Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Психокоррекционная работа с детьми с задержкой психического развития

Психокоррекционная работа с детьми с задержкой
психического развития

Никишина В.Б., Курск, КГМУ

Лейтмотивом
выводов отечественных психологов является положение: задержка психического
развития детей во всех формах может поддаваться педагогической коррекции в
таких условиях, которые соответствуют состоянию ребёнка. В то же время
комплексное и многоплановое изучение детей с ЗПР в этих условиях должно
способствовать уточнению и дальнейшему развитию имеющихся научных сведений о
них. На этом основании результаты проведенного комплексного
экспериментально-психологического обследования детей с ЗПР с использованием
современного аппарата многомерной статистики позволяют выделять существенную
информацию в структуре связей психологических особенностей детей названной
категории.

Проведенное
экспериментально-психологическое исследование познавательных особенностей детей
с задержкой психического развития с использованием многомерного анализа
позволило выделить существенные связи между изучаемыми познавательными
процессами: вниманием, памятью и мыслительными процессами.

В
качестве психологического материала были использованы методики:

исследование
внимания и умственной работоспособности (“Корректурная проба”);

исследование
опосредованного запоминания (по Леонтьеву А.Н.);

исследование
логической функции мышления (“Существенный признак”);

исследование
аналитико-синтетической деятельности (“Исключение понятий”)

(см.Методические
указания по применению соответствующих методик).

На
основании полученных результатов многомерного анализа данных
эксперементально-психологического исследования детей с ЗПР были выявлены
специфические связи в структуре познавательных особенностей, которые могут быть
использованы в системе психокоррекционной работы специалистов.

На
основании результатов, полученных в ходе экспериментально-психологического
исследования познавательных особенностей детей с ЗПР (Таблица 1) можно
определить ведущие направления психокоррекционного воздействия при исследовании
когнитивной сферы ребёнка.

Таблица
1

Значимые
коэффициенты корреляции показателей познавательных особенностей детей с ЗПР
(r/5%=0,359,  =0,05 )




Показатели





1





2





3





4





5







1.Показатель концентрации
внимания





1,00





 





 





 





 







2.Показатель
опосредованного-непосредственного запоминания





-





1,00





 





 





 







3.Показатель
произвольного-непроизвольного запоминания





0,35





0,8





1,00





 





 







4. Показатель логичности
мышления





-





-





-





1,00





 







5.Показатель обобщения мышления





-





0,29





0,3





-





1,00






Из
данных, приведенных в Таблице 1, видно, что наиболее выраженной является связь
между показателями соотношения произвольного - непроизвольного и
опосредованного - непосредственного запоминания, а также между показателями
уровня логичности и уровня обобщения.

Таким
образом, представленные результаты дают основание для эффективного построения
разработки коррекционных программ. Идея коррекционной работы должна строится на
идеи использования компенсаторных функций в случаях выраженного нарушения
какого-либо одного из познавательных процессов. Для практической психологии это
означает, что развитие свойств внимания благоприятно повлияет на качественные
характеристики памяти и мыслительных процессов.

Противоречия
в развитии ребёнка могут быть обнаружены только при комплексной оценке всех
проявлений личности, поэтому изучение самооценки, ценностных ориентаций
является логическим продолжением исследовательской работы.

Полученные
в ходе экспериментального изучения результаты свидетельствуют, что степень
сформированности личностных особенностей детей с ЗПР взаимосвязана с
познавательными особенностями. Факт данной взаимосвязи можно рассматривать как
направление психокоррекционного воздействия.

Анализ
взаимосвязей показателей психодинамических и характерологических особенностей показывает,
что наиболее выраженной является связь между уровнем невротизма и
экстраверсии-интроверсии, гипертимности и невротизма, гипертимности и
экстраверсии-интроверсии (Таблица 2).

