Реферат по предмету "Этика и эстетика"


Предмет эстетической культуры

План Введение 1.Понятие эстетической культуры, структура и особенности 2.Красная площадь как объект эстетической культуры Заключение Литература Введение Я выбрал эту тему, потому что она очень актуальна во все времена существования человечества. В первом вопросе я рассмотрел основные понятия и особенности. Актуальность темы заключается и в основных элементах эстетической культуры.

Во-первых, развитость эстетического сознания и мировоззрения субъектов. Во-вторых, мера развития видов искусства и степень интегрированности субъектов в их функционирование1. В-третьих, утверждение в поведении, общении и деятельности людей прекрасного и возвышенного как ценностей и регулятивов. В-четвертых, интегрированность эстетической культуры субъектов в отечественную и мировую художественную культуру. В-пятых, гуманизм художественного мышления и деятельности.

В-шестых, многообразие и свобода эстетического восприятия действительности и самовыражения личности. Второй вопрос направлен на формирование эстетической культуры у граждан на примере Красной площади. Я выбрал именно этот объект культуры, потому что любой житель нашей страны видел Красную площадь. Не важно, в каком проявлении: телевидение, фильмы, картины и фотографии либо же лично присутствовал там. Даже обращение президента РФ в новогоднюю ночь происходит в записи на

Красной площади. Для написания работы я выбрал две книги, а именно: учебник Борева Ю.Б. «Эстетика» и книгу Бондаренко И.А «Красная площадь Москвы. Архитектурный ансамбль». Эти книги интересны и легки в понимании. Для меня эта литература стала основным источником при написании работы. Так же я узнал много нового о эстетике и истории Красной площади.

Понятие эстетической культуры, структура и особенности Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей созданных, передаваемых, создаваемых из поколения в поколение и используемых человеком в истоическо-практической деятельности человека Эстетическая культура - состояние сознания и направленность мировоззрения, всего духовного мира людей, отражающие художественную культуру общества с помощью категорий прекрасного, возвышенного, трагического,

коми­ческого и других. Так же есть определение эстетической культуры, которое давал нам на лекции преподаватель А.В. Смирнов в нём говориться, что эстетическая культура – это мера освоения личностью материальных и духовных ценностей содержащихся и создаваемых в обществе. Эстетическая культура является конечным продуктом эстетического воспитания. Эстетическое воспитание – это процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувствительного

и ценностного сознания личности и соответствия ему деятельности. Основные категории: Прекрасное Безобразное Трагическое Комическое Низменное Героическое Эстетический вкус Эстетический идеал Прекрасное – основная эстетическая категория, служащая для раскрытия и оценки явлений действительности воплощенный эстетический идеал и обладает способностью доставлять человеку эстетическое

наслаждение представления о прекрасном в истории. Первые предметы, выражающие эстетическое отношение человека к действительности – это оружие труда. Безобразное – эстетическая категория, характеризующая предмет и явления, в которых человеческий идеал проявляется с исключительной силой, далеко превосходящей обычное их проявление в действительности. Трагическое – это эстетическая категория, оценивающая глубинные противоречия и проблемы определенной эпохи, выражающейся неразрешимой в данный момент конфликтной ситуации.

Трагическое в искусстве принадлежит к наиболее масштабным философским формам художественного творчества. Как категория эстетики, трагическое означает форму драматического сознания и переживания человеком конфликта с силами, угрожающими его существованию и приводящими к гибели важные духовные ценности. Трагическое предполагает не пассивное страдание человека под бременем враждебных ему сил, а свободную активную деятельность человека восстающего против судьбы и борющуюся с ней.

