Как повысить интерес учащихся к учебному материалу
Гин Анатолий Александрович, консультант-эксперт по
теории решения изобретательских задач.
УДИВЛЯЙ!
Хорошо
известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как
удивительное.
ФОРМУЛА:
учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится
удивительным.
Пример.
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ
Тема:
"Вода". И я сразу заставляю ребят удивиться. - Однажды,- говорю я, -
в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в
которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ!
(У некоторых ребят при этом глаза на лоб лезут.) А теперь посмотрите в окно!
Разве мы с вами не ходим по воде? (Дело происходит зимой, за окном снег.) Мы
так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее удивительных
свойств. - Из урока В.М.Осиповой, СШ 138, Самара.
Пример.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
Введение
в "Натуральные числа". - Дети, назовите самое большое число! - Дети
после ряда попыток и рассуждений с удивлением обнаруживают, что это сделать
невозможно. - Из опыта О.В.Ворожун, Самара.
Пример.
МАТЕМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дети
с трудом запоминают состав числа 9. Что 4 и 4 это 3 или 5 и 5 это 10, легко
запоминают. А 4 и 5 - плохо... Тогда я дала каждому по 9 счетных палочек в руки
и предложила разложить их так, чтобы в каждой руке было поровну. Для многих
открытием стало, что этого сделать не удается. И сами пришли к выводу, - что поровну
разделить нельзя, а на 4 и 5 можно. Вот теперь усвоили этот факт отлично! - из
опыта О. В. Ворожун, Самара.
Пример.
БИОЛОГИЯ
-
Вам известно, что сова-неясыть питается мышами-зерноедами. Весит сова около 250
г . Как вы думаете, сколько зерна она способна сохранить за свою жизнь?
(Ученики высказывают свои догадки: обычно от 10 до 100 кг .) Так вот, одна сова
за жизнь сохраняет 50 тонн зерна! Сова в среднем живет 50 лет, съедает в год
тысячу мышей, каждая из которых истребляет в год 1 кг зерна.
Пример.
ГEOMETPИЯ, 7 КЛАСС
Учитель
предложил ученикам начертить треугольник, измерить его углы при помощи
транспортира и вычислить их сумму. В результате у всех получились разные
данные. Это произвело на класс большое впечатление, и больше уже ни у кого не
возникало сомнений в необходимости доказывать теоремы.
Пример.
ИСТОРИЯ, 11 КЛАСС
СССР
в 20 - 30-е годы. Великая Отечественная война.
-
Вы уже изучали роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита". Воланд -
какой он? Зло наказывает зло? "...Желая зло, творит одно лишь благо"
("Фауст"). А знаете ли вы, что в образе Воланда Булгаков зашифровал
свое понимание исторической роли Сталина? .. (Утверждение литературного критика
В. Котова со ссылкой на признание самого Булгакова.)- Из опыта А.П.Елопова, СШ
51, Гомель.
Иногда
удивительное не просто привлекает внимание "здесь и сейчас", но и
удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого
помогает следующий прием:
100-процентный
способ заинтересовать учеников
Для
этого примите участие в любой из 33 дистанционных эвристических олимпиад.
Зарегистрируете своих учеников в олимпиаде по вашему предмету. Если детям не
понравится, оргкомитет вернет ваш регистрационный взнос!
Отсроченная отгадка
ФОРМУЛА
1: в начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой
(ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
ФОРМУЛА
2: загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее
занятие.
Пример.
-
Я расскажу вам правдивую и удивительную историю! - такими словами автор начал
изучение новой темы в кружке ТРИЗ. - В 1896 году в Екатеринбурге один
крестьянин построил большой бревенчатый дом. Потом обставил его деревянной
мебелью, обложил со всех сторон поленьями, облил керосином и поджег при большом
стечении народа. В результате этой акции он значительно разбогател... К концу
сегодняшнего занятия вы попробуете догадаться - что же все-таки произошло? (Не
буду томить читателя: крестьянин изобрел противопожарный раствор. Пропитанное
им дерево становилось негорючим. Построил и поджег дом он на
торгово-промышленной выставке, сделав тем самым прекрасную рекламу своему
изобретению. Попутно еще и выиграл не сколько денежных пари у скептиков.)- Факт
из книги.: Грани творчества / Сост.Б.С.Вайсберг.- Свердловск,
Уральск.кн.изд-во, 1989.
