Реферат по предмету "Менеджмент"


Малое предпринимательство в России

Министерство экономики Российской Федерации. Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИПЕРМСКИЙ ФИЛИАИЛ Факультет экономики и менеджмента Проблемы малого предпринимательства в России. Курсовая работастуденткиI курса 2 группыГорожаниновой Екатерины Научный руководитель,кандидат физико-математических наукпрофессорШеина


Марина Витальевна Пермь 2000 Содержание. Введение. 1. Понятие малого предпринимательства и его роль в экономическом развитии. 1.1 Эволюция предпринимательства. 2. Роль МП в формировании рыночных отношений в РФ 6 2. МП как агент рынка. 2.1 Преимущества МП. 2. Проблемы МП. 3. Влияние кризиса банковской системы на развитие


МП. 3. Развитие МП в пермском регионе. 16 Заключение. 20 Список литературы. 22 Введение. Сейчас в России происходят самые масштабные со времн большевистской революции перемены в экономике и политике переход от колхозов к частным хозяйствам, от командной системы управления к такой, которая позволяет проявлять инициативу. Бесспорно, этот далеко не безболезненный процесс требует много времени.


С начала перестройки число зарегистрированных безработных неуклонно растт, а многие государственные предприятия переходят на сокращнную неделю или предлагают своим рабочим уходить в неоплаченные отпуска, т.к. они, к сожалению, пока не умеют работать в среде развития конкуренции, научно-технического прогресса, нормализации процессов ценообразования, и т.д. Вс больше россиян вынуждены всерьз задумываться об индивидуальной трудовой деятельности. Малый бизнес является сектором выживания, втягивающим в реформаторский процесс


людей, потерявших работу, военнослужащих, уволенных в запас, молодые и старые семьи, и практически единственным сектором оздоровления серьзно больных общественных групп. Так называемые челноки, мелкие собственники, семейный бизнес, малые и средние предприниматели, расширяя среду своей деятельности, могут уменьшить остроту безработицы. Возникает вопрос Почему только малое предпринимательство.


Крупные фирмы имеют больше оснований рассчитывать на предпринимательский успех, поскольку по сравнению с мелкими имеют ряд преимуществ. Прежде всего, они могут использовать новейшую дорогостоящую высокопроизводительную технику, снижая себестоимость продукции, повышая е качество и завовывая тем самым рынки сбыта, приносящие высокий доход. Новая дорогостоящая техника, как правило, недоступна малому бизнесу. Но серьзным недостатком крупного, да и среднего предпринимательства, является большая по сравнению


с малым предпринимательством сумма первоначального капитала. Недостатком исключительно крупного бизнеса является его неповоротливость, т. е. невозможность быстрой смены политики предприятия, что в условиях столь быстрой смены экономической и политической ситуации, подчас, может обернуться катастрофой. Малое предпринимательство, как ничто другое, может способствовать экономической и политической стабильности в обществе, преданию конкуренции цивилизованных черт.


Оно может дать России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен Пройдя растянутую стадию старта, малые предприниматели одновременно стремятся и к переменам, и к стабильности, но вс же они недостаточно богаты, чтобы не стремиться к росту. В странах, где малые и средние формы развиваются десятилетиями, эта сфера экономики устойчиво создат


до 50-60 ВНП. По данным экспертов ООН в мире малым бизнесом занято более 50 населения. В США, где рыночный либерализм приобрл наиболее зрелые формы, в 1995-19960гг. действовало 22 млн. малых и средних фирм. По данным Российского статистического агентства, на 1 января 1999 г. на территории Российской Федерации действовало 868 тыс. малых предприятий, вместо предполагаемых 3,5-5 миллионов. По сравнению с их количеством на 1 января 1998 г. рост составил 0,8.


Испытанием стал начавшийся в августе 1998 года кризис банковской системы России, который показал, что, хотя реформы формально создали сектор малого предпринимательства, тем не менее, пока не обеспечено необходимых условий для его стабильного функционирования и высокой хозяйственной и социальной результативности. 1. Понятие малого предпринимательства и его роль в экономическом развитии. 1.1 Эволюция предпринимательства. Российское общество вс более осознат, что предпринимательство является


одним из основных факторов формирования и развития свободной экономики с рыночным механизмом хозяйствования. То, что раньше так старательно обходила советская наука, то, что не встретишь в словаре русского языка С. Ожегова, стало, как мне кажется, основным термином в наше время. Это - предпринимательство. Нам ближе американское слово бизнес. Началось предпринимательство с развития малого бизнеса.


Предприниматель в малом бизнесе активен и ориентирован, прежде всего, на достижение положительных результатов. Изначально появившись в сфере ремесленничества и торговли, предпринимательство в течение столетий приобретало современные черты. Постепенно, примерно к 15 в образовалось сообщество предпринимателей, состоящее из ремесленников, купцов, ростовщиков и им подобных. В то время термин предпринимательство относился ко всем лицам, занятым деятельностью, направленной на развитие производства, торговли, получение дохода.


Ко второй половине 19 в. появилась, однако, необходимость проведения различий между предпринимателем и владельцем капитала - капиталистом или собственником. Собственник на рынке - фигура пассивная, предприниматель же, наоборот, активный агент рынка, который формирует и развивает производство, устанавливает рыночные связи. Не каждый субъект рынка, в том числе и бизнесмен, может быть назван в полной мере предпринимателем.


