Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Педагогический контроль за динамикой физической подготовленности школьников старших классов

Федеральноеагентство по образования РФСтавропольскийгосударственный университет
Факультетфизической культурыКафедра гимнастики Дипломная работа
“Педагогическийконтроль за динамикой физической подготовленности школьников старших классов ”

Работа допущена к защите
"____"______________2005 г.
зав. кафедрой гимнастики
доц. Яцынин А.И.
__________________________
Работу выполнил:
студентка Георгиевского филиала экстерната ФФК,
Аветян
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры гимнастики
Яцынин А.И. Оценка____________________Ставрополь,2005
СОДЕРЖАНИЕ
   стр. ВВЕДЕНИЕ 3 — 4 ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 5 — 37 1.1. Особенности физического развития детей старшего школьного возраста и влияние занятий физическими упражнениями на организм занимающихся 5 — 8 1.2. Педагогический контроль за физической подготовленностью школьников 8 — 11 1.3. Физическая подготовка – как составная часть процесса физического воспитания школьников
1.3.1. Физическое качество сила и методы её развития
1.3.2.Физическое качество быстрота и методы её развития
1.3.3. Физическое качество выносливость и методы её
          развития
1.3.4. Физическое качество ловкость и методы её развития
1.3.5. Физическое качество гибкость и методы её развития
11-37
16 — 24
24 — 28
28 — 31
31 — 33
33 — 37
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
                    ИССЛЕДОВАНИЯ 38 — 42 2.1. Задачи исследования 38 2.2. Методы исследования 38 — 41  2.3 Организация исследования 41 — 42
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ
                      ОБСУЖДЕНИЕ 43 — 46 ВЫВОДЫ 47 ЛИТЕРАТУРА 48 — 49
 

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Современные условия жизнипредъявляют высокие требования к уровню физического развития, работоспособности и защитнымсилам организма человека. Физическоевоспитание детей школьного возраста эффективностимулирует положительные функциональные и морфологические изменения вформирующемся организме, активно влияет на развитие двигательныхспособностей (Н.А. Фомин, В.П. Филин, 1982; Н.А.Фомин, А.Г. Хрипкова, М.В. Антронова, Д.А. Фарбер, 1990; Ю.Н. Вавилов,1991).
Физическое воспитаниешкольников должно обеспечить каждому ученику, участвующему вобразовательном процессе, достаточный и необходимый минимумтеоретической, технической и физической подготовленности, которыенаправлены на обеспечение базы в освоении физической культуры дляжизнедеятельности, для развития личности,для формирования здоровья и здорового образа жизни. Анализсостояния физической подготовленности детей и учащейся молодежи показывает, чтоза последнее десятилетие количество учащихся, имеющих низкую оценку физическойподготовленности, увеличилось в три раза и достигло у юношей 50,8%, у девушек — 58,8%. Лишь 7% учащейся молодежи вовлечены в занятия физической культурой испортом, вместе с тем, недостаточная двигательная активность является причинойвысокой заболеваемости детей и учащейся молодежи (Ю.В. Вавилов,Л. Лубышева, Е. Ярыш, 1998).
Проблеме физической подготовки ивозрастного развития физических качеств школьников посвященыработы B.C.Фарфеля, В.И. Филипповича, З.И. Кузнецовой, А.А. Гужаловского идругих специалистов в области физической культуры, считающих, чтодвигательная подготовленность является важным компонентом здоровьяучащихся, а её улучшение одной из главных задач физическоговоспитания в школе. Для целесообразной и эффективной организациизанятий физической культурой необходимо иметь истинную информацию об уровнефизической подготовленности школьников на каждом этапе их обучения.Наличие этой информации,особенно на этапе формирования двигательных функций, имеет большое практическое значение. Поэтому оценка эффективностифизического воспитания в школе должна производится с одной стороны, по состоянию здоровья учащихся, а с другой — поуровню развития основных физическихкачеств, т.е. по уровню физической подготовленности учащихся. Физическоесостояние и работоспособность школьников изменяются подвлиянием внешней среды, учебных занятий по физическому воспитанию В связи сэтим, своевременныйконтроль и оценка подготовленности школьниковпозволяют рационально строить учебный процесс и определить его эффективность.
Практическаязначимость. Педагогический контроль является  одним из важных факторовповышения эффективности управления процессом физического воспитания учащихсяобщеобразовательной школы. Систематическое наблюдение за двигательной подготовленностьюкаждого отдельного ученика позволяет своевременно наблюдать картину развитиядвигательных качеств и навыков, выявлять отстающие и, на основедифференцированного подхода с помощью специальных педагогических воздействий,достигать необходимого эффекта в решении задач физического воспитания детейшкольного возраста.
Цель исследования. Перед исследованиембыла поставлена цель — выявить динамику развития основных физических качествучащихся 11 классов общеобразовательной школы в течение учебного года.
Гипотеза исследования.Учитель физической культуры общеобразовательной школы, в процессе своейтрудовой деятельности осуществляя систематический педагогический контроль задвигательной подготовленностью школьников, проводя анализ результатов контроляи зная динамику развития основных двигательных качеств, может реально управлятьфизическим воспитанием учащихся.
ГЛАВА I.ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Особенностифизического развития детей старшего школьного возраста ивлияние занятий физическими упражнениями на организм занимающихся
Организм подростков имеетсвои анатомические, физиологические и психологическиеособенности. Их необходимо знать и учитывать в процессе занятий физическимиупражнениями.
Старший школьный возраст характеризуетсяпродолжением процесса роста и развития, что выражается вотносительно спокойном и равномерном его протекании в отдельных органах исистемах. Одновременно завершается половое созревание. В этойсвязи четко проявляются половые и индивидуальные различия как встроении, так и в функциях организма. В этом возрасте замедляется рост тела в длину иувеличение его размеров в ширину, а также прирост в массе. Различия междуюношами и девушками в размерах и формах тела достигают максимума. Юношиперегоняют девушек в росте и массе тела.Юноши в среднем выше девушек на 10-12см. и тяжелее на 5-8 кг. Масса их мышц по отношению к массе всего тела больше на 13%, а масса подкожной жировой ткани меньше на10%, чем у девушек. Туловище юношейнемного короче, а руки и ноги длиннее, чем у девушек.
У старших школьников почти заканчивается процесс окостенения большей части скелета. Рост трубчатых костей вширину усиливается, а в длинузамедляется. Интенсивно развивается грудная клетка, особенно у юношей.Скелет способен выдерживать значительные нагрузки. Развитие костного аппарата сопровождается формированиеммышц, сухожилий, связок. Мышцыразвиваются равномерно и быстро, в связи с чем увеличивается мышечнаямасса и растет сила. В этом возрасте отмечается асимметрия в увеличении силымышц правой и левой половины тела. Это предполагаетцеленаправленное воздействие (с большим уклоном на левую сторону)с целью симметричного развития мышц правой и левой сторон туловища. В этомвозрасте появляются благоприятные возможности для воспитаниясилы и выносливости мышц.
У девушек в отличие отюношей наблюдается значительно меньший прирост мышечной массы,заметно отстает в развитии плечевой пояс, но зато интенсивноразвиваются тазовый пояс и мышцы тазового дна. Грудная клетка, сердце, легкие,жизненная емкость легких, сила дыхательных мышц, максимальная легочнаявентиляция и объем потребления кислорода также менее развиты, чем у юношей. Всилу этого функциональные возможности органов кровообращения и дыхания у нихоказываются гораздо ниже.
Сердце юношей на 10-15% больше пообъему и массе, чем у девушек; пульс реже на 6-8 уд./мин., сердечныесокращения сильнее, что обусловливает больший выброс крови в сосуды иболее высокое кровяное давление. Девушки дышат чаще и не такглубоко, как юноши; жизненная емкость их легких примерно на 100 см3меньше.
В 15-17 лет у школьников заканчиваетсяформирование познавательной сферы. Наибольшие изменения происходят вмыслительной деятельности. У детей старшего школьного возрастаповышается способность понимать структуру движений, точновоспроизводить и дифференцировать отдельные (силовые, временные ипространственные) движения, осуществлять двигательные действия в целом.
Старшеклассники могут проявлятьдостаточно высокую волевую активность, например, настойчивость вдостижении поставленной цели, способность к терпению на фонеусталости и утомления. Однако у девушек снижается смелость, что создаетопределенные трудности в физическом воспитании.
В старшем школьном возрасте по сравнению спредыдущими возрастными группами наблюдаетсяснижение прироста в развитии кондиционныхи координационных способностей (таблица 1).Таблица 1
Темпы приростаразличных физических качеств у детей старшего школьного возраста (%)
Физические способности
Среднегодовой прирост
юноши
девушки Скоростные 1,5 0,2 Силовые 14,0 9,0 Общая выносливость 2,1 0,7 Скоростная выносливость 2,1 -0,6 Силовая выносливость 8,5 -2,0
Тем не менее, в этомвозрастном периоде сохраняются еще немалые резервы для улучшениядвигательных способностей, особенно если делать это систематически инаправленно (Ж.К. Холодов, С.В. Кузнецов, 2000).
Между развитием двигательныхкачеств и формированием двигательных навыков существует теснаясвязь. Освоение новых движений сопровождается совершенствованием двигательныхкачеств. Различные движения избирательно воздействуют надвигательный аппарат человека, поэтому отдельные мышцы и мышечныегруппы развиваются неравномерно.
