Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Образовательный потенциал виртуальной конференции

Образовательный потенциал виртуальной конференции

Тираспольский Леонид, Новиков Владимир

В
наши дни среди расширившегося круга задач, которые должна решать система
образования, одной из важнейших становится задача воспитания человека,
способного адаптироваться к меняющимся условиям жизни: т.е. нужно вывести на
уровень своего рода “метаквалификации”, позволяющей самостоятельно
компенсировать профессиональные недостатки, навыки и умения. Образование, таким
образом, из инструмента “подгонки” личности под определенный социальный
стандарт все более превращается в условие развития деятельностных способностей
индивида.

Как
отмечает В.Кемеров, идея социализации, рассматриваемая как “подключение”
личности к стандартам культуры, оказывается в значительной степени
несостоятельной: для развивающейся культуры гораздо более важной является
способность человека рассматривать системы знания, технологии формализованного
поведения не столько в инструментальном плане, сколько в плане личностного
бытия и развития, поскольку лишь в этом случае смена самих этих инструментов
перестает носить для него драматичный характер. Она уже будет сопряжена не с
нарушением или утратой человеком личностной определенности, а только со сменой
форм его самореализации [см.: 4].

Вместе
с тем, очевидно, что традиционные формы образовательной практики,
ориентированные на простое усвоение информации, не позволяют решить эту задачу.
Необходим выход на новые, а может, просто забытые, педагогические решения,
которые использовались испокон веков: их успешно применяли и архаичное, и
античное, и средневековое общества. Обряды инициации и посвящения существовали
в архаичных обществах; в древней Греции - мистерии, в Европе - карнавал...

Общим
для всех перечисленных феноменов можно считать особую игровую среду, включаясь
в которую человек приобретал специфический опыт. Таким опытом невозможно
овладеть в ходе бесед, в результате чтения текстов или размышлений. Возможно, и
сегодня стоит пойти по пути создания подобной “искусственной” обучающей среды,
располагающей потенциалом для “проживания” и проигрывания проблемных ситуаций,
в которых человек может оказаться в будущем.

“Искусственность”
в данном случае означает не только то, что такая среда создается
целенаправленно, но и то, что при ее формировании руководствуются
закономерностями именно сферы искусства, методы которого (воплощенные в игровой
среде), позволяют преобразить повседневную жизнь, сделав невозможное в ней
возможным в игровой ситуации.

Примеры
использования имитационно-деятельностных игр свидетельствуют о том, что такая
методика может оказаться достаточно эффективной. Правда, при условии, что
вместо традиционных педагогических форм обучения будут применяться современные
компьютерные технологии (особенно Интернет), в частности, виртуальные
конференции.

***


Мы
уже перечислили те исторические формы, которые в неявном виде были
ориентированы на приобщение человека к специфическому типу знания, связанного с
самоопределением в новых условиях: инициации, мистерии, карнавалы… Что же
объединяет такие разные виды активности, как, например, карнавал и виртуальную
конференцию?

Уже
по самой своей структуре конференция предполагает создание особого
карнавально-маскарадного контекста для участников общения: большинство законов,
запретов и ограничений, определяющих строй и порядок обычной жизни, здесь
оказываются “снятыми”. Иерархический уклад и все, связанные с ним формы страха,
благоговения, пиетета, этикета, т.е. все то, что определяется всяким (в том
числе возрастным и физическим) неравенством людей, как бы отменяются. Дистанция
между участниками исчезает, общение приобретает свободный, раскованный
характер.

Анонимность
стимулирует критическое отношение ко всякого рода авторитетам и преданиям:
социальные маски как бы сорваны. Иерархия в такой конференции выстраивается в
логике меритократического подхода: каждый участник утверждает свой авторитет
собственными мыслями и поведением, т.е. создаются предпосылки для реализации
идеалов равенства и свободы, возникает ощущение веселой относительности любого
статуса в иерархии, всякого строя и порядка. Наличные возможности для взлетов и
падений тоже напоминают основу карнавального действа: шутовское увенчание с
последующим развенчанием карнавального короля, ведь “карнавал – праздник
всеуничтожающего и всеобновляющего времени” [1, с.210].

