премия по итогам смотров, конкурсов, соревнований. Работникам магазинов, выполнившим план товарооборота выплачивают премию в размере 30% от оклада, не справившимся с планом товарооборота – 15% от оклада.


Контрактная форма оплаты труда – в которой предусматриваются права и обязанности работников, условия материального обеспечения, а также обязанности, права, ответственность органов, заключивших контракт с работником, порядок изменения, прекращения и перезаключения контракта. Контракт, как правило, заключается сроком на 1 год. На контрактной форме работают работники достигшие пенсионного возраста, директор и главные специалисты.


1.3.Управление предприятием Органами управления Смолевичского райпо является Собрание уполномоченных райпо и Правления. Собрание уполномоченных утверждает Устав райпо, определяет основные направления его деятельности, устанавливает размеры паевых взносов и т.д. Организационно-управленческая структура Смолевичского райпо является линейно-функциональной. При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий


коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений. Преимуществом данной структуры является более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников; освобождение главного линейного руководителя от глубокого анализа проблем; возможность привлечения консультантов и экспертов. Недостатком является отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном


уровне между производственными отделениями; недостаточно четкая ответственность, так как готовящий решение, как правило, в его реализации не участвует; чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали, а именно: подчинение по иерархии управления, то есть тенденция к чрезмерной централизации. Следует отметить, что для данного предприятия, в силу определённых его особенностей (размер, род деятельности), такая структура является приемлемой. Сложившаяся структура управления обеспечивает стабильную деятельность


предприятия. Подбор подготовленных специалистов позволяет быстро и организованно решать производственные вопросы. Заботясь о сбалансированности товарооборота и товарных ресурсов, недопущения образования сверхнормативных товарных запасов, в магазине ежемесячно разрабатываются планы товарного обеспечения по каждой из товарных секций. Решая эту задачу, работники органов снабжения (товароведы) изучают и учитывают спрос и предложение на все товары, уровень и из¬ме¬нение цен на них и на услуги посредни¬ческих организа¬ций, выбирают наиболее


экономичную форму товародви¬же¬ния, оптимизируют запасы, снижают транспортно-загото¬вительные и складские расходы. В коммерческую службу входит товаровед, который заключает все договора с поставщиками на поставку товаров, формирует ассортиментный перечень товаров, занимается сертификацией товаров, занимается возвратом по браку с поставщиками и покупателями, участвует в различных ярмарках, занимается заключением договоров на сотрудничество с частными предпринимателями. Также в обязанности товароведа данного предприятия входит


формирование ассортимента, для чего требуется исследование спроса населения на различные виды товаров. Для формирования ассортимента исходят из данных по предыдущим периодам, например данные о размерах товарных запасов, о видах товаров, медленно реализуемых. Одним из важнейших требований к товародвижению является его планомерная организация по заранее разработанным графикам, в которых предусматривается наиболее рациональная частота и количество завозимых в магазин


товаров. Специалисты торгового отдела осуществляют постоянный контроль за состоянием реализации товаров по товарным группам и отдельным наименованием. При выявлении перебоев в торговле, связанных с отсутствием в продаже достаточных товаров, принимаются оперативные меры для их завоза в соответствии с установленным ассортиментным перечнем и в дальнейшем устранятся причины этих недостатков. В настоящее время значительную роль в потребительском выборе играет ценовая конкуренция.


Поскольку себестоимость производства товаров на всех предприятиях промышленности разная, то, имея в наличии товар одной товарной группы, но широкого диапазона цен, можно привлечь дополнительный контингент покупателей. При закупе товаров предпочтение будет отдано отечественному производителю. Товары, не производимые в республике, как и прежде будет закупать у фирм, завозящих их извне и являющихся первыми импортерами. Это дает возможность получения преимущества при ценовой конкуренции и большего


эффекта. Снижение риска при работе с коммерческими структурами достигается путем заключения договоров на условиях оплаты по мере реализации или по факту поставки в течение 10-30 банковских дней с разработанной системой штрафных санкций за поставку некачественных товаров и нарушения условий поставки. Основными конкурентными преимуществами которые помогут ему, выделится среди других предприятий торговли, и завоевать доверие покупателей будут являться: предложение покупателю товаров соответствующих всем