Занятия физическимиупражнениями ускоряет развитие двигательных качеств, но прирост их в различныевозрастные периоды неодинаков.
Систематические занятияфизическими упражнениями повышают приспособительные реакцииорганизма, обуславливают его правильное функционирование. Реакции нафизические нагрузки не проходят бесследно: они сопровождаются специфическимиследовыми сдвигами (трофические процессы), на базе которыхпроисходит увеличение структурных, энергетических,следовательно, и функциональных ресурсов организма. Этоявляется важным фактором повышения надежного функционирования физиологическихсистем организма, что, естественно, приобретает особенно большое значение входе развития возрастных изменений. Обеспечивается структурно-функциональноесовершенствование кровообращения и усиление трофических функций нервной системы,создание достаточного запаса энергии,увеличение капилляризации скелетной и сердечной мускулатуры.Увеличивается функциональный резерв, приспособление к нагрузкам, ускоряетсявосстановление. Чем быстрее восстановление, тем больше у организма сил для выполнения последующей работы, следовательно, тем выше его функциональныевозможности и работоспособность, т.е. увеличивается время работы исокращается время врабатывания. При занятиях физическими упражнениямиположительные эмоции влияют нанервно-психический тонус, что, в свою очередь, влияет на ЧСС. У подростков, занимающихся физическимиупражнениями, наблюдается урежение пульса в покое, т.к. в результатетренировок идет привыкание, адаптацияорганизма к физическим нагрузкам, соответственно и глубина дыхания впокое будет больше, а её частота реже, что говорит об увеличении ЖЕЛ. Развивается психомоторная функция (быстрота и точность движения). Как правило, занимающиеся спортом,опережают своих ровесников вфизическом развитии.
1.2.Педагогический контроль за физической подготовленностью школьников
Тестирование двигательных возможностейчеловека является одной из наиболее важных областей деятельностинаучных работников и спортивных педагогов. Оно помогает решениюряда сложных педагогических задач: выявляет уровни развитиякондиционных и координационных способностей, позволяетоценивать качество технической и тактическойподготовленности. На основе результатов тестирования можно: сравниватьподготовленность как отдельных учащихся, так и целых групп, проводить спортивныйотбор для занятий тем или иным видом спорта, для участия в соревнованиях; осуществлять в значительной степени объективный контроль за обучением (тренировкой)школьников и юных спортсменов, выявлять преимущество и недостаткиприменяемых средств, методов и обучения, форморганизации занятий; наконец, обосновывать нормы (возрастные, индивидуальные) физической подготовленности подростков.
Кроме этого задачи тестирования сводятся кследующему:
-        научитьсамих школьников определять уровень своей физической подготовленности и планировать необходимые длясебя комплексы физическихупражнений;
-  стимулироватьучащихся к дальнейшему повышению своего физического состояния(формы);
- знать не столько исходный уровень развития двигательнойспособности, сколько его изменение за определённое время;
- стимулироватьучащихся, добившихся высоких результатов, но не столько за высокий уровень, за запланированное повышение личных результатов.
Одной из причин того, что за последние 25 лет удетей и подростков США не повысился, а дажепонизился уровень физической подготовленности,известный специалист Р.Е. Крафт называет традиционный подход к тестированию, когда результаты стандартизированныхтестов и нормативов сравниваются с показанным результатом,что может вызвать у большинства учащихся негативное отношение к тестированию. Тестирование должноспособствовать повышению интереса ушкольников к занятиям физическими упражнениями, приносить им радость, а невести к развитию комплекса неполноценности. В этой связи учёный говорито необходимости пересмотра организациитестирования. Им разработана батареятестов, в которой:
1. Результаты тестов не сравниваются снормативами, оценка их выполнения основанана изменениях, происшедших за определённый период времени;
2. Все компоненты тестамодифицируются; используются облегчённые варианты упражнений(упражнения, входящие в содержание теста, должны быть достаточно лёгкими, чтобывероятность успешного выполнения былавелика, оценки ноль и со знаком минус исключены).
Итак, при тестировании важно сближение научных(теоретических) задач и лично значимыхположительных для человека мотивов участия в данной процедуре (В.И. Лях, 1998).
Контроль за физическойподготовленностью выступает как оперативное управление,которое обеспечивает функционирование системы в соответствии с намеченнымипланами. Оно заключается в периодическом и непрерывном сравнении полученных результатов снамеченными планами и последующей коррекциейпроцесса подготовки, и самих планов. Система контроля служит для получения информации о текущем состоянии процесса физического воспитания. От информационногообеспечения зависит эффективностьуправления процесса физического воспитания.
В. И. Лях (1998)утверждает, что сроки тестирования согласуются со школьной программой,которая предусматривает обязательное двухразовое тестирование физической подготовленности учащихся. Первое целесообразно проводить во вторую — третью неделюсентября (после того как учебныйпроцесс войдёт в нормальное русло), а второе — за две недели до окончания учебного года (в более поздние срокимогут иметь место организационные трудности вызванные приближающимисяэкзаменами и каникулами).
Знание годичных изменений в развитии двигательныхспособностей детей позволяет учителю вноситьсоответствующие корректировки в процессефизического воспитания на следующий учебный год.
При оценке общей физическойподготовленности детей, как уже отмечалось, можноиспользовать самые разнообразные батареи тестов, выбор которых зависитот конкретных задач тестирования и наличия необходимых условий. Однако, в связи с тем, чтополученные результаты тестирования можнооценивать лишь путём сравнения, целесообразно выбирать тесты, которые широко представлены в теории и практике физического воспитания детей. Например, опиратьсяна те, которые рекомендованы в «Комплекснойпрограмме физического воспитания учащихсяI-XIклассов общеобразовательной школы» (1987) или в программахфизического воспитания учащихся общеобразовательной школы (1992, 1993).
Педагогический контроль обусловленсодержанием учебно-воспитательного процесса, правильная организация которогопредполагает постоянный обмен информацией между учителем и учеником о реальных результатах их совместного труда. Сущность такогоконтроля своевременное получениеобъективной и достаточно полной информации о степени овладения техникой изучаемого двигательногодействия и об уровне развитиядвигательных качеств на каждом этапе обучения.
1.3. Физическаяподготовка – как составная часть процесса физического воспитания
Физическое воспитание, направленное на подготовкучеловека к избранной им трудовой или военнойдеятельности, принято называтьфизической подготовкой, а результат подобной подготовки, выраженный вопределённом характере и уровне физической готовности осваивать избранную профессию и эффективно трудиться, называется физической подготовленностью, считает Б.А.Ашмарин (1990).
По его мнению физическое развитие естьизменение форм и функций организма человека в течение егоиндивидуальной жизни.
Н.Р. Решетняков, Ю.Л.Кислицин (1998) рассматривают физическое развитие в 2хзначениях:
-        какпроцесс изменения морфологических и функциональных свойств организма человека в течении его жизни;
-               какрезультат этого процесса, характеризующийся изменением такими параметрами какрост, вес ЖЕЛ и другие антропометрические показатели, а такжестепенью развития физических качеств (сила, выносливость и др.).
Физическую подготовку они рассматриваюткак физическое воспитание, направленное на подготовку человека к определённомуроду деятельности, результаты которойпроявляются в формировании прикладныхдвигательных умений и навыков, способствующих повышению эффективности той деятельности, на которуюнаправлена подготовка.
Физическая подготовка представляет собойвоспитание двигательных качеств, способностей, необходимых вспортивной деятельности. Двигательными или физическими качествами А.Д.Новиков, Л.П. Матвеев называют отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека.
В.Н. Платонов (1986)определяет физическую подготовку как процесс направленный наразвитие физических качеств — скоростных способностей, силы,выносливости, гибкости, координационных способностей.
В самом общем виде можносказать, считает В.И. Лях, (1998), что двигательные способности — это индивидуальные особенности, определяющие уровеньдвигательных возможностей человека. О способностях человека судят по его достижениям впроцессе обучения или выполнения какой-либодвигательной деятельности. Вместе с тем, способности не сводятся кдвигательным умениям и навыкам, но о наличии способностейсудят по тому, как быстро и легко приобретает человек эти умения и навыки. Доначала осуществления деятельности способности скрыты, нереализованы исуществуют в виде анатомо — физиологических задатковили так называемых потенциальных возможностей, которые могут так и остаться впотенции, если не будут созданы соответствующие условия для их развития.
В основе неодинакового развития способностейлежит иерархия враждебных наследственныханатомо-физиологических задатков:
- анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы(свойства нервных процессов — сила, подвижность, уравновешенность, индивидуальныеварианты строения коры, степень функциональной зрелости еёотдельных областей);
-  физиологические(особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем (максимальноепотребление кислорода, показатели периферического кровообращения);
-    биологические (особенности биологического окисления,эндокринной регуляции, обмена веществ, энергетики мышечногосокращения);
-  телесные(длинна тела и конечностей, масса тела);
-  хромосомные(гены).
Таким образом, способностипроявляются и развиваются в процессе выполнения одной илинескольких деятельностей, но это всегда результат совместногодействия наследственных и средовых факторов.
