Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Цивилизованное психологическое влияние

Цивилизованное психологическое влияние

Елена Васильевна Сидоренко, кандидат психологических
наук, директор академических программ Стокгольмской школы экономики, доцент
кафедры социальной психологии факультета психологии СПбГУ.

Цивилизованное
психологические влияние — это влияние прежде всего словом, причем влияние
открытое и открыто адресованное к интеллектуальным возможностям человека. Оно
способствует развитию и сохранению: 1) дела; 2) деловых отношений; 3)
личностной целостности участников. Цивилизованное психологическое влияние
свободно от силовых и обманных приемов. Оно лишено эмоциональных всплесков,
волнений и страха, но параллельно с этим — и счастья непредсказуемого,
трепещущего эмоциями человеческого общения. В любом случае полезно обладать
возможностями цивилизованного взаимодействия и применять их там, где это
оправданно.
1. Аргументация

Аргументация
— это высказывание и обсуждение доводов в пользу предлагаемого решения или
позиции с целью формирования или изменения отношения собеседника к данному
решению или позиции. Для того, чтобы аргументация была по-настоящему
конструктивной, она должна отвечать некоторым условиям.

Во-первых,
цель аргументации должна быть отчетливо осознана самим инициатором влияния и
открыто сформулирована адресату, например: «Мне хотелось бы доказать вам
преимущества метода усиления полномочий подчиненных» или «Позволь мне доказать
тебе, что этого человека нецелесообразно принимать к нам на работу».

В
тех случаях, когда мы начинаем аргументацию, не осознав своей собственной цели
и/или не сообщив ее адресату, он может воспринять наше воздействие как
манипулятивное.

Во-вторых,
прежде чем предпринимать попытку аргументации, необходимо заручиться согласием
адресата нас выслушать. Например, если на наш вопрос: «Согласен ли ты выслушать
мои аргументы?» он отвечает: «Давай через час, ладно? А то у меня сейчас голова
другим занята», — то дальнейшее продолжение аргументации непосредственно в этот
момент будет воспринято им как принуждение.

В
то же время ответ «потом», если он повторяется систематически, может
свидетельствовать о попытках игнорирования. В этом случае необходимо сначала
противостоять игнорированию, а затем, в случае успеха, перейти к аргументации.
Проблема состоит в том, что аргументация является конструктивным, но
энергетически не всегда достаточно мощным способом влияния. Она требует
«эмоционального штиля» и душевной ясности. Для этого зачастую необходима
большая предварительная работа. Важный момент переключения здесь — концентрация
не столько на логике построения собственного доказательства, сколько на
психологии взаимодействия с адресатом. Невозможно быть убедительным вообще,
объективно. Можно быть убедительным для кого-то конкретно. Убедительность — это
то, что возникает в процессе взаимодействия.
1.1. Общие правила

I.
Вежливость и корректность. При любых ответах партнера аргументатор должен
сохранять вежливость. Высказывания, принижающие личность партнера по общению,
недопустимы. Даже если инициатору забавно то, до какой степени непонятлив его
партнер, ему следует воздержаться от иронии и сарказмов. Высказывания вроде: «А
я думал, ты хорошо учился в школе» или «Тебе придется, наверное, долго думать
над этим, быстро не получается» — это, в сущности, манипулятивные высказывания,
«щипки», которые нарушают эмоциональный штиль обсуждения проблемы.

II.
Простота. Все высказывания должны быть простыми, понятными, не содержать в себе
вычурных выражений и редко используемых или специальных терминов. Например,
вряд ли удачна формулировка: «Давайте подойдем к проблеме онтологически,
оставим пока в стороне ее этиологический аспект» или «Просодические
характеристики речи вступают в конфликт с такими проявлениями, как кинесика и
такесика». Вместо них лучше использовать другие, соответственно: «Давайте
решать проблему по существу, сейчас не так важно, как она возникла» и
«Интонации этого человека ласковые, а жесты — резкие и размашистые, он то и
дело задевает партнера руками».

