Определение, функции и условия возникновения эмоций.
Возможные основания классификации эмоций
Внутренняя
регуляция деятельности: эмоциональная и волевая. Они тесно связаны между собой.
Н. Я. Грот: взаимосвязь психических процессов. Психический цикл – модель
психического действия.
Четыре
стадии:
объективное
восприятие – ощущение.
субъективное
восприятие – чувствование.
субъективная
деятельность – стремление.
объективная
деятельность – движение.
ОВ
= стимул. ОД = реакция. СВ = эмоция. СД = воля. Эмоции обеспечивают принятие
объекта, а воля готовность к действию.
Б.
Спиноза. Любая вещь стремится прибывать в своем существовании (развиваться). В
стремлении быть заключается подлинная сущность вещи. “Душа” – сознание, “тело”
– организм. Душа стремится быть и сознает свое стремление, имея ясные или
смутные идеи. Стремление души быть – воля. Когда стремление души и тела едины,
то это – влечение. Если оно осознается, то это – желание. Аффект – состояния
тела и идеи этих состояний, которые увеличивают или уменьшают способность тела
к действию (и способность души к мышлению). Аффект – пассивное состояние, через
которое душа переходит к большему или меньшему совершенству. Аффект – телесное
непроизвольное состояние, связанное с возможностью управлять собой. Выделение
простых аффектов: удовольствие, неудовольствие, желание. “Чувствуем влечение к
чему-то из-за того, что считаем добром то, к чему чувствуем влечение”.
Осознание аффектов – возможность управления поведением.
Определение
эмоций. Рубинштейн: эмоция – психическое отражение актуального состояния
потребностей. Эмоция – субъективный эквивалент потребности. Леонтьев: мотив –
предмет потребности и предмет деятельности. Функции мотива: побуждение и
образование смысла. Смысл – представленность в сознании отношения мотива к
цели. Эмоция – психическая представленность смысла. Психоанализ: это ключ к
познанию мотивов.
Различные
аспекты изучения эмоций.
эмоциональное
явление. Впервые психическое явление описывалось с помощью интроспекции
психологии сознания. Вундт: элементарные эмоции – чувства, сложные эмоции –
аффекты. В качестве явления он рассматривает элементы сознания: объективные и
субъективные. Простое впечатление, связанное с объектом – объективный элемент.
Любая эмоция связана с определенным предметом – предметность. Эмоция всегда –
отношение к чему-то, это тесная связь с познавательной сферой. Субъективный
элемент – переживание, подчеркивает приспособительный характер эмоций. Основная
функция: синтез объективных элементов. Чистое ощущение – свойство объекта.
Чувства задают целостность ощущения, т.е. эмоция связана с мотивом. Критерии
различения чувств: удовольствие – неудовольствие, возбуждение – успокоение,
напряжение – разрядка. Более сложные эмоциональные явления – аффекты
(процессы). Признак аффекта – продолжение во времени. Качество аффекта:
преемственность чувств, их последовательность, обладающая целостностью. Аффект
– форма течения чувств, которые связаны с изменением в протекании
представлений. Сартр: эмоция как феномен. Феномен = описание + объяснение =
“непосредственное понимание”. Феномен – то, что само себя объясняет. Человек
существует в нескольких мирах. В социальном поведении – в рациональном мире
(возможность умозаключать). Мир эмоций архаичен (“магический мир”). “Пережить
эмоцию – внезапно перейти из мира рационального в мир магический. Это регрессия
сознания в иной способ существования”. Эмоция – это феномен, ее
непосредственное переживание является конечным результатом. Если у человека
критерий эмоциональной оценки единственный, то он живет в мире магии.
Возможность анализа эмоций: отделение эмоциональной оценки от свойств объекта.
эмоциональное
состояние. Приспособительное значение эмоциональных состояний. Их
ситуативность. Их телесное выражение.
эмоциональный
процесс. Теория Джемса – Ланге. Наблюдение объекта – телесные периферические
изменения – их осознание – эмоция.