Несмотря на усилия учёных, длящиеся уже около столетия,пока ещё не создана единая общепринятая классификация физических (двигательных)способностей человека. Наиболеераспространенной является их систематизацияна два больших класса. Класс кондиционных или энергетических (втрадиционном понимании «физических») способностей в значительно большей мере зависит от морфологических факторов,биохимических и гистологических перестроек в мышцах и организме в целом.Комплекс координационных способностей преимущественно обусловленцентрально-нервными влияниями (психофизиологическими механизмами управления и регулирования).
С определённой долей условийможно говорить об элементарных и сложных физиологических способностях. Болееэлементарными являются, координационныеспособности в беге или в заданиях на статическое равновесие, быстротареагирования в простых условиях, гибкость отдельных суставовпозвоночника, более сложными — координационные способности, проявляющиеся в единоборствах и спортивных играх,быстрота реагирования или ориентациив сложных условиях, выносливость в длительномбеге.
Результаты исследований позволяют различать следующие виды физических способностей: специальные,специфические и общие.
Специальные физические способностиотносятся к однородным группам целостных двигательных действий или деятельностей: бегу,акробатическим или гимнастическимупражнениям на снарядах, метательным двигательным действиям, спортивнымиграм (баскетболу, волейболу).
Так, различают специальную выносливостьк бегу на короткие, средние и длинные дистанции, говорят о выносливостибаскетболиста, штангиста. Координационные, силовые искоростные способности ведут себя также неодинаково в зависимости оттого, в каких двигательных действиях они проявляются.
О специфических проявленияхфизических способностей можно говорить как о компонентах, составляющих ихвнутреннюю структуру. Попытки описать структуры каждой отдельнойфизической способности пока ещё не являются завершёнными. Тем неменее установлено, что структура каждой из основных физических способностей (скоростных, координационных, силовых, выносливости, гибкости)не является гомогенной (однородной).Напротив, структура каждой из названных способностей — гетерогенна (разнородна).
Так, основными компонентамикоординационных способностей человека являются: способности к ориентированию,дифференцированию параметров движений, способности к ритму, перестроениюдвигательных действий, вестибулярнойустойчивости произвольному расслаблению мышц. Эти способности являются специфичными координационными способностями.
Основными компонентами структурыскоростных способностей считают быстроту реагирования, скорость одиночного движения,частоту движений и скорость, проявляемую вцелостных двигательных действиях.
К проявлениям силовых способностейотносят: статическую (изометрическую) силу; взрывную,амортизационную силу. Большой сложностью отличается структуравыносливости: аэробная, требующая для своего проявлениякислородных источников расщепления энергии: аэробная (гликолитический,креатинофосфатный источники энергии — без участия кислорода); выносливость различных мышечных групп в статических позах -статическаявыносливость; выносливость в динамических упражнениях, выполняемых со скоростью 20 — 90 % от максимальной. Может быть, несколькоменее сложными являются проявления (формы) гибкости где выделяют активную и пассивную гибкость.
Результаты развития рядаконкретных специальных и специфических физических способностей, своего рода ихобобщение, составляют понятия: «общиекоординационные», «общие силовые», «общие скоростные», «общая выносливость», «общая гибкость». Под общимифизическими способностями следуетпонимать потенциальные и реализованные возможностичеловека, определяющие его готовность к успешному осуществлению различных по происхождению и смыслудвигательных действий. Специальные физическиеспособности в этой связи — это возможностичеловека, определяющие его готовность к успешному осуществлению сходных по происхождению и смыслудвигательных действий. Поэтому тесты дают информацию прежде всего остепени сформированности специальных испецифических физических (скоростных, координационных,силовых, выносливости, гибкости) способностей.
В специальной литературе для обозначенияспособностей, относящихся к двигательной деятельности, пользуютсяпонятиями: «физические», «двигательные», «моторные», «психомоторные»,«психофизические» способности. Чаще эти термины отражают большей частьюспецифику научных дисциплин, из которых они возникли.
В литературе, как синонимы, используются ещё понятия«физические качества» и «физические способности». Например, физические качестваспортсмена, физические способности учащегося,тесты для оценки физических качеств, тесты физических способностей.Этими понятиями, как и вышесказанными, вразных контекстах можно пользоваться как синонимами, однако термин «физические (двигательные) способности» точнее отражает мысль об индивидуальныхособенностях детей, имеющих разный уровень физическихданных, точка зрения В.И. Лях (1998).
1.3.1 Физическое качество сила и методыеё развития
Значительное место в системефизического воспитания детей, подростков и молодежи должно бытьотведено развитию мышечной силы.
В общем смысле сила человекаопределяется как способность преодолевать внешнее сопротивление илипротиводействовать ему за счет мышечных усилий (В.М. Зациорский, 1966;С.И. Гальперин, 1965; В.Н. Платонов, 1986; Ю.В. Верхошанский, 1988;Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицин, 1998).
Б.А. Ашмарин, (1990) считает,что сила это взаимодействие психофизических процессов организма человека, позволяющихактивно преодолевать внешнее сопротивление ипротиводействовать внешним силам.
В. М. Зациорский, (1966) классифицирует силовые способности так:
-        собственно-силовые (статический режим, медленныедвижения);
-        скоростно-силовые(динамическая сила, проявляемая в быстрых движениях).
В.Н. Платонов (1986)выделяет следующие основные виды силовых способностей:
-  максимальнуюсилу;
-  взрывнуюсилу;
-  силовуювыносливость.
Один из наиболее существенных моментов,определяющих мышечнуюсилу — это режим работы мышц. При существовании лишь двух реакций мышц на раздражение — сокращения суменьшением длины и изотермическогонапряжения, результаты проявленного усилия оказываются различными взависимости от того, в каком режиме мышцы работают.В процессе выполнения спортивных или профессиональных приемов и действийчеловек может поднимать, опускать или удерживать тяжелые грузы. Мышцы, обеспечивающие эти движения, работают в различных режимах. Если, преодолевая какое-либосопротивление, мышцы сокращаются, тотакая их работа называется преодолевающей (концентрической). Мышцы,противодействующие какому-либо сопротивлению,могут при напряжении и удлиняться, например, удерживая очень тяжелый груз. Втаком случае их работа называется уступающей (эксцентрической).Преодолевающий и уступающий режимы работы мышц объединяются названием динамического.
Сокращение мышц припостоянном напряжении или внешней нагрузке называетсяизотермическим. При изотермическом сокращении мышц, отпредъявляемой нагрузки зависит не только величина ее укорочения, но искорость: чем меньше нагрузка, тем больше скорость её укорочения. Данный режим работы мышц имеет место в силовых упражнениях с преодолением внешнего отягощения(штанги, гантелей, гирь, отягощенияна блочном устройстве). Величина прикладываемой к снаряду силы при выполнении упражненияв изотермическом режиме изменяется походу траектории движений, так как изменяются рычаги приложения силы в различных фазах движений.Упражнения со штангой или другим аналогичным снарядом с высокойскоростью не дают необходимого эффекта, так как предельные мышечные усилия вначале рабочих движений придают снарядуускорение, а дальнейшая работа по ходу движений в значительной мере выполняется по инерции. Поэтому,упражнения со штангой и подобным снарядом малопригодны для развитияскоростной (динамической) силы. Упражнения сэтими снарядами применяются в основномдля развития максимальной силы и наращивания мышечной массы, выполняютсяравномерно в медленном темпе. Однако, указанные недостатки силовых упражнений со штангой, гантелями, гирями и т.п. с лихвой компенсируются простой, доступностью иразнообразием упражнений.
В последние годы в мировой практикеразработаны и широко применяются тренажёры специальных конструкций, при работе накоторых задаётся не величина отягощения, аскорость перемещения звеньев тела. Такиетренажёры позволяют выполнять движения в очень широком диапазонескоростей, проявлять максимальные и близкие к ним усилия практически на любом участке траектории движения.Режим работы мышц на тренажёрах такого типа называется изокинетическим.При этом мышцы имеют возможность работы соптимальной нагрузкой по ходу всей траектории движения. Изокинетическиетренажёры широко применяются пловцами, а так же в общефизической подготовке.Многие специалисты высказывают мнение о том,что силовые упражнения на тренажёрах с даннымрежимом работы мышц должны стать основным средством силовой подготовки при развитии максимальной и «взрывной»силы. Выполнение силовых упражнений свысокой угловой скоростью движений более эффективно, по сравнению с традиционными средствами, при решении задачразвития силы без значительного прироста мышечной массы, необходимости сниженияколичества жира, для развития скоростно-силовых качеств.
В подготовке спортсменов иатлетических клубах широкое распространение получили также тренажёрытипа «Наутилуус» с изменяющимся по ходу движения с переменнымсопротивлением. Такой эффект достигается применением в ихконструкции эксцентриков и рычагов. Тренажёры этого типа взначительной мере компенсируют недостатки силовых упражнений с изотермическим режимомработы мышц, изменяя за счёт конструктивныхособенностей динамику мышечной тяги. Преимуществоэтих тренажёров заключается в том, что позволяют регламентировать выполнение упражнений с большой амплитудой, максимальнонапрягать мышцы в уступающей фазе движений, совмещать развитие силы и гибкости мышц. Недостатками их являются сложность в изготовлении и громоздкость, возможностьвыполнения на одном тренажёре только одного упражнения. Переменный режимработы мышц имеет место также и при использованиисиловых упражнений с амортизаторами и эспандерами.