качественным требованиям ; предложение товаров с нестандартным набором свойств, реально интересующих покупателя (с различными наполнителями и добавками, соответствующим определенному вкусу круга покупателей); проведение гибкой ценовой политики; применение различных видов внутри- и вне магазинной рекламы; расширение объема дополнительных услуг (комплектация подарочных наборов, доставка товара по заказу, доставка крупногабаритных товаров на дом покупателю). реализация большого ассортимента товарных позиций, рассчитанных на группы


населения с различными доходами. реализация товаров населению в кредит, периодическое предоставление кредита на льготных условиях. Основной целью стратегии маркетинга в в отношении потребителя выступает привлечение покупателей за счет расширения ассортимента товаров, нацеленного на разные уровни доходов населения, расширение видов деятельности. Предприятие повышает заинтересованность во взаимном сотрудничестве с постоянными поставщиками и прилагает усилия для привлечения новых поставщиков.


Это возможно, поскольку у предприятия есть три собственных грузовых автомобиля и один грузопассажирский автомобиль для организации междугородных рейсов и доставки товара. Основой проводимой ассортиментной политики будет являться увеличение ассортимента реализуемых товаров как в ширину (разнообразие товарных позиций), так и в глубину (рост товарных разновидностей в пределах одной товарной группы). Расширение ассортимента реализуемых товаров предполагается вести по следующим


направлениям: расширение связей с поставщиками товаров по номенклатуре изделий; установление постоянных связей с фирмами, ввозящими товары в республику, и работы с ними по заказам; расширение ассортимента продукции собственного кондитерского цеха; оказание услуг по доставке крупногабаритных товаров покупателю на дом, по формированию заказов , изготовлению и оформлению подарков. Рассматривая практику ценообразования, следует отметить следующее, что закупочные цены с поставщиками


согласовываются на основании протокола согласования цен и соответствующей счёт-фактуры, установление же розничной цены определяет само предприятие, исходя из закупочной цены и соответствующей наценки. В некоторых случаях договором предусматривается изменение закупочной цены, если товар предоставляется на условиях реализации на длительный период, соответственно меняются и розничные цены. В РАЙПО действует непрерывный процесс повышения квалификации работников.


В учебных группах, непосредственно на рабочих местах и в учебном классе специалисты Смолевичского райпо , преподаватели Белорусского Государственного Экономического Университета, Института повышения квалификации, Торгового колледжа и училища проводят с продавцами и другими категориями работников занятия по правилам торговли, защите прав потребителей, свойствам товаров, культуре обслуживания, психологии общения и многим


другим темам. В настоящее время в существуют следующие формы продажи товаров: 1. Самообслуживание – это форма продажи, сущность которой состоит в том, что покупатель самостоятельно осматривает, отбирает и доставляет отобранные товары в узел расчета. 2. Продажа товаров по образцам – в торговом зале выставляются только образцы товаров, имеющихся в продаже. Покупатель выбирает товары самостоятельно или с помощью продавца, который дает консультации о свойствах


товаров и демонстрирует их в действии. 3. Продажа при открытой выкладке товаров – покупатели, не ожидая очередности обслуживания продавцом, самостоятельно осматривают и выбирают нужные изделия, при необходимости пользуются консультацией продавца. Отпуск товаров производится продавцом. Основным направлением деятельности РАЙПО является наиболее полное удовлетворение потребностей покупателей, которое осуществляется путем расширения ассортимента реализуемых товаров, увеличения товарооборота


как за счёт ускорения товарооборачиваемости, так и за счёт закупа и введения новых товарных групп. 1.4. Планирование Планирование экономического, социального и финансового развития предприятия осуществляется экономистом совместно с главным бухгалтером, с разработкой и организацией всех мероприятий практически со всеми административными работниками в части вопросов, относящихся к их должности и их функциональным обязанностям. Экономист Смолевичского райпо осуществляет организацию работы по экономическому планированию,