Таблица
2

Значимые
коэффициенты корреляции показателей психодинамических и характерологических
особенностей детей с ЗПР (r/5%=0,359,  =0,05 )




Факторы





1





2





3





4





5





6





7





8





9





10







1.Невротность





1,00





 





 





 





 





 





 





 





 





 







2.Экстраверсия-интроверсия





0,58





1,00





 





 





 





 





 





 





 





 







3.Гипертимность





0,48





0,39





1,00





 





 





 





 





 





 





 







4.Тревожность





-





-





-





1,00





 





 





 





 





 





 







5.Дистимность





-





-





-





-





1,00





 





 





 





 





 







6.Педантичность





-





-





-





-





-





1,00





 





 





 





 







7.Возбудимость





-





-





-





-





-





-





1,00





 





 





 







8.Эмотивность





-





0,47





-





-





-





-





-





1,00





 





 







9.Застревание





-





-





-





-





-





-





-





-





1,00





 







10.Демонстратитвность





-





-





-





-





-





-





-





-





-





1,00







11.Гипертимность





-





-





-





-





-





-





-





-





-





-






При
направленном воздействии на характерологическую сферу у детей с задержкой
психического развития следует обратить внимание на те связи, которые выявлены
при исследовании акцентуации характера, при выделении одного из типов иметь в
виду возможность проявления и других типов.

Разрыв
связей между показателями характерологических особенностей у детей с задержкой
психического развития должен иметь определенный подход к коррекции этой сферы у
ребёнка, так как изолированность каждого показателя по отдельному типу
акцентуации позволяет направлять коррекционные усилия именно на него.

Как
указывалось, принцип целостности в оценке личности ребёнка с задержкой
психического развития явился исходным при экспериментальном исследовании связей
его познавательных, психодинамических и характерологических особенностей, что
позволяет обобщить итог психодиагностической работы специалиста и
сконцентрировать дальнейшие усилия уже на объективно выявленных критериях. Так,
если к специалисту поступило обращение по сути конкретной проблемы ребёнка с
задержкой психического развития, его усилия приведут к максимально
положительному результату, если он будет учитывать особенности личности в
целом. Одной из частых причин обращения к психологу являются трудности в
межличностном общении ребёнка со сверстниками и окружающими, его невозможность
адекватно оценивать себя и свои поступки. Логическим шагом специалиста в
решении этой проблемы станет исследование особенностей характерологической
сферы ребёнка. Так, в случае выявления акцентуации по экзальтированному типу
его рекомендации усилия должны иметь в виду выраженные связи с такими
особенностями ребёнка, как соотношение опосредованного – непосредственного
запоминания, произвольного - непроизвольного запоминания, уровня логичности и
обобщения мышления. Проявления демонстративного типа акцентуации характера у
ребёнка с задержкой психического развития экстраполируется на функциональные
нарушения произвольного - непроизвольного запоминания и уровня логичности
мышления. Застревающий тип акцентуации указывает на его влияние показателей
опосредованного - непосредственного запоминания и обобщающей функции мышления;
возбудимый тип – с опосредованно-непосредственным запоминанием, дистимный – с
особенностью концентрации внимания и обобщающей функцией мышления. Показатель
гипертимности фиксирует значимую связь со всеми основными показателями
познавательных процессов. Таким образом, полученные данные комплексного
многомерного анализа основных психических особенностей детей с ЗПР могут
рассматриваться с точки зрения указания их основных направлений последующей
психокоррекционной работы.

Принятие
решения о психологической коррекции и путях её осуществления определяется
представлением психолога о содержании своей коррекционной работы. Воздействие
оказывается на основании теоретического представления о норме осуществления
действий, о норме содержания переживаний, о норме протекания познавательных
процессов, о норме целеполагания в том или ином конкретном возрасте ребёнка.

Специалист
пользуется психодиагностической информацией для сопоставления её с
теоретическими данными о закономерностях и специфике возрастной динамики детей
с ЗПР и составляет программу коррекционной работы. Программа может строиться по
следующей схеме:



Основной
научной категорией, направляющей решения о направлении психокоррекционного
воздействия, является категория нормы психического развития, которая позволяет
обосновать подход в практической деятельности. Таким образом, сталкиваясь с
проблемой системный узконаправленной в коррекционной работе, необходимо
исходить из стратегической позиции комплексного подхода в её решении. Так, при
задаче коррекции мнестических функций ребёнка необходимо иметь в виду специфику
тех связей и проекций, которые проявляются в ряде других познавательных,
личностных и психодинамических особенностях ребёнка.