Если постепенно наращиватьвеличину отягощения (или сопротивления), то сначала с увеличением этогоотягощения (т.е. перемещаемой массы тела) сила доопределённого момента возрастает. Однако попытки дальнейшегоповышения величины отягощения силу не увеличивают. Например, сила, прикладываемая ктеннисному мячу при его метании, будет существенно меньше чем, при метанииметаллического ядра весом 1-2 кг. Если же массу метаемого с ускорением снарядапостепенно повышать и далее, то наступаетпредел, выше которого развиваемая человекомсила уже не будет зависеть от величины перемещаемой им массы, а будетопределяться лишь его собственно силовыми возможностями, то есть уровнеммаксимальной изометрической силы (Е. Захаров, А. Карасёв, А. Сафонов, 1994).
Наиболее распространенными методамиразвития скоростно-силовых способностей являются методы повторноговыполнения упражнений и круговой тренировки.
Метод повторного выполнения позволяет акцентировано развиватьскоростно-силовые способности конкретной мышечной группы (например, поднятиештанги с груди воздействует на мышцы плеча, отдельные мышцы спины и живота). При повторном методе используютсерии динамических упражнений с постоянным, возрастающим и приспосабливающимся сопротивлением.В зависимости от возраста, пола и величины отягощений количество упражнений всерии может достигать 6-10, а количество серий — от 3 до 5-6. Упражнение с постоянным сопротивлением характеризуется сохранениевеличины отягощения во время его выполнения (например, приседание со штангой на плечах). Упражнение с возрастающим сопротивлением предполагает изменение величиныотягощения во время его выполнения(например, растягивание эспандера). Упражнения с приспосабливающимсясопротивлением имеет постоянную скорость перемещений внешних объектов при сохранении максимального напряжения мышц на протяжении всего упражнения (например,упражнения с использованиемтехнических устройств).
Метод круговой тренировки обеспечиваеткомплексное воздействие на различные мышечные группы. Упражнения подбираются такимобразом, чтобы каждая последующая серия включала в работу новую группу мышц. Этот метод позволяет значительно повысить объёмнагрузки при строгом чередованииработы и отдыха. Подобный режим обеспечивает значительный прирост функциональных возможностей дыхания,кровообращения и энергообмена. Проявление скоростно-силовых возможностей мышечныхгрупп может быть обусловлено вбольшей степени или количеством двигательных единиц, вовлечённых вработу, или особенностями сократительных свойств мышцы. В связи с этим выделяют два подхода к развитию скоростно-силовыхспособностей: использование упражнений или с максимальными усилиями, или с непредельными отягощениями.
Упражнения с максимальными усилиями предлагают выполнениедвигательных действий с предельным или околопредельным (90-95% от максимальнойвеличины) отягощением. Это обеспечивает максимальную мобилизациюнервно-мышечного аппарата и наибольший прирост силового компонента способностей. Однако небольшое число повторений (2-3 повторения максимум) не способствует мобилизацииобменных процессов, пластических перестроек, в результате чего мышечнаямасса увеличивается незначительно.Предельное напряжение мышц требует проявления больших психических напряжений, приводит к генерализациивозбуждения в нервных центрах, в результате чего в работу включаются лишниемышечные группы, затрудняющие совершенствование техники движений.
Упражнения с непредельными отягощениямихарактеризуются выполнением двигательныхдействий с предельным числом повторений при относительно небольшомотягощении. Это позволяет выполнять большой объёмработы, обеспечивающий активность обменных и пластических процессов, определяющих ускоренный рост мышечноймассы. Кроме того, непредельные отягощения не затрудняют контроль затехникой движений. Однако, вследствие того, что развивающий эффект упражненийвозникает только при появлении утомления(когда в работу включается большое количестводвигательных единиц), необходимо большое количество повторенийупражнения. Развивающий эффект с меньшим количеством повторений может быть достигнут, например, в школьном уроке при использовании непредельных отягощений послеразвития скоростных или координационныхспособностей, когда появляются первые признаки утомления. Величина отягощений подбирается с учётом достигнутой степени утомления от предшествующей работы (чембольше утомление, тем меньшеотягощение), считает Б.А. Ашмарин (1990).
Н.В. Решетников, Ю.Л.Кислицин (1998)предлагают четыре метода развития силы.
Метод максимальных усилий.Выполнениеупражнения с отягощением в 90 % максимального. В одной серии — 1-3повторения, за одно занятие таких серий делают 5-6, отдых междусериями до полного восстановления (5-8 мин). Этот метод нерекомендуется на начальных этапах занятий. Применяется не больше одного раза внеделю.
Метод повторных усилий.Отягощенияв 70-75 % максимальных. В серии выполняются 8-12 повторений. Заодно занятие выполняются 3-6 серий. Отдых между сериями 2-4 мин (донеполного восстановления). Способствует наращиванию мышечноймассы.
Метод динамических усилий.Отягощениев 30 % от максимальных. За один подход выполняются 15-25 повторений.Темп максимально быстрый. За одно занятие выполняются 3-6серий. Развивается преимущественно силовая выносливость,прорабатывается рельеф мышц.
Изометрический (статический) методпредлагаетмаксимальные статические напряжения 4-5 с. Заодно занятие повторяется 3-5 раз с отдыхомпосле каждого напряжения до 1 мин. Пример таких упражнений угол в упореили в висе, удержание рук в стороны с гантелями и пр.
Ю.В. Верхошанский, (1988)считает, что развитие максимальной силы необходимо в тех случаях,когда скорость движения проявляется в условиях значительного внешнего сопротивления. Дляэтого используются главным образом упражнения с отягощением, выполняемые вразличных режимах работы мышц(преодолевающий, удерживающий, уступающий, статодинамический), ударный метод и изометрические упражнения.
Метод повторных максимальныхусилий.Метод характерен ограниченным количеством подъёмовв одном подходе и числом подходов. Это в целом обеспечиваетразвитие способности мышц к сильным сокращениям безсущественного увеличения их массы.
1.    Выполняются2-3 движения с весом 90-95 % от максимального. В
тренировочном сеансе 2-4 подхода спаузой отдыха 4-6 мин.
2.      Выполняется  5  подходов с повышением веса и уменьшения
количества раз. Пауза отдыха 3-4 мин.
3.      После интенсивной разминки 4-5  подходов с весом  100 % с
произвольным отдыхом между ними.
Повторно-серийный метод.Отличается от предыдущеготем, что в качестве основного тренирующегофактора выступает на большой вес отягощения, а предельнаяпродолжительность работы с оптимальным или субмаксимальным весом. Тренирующеевоздействие метода направлено преимущественнона активацию процессов, связанных с рабочей гипертрофией мышц. При такой тренировке в мышцах значительно возрастает содержание сократительных белков иувеличивается их масса.
Движение выполняется медленно, без расслабления мышц междуподъёмами. Для развития максимальной силы с умеренным увеличением мышечной массы в основном используются отягощениявесом 70-90 %.
По своему характеру все упражненияподразделяются на три основные группы: общего регионального илокального воздействия на мышечные группы. К упражнениям общего воздействия относятсяте, при выполнении которых в работе участвует не менее 213 общего объёма мышц, регионального — от 113 до 213, локального — менее113 всех мышц.
Метод максимальных усилий.Включает упражнения с субмаксимальными, максимальными исверхмаксимальными отягощениями или сопротивлением. Тренирующее воздействиеметода направлено преимущественно насовершенствование возможностей центральной моторной зоны генерировать мощный поток возбуждающей импульсации на мотонейроны, а также на увеличение мощности механизмовэнергообеспечения мышечных сокращений. Он обеспечивает развитие способности мышц к сильным сокращениям, проявлениюмаксимальной силы без существенного увеличения мышечной массы. Дляпрактической реализации метода используетсянесколько методических приёмов: равномерный,«пирамида», максимальный.
1.   Методический приём «равномерный» — упражнениевыполняется с весом 90-95  отмаксимального:  повторить 2-3  раза в  2-4  подходах с интервалом отдыха 2-5 мин.
2.     Методический приём«пирамида» — выполняется несколько подходов с увеличением отягощения исокращением количества повторений упражненияв каждом последующем подходе: 1) вес 85% — поднять 5 раз, 2) 90% — раза, 3) 95% — 2 раза, 4) 97-100% — 1 раз,5) с весом более 100% — 1 раз. Интервалы отдыха — 2-4 мин.
3.   Методическийприём «максимальный» — упражнение выполняется с максимально возможным в данный момент времени отягощением: 1 раз * 4-5 подходов с произвольным отдыхом.
Метод повторных усилий.
Для практической реализации применяют различные методические приёмы: равномерный, суперсерий, и комбинаций,упражнений, круговой. При этом возможно использование как изотонического,изокинетического, так и переменногорежимов работы мышц.
«Ударный» метод.
Этот метод применяется дляразвития амортизационной и «взрывной» силы различных мышечныхгрупп. При тренировке мышц ног наиболее широко используютсяотталкивания после прыжка в глубину с дозированной высоты.
Методы развития «взрывной» силы иреактивной способности мышц. Для развития «взрывной» силы и реактивнойспособности нервно мышечного аппарата применяется весь арсеналсредств силовой подготовки, как отдельно, так и в комплексе:
1)   упражнения с отягощениями;
2)   прыжковые упражнения;
3)   упражнения с «ударным» режимом работы мышц;
4)  изометрические упражнения (Е. Захаров, А. Карасёв, А.Сафонов, 1994).