Читатель
согласится, что такой вход в тему оказался эффективнее, чем
традиционно-школьное: а теперь мы будем изучать новую важную тему "Горение
и управление его интенсивностью".
Пример.
БИОЛОГИЯ
-
На следующем уроке речь пойдет об очень опасном животном, - говорит учитель. -
Как вы думаете - о каком? (Дети отвечают: тигр, акула, волк...) Нет, -
продолжает учитель, - это животное не хищник. Но оно оставило под угрозу
уничтожения многих животных целого континента. Оно повергло в тревогу и
растерянность большое число людей. Это животное - ... Впрочем, не будем
торопиться - продолжению следует... На следующем уроке учитель откроет секрет:
это животное - кролик. Да-да, вы не ослышались - кролик! (Далее идет речь об
экологической катастрофе в Австралии, грызунах, их роли в биоценозе.)
Пример.
ИСТОРИЯ
-
Вы уже рассказывали о тех бедствиях, которые несли людям Древней Руси княжеские
усобицы и набеги кочевников. А какая от них была польза? Попробуйте ответить на
этот вопрос к концу урока. В результате анализа исторической ситуации ученики
подвели итог: во-первых, грозная внешняя опасность привела восточных славян к
пониманию необходимости государственного и этнического единства; во-вторых,
частые военные столкновения и связанные с ними бедствия должны были подготовить
славян к восприятию христианского мировоззрения. - из опыта А. П. Елопова,
СШ51, Гомель.
ДИАЛОГ
-
Мне кажется, этот прием имеет недостаток. Далеко не всегда находятся яркие
интригующие факты к конкретному уроку.
-
Да. Но их количество значительно возрастает у ведущих "Картотеку
учителя".
-
И как же ее вести?
-
Об этом мы подробно поговорим в разделе "Организация труда учителя".
-
Замечательно! Но все же, что делать в ситуации: удивить хочется, да нечем?
-
В таком случае иногда выручает следующий подприем:
ФАНТАСТИЧЕСКАЯ
ДОБАВКА
ФОРМУЛА:
учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой.
Вы
можете переносить учебную ситуацию на фантастическую планету; изменить значение
любого параметра, который обычно остается постоянным или имеет вполне
определенное значение; придумать фантастическое растение/животное и рассмотреть
его в реальном биоценозе; перенести реального или литературного героя во
времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения: например,
глазами инопланетянина или древнего грека...
Пример.
ФИЗИКА
Задача:
исследователи опустили зонд на линию экватора шарообразной планеты Арктур Vl .
К удивлению ученых, вес зонда оказался равен нулю. Как это могло получиться?
Какова продолжительность суток на планете, если ее масса М, а радиус R ?
Пример.
ЛИТЕРАТУРА
-
Представьте себе, что вы можете встретиться с Онегиным и Ленским за день до
дуэли. Что бы вы сказали им? Попробуйте предсказать их реакцию на ваши
аргументы. Разыграйте беседу в ролях.
Пример.
БИОЛОГИЯ
Предположим,
среднегодовая (или минимальная) температура Антарктиды понизится на 10
градусов. Что еще смогут "придумать" пингвины, чтобы выжить в таких
условиях? (Учитель, задавая этот вопрос, преследует дидактическую цель: изучить
реальные механизмы защиты животных в экстремальных температурных условиях.)
ОТКРЫТАЯ
ПРОБЛЕМА: хотелось бы сделать прием более инструментальным, технологичным. Но
для этого сначала желательно собрать картотеку примеров его применения в
различных учебных предметах. Возьметесь?
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://eidos.ru/