В трагическом человек выступает в переломный, напряженный момент своего существования. Комическое – эстетическая категория, характеризующая и оценивающая социальные явления, а так же черты человеческого характера и стороны человеческой деятельности, выступающие в противоречии с человеческим идеалом и вызывающие осуждение в форме осмеяния. Низменное – эстетическая категория, характеризующая и оценивающая явления действительности, соотносящаяся с категорией безобразное, воплощающая проявление

человеческого идеала, с незначительной силой немного ниже чем их проявление в действительности. Героическое – это нравственно-эстетическая категория, отражающая явления социальной жизни, основана на нравственно-современных связях личности с обществом. История развития эстетики как мировой науки уходит своими корнями к глубокой древности, к древним мифологическим текстам. Всегда, когда речь шла о принципах чувственной выразительности творений человеческих рук и

природы, обнаруживалось единство в строении предметов и явлений, способных сообщать чувства эмоционального подъема, волнения, бескорыстного любования, т.е. закладывались традиции эстетического анализа. Так сложилось представление о мире выразительных форм (созданных человеком и природой), выступающих предметом человеческой рефлексии.2 Активно обнаруживалось их строение и внутренняя структура – связь чувственной оболочки с символическим, духовным содержанием, общее в эстетическом явлении осознаваемых

и невыразимых с помощью слов качеств и т.д. Свойства произведений и сопутствующие им чувства эмоционального подъема описывались через понятие прекрасного, явившегося центральным в эстетической науке. Все прочие эстетические понятия обретали свой смысл только через соотнесенность с категорией прекрасного, демонстрируя безбрежные оттенки разных типов чувственного восприятия мира. Нельзя отрицать, что все здания эстетической науки строятся на единственной категории прекрасного.

Первоначально эстетическое знание было вплетено в систему общефилософских размышлений о мире. Впоследствии, на протяжении тысячелетий история эстетики не раз меняла лоно своего развития: античная эстетическая мысль развивалась в рамках философии, средневековая – в контексте теологии, в эпоху Возрождения эстетические взгляды разрабатывались преимущественно самими художниками, композиторами, т.е. в ходе художественной практики. Художественная культура, которая отражается и воспроизводится в

эстетической культуре, это вид культуры общества, состоящий в образно-творческом воспроизведении природы, общества и жизнедеятельности людей средствами народной художественной культуры и профессиональ­ного искусства. Она включает функционирование специализированного художественного творчества - искусства; народно-художественную куль­туру; массовую культуру - профессиональное и коммерциализированное художественное творчество для больших масс людей и потребление его продукта на основе спроса-предложения; элитарную

художественную культуру; художественные субкультуры регионов, профессиональных объединений, молодежи и т.п.; художественно-эстетические стороны экономической, политической, правовой и других видов деятельности.3 Отражаясь в сознании людей, художественная культура формирует эс­тетическое сознание и его культурные формы. Термин «эстетика» ввел в науку немецкий философ А. Баумгартен в XVIII веке в своем незавер­шенном труде «Эстетика»4.

Им было обозначено совершенное чувст­венное познание, вершина которого - красота. Для Баумгартена было важным установить признаки истинного чувственного познания, возвы­шающего человека и сам процесс познания. Но очень скоро термин стал применяться в значении «теория прекрасного». И сегодня эстетика - это теория искусства. Ее содержание составляют теоретические концепции, объясняющие виды искусства, их место и роль в духовной жизни общест­ва, в удовлетворении эстетических потребностей

людей, методы и спосо­бы воспроизводства искусства. Но термин «эстетика» применяется также для обозначения формы знания, в которой отражается художественная культура и его главный элемент - искусство. В разговорном языке как-то не сложился термин - «художественное сознание», совсем неудачно звучит словосочетание «искусственное сознание» как отражение в сознании искусства. Широко употребляются термины «эстетическое сознание» или «художественно-эстетическое сознание».

Не употребляются также и словосочетание «искусственная культура», «министерство искусства». Их суть выражена более естественными словосочетаниями: художественная или художественно-эстетическая культура, искусство как форма культуры; министерство культуры (на деле «ведающее» только искусством). Содержание художественно-эстетической культуры общества составляют следующие основные элементы. Во-первых, развитость эстетического сознания и мировоззрения субъектов.

Во-вторых, мера развития видов искусства и степень интегрированности субъектов в их функционирование5. В-третьих, утверждение в поведении, общении и деятельности людей прекрасного и возвышенного как ценностей и регулятивов. В-четвертых, интегрированность эстетической культуры субъектов в отечественную и мировую художественную культуру. В-пятых, гуманизм художественного мышления и деятельности. В-шестых, многообразие и свобода эстетического восприятия действительности и самовыражения личности.

