Образовательный потенциал виртуальной конференции
Тираспольский Леонид, Новиков Владимир
В
наши дни среди расширившегося круга задач, которые должна решать система
образования, одной из важнейших становится задача воспитания человека,
способного адаптироваться к меняющимся условиям жизни: т.е. нужно вывести на
уровень своего рода “метаквалификации”, позволяющей самостоятельно
компенсировать профессиональные недостатки, навыки и умения. Образование, таким
образом, из инструмента “подгонки” личности под определенный социальный
стандарт все более превращается в условие развития деятельностных способностей
индивида.
Как
отмечает В.Кемеров, идея социализации, рассматриваемая как “подключение”
личности к стандартам культуры, оказывается в значительной степени
несостоятельной: для развивающейся культуры гораздо более важной является
способность человека рассматривать системы знания, технологии формализованного
поведения не столько в инструментальном плане, сколько в плане личностного
бытия и развития, поскольку лишь в этом случае смена самих этих инструментов
перестает носить для него драматичный характер. Она уже будет сопряжена не с
нарушением или утратой человеком личностной определенности, а только со сменой
форм его самореализации [см.: 4].
Вместе
с тем, очевидно, что традиционные формы образовательной практики,
ориентированные на простое усвоение информации, не позволяют решить эту задачу.
Необходим выход на новые, а может, просто забытые, педагогические решения,
которые использовались испокон веков: их успешно применяли и архаичное, и
античное, и средневековое общества. Обряды инициации и посвящения существовали
в архаичных обществах; в древней Греции - мистерии, в Европе - карнавал...
Общим
для всех перечисленных феноменов можно считать особую игровую среду, включаясь
в которую человек приобретал специфический опыт. Таким опытом невозможно
овладеть в ходе бесед, в результате чтения текстов или размышлений. Возможно, и
сегодня стоит пойти по пути создания подобной “искусственной” обучающей среды,
располагающей потенциалом для “проживания” и проигрывания проблемных ситуаций,
в которых человек может оказаться в будущем.
“Искусственность”
в данном случае означает не только то, что такая среда создается
целенаправленно, но и то, что при ее формировании руководствуются
закономерностями именно сферы искусства, методы которого (воплощенные в игровой
среде), позволяют преобразить повседневную жизнь, сделав невозможное в ней
возможным в игровой ситуации.
Примеры
использования имитационно-деятельностных игр свидетельствуют о том, что такая
методика может оказаться достаточно эффективной. Правда, при условии, что
вместо традиционных педагогических форм обучения будут применяться современные
компьютерные технологии (особенно Интернет), в частности, виртуальные
конференции.
***
Мы
уже перечислили те исторические формы, которые в неявном виде были
ориентированы на приобщение человека к специфическому типу знания, связанного с
самоопределением в новых условиях: инициации, мистерии, карнавалы… Что же
объединяет такие разные виды активности, как, например, карнавал и виртуальную
конференцию?
Уже
по самой своей структуре конференция предполагает создание особого
карнавально-маскарадного контекста для участников общения: большинство законов,
запретов и ограничений, определяющих строй и порядок обычной жизни, здесь
оказываются “снятыми”. Иерархический уклад и все, связанные с ним формы страха,
благоговения, пиетета, этикета, т.е. все то, что определяется всяким (в том
числе возрастным и физическим) неравенством людей, как бы отменяются. Дистанция
между участниками исчезает, общение приобретает свободный, раскованный
характер.
Анонимность
стимулирует критическое отношение ко всякого рода авторитетам и преданиям:
социальные маски как бы сорваны. Иерархия в такой конференции выстраивается в
логике меритократического подхода: каждый участник утверждает свой авторитет
собственными мыслями и поведением, т.е. создаются предпосылки для реализации
идеалов равенства и свободы, возникает ощущение веселой относительности любого
статуса в иерархии, всякого строя и порядка. Наличные возможности для взлетов и
падений тоже напоминают основу карнавального действа: шутовское увенчание с
последующим развенчанием карнавального короля, ведь “карнавал – праздник
всеуничтожающего и всеобновляющего времени” [1, с.210].
Анонимность
участников позволяет им выступать в самых разных ролях подобно тому, как во
время карнавала или маскарада можно надеть любую маску, а сама возможность
выбора потенциально имеет своим следствием и терапевтический эффект, порождая
некую виртуальную аналогию “психодрамы”.
Вместе
с тем, несмотря на виртуальность действия, эмоциональные переживания его
участников могут быть вполне реальными. Психологически они мало отличаются от
переживаний, испытываемых участниками виртуальной конференции в реальной жизни.
При этом человек ощущает себя в безопасности: в любой момент он может выйти из
игры, а затем вернуться, но уже под другим именем, в другой роли, без всякого
груза прошлого, что, как представляется, роднит Интернет-конференции с другими
символическими реальностями - “сновидений, искусства, религиозными или
эзотерическими” [6, c.168].
Далее.
