Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Как повысить интерес учащихся к учебному материалу

Как повысить интерес учащихся к учебному материалу

Гин Анатолий Александрович, консультант-эксперт по
теории решения изобретательских задач.

УДИВЛЯЙ!

Хорошо
известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как
удивительное.

ФОРМУЛА:
учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится
удивительным.

Пример.
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

Тема:
"Вода". И я сразу заставляю ребят удивиться. - Однажды,- говорю я, -
в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в
которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ!
(У некоторых ребят при этом глаза на лоб лезут.) А теперь посмотрите в окно!
Разве мы с вами не ходим по воде? (Дело происходит зимой, за окном снег.) Мы
так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее удивительных
свойств. - Из урока В.М.Осиповой, СШ 138, Самара.

Пример.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Введение
в "Натуральные числа". - Дети, назовите самое большое число! - Дети
после ряда попыток и рассуждений с удивлением обнаруживают, что это сделать
невозможно. - Из опыта О.В.Ворожун, Самара.

Пример.
МАТЕМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Дети
с трудом запоминают состав числа 9. Что 4 и 4 это 3 или 5 и 5 это 10, легко
запоминают. А 4 и 5 - плохо... Тогда я дала каждому по 9 счетных палочек в руки
и предложила разложить их так, чтобы в каждой руке было поровну. Для многих
открытием стало, что этого сделать не удается. И сами пришли к выводу, - что поровну
разделить нельзя, а на 4 и 5 можно. Вот теперь усвоили этот факт отлично! - из
опыта О. В. Ворожун, Самара.

Пример.
БИОЛОГИЯ

-
Вам известно, что сова-неясыть питается мышами-зерноедами. Весит сова около 250
г . Как вы думаете, сколько зерна она способна сохранить за свою жизнь?
(Ученики высказывают свои догадки: обычно от 10 до 100 кг .) Так вот, одна сова
за жизнь сохраняет 50 тонн зерна! Сова в среднем живет 50 лет, съедает в год
тысячу мышей, каждая из которых истребляет в год 1 кг зерна.

Пример.
ГEOMETPИЯ, 7 КЛАСС

Учитель
предложил ученикам начертить треугольник, измерить его углы при помощи
транспортира и вычислить их сумму. В результате у всех получились разные
данные. Это произвело на класс большое впечатление, и больше уже ни у кого не
возникало сомнений в необходимости доказывать теоремы.

Пример.
ИСТОРИЯ, 11 КЛАСС

СССР
в 20 - 30-е годы. Великая Отечественная война.

-
Вы уже изучали роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита". Воланд -
какой он? Зло наказывает зло? "...Желая зло, творит одно лишь благо"
("Фауст"). А знаете ли вы, что в образе Воланда Булгаков зашифровал
свое понимание исторической роли Сталина? .. (Утверждение литературного критика
В. Котова со ссылкой на признание самого Булгакова.)- Из опыта А.П.Елопова, СШ
51, Гомель.

Иногда
удивительное не просто привлекает внимание "здесь и сейчас", но и
удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого
помогает следующий прием:

100-процентный
способ заинтересовать учеников

Для
этого примите участие в любой из 33 дистанционных эвристических олимпиад.
Зарегистрируете своих учеников в олимпиаде по вашему предмету. Если детям не
понравится, оргкомитет вернет ваш регистрационный взнос!
Отсроченная отгадка

ФОРМУЛА
1: в начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой
(ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

ФОРМУЛА
2: загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее
занятие.

Пример.


-
Я расскажу вам правдивую и удивительную историю! - такими словами автор начал
изучение новой темы в кружке ТРИЗ. - В 1896 году в Екатеринбурге один
крестьянин построил большой бревенчатый дом. Потом обставил его деревянной
мебелью, обложил со всех сторон поленьями, облил керосином и поджег при большом
стечении народа. В результате этой акции он значительно разбогател... К концу
сегодняшнего занятия вы попробуете догадаться - что же все-таки произошло? (Не
буду томить читателя: крестьянин изобрел противопожарный раствор. Пропитанное
им дерево становилось негорючим. Построил и поджег дом он на
торгово-промышленной выставке, сделав тем самым прекрасную рекламу своему
изобретению. Попутно еще и выиграл не сколько денежных пари у скептиков.)- Факт
из книги.: Грани творчества / Сост.Б.С.Вайсберг.- Свердловск,
Уральск.кн.изд-во, 1989.

Читатель
согласится, что такой вход в тему оказался эффективнее, чем
традиционно-школьное: а теперь мы будем изучать новую важную тему "Горение
и управление его интенсивностью".