Эстетика как теория искусства и эстетическое сознание отражают окружающий человека мир и самого человека с использованием категорий - «художественное», «художественный образ», «прекрасное», «возвышенное», «трагическое», «комическое», «серьезное», «игровое» и др. Одной из основных является категория «художественное». Она имеет несколько значений. Художественное означает все относящееся к искусству, воспроизведению

действительности в художественных образах. Например, художественная литература, художественное творчество, художественное мышление, художественная школа. Понятие «художественное» выражает и относящееся к произведениям искусства (демонстрация произведений живописи, скульптуры, графики и т.п. как художественные выставки). Обобщая понимание категории «художественное», можно подчеркнуть, что содержание и виды многообразной деятельности представителей искусства, народной художественной культуры отражаются в данной категории

в форме чувственных или абстрактно-логических образов сознания, которые отличаются от образов науки, политики, религии и т.д.; привнесением в них признаков изобразительного, музыкального, теат­рального, танцевального, эстрадного и других видов творчества. В совокупности признаки и образуют содержание понятия «художе­ственное». Оно обусловлено отражением признаков художественного творчества на «трех уровнях»: а) на уровне фиксации

признаков приро­ды, самого человека, человеческой культуры; б) на уровне формирова­ния признаков художественного мышления в сознании субъекта; в) на уровне «соединения», интеграции признаков материального мира и при­знаков художественного мышления в непосредственном процессе худо­жественного творчества. Поэтому понятие «художественное» отличается от другого, близкого к нему понятия «художественный образ» многооб­разием форм, широкой степенью обобщения признаков художественной культуры и ее видов.

Категория «художественный образ»6 означает эмоционально окра­шенное отображение средствами, способами и формами искусства, мас­совой культуры и народного художественного творчества объективного и субъективного мира в конкретном виде творчества. Так, художественный образ в музыке отличается от художественного образа в живописи или цирковом искусстве тем, что отражает действительность средствами и способами музыкального творчества, содержит в себе признаки музыки как самостоятельного вида творчества.

Художественные образы в лите­ратурном творчестве связаны, как правило, с конкретными персонажа­ми, их характером, поведением, общением и деятельностью, моральнос­тью или аморальностью содержания жизни и т.п. Наташа Ростова в «Войне и мире» Л.Н. Толстого, Евгений Онегин в одноименном романе в стихах А.С. Пушкина, Василий Тёркин в поэме А.Твардовского, Ми­хаил

Пряслин в романе Ф.Абрамова «Пряслины» - персонажи, художе­ственные образы которых являются высокими образцами творчества, различаются признаками и жанровыми характеристиками. Но это кон­кретные образы индивидуально-личностного или обобщающего стиля, результат писательского (прозаического) или стихотворного творчества их создателе. В художественных образах реалистичность сочетается с фантазийностыо, строгость передачи художественно-

эстетических при­знаков со свободой и незавершенностью, персонифицированность с отвлеченностью или типичностью. Художественный образ трудно сформировать, не обращаясь к более конкретным категориям эстетики: прекрасное, возвышенное, трагичес­кое, комическое и др. Прекрасное - категория, отражающая признаки, состояние или форму объекта, которые характеризуются совершенством, гармонией, завершенностью, мерой, уникальностью, симметрией, про­порцией, ритмом7. Это обобщенное, синтезированное определение, иде­альная теоретическая

модель прекрасного. Применительно к предметам и явлениям природы, жизни людей, конкретным художественным обра­зам категория «прекрасное» может отражать далеко не все перечисленные признаки. Категории «прекрасная погода», «красивые горы», «прекрасная игра актера», «прекрасная музыка» и другие несомненно имеют свое содержание и признаки. Но все они отражают и что-то типичное которое и закреплено в понятии «прекрасное». Прекрасное имеет как бы различные степени выражения: менее красивое, более красивое,

красивое, прекрасное и др. Они характеризуют ценностное отношение человека к прекрасному, его полноте и завершенности. Одно из пониманий прекрасного, красивого - соответствие формы предмета или художественного образа его содержанию. Прекрасное соотносится с безобразным как своим антиподом. В безобразном отсутствуют признаки прекрасного. Часто безобразное в художественном творчестве используется для усиления восприятия прекрасного. Возвышенное - категория, отражающая значительное и устойчивое,

обладающее большой силой духа или воздействия на внутренний мир человека, на его поведение, общение и деятельность. Возвышенное включает в себя человеколюбие, любовь к богу, стремление к достижению совершенных идеалов, гражданственность, мужество и героизм, государственный и народный патриотизм, другие признаки и элементы. Например, С.Л.Франк считал земную любовь прозаическим явлением, не дающим подлинного, последнего смысла жизни. Возвышает прозаический смысл жизни « высшее, абсолютное благо, наполняющее нашу жизнь».