III.
Общий язык. В аргументации важно использовать не тот язык, который кажется
простым, а тот, который понятен обеим сторонам. В некоторых случаях допускается
говорить на языке партнера, даже если он несколько «снижен» по сравнению с
обычным языком аргументирующего. Это не означает, что нужно «опускаться» до
оборотов речи хотя и понятных и выразительных, но противоречащих общепринятым
нормам языка. Грань здесь бывает порой неуловима.

IV.
Краткость. Для того, чтобы удержать внимание слушающего, речь должна быть по
возможности краткой. Заставлять себя слушать — почти всегда означает совершать
насилие над другим человеком. Такое насилие тем мучительнее, чем длиннее речь.
Краткость — одно из выражений вежливости и уважения к собеседнику.

V.
Наглядность. При доказательстве своей идеи полезно применять наглядные
средства, которые помогают реализовать преимущества не только
абстрактно-логического, но также образного и наглядно-практического мышления.

К
числу наглядных средств могут относится:

рисунки,
графики;

предметы,
образцы продукции и др.;

образные
сравнения.

Все
эти средства должны быть понятными, доступными для разглядывания, воображения,
а если возможно — и для ощупывания. Также могут использоваться интерактивные
средства, в которых человек сам совершает конкретные действия, приводящие к
определенным последствиям. Таким образом человек получает возможность на
собственном опыте убедиться в действенности аргументов.

VI.
Избежание чрезмерной убедительности. Зачастую аргументирующий не может
преодолеть искушения прямо указать адресату на ошибку в его рассуждениях: «Ну,
видишь теперь, где ты ошибся?» Чрезмерная убедительность бросает вызов чувству
собственной значимости и поэтому вызывает защитную реакцию в форме
сопротивления.

Другой
вариант излишней убедительности — чрезмерное количество аргументов. Излишняя
доказательность подозрительна. «Я не буду сейчас переделывать инструкции,
поскольку я не хочу ограничивать сотрудников чрезмерной регламентированностью.
Кроме того, у меня нет на это времени».

1.2.
Техники аргументации

I.
Метод положительных ответов Сократа . Последовательное доказательство
предлагаемого инициатором решения проблемы или задачи.

Каждый
шаг доказательства начинается со слов: «Согласны ли вы с тем, что...» Если
адресат отвечает утвердительно, данный шаг можно считать пройденным и
переходить к следующему. Если партнер отвечает отрицательно, инициатор
продолжает словами: «Простите, я не совсем удачно сформулировал вопрос.
Согласны ли вы с тем, что...» и т. д. до тех пор, пока адресат не согласится со
всеми шагами доказательства и с предлагаемым решением в целом.

Примечание.
Задавать иные вопросы, кроме вопроса «Согласны ли вы...», не рекомендуется.
Особенно опасны вопросы: «А почему вы не согласны?» или «Почему вы возражаете
против очевидных вещей?»

II.
Метод двусторонней аргументации. Открытое предъявление как сильных, так и
слабых сторон предлагаемого решения, дающее адресату понять, что инициатор
влияния сам видит ограничения этого решения. Предоставление адресату
возможности самому взвесить аргументы «за» и «против».

Примечание.
Рекомендуется применять лишь по отношению к высокоинтеллектуальным партнерам.

2.
Контраргументация

Фактически
контраргументация — это более частое явление, чем аргументация, особенно если
обсуждение темы занимает не 15 минут, а несколько часов, дней или даже месяцев.

2.1.
Техники контраргументации

I.
Метод перелицовки аргументов партнера. Прослеживание хода решения проблемы или
задачи, предложенного партнером, вместе с ним до тех пор, пока не будет найдено
противоречие, свидетельствующее о справедливости противоположных выводов.
Рекомендуется тщательно придерживаться логики чужого решения, вместо того,
чтобы предлагать свою.