1.3.2. Физическоекачество быстрота и методы её развития
Одним из важнейших физических качествявляется быстрота — способность человека совершать двигательноедействие в минимальный для данных условий отрезок времени (В.П.Филин, 1974).
Быстрота являетсякомплексным двигательным качеством и основными формами еёпроявления являются:
-  времядвигательной реакции;
-  времямаксимально быстрого выполнения одиночного движения;
-  времявыполнения движения с максимальной частотой;
- время выполнения целостного двигательного акта, Н.В.Зимкин, 1956; B.C. Фарфель,1960; В.М. Зациорский, 1966; М.А. Годик, 1966 выделяют ещё одну формупроявления быстроты — быстрое начало движения («резкость»). Все формы проявления быстроты специфичны и не взаимосвязаны между собой, поэтому многие авторы предлагаютопределение «скоростные качества».
В.Н. Платонов, (1986) понимает подскоростными способностями комплекс функциональных свойств,обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальноевремя. Он различает элементарные и комплексные формыпроявления скоростных способностей. Элементарные формы — это:
— латентное время простых и сложныхдвигательных реакций;
— скорость выполнения отдельногодвижения при незначительном внешнем сопротивлении;
— частота движений.
Эти формы проявлениябыстроты в различных сочетаниях и в совокупности с другимидвигательными качествами и техническими навыками обеспечивают комплексное проявлениескоростных способностей в сложныхдвигательных актах.
К комплексным формамбыстроты относятся:
- способность к достижению высокого уровня дистанционнойскорости;
-  умениебыстро набирать скорость на старте;
- выполнять с высокой скоростью движения, скоростныеманёвры, повороты, подсечки, броски, прыжки, удары и т.п.
Б.А. Ашмарин, (1990) под быстротой понимает единствопроявления центральных и периферических нервных структур двигательного аппаратачеловека, позволяющих перемещать тело иотдельные его звенья за минимальнокороткое время.
Способность к высокой скорости движений,выполняемых при отсутствии значительного внешнегосопротивления и не требующих больших энергозатрат Ю.В. Верхошанский,(1988) называет быстротой. Н.Л. Решетняков, Ю.Л. Кислицин(1998) считают, что быстрота движений человека проявляется в способности выполнить ихза возможно короткий отрезок времени.
В соответствии с современными представлениями,под быстротой понимается специфическаядвигательная способность человека к экстреннымдвигательным реакциям и высокой скорости движений, выполняемых при отсутствии значительного внешнегосопротивления, сложной координацииработы мышц, и не требующих больших энергозатрат.Физиологический механизм проявления быстроты связанный, прежде всего, соскоростными характеристиками нервных процессов, представляется какмногофункциональное свойство центральной нервной системы и периферическогонервно-мышечного аппарата. Е. Захаров, А. Карасёв,А. Сафонов (1994).
Они различают несколько форм проявлениябыстроты:
1.Быстроту простой и сложной двигательных реакций.
2.   Быстроту одиночного движения.
3.       Быстротусложного (многосуставного) движения, связанного с изменением положения тела впространстве или с переключением с одного действия на другое.
4.       Частотуненагруженных движений.
Выделяемые формы проявления быстротыотносительно независимы друг от друга и слабо связаны с уровнем общейфизической подготовленности. Вместе с тем, в быту, спортеи профессиональной деятельности, связанной с выполнениемфизических нагрузок, людям приходится сталкиваться и с другимиформами проявления быстроты. Это, прежде всего, передвижение человека с максимальнойскоростью, различные прыжковые упражнения, связанные с перемещениемсобственного тела, единоборства и спортивныеигры. Такие, комплексные проявления быстроты, принято называть скоростно-силовыми способностямичеловека. Для их эффективногопроявления, кроме высоких характеристик нервных процессов, необходимы ещё достаточный уровень скоростно-силовой подготовленностидвигательного аппарата, мощности анаэробных систем энергетического обеспечения,а также совершенство двигательных навыков выполняемыхупражнений и действий. Е. Захаров, А. Карасёв, А. Сафонов (1994).
Для целенаправленного развития быстроты простойдвигательной реакции наиболее эффективныйповторный, расчленённый и сенсорный метод.
 Повторныйметод. Заключается в максимально быстром повторном выполнении тренируемыхдвижений по сигналу. Продолжительность таких упражнений недолжна превышать 4-5 секунд. Рекомендуется выполнять 3-6 повторений тренируемыхупражнений в 2-3 сериях.
Расчленённыйметод. Сводится к аналитической тренировке в облегчённых условияхбыстротыреакций и скорости последующих движений.
Сенсорный метод. Основанна тесной связи между быстротой реакции и способностью кразличению микроинтервалов времени. Этот метод направлен на развитие способностиразличать отрезки времени порядка десятых и, даже, сотых долейсекунды. Тренировка по этому методу подразделяется на три этапа.
На первом этапе выполняется двигательное заданиес максимальной быстротой. После каждойпопытки руководитель сообщает время выполненияупражнения.
На втором этапе повторяетсявыполнение первоначального двигательного задания, но занимающиесясамостоятельно оценивают по своим ощущениям быстроту его реализации,а затем сравнивают свои оценки с реальным временем выполненияупражнения. Постоянное сопоставление своих ощущений с действительным временем выполнения упражнений соответствует точность восприятиявремени.
На третьем этапе предлагаетсявыполнять задание с различной, заранее определённой скоростью.Результат контролируется и сравнивается. При этом происходит обучениесвободному управлению быстротой реагирования. Е. Захаров,А. Карасёв, А. Сафонов (1994).
Н.В. Решетников и Ю.Л.Кислицын (1998) считают, что для развития быстроты одиночного движения и темпа можноиспользовать многократно повторяемые смаксимальной скоростью упражнения (соревновательные или подготовительные).Используются два основных метода: метод облегчения условий (бег за лидером, бегпод уклон). И метод усложнённых условий (бег в гору, метание более тяжёлыхснарядов). При развитии быстроты следует выполнятьопределённые условия. Отдыхать между упражнениями следует до полного восстановления дыхания, выполнятьупражнение с максимальной или околомаксимальной скоростью. С падением скорости упражнения следует прекратить, поскольку в этом случаескорость развиваться не будет.
Б.А. Ащмарин (1990) для развитиябыстроты прелагает использовать два основных метода:
1.       Метод облегчённыхусловий (бег за лидером, бег под уклон).
2.       Методусложнённых условий (бег в гору,  метание более тяжёлых снарядов).
1.3.3. Физическоекачество выносливость и методика её развития
В теории и методикефизической культуры выносливость определяют как способность поддерживатьзаданную, необходимую для обеспечения профессиональнойдеятельности, мощность нагрузки и противостоять утоплению,возникающему в процессе выполнения работы. Е. Захаров, А. Карасёв, А. Сафонов(1994).
Являясь многофункциональнымсвойством человеческого организма, выносливость интегрирует всебе большое число процессов, происходящих на различных уровнях: отклеточного и до целостного организма. Однако, как показываютрезультаты современных научных исследований, в преобладающембольшинстве случаев ведущая роль в проявлениях выносливости принадлежитфакторам энергетического обмена и вегетативным системам егообеспечения — сердечно-сосудистой и дыхательной, а такжецентральной нервной системе.
Выносливость — это единство проявленияпсихофизиологических и биоэнергетических функций организма человека, позволяющихдлительно противостоять утоплению при механической работе, считает Б.А. Ашмарин(1990).
С выносливостью обычно отождествляют способность спортсмена кдлительному выполнению мышечной работы. Ю.В. Верхошанского (1988).
Выносливость — способность организмачеловека преодолевать наступающее утопление, такую формулировкудают Н. В. Решетняков, Ю. Л. Кислицин(1998).
Для развития выносливостиБ.А. Ашмарин (1990) предлагает применять метод повторного, строгорегламентированного упражнения и игровой. Основными средствамиразвития выносливости являются упражнения циклического и ациклическогохарактера (бег, ходьба, метания).
В развитии выносливости кциклическим упражнениям используются две основные группы методов: методы стандартногоупражнения и методы переменного упражнения. Кпервой группе относятся: 1) метод непрерывногоупражнения (пробегание дистанции с постоянной скоростью). Ониспользуется для развития общей выносливости; 2) метод стандартного интервального упражнения используется, например,при повторном пробегании дистанции200м с околопредельной скоростью. Эти методы могут применяться и для ациклических движений, которым придаётся циклический характер (отжимания, приседания, жимыштанги и т. д.
Методы переменного непрерывногоупражнения. Например, пробегание дистанции с разной скоростью наеё отрезках.
Метод переменного интервального упражнения, например, метод прогрессирующего упражнения. Каждое последующеепробегание дистанции выполняется сбольшей скоростью или в каждом очередном подходе к штангепреодолевается больший вес. При этом методе жёсткие интервалы отдыханепригодны: требуется полное восстановление.
Метод нисходящего (повнешней нагрузке) упражнения. Например, при воспитании скоростнойвыносливости повторно пробегают 100м+400м+200м синтервалами 5-7 мин, скорость бега поддерживается на одномуровне (Н.В. Решетников; Ю.Л. Кислицин, 1998).