Действие в виртуальной конференции может легко перемещаться в любую точку
реального или вымышленного мира, перенося обсуждаемую идею в новый контекст,
проверяя ее истинность в новых условиях. Этот контекст формируется, в
частности, и за счет появления новых персонажей (или “ников”). Например, в ходе
дискуссии участники могут встретиться с великими людьми, сказочными животными и
даже, допустим, Мефистофелем… Конечно, появляются не Платон или Ницше, а всего
лишь новые участники с соответствующим “ником”.
Кто
скрывается под таким “ником” – загадка. Но, принимая правила игры, участвующие
в дискуссии обычно относятся к ним так, как они себя представляют. Конечно, все
происходит в шутливой форме, но факт остается фактом: если участник появляется
под именем Муму, то к нему и относятся как к говорящей собачке, появление же
Мефистофеля предвещает беспощадную критику чьей-то позиции, искус и сомнение.
И
еще. Поскольку диалог ведется в письменной форме, каждое слово его участника
как бы “зависает в вечности”, становясь предметом последующего анализа и
критики: ведь любой может посмотреть все записи, когда-либо прозвучавшее на
конференции, а каждое сказанное слово - стать неопровержимым аргументом,
подтверждающим ту или иную позицию. Поиск по ключевым словам, времени написания
и автору возможен буквально за секунды.
Это
делает мир Интернет-конференции как бы сжатым в точку - здесь все одинаково
близко, но в то же время способно расширяться до бесконечности: любой вопрос
может вызвать сколь угодно много ответов.
Как
уже отмечалось, в ходе диалога в качестве аргумента может быть предъявлено
любое высказывание собеседника, независимо от того, когда оно было сделано. И
если участник форума допустил ошибку, или его утверждения не выдержали критики,
скрыть это не удастся. Такая особенность конференции придает слову максимальную
ответственность, что очень важно: ведь подлинный диалогизм подразумевает не
только ответ, но и ответственность.
Если
в обыденной жизни связь между разновременными событиями очевидна не всегда, то
в виртуальной каждое событие отражается в каждом. Высказывание многодневной
давности может всплыть и оказать влияние на происходящее сейчас и на то, что
будет происходить в дальнейшем. Все сплетено в узел, в котором нет времени; все
актуально, как в Вечности.
***
Самобытность
и новизна виртуальной конференции состоит и в том, что ее не только читают
(например, как роман), но и в ней живут. В ее рамках возможно непосредственное
взаимодействие автора и читателя: участник становится не только героем
произведения, но и одним из его соавторов.
Таким
образом, конференцию можно рассматривать как своего рода “книгу жизни” (куда
каждый может поместить свою биографию), сюжет которой разыгрывается и пишется
всеми “соавторами” одновременно. Вместе с тем стоит заметить, что
художественные свойства конференции существуют лишь как потенциальная
возможность. Поэтому-то для проведения такого действа необходим ведущий
(модератор), который, осознавая жанр происходящего, направлял бы его в нужное
русло.
Любой
участник, воспринимая свои высказывания через призму личной позиции, может
относиться к ним и как к репликам того или иного литературного героя. Хотя,
конечно, видение конференции как художественного произведения требует
сознательного усилия, которое, однако, окупается приобретением почти
неограниченной авторской свободы: появляется возможность сознательно строить
свое участие в конференции по законам художественного творчества. Более того,
став персонажем, каждый участник форума начинает жить по законам искусства.
Вместе
с тем, даже самое возвышенное искусство ограничено в своей способности
преобразить человека. Одно из объяснений этого факта состоит в том, что
искусство существует как относительно самостоятельная, не связанная с обычной
жизнью область человеческого опыта, и потому воспринимается нами лишь как
источник эстетических переживаний: попытки же выйти за границы сцены,
проникнуть в обычную жизнь, как правило, кончались для него неудачей -
искусство словно “увязало” в косности материального мира. Так, например,
театрализованные импровизации с обязательным участием зрителей, по замыслу
авторов призванные снять границы между искусством и жизнью, желаемого эффекта
не дали: участие зрителей в подобных представлениях было незначительным и
случайным.
Неспособность
искусства трансформировать человека и изменить жизнь общество переживает как
кризис. Наиболее остро проблема кризиса искусства осознавалась русской
культурой второй половины XIX – начала XX вв., когда “искусство судорожно
стремится выйти за свои пределы. Нарушаются грани, отделяющие одно искусство от
другого и искусство вообще от того, что не есть уже искусство... Никогда еще
так остро не стояла проблема отношения искусства и жизни, творчества и бытия,
никогда еще не было такой жажды перейти от творчества произведений искусства к
творчеству самой жизни” [6, с.400].
Способность
искусства стать теургическим, т.е. преображать саму жизнь на основе
духовно-эстетических принципов, - одна из наиболее животрепещущих тем
религиозной философии и культуры, волновавшая П.Флоренского, С.Булгакова,
Н.Бердяева, А.Белого…
Первым
приступил к разработке концепции теургии В.Соловьев, понимавший этот термин как
“осознанное единство мистики, искусства и техники на путях преображения жизни
под водительством Бога, или высшего Духа, как грядущее искусство создания жизни
на совершенно новых принципах”. Видный русский поэт-символист и мыслитель
В.Иванов представлял искусство будущего в виде Мистерии – сакрального действа,
основанного на “соборном сознании”, в котором зрители и актеры являются
полноправными участниками.