подготовку проектов текущих и перспективных планов финансово-хозяйственной деятельности, обоснований и расчетов к ним. Обеспечивает организацию экономического анализа деятельности предприятия и участвует в разработке мероприятий по эффективному использованию материальных и трудовых ресурсов, разрабатывает финансовый план. Также в задачи экономиста входит доведение плановых показателей по видам деятельности да участников, организует и осуществляет систематический оперативный контроль за ходом выполнения доведенных


показателей, анализирует эффективность применения действующих форм материального стимулирования. Составление такого плана разбито на ряд этапов: 1 Бюджет продаж. Самым важным в этом разделе является прогнозирование объема продаж, так как именно от правильности определения этого показателя во многом зависит достоверность всего плана. Здесь учитываются такие факторы: объем работ предыдущих периодов, производственные мощности, общеэкономические


показатели , сезонные колебания, ценовая политика, конкуренция и т.д. Чтобы в дальнейшем было легче осуществлять контроль, бюджет продаж составляется по месяцам в натуральном и денежном выражении с учетом продукции, планируемой к выпуску. 2. Бюджет коммерческих расходов. Все расходы этой категории соотносятся с объемом работ. Они подразделяются на переменные и постоянные. К первым относятся, затраты на транспортировку, хранение,


складирование, премиальные и т.д. Постоянные – это затраты на рекламу, маркетинг и др. все эти показатели планируются в процентах к объему продаж, оказание услуг. 3. Бюджет закупки. Смолевичского райпо составляет план закупки в натуральных показателях по каждому из товаров. Необходимое для закупки количество рассчитывается как сумма планируемого объема работ и желаемого запаса на конец периода за вычетом запасов на начало периода.


Определить оптимальный запас продукции на конец периода очень важно, т.к. его неправильная величина может привести к нерациональному распределению оборотных средств. Этот показатель выражается в процентах к продажам следующего периода. 4. Бюджет управленческих расходов. Здесь приводятся затраты на мероприятия не связанные непосредственно с закупкой и продажей. Это содержание основных фондов непроизводственного назначения, зарплата управленческого


персонала, услуги связи, налоги, включаемые в себестоимость и т.д. обычно эти затраты носят постоянный характер, а если присутствует переменная часть, то она планируется в процентах к объему продаж (в натуральном и денежном выражении). Концепция планирования на Смолевичского райпо , заключается в том, что планирование начинается с маркетинга и заканчивается реализацией конкретной услуги (продукции). Так, планирование маркетинга на предприятии включает как составле¬ние перечня задач маркетинговой деятельности


и расчет издержек на их выполнение, так и оценку поступлений выручки от реализации товаров и величины прибыли. Управление маркетингом на предприятии заключается в ранжировании хозяйственных задач и организации своевременного их решения по всей технологической цепочке движения продукции. При этом система планирования на предприятии имеет упрощенную, типичную дня отечественных предприятий, форму и практически сводится к оперативному планированию.


То есть руководством решаются, прежде всего, насущные задачи, не заглядывая в ближайшее будущее и не ставя целей на перспективу. Такой подход к управлению обусловлен, прежде всего, тем, что в условиях постоянно меняющейся нормативной базы руководитель не может быть уверен в перспективности своего бизнеса, поэтому он делает то, что выгодно сейчас и что не требует больших капитальных вложений в неликвидные активы. 1.5. Организация производства и труда Приятный вид, хорошее настроение и манера обращения, искренняя


улыбка, профессиональное мастерство - таким является продавец Смолевичского райпо . Согласно памятки продавца, каждому продавцу необходимо помнить, что: 1. Рабочий день продавца определяется графиком выхода на работу. 2. Одежда и внешний вид продавца должны соответствовать деловой рабочей обстановке и отвечать санитарно-гигиеническим требованиям: прическа должна быть аккуратной, одежда чистой и отглаженной.


3. Приступая к работе, продавец обязан: • привести в надлежащее санитарное состояние свое рабочее место и в течение дня содержать его в чистоте и порядке; • проверить наличие и полноту ассортимента товаров, в случае отсутствия отдельных товаров - принять меры к их пополнению; • подготовить товары к продаже (распаковать, очистить их и т. п.) и произвести их выкладку; • проверить наличие ярлыков цен на товарах; • обеспечить на рабочем месте наличие упаковочных материалов, инвентаря 4.