Пример.
БИОЛОГИЯ

-
На следующем уроке речь пойдет об очень опасном животном, - говорит учитель. -
Как вы думаете - о каком? (Дети отвечают: тигр, акула, волк...) Нет, -
продолжает учитель, - это животное не хищник. Но оно оставило под угрозу
уничтожения многих животных целого континента. Оно повергло в тревогу и
растерянность большое число людей. Это животное - ... Впрочем, не будем
торопиться - продолжению следует... На следующем уроке учитель откроет секрет:
это животное - кролик. Да-да, вы не ослышались - кролик! (Далее идет речь об
экологической катастрофе в Австралии, грызунах, их роли в биоценозе.)

Пример.
ИСТОРИЯ

-
Вы уже рассказывали о тех бедствиях, которые несли людям Древней Руси княжеские
усобицы и набеги кочевников. А какая от них была польза? Попробуйте ответить на
этот вопрос к концу урока. В результате анализа исторической ситуации ученики
подвели итог: во-первых, грозная внешняя опасность привела восточных славян к
пониманию необходимости государственного и этнического единства; во-вторых,
частые военные столкновения и связанные с ними бедствия должны были подготовить
славян к восприятию христианского мировоззрения. - из опыта А. П. Елопова,
СШ51, Гомель.

ДИАЛОГ


-
Мне кажется, этот прием имеет недостаток. Далеко не всегда находятся яркие
интригующие факты к конкретному уроку.

-
Да. Но их количество значительно возрастает у ведущих "Картотеку
учителя".

-
И как же ее вести?

-
Об этом мы подробно поговорим в разделе "Организация труда учителя".

-
Замечательно! Но все же, что делать в ситуации: удивить хочется, да нечем?

-
В таком случае иногда выручает следующий подприем:

ФАНТАСТИЧЕСКАЯ
ДОБАВКА

ФОРМУЛА:
учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой.

Вы
можете переносить учебную ситуацию на фантастическую планету; изменить значение
любого параметра, который обычно остается постоянным или имеет вполне
определенное значение; придумать фантастическое растение/животное и рассмотреть
его в реальном биоценозе; перенести реального или литературного героя во
времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения: например,
глазами инопланетянина или древнего грека...

Пример.
ФИЗИКА

Задача:
исследователи опустили зонд на линию экватора шарообразной планеты Арктур Vl .
К удивлению ученых, вес зонда оказался равен нулю. Как это могло получиться?
Какова продолжительность суток на планете, если ее масса М, а радиус R ?

Пример.
ЛИТЕРАТУРА

-
Представьте себе, что вы можете встретиться с Онегиным и Ленским за день до
дуэли. Что бы вы сказали им? Попробуйте предсказать их реакцию на ваши
аргументы. Разыграйте беседу в ролях.

Пример.
БИОЛОГИЯ

Предположим,
среднегодовая (или минимальная) температура Антарктиды понизится на 10
градусов. Что еще смогут "придумать" пингвины, чтобы выжить в таких
условиях? (Учитель, задавая этот вопрос, преследует дидактическую цель: изучить
реальные механизмы защиты животных в экстремальных температурных условиях.)

ОТКРЫТАЯ
ПРОБЛЕМА: хотелось бы сделать прием более инструментальным, технологичным. Но
для этого сначала желательно собрать картотеку примеров его применения в
различных учебных предметах. Возьметесь?
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://eidos.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Налогообложение доходов индивидуальных предпринимателей 2
Реферат регулювання ринку молока
Реферат Десять потерянных колен
Реферат 1. Связь истории и философии науки. Классификация наук. Естественные, социальные, гуманитарные и формальные науки
Реферат Выращивание бройлеров
Реферат Изучение эффективности различных приемов химической мелиорации чернозема выщелоченного, загрязненного медью
Реферат Понятие и классификация методов судебно-экспертных исследований
Реферат Проектирование прирельсового склада
Реферат Xvii століття (на основі творів Тирсо де Моліни “Севільский бешкетник, або Кам’яний гість” І Мольєра “Дон Жуан, або Кам’яний гість”)
Реферат Как научиться быстро принимать решения
Реферат Статистический анализ структуры денежных доходов населения России
Реферат Администрация города волгограда постановление от 11 июня 2004 г. N 790 об утверждении положения о предоставлении земельных участков для строительства объектов в волгограде
Реферат Разработка web-сайта ОАО "Алейскзернопродукт" имени С.Н. Старовойтова
Реферат Методика створення проблемних ситуацій
Реферат Трагедии Шекспира и уровни его персонажей