Вариант
А. Выслушивание доказательства партнера.

Вариант
Б: Воспроизведение вслух того доказательства, которое предложил партнер.

Вариант
В: Прослеживание логики доказательства партнера с использованием наглядных
средств.

Не
рекомендуется быть «убийственно» убедительным и подчеркивать, что партнер
допустил ошибку или противоречие.

II.
Метод развертывания аргументации. Предъявление партнеру новых, ранее не
известных ему аргументов. Можно использовать только после того, как проведена
работа с уже предъявленными аргументами партнера, иначе новые аргументы просто
не будут услышаны.

III.
Метод разделения аргументов. Разделение аргументов инициатора на верные,
сомнительные и ошибочные и обсуждение их по формуле:

«Я
согласен с вами в том, что...» (далее воспроизводится соответствующий
аргумент);

«Правда,
я уже менее уверен, что...» или «Не могу избавиться от некоторого сомнения в
том, что...» или «Хотелось бы, чтобы это было так, однако мой опыт говорит, что
не всегда...» (далее воспроизводится сомнительный аргумент). Такое начало
помогает партнеру почувствовать, что в принципе вы готовы и согласиться с ним.
Выражение сомнения помогает партнеру почувствовать, что вы готовы трезво и
честно взвешивать все аргументы.

«Ну
а что касается (далее следует ошибочный аргумент), то увы... (далее следует
опровержение с помощью метода положительных ответов, перелицовки или
развертывания аргументации).

Работа,
проведенная на этапах 1 и 2, помогает партнеру эмоционально смириться с вашим
несогласием на этапе 3 и рационально оценить ваши встречные аргументы и
доказательства.

3.
Самопродвижение

Самопродвижение
— это открытое предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации
для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить
преимущества в отборе кандидатов, назначении на должность и т. п.
Самопрезентация — управление впечатлением, которое инициатор производит на
целевую персону, с целью поддержания или усиления своего влияния на нее.

По
определению Э. Джонса, самопродвижение — это проявление своей компетентности в
подготовке, проведении и, возможно, комментировании своей презентации.
Самопродвижение отличается от всех остальных стратегий самопрезентации,
поскольку может быть безукоризненно цивилизованным, в то время как все
остальные являются спорными.

3.1.
Общие правила самопродвижения

Правило
1. Почти каждое наше действие имеет самопрезентирующее значение.

Правило
2. «Случайные» сигналы могут оказаться более важными, чем намеренные.

Если
не можешь подтвердить свои возможности реальными действиями, то по крайней мере
не опровергай их своими же действиями. Самопродвижение отличается от
самовосхваления тем, что инициатор влияния не просто утверждает о себе
что-либо, но подкрепляет это реальными делами или неоспоримыми фактами,
свидетельствами этих реальных дел.

3.2.
Техники самопродвижения

Реальная
демонстрация своих возможностей.

Предъявление
сертификатов, дипломов, официальных отзывов, патентов, печатных работ, изделий
и др.

Предъявление
графиков, расчетов, схем.

Раскрытие
своих личных целей.

Формулирование
своих запросов и условий.

Стратегия
самопродвижения является тем более трудной, чем в большей степени человек
обоснованно мог бы ее использовать.

Парадокс
самопродвижения. Действительно компетентные люди характеризуются сниженной
потребностью заявлять о своей компетентности.

Самопродвижение,
также как аргументация, обладает малой внутренней энергетикой, и поэтому
нуждается в том, чтобы его специально развивали и усиливали. Помимо энергетики,
самопродвижение требует умения проявить свою компетентность и, следовательно,
знать и помнить, в чем эта компетентность заключается. Между тем, "умный
человек не замечает своего ума, как человек, привыкший хорошо одеваться, не
замечает своего костюма" (Бернард Шоу).

В
сущности, самопродвижение — это тоже аргументация. Это демонстрация фактов,
которые воспринимаются как аргументы.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.