Это высшее благо должно быть вечным, божественным. Возвышенное может соотноситься и с мирским, с повседневным. Так, мотивами лидерства могут быть амбиции, корыстные интересы, честолюбие. Они не связаны с возвышенным. Напротив, подчеркивают несовершенство человека и его устремлений, эгоистическую направленность личности. Но лидерство может быть и бескорыстным, как стремление человека к какому-либо

совершенству в непосредственной жизни, в поведении или деятельности. Добившись больших успехов в чем-либо по сравнению с другими, человек ставит цель «подтянуть» до своего уровня других. Он - лидер по ценностным социальным ориентациям, бескорыстен и гуманистичен. Например, Михаил Пряслин в романе Ф.Абрамова «Пряслины» очень хорошо умел косить хлеба, травы на лугу и стремился быть в этом впереди всех. Возвышенное соотносится с низменным, мелочным, ситуативным.

В сравнении с предательством, обманом, трусостью, двуличностью, бес­честием, несправедливостью, религиозным фанатизмом или бюрокра­тизмом то положительное, что выражено в прекрасном и возвышенной воспринимается более глубоко. Для художественного творчества такое противопоставление не только требование объективно отражать жизнь и не менее объективно воспроизводить художественную культуру, но и стиль самого творчества. Важной категорией эстетики является «трагическое».

Она отражает острую борьбу различных сил и самих людей. Содержание трагического составляют глубокие человеческие переживания, страсти, страдание и горе, ценностно значимые утраты, отношение к жизни и смерти, смыслу жизни. Обобщенное определение трагического проявляется более конкретно, а в художественном творчестве может выражаться непосредст­венно, открыто, зримо или опосредованно, скрыто, неявно.

Трагическое соотносится с комическим8. Категория «комическое» так же отражает борьбу различных сил и самих людей, их жизненные ситуации и характеры, но через несерьезность (шутливость) или никчемность, мелочность, неполноценность, поверхностность. Комическое позволяет сравнивать предметы и процессы, отношения людей и их качества с под­линным, настоящим, серьезным и глубоким, критически осмысливать себя и окружающую действительность. В художественном творчестве комическое может быть представлено не

только шуткой, но и насмешкой, издевкой над человеческими слабостями. Оно выражается юмором, сатирой, иронией и сарказмом. В этих формах комического отношения людей и сами люди характеризуются с нарастанием доли насмешливого и остро-оскорбительного. Таким образом, эстетическая культура представляют самостоятельные элементы духовной культуры субъектов. Эстетическая культура отражает художественно-духовную сторону сознания

и развитость, совершенство теории искусства. В духовной культуре общества эстетическая культура субъектов отражает функционирование искусства, народного художественного творчества, а также массовую культуру, художественно-эстетические элементы элитарной культуры. Красная площадь как объект эстетической культуры Рассмотрим Красную площадь, как объект эстетической культуры, основываясь на её великой истории и фактах эстетического

и патриотического воспитания у граждан. Красная площадь раскинулась перед стенами и баш­нями Кремля. На дошедших до нас старинных планах Москвы слово Кремль дополнялось вторым словом — град. В понимании предков город становился таковым, когда огораживался стеной, деревянной или каменной. Вторым московским градом после Кремля предстала земля за оборонительной стеной, возведенной в годы правления царицы

Елены Глинской, когда подрастал ее сын, будущий царь Иван IV. Для той работы в 1535 году пригласили итальянско­го архитектора Петрока Малого9. Он при помощи горо­жан за три года окружил разросшуюся Москву мощной оградой. Она была ниже, чем у Кремля, но столь же надежной, кирпичной, и несколько протяженнее. Ее длина — 2567 метров. Крепость взяла под защиту