Таковым нельзя, к примеру, считать владельца фирмы, которая из года в год производит один и тот же товар услуги, т.к. это будет предприятие с репродуктивными функциями. В строгом смысле слова предпринимателями являются только деловые люди, поведение которых отличается поисковым характером. В России термин предпринимательство исчез после прекращения НЭПа. В течение 60-ти лет советские обществоведы рассматривали предпринимательство как сугубо классовое


явление, хотя в повседневной жизни и хозяйственной практике большинство людей соприкасались с предпринимательством как хозяйственной деятельностью, направленной на получение, наращивание дохода. Оно вновь стало появляться во времена перестройки, но уже не просто предпринимательство, а малое и среднее как наиболее доступное МП в производственной сфере начало развиваться лишь во времена перестройки. На сегодняшний день дают следующие определения а предпринимательство - это процесс создания чего -


то нового, что обладает стоимостью 2 б предпринимательство- это процесс создания хозяйственных организаций фирм за счт собственных или замных денег ради производства товаров или оказания услуг и получении на этой основе дохода, а предприниматель - это человек, который затрачивает на это все силы, берт на себя весь риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым.19 Это определение не дат достаточно точного представления о предпринимательстве, особенно в


России 90 - х годов. В Законе РФ О предприятии и предпринимательской деятельности отмечается, что предпринимательская деятельность представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли основные законодательные документы, регламентирующие деятельность малых предприятий, содержатся в таблице приложения. Главное содержание предпринимательства заключается в накоплении и формировании спроса на продукты выполненную


работу, оказанные услуги и удовлетворение его путм изготовления создания и продажи продуктов выполненных работ, оказанных услуг в качестве товара. 1.2. Роль МП в формировании рыночных отношений в РФ 1992 год стал годом шоковой терапии и характеризовался самыми высокими с середины 80-х годов темпами роста числа малых предприятий в 2.1 раза и численности занятых в них. Этот факт носит феноменальный характер, поскольку осуществлнная тогда либерализация цен и введение


налогового прессинга сильно подорвали финансовую базу МП. Статистические данные показывают, что абсолютным лидером по увеличению числа малых предприятий стала тогда сфера науки и научного обслуживания в 3.4 раза. Количество малых предприятий в сфере сельского хозяйства увеличилось в 3.1 раза что, к сожалению, не повлияло на качество. Затем следовало материально - техническое снабжение и общая коммерческая деятельность


по обеспечению функционирования рынка в 2.9 раза. К ним тесно примыкает сфера народного образования в 2.8 раза. В то же время в 1992 году произошло резкое уменьшение доли МП в сфере материального производства. Биржи, банки, частные и полугосударственные предприятия возникали по всей России в невероятных количествах. Люди впервые в жизни получили свободу для самостоятельной предпринимательской деятельности, право заниматься финансовым планированием.


Такие мотивации в сочетании с развалом государственных, прежде всего бюджетных предприятий и организаций, с надеждой на получение высоких доходов от достаточно простых видов работ и услуг не могли не привести к массовому появлению эфемерных фермерских хозяйств в суровых климатических зонах и на низкокачественных почвах. Многие малые предприятия появлялись на свет не в силу экономической целесообразности, не имея какой - либо программы долговременного развития, а только из общей надежды на лучшую жизнь.


Появилось множество эфемерных банков, АО, МП, обещавших максимальные прибыли при минимальных затратах, т.к. психологические ожидания скорого процветания доминировали над трезвым экономическим расчтом и даже над здравым смыслом. По широко распространнному мнению, модель шоковой терапии была малоконструктивной для быстрого и эффективного развития экономики страны. Но следует признать, что в условиях активизации рыночных реформ


МП все же продемонстрировало свои позитивные возможности. Важнейшими функциями МП стали обеспечение выживания значительных слов населения в условиях острого кризиса через самозанятость, предоставление возможности получения дополнительных средств к существованию. В реформировании российской экономики ещ со времн перестройки МП взяло на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования.


Так сегодняшний частный сектор зарождался именно в сфере МП. К настоящему времени на долю частных субъектов МП в общем количестве частных, государственных, муниципальных, общественных малых предприятий приходится 84. Доля МП в ВВП составляет 10, доля налоговых поступлений в федеральный бюджет-10, количество занятых -примерно 10. Малые предприятия стали реальным доказательством начала перехода к демократии и капитализму.


Для населения это выразилось в разнообразии услуг и товаров. Трудно себе вновь представить полупустые полки магазинов, незаинтересованность продавцов, которые порой не удосуживались подойти к покупателю. Таким образом, малые предприятия не только стали создателями почвы для новой системы хозяйствования, но и стали реформаторами отношений фирма-клиент. 2. МП как агент рынка. 2.1 Преимущества МП. Нельзя не поражаться той популярности, которой пользуются


малые предприятия среди желающих открыть свое дело по всему миру, в том числе и в России. Очевидно, у такого вида предпринимательства есть значительные преимущества. Если средний и крупный бизнес требуют привлечения достаточно больших ресурсов, таких как капитал и труд, что может позволить не каждый начинающий предприниматель, то у МП наряду с необязательностью крупного капитала появляются некоторые реальные шансы конкурировать с


крупными фирмами. Отмечаются следующие преимущества МП более адаптированные гибкость и оперативность реагирования на спрос рынка, т.к. ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать, надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль досталась именно им мобильность при выполнении работ, связанных с внедрением новой техники,


изобретений, ведь тем самым предприятие увеличит круг клиентов, привлечт к себе внимание и со стороны потенциальных инвесторов более экономичное использование ресурсов, в том числе вторичных снижение косвенных расходов, связанных с содержанием управленческих непроизводственных структур, т.к. в большинстве случаев владелец, управляющий, бухгалтер - это одно и то же лицо повышенная скорость оборота капитала. Эти преимущества позволяют МП ь ускорить заполнение товарного рынка требующимися потребителям изделиями.


Массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п. крупными предприятиями вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие предприятия, так как монополии из-за своей громоздкости вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть маленьких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа


крупной фирмы. ь ускорить внедрение некапиталоемких научно - технических достижений ь полнее удовлетворять потребности экономики страны и населения в промышленных, строительных и прочих услугах, расширять номенклатуру и качество услуг. МП как структурный и функциональный элемент национальной экономики обладает определнными стратегическими преимуществами, реализация которых способствует достижению целей государственной социально-экономической политики, обеспечению устойчивости и саморазвития этого сектора 1.


Социально-политический потенциал - возросшее значение МП в процессе социальной реструктуризации общества и формирования среднего класса, его активная роль в смягчении ситуации на рынке труда, предупреждении тенденций поляризации общества, проявлении деловых качеств граждан, а также реализации его гражданских прав, росте реальных доходов населения 2. Адаптационный потенциал - приспособляемость субъектов


МП к жстким, часто меняющимся условиям внешней среды, способность быстро перестраиваться исходя из запросов конкретных групп потребителей, быстро осваивать новые рыночные ниши, создавать конкурентоспособные производства при относительно низких капитальных и текущих затратах 3. Потенциал регионального развития - вклад малого бизнеса в реструктуризацию региональной экономики и выравнивание уровней экономического развития территорий, обеспечение роста доходов занятого населения


соответствующих уровней при ориентации деятельности субъектов МП на локальные рынки 4. Инновационный потенциал - способность к самостоятельному продуцированию и освоению научно-технических, технологических, организационно-экономических нововведений и их коммерческому использованию при сравнительно низких стартовых затратах 5. Интеграционный потенциал - возможность субъектов МП преодолевать политические, административные и экономические барьеры, воссоздавать утраченные и формировать


новые кооперационные связи, встраиваясь в целостные производственно-технологические кооперационные системы с участием более крупных хозяйственных субъектов, в том числе в рамках финансово-промышленных групп 6. Мультипликативный потенциал - возможность субъектов МП обеспечивать формирование спроса на продукцию других секторов экономики, стимулируя тем самым процесс воспроизводства, рост загрузки производственных мощностей, прогрессивные сдвиги в смежных отраслях 7.


Кадровый потенциал - активный приток в сферу МП специалистов высокой квалификации. 2.2. Проблемы МП. Однако, хотя плюсы МП налицо, существует масса проблем. Нельзя забывать о том, что малое предпринимательство представляет из себя достаточно нестабильный пласт предпринимательства в отличие от крупного или среднего. Малое предпринимательство является частью рынка монополистической конкуренции, который характеризуется


следующими чертами Сравнительно свободный вход на рынок и уход с него Наличие множества продавцов и покупателей Неоднородность дифференцированность выпускаемой продукции. Просматривая еженедельные газеты рекламных объявлений, встречаешь в среднем 10-15 объявлений с предупреждением о ликвидации того или иного малого предприятия, и это лишь часть, ведь о многих других закрытиях мы просто не знаем. Это совсем не значит, что МП является более рисковым, чем крупное или среднее малых


предприятий не становится меньше. Таким образом, практика подтверждает свободу входа на рынок и ухода с него. Вообще средний срок жизни малого предприятия составляет 6-7 лет. После этого срока оно либо превращается в более крупное образование, либо прекращает свою деятельность. В теории говорится, что если экономическая прибыль краткосрочного периода существует во всей отрасли, то можно ожидать, что действующие фирмы будут стремиться к расширению производства, а новые фирмы получат


мотив для вхождения в отрасль4. При любом из этих вариантов кривая спроса для каждой из фирм сдвинется влево и вниз покупатели каждой фирмы будут покупать меньше при данной цене, либо столько же, но при сниженной. До После вхождения новых фирм на рынок А перед малым предприятием встает реальная проблема удержания на рынке, т.к. если ты уже стоишь на пьедестале - это не значит, что не появится кто-то и не столкнет тебя с него. В малом бизнесе, как и в любом другом, действует суровый закон экономических


джунглей не придумаешь новый способ захвата рынка тебя уничтожат. Для этого придумывается разнообразное множество тактик поиск нуждающегося в тебе крупного партнера, завязывание хороших отношений с клиентами особенно для сферы услуг, привлечение подарками и т.п. виды искусственного дифференцирования попытка создания качественного нового продукта или усовершенствование старого действительная дифференциация, но это более затратный и одновременно более рискованный способ


борьбы. К тому же малое предприятие, как и любой другой субъект экономических отношений, реально сталкивается с такой проблемой как нехватка необходимых ресурсов, в частности, капитала, так называемая проблема материально-технического обеспечения нехватка или отсутствие производственных помещений и современного оборудования. Казалось бы, на сегодняшний день в городе достаточно пустующих помещений, но малый предприниматель не может себе позволить ни большую площадь, ни большую арендную плату, не говоря о покупке.