Представляется
существенно важным выделить в этой категории следующие уровни коррекционного
анализа:

нейропсихологический
(предполагает знание о функциональной организации мозга и основных принципах
локализации функций позволяет выбрать адекватные средства и способы воздействия
в коррекционной работе).

общепсихологический
уровень анализа содержания нормы психического развития предполагает
использование данных об основных закономерностях и механизмах функционирования
внутреннего мира человека;

возрастно-психологический
уровень анализа содержания нормы психологического развития позволяет
конкретизировать общепсихологические данные и индивидуализировать их изучение.

Остановимся
на основных методах психокоррекционного воздействия. Они классифицируются на
две большие группы: психолого-педагогические и психотерапевтические.

В
группе психолого-педагогических методов остановимся на методе коррекции
умственной работоспособности, методе коррекции восприятия, методе коррекции
аналитико-синтетической деятельности, методе коррекции нарушений характера,
методе коррекции заострения отдельных характерологических особенностей.
Метод коррекции аналитико-синтетической деятельности

Надо
представить и описать ситуацию с измененными привычными характеристиками
временных связей (следование, предшествование, совпадение), например, надо
представить и описать ситуацию молнии без грома.

Надо
представить и описать ситуацию с заменой привычного временного порядка на прямо
противоположный, например, поменять местами причину и следствие.

Резко
сократить интервалы времени между некоторыми событиями, например, человек –
однодневка (вся жизнь человека равна одному дню)

Перемещение
вдоль временной оси существования некоторого предмета или его свойств,
например, телевизор в прошлом, настоящем, будущем.

Совмещение
в одном объеме тех, которые пространственно разведены, и описание предмета с
этими новыми свойствами, например, травинки и авторучки.

Прием
разведения обычно связанных в пространстве объектов, например, надо представить
рыбу без воды.

Изменение
привычной логики действий, например, не дым ядовит для человека, а человек
ядовит для дыма.

Многократно
усиливается свойство объекта, например, свойство автобуса перевозить людей
многократно усиливается – перевозить очень много людей.
Метод коррекции концентрации внимания.

В
методику включаются специально подобранные упражнения, составленные по мере
увеличения количественных заданий и их сложности.

Основным
условием эффективности будет регулярность проведения упражнений и их
положительная эмоциональная окраска для ребёнка.
Метод коррекции восприятия.

Возможны
виды психокоррекционных заданий.

“Нарисуй,
чтобы я догадался, где, например, мишка, а где обезьянка”- это тип задания, где
ребёнок должен по инструкции взрослого воспроизвести графически образец,
заданный в слове.

Нарисуй
на отдельном листе деталь предмета, например, одну лапу или один нос.

Изображение
фантастических персонажей, например, жар-птицу в волшебном саду.

Рисовать
точки в разных комбинациях.

Рисовать
для ребёнка точками контур рисунка и просить его обводить.

Рисование
дорожек – взрослый рисует сложную линию дороги – ребёнок проводит параллельную
ей.

Рисование
прямых линий без отрыва карандаша.

Лепка
различных форм из пластилина.

Построение
в игре планов – квартиры, улицы, города и др.

Обсуждение
с ребёнком его предстоящих действий, планирование их словами и движениями.

Рисование
с натуры.
Метод коррекции нарушений характера

При
использовании данного метода важным является соблюдение следующих условий:

Урегулировать
питание, сон, пребывание на свежем воздухе, затрату мышечной энергии, а также и
отдых.

Крайне
целесообразно физическое воспитание (естественные движения, игры, экскурсии,
спорт)

Метод
игнорирования применим во всех тех случаях, в которых ребёнок до тех пор был
предметом чрезмерного внимания, и когда существуют ипохондрические признаки. В
подобных случаях заранее говорят ребёнку, что не признают у него никаких
особенностей, что все это его воображение и притворство. Лучше и вернее, не
говоря об этом воспитаннику, не обращать внимания на его заявления, что он не
такой, как другие дети.