Крас­ную площадь, торговые ряды, улицы Варварку, Ильин­ку и Никольскую, многие переулки. Они были застрое­ны монастырями, церквами, палатами, лавками, мас­терскими. Эта часть Москвы на планах обозначалась как Китай-город. Его название столь же загадочно, как у Кремля. Как у каждой крепости, вокруг Китай-города выси­лись башни, глухие и проездные. Если

Кремль в плане напоминает неправильный треугольник, то Китай-го­род выглядел почти квадратом. Его южная стена начи­налась от Москворецкой башни Кремля, шла вдоль бе­рега Москвы-реки, под прямым углом поворачивала на север, взбиралась на склон холма там, где сейчас раски­нулись Старая и Новая площади. Окружая Москву, сте­на стремилась на соединение с

Арсенальной башней Кремля. Таким образом, Китай-город выглядел крепо­стью с тремя стенами, четвертой — служила восточная стена Кремля, та, что высится над Красной площадью. Оказавшись на Красной площади, задаешься вопро­сом: куда пропала громадная каменная твердыня с баш­нями и воротами? В 1571 году, когда Иван Грозный находился в Александровской слободе, она защитила город от набега татар.

В Смутное время штурмовать Китай-город пришлось русским: за его стенами засели захватившие Москву поляки. Не спасли захватчиков стены, хотя толща их достигала шести метров. Точно такой была их высота С тех пор Китай-город никто не штурмовал. Грозные стрельницы украсили шатры, заполнявшие небо Москвы. Почерневшую от времени красную кир­пичную кладку велела побелить царевна

Софья. Сверг­нувший ее Петр укрепил Китай-город, дополнив сте­ны земляными бастионами. Китай-город в XVII—XVIII веках, утратив фортифи­кационное значение, постепенно разрушался. Причем настолько сильно, что городские власти хотели его сне­сти за ненадобностью. Однако Александр I не дал свер­шиться варварству и повелел «сохранить древние стро­ения в Москве в их первобытном виде». После пожара 1812 года снова пришлось все ремонтировать.

Тогда над стенами появились зубцы в форме ласточкиных хвос­тов, напоминающие зубцы Кремля10. В разные века число башен менялось, в XIX веке их насчитывалось четырнадцать. Шесть — служили проезд­ными. Каждый, попав в гущу города, видел перед со­бой шатры ворот, замыкавшие перспективы главных улиц. Башни Китай-города знал любой москвич. На­звания у них изменялись, когда возле ворот появлялись новые ориентиры, церкви, часовни.

На Лубянскую площадь вели Владимирские, они же Сретенские ворота. Над Ильинкой возвышались Ильинские, в старину — Троицкие ворота. Варварка имела Варварские ворота, и у них существовало ста­рое название — Всехсвятские. Но как бы они не на­зывались, отношение к башням всегда было посто­янное. Ими непременно гордились, их чтили. В но­вое время большими тиражами размножались виды

Китай-города — фотографии, открытки, рисунки Чаще всего внимание фотографов привлекали воро­та, возвышавшиеся на северо-восточном углу Крас­ной площади, имевшие два названия — Воскресен­ские, Иверские. В 1727 году сенатский обер-секретарь Кириллов так охарактеризовал их: «Первые городовые ворота Воскре­сенские на Тверскую улицу со двумя проездами; над ними палаты с двумя башнями: длиною 11 сажен,

ши­риною 4, высотою 12 сажен»11. Они оказались ближай­шими соседями Кремля и украшались, как и его баш­ни, шатрами. Над ними парили двуглавые орлы. Воро­та эти были единственными в своем роде — с двумя про­летами, обладали большой пропускной способностью. И было им кого пропускать — через проходы москвичи попадали на главный рынок города, форум Первопре­стольной. По сути, то были две спаренные высокие башни.