На протяжении всего рабочего времени продавец обязан: • быть внимательным, тактичным и готовым к обслуживанию покупателей; • изучать спрос покупателей на товары, своевременно сообщать руководству об отсутствии в продаже товаров и другие замечания покупателей; • если покупатель обращается с вопросом, где приобрести ют или иной товар, объяснить место его продажи; • осуществлять контроль за сохранностью представленных торговом зале товаров; • заметив покупателя, не предъявившего товар к оплате, не вступать в пререкания.


Для выяснения возникших недоразумений продавец-консультант должен немедленно вызвать заведующего секцией, отделом, администратора, • быть вежливым и предупредительном с товарищами по работе, с уважением относиться к старшим по возрасту и служебному положению; • безоговорочно, не вступая в пререкания, выполнять распоряжения старших по должности товарищей. Считая распоряжение неправильным, продавец может высказать свое мнение старшему руководителю. 5. Продавец обязан овладеть смежными профессиями кассира-контролера, бракера,


постоянно повышать свою деловую квалификацию. 6. Продавец является помощником покупателя. Предоставляя покупателям полную свободу выбора товара при торговле методом самообслуживания, продавцу необходимо всегда быть готовым оказать им помощь советом или консультацией. Следует помнить, что в помощи продавца особенно нуждаются покупатели, впервые посетившие магазин, преклонного возраста и дети. Обращаться к покупателю можно со словами: "


Добрый день", "Пожалуйста", "Что бы Вы хотели посмотреть? ", "Я вас слушаю", "Что Вас интересует", "Разрешите помочь Вам в выборе товаров", "Не хотите ли посмотреть наши новинки? " и т.д. 7. Продавец-консультант магазина самообслуживания помогает выбрать товар, дает справки расположения


отделов секций в магазине, подносит товар к узлу расчета, если покупателю это сделать затруднительно, информирует покупателя о дополнительных услугах, оказываемых в магазине. 8. Консультация продавца должна быть полной, ответы - убедительными и исчерпывающими. 9. Обслуживая покупателей, продавец должен быть внимательным, выдержанным и предупредительным. Если после длительного осмотра товара, покупатель ничего не выбрал, продавец не должен выражать недовольства.


10. Продавец в какой-то мере должен быть психологом, должен уметь определять характер и настроение покупателя. Если покупатель утомлен, будьте с ним терпеливы, если раздражен -любезны, с навязчивыми будьте тактичны, с грубыми хладнокровны и сдержаны. 11. Во всех случаях, когда это возможно, просьба покупателя должна быть удовлетворена. I2. Продавец, работающий на кассовом аппарате, проверяет цену приобретаемого покупателем товара, регистрирует


на кассовом аппарате стоимость покупки, четко называет общую стоимость и сумму полученных денет, которые держит на виду у покупателя, выдает сдачу и чек. После окончания расчета. кладет полученные деньги в кассовый ящик. Упаковав товар, продавец вручает его покупателю, благодарит за покупку, приглашает посетить магазин. 14. Продавец обязан знать: • товары, которыми он торгует, уметь дать исчерпывающи, ответ на любой, связанный с ними вопрос покупателя: кто изготовитель, вид сырья и материалов, из которых изготовлен


товар назначение, способы пользования, хранения и ухода за товарами требования, предъявляемые к качеству товаров, используя эти знания для активной продажи и рекламы продаваемых товаров; • основные правила ведения розничной торговли, • принципы размещения и выкладки товаров; • порядок подготовки товара к инвентаризации; • правила обмена товара; • правила продажи товара в кредит; • приемы примерки, направления моды в текущем и будущем сезоне; • адреса гарантийных мастерских; • виды оборудования, инвентаря и инструментария,


правила пользования ими; • правила техники безопасности и противопожарные мероприятия; • правила санитарии и гигиены. 15. Продавец в торговом зале не имеет права: • проявлять неуважение, равнодушие, невнимательность к покупателю; • продавать недоброкачественный товар; • нарушать утвержденный график выхода на работу; • нарушать установленную форму одежды; • сидя обслуживать покупателей; • принимать пищу, курить, вести частные разговоры; • покидать рабочее место, не закончив обслуживание покупателей, имея в виду, что


