Дон Жуан.
Байрон Джордж Гордон
ДОН ЖУАН
Поэтическая хроника (1818--1823, незаверш.) Дон Жуан - в версии Байрона
романтический персонаж, который открывает в себе разлад между заложенным
природой и тем, что взлелеяно обществом, и этим резко отличается от своих
предшественников. Они - в обработках легенды от Тирсо де Молина до Мольера -
были неизменно наделены человеческой цельностью, тогда как у Байрона персонаж,
сохраняя духовное ядро своей личности неизменным, в реальных обстоятельствах
принужден раз за разом поступать вопреки чувству и даже не в согласии с
"голосом наслажденья", который "всегда сильней разумного
сужденья". Убежденный, что бесценна не вечность, а сегодняшняя,
"мгновенная" жизнь, он наделен обаянием отважного искателя удачи и
непримиримостью к ханжеству в любых формах, всегда сохраняя благодарность
судьбе, посылающей ему одно за другим самые захватывающие приключения. Однако
погоня за наслаждением и за все более честолюбивыми мечтами требует от него
усилий, чтобы заглушить укоры совести, свидетельствующей, что расчет взял верх
над велениями нравственного чувства, которыми герой поступается и вынужденно, и
добровольно. Его одиссея, начиная с бегства из родного города, где юный идальго
едва не стал жертвой любвеобильной доньи, которая посвятила его в науку
страсти, и вплоть до триумфов при дворе Екатерины Великой, чьим фаворитом
сделался этот самый галантный и обаятельный кавалер во всей Европе, побуждает
раз за разом отрекаться от естественных моральных норм, усваивая уроки
реальности и из героя легенды превращаясь в личность, принадлежащую истории.
Задумав панорамное сатирическое обозрение XVIII в., с которым Байрон всегда
ощущал духовную связь, как ни далеки ему многие заветные идеи Просвещения, поэт
намеревался сделать своего героя участником всех важнейших событий эпохи, с тем
чтобы его земной путь закончился в охваченном революцией Париже.
Семнадцать
песен, которые успел написать Байрон, свидетельствуют, что в этих перипетиях,
чаще смешных, чем печальных, герою надлежит испытать свой идеал "простой
души", которая существенно не изменяется, несмотря на повседневные
столкновения с интригами, своекорыстием, двуличием, мелкими амбициями и
низостью. Однако черты "естественного человека", взлелеянного культурой
"века разума", все больше становятся условностью или маской, тогда
как метаморфозы героя, который из рыцаря любви и поэта изысканной нежности
превращается в удачливого авантюриста, не только исподволь меняют его систему
понятий, но даже окрашивают сокровенные переживания этого пленника фортуны.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.rin.ru/cgi-bin/index.pl