Под их шатрами виднелись окна палат, поднимавшиеся над арками проездов тремя ярусами. Эти высокие палаты одно время служили соседнему Монетному двору, а после основания Московского университета в них по­мещалась типография, попавшая в руки известного просветителя Николая Ивановича Новикова. Он не только печатал здесь книги, наводняя ими ими Россию, но и одно время жил в древних стенах. Воскресенские, они же

Иверские, ворота вели на Красную площадь. С одной стороны к ним пристроили в XIX веке Исторический музей, с другой стороны — здание Городской думы. Земля здесь была самая доро­гая, ценилась высоко, застраивалась тесно. Трехэтаж­ные палаты ворот венчались башенкой, как повелевал сосед — Кремль. Вот палаты, башни с шатрами запира­ли бывший

Воскресенский, нынешний Исторический проезд. С одной стороны пред ними расстилалась глав­ная площадь — Красная. С другой стороны начиналась главная улица Москвы — Тверская, близко к воротам доходили ее дома. И вот на этом самом месте, где стыковались главная площадь и главная улица, перед воротами, в простенке между арками, примостилась каменная одноэтажная часовня.

Квадратная в плане, под куполом со звездами, над которым возносилась статуя крылатого ангела с крестом. Статуи святых стояли по сторонам дверей ча­совни, куда верующие поднимались по ступеням. В часовне у ворот находилась одна из самых почита­емых святынь на Руси — Богоматерь Иверская. Икону увидеть стремился каждый православный, а таковыми были в далеком прошлом все русские люди. Оригинал иконы находится на Афонской горе.

Туда из Москвы с поручением снять точную копию с иконы Богоматери, хранившейся в Иверском монастыре на Афоне, прибыл посланец Никона, будущего патриарха, тогда архиман­дрита Новоспасского монастыря. Писал икону священник Романов водяными крас­ками на кипарисной доске. Писал, будучи в экстазе, по пять дней не ел. Питался в субботу и воскресенье.

Пока иконописец творил, братья служили два раза в неделю всенощные и литургии «И та икона не рознится ни­чем от первой иконы, ни длиною, ни шириною, ни ликом, одним словом новая аки старая», — писали мо­нахи в Москву, отправляя с почетом туда Иверскую. Встретили ее у Воскресенских ворот Китай-города всем народом во главе с царем и патриархом 13 октября 1648 года. На том месте и возникла часовня. С Иверской сделали несколько копий для царя, чле­нов его семьи, патриарха,

бояр, а также для монастыря на Валдайском озере. При Петре I и его преемниках, когда Москва перестала быть столицей, Иверские во­рота стали триумфальными. Через них въезжал на Крас­ную площадь Петр, празднуя Ништадский мир под гром пушек, звон колоколов и музыку оркестров, пронося через ворота потешную флотилию судов с распущенны­ми парусами.

Точно так же центром празднества стали ворота во время триумфа в честь побед над Турцией при Екатерине II. Со времен Петра II ни одна коронация не обходилась без торжеств на этом самом месте. Перед захватом Москвы армией Наполеона икону вместе с другой святыней — Владимирской Божьей Матерью — вывезли в глубь России, в Муром. После ос­вобождения города с почестями вернули на прежнее ме­сто, где она пребывала, помещенная

в золотую ризу ве­сом в 27 фунтов, 59 с половиной золотников, украшен­ную драгоценными камнями В часовне с утра до вечера шла служба. Однако в ней находилась копия образа, привезенного с Афона. Сама икона постоянно «путешествовала» по Москве. Каж­дый, кто мог оплатить службу, заказывал Иверскую для освящения нового дома, исцеления больных, утешения в горе В память об изгнании Наполеона ежегодно 13 октяб­ря происходил крестный ход к

Воскресенским воротам и далее вокруг стен Кремля И вот при большевиках не стало ни часовни, ни ворот, ни башен с шатрами и шпилями. Когда это случилось? Историк Петр Сытин пишет: «В 1920 году в проезде была ликвидирована Иверская часовня В 1936 году были разобраны мешав­шие движению Воскресенские ворота». Если это так, то 1920 год можно считать началом ут­рат важнейших святынь

Москвы. Однако есть сомне­ние относительно указанной даты. В мемуарах писа­тельницы Анны Караваевой, описывающей нэповскую Москву 1927 года, утверждается, что часовня тогда су­ществовала. Вспоминая давнюю, но запомнившуюся на всю жизнь прогулку с писателем Александром Фадее­вым, она писала: «Как давно привычна и мила взору прекрасная картина

