Реферат по предмету "Краткое содержание произведений"


Повесть о старике Такэтори

Повесть о
старике Такэтори

Первый японский
роман в жанре моногатари (конец IX — начало Х в.)

Неизвестный
автор

Японская
литература

Автор
пересказов Е. М. Дьяконова

Не в наши дни,
а давным-давно жил старик Такэтори, бродил по горам и долам, рубил бамбук и
мастерил из них корзины и клетки. И прозвали его Такэтори — тот, кто рубит
бамбук. Зашел однажды старик Такэтори в самую глубину бамбуковой чащи и видит:
льется из одного деревца сияние, глядь — что за диво! В глубине бамбукового
стебля сияет дитя — маленькая девочка, ростом всего в три вершка.

«Видно, суждено
ей стать моей дочерью», — сказал старик и понес девочку домой. Она была
необычайно красива, но крошечная, и спать ее положили в птичью клетку.

С той самой
поры как пойдет старик Такэтори в лес, так найдет чудесный бамбук, в каждом
сочленении его — золотые монеты. Так стал он богатеть понемногу. Росла
крошечная девочка быстро-быстро и через три месяца превратилась в чудесную
девушку. Сделали ей взрослую прическу и нарядили во взрослое платье, прицепили
длинный складчатый шлейфмо. Из-за шелковой занавески девушку не выпускали,
берегли и лелеяли. И все в доме озаряла ее чудесная красота. И назвали ее
Лучезарной девой, стройной, как бамбук, — Наётакэ-но Кагуя-химэ.

Люди прослышали
о несравненной красе Кагуя-химэ, много женихов простого звания и знатных
богачей влюблялись в нее с чужих слов и приходили в безвестное селение, и
только понапрасну трудились и возвращались ни с чем. Но были упрямцы, что днем
и ночью бродили вокруг ее дома, посылали письма, слагали жалобные любовные
песни, — не было ответа на их домогательства. Чередой шли дни и месяцы, жаркие,
безводные дни сменялись ледяными, снежными, но пятеро самых упорных женихов с
надеждой думали, что должна же Кагуя-химэ избрать себе супруга. И вот обратился
к ней с речью старик Такэтори: «Дочь моя, мне уже за семьдесят, и в этом мире
так повелось, что мужчины сватаются к девушкам, а девушки выходят замуж, семья
их множится, дом процветает». «Не по душе мне этот обычай, — отвечает
Кагуя-химэ, — не пойду я замуж, пока не узнаю сердце свого жениха, надо
испытать их любовь на деле».

Женихи тоже
согласились, что мудро она решила, и Кагуя-химэ, задала всем женихам задачи.
Одному принцу, Исицукуре, повелела она привезти из Индии каменную чашу, в
которую сам Будда собирал подаяние. Принцу Курамоти наказала она принести с
волшебной горы Хорай, что в Восточном океане, ветку с золотого дерева с
плодами-жемчужинами. Правому министру Абэ-но Мимурадзи заказала платье из
далекого Китая, сотканного из шерсти Огненной мыши. Старший советник Отомо-но
Миюки чтобы добыл ей камень, сверкающий пятицветным огнем, с шеи дракона. А
средний советник Исоноками-но Маро должен подарить ей раковинку ласточки, что
помогает легко детей рожать.

Услыхали про
эти задачи принцы и сановники, загрустили и пошли восвояси. Принц Исицукури
стал ломать голову, как ему быть, как дойти до Индии, где ту каменную чашу
найти. И объявил он, что отправляется в Индию, а сам скрылся с людских глаз.
Через три года взял он, недолго думая, старую чашу, что, вся покрытая копотью,
стояла в храме на Черной горе, положил в мешочек из парчи, привязал к ветке из
рукодельных цветов и со стихотворным посланием принес в дар Кагуя-химэ,
Прочитала красавица письмо, а там в стихах написано: «Миновал я много / Пустынь
и морей, и скал — искал / Эту чашу святую... / День и ночь с коня не слезал, не
слезал — / Кровь ланиты мои орошала».

Но девушка
сразу же увидела, что не исходит от чаши даже слабого сияния, и вернула ее с
уничижительными стихами, а принц бросил чашу перед воротами в сердечной досаде.
С тех пор пошла про таких бесстыдников поговорка: «Испить чашу позора».

Принц Курамоти
велел передать Кагуя-химэ, что отправился искать золотую ветвь с жемчужинами на
гору Хорай, и покинул столицу. Он отплыл на корабле в Восточный океан, но через
три дня тайно вернулся, выстроил дом в потаенном месте, поселил в нем золотых
дел мастеров и велел сделать такую ветку, как пожелала Лучезарная дева. Через
три года он сделал вид, что вернулся в гавань после долгого плавания. Положил
принц ветку в дорожный ларец и повез в дар Кагуя-химэ. В народе пошел слух, что
принц привез волшебный цветок. Прибыв в дом старика Такэтори, стал принц
рассказывать, как носило его по волнам четыреста дней и как высадился он на
горе Хорай, сплошь покрытой золотыми и серебряными деревьями, как отломил одну
ветвь и с ней поспешил домой. И Такэтори в ответ на его повесть сложил стихи:
«День за днем искал я бамбук, / На горе в бессолнечной чаше / Я узлы его
разрубал, / Но встречался ты с горем чаще, / Разрубая узлы судьбы».