Об оборудовании можно говорить особо. Также как и в случае с помещением малый предприниматель зачастую не может купить современного оборудования в силу финансовой ограниченности. Теоретически у него есть два основных решения этой проблемы. Во-первых, он может купить подержанное иили устаревшее оборудование, но пострадает производство меньшая продуктивность, худшее качество. Во-вторых, он может арендовать необходимое ему оборудование, т.е. использовать


лизинговый кредит. К сожалению, лизинговые компании в настоящее время испытывают огромные трудности в привлечении дополнительных оборотных средств. Остается несовершенной нормативная база осуществления лизинговых операций. Федеральный закон О лизинге принят только в конце октября 1998г. Остро стоит проблема страхования на рынке лизинговых услуг. Говоря о лизинговом кредите необходимо оговориться, что предоставляет его, как правило, банк, а с банковским


сектором у МП складываются непростые отношения. Проблема привлечения инвестиций, назовем ее финансовой, является не менее важной, чем предыдущие. Хотя требуется сравнительно небольшой капитал, организаторы, как правило, не обладают им, т.е. МП характеризуется низкой долей собственного капитала и высокой долей замного. Учитывая общее состояние российской экономики и значительный дефицит государственного бюджета, единственным реальным внешним источником финансирования малого бизнеса в настоящее время является банковский


кредит, но почти полное отсутствие правовой базы МП, а также стимулов для банков делают этот сектор экономики малопривлекательным для инвесторов. Основным инвестором малого предпринимателя выступает его семья, а основным источником проблем малый предприниматель считает государство. Хотя теория и не рассматривает такого косвенного вмешательства государства в развитие МП как бюрократический аппарат, но на практике он является для малого предпринимательства серьезным


препятствием, а порой и угрозой, являясь источником организационных проблем, связанных с юридическим оформлением и регистрацией предприятия, открытием счета в банке. Предпринимательство в России находится под жстким прессом бюрократического аппарата. Отсюда большое количество контролирующих МП и дублирующих функции друг друга органов федеральной и местной властей, действия которых обычно невозможно оспорить в судебном порядке.


В регионах зачастую создаются административные и бюрократические барьеры МП при распределении льгот на использование природных ресурсов, его дискриминируют при кредитовании и субсидировании, ущемляют права отдельных хозяйствующих субъектов либо, напротив, предоставляют кому - то эксклюзивные права и индивидуальные льготы. Одной из льгот для малого предприятия был провозглашн упрощнный порядок регистрации законодательство России гласит учредитель обязан предоставить заявление,


устав предприятия, решение о его создании или договор учредителей, свидетельство об уплате госпошлины, документы о возможности предоставления указанного в уставе юридического адреса. Вообще о роли государства в развитии МП можно сказать много. С одной стороны государство издает различные правовые акты, призванные помочь МП, с другой экономить деньги на этом секторе экономики.


В 1998 г. сумма, зарезервированная Минфином России в размере около 73 млн. рублей на поддержку малого предпринимательства, так и не была выделена, т.к. Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998-1999гг. не была утверждена Государственной Думой. Снята строка Развитие рыночной инфраструктуры в том числе малый бизнес и предпринимательство в Федеральном бюджете на 1999 г. Основной экономической функцией государства является обеспечение общества


общественными благами и регулировка экономической жизни. И то и другое сопровождается большими расходами, а, следовательно, возникает необходимость их возмещать, что и делается с помощью системы налогообложения. Здесь-то и возникает проблема, которая касается почти каждого, в том числе и малого предпринимателя проблема налогового прессинга. Большинство предпринимателей считают российскую систему налогообложения


более чем тяжелой для понимания, а тем более для исполнения. Теория может показать результат введения высоких налогов, а практика подтвердить, что они толкают предприятие на сокрытие значительной части прибыли. И бюджет недополучает значительную часть доходов. Рассмотрим ситуацию введения налога на рынке монополистической конкуренции. Из графика видно, что, чем выше налоги, тем выше цена, назначаемая предпринимателем и тем меньше количество


производимых им товаров или оказываемых услуг, что на практике может привести к разорению предприятия и уходу его с рынка. Так одной из причин возмущения владельцев мест на центральном рынке города Перми попыткой введения кассовых аппаратов стала боязнь полной выплаты налогов, которая, в результате неминуемого повышения цен привела бы к потере покупателей, а в конечном итоге к разорению малых предпринимателей. Конечно, заботясь о МП государство ввело упрощенную систему налогообложения, но она обладает рядом


недостатков, ограничивающих ее применение. Во-первых, систему целесообразно использовать на предприятиях, ведущих несложную хозяйственную деятельность, причем только один ее вид, а также имеющих небольшое число поставщиков и покупателей. Во-вторых, не продуман алгоритм перехода обратно на традиционную. Эксперты высказывают мнение о том, что процедура перехода от упрощенной системы обратно к традиционной вообще не определена ни законодательно, ни нормативно.