в конце рабочего дня покупатели должны быть обслужены не спеша, спокойно, внимательно. 16. Продавец имеет право: • высказывать и обсуждать в коллективе возникающие вопросы: -на обеспечение рабочего места необходимым инвентарем и упаковочными материалами; -требовать своевременной подачи к рабочему месту товаров, необходимых для бесперебойной торговли. Так, по мнению директора Смолевичского райпо от качества работы каждого продавца зависит престиж нашего


райпо. Так как сложно рассчитать обобщающий коэффициент культуры обслуживания по всему Смолевичского райпо, то для примера мы рассчитаем данный коэффициент по секции «Женская одежда». Данный расчет представим в таблице 1.5. Таблица 1.5. Расчет коэффициента устойчивости ассортиментного перечня Рекомендуемый ассортимент швейных изделий Количество наименований по ассортиментному перечню


Фактическое количество наименований ассортимента при проверках Коэффициент устойчивости первой второй Пальто, полупальто 2 1 2 0,75 Куртки 4 2 2 0,50 Плащи 3 2 1 0,50 Костюмы 4 2 3 0,63 Платья 4 3 2 0,63 Блузы 3 3 2 0,83 Юбки 2 2 2 1,00 Брюки 4 2 1 0,38 Итого 26 16 15 0,596 Ку = ((16/26)+(15/26))/2 = 0,596


Данное несоблюдение связано с периодическими колебаниями спроса и неравномерностью поставки. То есть для обеспечения соблюдения в магазине ассортиментного перечня необходимо оперативно реагировать на изменение спроса и обеспечить своевременную поставку товара. Рассчитаем коэффициент дополнительного обслуживания. Количество обязательных услуг, предоставляемых покупателям в секции «Женская одежда» – 6; количество


проверок за квартал – 2; фактически оказано услуг: при первой проверке – 3, при второй проверке – 3. Объем фактически предоставленных покупателям услуг: Подарочная упаковка, шт – по данным прошлого года - 15, по данным отчетного года – 20. Соответственно коэффициент дополнительного обслуживания равен: Кд = (3/6+3/6 + 20/15) / 2 = 0,9 2 1 Таким образом, данная секция характеризуется невысоким уровнем


коэффициента дополнительного обслуживания, то есть необходимо увеличивать объем предоставляемых услуг, обеспечивая в первую очередь исполнение обязательных услуг. Теперь рассчитаем коэффициент затрат времени покупателей на ожидание обслуживания. Оптимальные затраты времени покупателей на обслуживание – 150 секунд. Таблица 1.6. Результаты замеров затрат времени покупателей на ожидание в швейной секции


Элементы затрат времени Замеры времени Номера наблюдений 1 2 Ожидание консультации 30 25 Ожидание примерки 60 45 Ожидание расчета 15 20 Ожидание получение товара 30 30 Итого 135 120 Найдем среднее затраты времени: Зс = (135+120)/2 = 127,5 С учетом оптимальных затрат коэффициент затрат времени покупателей равен:


Кз = 150/127,5 = 1,18 К сожалению, не всегда хватает примерочных кабин, поэтому покупателю приходится ждать своей очереди, что увеличивает затраты времени покупателя на дополнительное обслуживание Кроме того, было проведено исследование мнение покупателей об уровне культуры в магазине (табл.1.7.) Таблица 1.7. Факторы, влияющие на уровень культуры обслуживания в Смолевичского райпо Фактор Собственное наблюдение Опрос покупателей 1 2 3 4 5 6 7


Персонал 4 4 4 4 4 4 4 4 Ассортимент 3 3 3 2 1 3 3 1 Качество 4 4 4 2 4 3 4 4 Цена 3 3 3 2 3 3 3 3 Итого 14 14 14 9 12 13 14 12 Так, положительно оценил работу магазина 3 из 7 опрошенных, соответственно и коэффициент культуры обслуживания равен: Км = 3/7 = 0,42 Таким образом, даже с учетом того, что затраты времени на ожидание об¬служивания приемлемы, в целом культура обслуживания в магазине желает лучшего: более широкий ассортимент, доброжелательный