Физиология:
не периферические, а центральные изменения. Это физиологический смысл эмоций.
Психологический смысл: Клапаред. Уточнил теорию Джеймса-Ланге. Есть первичные
оценки (чувства, которые следуют сразу же за наблюдением). Эмоция может не
возникать, а чувственная оценка необходима, она обеспечивает приспособление к
ситуации. Эмоция как конечный результат может разрушить деятельность.
Исследования: Шектен, 60е годы. Испытуемые участвовали в испытании лекарства,
которое как бы вызывает эмоцию (на самом деле – на 10-15 минут повышают общую
телесную активность). Нужно определить, какую эмоцию вызывает препарат. В
каждой группе помощник экспериментатора задает образец для понимания телесных
изменений.
Функции
эмоций.
оценка.
Эмоциональный критерий оценки – функция от вероятности ожидаемого события.
Функция образования аффективных следов, их совокупность – аффективная память.
Она накапливается. Предвосхищение ожидаемого события часто его структурирует.
Эмоциональное подкрепление: собственная оценка текущих событий.
Следообразование: собственная оценка прошлых событий. Структурирование:
предвосхищение будущих событий.
побуждение
и организация. Функция мотивации. Эмоции мобилизуют организм к действию –
функции не специфической активации организма. Организация: синтезирование
впечатлений. Функция эвристики. Функция смыслообразования. Эмоция организует
или разрушает деятельность.
экспрессия
– коммуникация невербального общения. Уровни выражения: а) природный организм:
эмоция как сигнал. б) социальный индивид: эмоция как знак. Шлосберг: шкала
внешних выражений эмоций:Удивление,Любовь, Страх,Гнев,Отвращение, Презрение. в)
личность: эмоция как символ. Непосредственное понимание субъектом собственной
личностной проблемы. Юнг: чем сильнее эмоция, тем ближе она к архетипу. Это
материал для анализа.
№2.
Основание классификации. 1) отражаемый предмет. 2) функция. 3) уровень
развития. (1) аффекты и эмоции. Если аффект переживается в самой ситуации, то
эмоции могут быть и вне ее. Примеры собственно эмоций: тревожность. Рубинштейн.
Три уровня эмоций: 1) “беспредметные” – состояние субъекта. 2) предметные –
большинство эмоций. 3) обобщенные эмоции, связанные с мышлением. (2) а)
выделение эмоций, которые выполняют функцию приспособления в ситуации. Эмоции
модифицируют ситуацию в соответствии с базовой потребностью, чтобы в ней можно
было действовать.
Эмоции.
Чувства.Базовые потребности. Конкретные условия их удовлетворения.
Б)
критерий: первичная оценка ситуации. Клапаред: чувства адаптивны, эмоции могут
быть неадаптивными.
Липер:
эмоция выполняет функцию мотива (побуждение). Мотивы: физиологические и
эмоциональные (отличаются по связи с познавательной сферой). Эмоциональные
процессы отделены от перцептивных, но сходны с ними по функции. (3) Леонтьев.
Три класса эмоциональных процессов: 1) аффекты. 2) собственно эмоции. 3)
чувства.
1.
Теории эмоций в зарубежной психологии.
2.
Теории эмоций в отечественной психологии.
3.
Выражение эмоций. Проблема их объективной индикации.
Три
группы выражения эмоций. 1) поведенческие реакции. Дарвин: мимика, пантомимика.
Эмоции – рудименты природы. В них ярко проявляется приспособительный характер:
эмоции в своих выражениях совпадают с характерами ориентировочных и
оборонительных рефлексов. Выражение эмоций в речи. 2) физиологические
вегетативные реакции. Например, КГР – составная часть ориентировочного
рефлекса. Участие эмоций в познавательной деятельности. Феномен эмоционального
решения мыслительной задачи. Гештальтпсихология: “Творческое предсостояние”.
Если решение приходит, ему обязательно предшествует эмоциональное решение. 3)
биохимические изменения. Они могут приводить к необратимым последствиям,
которые действительно угрожают жизни.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.medictime.ru