Кадамбари (Kadambari)
Бана (Bana) VII в.
Роман в прозе, оставшийся недописанным и законченный,
по преданию, сыном. Баны — Бхушаной. Индийская (санскритская) литература.
Автор пересказов П. А. Гринцер
К
царю Шудраке приходит девушка из касты неприкасаемых (чандалов) и дарит ему
говорящего попугая. По просьбе Шудраки попугай рассказывает, что, будучи
птенцом, он едва спасся от горцев-охотников и нашел убежище в обители
мудреца-провидца Джамбади. Джамбали поведал попугаю о его прошлых рождениях, за
грехи которых он страдает в птичьем облике.
Некогда
в городе Удджайини правил царь Тарапида, долго не имевший детей. Однажды он
увидел во сне, как в рот его жены Виласавати входит полный месяц, и, когда
после этого чудесного знамения у него родился сын, он назвал его Чандрапидой
(«Увенчанный месяцем»). Одновременно у министра Тарапиды Шуканасы тоже
рождается сын — Вайшампаяна, и с раннего детства он становится ближайшим другом
Чандрапиды. Когда Чандрапида вырос, Тарапида помазал его в наследники царства,
и Чандрапида вместе с Вайшампаяной во главе могучего войска отправляется в
поход на завоевание мира. После успешного завершения похода на обратном пути в
Удджайини Чандрапида, оторвавшись от свиты, заблудился в лесу и невдалеке от
горы Кайласа на берегу озера Аччхода увидел скорбящую девушку, занятую суровым
подвижничеством. Эта девушка по имени Махашвета, дочь одного из царей
полубогов-гандхарвов, рассказывает, что однажды во время прогулки встретила
двух юных отшельников: Пундарику, сына богини Лакшми и мудреца Шветакету, и его
друга Капинджалу. Махашвета и Пундарика с первого взгляда полюбили друг друга,
полюбили настолько сильно, что, когда Махашвете пришлось вернуться к себе во
дворец, Пундарика умер, не вынеся даже краткой разлуки с нею. Махашвета в
отчаянии пытается покончить с собой, но с неба спускается некий божественный
муж, утешает ее обещанием предстоящего свидания с возлюбленным, а тело
Пундарики уносит с собою на небо. Вслед за Пундарикой и его похитителем устремляется
в небо Капинджала; Махашвета же остается жить отшельницей на берегу Аччходы.
Махашвета
знакомит Чандрапиду со своей подругой, тоже царевной гандхарвов, Кадамбари.
Чандрапида и Кадамбари влюбляются друг в друга не менее пылко, чем Пундарика и
Махашвета. Вскоре и им приходится расстаться, так как Чандралида по требованию
отца на время должен возвратиться в Удджайини. Он уезжает, оставив во главе
войска Вайшампаяну, а тот на несколько дней задерживается у Аччходы, где
встречает Махашвету, к которой чувствует непреодолимое влечение. Тоскующая по
Пундарике и разгневанная настойчивым преследованием Вайшампаяны, Махашвета
проклинает его, предрекая, что в будущем рождении он станет попугаем. И тут же,
как только она произнесла проклятие, юноша умирает.
Когда
к Аччходе возвращается Чандрапида и узнает о печальной участи друга, он сам
падает бездыханным на землю. Кадамбари в отчаянии ищет смерти, но снова
внезапно звучит божественный голос, который повелевает ей отказаться от своего
намерения и оставаться у тела Чандралиды до его предстоящего воскрешения.
Вскоре к Кадамбари и Махашвете спускается с неба Капинджала. Он узнал, что тело
Пундарики унес на небо не кто иной, как бог луны Чандра. Чандра поведал ему,
что своими лучами однажды доставил Пундарике, и так страдающему из-за любви к
Махашвете, новые мучения, и тот проклял его за бессердечие: обрек на земное
рождение, в котором бог луны должен испытать те же, что и Пундарика, любовные
муки. На проклятие Чандра ответил проклятием, по которому и Пундарика в новом
рождении разделит с богом луны его страдания. Вследствие взаимных проклятий
Чандра родился на земле как Чандрапида, а затем как Шудрака; Пундарика же —
сначала как Вайшампаяна, а затем в облике попугая, который и поведал царю
Шудраке историю своих былых рождений.
Благодаря
подвижничеству отца Пундарики Шветакету срок произнесенных Чандрой, Пундарикой
и Махашветой проклятий подходит к концу. Однажды Кадамбари, повинуясь
внезапному порыву, обнимает тело Чандрапиды. Прикосновение любимой возвращает
царевича к жизни; тут же с небес спускается Пундарика и попадает в объятия
Махашветы. На следующий день Чандрапида и Кадамбари, Пундарика и Махашвета
празднуют в столице гандхарвов свои свадьбы. С тех пор влюбленные уже не
разлучаются, однако Чандра-Чандрапида часть своей жизни (светлую половину
лунных месяцев) проводит на небе в качестве бога луны, а другую часть (их
темную половину) на земле как царь Удджайини.
Список литературы
Все
шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная
литература древних эпох, средневековья и Возрождения: Энциклопедическое
издание. / Ред. и сост. В.И.Новиков – М.: «Олимп» ; ООО «Издательство ACT» ,
1997.