Возможно,
именно развитие Интернет позволит выйти на создание теургической среды, в
которой разрыв между искусством и жизнью сведется к минимуму: ведь даже в
текстовой конференции уже ощущается уменьшение этого разрыва. Здесь
присутствует и “единство мистики, искусства и техники”, о которых писал
В.Соловьев, и “соборность сознания”, и равноправное участие зрителей и актеров,
упоминаемые В.Ивановым.
***
Наряду
с эстетическим в конференции присутствует и этический элемент.
Каждое
высказывание участника – поступок. Участие в конференции – часть обычной жизни
человека. Восприятие событий, происходящих в конференции, отлично от чтения
книги: эти события воспринимаются как жизненные ситуации.
В
то же время конференция отличается от повседневной жизни: ее относительно легко
выстроить в соответствии с законами искусства, и в этом случае ее участники
становятся одновременно как бы героями художественного произведения. Так что
возможность того, что метаморфозы, происходящие с персонажем конференции,
изменят в чем-то самого человека, причем в большей степени, чем чтение,
допустим, художественной литературы, исключить нельзя.
В
истории мы сталкиваемся с примерами построения человеком жизни на основе
сказаний и мифов, попытками “художественного” воплощения идеи о совершенном,
утопическом, сакральном мире в повседневной действительности. В качестве
подтверждения можно привести мистерии Древней Греции (основу Элевсинских
мистерий составляло воссоздание мифа о Деметре и Коре). Не останавливаясь на
этом подробно, отметим лишь, что действие мистерии развивалось по законам
искусства – от мрака к надежде и свету, позволяя участникам достичь катарсиса –
очищения и пробуждения [7, с.85-93]. К этой же категории можно отнести и
римские сатурналии, “которые мыслились как реальный и полный... возврат на
землю сатурного золотого века” [2, с.12].
Европейский
карнавал (непосредственный наследник сатурналий) также являл собой
разыгрываемое на городской площади театральное представление с одним лишь
отличием от современного театра: “карнавал – это зрелище без рампы и без разделения
на исполнителей и зрителей. В карнавале все - активные участники, все
причащаются карнавальному действу” [1, с.207]. Во время карнавала всех,
независимо от их социального статуса, охватывала праздничная атмосфера игры,
преодолевались страх и боль, восстанавливалась утраченная гармония.
Со
временем карнавальная традиция, постепенно редуцируясь, становилась все более
замкнутой, принимала форму дворцовых маскарадов. Согласно М.Бахтину, эти формы
народно-смехового искусства оказали значительное влияние на развитие
европейской литературы, которая донесла традицию всенародного карнавального
смеха и до наших дней. Ее образы можно найти у Пушкина, Гоголя, Достоевского,
многих других авторов.
В
этом отношении Интернет с его поистине всенародной, “площадной” атмосферой
предоставляет великолепную возможность для возвращения сакральной карнавальной
традиции из области идеального мира художественного произведения в
повседневность нашей жизни.
В
разные эпохи существовали разные способы реализации идеи создания искусственной
среды, нацеленной на преображение человека (мистерии Древней Греции, римские
сатурналии, европейский карнавал, редуцировавшийся в жанр романа), и с этой
точки зрения появление Интернет вполне можно рассматривать как продолжение
давней традиции, причем сегодня ее реализация может оказаться даже более
эффективной, чем раньше: теперь мы лучше понимаем принципы этой традиции,
законы искусственной среды и имеем подходящие технические средства для ее
реализации.
***
Итак,
виртуальная конференция и Интернет в целом может стать эффективным инструментом
для создания искусственной образовательной среды, способствующей обретению
человеком, в облегченных, игровых условиях, определенного психологического
опыта, позволяющего ему адаптироваться к изменениям в обществе, культуре и
даже... собственном мировоззрении.
Список литературы
1.
Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: Художественная литература,
1972.
2.
Бахтин М.М. Проблемы содержания, материала и формы в словесном художественном
творчестве. - М.: Художественная литература, 1975.
3.
В.Бычков. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica.- Т. 2. -
М.-С.-Пб.: “Университетская книга”, 1999.
4.
Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. - М.: Аспект-Пресс, 1996.
5.
Розин В.М. От традиционной парадигмы образования – к новой //
Техническая эстетика. - 1990. - № 6.
6.
Розин В.М. Технологии виртуальной реальности // Традиционная и
современная технология (философско-методологический анализ) - М., 1999, РАН
институт философии. С. 159-181.
7.
Тираспольский Л. М. Золотой век. - М.: “Прогресс”, 1995.
8.
Н.Бердяев. Кризис искусства. В кн.: Н.Бердяев. Философия
творчества, культуры и искусства. В 2- х тт . Т .2. М ., « Искусство
»,1994.
9.
Computerization
and Controversy: Value Conflicts and social Choices/ by Rob Kling. Еdition
2. - Academic Press, 1996. - P.278-309.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://eidos.ru/