И стал готовить
опочивальню для молодых. Но, как на грех, в этот час прибыли в дом Такэтори
золотых дел мастера, что изготовили ветвь для принца, с требованием заплатить
за труды. Как услышала про то Кагуя-химэ, так вернула ветвь обманщику и выгнала
принца с позором. Убежал принц Курамоти в горы, и никто его больше никогда не
видел. Про таких говорят: «Напрасно он рассыпал жемчужины своего красноречия».

Правый министр
Абэ-но Мимурадзи, коему Кагуя-химэ велела найти для нее платье, сотканное из
шерсти Огненной мыши, написал письмо китайскому гостю Ван Цину с просьбой
купить в Китае эту диковинку. Выполнил просьбу гость и написал, что с большим
трудом отыскал платье в храме Западных гор. Обрадовался министр и, сложив руки,
поклонился в сторону китайской земли. Платье прибыло в Японию на корабле в
драгоценном ларце, а само оно было густо-лазурного цвета, концы шерстинок —
золотые. Казалось оно бесценным сокровищем. Очищали эту ткань не водой, а
пламенем, в огне она не горела, а становилась еще прекраснее. Отправился
министр в роскошном платье к девушке, привязав ларчик к цветущей ветке, а еще к
ветке послание привязал: «Страшился я, что в огне / Любви моей безграничной /
Сгорит сей дивный наряд, / Но вот он, прими его! / Он отблеском пламени
блещет...»

Но Кагуя-химэ,
желая испытать жениха, бросила драгоценное платье в огонь, и р-раз! — оно
сгорело дотла. Кагуя-химэ вне себя от радости вернула министру пустой ларчик от
наряда и в него вложила письмо: «Ведь знал же ты наперед, / Что в пламени без
остатка / Сгорит сей дивный наряд. / Зачем же, скажи, так долго / Питал ты
огонь любви?»

И неудачливый
жених со стыдом воротился домой. Про таких говорят: «Погорело его дело, дымом
пошло».

Старший
советник Отомо-но Миюки собрал своих домочадцев и сказал: «На шее дракона
сверкает драгоценный камень. Кто добудет его, может просить все, что пожелает,
Драконы обитают в глубине гор и морей и, вылетая оттуда, носятся по небу. Надо
подстрелить одного и снять с него драгоценный камень».

Слуги и
домочадцы повиновались и отправились на поиски. Но, выйдя за ворота, разбрелись
в разные стороны со словами: «Придет же в голову такая блажь». А старший
советник в ожидании слуг выстроил для Кагуя-химэ роскошный дворец с золотыми и
серебряными узорами. День и ночь ждал он своих слуг, но они не появлялись,
тогда он сам сел на корабль и пустился по морям. И тут налетела на корабль
страшная буря с громом и молнией, и подумал старший советник: «Все потому, что
вознамерился я убить дракона. Но теперь я и волоска на нем не трону. Только
пощади!» Буря немного утихла, но старший советник был так измучен страхом, что,
хотя корабль благополучно пристал к родному берегу, он выглядел как злой бес:
ветром надуло ему какую-то болезнь, живот вздулся горой, глаза стали как
красные сливы. С трудом дотащили его до дому, и слуги сразу вернулись и сказали
ему: «Сам видишь, как трудно победить дракона и отнять у него разноцветный
камень». Пошли в народе толки, и появилось слово «трусливый», потому как
старший советник все время тер свои красные, как сливы, глаза.

Средний
советник Исоноками-но Маро задал слугам задачу: разыскать в гнездах ласточек
раковину, что дарует легкие роды, и слуги сказали, что нужно следить за
ласточками у поварни, где их великое множество. Не одна, так другая начнет
класть яйца, тут и можно добыть целебную раковину. Велел средний советник
построить сторожевые вышки и посадить на них слуг, но ласточки испугались и
улетели. Тогда решили посадить одного слугу в корзину и поднимать его к
гнездам, лишь только ласточка решится снести яйцо. Но тут сам средний советник
захотел подняться в корзине к самой кровле, где жили ласточки. На веревках его
подняли на самый верх, и он, опустив руки в гнездо, нащупал что-то твердое и
закричал: «Нашел, тяните». А слуги слишком сильно дернули за веревку, и она
порвалась, и упал средний советник прямо на крышку большого трехногого котла
для варки риса. Насилу пришел в себя, разжал руку, а там всего лишь твердый
катышек птичьего помета. И тут он жалобно застонал: «Ах, эта злая раковина! На
беду, полез я». А людям показалось: «Ах, все это злого рока вина. Все
бесполезно». Все дни напролет средний советник сокрушался, что не достал
заветной раковины, и наконец совсем ослабел и лишился жизни. Кагуя-химэ
услышала о конце среднего советника и взгрустнула немного.