Анонимность
участников позволяет им выступать в самых разных ролях подобно тому, как во
время карнавала или маскарада можно надеть любую маску, а сама возможность
выбора потенциально имеет своим следствием и терапевтический эффект, порождая
некую виртуальную аналогию “психодрамы”.

Вместе
с тем, несмотря на виртуальность действия, эмоциональные переживания его
участников могут быть вполне реальными. Психологически они мало отличаются от
переживаний, испытываемых участниками виртуальной конференции в реальной жизни.
При этом человек ощущает себя в безопасности: в любой момент он может выйти из
игры, а затем вернуться, но уже под другим именем, в другой роли, без всякого
груза прошлого, что, как представляется, роднит Интернет-конференции с другими
символическими реальностями - “сновидений, искусства, религиозными или
эзотерическими” [6, c.168].

Далее.
Действие в виртуальной конференции может легко перемещаться в любую точку
реального или вымышленного мира, перенося обсуждаемую идею в новый контекст,
проверяя ее истинность в новых условиях. Этот контекст формируется, в
частности, и за счет появления новых персонажей (или “ников”). Например, в ходе
дискуссии участники могут встретиться с великими людьми, сказочными животными и
даже, допустим, Мефистофелем… Конечно, появляются не Платон или Ницше, а всего
лишь новые участники с соответствующим “ником”.

Кто
скрывается под таким “ником” – загадка. Но, принимая правила игры, участвующие
в дискуссии обычно относятся к ним так, как они себя представляют. Конечно, все
происходит в шутливой форме, но факт остается фактом: если участник появляется
под именем Муму, то к нему и относятся как к говорящей собачке, появление же
Мефистофеля предвещает беспощадную критику чьей-то позиции, искус и сомнение.

И
еще. Поскольку диалог ведется в письменной форме, каждое слово его участника
как бы “зависает в вечности”, становясь предметом последующего анализа и
критики: ведь любой может посмотреть все записи, когда-либо прозвучавшее на
конференции, а каждое сказанное слово - стать неопровержимым аргументом,
подтверждающим ту или иную позицию. Поиск по ключевым словам, времени написания
и автору возможен буквально за секунды.

Это
делает мир Интернет-конференции как бы сжатым в точку - здесь все одинаково
близко, но в то же время способно расширяться до бесконечности: любой вопрос
может вызвать сколь угодно много ответов.

Как
уже отмечалось, в ходе диалога в качестве аргумента может быть предъявлено
любое высказывание собеседника, независимо от того, когда оно было сделано. И
если участник форума допустил ошибку, или его утверждения не выдержали критики,
скрыть это не удастся. Такая особенность конференции придает слову максимальную
ответственность, что очень важно: ведь подлинный диалогизм подразумевает не
только ответ, но и ответственность.

Если
в обыденной жизни связь между разновременными событиями очевидна не всегда, то
в виртуальной каждое событие отражается в каждом. Высказывание многодневной
давности может всплыть и оказать влияние на происходящее сейчас и на то, что
будет происходить в дальнейшем. Все сплетено в узел, в котором нет времени; все
актуально, как в Вечности.

***


Самобытность
и новизна виртуальной конференции состоит и в том, что ее не только читают
(например, как роман), но и в ней живут. В ее рамках возможно непосредственное
взаимодействие автора и читателя: участник становится не только героем
произведения, но и одним из его соавторов.

Таким
образом, конференцию можно рассматривать как своего рода “книгу жизни” (куда
каждый может поместить свою биографию), сюжет которой разыгрывается и пишется
всеми “соавторами” одновременно. Вместе с тем стоит заметить, что
художественные свойства конференции существуют лишь как потенциальная
возможность. Поэтому-то для проведения такого действа необходим ведущий
(модератор), который, осознавая жанр происходящего, направлял бы его в нужное
русло.