В-третьих, при переходе к упрощенной системе налогообложения возможна потеря частичного контроля за деятельностью предприятия, если его деятельность является достаточно сложной и многоплановой. И, наконец, уплата налога в форме платы за патент осуществляется предварительно. Но многие малые предприятия все же предпочитают налог в виде патента, чем уплату множества налогов традиционной системы. Даже после значительного увеличения платы за патент в городе


Перми с целью пополнения городского бюджета количество предприятий, пользующихся упрощенной системой налогообложения сократилось незначительно, что говорит не в пользу традиционной системы. Таким образом, забота государства в сфере налогообложения мало повлияла на развитие МП. Нельзя винить во всех бедах МП государство. Достаточно серьзной проблемой, проблемой наследия, мешающей развитию МП в России, является непонимание значительной частью предпринимателей роли государства в условиях


формирования рыночных отношений как регулятора всех и всяческих отношений в этой области и института защиты интересов различных групп населения, в том числе и малых предпринимателей. Наш отечественный предприниматель получил в наследство от командной экономики дистанцирование в рутинной обычной жизни от политических процессов и политической деятельности предоставление внешним по отношению к данной группе политическим силам права отражать свои интересы и защищать их.


Как следствие - отсутствие эффективных средств давления на государство, способных подвинуть его на выработку эффективных средств экономической и правовой защиты интересов этой группы собственников. А также конъюнктурный характер взаимодействия этих политических сил с данной группой собственников накануне выборов, при проведении референдумов, при возникновении острых, конфликтных ситуаций и пренебрежение интересами этой группы после событий, определивших конъюнктурную ситуацию, а также слабые позиции в


органах власти и управления, особенно на местах, и как следствие - слабый учет интересов этой группы в повседневной деятельности этих органов, а также в законодательной области в центре и на местах. 2.3. Влияние кризиса банковской системы на развитие МП. Начавшийся в августе 1998 года кризис банковской системы не убавил проблем МП. Кризисные явления осени 1998 года формально генерированные в совсем иных экономических сферах, нанесли


серьзный урон развитию малого бизнеса, его рыночным позициям, по существу отодвинув этот сектор хозяйствования к рубежам 4-5 летней давности. Прежде всего кризис обусловил чисто количественное сужение малого бизнеса по некоторым оценкам, в ходе кризиса ушли с рынка от 30 до 50 всех российских малых предприятий, вынужденных временно свернуть или полностью прекратить свою хозяйственную деятельность в сравнении с июлем 1998 года к середине 1999 их число в стране, по данным Госкомстата


России, сократилось с 834 870 до 743 339, т.е. на 11,3. Это стало фактором падения занятости в малом бизнесе с 6098,0 тысяч человек до 5435,5 тысяч человек, т.е. на 10,9 другим фактором послужило сокращение штатов как естественное средство выживания. В качественном плане негативное воздействие кризиса проявилось в следующем. Во-первых, кризис нарушил финансовую базу развития малого бизнеса значительная часть его легальных


накоплений оказалась экспроприированной малый бизнес понес наибольший ущерб от неплатежей, банкротств партнеров по бизнесу. Во-вторых, кризис не позволил развиваться тенденции к производственной переориентации МП, основывавшейся в последние годы на поставках импортных комплектующих, полуфабрикатов. В-третьих, кризис привел к распаду институциональной инфраструктуры государственной поддержки малого бизнеса, в центре которой находился Государственный комитет


РФ по поддержке и развитию МП, созданный в 1995 году и упраздненный в ходе правительственных реорганизаций осени 1998. Вместе с тем нынешний кризис может и должен рассматриваться с точки зрения создания новых предпосылок к переходу малого бизнеса на новую волну. Хотя наметившийся в российском малом бизнесе еще в середине 90-х годов спад к концу 1997 - началу 1998 годов на некоторое время приостановился, породившие его проблемы сохранились.


Истоки нынешней кризисной ситуации в малом бизнесе, как и два-три года назад, во многом лежат в характере его взаимодействия с реальным сектором российской экономики, равно как и в кризисном состоянии самого реального сектора. Дело в том, что с самого начала российские реформы преимущественно ориентировались на эксплуатацию природно-ресурсной базы страны топливно-энергетический комплекс, производство и экспорт сырьевых товаров и т.п. А эти отрасли почти не нуждаются в малом бизнесе в качестве особой формы организации


предпринимательской деятельности как в сфере производства, так и в системе кооперационных связей. Прочие же сектора промышленности, а также сфера бытовых услуг без соответствующей государственной поддержки охвачены глубоким системным кризисом. Поэтому изначально российский малый бизнес был загнан в относительно узкую нишу торгово-посреднические услуги, где сегодня функционирует около половины всех действующих малых предприятий. Более того, торгово-посреднические операции позволяют держаться на плаву и тем малым


предприятиям, которые формально занимаются другими видами хозяйственной деятельности. Одно из направлений посткризисной адаптации малого бизнеса диверсификация его деятельности каждое второе малое предприятие выживает благодаря тому, что предприниматели изначально практиковали не менее двух основных видов деятельности. Максимальные возможности сочетания разных видов предпринимательской деятельности имеются в таких отраслях как розничная и оптовая торговля, промышленность и строительство далее идут


посредничество, бытовое обслуживание, научно-техническая деятельность, интеллектуальные услуги и консультанство. Потребительский спрос в посткризисной России носит по преимуществу натурализованный материальный характер Если подвести короткий итог по МП России конца 1998 1999 годов, можно сказать, что кризис практически на нет свел предпринимательство в сфере производства и значительно подорвал базу торговой сферы. Многие предприятия страдали в первую очередь из-за затруднений их более крупных партнеров или поставщиков.