Наконец сам
император услышал о Кагуя-химэ и ее несравненной красе. Повелел он своей
придворной даме отправиться в дом старика Такэтори и все разузнать о Лучезарной
деве. Захотела придворная дама сама взглянуть на барышню, но та наотрез
отказалась повиноваться посланнице императора, и пришлось той ни с чем
возвратиться во дворец. Тогда император призвал к себе старика Такэтори и
повелел ему уговорить Кагуя-химэ показаться при дворе. Но Лучезарная дева снова
наотрез отказалась. Тогда вознамерился государь поехать на охоту в те места,
где находился дом старика Такэтори, и будто случайно познакомиться с
Кагуя-химэ. Император выехал на охоту, вошел, словно без умысла, в дом Такэтори
и увидел девушку, сияющую несказанной красой. Хоть и закрылась она проворно
рукавом, но успел разглядеть ее государь и воскликнул в восторге: «Больше я с
ней никогда не расстанусь!»

Кагуя-химэ не
хотела подчиниться и просила-молила не забирать ее во дворец, говоря, что она
не человек, а существо из другого мира. Но подали паланкин, и только хотели
посадить в него Кагуя-химэ, как она начала таять, таять — и одна тень от нее
осталась, И тогда отступился император — и она тотчас же приняла прежний вид.
Удалясь во дворец, император со слезами на глазах сложил: «Миг расставанья
настал, / Но я в нерешимости медлю... / Ах, чувствую, ноги мои / Воле моей
непокорны, / Как и ты, Кагуя-химэ!»

А она послала
ему в ответ: «Под бедной сельскою кровлей, / Поросшей дикой травой, / Прошли
мои ранние годы. / Не манит сердце меня / В высокий царский чертог».

Так продолжали
они обмениваться грустными посланиями целых три года. Тогда люди стали
замечать, что каждый раз во время полнолуния Кагуя-химэ становится задумчивой и
грустной, и не советовали ей долго смотреть на лунный диск. Но она все смотрела
и смотрела, и наш мир казался ей унылым. Но в темные ночи она была весела и
беззаботна. Однажды в пятнадцатую ночь восьмого месяца, когда луна становится
самой яркой в году, она со слезами поведала своим родителям, что на самом деле
она — жительница лунного царства и была изгнана на землю, чтобы искупить грех,
а теперь настало время возвратиться. Там, в лунной столице, ждут меня родные
мать и отец, но знаю я, как будете вы скорбеть, и не радуюсь возвращению в
родные края, а печалюсь.

Прознал
император про то, что за Кагуя-химэ явятся небожители и унесут ее на луну, и
повелел начальникам шести полков императорской стражи охранять Лучезарную деву.
Старик Такэтори спрятал Кагуя-химэ в чулане, войска окружили дом, но в час Мыши
в пятнадцатую ночь восьмой луны весь дом озарился сиянием, на облаках
спустились неведомые небесные существа, и ни стрелы, ни мечи не могли
остановить их. Все запертые двери распахнулись сами собой, и Кагуя-химэ вышла из
дома, обливаясь слезами. Жалко ей было оставлять приемных родителей. Небожитель
протянул ей наряд из птичьих перьев и напиток бессмертия, она же, зная, что
стоит ей облечься в это платье, как она утратит все человеческое, написала
императору письмо и с напитком бессмертия послала: «Разлуки миг настал, /
Сейчас надену я / Пернатую одежду, /Но вспомнился мне ты — / И плачет сердце».

Затем
Кагуя-химэ села в летучую колесницу и в сопровождении сотни посланцев улетела в
небо. Опечаленный император отнес сосуд с напитком бессмертия на гору Фудзи и
зажег его; так и горит он там до сих пор.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://infolio.asf.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Should Marijuana Be Legalized Essay Research Paper
Реферат Черты гоголевской сатиры в произведениях МА Булгакова
Реферат Понятие объективной и субъективной ситуаций при постравматическом стрессе
Реферат Alcoholics Anonymous Essay Research Paper I attended
Реферат Розвиток місцевого самоврядування і формування та розвиток бюджетних відносин
Реферат Язык UML как средство автоматизированных систем
Реферат A Massive Project For The Benefit Of
Реферат Виникнення та розвиток ідей теорії "вільного виховання" в педагогіці
Реферат Реклама и стимулирование сбыта туристического продукта
Реферат Биографии Ганс Христиан Андерсен Ганс Христиан Андерсен Фома Аквинский Пьер Амп Шарль Бодлер
Реферат Глобальные проблемы мирового хозяйства социальные, экологические, демографические, продовольственные
Реферат Законодательные основы отчетности в России и международной практике
Реферат Imagination In Keats Essay Research Paper Imagination
Реферат The Lazarus Plot Essay Research Paper Me
Реферат Умения и навыки выполнения электромонтажных работ