Метод
фиктивной, мнимой коррекции особенно пригоден в раннем детском возрасте в тех
случаях, когда симулируются (выдумываются) отдельные расстройства. Он состоит в
том, что ребёнка уверяют, что если он выпьет это лекарство (вместо которого
дается соленая или сладкая вода) (эффект Плацебо), то он будет совершенно
здоров.

Метод
“заставания врасплох”, или метод “ошеломления” состоит в том, что на ребёнка
воздействуют путем энергичных требований и запретов, например, : “Подними руку.
Ходи. Стой. Не говори шепотом, говори громко” и т.п. Вследствие этого у ребёнка
остается меньше времени, чтобы заострять внимание на своем состоянии, и он
приучается адекватно реагировать на просьбы и указания.

Метод
коррекции заострения отдельных характерологических особенностей. (Метод
построен на основании подхода профессора П.Г.Бельского).

Дружественная
и эмоциональная связь психолога с ребёнком позволяет в начале работы над собой
подчиниться требуемому режиму деятельности.

Катарсис
– очищение психики от предшествовавших его переживаний путем “эмоциональных”
бесед психолога.

Постепенный
перевод эмоциональной энергии, освободившейся после катарсиса, на новые
социально полезные цели на основе закона трансформации эмоций:

А)
перевод эмоции на смежную с ней, близкую по природе эмоцию, например, эмоции
азарта – в спорт, физического мазохизма – в психический,

т.е.
поэзию грусти нарциссизма (самовыставления, самолюбования) – в драматическую
работу, исполнение красивых героических ролей в спектакле и т.п.;

Б)
изменение целевой установки данных эмоций (например, целесообразен перевод
хаотической стихийной агрессивности в агрессивность по отношению к объективным
социально враждебным феноменам), поручение ответственных заданий.

Постепенный
отрыв ребёнка от индивидуальной связи с психологом и полное направление
психической энергии на ближайшее окружение.
Список литературы

Абрамова
Г.С. Введение в практическую психологию.- М.: Международная педагогическая
академия. – 1994.

Базиков
М.В., Сиренина Н.Н. Основные принципы психокоррекционной работы в
лечебно-воспитательном детско-подростковом коллективе./ Сб.Записки торжских
психологов. – Тверь,1998. – с. 88-102.

Забрамная
С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М. –
1995. – с. 23-45.

Кащенко
В.П. Педагогическая коррекция. – М.: Просвещение, 1994.

Марковская
И.Ф. Задержка психического развития. – М.: Просвещение,1993.

Никишина
В.Б. Особенности коррекционной работы с детьми с задержкой психического
развития.// Актуальные проблемы медицины и фармации. – Курск, 1996.

Никишина
В.Б. Психологическая диагностика детей с задержкой психического развития. –
Методические рекомендации для школьных психологов. – Курск,1998.

Урунтаева
Г.А., Афонькина Ю.А.. Практикум по детской психологии. – М.:Просвещение, 1995.

Хрестоматия.
Дети с нарушением развития. Сост.В.Астапов. – М.:Международная педагогическая
академия. –1995.

Урываев
В.А. Актуальные проблемы психологии в практической медицине. – Ярославль. –
1998.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Аналіз філософських та літературознавчих поглядів Е. Штайґера і М. Гайдеггера
Реферат Разработка универсального электрохимического детектора органических соединений на основе алмаза допированного бором (BDD)
Реферат Идеи Гроссетеста Роджера Бэкона и Брадвардина в естествознании позднего средневековья
Реферат Вильгельм Телль
Реферат Объемно-роторная машина
Реферат Вильгельм фон Урах
Реферат Проектирование завода железнодорожного машиностроения
Реферат Кредитно банковская система Республики Беларусь
Реферат Протопоп Аввакум, его взгляды и убеждения
Реферат Стихотворение А. С. Пушкина «К морю» (восприятие, истолкование, оценка)
Реферат Экономические реформы середины 1960гг. новая попытка модернизации страны
Реферат Кемп, Уильям
Реферат История естествознания
Реферат Криптографические методы
Реферат Гвоздев, Кузьма Антонович