Музыка и фантазия
Музыку
с успехом можно использовать в методе направленных фантазий В. Оклендер.
Фантазии
чрезвычайно ценны для развития детей. Они используются как терапевтическое
средство. Музыка используется как фон, как иллюстрация, может органично
вплетаться в задание.
Этот
метод помогает детям выразить достаточно безопасным, щадящим образом
подавленные чувства, потребности, устремления и мысли. Часто ребенок гораздо
легче реагирует на метафорическое отображение его жизни, нежели на грубые
реалистические образы. Метафорическая сила музыки помогает ему в этом.
Перед
тем как погрузиться в мир фантазии, ребенку предлагают закрыть глаза,
расслабиться, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов и затем уже представить
Что-то. Этому, как уже говорилось выше, может способствовать соответствующая
Музыка.
Затем
психотерапевт стимулирует детское воображение вопросами, предлагает различные
варианты и возможности формирования образа. Обычно скованные дети, отличающиеся
сильными защитными тенденциями, особенно нуждаются в помощи для начала полета
творческой фантазии. Музыка может послужить здесь отправной точкой для
фантазии. Яркая и иллюстративная, она создаст у ребенка соответствующее
эмоциональное состояние, которое поможет родиться визуальным образам.
Фантазировать
можно как с открытыми глазами, так и с закрытыми.
К
фантазиям помимо музыки побуждают различные виды искусства: картинки, рисунки,
природа (фильмы, звуки природы).
Придуманные
детьми истории излагаются:
в
виде импровизированных сценок-спектаклей с участием детей;
в
устной форме - в виде рассказа;
в
письменном виде;
в
виде кукольных представлений с использованием различных видов кукольного
театра;
в
рисунке, лепке;
в
виде импровизации на различных музыкальных инструментах, звучащих предметах;
в
виде импровизированного пения.
После
фантазий обязательно проводится беседа с ребенком о том, что он изобразил,
показал, сыграл, спел и т. д.
Фантазия
«Пещера»
Проводится
с закрытыми глазами. Музыка - фон. Терапевт вводит ребенка в медитативное
состояние (текст примерный, его можно дополнять, обогащать): «Вы путешествуете
через лес, горы. Встречаете пещеру. Там вы видите дверь со своим именем. За
дверью - ваш дом. Вы перешагиваете - что вы там видите? Как вы себя там чувствуете?
Хорошо? Нет?».
После
этого ребенок выражает свои чувства по отношению к этому месту.
Дополнительное
задание:
Детей
просят ответить на вопрос: «Где (как) вы изобразите себя в этой фантазии?»
Ребенок
изображает свое место с помощью тех же средств (музицирование, рисунок, куклы и
т. д.)
Затем
дети обязательно поясняют, что они изобразили. Обязательно дают название своей
импровизации.
Фантазия
«Крылья»
Проводится
с открытыми глазами. Музыка - фон. Терапевт вводит в фантазию: «Вы замечаете,
что у вас растут крылья. Вы летите. Что вы видите? Куда вы летите? Где вы
приземлитесь?»
Фантазия
«Животные»
Проводится
с открытыми глазами. Терапевт вводит в фантазию: «Представьте, что вы -
животные (дети выбирают по желанию). Вы двигаетесь, как они, издаете звуки, как
они».
Дети
фантазируют, а психотерапевт озвучивает их фантазии соответствующими
музыкальными отрывками, которые иллюстрируют данных животных, сопровождает
показ детей различными подходящими музыкальными инструментами или звучащими
предметами.
Дополнительное
задание:
Детей
просят продемонстрировать, как поют те или иные животные, которых они
изображают, как они звучат? Показать на музыкальных инструментах.
использованы
материалы книги О.А. Ворожцовой «Музыка и игра в детской психотерапии»
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://malishi.ru/