Одновременно он стал, хотя и тяжелым, но уроком, показал весь потенциал тех, кто выжил и недостатки тех, кто прекратил свою деятельность, а также заставил присмотреться к себе государство, реально доказав свою значимость в экономической жизни страны. 3. Развитие МП в пермском регионе. На территории Пермской области, по экспертным оценкам, действует около 20 тысяч малых предприятий и 78 тысяч индивидуальных предпринимателей.


В среднем на 1000 жителей Пермской области приходится 7 малых предприятий и 26 индивидуальных предпринимателей. В малом предпринимательстве занято около 20 экономически активного населения области. Развитие МП области и города по состоянию на 1.01.99 показано в таблице в расчете на 1000 жителей Наименование показателейРоссияМоскваПерм ская обл.ПермьЧисло зарегистрированных малых предприятий, ед.5,920,83,29,8Численность работающих на малых предприятиях, чел42,357,965,843,6


Численность индивидуальных предпринимателей, чел 26,048,1Объем продукции, произведенной малыми предприятиями, тыс. руб.1300,5-1138,68667,7 на основе данных выборочного обследования Облкомстата. Наибольшее количество малых предприятий и индивидуальных предпринимателей сосредоточено в Перми, Березниках, Чайковском, Краснокамске, Лысьве, Соликамске, Нытвенском, Октябрьском и Чернушинском районах


На территории города Перми на 1.01.99 года действовало 10,1 тыс. малых предприятий. По сравнению с их количеством на 1.01.98 года рост составил 160,3. Произошли так же изменения в отраслевой структуре малых предприятий. Если в 1995 году в общем объме продукции, производимой малыми предприятиями области, доля промышленных предприятий составила 18,7, торговых - 57,4, строительных -


17,4, то на начало 1997 года данный показатель составил соответственно 13,5, 70,7 и 9,7. Доля малых предприятий ЖКХ в общем объме производимой малыми предприятиями продукции на 01.01.97 составила соответственно 0,3. Данный показатель в сельском хозяйстве увеличился с 0,3 до 0,8. Сложившаяся отраслевая структура малых предприятий практически не меняется. Непроизводственная сфера, прежде всего, торговля остается более привлекательной для малых предприятий,


чем производственная. В непроизводственной сфере экономики г. Перми на 1999 год занято более 60 всех зарегистрированных малых предприятий. Отмечается заметное сокращение численности занятых на малых предприятиях. Численность работающих на малых предприятиях города на 1.01.99 года составила 44,8 тыс. чел что на 26,4 меньше, чем в 1997 году. Для малого бизнеса характерно активное привлечение работников на условиях совместительства,


по договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера. По состоянию на 1.01.99 года малыми предприятиями города было произведено продукции, работ и услуг по всем видам деятельности на сумму 8,9 млрд. руб. Вклад малого бизнеса в доходную часть городского бюджета по состоянию на 1.01.99 года составил 5,1 и вырос по сравнению с 1997 годом в 2,1 раза. Однако,


МП Пермской области и г. Перми, в частности, сталкивается с рядом трудностей. В первую очередь это налогообложение. Попыткой разрешения этой проблемы стала неблагоприятная тенденция в целях ухода от задолженности по платежам в бюджетную систему стала шире использоваться процедура перерегистрации без проведения необходимых действий по ликвидации существующих предприятий должников. Также серьезной проблемой для МП является дефицит финансирования обеспечивая 8 доходов городского бюджета,


малый бизнес получает всего 0,09 из расходной части бюджета на свою поддержку и развитие. Хотя как социально-экономическое явление, оно затрагивает интересы значительной части населения города по данным официальной статистики, со сферой малого бизнеса связана деятельность около 30 процентов экономически активного населения города. И к тому же отношения с банковским сектором в Пермской области, как и в целом по России не налажены.


Не упоминалось о такой реально существующей в начале 90-х годов проблеме как недостаточная правовая и, в первую очередь, экономическая подготовка предпринимателей, т.к. на сегодняшний день по России она не стоит так остро. При наличии некоторого количества денежных средств сейчас вполне возможно пойти на курсы повышения квалификации или получить высшее образование. Но, как говорят официальные данные, предприниматели не спешат получить нужное образование.


Предприниматели даже со значительным стажем работы зачастую имеют крайне низкий уровень экономических и управленческих знаний, проявляют незнание законодательства, требований контролирующих органов. Остаются нерешенными вопросы защиты малого предпринимательства от чиновничьего произвола, что связано с непониманием предпринимателями необходимости действовать вместе. Профсоюз МП только-только появляется и еще очень слаб.