Для развития выносливости Е.Захаров, А. Карасёв, А. Сафонов (1994) предлагают применять различные методытренировки, которые можно разделить на несколько групп:
1.       Равномерный непрерывный метод заключается воднократном равномерном выполненииупражнений малой и умеренной мощности продолжительностьюот 15-30 мин и до 1-3 часов, то есть в диапазоне скоростей от обычной ходьбы до темпового кроссового бега и аналогичных по интенсивности других видов упражнений. Этимметодом развивают аэробныеспособности.
2.       Переменныйнепрерывный метод.
Этот метод отличается отрегламентированного равномерного периодическим изменениеминтенсивности непрерывно выполняемой работы, характерной, дляспортивных игр, подвижных игр, единоборств. Переменный непрерывный методпредназначен для развития как специальной, так и общей выносливости,и рекомендуется для хорошо подготовленных людей.
3.       Интервальныйметод тренировки заключается в дозированном повторном выполнении  упражнений  относительно  небольшой продолжительности (обычно до 120 сек)через строго определённые интервалы отдыха. Этот метод обычноиспользуется для развития специфической выносливости к какой-либо определённой работе, широко применяется в спортивной тренировке, особенно легкоатлетами, пловцами ипредставителями других циклическихвидов спорта. Этот метод широко применяется в физическойподготовке и спорте для развития различных видов выносливости.
4. Повторный метод заключается вповторном выполнении упражнения с максимальной или регламентированнойинтенсивностью и произвольной продолжительностью интервалов отдыха донеобходимой степени восстановления организма.
Особенности применения этого метода определяются конкретной методикой тренировки в различных разделахфизической подготовки и видах спорта.
Для развития ЛМВ (локальнаямышечная выносливость) применяются упражнения с отягощением,прыжковые упражнения и бег в гору, выполняемыеповторно-серийным и интервальным методом. (Ю.В. Верхошанский, 1988).
Контрольный, соревновательный метод состоит в однократном илиповторном выполнении тестов для оценки выносливости. Интенсивность выполненияне всегда может быть максимальной, так как существуют и «непредельные» тесты. Уровень развития выносливости наиболее достоверно определяется по результатам участия вспортивных соревнованиях иликонтрольных проверках.
 
1.3.4.Физическое качество ловкость и методы её развития
Под физическим качеством ловкостьпонимается единство взаимодействия функций центрального и периферического управления двигательной системой человека, позволяющихперестраивать биомеханическуюструктуру действий в соответствии с меняющимися условиями решения двигательной задачи (Б.А. Ашмарин, 1990).
По мнению В.М. Зациорского (1976), Н.В.Зимкина (1975), В.И. Филипповича (1980), ловкость — этоспособность быстро овладевать новыми движениями (способностьбыстро обучаться), а также способность быстро перестраивать двигательную деятельность всоответствии с требованиями меняющейсяобстановки.
С.В. Янанис (1985), предлагает понимать ловкостькак способность быстро осваивать новые движения и успешно действовать впеременных условиях, т.е. способность быстро управлять точными действиями в переменных условиях.
В.И. Лях (1989) считает,что ловкость нельзя, по-видимому, рассматривать как физическоекачество (способность), в то же время, о ней правомерно говорить как окомплексном психомоторном (двигательном) качестве, совокупностикоординационных способностей.
Ряд авторов (B.C. Фарфель, 1960; С.В. Янанис, 1985; В.М. Зациорский,1976; В. И. Лях, 1989) утверждают, что основным путём развитияловкости является овладение новыми разнообразными двигательными навыками иумениями, что приводит к увеличению запаса двигательных навыков и положительносказывается на функциональных возможностях двигательного анализатора. Онирекомендуют использовать следующиеметодические приёмы:
1  — применение необычных исходных положений;
2  — зеркальное выполнение упражнений;
3  — изменение скорости или темпа движений;
4  — изменение пространственных границ упражнения;
5  — смена способов выполнения упражнений;
6  — осложнение упражнения дополнительными движениями;
7  — создание непривычных условий выполнения упражнений;
8  — выполнение знакомых упражнений в неизвестных заранее сочетаниях.
Б. А. Ашмарин, (1990)считает, что наиболее эффективным методом воспитания ловкостиявляется игровой метод с дополнительными заданиями ибез них. Он предусматривает выполнение упражнений либо в ограниченноевремя, либо в определённых условиях, либо определёнными двигательнымидействиями и т.п.
1.3.5.Физическое качество гибкость и методы её развития
Гибкость определяется как физическаяспособность человека выполнять движения с необходимой амплитудой (Б.А. Ашмарин,1990).
В профессиональной физической подготовкеи спорте гибкость необходима для выполнения движений с большойи предельной амплитудой. Недостаточная подвижность в суставах можетограничивать проявление качеств силы, быстроты реакции и скорости движений, выносливости,увеличивая энергозатраты и снижая экономичность работы, и зачастую приводитк серьёзным травмам мышц и связок.
Сам термин «гибкость» обычноиспользуется для интегральной оценки подвижности звеньев тела. Если жеоценивается амплитуда движений в отдельных суставах, то принятоговорить о подвижности в них.
В теории и методикефизической культуры гибкость рассматривается какморфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата человека,определяющее пределы движений звеньев тела. Различают две формыеё проявления:
-     активную, характеризуемую величиной амплитуды движений присамостоятельном выполнении упражнений благодаря своим мышечным усилиям;
-     пассивную, характеризуемую максимальной величинойамплитуды движений достигаемой при действии внешних сил (например спомощью партнёра или отягощения и т. п.).
В пассивных упражнениях на гибкость достигается большая, чемв активных упражнениях, амплитуда движений. Разница между показателями активнойи пассивной гибкости называют «резервной растяжимостью» или «запасом гибкости».
Различают также общую и специальную гибкость.
Общая гибкость характеризует подвижность во всех суставахтела и позволяет выполнять разнообразные движения с большой амплитудой.Специальная гибкость — предельная подвижность в отдельных суставах, определяющая эффективность спортивной илипрофессионально-прикладнойдеятельности.
Проявление гибкости в тот или иной моментвремени зависит от общего функционального состояния организма, иот внешних условий: времени суток, температуры мышц и окружающейсреды, степени утомления.
Обычно до 8-9 часов утра гибкостьнесколько снижена, однако тренировка в утренние часы для еёразвития весьма эффективна. В холодную погоду и при охлаждении телагибкость снижается, а при повышении температуры внешней среды ипод влиянием разминки, повышающей и температуру тела, — увеличивается.
Утомление также ограничивает амплитуду активныхдвижений и растяжимость мышечно-связочногоаппарата, но не препятствует проявлениюпассивной гибкости.
Зависит гибкость и от возраста.Обычно подвижность крупных звеньев тела постепенно увеличивается до13-14 лет, и, как правило, стабилизируется к 16-17 годам, а затем имеетустойчивую тенденцию к снижению. Вместе с тем, если после 13-14 летнеговозраста не выполнять упражнений на растягивание, то гибкость может начатьснижаться уже в юношеском возрасте. И наоборот, практика показывает, что даже ввозрасте 40-50 лет, после регулярных занятийс применением разнообразных средств и методов, гибкость повышается, а унекоторых людей достигает или даже превосходиттот уровень, который был у них в юные годы.
Основным методом развитиягибкости является повторный метод, где упражнения на растягиваниевыполняются сериями (Б. А. Ашмарин, 1990).
При совершенствовании специальнойгибкости применяют комплексы специально-подготовительныхупражнений, логически подобранные для целенаправленного воздействияна суставы, подвижность в которых в наибольшей мере определяетуспешность в профессиональной или спортивной деятельности.
1.Метод многократного растягивания.
Этот метод основан на свойстве мышцрастягиваться значительно больше при многократных повторениях упражнения с постепенным увеличением размаха движений. Начинают упражненияс относительно небольшой амплитудыдвижений и постепенно увеличивают её к 8-12 повторению до максимума или близкого к нему предела. Пределом оптимального числа повторений упражнения являетсяначало уменьшения размаха движений иливозникновение болевых ощущений, которые необходимо избегать. Количество повторений упражнений меняется в зависимости от характера и направленностиупражнения на развитие подвижности втом или ином суставе, темпа движений, возраста и пола занимающихся.
При определении максимальногоколичества повторения упражнений на какой-либо сустав в одномтренировочном занятии можно придерживаться параметров приводимых втаблице. Для подростков количество повторений уменьшается примернона 50-60 %, а для женщин -на 10-15%.
В течение одногоучебно-тренировочного занятия может быть несколько таких серийупражнений, выполняемых с незначительным отдыхом или вперемежку супражнениями другой направленности (обычно технической,   силовой   или  скоростно-силовой).   При   этом   необходимо следить,чтобы мышцы не застывали.
2.       Метод статическогорастягивания,
Этот метод основан на зависимости величины растягивания отего продолжительности. Для растягивания по этому методу сначала необходимо расслабиться, а затем выполнить упражнение иудерживать конечное положение от5-15 сек. до нескольких минут.Длярешения данной задачи очень эффективны упражнения из Хатха-Йоги.
Комплексы статическихупражнений на растягивание можно выполнять и в пассивнойформе, с партнёром, постепенно преодолевая с его помощью пределыгибкости, достигаемые при самостоятельном растягивании. Такие упражненияобычно применяются после предварительной разминки в основной илизаключительной частях занятия, а также в форме отдельного занятия нарастягивание.
3.       Метод предварительного напряжения мышц споследующим их растягиванием.
