Сен-Мар.
Скотт Вальтер
СЕН-МАР
Исторический роман (1826) Сен-Map Анри д`Эффиа, маркиз - организатор заговора
против кардинала Ришелье; исторические даты его жизни: 1620 --1642. В начале
романа юный дворянин С.-М. отправляется из родной провинции ко двору, чтобы
поступить на службу к Ришелье, но уже по дороге становится свидетелем вопиющего
произвола и жестокости кардинала-министра.
Отличившись на
войне с Испанией, он завоевывает благосклонность короля Людовика XIII и быстро
становится его фаворитом, он популярен в народе и соперничает с Ришелье по
влиятельности. Впрочем, смелому и прямодушному С.-М. претит придворная карьера,
и он сделался царедворцем лишь для того, чтобы стать достойным женихом своей
любимой - принцессы Марии Гонзага, с которой познакомился еще в родительском
доме. В политике он отстаивает интересы своего сословия, враждуя с Ришелье,
который уничтожает старинную родовую знать и тем, как доказывает Виньи,
подрывает феодальные устои монархического государства. Вместе с другими
дворянами С.-М. создает лигу против первого министра, пытается убедить короля
отправить его в отставку, но Людовик нерешителен и двуличен, и С.-М. вынужден
начать гражданскую войну, для которой не только мобилизует войска во Франции,
но и готов заключить договор с Испанией о вооруженной интервенции. В последний
момент пе-}эед началом боевых действий королева Анна Австрийская, боящаяся
потерять власть в результате задуманного С.-М. государственного переворота,
посылает ему ложное сообщение о неверности Марии Гонзага; потеряв любовь, тот
отказывается и от политической борьбы, сдается в руки Ришелье и, несмотря на
предложения оставшихся на свободе заговорщиков организовать ему побег,
добровольно идет на казнь вместе со своим верным другом де Ту, не оставившим
его в беде. Хотя при создании своего романа Виньи вдохновлялся опытом Вальтера
Скотта, его С.-М. - персонаж более драматический, чем романтический. По своей
сюжетной роли он - центральное действующее лицо, а не "фигурант" исторического
события, как большинство главных героев Скотта. Его характер не анализируется
автором непосредственно, а раскрывается, как в театральной пьесе, извне, через
его реплики, монологи и поступки; он постоянно находится в остродраматической
ситуации, в которой испытывается поведение людей перед лицом чужой неверности.
С.-М.
сталкивается с предательским поведением Людовика XIII, ведущего двойную игру с
кардиналом и его врагами-заговорщиками, он вынужден совершить измену королю,
подняв восстание и пригласив в страну иноземные войска, в критический момент от
него отступаются высокопоставленные союзники, его интимное объяснение с Марией
подслушивает переодетый священником агент Ришелье, наконец, после коварного
письма королевы неверной ему оказывается (в его глазах) уже сама Мария;
исключение в этой цепи измен составляет лишь преданная дружба де Ту.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://http://lib.rin.ru