персонал, высокое качество товаров и низкие цены. Рассматривая организацию труда в магазине. Следует отметить, что трудовой коллектив составляют граждане, осуществляющие трудовые функции на основе трудового договора (контракта). При этом трудовые отношения работников предприятия регулируются: трудовым законодательством Республики Беларусь; правилами внутреннего трудового распорядка, утвержденными директором предприятия, коллективным договором (соглашением), иными локальными нормативными актами; условиями заключаемых


трудовых договоров (контрактов). Трудовой коллектив формируется в соответствии со штатным расписанием. Для выполнения некоторых видов работ, услуг предприятие вправе временно или постоянно привлекать специалистов по договорам гражданско-правового характера. Предприятие обязано применять республиканские тарифы для дифференциации оплаты труда работников как минимальные гарантии размеров оплаты труда. Оплата труда работников осуществляется в зависимости от сложности и условий их труда, квалификации


в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, Квалификационным справочником должностей руководителей. Единой тарифной сеткой работников Республики Беларусь. Формы, системы и размеры оплаты труда работников, в том числе и дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, устанавливаются предприятием на основании трудового договора.


Заработная плата работников предприятия максимальными размерами не ограничивается. Выплата заработной платы производится регулярно в дни, определенные в трудовых договорах. Предприятие осуществляет социальное и иное обязательное страхование своих работников в порядке и на условиях, установленных законодательными актами Республики Беларусь и заключаемыми с ними трудовы¬ми договорами (контрактами).


Предприятие обеспечивает своих работников безопасными условиями труда и несет ответственность в установленном законодательством порядке за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности. Предприятие вправе устанавливать за счет собственных средств дополнительные, по сравнению с законодательством, трудовые и социально-бытовые льготы для всех работников предприятия или отдельных категорий рабочих, служащих и руководящих работников. Предприятие из собственных средств может выдавать своим работникам


беспроцентные ссуды, займы, не ограниченные максимальным размером, на решение их жилищно-бытовых и иных вопросов. Основными видами рисков, которым может быть подвергнута деятельность предприятия за 2006 год, является: - изменение конъюнктуры рынка; - невыполнение контрактов; - риски пре перевозке грузов; - безнадежные долги; производственный травматизм. Практическими результатами проявления рисков могут быть остатки нереализованной продукции на складе, снижение прибыли.


Поэтому возникает потребность в разработке системы управления рисками, позволяющей анализировать виды возможных рисков и оценивать их степень и стоимость, проводить мероприятия по предупреждению и минимизации потерь. Управление рисками позволит предприятию, во-первых, оградить себя от больших убытков; во-вторых, сформировать хорошее мнение о предприятии. Основными элементами системы управления хозяйственным риском будут являться анализ, прогноз, планирование и учет.


В ходе анализа будут изучаться показатели базовых периодов, выявляться отклонения от намеченных целей и их причины. От риска нереализованной продукции предупреждает эффективная система прогнозирования спроса, правильно выбранная стратегия маркетинга. Риску, связанному с природой человека, могут противостоять социальные программы, реализуемые на предприятии. Система управления рисками должна базироваться на изучении большого количества данных с использованием современных методов исследования.


2.ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ Блок «Управление» Организацию можно представить как систему взаимосвязанных составляющих-элементов. Каждая составляющая работает совместно с другими на достижения целей организации. Центральным элементом любой организации является индивид. Любая организация состоит из людей. У каждого из них свои мысли чувства, поведение.


Поэтому человек или индивид - центральный элемент организации. Организация и люди в нее входящие взаимно влияют друг на друга. Можно выделить еще шесть определяющих организацию элементов. Это стратегия, политика и процедуры, структура, системы, атмосфера, культура. Все эти элементы взаимосвязаны между собой и с центральным элементом.


