Теории эмоций
Основные аспекты изучения эмоций.
1.
Эмоции как явление(структура). Впервые психическое явление описывалось с
помощью интроспекции психологии сознания. Вундт: элементарные эмоции – чувства,
сложные эмоции – аффекты.
В
каждом чувстве надо различать 2 стороны: объективную (внешнюю) и субъективную
(связанную с внутренним опытом). Внешняя – эмоция всегда отношение к чему-то,
она имеет предмет, предметное представление (связана с познавательной сферой).
Внутренняя – переживание, собственно чувства (подчеркивает приспособительный
характер эмоций). Чувства задают целостность ощущения, т.е. эмоция связана с
мотивом. Критерии, параметры различения чувств: удовольствие – неудовольствие,
возбуждение – успокоение, напряжение – разрядка.
Переживания,
чувства, эмоции синтезируют психическое явление, обеспечивают его целостность
(основная функция: синтез объективных элементов).
Более
сложные эмоциональные явления – аффекты (процессы). Признак аффекта –
продолжение во времени. Качество аффекта: преемственность чувств, их
последовательность, обладающая целостностью. Аффект – форма течения чувств,
которые связаны с изменением в протекании представлений.
Эмоций
как переживание, феномен. Школа феноменологии, попытка одновременного описания
и его объяснения. Феномен – то, что само себя объясняет. Ж.П.Сартр. Человек
взаимодействует с миром двумя способами. Рациональным, логичным (социальное
поведение, всегда есть различие между объектом и отношением к нему, причиной и
следствием). В социальном поведении – в рациональном мире (возможность
умозаключать). Иррациональным, магическим (помогает организовывать пока
неясное, непонятное). Мир эмоций архаичен («магический мир»). «Пережить эмоцию
– внезапно перейти из мира рационального в мир магический. Это регрессия
сознания в иной способ существования». Эмоция – это феномен, ее
непосредственное переживание является конечным результатом. Если у человека
критерий эмоциональной оценки единственный, то он живет в мире магии. Эмоция
как феномен – редукция, переходная форма от рационального к магическому, в ней
нет различия между объектом и отношением к нему, нет причинностей и логических
противоречий. Возможность анализа эмоций: отделение эмоциональной оценки от
свойств объекта. Страх чего-то за темным окном – магическое переживание «я еще
не знаю что это», прямая эмоциональная оценка переживаемого. То есть в эмоции
как феномене познавательное, эмоциональное и волевое не отделены друг от друга.
2.
Эмоции как психотелесные состояния. Эмоции обязательно проявляются телесно. Для
описания внешних выражений эмоций их делят на 3 группы:
Поведенческие
выражения (описанные Дарвином в сравнении с животными). Мимика, пантомимика,
невербальные проявления эмоций в речи (интонации, паузы).
Физиологические
и вегетативные показатели (КГР, сердцебиение, дыхание, покраснение кожи,
сужение зрачка).
Биохимические
изменения (уровень адреналина при стрессе)
3.
Эмоция как процесс. Теория Джемса – Ланге. Наблюдение за протеканием эмоций во
времени. Джемс рассматривает только те эмоции, которые имеют телесное выражение
(проявление эмоций). Житейское представление: факт – восприятие этого факта –
вызываемое душевное волнение, эмоция - изменения в организме. Нам не повезло –
мы огорчены и плачем, повстречался медведь – мы испугались – обращаемся в
бегство. Джемс: переферические телесные изменения следуют непосредственно за
восприятием волнующего факта, наше переживание этих изменений, по мере того,
как они происходят, и является эмоцией. Наблюдение объекта – телесные периферические
изменения – их осознание – эмоция. Получается, что одно психическое состояние
не сразу вызывается другим, что между ними необходимо вставить телесные
проявления. Мы огорчены потому что плачем, разгневаны потому что наносим удар,
испуганы потому что дрожим. Эта теория применима к природным, низшим эмоциям и
эстетической эмоции. Если не будет телесного выражения эмоция редуцируется в
умозаключение или в волевой акт.
Критика
физиологов: телесный источник эмоций не переферия а центр, находится в лимбических
отделах мозга. Ланге: эмоция и ее выражение одно и то же, снимите выражение и
исчезнет эмоция.
Клапаред.
Уточнил теорию Джеймса-Ланге. Есть чувства и эмоции. Чувства - первичные
адаптивные и целесообразные оценки любой ситуации, которые следуют сразу же за
наблюдением. Эмоция – вторичные образования, которые могут иметь неадаптивный
характер. Между событием и переферическим телесным переживанием вставляется
чувственная оценка . Эмоция может не возникать, если сдержать переферическое
телесное переживание, а чувственная оценка необходима, она обеспечивает
приспособление к ситуации. Например, чувство опасности в соответствующей
ситуации переживается всегда, эмоция страха вслед за ней – может наступить или
нет.
Эмоция
как конечный результат может разрушить деятельность. Исследования: Шехтера, 60е
годы. Нарушение обратной связи. Испытуемые участвовали в испытании лекарства,
которое как бы вызывает эмоцию (на самом деле – на 10-15 минут повышают общую
телесную активность, изменения сердцебиения, дыхания)). Нужно определить, какую
эмоцию вызывает препарат. В каждой группе помощник экспериментатора начинает
моделировать образец построения эмоций (гнев – рвет листы; эйфория – делает
голубей из листов бумаги).2/3 испытуемых, подверженных групповому давлению принимали
эту модель. Переферические изменения у всех испытуемых идентичны, разно – их
осознание.
Анохин.
Эмоции – физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную
субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний
человека.
Эволюция
эмоций. Эмоция охватывает весь организм. Роль приспособления животных к
окружающим условиям.
Интегральность
эмоций – охватывают весь организм. Производя почти моментальную интеграцию всех
функций организма, эмоции сами по себе могут быть абсолютным сигналом полезного
или вредного воздействия на организм.
Биологическая
теория эмоций. В чем биологическая и физиологическая полезность эмоций.
Жизнь=формирование
потребностей + их удовлетворение. Это два состояния организма.
Эмоциональные
ощущения – своеобразный инструмент, удерживающий жизненный процесс в
оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или
избытка каких-либо факторов жизни данного организма.
Удовлетворение
– положительная эмоция – подкрепляющий фактор.
Каков механизм создания положительной эмоции.
В
основе представление о целостной физиологической архитектуре любого
приспособительного акта, каким являются эмоциональные реакции.
Признак
положительной эмоциональной реакции – закрепляющее действие.
Акцептор
действия – удовлетворению какой-либо потребности предшествует формирование
центрального аппарата оценки результатов будущего действия. От него посылка
множества эфферентных возбуждений к системе удовлетворения потребности.
Обратная информация (афферентная) – об успешности выполнения.
Теория:
положительное эмоциональное состояние типа удовлетворения какой-либо
потребности возникает лишь в том случае, если обратная информация от
результатов происшедшего действия точнейшим образом отражает все компоненты
положительного результата и потому точно совпадает с акцептором действия.
Отсюда закрепление функционального проявления. Отрицательная информация – поиск
новой комбинации эффекторных возбуждений.
Симонов.
Информационная теория эмоций.
Эмоция
– отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее
качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую
мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального
опыта.
Э
= f (П, (Ин – Ис)), где
Э
- эмоция, ее степень, качество и знак; П – сила и качество актуальной
потребности; (Ин – Ис) – оценка вероятности удовлетворения потребности на
основе врожденного и онтогенетического опыта, Ин – информация о средствах,
прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис – информация о
средствах, которыми располагает субъект в данный момент.
Эмоции
зависят и от других факторов: 1. Индивидуальные особенности субъекта; 2. Фактор
времени (развитие аффекта); 3. Качественные особенности потребностей.
Но
все эти факторы обуславливают вариации эмоций, необходимыми и достаточными
являются два: потребность и вероятность ее удовлетворения. Информация – это та,
которая нужна для удовлетворения потребности – совокупность всех средств
достижения цели (знания, совершенство навыков, энергетические ресурсы, время и
т.д.).
Если
Ин больше, чем Ис – отрицательная эмоция и наоборот.
В
этой формуле заключены отражательная и оценочная функции эмоций.
Переключающая
функция эмоций. При конкуренции эмоций (какая потребность вызывает большую
эмоцию).
Подкрепляющая
функция эмоций (без вкусового подкрепления (т.е. испытывания какого-то
удовольствия) у крыс не выработали инструментальный рефлекс (вводили пищу прямо
в желудок), а на морфин выработали – вызывает очень быстрое эмоциональное
состояние).
Компенсаторная
(замещающая) функция эмоций. Эмоция – целесообразная избыточная мобилизация
ресурсов (учащение сердцебиений, подъем кровяного давления и т.д.) в ситуации
прагматической неопределенности, когда неизвестно, сколько и чего потребуется в
ближайшие минуты, лучше пойти на энергетические траты, чем в разгар
деятельности остаться без достаточного обеспечения кислородом и метаболическим
сырьем.
Вторая
особенность – реагирование по принципу доминанты – способность отвечать одной и
той же реакцией на самый широкий круг внешних стимулов (при рождении цыплята
клюют все, что попадается, а затем научаются).
Эмоция
сама по себе не несет в себе информации об окружающем мире, недостающая
информация пополняется путем поискового поведения, совершенствования навыков,
мобилизации в памяти энграмм. Компенсаторное значение эмоций заключается в их
замещающей роли.
При
положительной эмоции компенсаторная функция – инициирование поведения
(положительная эмоция усиливает потребность достижения цели согласно правилу П
= Э/ (Ин – Ис).
Стремление
испытать положительную потребность – поиск неудовлетворенной потребности и
ситуации неопределенности. На основе этого компенсируется недостаток
неудовлетворенных потребностей, который мог бы привести к остановке процесса
самодвижения и саморазвития.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://psy.piter.com/