При развитии гибкости этим методомиспользуется свойство мышц растягиваться сильнее после предварительного их напряжения.Для этого необходимо:
-   сначала выполнитьактивное растягивание мышц тренируемого сустава до предела;
-  затем разогнуть в суставе тренируемую часть тела чутьбольше половины возможной амплитуды, и в течение 5-7 секунд создать статическое сопротивление внешнему силовому воздействиюпартнёра на растягиваемую мышечную группу величиной 70-80 процентов отмаксимума;
-        послетакого предварительного напряжения сконцентрировать своё внимание нарасслабление тренируемых мышц и подвергнуть эти мышцы и связки пассивномурастягиванию с помощью партнёра, а достигнув предела растягивания, зафиксировать конечное положение на 5-6 секунд.
Все фазы упражнений необходимо выполнять медленно, непрерывнои плавно, без каких-либо «рывков». Каждоеупражнение повторяется в каждомподходе до 5-6 раз.
Такие упражнения на растягивание являются по форме (активно-пассивными) и режиму (статодинамическими).
Не следует забывать, чтонапряжению должны подвергаться те мышцы, которые вырастягиваете. Поэтому направление действия силы тяги мышцдолжно быть противоположным направлению их растягивания (Е. Захаров,А. Карасёв, А. Сафонов, 1994).
Гибкость не может развиваться непрерывнои к 15-16 годам достигает максимальной величины. Поэтому следуетограничиться таким уровнем гибкости, который обеспечиваетнеобходимую амплитуду движений, а затем превзойти его на 10-15 %(Н. В. Решетников, Ю. Л. Кислицин, 1998).

ГЛАВА II.ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Задачиисследования
Для достижения цели исследования необходимобыло решить следующие задачи:
1. Определитьзначение педагогического контроля за физической подготовленностью школьников.
2.     Определить уровень развития физических качеств школьников11 класса  г. Георгиевска.
3.     Определить динамику физической подготовленности учащихся11 класса в течение учебного года. 
2.2. Методыисследования
Для решения поставленныхзадач использовались следующие методы исследования:
1.     Анализ специальной научно-методической литературы.
2.     Контрольные испытания (тесты).
3.     Методы математической статистики.
1.Теоретический анализ научно-методической литературы по интересующей наспроблеме проводился для изучения особенностей физического развития учащихся 11 классаобщеобразовательной школы, традиционных форм и методов педагогического контроляв процессе физического воспитания  школьников, средств и  методов развитияосновных двигательных качеств школьников, уточнения методов исследования.
3.  Система педагогическихконтрольных испытаний  (тестов) использовалась для определения уровня развитиядвигательных качеств у школьников. При тестировании двигательнойподготовленности мы руководствовались теоретическими положениями ирекомендациями, принятыми в научных исследованиях и изложенных в работахотечественных и зарубежных авторов (11, 12, 13, 17, 25). Определениеаутентичности двигательных тестов проводилось с учётом результатов научныхисследований, выполненных ранее (12, 20, 35, 77). Для тестирования было использованопять двигательных тестов:
-    бег на 100 м;
-    бег на 1000м;
-    прыжок в высоту с места;
-    прыжок в длину с места;
-    подтягивание на перекладине (юноши), сгибание иразгибание рук в
упоре (девушки).
1.     Бег на 100м проводился на дорожке стадиона. По команде ”На старт!”испытуемые становились у стартовой линии в положении низкого старта. Команда ”Марш!” совпадала с каким-либо зрительным сигналом для хронометристов, стоящиху финишной отметки. Во время преодоления испытуемыми дистанции следили, чтобыне снижался темп бега перед финишем. Разрешалась только одна попытка. В забегеучаствовало два и более испытуемых, но время каждого фиксировалось посекундомеру с точностью до 0,1 секунды. Тест проводился в таких погодныхусловиях, при которых испытуемые могли бы показать свои обычные, сравнимыерезультаты.
2.     Бег на 1000м проводился на дорожке стадиона… Бег начинался с высокогостарта. Фиксировалось время бега.
3.     Прыжок в длину с места проводился на нескользкой поверхности площадкиили спортивного зала. Испытуемый становился носками к линии старта, стопырасполагались параллельно. Прыжок производился одновременным отталкиванием двухног и взмахом рук после отведения их назад, приземление выполнялось на обеноги. Регистрация результата проводилась рулеткой с точностью до 1 сантиметра вкаждой из двух попыток, лучшая из которых фиксировалась в протоколе. Длинапрыжка измерялась от черты до точки самого заднего касания ноги прыгуна сполом. Отрывать ноги от пола до прыжка не разрешалось.
4.Прыжок в высоту с места проводился у вертикальной стены, накоторой была нанесена мерная линейка. Испытуемый становился боком к стенке,выполнял прыжок вверх, стараясь ладонью руки коснуться линейки на стене какможно выше. Прыжок производился одновременным отталкиванием двух ног и взмахомрук после отведения их назад, приземление выполнялось на обе ноги. Регистрациярезультата проводилась с точностью до 1 сантиметра в каждой из двух попыток,лучшая из которых фиксировалась в протоколе.
5.Подтягивание на перекладине выполнялось из виса хватомсверху на ширине плеч не касаясь ногами пола. Когда испытуемый принималисходное положение, следовала команда ”Можно!”. Сгибание рук выполнялось дотакого положения, когда подбородок пересекал ось перекладины. Затем испытуемыйвыпрямлял руки полностью и опускался в исходное положение. Упражнениеповторялось столько раз, сколько было возможно. Подтягивания рывками ираскачивания не допускались.
6.Сгибание и разгибание рук в упоре лежа испытуемый выполнялпосле принятия исходного положения на полу. При выполнения испытуемый долженбыл туловище удерживать выпрямленным. Подсчитывалось количество полныхвыпрямлений рук после их сгибания до касания грудью пола.
4. Методы математическойстатистики. Результаты исследований обрабатывались методомматематической статистики, при этом определялись следующие характеристики:
1. Средняя арифметическая величина:
/>
где /> —знак суммирования;
V— полученные в исследовании значения(варианты);
n — число вариантов.
2. Среднее квадратическое отклонение:
/>
где /> —среднее значение;
/>— значениеотдельного варианта.
3. Средняя ошибка среднегоарифметического(m):
/>
4.Коэффициент достоверности различий (Р) находился по таблице вероятности — критерияСтьюдента. Различия считались достоверными в случае, если Р меньше или равно0,05 (В. С. Иванов, 1990).
 
/>
2.3 Организацияисследования
Исследование проводилось в течение 2004 — 2005 г.г. в средней школе г. Георгиевска Ставропольского края и  состояло изтрех этапов.
На первом этапе были проанализированылитературные источники по теме исследования. Анализ научно-методической литературы проводился с целью получения объективных сведений по изучаемым вопросам, уточненияметодов исследования, выяснения состояния решаемой проблемы. Изучаласьлитература о возрастном развитии и методах развития двигательных качеств удетей старшего школьного возраста, педагогическом контроле за развитиемдвигательных качеств. Были определены: тема исследования, её актуальность, цельи задачи исследования, рабочая гипотеза, проанализированы литературныеисточники по теме исследования. Проведён выбор методов исследования и овладениеими в ходе практической деятельности при проведении уроков физической культурыв общеобразовательной школе.
Второй этап  посвящен тестированиюосновных двигательных качеств школьников 11 класса. Висследовании приняли участие учащиеся 11 класса (9 юношей и 13 девушек). Всеони систематически занимались физическими упражнениями по школьнойпрограмме на уроках физической культуры два раза в неделю по разрешениюшкольного врача. Прием контрольных упражнений осуществлялся двараза: начальное тестирование в середине сентября месяца — для определения исходного уровня физической подготовленности учащихся11 класса; и итоговое тестирование в середине апреля месяца для определенияизменений в физической подготовленности учащихся, произошедшихв течение учебного года. При проведении тестирования условиядля всех учащихся были одинаковыми. Прием контрольных упражненийпроводился на занятиях по физическому воспитанию после 10-минутной разминки втечение 2-х занятий.
На третьем этапе, на основе использования методаматематической статистики, выявлены уровни развития основных двигательныхкачеств школьников 11 класса и их динамика в течение учебного года. Результатыпроведённого исследования оформлены в дипломную работу.

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИСЛЕДОВАНИЯ И ИХОБСУЖДЕНИЕ
В середине сентября месяца былопроведено первое тестирование двигательной подготовленности, учащихся 11класса, которое позволило определить исходный уровень развития физическихкачеств школьников на начало учебного года.
Результаты тестирования представлены втаблице 2.
Таблица 2.
Результатыначального тестирования физической подготовленности учащихся 11 класса№ Показатели 100 м (сек) 1000 м (мин) Прыжок в длину с места (см) Прыжок в высоту с места (см) Подтягивание юноши, отжимание – девушки (кол-во раз)
Юноши
1. 14,2 3,50 235 45 8 2. 14,0 3,50 237 47 12 3. 13,2 3,49 250 60 16 4. 14,0 3,48 220 42 5 5. 13,2 3,20 240 52 6 6. 14,2 3,40 230 47 12 7. 14,2 3,49 230 45 10 8. 14,0 3,39 220 44 5 9. 14,2 3,42 215 50 13 Mi±mi 13,90±0,11 3,43±0,07 320,7±3,9 48,0±2,02 9,66±1,23
Девушки
1. 14,9 4,63 215 44 15 2. 16,0 4,65 200 34 7 3. 17,0 4,66 170 32 11 4. 15,6 4,63 170 41 15 5. 16,7 5,20 165 32 15 6. 16,4 4,40 160 32 5 7. 16,4 5,20 180 35 25 8. 16,6 5,00 180 32 14 9. 17,5 4,63 170 38 15 10. 20,1 5,40 140 26 7 11. 16,4 5,30 200 42 15 12. 16,5 5,50 160 32 20 13. 16,4 5,30 160 25 16 Mi±mi 16,65 ±0,43 4,96 ± 0,07 174,6 ± 6,23 34,2 ±1,58 13, 84 ±1,66
В течение учебного года занятия пофизической культуре с учащимися 11 класса проводились в соответствии с учебнымпланом, составленным на основе программы по физическому воспитаниюдля общеобразовательных школ (1996).