Приведем несколько определений организационной структуры из разных источников. Организационная структура описывает иерархию полномочий и подотчетности в организации. Организационная структура - это совокупность организационных ролей и существующих между ними должностных и информационных связей. Организационная структура разделение экономического объекта, предприятия, компании, учреждения на подразделения, отделения, отделы, цехи, лаборатории, участки, группы с целью упорядочения


управления, налаживания взаимодействия звеньев, установления подчиненности и соподчиненности, ответственности. С моей точки зрения последнее определение наиболее системное, а первое наиболее простое и понятное. Т.о организационная структура предприятия, как система, представляет собой совокупность элементов-подразделений, выполняющих каждое свою функцию и состоящих из люден, и существующие между ними связи и взаимоотношения. Численность работников райпо по состоянию на 1.01.06 г. составляет 629 человек, в том числе работников


торговли-413 человека, общепита - 121 человек, заготовительных работников — 49 человек, транспорта - 29 человек, строительства - 17 человек. Настоящая структура РАЙПО сложилась около года назад. Ранее была немного другая. В будущем не исключено, что она претерпит некоторые изменения или вообще будет перестроена. Эти изменения зависели, и будут зависеть от целей и стратегий предприятия, технологий, используемых


предприятием, состояния внешней среды. Организационную структуру РАЙПО можно классифицировать по двум основным направлениям: по виду департаменизации; по виду передаваемых полномочий. По виду департаментизации в РАЙПО применяется функциональная департаментизация (функциональная структура управления) – это процесс разделения на группы видов деятельности и ресурсов внутри организаций таким образом, чтобы служащие, исполняющие одинаковые или сходные виды деятельности, были объединены


в один отдел. Это наиболее приемлемая структура, т.к. это обусловлено небольшим размером фирмы и узкой сферой деятельности. Основными преимуществами являются: - сосредоточение на одной функциональной области стимулирует становление служащих как специалистов в своем деле: - наблюдение и координация упрощается, т.к. руководителю помнить и интегрировать только узкий круг функциональных видов мастерства; - функциональная структура хорошо подходит к стабильным ситуациям. Недостатки данной структуры: - служащие упускают из


вида цели организации, потому что они концентрируют внимание лишь на своем отделе и своей специализации; - время для принятия всеобщих решений увеличивается из-за необходимости принятия решений в каждой области; - возникают конфликты между узкими специалистами разных отделов; - могут возникнуть проблемы при переходе работы одного отдела к другому. По виду передаваемых полномочий РАЙПО структура управления является линейной. Данная структура характерна тем, что существует передача


задач и полномочий от руководителя к подчиненному и далее к другим подчиненным и при этом образовались уровни управления. Основной характеристикой данной структуры является сосредоточение всех полномочий и всей информации в руках руководителя каждого уровня. Эта особенность линейной структуры определяет ее преимущество (быстрота принятия управленческих решений; легкость контроля) и недостатки (высокий уровень требований компетенции руководителя).


Данная структура является плоской линейной структурой, характеризующейся большим диапазоном управления и соответственно небольшим количеством уровней управления. Еще одним моментом влияющим на управленческую структуру является норма управляемости (диапазон контроля), определяющая предельное число подчиненных, которыми можно эффективно руководить. С точки зрения знания руководителем подчиненных по имени и в лицо, величина нормы управляемости может


достигать до 900 человек. На РАЙПО норма управляемости не превышает 10 человек. Данная норма управляемости позволяет руководителю поддерживать постоянные контакты с подчиненными, обмениваться с ними необходимой информацией, и более качественно выполнять свои функции. В то же время здесь опасность того, что он будет излишне вмешиваться в дела сотрудников и ограничивать свободу их поведения. Распределение власти по организации характеризуется понятиями централизации и


децентрализации. Децентрализация указывает, что власть широко распределена по всей организации. В то время как централизация означает, что власть удерживается на верхней ступени организации. Децентрализация включает организационные решения. Которые обеспечивают хорошо организованную деятельность путем разделения на части индивидуальных и групповых усилий. Абсолютная централизация и децентрализация редко существуют в организациях.


Это скорее два крайних полюса; реальное положение находится на отрезке между ними. Это положение обусловлено рядом факторов. Для РАЙПО характерно высокая централизация.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.