Главенствует индивидуализм, хотя, объединившись, малые предприниматели способны стать мощной силой и добиться улучшения законодательства и финансирования от властей. Конечно, даже по решению основных проблем останутся многие другие откровенный рэкет со стороны криминальных структур слабое развитие малых предприятий производственного профиля, реализующих наукоемкие и ресурсосберегающие современные технологии, и т.п. Происходящие в сфере предпринимательства процессы в определенной мере


носят объективный характер. В ряде случаев ликвидация малых предприятий или усугубление их финансовых проблем является следствием роста здоровой конкуренции, в ходе которой субъекты, не способные адаптироваться к меняющимся условиям, вынуждены уходить с данного рынка и прекращать соответствующий вид деятельности. На малое предприятие оказывают воздействие негативные факторы, вытекающие из системного кризиса всей экономики низкая покупательная способность населения, неурегулированность отношений собственности, неплатежи,


низкая инвестиционная активность и др. Однако, положительные тенденции в развитии МП налицо. В 1997 году областная региональная политика по развитию МП реализовывалась в рамках Программы государственной поддержки МП в Пермской области на 1997 год третья программа. В 1997 году вступил в силу Закон Пермской области


О государственной поддержке МП на территории Пермской области от 28.03.97 700-100, который определил основные принципы и направления региональной государственной поддержки МП, а также ввл систему налоговых и неналоговых льгот для субъектов МП. Начала формироваться система поддержки МП на муниципальном уровне. Созданы муниципальные агентства поддержки МП Чусовой,


Чернушка. Во многих городах и районах области разрабатываются муниципальные программы поддержки МП. В 1997 году особенно активно развивалась выставочно-ярморочная деятельность субъектов МП, что нашло продолжение в 1998 году. В феврале и ноябре 1997 прошли традиционные межрегиональные выставки продукции малых предприятий и индивидуальных предпринимателей Предпринимательство Урала - 97. Представители малого бизнеса


Прикамья получили возможность продемонстрировать свою продукцию на Всероссийской выставке-ярмарке Предпринимательство. Ремсла. Занятость, прошедшей в Нижнем Новгороде, и на Днях малого бизнеса Москвы. Уральское агентство поддержки малых и средних предприятий организовало участие 40 пермских компаний в международных форумах делового партнрства


СНГ - Партенариат. Москва. 1997, прошедших в феврале 1997 года, Европартенариат. Греция. 1997, прошедших в июне 1997, и Европартенариат. Франция. 1997. Бесспорно, кризис оказал влияние на МП Пермской области. Изменился качественный и незначительно количественный состав. МП в производственной сфере практически было сведено на нет.


Многие торговые фирмы распадались в результате потери партнера, как правило, более крупного либо в результате необходимости оплачивать все свои долги единовременно в ходе возникшей паники. Также ударом для всех фирм, в том числе и для МП стал резкий скачок курса доллара, из-за необходимости закупать импортные комплектующие например, сборка. Однако власти продолжили серию программ поддержки МП.


В общей сложности на развитие МП в Пермском регионе в 1999 по программе Государственная поддержка малого предпринимательства предполагалось выделить три миллиона рублей. Основная сумма должна была пойти на кредитование инвестиционных проектов субъектов МП два миллиона рублей. В программе государственной поддержки МП продолжено финансирование объектов инфраструктуры поддержки


МП в общей сложности 550 тысяч руб. Программа также включает в себя пункт организация участия субъектов малого предпринимательства в региональных, межрегиональных российских и международных выставках, ярмарках конференциях. Таким образом, в 1999 году были продолжены традиции предыдущих лет. В Программе поддержки МП в г. Перми на 2000-2002 гг. предусматривается создание нормативно-правовой поддержки МП и организация работы по привлечению иностранных кредитов к реализации инвестиционных проектов


субъектов МП. Программа предполагает финансирование не менее 1 млн. руб. Заключение. С помощью МП государство может более эффективно, с большей вероятностью успеха, в меньшие сроки, с разумными затратами - решить ряд задач своей социально - экономической политики. Но для этого государство должно сформировать условия для саморазвития МП, ускоренного накопления его потенциала и проявления его позитивных черт, минимизации негативных внешних


воздействий, зависимость от которых МП крайне велика. Успех развития для МП в большей мере, чем для других групп требует интегративных, объединенных усилий в силу следующих причин 1. Ужесточение конкуренции на рынке уже ставит необходимость поиска таких методов, которые позволяли бы не только быстро адаптироваться к меняющимся конъюнктурным условиям, но и создавать основу сохранения и развития своего дела. Участь финансовой базы каждого в отдельности является серьезным


препятствием на этом пути. Значит, необходимы объединенные, коллективные усилия различных групп по месту деятельности или в отдельных видах деятельности. 2. Решение задач, имеющих общий характер и затрагивающих в целом интересы малого предпринимателя политика государства в отношении малого бизнеса, налоговая, таможенная политика и т.д требует объединенных усилий, выработки позиции в целом всей этой группы собственников.


Иначе говоря, необходимы эффективные действия коллективного органа, способного в отношениях с властью отстаивать интересы малого предпринимателя в целом профсоюза МП. 3. Столь же необходима активная деятельность профсоюза по отношению к группе представителей крупного частного капитала, что позволило бы МП сохранить свое относительно независимое положение в экономике страны. 4. Наличие и отстаивание собственных групповых интересов предполагает обязательную интеграцию


усилий в финансовой области Банк поддержки и развития среднего и малого предпринимательства, в социальной области негосударственный пенсионный фонд, в сугубо профессиональной области профсоюз мелких и средних предпринимателей. Создание столь разветвленной системы коллективных действий позволило бы малому бизнесу занять собственное место в экономике, защищать и укреплять это место в отношениях с государством, крупным капиталом, политическими и общественными организациями, т.е. четко вписаться в экономическую, социальную