В середине апреля месяца нами былопроведено повторное тестирование по тем же тестам, и в той жепоследовательности (в течение 2-х учебных занятий). Результаты тестирования представлены втаблице 3.
Таблица 3
Результатытестирования физической подготовленности
учащихся 11 класса (итоговоетестирование)№ ПОКАЗАТЕЛИ 100 м (сек) 1000 м (мин) Прыжок в длину с места (см) Прыжок в высоту с места (см) Подтягивание юноши, отжимание – девушки (кол-во раз)
юноши
1. 13,6 3,32 240 48 16 2. 13,5 3,39 240 55 16 3. 12,4 2,57 280 63 19 4. 15,5 3,33 230 51 13 5. 12,9 3,30 255 61 8 6. 13,9 3,38 250 53 17 7. 13,7 3,37 220 48 17 8. 13,6 3,33 208 50 8 9. 13,5 3,11 242 47 17 Mi±mi 13,60 ± 0,17 3,22 ± 0,09 240,6 ± 8,08
52,90 ± 1,80 14,50 ± 1,23 девушки 1. 15,0 4,39 220 50 19 2. 15,2 4,29 210 42 12 3. 17,0 4,44 190 31 15
  4. 15,1 4,00 200 45 13
  5. 16,2 5,04 275 33 21
  6. 16,1 4,10 170 33 9
  7. 16,2 4,58 190 37 20
  8. 16,1 4,30 185 34 35
  9. 17,0 4,31 185 35 10
  10. 18,3 5,17 150 25 10
  11. 16,0 4,48 193 39 22
  12. 16,3 5,00 169 30 16
  13. 16,3 4,45 170 26 17
  Mi±mi 16,22 ± 0,27 4,66 ± 0,09
185,2 ± 5,81
35,40 ± 2,08 16,84 ± 2,16
  /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Для определения изменений в показателях физической подготовленности втечение учебного года мы использовали t-критерийСтьюдента для сравнения показателей начального и итогового тестирования (таблица 4).
Таблица 4
Показатели динамики основных двигательных качеств школьников 11 класса  втечение учебного года тесты Показатели прирост,% Р начальные итоговые юноши 13,90 ±011 13,60 ±0,17 2,1 >0,05 Бег 100 м. (сек) 2. Бег 1000 м. (сек) 3,43 ± 007 3,22 ± 0,09 17,6 0,05 4. Прыжок в высоту с места (см) 48,00 ± 2,02 52,90 ±1,80 10,2 >0,05 5. Подтягивание       туловища (раз) 9,66 ±1,23 14,50 ±1,23 50,0 девушки
Бег 100 м. (сек) 16,65 ± 0,43 16,22 ±0,27 2,5 >0,05 2. Бег 1000 м. (сек)
4,96 ± 0,07 4,66 ± 0,09 6,0 0,05 4. Прыжок в высоту с места (см) 34,6 ±1,58 135,4 ±2,08 2,9 5. Отжимание (раз) 13,84 ±1,66 16,84 ±2,16 21,6 >0,05
Сравнение показателейначального и итогового тестирования показало прирост по всем тестируемым показателям.Причем, рассматривая среднегрупповыеизменения, можно отметить, что прирост в показателях развития двигательныхкачеств школьников не равномерный.Так, у юношей статистически достоверный прирост показателей обнаружен вбеге на 1000м, характеризующем общую выносливость, где были зафиксированыследующие результаты: 3,96 ± 0,07 и 3,22 ±0,09 (Р 0,05).
У девушек так же произошлиположительные изменения в показателях по всем тестам. Однако, статистически достоверныеизменения результатов наблюдаются только вбеге на 1000м: 4,96 ± 0,09 и 4,66 ± 0,09 (Р 0,05).

ВЫВОДЫ
1. Анализспециальной литературы позволяет сказать, что специалистыфизической культуры и спорта считают одной из главных задач физического воспитания в общеобразовательной школе повышение уровня физической подготовленностишкольников. Для решения этой и других не менее важных задач физическоговоспитания необходим систематический педагогическийконтроль, и его анализ. Последнее время появилось мнение, что оценивать работу учащихся необходимо по показателям прироста индивидуальныхрезультатов, что позволяет создать ушкольников положительный психологическийнастрой и побуждает их добиваться более высокого уровня физической подготовленности.
2.          Планирование  учебной работы по физическому  воспитанию должноосуществляться с учетом сенситивных периодов развития физическихкачеств.
3.     Проведенное исследование показало, что в течение учебногогода произошли положительные сдвиги по всем рассматриваемым тестамкак у юношей, так и у девушек. Однако, статистически достоверныеизменения отмечены у юношей в беге на 1000м. (Р

ЛИТЕРАТУРА
1.  Ашмарин   Б.А.  «Теория   и   методика  физического   воспитания».   М. «Просвещение», 1990.
2.       Верхошанский Ю.В.  «Основы подготовки спортсменов». М. «ФиС», 1988.
3.       Гальперин С.И. «Физические особенности детей». М.«Просвещение», 1996.
4.       ГодикМ.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. М.: «ФиС», 1990.
5.       Зациорский В.М. «Физические качества спортсменов». М.:«ФиС», 1999.
6.       Зациорский В.М. Структура и изменения физическойпригодности. // Теория и практика физической культуры, № 6,1999.
7.       Захаров Е., Королев А., Сафонов А. «Энциклопедияфизической подготовленности». М. «Просвещение», 1994.
8.       КузнецоваЗ.И. Как вести контроль за двигательной подготовленностью школьников. // Физкультура в школе, № 1,2000.
9.       Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. Пособиедля учителя. М. ООО «Фирма-издательство ACT», 1998.
10.  Матвеев Л.П. «Основы спортивной тренировки». М.: «ФиС»,1977.
11.  Озолин Н.Г. «Молодому коллеге». М.: «ФиС», 1988.
12.  Основы теории и методики физической культуры. Учебникдля тех. физкульт. Под ред. А.А. Гужаловского. М.: «ФиС», 1980.
13.  Платонов  Д.Н.   «Подготовка  квалифицированных спортсменов».  М.: «ФиС», 1986.
14.  Решетняков Н.Р., Кислицин Ю.Л. Физическая культура.Учебное пособие для  студентов  средних спец-х учреждений. М.:Издательство центр «Академия», 1998.
15.  Фарфель В.П. «Направление движениями в спорте». М.:«ФиС», 2005.
16.  Филин В.П. «Воспитание физических качеств у юныхспортсменов». М.: «ФиС», 2004.
16.   Филиппович В.Н. «Теория и методика гимнастики», 1975.
17.   Фомин  Н.А.,  Вавилов Ю.Н.  Физиологические  основы двигательной активности. М.: «ФиС», 1991.
18.   Фомин Н.А., Филин В.П. «Возрастные основы физическоговоспитания». М.: «ФиС», 1982.
19.   Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитанияи спорта. /Учебн. пособие для ст-ов высш. учебн. заведений — М.:Издательский центр «Академия», 2000.
20.   Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастнаяфизиология. — М.: Просвещение, 1990.
21.   Хрущев С.В. «Детская спортивная медицина». Руководстводля врачей: М. Медицина, 1991.
22.   Физиология человека. Учебник для студентов высших учебн.заведений. /Под общ. ред. Зимкина Н.В. М. Высшая школа, 1984.
23.   Физическая культура: программа для уч-ся средней общеобразовательной школы(1-11 классы) // Под ред. Н.В. Барышевой, Самара1995.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Chivalric Heroism Essay Research Paper Rosa Parks
Реферат Аннотация рабочей программы дисциплины методы принятия управленческих решений По направлению бакалавриата «Менеджмент» Очной формы обучения
Реферат Animal Experimentation Essay Research Paper Abstract
Реферат Бантам султанат
Реферат Катализаторы синтеза метанола
Реферат 1. совпадение как в романе солнце мгновенно поднялось над океаном, словно вынырнуло из глубины и спешило отдышаться
Реферат Аграрные правоотношения: понятие, виды, особенности
Реферат А суждение Lemesurier относительно его опровержения божественного происхождения знания событий четверостиший, отказ признать происхождение открытия божественным
Реферат Обязательное страхование ответственности владельцев средств автотранспорта в РФ проблемы и пер
Реферат The Wall Essay Research Paper A Brick
Реферат Очищение организма по Болотову
Реферат Прогнозы погоды и климата и присущие им ограничения
Реферат Woodstock A Peaceful Rock Revolution Essay Research
Реферат Статистическое изучение сезонных колебаний в коммерческой деятельности
Реферат Особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте