Совет Европы
А.В.Торкунов
Совет
Европы возник в 1949 г. и в настоящее время включает в свой состав 41
государство. Цель этой организации - добиваться сближения между
государствами-участниками путем содействия расширению демократии и защите прав
человека, а также сотрудничеству по вопросам культуры, образования,
здравоохранения, молодежи, спорта, права, информации, охраны окружающей среды.
Дважды
(в 1993 г. и в 1997 г.) проводились встречи глав государств и правительств
стран Совета Европы. В рамках Комитета министров, который является высшим
органом организации и собирается дважды в год в составе министров иностранных
дел стран-членов, обсуждаются политические аспекты сотрудничества в указанных
областях и принимаются (на основе единогласия) рекомендации правительствам
стран-членов, а также декларации и резолюции по международно-политическим
вопросам, имеющим отношение к сфере деятельности Совета Европы. Недавно
созданный в качестве органа Совета Европы Конгресс местных и региональных
властей призван содействовать развитию местной демократии. Несколько десятков
комитетов экспертов занимаются организацией межправительственного сотрудничества
в областях, относящихся к компетенции Совета Европы.
Весьма
активно функционирует Парламентская ассамблея Совета Европы, в которой
представлены парламентарии национальных законодательных органов (в том числе из
оппозиционных партий). Она является главным инициатором осуществляемой Советом
Европы деятельности и проводит свои пленарные заседания трижды в год, принимая
большинством голосов рекомендации Комитету министров и национальным
правительствам, организуя парламентские слушания, конференции, коллоквиумы,
формируя различные комитеты и подкомитеты, исследовательские группы и т.п.
Значительна политическая роль Генерального секретаря Совета Европы, который
избирается Парламентской ассамблеей, организует повседневную работу организации
и выступает от ее имени, осуществляя многообразные контакты на международной
арене.
По
всем основным направлениям своей деятельности Совет Европы осуществляет
многочисленные мероприятия, содействующие не только развитию сотрудничества
между государствами-членами, но и формированию некоторых общих для них
ориентиров в организации общественной жизни. Особое значение имеют свыше 170
разработанных и принятых общеевропейских конвенций[1]
,
соблюдение которых обязательно для ратифицировавших их государств.
Существовавшая на континенте
международно-политическая конфронтация делала невозможным участие в Совете
Европы социалистических стран[2]
. С окончанием холодной войны
деятельности этой организации был придан новый импульс, побудивший ее
сконцентрировать внимание на вопросах демократических преобразований. В
результате даже само вступление в Совет Европы становилось дополнительным
стимулом для их осуществления. Так, вновь принимаемые в Совет Европы
государства должны были взять на себя обязательство подписать Европейскую
конвенцию по правам человека, вошедшую в силу в 1953г., и принять всю
совокупность ее контрольных механизмов[3]
. Условиями присоединения новых членов к
Совету Европы являются также наличие демократического правового устройства и
проведение свободных, равных и всеобщих выборов. Важно и то, что многие вопросы
становления гражданского общества в постсоциалистических странах стали
предметом внимания в рамках Совета Европы. В их числе проблемы защиты
национальных меньшинств, вопросы местного самоуправления.
Совет
Европы является авторитетной международной организацией, само участие в которой
служит для всех государств-членов своего рода свидетельством их соответствия
высоким стандартам плюралистической демократии. Отсюда возможности воздействия
на те страны, входящие в Совет (или кандидатов на присоединение к Совету
Европы), где на этой почве возникают те или иные проблемы. Вместе с тем это
может вызывать опасения соответствующих стран относительно недопустимого
вмешательства в их внутренние дела. Иными словами, деятельность Совета Европы
нередко оказывается вписанной в тот или иной международно-политический контекст
и рассматривается участниками прежде всего через призму их непосредственных
внешнеполитических интересов; естественно, что в результате могут возникать
достаточно серьезные коллизии. Это не раз происходило на деле, например, в
связи с внутриполитической обстановкой в Турции в Беларуси, проблемой прав
русскоязычного населения в некоторых странах Балтии, сепаратистским движением в
Чечне (Россия), при обсуждении вопроса о присоединении Хорватии к Совету
Европы.
Список литературы
Клепацкий
З М. Западноевропейские международные организации.- М., 1973.
Коваленко
И.И. Международные неправительственные организации. – М.,1976.
Кольяр
К. Международные организации и учреждения. - М., 1973.
Международное
право. Учебник. Изд. 2-е, доп. И перераб. / Отв. Ред. Ю.М. Колосов, В.И.
Кузнецов. - М., 1998.
Моравецкий
В. Функции международной организации. – М ., 1976.
Морозов
Г.И. Международные организации. Изд. 2-е. –М., 1974.
Нешатаева Т.Н. Международные организации и
право. Новые тенденции в
международно-правовом регулировании. - М.,
1998.
Шреплер
Х.А. Международные экономические организации. Справочник. – М., 1997.
Archer C. International
Organizations. 2nd ed. - L. - N.Y, 1992
Yearbook of International
Organizations, 1998/99. - Munchen -New Providence - London - Paris, 1998.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.policy03.narod.ru/
[1]
Это эквивалентно примерно 10 тыс. двусторонних договоров и соглашений
[2]
К
моменту окончания холодной войны в состав Совета Европы входили 23
западноевропейских государства.
[3]
Обращения по поводу нарушений прав
человека рассматривались Европейской Комиссией по правам человека; общее число
таких обращений (главным образом от физических лиц) составило пример 20 тыс.
Обращения, по которым не удавалось найти приемлемого решения, передавались в
Европейский Суд по правам человека, принимающий обязательные для стран-членов
решения. В 1998 г. эта система реформирована путем создания единого Постоянного
Суда.