Любой
участник, воспринимая свои высказывания через призму личной позиции, может
относиться к ним и как к репликам того или иного литературного героя. Хотя,
конечно, видение конференции как художественного произведения требует
сознательного усилия, которое, однако, окупается приобретением почти
неограниченной авторской свободы: появляется возможность сознательно строить
свое участие в конференции по законам художественного творчества. Более того,
став персонажем, каждый участник форума начинает жить по законам искусства.

Вместе
с тем, даже самое возвышенное искусство ограничено в своей способности
преобразить человека. Одно из объяснений этого факта состоит в том, что
искусство существует как относительно самостоятельная, не связанная с обычной
жизнью область человеческого опыта, и потому воспринимается нами лишь как
источник эстетических переживаний: попытки же выйти за границы сцены,
проникнуть в обычную жизнь, как правило, кончались для него неудачей -
искусство словно “увязало” в косности материального мира. Так, например,
театрализованные импровизации с обязательным участием зрителей, по замыслу
авторов призванные снять границы между искусством и жизнью, желаемого эффекта
не дали: участие зрителей в подобных представлениях было незначительным и
случайным.

Неспособность
искусства трансформировать человека и изменить жизнь общество переживает как
кризис. Наиболее остро проблема кризиса искусства осознавалась русской
культурой второй половины XIX – начала XX вв., когда “искусство судорожно
стремится выйти за свои пределы. Нарушаются грани, отделяющие одно искусство от
другого и искусство вообще от того, что не есть уже искусство... Никогда еще
так остро не стояла проблема отношения искусства и жизни, творчества и бытия,
никогда еще не было такой жажды перейти от творчества произведений искусства к
творчеству самой жизни” [6, с.400].

Способность
искусства стать теургическим, т.е. преображать саму жизнь на основе
духовно-эстетических принципов, - одна из наиболее животрепещущих тем
религиозной философии и культуры, волновавшая П.Флоренского, С.Булгакова,
Н.Бердяева, А.Белого…

Первым
приступил к разработке концепции теургии В.Соловьев, понимавший этот термин как
“осознанное единство мистики, искусства и техники на путях преображения жизни
под водительством Бога, или высшего Духа, как грядущее искусство создания жизни
на совершенно новых принципах”. Видный русский поэт-символист и мыслитель
В.Иванов представлял искусство будущего в виде Мистерии – сакрального действа,
основанного на “соборном сознании”, в котором зрители и актеры являются
полноправными участниками.

Возможно,
именно развитие Интернет позволит выйти на создание теургической среды, в
которой разрыв между искусством и жизнью сведется к минимуму: ведь даже в
текстовой конференции уже ощущается уменьшение этого разрыва. Здесь
присутствует и “единство мистики, искусства и техники”, о которых писал
В.Соловьев, и “соборность сознания”, и равноправное участие зрителей и актеров,
упоминаемые В.Ивановым.

***


Наряду
с эстетическим в конференции присутствует и этический элемент.

Каждое
высказывание участника – поступок. Участие в конференции – часть обычной жизни
человека. Восприятие событий, происходящих в конференции, отлично от чтения
книги: эти события воспринимаются как жизненные ситуации.

В
то же время конференция отличается от повседневной жизни: ее относительно легко
выстроить в соответствии с законами искусства, и в этом случае ее участники
становятся одновременно как бы героями художественного произведения. Так что
возможность того, что метаморфозы, происходящие с персонажем конференции,
изменят в чем-то самого человека, причем в большей степени, чем чтение,
допустим, художественной литературы, исключить нельзя.

В
истории мы сталкиваемся с примерами построения человеком жизни на основе
сказаний и мифов, попытками “художественного” воплощения идеи о совершенном,
утопическом, сакральном мире в повседневной действительности. В качестве
подтверждения можно привести мистерии Древней Греции (основу Элевсинских
мистерий составляло воссоздание мифа о Деметре и Коре). Не останавливаясь на
этом подробно, отметим лишь, что действие мистерии развивалось по законам
искусства – от мрака к надежде и свету, позволяя участникам достичь катарсиса –
очищения и пробуждения [7, с.85-93]. К этой же категории можно отнести и
римские сатурналии, “которые мыслились как реальный и полный... возврат на
землю сатурного золотого века” [2, с.12].

Европейский
карнавал (непосредственный наследник сатурналий) также являл собой
разыгрываемое на городской площади театральное представление с одним лишь
отличием от современного театра: “карнавал – это зрелище без рампы и без разделения
на исполнителей и зрителей. В карнавале все - активные участники, все
причащаются карнавальному действу” [1, с.207]. Во время карнавала всех,
независимо от их социального статуса, охватывала праздничная атмосфера игры,
преодолевались страх и боль, восстанавливалась утраченная гармония.

Со
временем карнавальная традиция, постепенно редуцируясь, становилась все более
замкнутой, принимала форму дворцовых маскарадов. Согласно М.Бахтину, эти формы
народно-смехового искусства оказали значительное влияние на развитие
европейской литературы, которая донесла традицию всенародного карнавального
смеха и до наших дней. Ее образы можно найти у Пушкина, Гоголя, Достоевского,
многих других авторов.

В
этом отношении Интернет с его поистине всенародной, “площадной” атмосферой
предоставляет великолепную возможность для возвращения сакральной карнавальной
традиции из области идеального мира художественного произведения в
повседневность нашей жизни.

В
разные эпохи существовали разные способы реализации идеи создания искусственной
среды, нацеленной на преображение человека (мистерии Древней Греции, римские
сатурналии, европейский карнавал, редуцировавшийся в жанр романа), и с этой
точки зрения появление Интернет вполне можно рассматривать как продолжение
давней традиции, причем сегодня ее реализация может оказаться даже более
эффективной, чем раньше: теперь мы лучше понимаем принципы этой традиции,
законы искусственной среды и имеем подходящие технические средства для ее
реализации.

***


Итак,
виртуальная конференция и Интернет в целом может стать эффективным инструментом
для создания искусственной образовательной среды, способствующей обретению
человеком, в облегченных, игровых условиях, определенного психологического
опыта, позволяющего ему адаптироваться к изменениям в обществе, культуре и
даже... собственном мировоззрении.
Список литературы

1.
Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: Художественная литература,
1972.

2.
Бахтин М.М. Проблемы содержания, материала и формы в словесном художественном
творчестве. - М.: Художественная литература, 1975.

3.
В.Бычков. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica.- Т. 2. -
М.-С.-Пб.: “Университетская книга”, 1999.

4.
Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. - М.: Аспект-Пресс, 1996.

5.

Розин В.М. От традиционной парадигмы образования – к новой //
Техническая эстетика. - 1990. - № 6.

6.

Розин В.М. Технологии виртуальной реальности // Традиционная и
современная технология (философско-методологический анализ) - М., 1999, РАН
институт философии. С. 159-181.

7.

Тираспольский Л. М. Золотой век. - М.: “Прогресс”, 1995.

8.

Н.Бердяев. Кризис искусства. В кн.: Н.Бердяев. Философия
творчества, культуры и искусства. В 2- х тт . Т .2. М ., « Искусство
»,1994.

9.
Computerization
and Controversy: Value Conflicts and social Choices/ by Rob Kling. Еdition
2. - Academic Press, 1996. - P.278-309.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://eidos.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат О чем заставляет задуматься трагедия Шекспира Ромео и Джульетта
Реферат Основи теорії сигналів
Реферат Сущность и основы бухгалтерского управленческого учета
Реферат Религия в Османской империи
Реферат Оконечные кабельные устройства
Реферат Расчет эксплуатационных затрат на производство тепловой энергии котельной установкой
Реферат Об'єднання цифрових потоків
Реферат Обладнання Lucent Technologies для побудови інтелектуальних мереж (IN)
Реферат Анастази А. А 64 Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые разли- чия в поведении /Пер с англ
Реферат Ходкевич, Александр Николаевич
Реферат Державне регулювання інвестицій в людський капітал як фактор інтелектуального розвитку суспільства
Реферат Изготовление и установка металлопластиковых окон
Реферат Королевство Португалия
Реферат Офісні АТС
Реферат Анализ модели дуаполии