Красной площади, которая еще издали открывается нашему взору в проходе между зда­нием музея В. И. Ленина и зданием Исторического му­зея. А в те годы этого прохода не было, он был забит неуклюжей, закопченной свечами Иверской часовней. Вокруг ее стен, икон, дымных огоньков свеч и лампад гомонила толпа богомолок, хриплоголосых певчих и нищих. Фадеев посмотрел на Иверскую беглым холодно-со­щуренным взглядом: — Хватит им тут кадить! — усмехнулся он. —

Скоро, поговаривают, начнется реконструкция Москвы, и од­ним из первых рухнет все это скопище!12» Молодой да ранний Александр Фадеев, секретарь воинственной организации пролетарских писателей, не сказал подруге, где именно «поговаривали» о реконст­рукции. Он имел возможность слушать высказывания на верхних этажах власти, знал хорошо планы, которые вынашивались в двух шагах от Иверских ворот Привожу эту цитату, чтобы показать: злодеяние гре­ло сердце не только

тех, кто приказывал уничтожать древности Москвы, но и многим молодым хозяевам страны, которые брали ее в мозолистые руки. О каком «движении» упоминает историк Петр. Сы­тин, оправдывая снос Иверских ворот? Трамваи и по­токи машин могли следовать на Красную площадь по другому проезду, который существует между Истори­ческим музеем и Кремлем. Древний Воскресенский проезд уничтожили, обо­сновывая это необходимостью

дать «движение» праз­дничным людским колоннам, военной технике, тан­кам и бронемашинам, следовавшим на парады и де­монстрации. Такие шествия стали традиционными с первых дней революции после Февраля и после Ок­тября. При Ленине Иверские ворота, однако, никому не мешали, позволяли всем пройти и проехать, но с начала тридцатых годов, когда началась «сталинская реконструкция Москвы», ворота оказались непреодо­лимой преградой.

Вождям, принимавшим парады на трибуне Мавзолея, виделось людское море, бескрай­ние колонны демонстрантов, рукоплещущие верши­телям судеб страны и мира. Защитники отечественной культуры как могли возражали против сноса Иверских ворот, убеждали власть, что такая ломка исказит вид древней площади, кото­рый станет «неэстетичным». На что от правившего тог­да Москвой Лазаря Кагановича услышали: «А моя эс­тетика требует, чтобы колонны демонстрантов шести районов

Москвы одновременно вливались на Красную площадь». Его «эстетика» победила. Ворота снесли, когда «отцом города» состоял другой ценитель прекрас­ного — Никита Хрущев, беспощадно ломавший старую Москву. Большевики стремились снести не только Иверские ворота, но и все здания, опоясывавшие Красную пло­щадь. На рисунке, иллюстрировавшем официально из­данный в 1936 году «Генеральный план реконструкции города

Москвы» напротив Кремля на сотни метров в небо поднимается скопище небоскребов Наркомата тя­желой промышленности. У его подножия марширова­ли массы трудящихся с флагами, салютуя тем, кто на трибуне мавзолея Ленина Проекты громадного нар­комата разрабатывались виднейшими архитекторами для строительства в Китай-городе «Площади вокруг Кремля расширяются, со стороны Спасских и Никольских ворот Красная площадь уве­личивается вдвое13», — такова одна из директив

Сталин­ского Генерального плана, где ставилась задача — пре­вратить Москву в образцовый социалистический город. Если встать на указанном месте между Спасски­ми и Никольскими воротами и представь, что бы про­изошло после исполнении такой директивы Требо­валось сломать десятки замечательных зданий, Верхние Торговые ряды, ГУМ, крупнейшее сооружение старой

Москвы, и другие соседствующие с ним дома. Как из­вестно, торговые ряды, Верхние и Средние, остались на месте, план до конца «реализовать» не удалось, поме­шала война. Но Иверские ворота уничтожили. Снесли нависавшие над тротуаром палаты бывших Присутственных мест. Вот почему видим мы в проезде перед глазами кусок гладкой стены, где укреплена мемо­риальная доска в честь томившегося в стенах здания