и общественную систему страны. Говоря о стране нельзя не сказать, что она состоит из десятков областей, республик, округов. Чтобы МП вписалось в экономическую и общественную систему страны, необходимо, чтобы каждая территориальная единица стала благодатной почвой для его роста. К сожалению, для этого надо еще очень много сделать и осознать. В Пермской области, как и в большинстве регионов, обстоит не все гладко, однако хвататься за голову


не приходится. Проблем много, но появляется положительная тенденция проблемы МП перестали быть чем-то второстепенным, а выходят на первый план вместе с пониманием важности МП для экономики региона. Вынесение проблемы на первый план, конечно, не всегда говорит о желании ее разрешения, но в нашем регионе создаются различные административные органы по поддержке МП, малые предприятия участвуют в различных выставках, организуются курсы по переквалификации малых


предпринимателей, семинары и т.п. Хочется верить, что все это повлияет в итоге на развитие МП в Пермском регионе. Основным выводом работы является тот факт, что малый бизнес в России и в частности в Пермской области состоялся. Он уже обладает определенным опытом, он накопил необходимый первичный экономический, финансовый и интеллектуальный потенциал, эта группа уже способна порождать своих лидеров.


Все это дает основание говорить о возможностях этой группы преодолеть имеющиеся слабости, болезни роста, кризис и выйти на более высокий уровень, став неотъемлемой частью экономики страны. Список литературы. 1. Орлов А. Малое предпринимательство старые и новые проблемы Вопросы экономики, 4, 1997г. 2. Афанасьев В. Малый бизнес проблемы становления. Российский экономический журнал, 1993г. 3. Мягков п


Фесенко Е. Малое предпринимательство государственная поддержка обязательна. Вопросы экономики, 1993г. 4. Любимов Л. Л. Основы экономической теории Учебник. М. ВШЭ, 1995г. 5. Шамалов Ф. Малое предпринимательство в системе рыночных реформ Проблемы роста или выживания. Вопросы экономики, 1993г. 6. Проф. Горфинкели В.Я. Курс предпринимательства


М. Финансы, 1997г. 7. Хизрич Р Питерс М. Предпринимательство М. Прогресс-Универс, 1992г. 8. Виленский А. Этапы становления малого предпринимательства в России. Вопросы экономики, 1996г 7 9. Блинов Н. Малое предпринимательство и большая политика, Вопросы экономики, 1996, 7 10. Симачев Ю. Структура стоимости частного бизнеса как показатель его развития. Вопросы экономики, 1997г 6 11. Виленский А. Парадоксы государственной поддержки частного бизнеса.


Вопросы экономики, 1997г 6 12. Радаев В. Малый бизнес и проблемы деловой этики надежды и реальность. Вопросы экономики, 1996г 7 13. Гальперин В. М. Микроэкономика в 2-х т. СПб Экономическая школа. 1997г. Т. 2. 14. Бухвальд Е Виленский А. Российская модель взаимодействия МП и крупного предпринимательства. Вопросы экономики, 1999г 12 15. Новиков В. МП и банки пути расходятся.


Российский экономический журнал, 1999г 9-10. 16. ГК РФ. Часть 1. Часть 2 Екатеринбург АРД ЛТД 1997г. Приложение. Рассматривая законодательные документы, регламентирующие деятельность малых предприятий в стране в хронологической последовательности, можно выделить следующие основные этапы развития малого предпринимательства. Таблица Этапы развития МП в РФ. пп.Нормативный актДата принятияОсновное содержаниеПоследствия применения


в экономике1.Закон СССР О кооперации в СССР26.08.88Создание привилегированных условий одной форме собственности отсутствие для кооперативов платежей в бюджет, возможность устанавливать неограниченные надбавки к зп работников кооперативовОтток квалифицированной рабочей силы с гос. Предприятий в кооперативы2.Закон СССР О предприятии в СССР04.06.90Объявлено о равенстве организационно-правовых форм предприятий, основанных на любой форме


собственностиРост предприятий различных форм собственности3.Постановление Совета Министров СССР 790 О мерах по созданию и развитию МП08.07.90Определены основные документы для гос. регистрации МП, утвержден двухнедельный срок гос. регистрации, определены льготы по налогообложениюРазвитие МП, основанного на различных формах собственности и их сочетаниях4.Постановление


Совета Министров РСФСР 406 О мерах по поддержанию и развитию МП18.06.91Определены направления гос. поддержки МП в РоссииРазвитие МП в стране5.Закон РСФСР О налоге на прибыль предприятий и организаций27.12.91Определены дополнительные льготы для малых предприятийУсилена гос. поддержка МП6.Постановление Совета Министров - Правительства


РФ 446 О первоочередных мерах по развитию МП в РФ11.05.93Указано, что гос. поддержка МП - одно из важнейших направлений экономической реформы. Определены приоритеты МПЭффективность работы малых предприятий7.Федеральный Закон О гос. поддержке МП в РФ12.05.95Определены признаки МП, инфраструктура его поддержки и развитияРазвитие и повышение эффективности деятельности


МП8.Федеральный Закон Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов МП08.12.95Предусмотрена замена уплаты совокупности, установленных законодательством РФ, федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единственного налога по результатам хозяйственной деятельности предприятий и организацийДальнейшее развитие МП в стране



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.