Алек­сандра Радищева. Его везли через Москву в ссылку Писателю Анне Караваевой причудилась «милой прекрасная картина Красной площади» после сноса ворот и башен. Вместе с Иверскими воротами сломали стоявший вблизи них Казанский собор, преследуя бре­довую цель расширить Красную площадь вдвое. До не­давнего времени на месте собора грудились у входа в туалет покупатели торговых

рядов, заодно утолявшие жажду возле автоматов газированной воды. Так стала выглядеть эта земля при Сталине. За триста лет до «социалистической реконструкции», в 1630 году на средства князя Дмитрия Пожарского при содействии казны на Красной площади начали возво­дить собор. Спустя три года каменщики и иконописцы сделали свое дело. Казанский собор был невысоким, с одной главой, выраставшей из пены каменных кружев, называвших­ся «кокошниками».

Они напоминали языки пламени, горящие в небе, поэтому такие храмы называли «огнен­ными». Перед собором находилась палата с каменным шатром, к ней примыкала еще одна малая палата, над которой поднималась башня колокольни, небольшие приделы Гурия и Варсонофия. Храм возвели в честь иконы Казанской Божьей Матери. Икона эта почиталась чудотворной, с ней связывал­ся счастливый исход битвы с захватившими столицу

поляками. В 1612 году была внесена она в Москву в день освобождения города ополчением во главе с кня­зем Дмитрием Пожарским. Князь хранил икону у себя дома много лет, до дня освящения собора. В тот тор­жественный день он вышел из палат на Лубянке с Ка­занской Божьей Матерью в руках. Пройдя весь путь, внес ее в храм, где у входа встречал ее народ с царем и патриархом. Спустя двести лет после 1612 года этой иконой благословляли

Михаила Кутузова; с русской армией дошла она до Парижа и благополучно верну­лась домой. Где сейчас икона Казанской Божьей Ма­тери? Ее удалось спасти, она хранится под сводами Елоховского собора в нескольких километрах от Крас­ной площади А Казанский собор, Иверские ворота с башнями и часовня — снова оказались на прежнем месте, восстали как птица Феникс из пепла. Их возродили в конце XX века в знак крушения тоталитаризма.

Кажется, так было всегда, не зиял провал между зданиями Исторического музея и музея Ленина. Ревнители подлинности старины презрительно на­зывают возрожденные памятники — «новоделами14». Мне они по душе. И всем, кто видит чудные стены и баш­ни — тоже. Заключение По итогам проведенного исследования сделаем ряд выводов: Особенностью эстетики является и ее эмоциональность, ориентированность на человеческие чувства (человеческая

чувственность, собственно, и составляет основной традиционный предмет эстетики). Она более, чем какая-либо иная дисциплина, обращена к душе человека. Я более подробно изучил нравственную культуру общества и категориальный аппарат эстетики. Выводы таковы: эстетика как теория искусства и эстетическое сознание отражают окружающий человека мир и самого человека с использованием категорий. Эстетическая культура формирует личности сотрудников

ОВД, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. Так же важную роль жизни сотрудников ОВД играет эстетическая культура. Самое главное, что я усвоил из моих исследований, что эстетическая культура личности - это, прежде всего мера освоения человеком материальных и духовных ценностей, конструирующихся по законам красоты. Еще один вывод, сделанный мной: профессионализм сотрудника

ОВД включает в себя, прежде всего всестороннюю специальную подготовку и постоянное стремление к повышению своих знаний. Во втором вопросе я подробно изучил историю Красной площади. Из своих исследований я сделал вывод, что Красная площадь играет огромную роль в формировании эстетического воспитания личности. Человек в своей жизни должен обязательно посетить ее и изучить историю всех исторически важных объектов,

находящихся на ней. Основываясь на истории Красной площади мы видим как формировалась эстетическая культура многих поколений на протяжении столетий. Литература 1.Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник/Ю.Б. Борев—М,: Высш. шк 2002 Бондаренко И.А. 2.Бондаренко И.А. Красная площадь Москвы. Архитектурный ансамбль. 2006. Серия: Московский хронограф

Дата выхода: 2006 г. Издательство: Вече



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.